задворках. Реальность такова, что человек одухотворенный и человек одномерный - две ипостаси единого глобального цивилизационного процесса.
Опираясь на принцип дополнительности, следует полагать, что тенденции гуманизма и технократизма, существующие в современной цивилизации одновременно, поддерживают его в неравновесном, возбужденном состоянии. В подобной ситуации система обладает возможностью отбора внешних структурообразующих факторов, производя его в координатах эволюции.
Другое дело, что, не уповая лишь на самоорганизацию социальной системы, в рамках структур организуемых и управляемых, при формировании стратегии национального развития России важно верно локализовать детерминанты гуманизма и технократизма. В части духовной культуры, характеристик человека гуманизм абсолютен; а его столкновения с технократизмом, противостояние данных тенденций - удел экономической, политической, социальной сфер. Можно также позиционировать ценности гуманизма как цель, возможности технократизма - как средство.
Список литературы:
1. Горелов А.А. Развитие гуманизма (от древности до наших дней). URL: http: // lib.znate.ru>Развитие гуманизма (от древности до наших дней) Горелов А.А.
2. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма. URL: htth: // www.philosophe.ru В.А. Лекторский - Идеалы и реальность гуманизма.
3. Перевезенцев С. Крах гуманизма: человечество вступило в новую эпоху. URL: http: // www.pravoslavieto.com/docs/ru/krah_gumanizma.htm.
4. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики., 2004. С. 196.
Шлыков Алексей Владимирович,
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Научного центра исследования истории и развития мировых цивилизаций НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва, e-mail: [email protected].
Студенчество и спорт
Аннотация. Рассмотрены вопросы физического воспитания и спортивных занятий в вузах России. Изложены основные требования к проведению обязательных учебных занятий, показана роль самостоятельных занятий и спортивных игр. Дана характеристика положительного влияния занятий спортом на обучение студентов. Представлена система организации студенческого спорта и роль Российского студенческого спортивного союза.
Ключевые слова: студенты, здоровье, физическая культура, выносливость, спорт, игры, соревнования, эффективность, государственная поддержка, РССС, универсиада.
Общепризнано, что развитие физических способностей человека посредством тренировки укрепляет его здоровье и повышает работоспособность. Несмотря на то, что современный образ жизни людей, в целом, требует от человека меньших физических усилий, чем прежде, состояние физического здоровья сохраняет большое значение как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности, причем не только в личном плане, но и масштабах государства.
Для общей выносливости человеку нужны хорошее сердце, здоровые лёгкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц, постоянная двигательная активность. Все виды массового спорта, которые связаны с активной двигательной деятельностью, способствуют нормальному функционированию организма, создают предпосылки для укрепления здоровья.
Наибольший интерес представляют те разновидности спорта, которые способствуют усилению притока кислорода в организм, помогая тем самым повысить его выносливость. К ним относят спортивную ходьбу, бег, лыжный спорт, плавание, греблю, велоспорт, конькобежный спорт, альпинизм, туризм и некоторые другие.
Для студенческой молодежи физические занятия и спорт имеют особое значение. Непрерывная учебная работа, экзаменационные и зачетные сессии с их напряженной нагрузкой, учебные и производственные практики - всё это требует от студентов хорошего физического и психического здоровья. Проблема осложняется еще и неудовлетворительным состоянием здоровья выпускников школ. Так, по данным Министерства образования и науки РФ к категории здоровых можно отнести не более 10 процентов от общего числа выпускников общеобразовательных учреждений страны. Даже в младших классах учащиеся испытывают существенную нехватку двигательной активности, которая значительно выше у старшеклассников.
Встречающиеся в литературе данные показывает, что общая нагрузка студентов учебной работой, включая и самоподготовку, в период экзаменационной сессии составляет 8-9 часов в день. В период экзаменационной сессии частота пульса и величина кровяного давления значительно повышается, снижается насыщение крови кислородом. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на молодой организм, которая осложняется еще и тем, что у студентов часто нарушаются элементарные правила режима труда, отдыха и питания. Последнее обстоятельство стало играть очень большую роль в последние десятилетия, поскольку из-за снижения уровня жизни основной массы населения и расширения коммерциализации образования большая часть студентов вынуждена одновременно с учебой интенсивно работать, чтобы оплатить учебу и свои бытовые расходы.
В общем виде организацию физического воспитания и спорта студентов можно представить следующим образом:
- обязательные учебные занятия по дисциплине «Физическая культура»;
- занятия в вузовских спортивных секциях или самостоятельно в свободное от учебы время;
- участие в студенческих спортивных соревнованиях.
Первым, наиболее простым и массовым этапом, являются обязательные занятия по курсу учебной дисциплины «Физическая культура», на которых могут использоваться только те упражнения, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Не исключается и упрощенные соревнования, которые не только повышает интерес к занятиям, но и служат методом контроля над их эффективностью. Критерием эффективности выступают как субъективные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий), так и объективные показатели (например, изменение веса тела).
