Научная статья на тему 'Студенческая научная деятельность в Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского в Праге: работы по борьбе и коррекции детской преступности в советской России'

Студенческая научная деятельность в Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского в Праге: работы по борьбе и коррекции детской преступности в советской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / КРИМИНОЛОГИЯ / КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ИСТОРИЯ НАУКИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ / А.В. МАКЛЕЦОВ / В.М. ЛЕВИТСКИЙ / РУССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / RUSSIAN ABROAD COMMUNITY / CRIMINOLOGY / CRIMINAL PSYCHOLOGY / CHILD CRIME / CHILD HOMELESSNESS / HISTORY OF SCIENCE / STUDENT ESSAYS / A.V. MAKLETSOV / V.M. LEVITSKY / RUSSIAN PEDAGOGICAL INSTITUTE / EDUCATIONAL PROGRAMS / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костригин А.А.

В статье рассматривается проблематика научного наследия российского зарубежья первой половины XX в. Внимание уделяется вопросам детской криминальной психологии, детской преступности и беспризорности. Анализируется творчество русских ученых эмигрантов, работавших в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге А.В. Маклецова и В.М. Левитского. Впервые публикуется учебная программа курса «Русский опыт борьбы с детской преступностью и порочностью». Анализируется студенческий реферат «Факторы детской преступности в условиях советской жизни» (архивный материал). Студенческие рефераты являются отражением философских и методологических той научной школы, к которой студенты принадлежат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT RESEARCH ACTIVITIES AT COMENIUS RUSSIAN PEDAGOGICAL INSTITUTE IN PRAGUE: WORKS ON STRUGGLE AND CORRECTION OF CHILD CRIME IN SOVIET RUSSIA

In the article the problems of the scientific heritage of the Russian abroad community of the first half of the 20th century are considered. Attention is given to the issues of child criminal psychology, child crime and homelessness. The work of Russian scientists-emigrants, who worked at the Comenius Russian Pedagogical Institute in Prague A.V. Makletsov and V.M. Levitsky, are analyzed. For the first time, the curriculum of the course "Russian experience in combating child crime and depravity" is published. The student's essay "Factors of child crime in the conditions of Soviet life" (archival material) is analyzed. Student essays are a reflection of the philosophical and methodological science school to which students belong.

Текст научной работы на тему «Студенческая научная деятельность в Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского в Праге: работы по борьбе и коррекции детской преступности в советской России»

Юридические науки

УДК 343.97

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. Я.А. КОМЕНСКОГО В ПРАГЕ: РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

А.А. Костригин, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблематика научного наследия российского зарубежья первой половины XX в. Внимание уделяется вопросам детской криминальной психологии, детской преступности и беспризорности. Анализируется творчество русских ученых эмигрантов, работавших в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге - А.В. Маклецова и В.М. Левитского. Впервые публикуется учебная программа курса «Русский опыт борьбы с детской преступностью и порочностью». Анализируется студенческий реферат «Факторы детской преступности в условиях советской жизни» (архивный материал). Студенческие рефераты являются отражением философских и методологических той научной школы, к которой студенты принадлежат.

Ключевые слова: российское зарубежье, криминология, криминальная психология, детская преступность, детская беспризорность, история науки, студенческие рефераты, А.В. Мак-лецов, В.М. Левитский, Русский педагогический институт, учебные программы, научная школа.

STUDENT RESEARCH ACTIVITIES AT COMENIUS RUSSIAN PEDAGOGICAL INSTITUTE IN PRAGUE: WORKS ON STRUGGLE AND CORRECTION OF CHILD CRIME IN SOVIET RUSSIA

Abstract. In the article the problems of the scientific heritage of the Russian abroad community of the first half of the 20th century are considered. Attention is given to the issues of child criminal psychology, child crime and homelessness. The work of Russian scientists-emigrants, who worked at the Comenius Russian Pedagogical Institute in Prague - A.V. Makletsov and V.M. Levitsky, are analyzed. For the first time, the curriculum of the course "Russian experience in combating child crime and depravity" is published. The student's essay "Factors of child crime in the conditions of Soviet life" (archival material) is analyzed. Student essays are a reflection of the philosophical and methodological science school to which students belong.

