Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников вуза'

Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ИТпортал
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВУЗ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ / STUDENT GOVERNMENT / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / COLLEGE / INDEPENDENT ACTIVITY / INTERACTION WITH THE EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анашкин Ю.И.

Термин«студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и, тем самым, очень часто вызывает неадекватную интерпретацию самого этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student government as a means of formation and development of competences of graduates of the University

The term "student government" does not accurately reflect its content and thereby very often causes inadequate interpretation of the notion itself.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников вуза»

fTlportal

О технологиях. Просто

Главная Научный журнал Новости IT-help Контакты

| Поиск | JmÎ) à

Сумка-мессенджер HENDERSO... 9 999 Р Посмотреть

catalog.henderson.ru

Главная страница журнала IT и технические науки

Экономические науки

О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Malparí

Q) Инвестиции от 10$ Q) На тобой срок 0 Высокая доходность*

www.aJpari.ru

* AJpaii limited. Доходность в прошлой не может гарантировать доходность в йудущем

Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа

Student government as a means of formation and development of competences of graduates of the University

УДК 378.183

26.09.2014

Выходные сведения:

Анашкин Ю.И. Студенческое самоуправление как средство формирования и развития компетенций выпускников ВУЗа //ИТпортал, 2014. №3 (3). URL: http://itportal.ru/science/economy/studencheskoe-samoupravlenie-kak-sr/

Авторы:

Ю.И. Анашкин (НГТУ им. Р.Е. Алексеева) Authors:

Y.I. Anashkin (NSTU n. a. R. E. Alekseev) Ключевые слова:

студенческое самоуправление, развитие компетенций, ВУЗ, самостоятельная деятельность, взаимодействие с внешней средой

Keyword:

student government, development of competences, College, independent activity, interaction with the external environment

Аннотация:

Термин«студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и, тем самым, очень часто вызывает неадекватную интерпретацию самого этого понятия.

Annotation:

The term "student government" does not accurately reflect its content and thereby very often causes inadequate interpretation of the notion itself.

Термин «студенческое самоуправление» не совсем точно отражает его содержание и, тем самым, очень часто вызывает неадекватную интерпретацию самого этого понятия. Поэтому студенческое самоуправление толкуют в буквальном смысле как полную свободу действий студентов в принятии решений и их реализации, «самостоятельную, и под свою ответственность деятельность по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и отдыха».

Вуз объединяет и студентов, и преподавателей, и администрацию в единый коллектив. Как открытая система современный вуз характеризуется сложностью состава и структуры, большим количеством взаимосвязанных составляющих их подсистем и элементов, возможных их состояний в каждый момент времени, тесным взаимодействием с внешней средой, имеет свои цели и систему управления [1]. И если студенческое самоуправление направлено на решение задачи повышения уровня подготовки выпускников, развития их компетенций, то, естественно, его деятельность должна осуществляться в рамках этой системы, совместно с администрацией, преподавателями, и направлена на достижение целей вуза [2].

Несмотря на огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии молодёжи, предоставление современному студенчеству роли субъекта управления высшим учебным заведением в традиционном понимании, на взгляд автора, не представляется возможным в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Среди них можно отметить значительную социальную инертность обучающейся молодежи, отсутствие должной ответственности за качество своего обучения, недостаточный уровень навыков и управленческой компетенции студентов, нежелание руководителей делится властью со студентами, сложность решаемых задач, страх сделать ошибку, неуверенность в своих силах, недостаток информации и опыта для правильного принятия решения и т. д. [3]

Мы разделяем мнение ряда авторов (Г.А. Бобылёва, Ю.Е Петруня, В.В. Петухов, Т.А. Строкова, Е.Л. Черников), что студенческое самоуправление не будет эффективным в условиях полной автономии, без помощи и сотрудничества с преподавателями, администрацией. Самостоятельность, активность студенты должны проявлять при решении конкретных задач, стоящих перед вузом.

Новая общественная ситуация и жизненные ориентиры, демократизация высшей школы, современные подходы к управлению закономерно выдвигают совершенно иной взгляд на роль и положение студентов в НГТУ, предполагают их самое широкое участие в управлении учебным заведением. Нельзя подготовиться к жизни в условиях демократии, рыночной экономики в рамках авторитарного учебно-воспитательного процесса, в значительной мере способствующего закреплению конформизма и приспособленчества [4, 5]. Жизнь руководителей, преподавателей, и студентов должна разворачиваться в пространстве, воплощающем ценности демократического общества.

Студентов не следует рассматривать только в качестве объектов педагогических воздействий, в ответ на которые они должны вести себя строго определенным образом. Так как неизбежным следствием такой их пассивной роли в вузе является соответствующая реакция, неверие в возможность что-либо изменить, чувство бесполезности проявления своих творческих способностей, инициативы.

Студенты университета - прежде всего субъекты управления, деятельности, активные участники в решение вопросов учебы, быта и отдыха. Они также вправе рассчитывать и на то, что их специфические запросы и интересы, связанные с подготовкой будущих специалистов, тоже будут иметь адекватные формы реализации [6].

На взгляд автора, студенческое самоуправление - это сложное социально-педагогическое явление, которое представляет собой особую форму целенаправленной деятельности студенческих советов, актива, студентов, ориентированную на совместную с администрацией, профессорско-преподавательским составом работу по подготовке высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности будущего выпускника - гражданина и патриота России, способной и готовой к высококачественной профессиональной деятельности.

