Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Студенческая семья -важный ресурс демографического развития на национальном уровне
Редакционная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-9-14
Ростовская Тамара Керимовна - д-р социол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе, директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграций, ORCID: 0000-0002-1629-7780, Researcher ID: F-5579-2018, [email protected]
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия Адрес: 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, 6, к. 1 Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Для цитирования.: Ростовская Т.К.. Студенческая семья - важный ресурс демографического развития на национальном уровне // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 9-14. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-9-14
The Student Family Is an Important Resource for Demographic Development at the National Level
Editorial
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-9-14
Tamara K. Rostovskaya - Dr. Sci. (Sociology), Professor; Deputy Director for Research, Professor, Director, Institute of Modern Languages, Intercultural Communication and Migration, ORCID ID: 0000-0002-1629-7780 Researcher ID: F-5579-2018, [email protected] E-mail: [email protected]
Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation Address: 6, bld. 1, Fotievoy str, 119333, Moscow, Russian Federation; RUDN University, Moscow, Russian Federation
Address: 6, Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russian Federation
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Ростовская Т.К., 2024.
И]
Cite as: Rostovskaya, T.K. (2024). The Student Family Is an Important Resource for Demographic Development at the National Level. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 7, pp. 9-14, doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-9-14 (In Russ., abstract in Eng.).
Тематический раздел данного номера журнала «Семья как ключевой объект демографической политики и научных исследований» посвящён вопросам развития семьи в контексте государственной демографической политики и приурочен к проведению V Всероссийского демографического форума с международным участием (далее - Форум), который состоится 23-28 сентября 2024 года в Сочинском институте (филиале) Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Организаторы Форума -Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук и Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Юбилейный Форум проходит в год 300-летия РАН и Год семьи в Российской Федерации. В этой связи актуальны темы, связанные с освещением демографической ситуации на региональном уровне; выработкой новых подходов к реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности.
Для оперативной фиксации происходящих трансформаций, а также выявления реакции населения на меры демографической политики, их своевременной корректировки важен мониторинг и анализ динамики ключевых показателей развития демографической ситуации в субъектах Российской Федерации. Данный мониторинг на региональном уровне с 2020 года систематически проводит Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Научный совет «Демографические и миграционные проблемы России» при ООН РАН. Результаты мониторинга освещены в
ежегодно издаваемом Национальном демографическом докладе «Демографическое самочувствие регионов России» (далее - Национальный демографический доклад).
В рамках Форума состоится презентация «Национального демографического доклада-2023»1. Текст доклада, подготовленный научным коллективом Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Вологодским научным центром РАН, с участием научных работников Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, а также ведущих учёных Республики Башкортостан, Ставропольского края, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Нижегородской, Свердловской областей и ХМАО-Югры, является актуальным документом, в котором проанализированы основные тенденции демографического развития в 12 субъектах Российской Федерации.
Первый раздел Национального демографического доклада вносит вклад в методическое сопровождение демографической политики, представляя особенности регулирования брачного, репродуктивного и самосохранительного поведения в части обеспечения демографической безопасности России. Актуальными являются вопросы, связанные с развитием коренных малочисленных народов Севера на примере ХМАО-Югры в контексте национальной безопасности России.
Второй раздел традиционно содержит материал, связанный с особенностями демографического развития в 2022-2023 гг. в следующих субъектах РФ: Москва и Московская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Ставропольский край,
1 Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад-2023 / Т.К. Ростовская, А.А. Шабунова [и др.]; отв. ред. Т.К. Ростовская, А. А. Шабунова; ФНИСЦ РАН. Вологда: Вологодский научный центр, 2024. 336 с. DOI: 10.1918l/monogr:978-5-89697-427-7.2024
Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Нижегородская и Свердловская области. Следует подчеркнуть, что впервые в докладе представлена информация о демографической ситуации в Калининградской области и ХМАО-Югре.
Национальный демографический доклад является важным исследованием разных кейсов в области демографии, способствует их популяризации и повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.