Keywords: Russian abroad community, criminology, criminal psychology, child crime, child home-lessness, history of science, student essays, A.V. Makletsov, V.M. Levitsky, Russian Pedagogical Institute, educational programs, scientific school.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению истории российского зарубежья [5; 11; 12; 20; 24; 25; 31], в частности, его научного наследия [1; 32] в области философии [8; 9; 10; 18], педагогики [3; 4; 21; 22; 26; 30], психологии [13; 14; 15; 16; 19; 27; 33; 34 ], литературы [2], права [23], востоковедения [35]. Данная область исследований является одной из наиболее неизвестных и дискуссионных страниц истории нашей страны. С одной стороны, необходимо максимально полно осветить всех биографии всех людей, покинувших страну после революции 1917 г., т.к. значительная часть имен и их трудов до сих пор оста-

ется малоизвестными; с другой - встроенность в мировое сообщество и в культуру стран, где остановились наши соотечественники, накладывали определенное влияние на их самосознание, взгляды, науку и творчество. Безусловно, научное наследие российских эмигрантов является неотъемлемой частью российской истории, но в то же время - оно становится частью истории и тех стран, где работали эмигранты. С этим связаны и сложности изучения творчества деятелей русского зарубежья.

Мы обратимся к такой области научной деятельности русской эмиграции, как детская криминология и криминальная психология. Среди наиболее известных криминологов в России и российском зарубежье в первой половине XX в. можно отметить М.Н. Гернета, С.К. Го-геля, А.А. Жижиленко, Н.С. Тимашев, С.Н. Трегубов, И.Я. Фойницкого, В.Ф. Чижа, М.П. Чу-бинский и др. Вопросами детской преступности занимались В.М. Левитский, А.В. Маклецов и др.

Последние ученые входят основной круг криминологов «Русской Праги». Если об Александре Васильевиче Маклецове (1884-1948) есть достаточное количество материалов [17; 28], то о Валерии Михайловиче Левитском (?-1946) мы сейчас знаем не так много [28]. Оба ученых преподавали в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге (1922-1926 гг.) [11; 14]: А.В. Маклецов читал курс «Охрана детства и детская преступность», В.М. Левитский - «Борьба с беспризорностью» и семинарий «Русский опыт борьбы с детской преступностью и порочностью» [6].

На данный момент мы обладаем только программой семинария «Русский опыт борьбы с детской преступностью и порочностью». Курс состоял из 5 двухчасовых лекций и 2 экскурсий в Чешские учреждения по борьбе с беспризорностью. Приведем программу здесь (публикуется впервые).

«1. Русские дети наших дней. Беспризорностью по русск. законам и практике. Причины развития дет. беспризорности в России и виды ее. Характеристики типичных социально больных семей. Дети труженики в России. "Ничьи дети". Последняя ступень беспризорности: порочные малолетние. Бродяги, нищие, профессиональные воришки, проституки, уличные хулиганы. Примеры из русской практики. Беспризорные в школе и жизни.

2. Борьба с беспризорностью и порочностью. Основные принципы работы. Русские организации. Идейная зависимость от Америки и Зап. Европы. Оригинальные пути в работе: клубы и трудовые колонии С.Т. Шацкого, аудитории Зеленко, Москов. артели. Общая характеристика русских учреждений. Отношение к беспризорным государства, местных самоуправлений. Беспризорные и суд. Воспитательные колонии. Работа их, итоги.

3. Русский суд для малолетних. Особенности его организации и условий работы. Работа судьи, попечителей, вспомогательных учреждений. Борьба с детской проституцией. <..> Иллюстрации из подлинных дел русских судов. Общие направления работы.

