Научная статья на тему 'Студенческая литература в современном Рунете: классификация ресурсов сети'

Студенческая литература в современном Рунете: классификация ресурсов сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
669
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРА / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / БЛОГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Розанов Кирилл Андреевич

В статье рассматриваются студенческая интернет-литература как важная составляющая русского сегмента Всемирной паутины. Автор выделяет шесть типов ресурсов, на которых публикуют свое творчество современные студенты: самодеятельные персональные сайты, разделы на сайтах российских вузов и их подразделений, сайты литературных конкурсов, литературные интернет-проекты, социальные сети, блоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая литература в современном Рунете: классификация ресурсов сети»

индивидуальности, пробующие себя в различных формах и направлениях. Для многих из них Интернет становится местом первой литературной коммуникации.

Пик творческой активности молодежи, как правило, приходится на студенческие годы. Чаще всего именно этот период свободной, но уже достаточно осмысленной жизни становится самым богатым на смелые эксперименты и оригинальные идеи.

Сегодня Рунет предлагает молодым авторам неограниченные возможности для литературного творчества. Большое разнообразие форм, представляемое интернет-материей, позволяет начинающим писателям работать в рамках легко настраиваемых удобных шаблонов, а также создавать собственные варианты презентации своего творчества читателям.

В качестве площадки для публикации текстов молодые авторы чаще всего выбирают сервисы онлайн-дневников, социальных сетей, а также специализированных литературных интернет-проектов. Более или менее условно в современном Рунете можно выделить шесть основных типов сетевых ресурсов, на которых публикуют свое творчество современные студенты самодеятельные персональные сайты:

• разделы с пометкой «Студенческое творчество» на официальных и неофициальных сайтах российских вузов и их подразделений;

• сайты литературных конкурсов;

• специализированные литературные интернет-проекты;

• личные страницы и группы в социальных сетях;

• блоги.

Литературное творчество студентов на самодеятельных сайтах

Основные принципы Всемирной паутины, провозглашенные Джоном Пери Барлоу в «Декларации независимости киберпространства»5 и сформулировавшие идеологию Интернета, - независимость и саморегулирование - по сей день остаются главной приманкой для многих начинающих пользователей Сети. Невозможность принудительных ограничений и принципиальная неподконтрольность содержимого Интернета открывают уникальные перспективы для творчества.

Ощущая безграничные возможности Всемирной паутины, многие творческие пользователи начинают свою жизнь в сетевом пространстве с создания личных веб-ресурсов. Знание лишь основных команд языка HTML позволяет довольно быстро «написать» веб-страницу и заполнить ее любым содержимым. После этого можно также оплатить специальному интернет-агентству «красивое» доменное имя или использовать бес-

платную площадку, и персональный сайт появится в Интернете.

В конце XX в. основную массу творческих интернет-проектов составляли именно самодеятельные ресурсы: порой примитивные и безликие, но иногда эффектные и перспективные. В 2000 г. компания Яндекс «запустила» сервис-конструктор Народ.ру, ставший уникальным сетевым проектом начала XXI века. Замысел его авторов был очень прост: бесплатно предоставить пользователям несложные в использовании и не требующие специальных компьютерных навыков и знаний инструменты, а также бесконечное пространство для создания и размещения в сети личного сайта. Сегодня на этом сервисе функционируют 2 миллиона 921 тысяч 828 сайтов6.

Поисковая система Яндекс по запросу «Студенческое творчество» выдает 21 тысячу страниц, на которых встречается эта фраза в пределах проекта Народ.ру. Большинство из них - личные страницы студентов или студенческих объединений (компаний по интересам, творческих клубов, учебных групп, факультетов).

Среди самодеятельных студенческих сайтов весомую долю составляет группа ресурсов, посвященных надписям на партах. Для такого рода студенческого фольклора - иногда остроумного и меткого, но чаще всего приниженного и пошлого -в университетской среде используются шуточные термины «партийное творчество»7, «наскальное творчество» и «парткультура», обозначающие «разного рода творческие проявления студента, которые можно увидеть на партах в аудиториях или еще что-нибудь в этом роде»8:

Идет экзамен по матану,

Передо мною чистый лист,

Какой я нафиг математик,

Я кибернетик, программист!9

Автор раздела «Студент» сайта «У Кузьмы» обращается к посетителям веб-страницы с предложением: «У всех студентов наверняка встречаются прикольные записи, написанные самими или же прочитанные на партах. Например фразы, афоризмы, стихотворения. Шлите их сюда. Будем приобщаться к культуре друг друга. Студенты всех ВУЗов и стран - объединяемся»10. Однако по сей день на сайте «У Кузьмы» опубликованы лишь его собственные надписи:

Сон окутал вдруг меня.

Вот такая вот фигня.

Дядька-лектор не кричи.

Сон прикольный не спугни11.

