Научная статья на тему 'Студенческие годы Г. А.  Попова'

Студенческие годы Г. А.  Попова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. А. ПОПОВ / ЯКУТСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / «ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ЯКУТОВ И ДРУГИХ ИНОРОДЦЕВ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЯКУТИИ / ИСТОРИК ЯКУТИИ / G. A. POPOV / YAKUT THEOLOGICAL SEMINARY / KAZAN THEOLOGICAL ACADEMY / «HISTORY OF CHRISTIAN ENLIGHTENMENT OF YAKUTS AND OTHER FOREIGNERS IN THE YAKUT REGION» / CHRISTIANIZATION OF YAKUTIA / A HISTORIAN OF YAKUTIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлов Семен Владимирович

В статье представлено краткое жизнеописание выпускника Якутской духовной семинарии, первого историка Якутии Григория Андреевича Попова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческие годы Г. А.  Попова»

С. В. Михайлов СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ Г. А. ПОПОВА

В статье представлено краткое жизнеописание выпускника Якутской духовной семинарии, первого историка Якутии — Григория Андреевича Попова. Ключевые слова: Г. А. Попов, Якутская духовная семинария, Казанская духовная академия, «История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области», христианизация Якутии, историк Якутии

Григорий Андреевич Попов — кандидат богословия, историк, краевед, родился 25 ноября 1887 г. в семье священника Андрея Григорьевича Попова в Октемском наслеге Западно-Кангаласского улуса Якутского округа. Мать Анна Петровна Попова также принадлежала духовному сословию: ее отец Петр Кузьмич Попов был протоиереем Иоанно-Предтеченской церкви города Якутска и состоял в Комитете по переводу богослужебных книг на якутский язык.

В 1884 г., благодаря деятельности епископа Якутского и Вилюйского Иакова (Домского) (+1889), была восстановлена Якутская духовная семинария, а в 1887 г. для нее было возведено новое двухэтажное здание. Впоследствии семинария объединилась с духовным училищем, куда в 1899 г. поступил Григорий Попов. «Спокойная и безмятежная жизнь моя продолжалась до 1899 г. Мне минуло 12 лет, и родители решили везти меня в Якутское духовное училище», — пишет в своих автобиографических записках Григорий Андреевич. Из его воспоминаний видно, что интереса к духовному образованию он не имел, но в связи с тем, что воспитывался в священнической семье, поступил в духовное училище [2, с. 14].

Из воспоминаний понятно, что обучался он на платной основе и принадлежал к числу «приходящих» — так называли тех, кто жил за пределами семинарии. Но через год обучения он потерял отца (осень 1900 г.) и, как сирота, был переведен на казенный счет и проживал в интернате.

В период обучения Г. Попова ректором был протоиерей Федор Андреев Стуков, духовный писатель, редактор «Якутских епархиальных ведомостей». «Суровый с виду, но по натуре был наоборот — человек мягкий и добрый»,— так описывали студенты своего ректора, который в 1905 г. был освобожден от должности за невнимательное отношение к своим обязанностям [2, с. 20]. Его место занял архимандрит Дионисий (Прозоровский)

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Духовная школа в истории Отечества» (к 160-летию учреждения Якутской духовной семинарии)

(1870-1937), кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии [2, с. 20].

Учебный год в училище начинался с 1 сентября и кончался в середине июня. Предусмотрены были летние и зимние каникулы. Распорядок дня выглядел следующим образом: подъем в 7 утра по звонку, затем 5-6 уроков, каждый из которых длился по часу. Иногда проводились также вечерние занятия, которые теперь называют самоподготовкой [2, с. 17].

Окончив духовное училище, в 1905 г. Григорий перешел в 1 класс духовной семинарии. Об этом моменте он писал: «Теперь я настоящий семинарист, а не в кавычках» [2, с. 28]. У семинаристов была особая форма: черные костюмы с белыми блестящими пуговицами и синими петлицами на воротниках и фуражки с голубыми околышами.

Григорий Андреевич не мечтал быть священником, как полагается студенту семинарии. Он полюбил естественные науки, которым посвящал все свободное время. Однако дисциплинарный устав и пребывание под постоянным надзором воспитали в Григории Попове добропорядочного студента с 1-м разрядом. В его аттестате по богословским, церковно-практическим и историческим наукам были только положительные оценки (отлично — 5, очень хорошо — 4), по математике и геометрии — тройки. Поведение было отличным, а в духовных школах это немаловажный фактор.