На занятиях физической культурой после начальной теоретико-методической и общефизической подготовки студентам дается возможность выбрать вид спорта или систему физических упражнений для дальнейших занятий. Основными мотивами, которыми может определяться такой выбор, являются:
а) укрепление общего состояния здоровья;
б) повышение возможностей организма в целях подготовки к будущей профессиональной деятельности;
в) предполагаемая спортивная карьера.
На практике отмечается, однако, что при выборе у большинства студентов отсутствует обоснованная мотивация и редко выражен интерес к определенному виду спорта. В итоге выбор осуществляется под влиянием различных внешних факторов (советы друзей, коллективизм, внешняя привлекательность и т.д.).
Можно с уверенностью считать, что большая часть студентов считает занятия физкультурой и спортом активным отдыхом, дающим некоторую разрядку от однообразных учебных занятий. Существенную роль в эффекте от использования активного отдыха играют не только особенности предшествующего утомления (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическое и эмоциональное состояние человека.
Неотъемлемой частью физического воспитания студентов являются занятия спортом в свободное время. Студенты могут заниматься в группах подготовки (спортивных секциях) по различным видам спорта, включая шахматы, шашки, технические виды спорта (авто- и мотоспорт, планерный спорт и др.). Указанная подготовка позволяет значительно сократить в некоторых видах спорта затраты времени на организованные тренировочные занятия.
Широкую популярность среди студенчества приобрели различные спортивные игры, что объясняется многими причинами. Так, участие в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию всех основных физических качеств. Регулярные занятия играми воспитывают способность к устойчивости эмоционального состояния в условиях в условиях острой
спортивной борьбы, улучшают функции вестибулярного аппарата, способствуют совершенствованию точности движений, увеличению поля зрения игроков. Командные спортивные игры воспитывают умение подчинить личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь и дисциплина.
В развитии и популяризации спорта в студенческой среде большую роль играют соревнования, представляющие средство и метод общей физической и спортивной подготовки, а также способ контроля их эффективности. Показываемые на соревнованиях результаты представляют, по сути, показатель эффективности психофизической подготовки студента.
Система студенческих спортивных соревнований базируется на принципе постепенного повышения их уровня, начиная от соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам), между курсами факультетов, между факультетами, последовательно переходя затем к межвузовским и другим соревнованиям подобного уровня, вплоть до международных студенческих соревнований. Весьма важным является то, что на первых этапах внутривузовских соревнований в них может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовки. В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены, лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза.
Несомненно, что результаты любых соревнований могут служить значимым индикатором отношения в учебных заведениях к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для развития спорта. Наличие в вузах спортивных клубов также служит подобным показателем.
Рассматривая вопросы развития студенческого спорта и спортивных состязаний в Российской Федерации, нельзя не затронуть предшествующие исторические периоды.
Считается, что история студенческого спорта в России начинается в конце 1890-х годов. В 1904 году в России работало уже 40 спортивных студенческих клубов. В 1911 году 13 студенческих клубов Петербурга образовали первую студенческую лигу, которая устраивала соревнования между вузовскими командами Москвы и Санкт-Петербурга.
В СССР обязательное преподавание физкультуры в вузах было введено в 1929 году. В этом же году были проведены первые всесоюзные студенческие соревнования. С 1930-х годов до 1957 года студенческий спорт организационно входил в разные ведомственные спортивные общества (ДСО «Медик», ДСО «Учитель», ДСО «Молния» и др.). А в 1957 году было создано Всесоюзное спортивное общество «Буревестник», в которое вошли названные выше ДСО, а также некоторые другие. По состоянию на 1970 год в ДСО «Буревестник» входило более 600 студенческих клубов, где занималось спортом более 1,5 млн. студентов и 70 тысяч преподавателей и научных сотрудников. В высших учебных заведениях было 40 стадионов, 1250 спортивно-гимнастических залов, 28 плавательных бассейнов и 550 спортивно-оздоровительных лагерей.
Самыми популярными видами спорта были спортивные игры, спортивный туризм, лёгкая атлетика и зимние виды спорта. По состоянию на тот же год в обществе насчитывалось 50 заслуженных мастеров спорта, 6 тысяч мастеров спорта, 60 тысяч кандидатов в мастера спорта и спортсменов I разряда. Среди выдающихся спортсменов ДСО «Буревестник» были Л.Латынина, В.Муратов, В.Борзов, В.Брумель, Л.Скобликова, Н.Гаприндашвили, В.Смыслов и многие другие.
Вплоть до начала 1990-х годов, все значительные студенческие спортивные соревнования проводились только этим обществом. С 1959 года ДСО «Буревестник» входило в Международную федерацию университетского спорта и представляло там интересы СССР.
В связи с распадом Советского Союза ДСО «Буревестник» прекратило своё существование начале 1990-х годов. Последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения, совпавший с болезненными изменениями в экономике страны, оказавшими свое негативное влияние на систему высшего образования в целом и на студенческий спорт в частности. Даже в ведущих вузах страны вопросы студенческого спорта были отодвинуты на задний план наиболее важными проблемами выживания. Что уже говорить о вновь образовавшихся структурах, появившихся в большом количестве и не имеющих необходимого финансирования и нормальной материально-технической базы!
