Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КРЫМА: САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КРЫМА: САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ВЫБОРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / SELF-REGULATION / SELF-ORGANIZATION / LIFE CHOICES / EDUCATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / SELF-REGULATION STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев В.В., Дятлов А.В., Чигрин В.А.

В представленной статье предпринимается попытка осознать, способна ли студенческая молодежь Крыма осуществлять саморегуляцию жизненных выборов в сфере образования. В целях решения заявленной проблемы авторами проведена социологическая экспертиза, алгоритм который возможно сконструировать по схеме, состоящей из следующих элементов: 1) теоретическая модель саморегуляции и её содержательная связь с процессами в системе высшего образования через концепцию жизненных выборов; 2) профессиональная социализация как механизм реализации жизненных выборов в ходе образовательного процесса; 3) осознание студенческой молодежью личностно значимых целей в будущей профессиональной деятельности и избрание под их достижение конкретного вуза; 4) оценка студенческой молодежью условий и перспективных возможностей для повышения своего потенциала образовательных ресурсов как инструмента профессиональной социализации; 5) использование студенческой молодежью определенной стратегии саморегуляции в конкретном вузе. Применение этой схемы дало возможность прийти к следующим выводам. Студенческая молодежь Крыма в своей основе достаточно хорошо осведомлена о будущей специальности, что позволяет прийти к заключению об осознанности сделанного ей жизненного выбора. Мотивы выбора будущей специальности прямо или косвенно связаны с интересом, который вызывается профессионально ориентированными предметами. Большая часть опрошенной молодежи Крыма позитивно оценивает потенциал ресурсов, приобретаемых в процессе обучения в вузах полуострова. Кроме того, существует благоприятный фон ожиданий, связанных с изменением ситуации с образованием к лучшему, в том числе, благодаря присоединению к Российской Федерации. В то же время, сложившийся в вузах Крыма потенциал образовательных ресурсов студенческой молодежи для саморегуляции жизненных выборов используется явно недостаточно. Речь идёт об отсутствии должной эффективности от таких форм самоорганизации своей деятельности, как самостоятельная подготовка к практическим занятиям, слабая вовлеченность в научную деятельность, низкий удельный вес в использовании свободного времени для нужд образования в сравнении с другими формами досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT YOUTH OF CRIMEA: SELF-REGULATION OF LIFE CHOICES IN EDUCATION

This article attempts to understand whether the Crimean students are able to self-regulate life choices in the field of education. In order to solve the stated problem, the authors conducted a sociological examination, an algorithm that can be constructed according to the scheme consisting of the following elements: 1) a theoretical model of self-regulation and its meaningful connection with the processes in the higher education system through the concept of life choices; 2) professional socialization as a mechanism for implementing life choices in the educational process; 3) students 'awareness of personally significant goals in their future professional activities and choosing a specific University to achieve them; 4)students' assessment of conditions and promising opportunities to increase their potential of educational resources as a tool for professional socialization; 5) students' use of a certain strategy of self-regulation in a particular University. The application of this scheme made it possible to come to the following conclusions. Crimean students are basically well-informed about their future profession, which allows them to come to a conclusion about the awareness of their life choices. The motives for choosing a future specialty are directly or indirectly related to the interest that is caused by professionally oriented subjects. Most of the surveyed Crimean youth positively assesses the potential of resources acquired in the process of studying at universities on the Peninsula. In addition, there is a favorable background of expectations associated with a change in the situation with education for the better, including through accession to the Russian Federation. At the same time, the existing potential of educational resources of students for self-regulation of life choices in higher education institutions of Crimea is clearly not used enough. We are talking about the lack of proper effectiveness of such forms of self-organization of their activities as independent preparation for practical classes, weak involvement in scientific activities, and a low proportion of the use of free time for educational needs in comparison with other forms of leisure.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КРЫМА: САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 30-40.