В 1911 г. Григорий закончил шесть классов семинарии и на дальнейшее образование начал зарабатывать, исполняя обязанности писца духовной консистории, где трудился в течении года. В это время он познакомился со своей будущей супругой Марией Яковлевной Никитиной.

В 1913 г. Григорий покидает Якутск и отправляется в Казань для поступления в духовную академию. Там он вел дневник, куда записывал свои размышления. В 1916 г. Попов был командирован к епископу Киренскому Зосиме, викарию Иркутской епархии, для ознакомления с церковными архивами и поиска материалов для кандидатского сочинения. В том же году в Иркутске публикуются его путевые записки под названием «По епархии с владыкой».

Весной 1917 г. Григорий успешно сдает выпускные экзамены, в июне защищает кандидатское сочинение на тему «История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области» с получением степени кандидата богословия (высшее богословское образование). В кандидатском сочинении он описывает миссионерскую деятельность православного духовенства на огромной территории Восточной Сибири с XVII до начала ХХ в., «используя материалы якутских и иркутских архивов гражданского и духовного ведомств (многие из которых в настоящее время утрачены), данные периодической печати, привлекает к работе опубликованные источники и исследования, проявляя себя как вполне сложившийся ученый» [1].

С. В. Михайлов Студенческие годы Г. А. Попова

Сохранились некоторые семестровые сочинения, написанные им в период обучения в академии: «Глава VI Евангелия от Матфея, ст. 22-34 по переводам Позднеева, Шмидта и П. Смирнова», «Поучение на 28 декабря 1914 года на день памяти св. Богоотец (значение св. Иакова, брата Господня, для Церкви Христовой», «Духовная жизнь животных в освещении современных психологов», «Сказание о Будде (критический разбор)» и др.

Григорий Андреевич Попов не принял священный сан, посвятив духовному образованию 18 лет своей жизни, и в дальнейшем стал исследователем с широким кругозором и одним из первых историков Якутии. В 1917 г. он был назначен преподавателем русского языка и литературы Якутского епархиального женского училища, с 1918 г. преподавал гражданскую историю в Якутской духовной семинарии и женской гимназии. В марте 1921 г. был назначен уполномоченным якутского подотдела исследования Сибири. В 1922 г., освободив от предыдущей должности, его перевели на место заведующего научным отделом при Народном комиссариате. В сентябре того же года Г. А. Попов организовал краевое географическое общество, по инициативе членов которого в школах ввели новый предмет — краеведение. В 1923 г., после закрытия научного отдела, историка назначают заведующим краеведческим музеем.

«В 1924-1927 гг. Попов заведует школой II ступени, где организует новые направления обучения: электротехническое, горное и кооперативное» [1]. Его преподавательская деятельность продолжалась вплоть до 1938 г. В этот период были подготовлены и опубликованы его труды: «Очерки по истории Якутии», «Якутский край», «Население и народности Якутского края. Опыт статистико-этнографического исследования» и другие.

В августе в 1940 г. Г. А. Попов был ложно обвинен в том, что «...являлся членом к-р (контрреволюционной. — Прим. авт.) националистической организации, ставящей своей целью свержение советской власти в Якутии и образование буржуазно-националистического государства под протекторатом Японии. По заданию этой к-р организации Попов совместно с другими обвиняемыми проводил систематическое вредительство на участке культурного строительства ЯАССР, т.е. совершил преступление, предусмотренное ст. 58-2, 58-7 и 58-11 УК РСФСР». По результатам расследования Г. А. Попов был отправлен этапом в Караганду в исправительно-трудовой лагерь [1], где скончался 6 декабря 1942 г.

Литература

1. Жизнь и научное наследие Г.А Попова [Электронный ресурс]. URL: http://ilin-yakutsk. narod.ru/2005-4/17.htm (дата обращения: 01.10.2018).

2. Попов Г. А. Сочинения. Т. 8: Автобиографические записки, дневники, письма, документы / отв. ред. Л. Н. Жукова, Е.П Антонов. Якутск, 2017.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Духовная школа в истории Отечества» (к 160-летию учреждения Якутской духовной семинарии)

S. V. Mikhailov Student Years of G. A. Popov

The article presents a brief biography of the graduate of the Yakut Theological Seminary, the first historian of Yakutia Grigory Andreevich Popov.

Key words: G. A. Popov, Yakut Theological Seminary, Kazan theological Academy, «History of Christian enlightenment of Yakuts and other foreigners in the Yakut region», Christianization of Yakutia, a historian of Yakutia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.