Научная статья на тему 'Студенческая научно-техническая конференция – побудительная мотивация студентов к процессу обучения'

Студенческая научно-техническая конференция – побудительная мотивация студентов к процессу обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CONFERENCE / EDUCATION PROCESS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечина Г. П.

Дано описание концепций академической мотивации и партисипативного управления отечественных и зарубежных научных исследователей. Приводится анализ влияния участия студентов в научно-технических конференциях на побудительную мотивацию студентов к процессу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given the description of concepts of academic motivation for participative control of domestic and foreign research. Listed the analysis of influence of student’s participation in scientific and technical conferences on incentive motivation of students to education process.

Текст научной работы на тему «Студенческая научно-техническая конференция – побудительная мотивация студентов к процессу обучения»

УДК 37.013.46

Г. П. Сечина

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - ПОБУДИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ.

Ключевые слова: мотивация, научно-техническая конференция, процесс обучения студентов.

Дано описание концепций академической мотивации и партисипативного управления отечественных и зарубежных научных исследователей. Приводится анализ влияния участия студентов в научно-технических конференциях на побудительную мотивацию студентов к процессу обучения.

Keywords: motivation, scientific and technical conference, education process of students.

Given the description of concepts of academic motivation for participative control of domestic and foreign research. Listed the analysis of influence of student's participation in scientific and technical conferences on incentive motivation of students to education process.

Концепцию мотивации многие

отечественные и зарубежные научные исследователи определяют по-разному. Область академической мотивации разбита на множество "мини-теорий". [6] Исследования и разработка теорий мотивации проводились и проводятся в настоящее время для того, чтобы объяснить поведение людей.

В настоящей статье рассматриваются некоторые модели академической мотивации, структура учебной мотивации, категории мотивов учения, побуждающие мотивы учебной деятельности, влияние учебной мотивации на уровень освоения выбранной специальности.

В соответствии с Шунком, Пинтричем, Миисом академическая мотивация определяется как процесс, полученный в результате какого-либо действия (например, выбор заданий, усилия, настойчивость) и вербализации, на основании чего мотивируется целенаправленная физическая и умственная активность. Мотивированные студенты, как правило, участвуют в деятельности, которая помогает им в учёбе и дальнейших достижениях, проявляют больше внимания в течение курса, уделяют время на дополнительное обучение. [11]

Учебная мотивация представляет собой систему побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности.[8]

Согласно Марковой А. К., в структуру учебной мотивации включены непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности,

перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности, интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.[7]

Для успешного осуществления учебной деятельности, по результатам исследований, проведенных Божович Л. И., необходимо, чтобы развивались две категории мотивов учения, одна из которых связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения, другая

категория мотивов отражает отношения обучающегося с окружающей средой.

Мотивационный процесс начинается с физиологической или психологической

потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение личных, групповых или общественных целей.

Согласно теории Маслоу уровень потребности в самореализации (самовыражении) реализуется в максимальном использовании своих сил, способностей, навыков и потенциала. Люди, добившиеся возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. Самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.

Концепция партисипативного управления исходит из того, что если человек в организации заинтересованно принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, то он тем самым, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более качественно и производительно, при этом выходит за рамки его компетенции - за рамки выполняемой им работы и решаемых им задач [6]. Для повышения мотивации студентов к процессу обучения возможно применение концепции партисипативного управления.

Привлечение студентов к участию в научной работе, результатом которой является выступление с докладом на научно-технической конференции, формирует у студентов стремление к познанию и созиданию нового, неизвестного (познавательные и творческие потребности)[1], желание понять данное явление самому и раскрыть глаза на его сущность другим: интерес к определённой науке, стремление к самореализации.

Модель академической мотивации в соответствии с Хабировой Т. Г. состоит из пяти компонентов: 1) Интерес, 2) Польза, 3)Успех, 4) Вдохновение, 5) Внимательность [2],[3],[11]. Исследования показывают, что некоторые из этих компонентов могут быть использованы для объяснения мотивации посредством привлечения

студентов к участию в научно-технических конференциях.

Интерес

Преподаватель может оказывать влияние на заинтересованность студентов в изучении дисциплины. Реннингерн и Хиди утверждали, что потенциал заинтересованности заложен в самом человеке, но содержание и окружающая среда определяют направленность интересов и способствуют их формированию [11].

Многолетний опыт работы преподавания в Нижнекамском химико-технологическом институте (НХТИ) Казанского национального

исследовательского технологического университета (КНИТУ) показывает, что если во время занятий подчёркивать роль изучаемого предмета в выбранной специальности, интерес к изучению этого предмета значительно повышается.

Вдохновение

Вдохновение относится к объёму осознанного понимания студентов при обучении. Человек охотно занимается какой-либо деятельностью, если он уверен, что хорошо понимает некоторые её аспекты [7], [8]. При подготовке к выступлению на конференции, студенты самостоятельно прорабатывают большой объём научной и технической информации. Наиболее самостоятельно студенты проявляют упорство в обучении, так как они более углублённо понимают изучаемые предметы.