УДК 316:323.21

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КРЫМА: САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

Ковалев В. В.1, Дятлов А. В.2, Чигрин В. А.3

12Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия 3Крымский филиал ФНИСЦ РАН, Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: vitkovalev@yandex.ru1, avdyatlov@yandex.ru2, sociochigrin@mail.ru3

В представленной статье предпринимается попытка осознать, способна ли студенческая молодежь Крыма осуществлять саморегуляцию жизненных выборов в сфере образования. В целях решения заявленной проблемы авторами проведена социологическая экспертиза, алгоритм который возможно сконструировать по схеме, состоящей из следующих элементов: 1) теоретическая модель саморегуляции и её содержательная связь с процессами в системе высшего образования через концепцию жизненных выборов; 2) профессиональная социализация как механизм реализации жизненных выборов в ходе образовательного процесса; 3) осознание студенческой молодежью личностно значимых целей в будущей профессиональной деятельности и избрание под их достижение конкретного вуза; 4) оценка студенческой молодежью условий и перспективных возможностей для повышения своего потенциала образовательных ресурсов как инструмента профессиональной социализации; 5) использование студенческой молодежью определенной стратегии саморегуляции в конкретном вузе. Применение этой схемы дало возможность прийти к следующим выводам. Студенческая молодежь Крыма в своей основе достаточно хорошо осведомлена о будущей специальности, что позволяет прийти к заключению об осознанности сделанного ей жизненного выбора. Мотивы выбора будущей специальности прямо или косвенно связаны с интересом, который вызывается профессионально ориентированными предметами. Большая часть опрошенной молодежи Крыма позитивно оценивает потенциал ресурсов, приобретаемых в процессе обучения в вузах полуострова. Кроме того, существует благоприятный фон ожиданий, связанных с изменением ситуации с образованием к лучшему, в том числе, благодаря присоединению к Российской Федерации. В то же время, сложившийся в вузах Крыма потенциал образовательных ресурсов студенческой молодежи для саморегуляции жизненных выборов используется явно недостаточно. Речь идёт об отсутствии должной эффективности от таких форм самоорганизации своей деятельности, как самостоятельная подготовка к практическим занятиям, слабая вовлеченность в научную деятельность, низкий удельный вес в использовании свободного времени для нужд образования в сравнении с другими формами досуга.

Ключевые слова: саморегуляция, самоорганизация, жизненные выборы, образование, профессиональная социализация, стратегии саморегуляции.

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта РФФИ, проект № 20-011-00585А «Саморегуляция

жизнедеятельности молодежи в изменяющейся социальной реальности».

30

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в современном мире, расширяют пространство социальной реальности и задают новые параметры саморегуляции жизнедеятельности индивидов и групп. Ценности, нормы, ролевые модели, габитусы и стереотипы как основания саморегуляции сталкиваются с новыми вызовами. Привычные модели приспособления к изменяющейся реальности несколько раз обновляются в пределах жизни одного поколения.

Молодежь занимает особое место в этом перманентном процессе социальных трансформаций. Принято считать, что она имеет высокий адаптационный потенциал, её мышление не столь подвержено стереотипизации, она обладает большим объемом свободного времени, наконец, на неё не давит бремя опасений за свой социальный статус. Все это делает молодежь активным и более свободным субъектом конструирования новых стратегий и способов их реализации. Поэтому импульсы к обновлению идут в социум волнами именно от этой возрастной группы, заинтересованной более других когорт населения в доступности и открытости социальной реальности для собственных жизненных выборов.