Студенческое самоуправление даёт реальную возможность студентам НГТУ участвовать в различных видах деятельности, в ходе которой формируются взгляды, убеждения, ценностные ориентации, основа морального облика будущего специалиста, вырабатываются умения, навыки управленческой, организаторской и воспитательной работы [7].

Его роль в системе совместной работы по подготовке специалистов [8], обладающих необходимыми компетенциями, заключается в активном, дифференцированном по степени и формам участии органов студенческого самоуправления и студентов в организации учебно-воспитательного процесса и решении вопросов жизнедеятельности университета, затрагивающих их интересы. Разработка продуманной системы этого реального участия и составляет содержание студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Баженова Н.Г., Кузьмина Н.Г., Смачная О.Ю. Студенческое самоуправление в академии// Форум студенческого актива / Биробиджан, 2012.

2. Гоебенюк Е.Н. Студенческое самоуправление как механизм подготовки кадрового потенциала современной России //В сборнике: Синергетика в общественных и естественных науках: Девятые Курдюмовские чтения материалы Международной междисциплинарной научной конференции с

элементами научной школы для молодежи. Ответственный редактор Лапина Г. П.. 2013. С. 311-313.

3. Малашенко Е.С. Студенческое самоуправление как фактор формирования социальной компетенции студентов ВУЗа // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 206-209.

4. Абросимов Д.В., Астоянц М.С., Брайко Д.Н., Магранов А.С., Марченко Т.А., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Филоненко В.И. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста //Под общей редакцией В. И. Филоненко. Научный редактор И. А. Гуськов Компьютерная верстка Л.С.Шутько Дизайнер обложки А.Л.Зубов. Ростов-на-Дону, 2014.

5. Инновационный потенциал молодежи в развитии России // Министерство образования и науки РФ, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; редколлегия: Д. В. Бугров, А. П. Багирова, К. М. Ольховиков, Д. В. Трынов. 2012.

6. Алексеева Н.Л., Гоеб А.В. Перспективное планирование деятельности профсоюзной организации в рамках стратегии вуза // Нефтегазовое дело. 2013. № 11-1. С. 10-13.

7. Зуляр Р.Ю. Высшая школа как инструмент политической социализации современного студенчества // Научный редактор: Ю. А. Зуляр ; рецензенты: В. Н. Казарин, В. В. Черных. Иркутск, 2014.

8. Зайцев А.Н., Харламова Н. С. Роль университетов в развитии малого инновационного бизнеса //Иннов: электронный научный журнал, 2013. № 4 (17). URL: http://www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/

1. Bazhenova N.G., Kuz'mina N.G., Smachnaja O.Ju. Studencheskoe samoupravlenie vakademiiForum studencheskogo aktiva /Birobidzhan, 2012.

2. Grebenjuk E.N. Studencheskoe samoupravlenie kak mehanizm podgotovkikadrovogo potenciala sovremennoj Rossii V sbornike: Sinergetika v obshhestvennyh i estestvennyh naukah: Devjatye Kurdjumovskie chtenija materialy Mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii s jelementami nauchnoj shkoly dlja molodezhi. Otvetstvennyj redaktorLapina G. P.. 2013. P. 311-313.

3. Malashenko E.P. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor formirovanija social'nojkompetencii studentov VUZa V sbornike: SOVREMENNAJa NAUKA: TEORETIChESKIJ I PRAKTIChESKIJ VZGLJaD Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. P. 206-209.

4. Abrosimov D. V., Astojanc M.P., Brajko D.N., Magranov A.P., Marchenko T.A., Mosienko O.P., Nor-Arevjan O.A., Filonenko V.I. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor podgotovki sovremennogo specialista Pod obshhej redakciej V. I. Filonenko. Nauchnyj redaktor I. A. Gus'kov Kompjuternaja verstka L.P.Shut'ko Dizajner oblozhki A.L.Zubov. Rostov-na-Donu, 2014.

5. Innovacionnyjpotencial molodezhi v razvitii Rossii Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, Ministerstvo fizicheskoj kul'tury, sporta i molodezhnoj politiki Sverdlovskoj oblasti, Fond pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'cina, Ural'skij federal'nyj universitet im. pervogo Prezidenta RossiiB. N. El'cina; redkollegija: D. V. Bugrov, A. P. Bagirova, K. M. Ol'hovikov, D. V. Trynov. 2012.

6. Alekseeva N.L., Greb A.V. Perspektivnoe planirovanie dejatel'nosti profsojuznoj organizacii v ramkah strategii vuza Neftegazovoe delo. 2013. No 11-1. P. 10-13.

7. Zuljar R.Ju. Vysshaja shkola kak instrument politicheskoj socializacii sovremennogo studenchestva Nauchnyj redaktor: Ju. A. Zuljar ; recenzenty: V. N. Kazarin, V. V. Chernyh. Irkutsk, 2014.

8. Zajcev A.N., Harlamova N.P. Rol' universitetov v razvitii malogo innovacionnogo biznesa Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013. No 4 (17). URL: http: www.innov.ru/science/economy/rol-universitetov-v-razvitii-malogo-innovatsionnogo-biznesa/

References

® X

I Imperial College Business School

MSc Risk Management & Financial Engineering

Application deadline: 26 April

О компании

Реклама на сайте

Услуги

Карта сайта

© 2002-2016 электронный научный журнал «ИТпортал», быстрая публикация хороших научных статей, 16+

ISSN 2414-5688

iL

216 '»• 103 Э

9JJ)

Рамблер

ТОП 100 >11

INNOV - разработка и продвижение сайта, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.