В Год семьи в Российской Федерации на Форуме особое внимание будет уделено вопросам укрепления института российской семьи на основе традиционных социокультурных ценностей; повышения брачности и рождаемости в молодёжной среде усилению государственной поддержки семей с детьми. В этом ключе важнейшим представляется ценность института многопоколенной семьи, включающего различные типы семьи. В контексте глобальных вызовов и внутренних угроз, приводящих к депопуляции россиян, актуальной является поддержка особого типа семьи - благополучной многодетной семьи как идеальной модели семьи. Данная модель соотносится с моделью «благополучная семья», разработанной под руководством Ростовской Т.К.. в 2007 г., в рамках Концепции государственной политики в отношении молодой семьи2. А утверждённый статус многодетной семьи3, какой является семья,
имеющая трёх и более детей, позволил проводить единую социально ориентированную государственную политику в сфере поддержки многодетных семей. В своём интервью журналу «Ректор вуза» заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Анна Юрьевна Кузнецова отметила: «...Год семьи, объявленный Президентом России, придаёт новый импульс для развития всех векторов просемейной политики, включая повышение благополучия семей с детьми, развитие семейной инфраструктуры и, конечно, сохранение и укрепление в обществе нравственных ориентиров, отвечающих нашим традиционных семейным ценностям. Одна из таких ценностей, обозначенных главой государства, -традиции крепкой многодетной, многопоколенной семьи. Важно помнить, что большая многодетная семья начинается именно с молодой семьи, которая ещё только принимает решение о рождении детей. Поэтому очень важно помогать и поддерживать наши молодые, студенческие семьи на всех уровнях» 4.
Не случайно, тема, связанная с поддержкой студенческой семьи является ключевой в нашем тематическом разделе журнала. Рост внимания к проблемам студенческой семьи подтверждается в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. В.В. Путин среди «вопросов, решение которых считается принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны»5, определил значимость создания условий, позволяющих
2 Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи». URL: https://onHnen.consultant.m/cgi/onHne.cgi?req=doc&base=LAW&n= 98438&cacheid=40461B84BDF916E697B63575F9B412F5&mode=splus&rnd=ewf7JA#79lB4JUiatZiFGq31 (дата обращения: 10.06.2024).
3 Указ Президента РФ от 23.01.2024 N 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». URL: https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=467710&dst=1000000001&cache id=7E0E00FA7544A81C1D98B521AC7BC902&m0de=splus&rnd=ewf7JA#en0B4JUkRDCEvz651 (дата обращения 10.06.2024).
4 Журнал «Ректор вуза». 2024. № 6 (233). С. 4. URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/5dl/5d1f 4ddfd38764603f051a74570b59f5.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
5 Указ Президента РФ от 23.01.2024 N 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». URL: https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=467710&dst=1000000001&cache id=7E0E00FA7544A81C1D98B521AC7BC902&mode=splus&rnd=ewf7JA#enOB4JUkRDCEvz651 (дата обращения: 10.06.2024).
студентам, аспирантам, создавшим молодые семьи, учиться, работать и воспитывать детей. А запуск нового национального проекта «Семья», который анонсировал Президент, является необходимым стратегическим ресурсом, направленным на повышение качества жизни семей с детьми, на поддержку рождаемости в молодых семьях.
В настоящее время Минобрнауки России проводит активную работу по поддержке студенческих семей, которых сегодня насчитывается 17 тыс. На федеральном уровне создана рабочая группа по вопросам поддержки молодых студенческих семей, которую возглавляет заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Викторовна Петрова. «Разработаны методические рекомендации по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребёнка для студенческих семей в вузах. В настоящее время в 36 вузах открыты группы кратковременного пребывания детей, в 26 вузах - комнаты матери и ребёнка. Также Министерством разработаны методические рекомендации по организации проживания студентов, имеющих детей, в жилых помещениях общежитий образовательных организаций высшего образования», - сообщает О.В.Петрова6.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время на федеральном уровне не установлен правовой статус студенческой семьи, отсутствует единая правовая база социальной политики в отношении данного типа семьи, что приводит к разрозненным действиям социальных служб в регионах, низкой эффективности работы учреждений органов по делам молодёжи и социальных программ по поддержке студенческой семьи.