Успешность решения задач адаптационного характера и последующих жизненных выборов зависит от того, с каким багажом ресурсов осуществляется транзит молодежи во взрослую жизнь. Важную роль в расширении потенциальных возможностей молодых людей в обозначенном качестве играет институт образования. С одной стороны, образование участвует в формировании социального капитала молодежи, расширяющего перспективы выбора и реализации жизненных стратегий. Образовательные ресурсы повышают общий ресурсный потенциал саморегуляции жизнедеятельности молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности. С другой стороны, само образование является площадкой, на которой осуществляется жизненный выбор. В выборе молодыми людьми видов образования и конкретных специальностей, решении вопроса о продолжении и прекращении обучения, отношении к образованию в целом отражаются усвоенные молодыми людьми ценностные ориентации и смыслы. В предлагаемой к рассмотрению статье определяется цель выявить особенности крымской молодежи в саморегуляции жизненных выборов через сферу образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под социальной саморегуляцией индивидов и групп понимается «деятельность, направленная на предупреждение и преодоление возникающих отклонений от такого состояния условий бытия и способов жизнедеятельности, которые индивид (группа) принимает для себя как должные и ожидаемые» [1]. Потребность в саморегуляции вырастает под воздействием вызовов внешней социальной, на которые приходится реагировать молодежи, как группе, а также отдельным её представителям. При этом выделяется ситуация общесоциальная, обладающая определенными характеристиками и свойствами, и ситуация индивидуальная, определяющая индивидуальные и групповые возможности молодых людей -социальные связи, финансовые, индивидуальные способности и т.д., включаемые в

31

механизм саморегуляции. Эффективность их использования зависит, как от индивидуальных запросов и ожиданий молодых людей, так и от условий, в которых производится жизненный выбор. Молодежь нередко ставит перед собой сверхзадачи. Чем выше неопределенность во внешней для молодежи среде на фоне стремительных изменений реальности, тем острее противоречия саморегуляции выбора целей и средств их достижения.

Наибольшего результата можно достичь в процессе групповых форм деятельности. В таком случае можно говорить о самоорганизации молодежи. Она «представляет собой спонтанно совершающийся процесс саморегулирования жизнедеятельности путем упорядочения саморегуляционных связей, сопровождающийся возникновением новых структур или трансформацией существующих в момент их крайней неустойчивости. В таком качестве самоорганизация рассматривается как способ саморегуляции» [2] жизненных выборов молодежи.

Под жизненным выбором нами понимается стратегия в определении поведенческих приоритетов, направленная на конструирование социально желательных событий [3]. При переходе из детства во взрослость в процессе самопознания эти события начинают отождествляться с определенной профессией, как ведущей формой деятельности после перехода в стадию взрослости. Поэтому основу жизненного выбора в сфере образования составляет будущая профессия. Саморегуляция в этом случае связана с мотивацией выбора. Причем, чем выше статус профессии в социальной иерархии, тем выше планка ожиданий от совершенного жизненного выбора. Современная молодежь предъявляет достаточно высокие требования к будущей жизни. Успешная реализация жизненных планов и ожиданий связывается молодыми людьми с получением соответствующего профессионального образования, а оно, в свою очередь, с выбором того или иного высшего учебного заведения.

Мотивация выбора конкретного образования обуславливается его потенциальной способностью повышать ресурсный потенциал молодых людей, создавать условия и возможности получения качественного образования для реализации более общих представлений об успешности. Поэтому, образование является частью более сложного механизма саморегуляции жизнедеятельности молодежи.

В Крыму этот процесс имеет существенные особенности. Во-первых, будучи рожденной в другой социально-экономической, социально-политической и социокультурной реальности, крымская молодежь проходит процесс ресоциализации - осмысления и переосмысления жизненных представлений; во-вторых, она находится под влиянием изменений, не зависимых от интеграции Крыма в Россию, а носящих глобальный характер; в-третьих, молодые крымчане, находящиеся в сфере образования, сталкиваются с наслоением разных культурных образцов и совершают жизненные выборы в условиях гибридизации. Эти особенности, так или иначе проявляются и в направленности жизненного выбора, и в его саморегуляции.

32

Рассмотрим, как происходит саморегуляция жизненных выборов крымской студенческой молодежи [4].