4. Борьба с беспризорностью в дни войны. Новые учреждения и приемы работы. Проект попечительных Судов Временного Правительства. Положение в 1917 г. Реформы сов. власти 1918-1921 гг. Теория и практика в 1922-24 гг. Борьба с беспризорностью в наши дни.

5. Итоги русского опыта. Схемы работы при новой организации. Подготовка личного персонала, как главнейшее условие успеха в работе. Характеристика отдельных видов поддержки и помощи. Что дает работа над беспризорными юристу, врачу, педагогу. Ее значение в наше время.

1 экскурсия - ознакомление с центральными учреждениями Чехословацкой Республики по охране и помощи беспризорным детям.

2 экскурсия - ознакомление с работой Особых Судов и, если окажется технически выполнимым, с воспитательной трудовой колонией для беспризорных и порочных» [6, Л. 122-122об.].

Можно отметить, что данный курс охватывает как исторические, социологические, психологические, так и юридические и профилактические вопросы организации работы с беспризорными детьми. Особенно В.М. Левитский касается, исходя из названия курса, именно российской специфика данной области.

Обучаясь по данному пособию, студенты могли иметь и практический опыт - экскурсии являются замечательным элементом начального освоения навыков деятельности.

Помимо усвоения знаний в рамках аудиторной работы, студенты необходимо было писать рефераты по проблемам детской беспризорности и преступности. Среди таковых были рефераты на темы «Роль и деятельность врачей при особом суде для малолетних», «Причины детской преступности», «Охрана детства в Чехословакии», «Факторы детской преступности в условиях советской жизни».

Рассмотрим здесь только один реферат, т.к. рассмотрение всего корпуса и студенческих рефератов, и работ русских криминологов-эмигрантов заслуживает более широкой статьи.

Реферат на тему «Факторы детской преступности в условиях советской жизни» был написан Лидией Фаддеевной Фан-дер-Флит (1878-1970), женой инженера и специалиста в области прикладной механики, кораблестроения, аэродинамике Александра Петровича Фан-дер-Флита (1870-1941) [29, С. 242-243].

Цитируя П.И. Люблинского, студентка пишет: «Изучение преступности, как и всякого другого массового соц. явления может быть поставлено правильно, только тогда, если в основание его будут положены факторы наблюдения, обладающие наибольшей объективностью» [7, Л. 1].

Приводя и сравнивая количество осужденных несовершеннолетних с конца XIX в. до первых лет Советской России, Л.Ф. Фан-дер-Флит отмечает, что факторами то увеличения, то снижения этого количества являются, во-первых, периодическое изменение законодательства и уголовного кодекса (изменение статей и строгости наказания; изменение возрастных характеристик), и во-вторых, происходившие социальные изменения - революционные движения, военное время, экономические кризисы и т.п.

Студентка так характеризует положение детской преступности в первые годы советской власти: «Перестройка соц. жизни повлекла за собой: понижение общего уровня жизни, оскудение крупных центров, сиротство, раннее вступление в трудовую жизнь, трудность обеспечения себя средств к жизни и жесткую борьбу за существование с самых ранних лет. Присоединив к этому заброшенность, отсутствие общественных забот, ядовитых соблазнов улицы, плохие физические и моральные условия среды, дурную наследственность, мы поймем в какой степени способствовала жизнь в Советской России развитию этих факторов детской преступности» [7, Л. 5].

Приводится классификация правонарушений: государственные (выезд за границу без разрешения властей), хозяйственные (нарушения правил о торговле и сбыт спиртных напитков), против личности (хулиганство и драки, телесные повреждения, убийства, изнасилование и растление, оскорбление), имущественные (кражи, разбой, бандитизм и грабеж, присвоение и растрата, мошенничества, вымогательства, подлог, умышленное повреждение

имущества) и против порядка управления (нищенство, праздношатание, дурное поведение в детских домах и побеги, хранение огнестрельного оружия).