Успех

Структуру предметов необходимо планировать таким образом, чтобы они были интересными и обеспечивались всеми необходимыми предпосылками для успешного освоения выбранной специальности.

В процессе подготовки к участию в научно-технической конференции студенты обучаются различным инструментам и технологиям научной деятельности, что позволяет усиливать мотивацию студентов применить полученные знания и навыки на практике, повышает интерес к изучаемым дисциплинам.

При этом выполняются педагогические функции эмоционально-ценностного

стимулирования студентов в соответствии с Татариновой М. Н.:

- побудительно-регулятивная, активизирующая внутренние ресурсы, творческий потенциал личности;

- деятельностно-личностный подход к процессу обучения, в основе которого - воссоединение педагогического целеполагания и потребностно-мотивационной сферы студентов;

- создание атмосферы психологической раскрепощённости в процессе обучения, основанной на личностно-ориентированном подходе;

- положительных состояний, связанных с учебным процессом (чувство успеха,

самовыражение, самоутверждение с потребностью сохранить достигнутые результаты);

- обеспечение условий для творческой самореализации студентов.[10]

На кафедре автоматизации технологических процессов и производств НХТИ КНИТУ на протяжении последних пятнадцати лет проводятся исследования влияния участия студентов в научно-технических конференциях на побудительную мотивацию процесса обучения студентов и становление конкурентно-способных специалистов.

Изучение кафедральных предметов начинается на втором курсе и заканчивается защитой дипломных проектов. В исследованиях участвовали контрольная (К) группа, студенты которой не привлекались к работе в научно-технических конференциях, и экспериментальная (Э) группа - участники конференций.

Средний балл студентов 1-2 кусов обучения составил в группе К «3,73, в группе Э «3,75. участие в кафедральных и институтских конференциях начинается со 2 курса . средний балл к моменту окончания обучения в институте в группе К «3,9, в группе Э «4,6.

Количество студентов, продолживших обучение в аспирантуре, из контрольной группы -5%, из экспериментальной группы - 95%. Мониторинг показывает, что большинство выпускников экспериментальных групп работает по специальности, полученной при обучении в вузе, кроме того, многие из этих выпускников являются руководителями различных подразделений, ведущими специалистами.

В исследованиях учебной мотивации студентов Ильиным Е. П., Васильковой А. М. и др. отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной

специальности снижается. [5]

Положительная мотивация студентов к учению, способствующая обеспечению успешного овладения знаниями и учениями, по данным Реан А. Н., может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у студентов или же его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учёбе. [5]

Потраченное время на подготовку к научно-технической конференции приведёт к тому, что студенты в восторге от предмета и самого обучения. В результате этого и преподаватели будут довольны знаниями студентов.[12]

Решение задач повышения побудительной мотивации к процессу обучения требует комплексного подхода.

Одним из направлений решения этих задач, по нашему мнению, можно считать вовлечение студентов на ранних этапах обучения в высшей школе, привлечение к участию в научно-технических конференциях.

Литература

1. Галиуллина Ф. Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно исследовательской деятельности//Вестник ТИСБИ. -2003. - №3.

2. Деки, E. Л., &Райян, Р. М.Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. NewYork: Plenum,1985 - 143 с.

3. Деки, E. Л., &Райян, Р. М.Самомотивационный подход: интеграция в личность. Nebraska symposium on motivation (№ 38). Lincoln: University of Nebraska Press,1991 - 98 с.

4. Деки, Е.Л., &Райян, Р. M. "Что" и "Почему " цели занятия: человеческие потребности и самостоятельное поведения. PsychologicalInquiry, № 11(4), 2000 - 268 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб:Питер. 2000. - 512 с.

6. Козлова Н. В., Луков Д. В. Комплексная программа повышения мотивации к научной деятельности (психолого-академический подход): Известия Томского политехнического университета, 2007. - том 310, №3.

7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. -М.:Просвещение,1990 - 192с.

8. Молодцова Н. Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. - 208 с.

9. Рив, Дж. Понимание мотиваций и эмоций. Hoboken, NJ: Wiley, 2005 - 125 c.

10. Татаринова М. Н. Активация эмоциональной сферы студентов в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук: Киров, 2003 - 226 с.

11. Хабирова Т. Г. Мотивация студентов к процессу обучения: ВПУИЗ (Вдохновение, Польза, Успех, Интерес, Внимательность) как модель академической мотивации. Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. -№17. С. - 341 - 343.

12. Цейтлин, Р.С. Инновационное развитие муниципальных образований в регионах с преобладанием нефтехимического профиля производства / Р.С. Цейтлин, Р.А.Мусаев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №3. -С. 224-233.

13. Шунк, Д. Х., Пинтрич, П. Р., &Миис, Дж. Л. Мотивация в учебе: теория, исследования и применения. Upper-Saddle River, NJ: Pearson, 2008 -132 с.

© Г. П. Сечина - ст. препод. каф. АТПП НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», islaeva2491@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.