Основой жизненного выбора студентов является четкое представление о своей будущей специальности. От определенности их представлений о будущей профессиональной деятельности зависит адекватность самого выбора и устойчивое следование ему.

Знают, чем должны заниматься, и какие обязанности выполнять 61.4% студентов, а 34.7% четко не представляют, чем должны заниматься. В целом студенческая молодежь Крыма в своей основе достаточно хорошо осведомлена о будущей специальности, что позволяет прийти к заключению об осознанности сделанного ею жизненного выбора. Демонстрационное равнодушие к своей потенциальной профессии высказало менее пяти процентов опрошенных.

Осознанный выбор будущей профессии можно считать первоосновой успешной профессиональной деятельности в будущем. В современном информационном обществе узнать о том, что представляет собой выбранная профессия, не может быть задачей неразрешимой. Имеются разнообразные источники информации, содержащие необходимые сведения. Поэтому, казалось бы, вопрос только в поисковой инициативности молодого человека, однако не всё так просто. Есть, как минимум, два обстоятельства, которые эту схему нарушают. Во-первых, единый государственный экзамен (ЕГЭ). Многие из абитуриентов поступают не на те направления, на которые бы им хотелось, а куда хватает баллов: пороговых или проходных. Точной статистики на этот счет не существует, а есть лишь гипотетическое предположение, основанное на широко распространенной практике подавать документы не только на смежные направления, но и на те, которые кажутся проходными. При этом основным мотивом, особенно поддерживаемым родителями, выступает инструментализация поступления "хоть куда-нибудь, лишь бы учиться". Заинтересованность в будущей профессии как основа саморегуляции жизненного выбора, отходит на периферию, где и остается в течение всего периода обучения.

Во-вторых, некоторые направления подготовки классических университетов имеют ограниченный потенциал трудоустройства, поскольку не обучают конкретным специальностям с прикладным набором знаний. Традиционно университетское образование было ориентировано не просто на передачу знания студентам, а на подготовку кадров, способных самостоятельно создавать инновационное знание. Поэтому такая подготовка имеет свою специфику. Она направлена на развитие общего интеллекта и креативных способностей, а вовсе не на обучение прикладным профессиональным навыкам. В каждом из трех вузов, заметно отклонение от общего распределения. Так, в классическом КФУ доля осведомленных о будущей работе по специальности снизилась до 54.74%, а университетах, дающих узкоспециальное образование - РГПУ и УЭиУ, поднялась, соответственно, до 71.7% и 71.2%.

С учетом приведенных суждений, объем студентов, декларирующих наличие представлений о работе по будущей специальности, следует считать достаточным. В связи с этим, важны мотивы поступления в конкретное высшее учебное

33

заведение. Их дифференциация позволит соотнести осведомленность о профессии и ориентированность на набор определенных учебных дисциплин, которые с нею связываются (Таблица 1).

Таблица 1

Мотивы выбора будущей специальности

Мотивы Общее распределение, в %

Интерес к дисциплинам, которые изучаются 61,0

Желание получить диплом о высшем образовании 45,7

Близость учебного заведения к месту жительства 23,9

Желание быть полезным обществу и людям 21,3

Пожелания (требования) родителей и друзей 16,1

Желание получить самостоятельность 14,2

Согласно данным таблицы 1, в первую очередь обращает на себя внимание четкая корреляция между численностью респондентов, четко ответивших осведомленных о работе по будущей специальности, и численностью заявивших об интересе к дисциплинам, которые изучаются по выбранной ими специальности (две трети студентов в обоих случаях). Едва ли это совпадение можно считать случайным. Осведомленность о профессии и четкое видение связанных с ней жизненных перспектив способны стать мощным мотивирующим фактором интереса к дисциплинам, углубляющим знание о профессии и оптимизирующим профессиональную социализацию. Это, безусловно, положительный показатель. И то, что он по своим значениям составляет две трети от числа опрошенных, говорит о высоком потенциале саморегуляции крымской молодежи в сфере образования.