В РФ растёт актуальность исследования института студенческих семей. Во-первых, студенческая семья является объектом социальной защиты, т. к. условия её функционирования сопряжены с рядом проблем, следовательно, необходимы ресурсы для формирования или восстановления благополучия. Во-вторых, в связи со снижением в России общего коэффициента рожддаемо-сти и численности населения студенческие семьи можно рассматривать как важный ресурс демографического развития.
В этой связи значимыми являются статьи, представленные авторскими коллективами в тематическом разделе данного номера журнала.
Открывает тематический раздел номера журнала статья Ростовской Т.К., Васильевой Е.Н, Никольского В.С. «Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов». Авторами на первом этапе представлен теоретический анализ и уточнено определение понятия «студенческая семья», основанное на авторском определении: «Студенческой считается семья, в которой оба супруга находятся в возрасте до 25 лет (включительно), состоят в зарегистрированном браке и являются студентами очной формы обучения организаций высшего образования. Для детной (многодетной) студенческой семьи возраст может быть увеличен до 30 лет (при условии, что один из супругов является студентом очной формы обучения организации высшего образования)» 7.
На втором этапе представлены результаты Всероссийского социологического исследования «Студенческая семья России», проведённого иДи ФНИСЦ РАН в 2022 г.8.
6 Журнал «Ректор вуза». 2024. № 6 (233). С. 4. URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/5dl/5d1f4 ddfd38764603f051a74570b59f5.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
7 Институциональные основы становления студенческой семьи как ресурса демографического развития России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 1. С. 169-179. URL: https://www.isras.ru/index. php?page_id=1198&id=10732 (дата обращения: 10.06.2024).
8 Всероссийское социологическое исследование «Студенческая семья России», проведённое в 2022 году методом анкетного опроса в 15 высших учебных заведениях 12 регионов России, n = 1388,
В процессе исследования определены исторические условия изменения института студенческих семей, выявлены параметры благополучия разных типов студенческих семей. Лейтмотивом данной статьи является необходимость популяризации института благополучной молодой (студенческой) семьи, в которой традиционно в молодом возрасте создаётся супружеская пара, ориентированная на рождение и воспитание детей.
В связи с изложенным следует подчеркнуть роль Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» при Отделении общественных наук РАН в проведении научных исследований в рамках тематики, связанной с изучением представлений студентов о брачно-се-мейных отношениях и благополучии семейной жизни, а также проблемных аспектов формирования и развития института студенческой семьи в России.
Результаты данных исследований вошли в текст авторской коллективной монографии «Студенческая семья в России: барьеры и возможности благополучия»9. Данная монография представляет собой многолетний труд, в котором отражены результаты авторских социологических исследований, проведённых в 2014-2022 гг. в рамках тематики, связанной с изучением представлений студентов о брачно-семейных отношениях и благополучии семейной жизни, а также проблемных аспектов формирования и развития института студенческой семьи в России. Презентация книги состоялась 8 июля 2024 г. во Всероссийский день семьи, любви и верности в Ивановском государственном университете10.
В рамках заявленной тематики особый интерес представляют исследования, связанные с практиками поддержки студенческих семей. Авторский коллектив Багирова А.П., Нешатаев А.В., Вавилова А.С., Левшиц А.Д. в статье «Родительство в студенчестве: возможности совмещения жизненных стратегий» затрагивает важнейшую тему, связанную с совмещением родительских и образовательных обязанностей в студенческой семье. Научный труд под руководством ведущего учёного, доктора экономических наук А.П. Багировой вносит вклад в общественную дискуссию о возможностях и условиях более раннего в сравнении с существующим сейчас возраста родительского дебюта в молодёжной среде. На основе анализа сложностей родителей, находящихся в отпусках по уходу за ребёнком, авторы представляют потенциальные инструменты минимизации трудностей родительства, возникающих в этот период, для студенческих семей.