Подобные рифмованные тексты, перенесенные с поверхности студенческой парты в сеть для всеобщего увеселения, представляют собой сомнительную художественную ценность. И, несмотря на широкое их распространение в само-

деятельном секторе Рунета, сегодня они пользуются весьма малой популярностью. Большинство сайтов с «партийным творчеством» оказываются заброшенными, а последние обновления на них датируются 2004-2005 годами.

Наряду с «напартной» литературой самодеятельные студенческие сайты порой предлагают посетителям и интересные художественные пробы. Сетевой автор 0^ К. Fogier создал персональный сайт с образцами своего литературного творчества в августе 2002 года. С тех пор его интернет-ресурс посетили 1268 человек. На сайте можно ознакомиться со стихами о дружбе, любви, вечности, жизни в сети Интернет, а также с прозаическими зарисовками «Тишина» и «Комары» и стилизованным под дневник текстом «Записки студента: Аббитуриент».

«18.06. Пришли с мамиком в приемную комиссию. Нам дали листок с профессиями. <...> Я хотел быть директором ночного клуба, но в листке такого не было, поэтому я выбрал, на мой взгляд, похожую профессию - ректор университета. В комиссии сказали, что это подпись начальника, а будущие специальности выше.

Долго выбирали мое будущее, мамик хотела, чтобы я стал специалистом в области авиационных двигателей, я же решил, что хочу быть автослесарем, потому что, уже давно хочется провести тюнинг своему велосипеду, но знаний не хватает. Мамик долго меня уговаривала - но я был тверд, как настоящий взрослый человек. Поэтому решили, по-моему, я буду специалистом в области двигателей. авиационных»12.

К сожалению, большая часть молодых писательских начинаний, опубликованных на самодеятельных сайтах, так и остается в разряде наивных проб пера, не переходящих на более высокий уровень. Однако даже неудачные творческие попытки остаются в общей литературной копилке и в контрасте с достойными художественными произведениями составляют единство новейшей российской интернет-литературы.

Студенческое творчество на сайтах вузов

Администраторы официальных вузовских сайтов нередко пытаются повышать популярность своего интернет-ресурса добавлением в его структуру страницы или раздела, посвященного студенческому творчеству. Как правило, в этих разделах талантливой молодежи предлагается опубликовать литературные или окололитературные произведения, рисунки и фотографии, видеоклипы и анимационные ролики. Однако изначально предвзятое отношение студентов ко всему официальному чаще всего приводит к тому, что подобные разделы остаются пустыми и отнюдь не творческими. В то же время неофициальные сайты учебных заведений, где студенты чувствуют некую свободу, зачастую предлагают пользователям интересные материалы, выходящие за рамки рубрики «Проба пера».

На сайте студентов Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ.ру зарегистрирован молодой писатель, скрывающийся под сетевым псевдонимом kaprise. В разделе «Креатив» автор предлагает на суд читателей свои поэтические и прозаические тексты. Из общего ряда выделяется серия миниатюр «Лица», которые студент «записал по наблюдениям за людьми». В ироничных портретных зарисовках молодой литератор изображает студента Петю Нулиса, проректора, профессора-химика Кима. Автор детально прорисовывает моменты студенческой жизни, воссоздает образы окружавших его людей: «Ким Александрович Бурков всегда, сколько помнил его Гена, носил один и тот же бежевый пиджак, с наполовину выпущенным наружу смятым клапаном кармана, испачканным мелом. Рукава его тоже всегда были в мелу. Жиденькие седые волосы беспомощно свисали с дряблой старческой головы. И было что-то, смущавшее Генкин непоколебимый душевный покой - затравленный, как будто даже измученный взгляд Кима. Взгляд не загнанного волка и не подстреленного оленя. В нём было что-то другое, чего не умел Гена сформулировать»13.

В разделе «Наше творчество» Студенческого сайта КФЭИ (Казанского государственного финансово-экономического института) представлены три рубрики: «Статьи в Экономисте», «Поэзия» и «Художественные творения и просто мысли». Из всех студенческих работ сайта наибольший интерес представляет юмористическая зарисовка «Ищу тебя» - обращение студентки к потерянному где-то карандашу. «Мы были лучшими друзьями, нам было так весело вместе: мы изрисовывали парты на социологии, за что я получила замечание от препода. мы вместе писали отчет по эконом теории. вместе ходили на все вечеринки и оставляли записи в блакнотах симпатичных парней <.> Прощай! Быть может когда-нибудь через тысячу лет я встречу тебя у кого нибудь из моей группы и скажу: «А ну отдай мой карандаш! Я тебе его на пару минут давала, а ты зажала вот уже на две недели!»)))))14».

Первые творческие опыты студентов получаются разными по форме, стилю, посылу, однако все они схожи в одном: пространство художественного мира в них заполняет атмосфера студенческой жизни с ее ежедневными учебными заботами, неожиданными открытиями, веселыми праздниками и новыми знакомствами.