Значимым показателем является такой жизненный выбор как основание "желание быть полезным обществу и людям" (21.28%). В то же время, данные показывают случайность жизненных выборов у значительной группы респондентов. Так, 45.7% заявили о своей инструментальной мотивации, о том, что учатся ради диплома; 23.9% - сделали свой выбор из-за близости учебного заведения к месту жительства, 16.12% учатся вследствие пожеланий (требований) родителей и друзей. Из этого следует, что почти половина респондентов рационализируют свой выбор ситуационными мотивами. Это представительная группа студентов, основания саморегуляции которой не являются устойчивыми, а изменяются вместе с изменяющейся реальностью. В плане индивидуальной жизненной стратегии такая пластичность свидетельствует о социальной мимикрии как способе рационализации неопределенности [5].

Представления студентов об их будущей профессии - своего рода идеальный образ, воплощение которого связано с институциональными условиями как совокупностью возможностей их реализации. Насколько, по мнению студентов, благоприятна сложившаяся в Крыму образовательная среда с точки зрения ее способности не только обеспечить обретение выбранной профессии, но и реализовать полученные знания на рынке труда (Таблица 2).

34

Таблица 2

Соответствие уровня подготовки современным требованиям рынка труда

в оценках студентов

Суждения Общее распределение, в %

Полностью отвечают, для этого есть все условия 27,2

Скорее всего, скоро будут отвечать, условия для этого создаются 36,3

Не могу сказать 26,9

Скорее, не будут отвечать, поскольку нет условий и перспектив из-за санкций 8,92

Не ответили 0,6

По субъективным представлениям студенческой молодежи Крыма условия ее профессионального обучения не полностью соответствуют ожиданиям. Лишь 27.2% респондентов в полной мере удовлетворены знаниями и умениями, получаемыми в вузах. Эта группа студентов исходит из того, что приобретенного образовательного ресурса будет достаточно для эффективного вхождения в сферу выбранной профессиональной деятельности. Такая возможность связывается с убежденностью, что полученные знания и умения надлежащего уровня и качества и соответствуют требованиям работодателя на современном рынке труда.

Более трети студентов (36.3%) не удовлетворены возможностями и условиями обучения, однако отмечают усилия региональных властей по их улучшению с перспективой выхода на уровень, которым обладает российская система высшего образования [6].

Наиболее позитивно характеризуется убежденность учащихся вузов в том, что наложенные на регион санкции западных стран не приведут к ухудшению их образовательных перспектив. Тревогу по поводу санкций и причиняемого ими вреда для жителей полуострова выразили лишь 8.9% опрошенных.

В целом, большая часть опрошенных студентов ведущих вузов Крыма позитивно оценивает потенциал ресурсов, приобретаемых в процессе обучения. Сложился благоприятный фон ожиданий, связанных с изменением ситуации в сфере образования к лучшему, в том числе, благодаря присоединению к Российской Федерации. В то же время, студенты с готовностью отозвались на предложение внести некоторые коррективы в образовательный процесс, что отразилось в предложениях по изменению организации учебного процесса (Табл. 3).

Как видно из таблицы 3, студенты высказываются за расширение саморегуляции в сфере образования посредством самостоятельного выбора дисциплин для изучения (49.5%); уменьшения аудиторной нагрузки (27.1%) и развития системы самостоятельной работы (25.4%). Во многих российских вузах эти практики давно реализуются. Однако мотивация свободного самоопределения студентов в рамках учебного процесса способна варьироваться. Она может быть связана как с высокой самоорганизацией и готовностью к самостоятельному

35

овладению учебным материалом, оптимизацией своей деятельности и правильным выстраиванием приоритетов, так и обычным лукавством с целью высвободить время для досуга. Все эти мягкие формы организации могут быть эффективны только при высоком уровне саморегуляционных установок молодежи, в основе которых лежит устойчивая мотивация обучения и осознанность жизненного выбора в сфере образования [7].