Начало нового этапа в организации возрождения студенческого спорта в нашей стране приходится на 1993 год, когда по инициативе Минобразования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России была создана Общественная организация «Российский студенческий спортивный союз» (РССС). В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте» РССС является субъектом физической культуры и спорта в Российской Федерации. Основная цель деятельности РССС - содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.
В настоящее время РССС и его региональные организации (более 60) являются основными организаторами студенческого спорта в России, осуществляя общую координацию деятельности спортивных клубов и физкультурных организации более чем 600 высших учебных заведений страны. При государственной поддержке образованы всероссийские студенческие лиги по наиболее популярным видам спорта, число которых в 2016 году достигло тринадцати. По инициативе РССС, Минспорта России и Минобрнауки России возобновлены традиции проведения Всероссийских универсиад, всероссийских фестивалей студенческого спорта. Активную роль в развитии студенческого спорта играют спортивные организации ведущих вузов стран (МГУ, ЛГУ, МАИ, МВТУ, РЭА, МГТУ «Станкин», МГПИ и ряда других).
РССС является коллективным членом Международной федерации университетского спорта. Говоря о развитии студенческого спорта, нельзя не
упомянуть Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады), которые проводятся как праздники студенческой молодежи планеты, служат расширению международных студенческих спортивных связей, укрепляют интернациональную дружбу и взаимопонимание.
Российские спортсмены показывают высокие результаты на соревнованиях этого уровня. Так, 8 февраля в г. Алматы (Казахстан) завершилась XXVIII Всемирная зимняя универсиада. Российская сборная заняла первое место, завоевав самое большее количество медалей за всю историю зимних универсиад: 71 медаль, в том числе 29 золотых, 27 серебряных и 15 бронзовых. О большом внимании к студенческому спорту со стороны руководства страны свидетельствует поздравительная телеграмма в адрес студенческой сборной команды России от Президента Российской Федерации В.Путина.
Обобщая изложенное выше, можно утверждать, что сам образ жизни студентов, занимающихся спортом, заставляет постоянно следить за состоянием своего здоровья. Осознанно придерживаясь установленного порядка, они реже нарушают режим сна и питания, чаще проводят время на свежем воздухе, избегают вредных привычек, укрепляют физическое здоровье. Как следствие, они реже болеют, обладают повышенной общей работоспособностью, в течение учебного года легче справляются с нагрузками во время занятий и экзаменов.
Следует также отметить еще один важный фактор влияния спортивных занятий на формирование будущих специалистов. Практика показывает, что выпускники вузов зачастую плохо умеют работать с людьми, не обладают психологической устойчивостью к различным стрессовым ситуациям и уверенностью, необходимой для руководства коллективом. И вот спорт помогает обрести эти качества, которые формируются в условиях постоянного воздействия физических и психических нагрузок во время спортивных тренировок и соревнований.
В заключение необходимо отметить, что проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта постоянно находятся в поле зрения исследователей различных научных школ, что еще раз убедительно подтверждает важность указанных проблем как для системы высшего образования страны, так и для общества в целом.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 41.03.04 Политология. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 939. Электронный ресурс (www.consultant.ru)
2. Чайников А.П. Психологическая подготовка студентов средствами физической культуры и спорта. М., 2013., Издательство Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. - 80 стр.
3. Шатров В.В., Дронов В.Я. Спортивный справочник студента МГПУ. М., 2013., Издательство Московского городского педагогического университета. -260 стр.
4. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. М., 2014., Издательство: ЮНИТИ-ДаНА . - 687 стр.
5. Ермакова М.А., Матявина С.И. Методика обучения базовым видам спорта. Издательство: Оренбургская государственная медицинская академия, 2014. -149 стр.
6. Кислицын Ю.Л., Побыванец В.С., Бурмистров В.Н. Физическая культура и спорт в социально-биологической адаптации студентов. М., 2013., Издательство: Российский университет дружбы народов. - 228 стр.
7. Общероссийская общественная организация «Российский студенческий спортивный союз» (ООО Российский Студенческий Спортивный Союз). Электронный ресурс (Сайт studsport.ru в Интернете).
8. Александровская О.К., Волков Г.В., Гейхман К.Л. Физическое развитие студента. - М.: 9. Эсмо, 2008. - 125с.
9. «Буревестник» - Всесоюзное добровольное спортивное общество. Электронный ресурс (материал из Википедии в Интернете).
Юлова Екатерина Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента инновационных программ обучения НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, e-mail: [email protected]; Батеева Елена Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории государства и права Московского политехнического университета, г. Москва, e-mail: [email protected]; Питерская Александра Леонидовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры
теории государства и права Московского политехнического университета, г. Москва, e-mail: [email protected].
Правовое регулирование банкротства спортивных организаций:
некоторые проблемы
Аннотация. В статье рассматриваются понятие, критерий и признаки несостоятельности спортивных организаций, зарубежный опыт предупреждения банкротства спортивных организаций и правовые возможности его использования в России в современных условиях. Кроме того,
59