Сетевые литературные конкурсы

Середина 90-х г. XX в. стала временем популярности литературных конкурсов в сети Интернет. Публикация на просторах Всемирной паутины в годы становления Рунета воспринималась как большой творческий успех. Победу же в виртуальном литературном конкурсе можно было

расценивать как признание сетевого писателя профессиональным сообществом15.

Со временем форма сетевых соревнований получила широкое распространение, однако концентрация творческих сил при этом значительно снизилась: огромное количество схожих интернет-проектов «разбросало» перспективных писателей по безграничной сети.

Сегодня литературные конкурсы в Интернете объявляются очень часто, но, к сожалению, далеко не все из них доводятся до конца. Пресытившиеся всевозможными сетевыми проектами пользователи сегодня оказываются тяжелы на подъем. Одной из самых продуктивных мотиваций для участия в творческом соревновании становится объявление денежной премии победителю или обещание последующего печатного издания лучших работ конкурсантов.

Запрос «литературный конкурс 2009» в поисковой системе «Яндекс» выдает информацию о 3 миллионах веб-страниц, содержащих это словосочетание. Довольно часто подобные конкурсы объявляются вузовскими управлениями и отделами организации воспитательной работы со студентами, филологическими и журналистскими факультетами.

Так, до 30 декабря 2009 г. в Уральском государственном техническом университете принимались заявки на участие в литературном конкурсе среди студентов, сотрудников и преподавателей, посвященном 70-летию со дня рождения Иосифа Бродского. А в апреле 2010 г. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет совместно с Союзом писателей Республики Татарстан и Исполкомом международного союза общественных объединений «Всемирный Конгресс Татар» подводят итоги литературного конкурса работ на татарском языке (проза, поэзия, драматургия, публицистика) абитуриентов - учащихся 9-11-х классов.

Наряду с вузовскими конкурсами в сети функционируют сотни литературных интернет-состязаний, объявленных писательскими и иными общественными организациями, администрациями муниципальных образований, благотворительными фондами.

По итогам литературного конкурса «Вдохновение», проведенного в рамках творческого фестиваля «Такой разный Гоголь» московским Молодежным центром «Галактика», был опубликован сборник творческих работ участников. Под одной обложкой на бумаге появились произведения молодых авторов из разных городов России и стран ближнего зарубежья.

В этом сборнике опубликован фрагмент большого прозаического текста «Песнь о потерянных» Анастасии Бурдиной - студентки Литературного института имени А.М. Горького. В своем повествовании автор создает образ молодой провинциалки, приехавшей в Москву: «А что мне вообще понадобилось в Москве? Образование.

Ехала поступать в МГУ, на инженерный. Тогда казалось, что моё великолепное знание математики и способность мыслить "масштабно" произведут впечатление на приёмную комиссию. Не произвели. Зато по результатам вступительных меня зачислили на заочное отделение вуза родного города»16.

Нередко среди подобных проектов встречаются случаи интернет-мошенничества, когда с участников собирается предварительный взнос, а сам конкурс оказывается фикцией. Однако в большинстве случаев подобный обман удается довольно легко вычислить.

Большинство сайтов, предлагающих молодым авторам соревноваться в мастерстве владения словом, оказывают положительное влияние на формирование творческой натуры, а нередко помогают начинающим поэтам и прозаикам убедиться в своем таланте и продолжать писательскую карьеру.

сетевой «самиздат» о студенческой жизни

Известно, что слово «самиздат» появилось в русском лексиконе в 60-е гг. XX в. и долгое время использовалось для обозначения неофициального и потому неподцензурного изготовления машинописным, фотографическим или рукописным способами литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов и их распространения без ведома и разрешения официальных органов.

С принятием в России Конституции 1993 г., установившей свободу слова и ликвидировавшей цензуру, понятие «самиздат» потеряло политический смысл и стало обозначать печатную продукцию, опубликованную, растиражированную и распространенную самими авторами, минуя издательства.

Развитие Интернета стало причиной резкого подъема «самиздатовской» деятельности во второй половине 1990-х и начале 2000-х годов. Тысячи пользователей стали выкладывать в сети литературные, философские, публицистические произведения, ожидая профессиональной и читательской оценки своего творчества. В это же время в Рунете появились специальные литературные проекты, предоставившие любому пользователю площадку для виртуальной публикации.

29 мая 2000 г. в Библиотеке Максима Мошко-ва открылся новый сервис под названием «Журнал «Самиздат»» (далее - «Самиздат»), предназначенный для создания авторских литературных разделов и публикации стихотворных, прозаических и драматургических текстов.