Объясняя причину повышения количества преступлений и преступного поведения детей в советские годы, Л.Ф. Фан-дер-Флит считает, что главными причинами являются подрыв привычных религиозных, моральных и нравственных устоев из-за революции, увеличивающееся бедственное положение населения, пример взрослых и отсутствие охраны детской психики: «Война и революция выбросили на улицу сотни тысяч сирот и полусирот, увеличивших чудовищную цифру беспризорных. Голод и разруха шли рука об руку по проторенной войной и революцией дороге и увеличивали кадры беспризорных, т.к. с одной стороны матери и отцы не могли уделить своим детям подросткам надлежащего времени из-за погони за хлебом насущным, а с другой стороны, благодаря расшатыванию коммунистической властью семейных устоев разница между поколениями все становилась больше и больше и юное беспризорное поколение оказалось исключительно под влиянием партийных коммунистических организаций да соблазнов улицы. Частое привлечение подростков к ответственной партийной работе воспитывало в них неудержимое самомнение и бесстыжее нахальство» [7, Л. 11-12]. И далее: «Каждый ребенок испытывает на себе определенные внушения, исходящие от окружающей среды и действует под их влиянием и поэтому его поведение определяется в значительной степени испытываемыми им влияниями. При это м сила социальных влияний на индивида увеличивается пропорционально массе и плотности ее, т.е. чем больший круг участников охвачен общением и чем теснее их взаимоотношение, тем испытываемое социальное влияние каждым индивидом больше. Этим и объясняется большое развитие детской преступности в больших городах. <..> Чем больше процветают в Советской России социальные отрицательные влияние, тем большая потребность в охраняющих малолетнего законодательств и мероприятиях» [7, Л. 18-19].

Студентка занимает, конечно, отрицательное отношение к советской власти, т.к. из-за новой государственной формации она и ее однокурсники, и ее преподаватели оказались вне родины. Раз этот реферат был принят и так написан, значит такой взгляд был общим и распространенным среди эмигрантского сообщества. Однако если убрать эмоциональное отношение, значительная часть правды кроется в этих словах: новая власть пока еще не сформировала способы борьбы с преступностью и организации общества.

Перед сообществом историков науки стоит актуальная задача исследования научного наследия деятелей российского зарубежья, анализируя которые мы сможем увидеть как оригинальные научные концепции, так и гражданскую и мировоззренческую позицию.

Литература:

1. Борисов В.П. Истоки и формирование российского научного зарубежья // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: В 2 кн. Кн. 2 / Под общ. ред. Е. П. Челышева, Д. М. Шаховского. М. : Специализир. изд.-торг. предприятие «Наследие», 1994. С. 284-291.

2. Булдакова Ю.В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. : типология и поэтика жанра : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. Киров, 2010. 189 с.

3. Волошина В.Ю. Подготовка научно-педагогических кадров в вузах русского зарубежья в 1920-1930-е гг // Вестник Томского государственного университета. 2005. №. 288. С. 176-181.

4. Вульфсон Б.Л. Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-1930 гг.) // Педагогика. 2001. № 2. С. 88-95

5. Ганин В.В. Профессура и студенчество Русского юридического факультета в Праге (1922-1930-е гг.) // Юридическое образование и наука. 2005. №. 3. С. 37-43.

6. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ) (Москва). Ф. Р5773. Оп. 1. Д.

13.

7. ГАРФ. Ф. Р5773. Оп. 1. Д. 85.

8. Евлампиев А.В. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания в трудах мыслителей российского эмигрантского зарубежья // В мире научных открытий. 2012. №. 5. С. 11-24.

9. Ермичев А.А. Философское содержание журналов русского зарубежья (1918-1939 гг.). СПб.: Изд-во РХГА, 2012.

10. Жданова Г.В. Идейно-политические течения русского зарубежья начала XX столетия // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2010. № 3. С.64-75

11. Ковалев М.В. Русский институт в Праге (1922-1938 годы) // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 1: История. С. 121-134.