Статья Ильдархановой Ч.И., Ершовой Г.Н. «Образовательные траектории родителей как фактор репродуктивного поведения на примере Республики Татарстан (20132022 гг.)» актуальна в контексте поддержки инициатив Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей о мерах финансовой поддержки молодых студенческих семей. Авторы статистически подтверждают откладывание рождения первенцев у женщин в связи с приоритетом получения высшего образования, но также и то, что, получив высшее образование и родив первого ребёнка, женщины демонстрируют схожий с матерями без высшего образования временной интервал по реализации репродуктивных намерений по вторым детям.
(представители студенческой молодёжи 15 вузов в возрасте от 17-28 лет), а также методом глубинного интервью и экспертного опроса. (Рук. - д-р социол. наук, проф. Т.К. Ростовская).
9 Студенческая семья в России: барьеры и возможности благополучия : монография / Т.К. Ростовская [и др.]; отв. ред. Т.К. Ростовская; ИДИ ФНИСЦ РАН. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2024. 472 с. ISBN: 9785-7807-1456-9.
10 URL: https://idrras.ru/news/2024/7/meropiyatiya-den-semi-lyubvi-i-vernosti.html (дата обращения: 10.06.2024).
Завершает тематический раздел номера статья «Что мы знаем о студенческих семьях: социологический анализ» (Вилкова К.А., Груздев И.А., Шмелева Е.Д., Тарасова Е.А., Старцев С.В.). Рассматривая демографический контекст, характеристики студенческих семей и их опыт совмещения учёбы и родительства, авторы приходят к выводу о необходимости индивидуализированного подхода к поддержке студенческих семей, учитывая их редкость и разнообразие потребностей. Предлагаются направления дальнейших исследований, включая изуче-
ние социальных условий, влияющих на возраст создания семьи, анализ семейных планов старших студентов и аспирантов, а также более детальное исследование типологии и повседневной жизни студенческих семей.
Таким образом, тематический выпуск раздела данного номера журнала освещает ряд актуальных тем, связанных с поддержкой студенческой семьи, которая сегодня представляет важный ресурс демографического развития на национальном уровне, и, мы надеемся, будет интересен нашим читателям.
Журнал издается с 1992 года. Периодичность — 11 номеров в год. Распространяется в регионах России, в СНГ и за рубежом.
Главный редактор:
Никольский Владимир Святославович
Редакция:
E-mail: [email protected], vovr@bk. http://vovr.elpub.ru 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а
Подписные индексы: «Пресса России» — 83142
@bk.ru @bk.ru
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
научно-педагогический журнал
«Высшее образование в России» - ежемесячный межрегиональный научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных трансдисциплинарных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций её развития с позиций педагогики, социологии и философии образования.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий (2018), в которых >1ть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ;пени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по 1м научным специальностям:
5.4.4 - Социальная структура, социальные институты и процессы
(Социологические науки) 5.4.6 - Социология культуры (Социологические науки)
5.7.6 - Философия науки и техники (Философские науки)
5.7.7 - Социальная и политическая философия (Философские науки)
5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования (Педагогические науки)
5.8.2 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования) (Педагогические науки) 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования (Педагогические науки)
Пятилетний импакт-фактор журнала (без самоцитирования) в РИНЦ составляет 2,559; показатель Science Index-2022 - 9,885
Дорогие читатели и авторы! Призываем оформить подписку на журнал "Высшее образование в России". Светлое будущеенашего издания зависит от вас!
:ССЫ
ИИ
SCUPUS Vysshee Obrazovanie v Rossii
Q1 Philosophy
Q2 Sociology and Political Science
Q3 Education