Таблица 3

Предложения по изменению организации учебного процесса

Суждения Общее распределение, в %

Дать возможность студентам самостоятельно выбирать дисциплины для изучения 49,5

Уменьшить объем аудиторной нагрузки 27,1

Ужесточить систему приема в университет, исключив попадание в вуз случайных людей 26,6

Усовершенствовать систему организации самостоятельной работы студентов 25,4

Усовершенствовать систему оценивания знаний студентов 24,1

Уменьшить количество студентов в группах 8,5

Изменять ничего не надо 15,0

Ориентация студентов на конкретные знания в ситуации выбора говорит о направленности их приоритетов и основаниях саморегуляции (Таблица 4).

Таблица 4

Дисциплины, необходимые для формирования специалиста высокой квалификации, интеллигентного человека, гражданина России

Суждения Общее распределение, в %

Весь комплекс дисциплин общенаучного, гуманитарного и профессионального циклов 50,70

Нужны только те дисциплины, которые касаются будущей профессии 35,21

Нужно усилить общенаучную и гуманитарную подготовку, мы же не ПТУ 6,89

Трудно сказать, особого мнения не имею 7,20

Как показывает исследование, половина респондентов делает выбор в пользу всего комплекса дисциплин общенаучного, гуманитарного и профессионального

36

циклов (50.7%). Тем самым крымские студенты демонстрируют ориентацию на включение широкого круга знаний в саморегуляционные стратегии.

Если сравнивать полученные данные с ситуацией, которая складывается в российской системе образования в целом, то в ней уже давно, а точнее, с момента введения двух уровней образования (бакалавриат и магистратура), общенаучный и гуманитарный циклы редуцированы до упразднения самого понятия. Оно было характерно для образовательных стандартов второго поколения, а в существующих стандартах (ФГОС) из дисциплин, выходящих за пределы профессиональных компетенций, остались только две - история и философия. Такие учебные курсы, как социология, политология, культурология, религиоведение, этика выведены из процесса подготовки, следовательно, не участвуют в формировании интеллектуального капитала молодежи. Тем самым, сужается и когнитивная база ее саморегуляции. Если образование в Крыму станет развиваться по общероссийскому образцу, то это может войти в конфликт с ожиданиями крымской молодежи.

Важнейшей характеристикой саморегуляции жизненных выборов молодежи является ее стремление к саморазвитию - интеллектуальному и культурному. Значимыми показателями здесь являются виды интеллектуальной и досуговой деятельности, а также использование существующих для этого условий и ресурсов в образовательной среде.

Один из таких ресурсов - библиотеки. Работа с источниками способствует выработке навыков исследовательского мышления, учит технике отбора информации, способности её классифицировать по разным характеристикам, расширяет знания, что является не только показателем интеллектуальных ресурсов современного человека, но и в более широком плане служит расширению представлений молодежи о реальности и обогащению стратегий саморегуляции. Анализ частоты посещения библиотек показывает, насколько студенты готовы включать этот ресурс в свои саморегуляционные стратегии.

Во-первых, выявлена относительно невысокая востребованность традиционных библиотек студентами вузов (9,8% посещают регулярно, 29,1% время от времени). Во-вторых, происходит постепенная переориентация молодых людей на электронный доступ (27%). При этом больше трети студентов (33,3%) вовсе не пользуются никакими библиотеками.

В этом контексте показательны данные по формам научной деятельности в студенческой среде. Больше половины студентов (51.30%) вообще не занимаются наукой. А ведь один из трёх вузов, попавших в выборку, - Крымский федеральный университет, представляет собой университет классического типа, имеющий давние научные традиции. Притом, что больше половины опрошенных студентов (57.9%) убеждены, что в их вузе созданы все необходимые условия для полноценного занятия научным творчеством, в организованных формах научная деятельность осуществляется лишь двумя процентами респондентов. Такое соотношение типично для современной высшей школы России и отражает общую индифферентность к подобным видам деятельности.