12. Командорова Н.И. Русская Прага. М.: Вече, 2009. 352 с.

13. Костригин А.А. «История души» П.С. Авсенева как психологическая дисциплина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 20-29.

14. Костригин А.А. Педагогическая деятельность психологов-эмигрантов в Русском народном университете в Праге в первый год его работы (1923-1924) // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 227-240.

15. Костригин А.А. Психиатр Г.Я. Трошин в Праге: психопатологические исследования // Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. СПб.: Альта Астра, 2017. С. 63.

16. Костригин А.А. Умозрительная и интроспективная психология в России и Российском зарубежье в конце XIX - первой трети XX века // Философия науки и техники в России : вызовы информационных технологий: сборник научных статей / М-во образ. и науки РФ, Во-логод. гос. ун-т ; под общ. ред. Н.А. Ястреб. Вологда : ВоГУ, 2017. С. 135-138.

17. Магуза А.О. Забытый ученый-эмигрант А.В. Маклецов и его криминалистические воззрения: к 125-летию со дня рождения // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1. С. 356-358

18. Масоликова Н.Ю. К истории российского педагогического зарубежья в Великобритании: Николай Адольфович Ганс (1888-1969) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2016. Т. 6. С. 153-164.

19. Масоликова Н.Ю., Сорокина М.Ю. История российского научного зарубежья и психологическое сообщество // Методология и история психологии. 2011. Т. 6. № 2. С. 92-109.

20. Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Русские высшие учебные заведения Праги 19201930-х годов глазами эмигрантов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2016. №. 3. С. 96-106.

21. Мурашева С.Н. Педагогическое наследие русской зарубежной диаспоры в период с 1919 по 1929 годы: На примере Чехословакии, Болгарии, Королевства сербов, хорватов и

словенцев: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Архангельск, 2002. 158 с.

22. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагогики российского зарубежья. 20-50-е гг. XX в. 150 биографий / Под ред. О.Е. Осовского. Саранск, 1997. 99 с.

23. Пономарева В.П. Правовое наследие Юридического факультета в городе Харбине 1920-1937 // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С.209-214

24. Пронин Александр Алексеевич Российская эмиграция в отечественных диссертационных исследованиях 1980-2005 гг // Известия АлтГУ. 2009. № 4-1. С.168-176

25. Путятин В.С. Российские профессора югославских университетов : 1920-1941 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00, 07.00.03. Москва, 2010. 227 с.

26. Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX в. Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья. 20-50-е гг. XX в.» (Саранск, 16-18 окт. 1997 г.) / Под ред. чл.-кор. РАО, проф. Е. Г. Осовского. Саранск, 1998. 175 с.

27. Российское научное зарубежье: Материалы для биобиблиографического словаря. Вып. 2: Психологические науки: XlX -первая половина XX в. / Авт.-сост. Н.Ю. Масоликова, М.Ю. Сорокина. М.: Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына, 2010. 124 с.

28. Российское научное зарубежье: Материалы для биобиблиографического словаря. Вып. 4: Юридические науки: XIX -первая половина XX в. / Авт.-сост. М.Ю. Сорокина. М.: Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына, 2011. 220 с.

29. Российское научное зарубежье: Материалы для библиографического словаря. Вып. 5: Инженерный науки: XlX - первая половина XX в. / авт.-сост. М.Ю. Сорокина. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2011.

30. Седова Е.Е. Педагогическое образование в русской межвоенной эмиграции // Педагогика. 2008. № 10. С. 79-90.

31. Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой Республике (20-30-е гг.) / Отв. ред. М. А. Робинсон. М.: ИСБ, 1995. 196 с.

32. Сорокина М.Ю. Российское научное зарубежье versus русская научная эмиграция: к определению объема и содержания понятия «Российское научное зарубежье» // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. М., 2010. С. 75-94.

33. Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии работ #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.

34. Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.