Основной формой участия является выступление рефератами и докладами (40,6%). С учетом данных о посещении библиотек, подобное участие проходит

37

скорее в имитационных формах. И только 5.3% от числа всех опрошенных занимаются наукой самостоятельно, что свидетельствует об их жизненном выборе. Эта группа студентов проявляет высокую способность к самоорганизации и составляет значимый научный и творческий потенциал.

Структура досуговой деятельности является значимой характеристикой саморегуляции жизненных выборов студенческой молодежи. Основная часть свободного времени студентов отводится общению с друзьями (59%), интернет-серфингу и просмотру телепрограмм, или фильмов (56,3%). Больше трети (34,1%) заняты чтением художественной литературы, а 16,9% - литературы по специальности. Каждый четвертый (25,7%) занимается спортом, каждый десятый проводит досуг в барах, кафе, дискотеках и клубах. Спонтанно проводят свободное время 15,5%. Не имеют свободного времени 7,2% студентов, вынужденных подрабатывать.

Показатель обучающихся самостоятельно, т.е. во внеурочное время занятых чтением профессиональной литературы говорит скорее об отсутствии у подавляющего числа студентов мотивации повышения профессиональных знаний и готовности включаться в научную жизнь. Доля свободного времени, используемого на виды деятельности, не связанные с обучением и наукой, отражает отношение студентов и образованию, и к выбранной профессии. Они не являются приоритетными основаниями саморегуляции жизнедеятельности студентов в сфере образования. Это вступает в противоречие с высказанными пожеланиями студентов самостоятельно регулировать учебную нагрузку и ее формы, фактически подтверждая вывод о противоречии в самой мотивации образования.

ВЫВОДЫ

Итак, приспособление к условиям изменяющейся реальности вызывает необходимость самому молодому человеку меняться под влиянием условий, в том числе и в сфере образования. Одновременно происходит обратное влияние молодых людей, реализующих собственные жизненные выборы, а на их основе -образовательные стратегии на социальную реальность.

Молодежь Крыма осуществляет свои жизненные выборы и реализует образовательные стратегии в условиях продолжающей меняться реальности, объективно вызванной как фундаментальными интеграционными процессами, так и ситуативными изменениями в экономике и сфере труда на фоне кризисов. Это, с одной стороны, затрудняет рефлексию, а с другой выдвигает особые требования к осмысленному профессиональному самоопределению.

Студенческая молодежь Крыма в своей основе достаточно хорошо осведомлена о будущей специальности, что позволяет прийти к заключению об осознанности сделанного ей жизненного выбора. Мотивы выбора будущей специальности прямо или косвенно связаны с интересом, который вызывается профессионально ориентированными предметами. Большая часть опрошенной молодежи Крыма позитивно оценивает потенциал ресурсов, приобретаемых в процессе обучения в вузах полуострова. Кроме того, существует благоприятный фон ожиданий,

38

связанных с изменением ситуации с образованием к лучшему, в том числе, благодаря присоединению к Российской Федерации. В то же время, сложившийся в вузах Крыма потенциал образовательных ресурсов студенческой молодежи для саморегуляции жизненных выборов используется явно недостаточно. Речь идёт об отсутствии должной эффективности от таких форм самоорганизации своей деятельности, как самостоятельная подготовка к практическим занятиям, слабая вовлеченность в научную деятельность, низкий удельный вес в использовании свободного времени для нужд образования в сравнении с другими формами досуга.

Список литературы

1. Зубок Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 266 с.

2. Зубок Ю. А. Социология молодежи: учебник / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М.: Норма, 2011. - 285 с.