35. Хисамутдинов А.А. Русские эмигранты-востоковеды в Харбине // Известия Восточного института. 2013. № 1 (21).

References:

1. Borisov V.P. Istoki i formirovanie rossijskogo nauchnogo zarubezh'ja // Kul'turnoe nasledie rossijskoj jemigracii, 1917-1940: V 2 kn. Kn. 2 / Pod obshh. red. E. P. Chelysheva, D. M. Shahovskogo. M. : Specializir. izd.-torg. predprijatie «Nasledie», 1994. S. 284-291.

2. Buldakova Ju.V. Dnevnik pisatelja kak fenomen literatury russkogo zarubezh'ja 1920-1930-h gg. : tipologija i pojetika zhanra : dissertacija ... kandidata filologicheskih nauk : 10.01.01. Kirov, 2010. 189 s.

3. Voloshina V.Ju. Podgotovka nauchno-pedagogicheskih kadrov v vuzah russkogo zarubezh'ja v 1920-1930-e gg //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. №. 288. S. 176-181.

4. Vul'fson B.L. Pedagogicheskaja komparativistika rossijskogo zarubezh'ja (1920-1930 gg.) // Pedagogika. 2001. № 2. S. 88-95

5. Ganin V.V. Professura i studenchestvo Russkogo juridicheskogo fakul'teta v Prage (19221930-e gg.) //Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2005. №. 3. S. 37-43.

6. Gosudarstvennyj Arhiv Rossijskoj Federacii (GARF) (Moskva). F. R5773. Op. 1. D. 13.

7. GARF. F. R5773. Op. 1. D. 85.

8. Evlampiev A.V. Issledovanie problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija v trudah myslitelej rossijskogo jemigrantskogo zarubezh'ja // V mire nauchnyh otkrytij. 2012. №. 5. S. 11-24.

9. Ermichev A. A. Filosofskoe soderzhanie zhurnalov russkogo zarubezh'ja (1918-1939 gg.). SPb.: Izd-vo RHGA, 2012.

10. Zhdanova G.V. Idejno-politicheskie techenija russkogo zarubezh'ja nachala XX stoletija // Vestnik RUDN. Serija: Filosofija. 2010. №3. S.64-75

11. Kovalev M. V. Russkij institut v Prage (1922-1938 gody) // Vestn. NGU. Serija: Istorija, filologija. 2017. T. 16. № 1: Istorija. S. 121-134.

12. Komandorova N.I. Russkaja Praga. M.: Veche, 2009. 352 s.

13. Kostrigin A.A. Pedagogicheskaja dejatel'nost' psihologov-jemigrantov v Russkom narodnom universitete v Prage v pervyj god ego raboty (1923-1924) // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2016. № 6. S. 227-240.

14. Kostrigin A.A. Psihiatr G.Ja. Troshin v Prage: psihopatologicheskie issledovanija // Shkola V.M. Behtereva: ot istokov do sovremennosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 160-letiju so dnja rozhdenija Vladimira Mihaj-lovicha Behtereva i 110-letiju Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo psihonevrologicheskogo instituta im. V.M. Behtereva. SPb.: Al'ta Astra, 2017. S. 63.

15. Maguza A.O. Zabytyj uchenyj-jemigrant A. V. Maklecov i ego kriminalisticheskie vozzrenija: k 125-letiju so dnja rozhdenija // Rossijskij kriminologicheskij vzgljad. 2009. № 1. S. 356-358

16. Masolikova N.Ju. K istorii rossijskogo pedagogicheskogo zarubezh'ja v Velikobritanii: Nikolaj Adol'fovich Gans (1888-1969) // Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh'ja imeni Aleksandra Solzhenicyna. 2016. T. 6. S. 153-164.

17. Masolikova N.Ju., Sorokina M.Ju. Istorija rossijskogo nauchnogo zarubezh'ja i psihologicheskoe soobshhestvo // Metodologija i istorija psihologii. 2011. T. 6. № 2. S. 92-109.

18. Mihal'chenko S.I., Tkachenko E.V. Russkie vysshie uchebnye zavedenija Pragi 1920-1930-h godov glazami jemigrantov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 2. Istorija. 2016. №. 3. S. 96-106.

19. Murasheva S.N. Pedagogicheskoe nasledie russkoj zarubezhnoj diaspory v period s 1919 po 1929 gody: Na primere Chehoslovakii, Bolgarii, Korolevstva serbov, horvatov i slovencev: dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01. Arhangel'sk, 2002. 158 s.

20. Osovskij E.G. Dejateli obshhestvenno-pedagogicheskogo dvizhenija i pedagogiki rossijskogo zarubezh'ja. 20-50-e gg. XX v. 150 biografij / Pod red. O.E. Osovskogo. Saransk, 1997. 99 s.

21. Ponomareva V.P. Pravovoe nasledie Juridicheskogo fakul'teta v gorode Harbine 19201937 // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. №2. S.209-214

22. Pronin Aleksandr Alekseevich Rossijskaja jemigracija v otechestvennyh dissertacionnyh issledovanijah 1980-2005 gg // Izvestija AltGU. 2009. №4-1. S.168-176

23. Putjatin V.S. Rossijskie professora jugoslavskih universitetov : 1920-1941 : dissertacija ... kandidata istoricheskih nauk : 07.00.00, 07.00.03. Moskva, 2010. 227 s.

24. Rossijskoe Zarubezh'e: obrazovanie, pedagogika, kul'tura. 20-50-e gody XX v. Materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchnoj konferencii «Obrazovanie i pedagogicheskaja mysl' Rossijskogo zarubezh'ja. 20-50-e gg. XX v.» (Saransk, 16-18 okt. 1997 g.) / Pod red. chl.-kor. RAO, prof. E. G. Osovskogo. Saransk, 1998. 175 s.

25. Rossijskoe nauchnoe zarubezh'e: Materialy dlja biobibliograficheskogo slovarja. Vyp. 2: Psihologicheskie nauki: XIX -pervaja polovina XX v. / Avt.-sost. N.Ju. Masolikova, M.Ju. Sorokina. M.: Dom Russkogo Zarubezh'ja im. A. Solzhenicyna, 2010. 124 s.

26. Rossijskoe nauchnoe zarubezh'e: Materialy dlja biobibliograficheskogo slovarja. Vyp. 4: Juridicheskie nauki: XIX -pervaja polovina XX v. / Avt.-sost. M.Ju. Sorokina. M.: Dom Russkogo Zarubezh'ja im. A. Solzhenicyna, 2011. 220 s.

27. Sedova E.E. Pedagogicheskoe obrazovanie v russkoj mezhvoennoj jemigracii // Pedagogika. 2008. № 10. S. 79-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Serapionova E.P. Rossijskaja jemigracija v Chehoslovackoj Respublike (20-30-e gg.) / Otv. red. M. A. Robinson. M. : ISB, 1995. 196 s.

29. Sorokina M.Ju. Rossijskoe nauchnoe zarubezh'e versus russkaja nauchnaja jemigracija: k opredeleniju ob#ema i soderzhanija ponjatija «Rossijskoe nauchnoe zarubezh'e» // Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh'ja imeni Aleksandra Solzhenicyna. M., 2010. S. 75-94.

30. Tihonova Je.V. Lapshin Ivan Ivanovich: dannye bibliografii rabot #1 // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2015. № 1. S. 38-48.

31. Tihonova Je.V. Lapshin Ivan Ivanovich: dannye biografii #1 // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2015. № 1. S. 27-31.

32. Hisamutdinov A. A. Russkie jemigranty-vostokovedy v Harbine // Izvestija Vostochnogo instituta. 2013. №1(21).

— • — Сведения об авторе

Артем Андреевич Костригин, преподаватель кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); старший научный сотрудник, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.