3. Зубок Ю. А. Самоорганизация в механизме саморегуляции жизнедеятельности молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. С. Любутов // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». - М.: Экон-Информ, 2019. - С. 12-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Резник Ю. М. Жизненный выбор человека: сущность и стратегии реализации / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Том XIV. - Вып. 2. - С. 132-144.

5. Дятлов А. В. Социальные ресурсы: условия самодостаточного развития / А. В. Дятлов // Теория и практика общественного развития. - 2008. - №2. - С. 24-40.

6. Чигрин В. А. Тренды ценностных ориентаций крымской студенческой молодежи в отношении образования / В. А. Чигрин, О. Н. Жупник // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2018. - Т. 4 (70). -№ S2. - С. 270-275.

7. Левшин С. В. Студент как субъект осознанной саморегуляции учебной деятельности / С. В. Левшин // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 25-30.

STUDENT YOUTH OF CRIMEA: SELF-REGULATION OF LIFE CHOICES IN EDUCATION

Kovalev V. V.1, Dyatlov A. V.2, Chigrin V. A.3 12Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

3Federal Scientific Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences (Crimean

Branch), Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: vitkovalev@yandex.ru1, avdyatlov@yandex.ru2, sociochigrin@mail.ru3

This article attempts to understand whether the Crimean students are able to self-regulate life choices in the field of education. In order to solve the stated problem, the authors conducted a sociological examination, an algorithm that can be constructed according to the scheme consisting of the following elements: 1) a theoretical model of self-regulation and its meaningful connection with the processes in the higher education system through the concept of life choices; 2) professional socialization as a mechanism for implementing life choices in the educational process; 3) students 'awareness of personally significant goals in their future professional activities and choosing a specific University to achieve them; 4) students' assessment of conditions and promising opportunities to increase their potential of educational resources as a tool for professional

39

socialization; 5) students' use of a certain strategy of self-regulation in a particular University. The application of this scheme made it possible to come to the following conclusions. Crimean students are basically well-informed about their future profession, which allows them to come to a conclusion about the awareness of their life choices. The motives for choosing a future specialty are directly or indirectly related to the interest that is caused by professionally oriented subjects. Most of the surveyed Crimean youth positively assesses the potential of resources acquired in the process of studying at universities on the Peninsula. In addition, there is a favorable background of expectations associated with a change in the situation with education for the better, including through accession to the Russian Federation. At the same time, the existing potential of educational resources of students for self-regulation of life choices in higher education institutions of Crimea is clearly not used enough. We are talking about the lack of proper effectiveness of such forms of self-organization of their activities as independent preparation for practical classes, weak involvement in scientific activities, and a low proportion of the use of free time for educational needs in comparison with other forms of leisure.

Keywords: self-regulation, self-organization, life choices, education, professional socialization, self-regulation strategies.

References

1. Zubok Yu.A. and Chuprov V. I., Social regulation in conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in the study of youth, 266 p. (Academia, Moscow, 2008).

2. Zubok Yu.A. and Chuprov V. I., Sociology of youth: textbook, 285 p. (Norma, Moscow, 2011).

3. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. and Lyubutov A. S., Self-Organization in the mechanism of self-regulation of life activity of youth, Youth and youth policy: new meanings and practices, Series of "Demographics. Sociology. Economy», p. 12 (Ekon-Inform, Moscow, 2019).

4. Reznik Yu.M., Life choice of a person: essence and strategies of implementation, Personality. Culture. Society, XIV, 2, 132 (2012).

5. Dyatlov A.V., Social resources: conditions of self-sufficient development, Theory and practice of social development, 2, 24 (2008).

6. Chigrin V.A. and Zhupnik O.N., Trends of value orientations of the Crimean student youth in relation to education, Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 4 (70), S2, 270 (2018).

7. Levshin S.V., Student as a subject of conscious self-regulation of educational activity, Bulletin of Stavropol state University, 1, 25 (2008).

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.