Особенностью работы «Самиздата» стали следующие правила: «Вы регистрируетесь, создаете свой раздел, закачиваете в него произведения, после одобрения модератором они станут доступны всем»17. Обязательное предварительное знакомство руководителей проекта с текстами

новых авторов позволяет отсеять произведения, публикация которых запрещена законом, а также оградить читателей «Самиздата» от спама - рекламы, на получение которой пользователь не давал своего согласия.

Писательская аудитория «Самиздата» очень неоднородная: на сервере зарегистрированы авторы разного возраста, профессий, социального статуса. Значимую часть «самиздатовцев» составляют молодые литераторы, осознающие преимущества публикации своих текстов в рамках крупного специализированного проекта. Ведь размещение текста в «Самиздате» и подобных ему интернет-проектах дает возможность не только получить более профессиональную оценку своего творчества, не только влиться в виртуальную литературную «тусовку» современных авторов, но и набраться опыта, оценить формы и методы, приемы и стиль других авторов.

Поисковая машина «Журнала «Самиздат»» предлагает посетителям портала 769 литературных произведений, в названии или аннотации к которым встречается слово «студент». Среди них -стихотворения о лекциях и шпаргалках, зарисовки о стройотрядах и педпрактиках, пьесы о нелегкой сессии и фантастические рассказы о научных открытиях вселенского масштаба. Каждый автор воссоздает картину студенческой жизни по своим воспоминаниям или сегодняшним ощущениям:

Сижу на лекции, скучаю. Я экономику подробно изучаю! И понимающе подмигивают лампочки. И мне, и всем вокруг все эти лекции

до лампочки. И лень писать. И лень мне даже слушать. Хочу лишь спать и много, вкусно кушать (О! Как мечтаю я о курочке с подливкой Или хотя бы булочке с сосиской!), Еще хочу сидеть на мягком кресле, А то уже, пардон, мозоль на мягком месте; И в том, что эта лекция нужна Большие есть сомнения. Но все же я сижу и честно... Пишу стихотворение!18

Одна из самых распространенных студенческих проблем всех времен - «сидение на скучной и ненужной лекции» - находит отражение и в поэтических, и в прозаических формах. Причем уровень включенности в учебный процесс героя художественного произведения может колебаться от вынужденного, но активного участия в происходящем до предельной формы отстранения - громкого храпа:

«Спит студен под тихое жужание педогога. Снится ему диплом красный, водки шкалик, шашлык ароматный. А препод журчит убаюкивает: «.локализация. ременисценция... дуализм.»

Хорошо спится студенту. Не беспокоит его ни грядущая сессия, ни ректор, ни декан, ни комен-

дант общажный. Выдувает он носом такие рулады коим и Шаляпин с Вертинским позавидовали бы

<.. >»19.

Одновременно с «Самиздатом» 9 лет назад в Рунете были открыты два крупнейших сервера для публикации художественных произведений: Сти-хи.ру и Проза.ру, создателем которых стал Дмитрий Кравчук. Главным их отличием от проекта Максима Мошкова стало свободное размещение текстов без предварительной оценки модераторами. Сегодня на сайте Стихи.ру опубликовано 8 миллионов 407 тысяч 827 произведений, авторами которых являются 250 тысяч пользователей; на сервере Проза.ру 83 тысячи 346 авторов представили на суд интернет-пользователей 1 миллион 156 тысяч прозаических текстов, написанных в разных жанрах20.

Тема студенческой жизни находит отражение в тысячах публикаций «поэтического и прозаического народа»21 сайтов Стихи.ру и Проза.ру:

Сессия нам не страшна!

Вот придёт, тогда беда!

Будешь бегать, суетиться

И на боженьку молиться

В форточку просить халяву,

Будешь ночью, как всегда.

Авось, смилится она!

Ну, а после в клуб пойдёшь,

Чтоб обмыть апофеоз22.

Довольно часто авторы пишут о тяготах студенчества, связанных с подготовкой к экзаменам, постоянным отсутствием времени и денег, сложными учебными дисциплинами, строгими преподавателями. Однако «избитость» таких тем нередко компенсируется необычной формой, интересным сюжетом или оригинальным авторским стилем.

«Дама <.> кощунственно проигнорировала вековые традиции отношений в магическом треугольнике «студент - шпаргалка - учитель» и взяла с собой на экзамен. учебник (!). Получив билет, дама, <.> достала учебник и стала сдувать первый вопрос билета. Короче, скатывает она нагло свой вопрос и тут преподаватель прекратил на секундочку клевать очередную свою жертву на петушином графике «железо-углерод», потому, что почувствовал изменившуюся энергетику скатывания. Кто-то скатывал неправильно! Это создавало диссонирующие излучения. Что тут говорить, естественно не мог он спокойно клевать в таком поле. Само собой разумеется, энергетический протуберанец от всплеска возмущения преподавателя возвратился к Лионелле за 0,14 милисекунды и книга исчезла под широкой юбкой»23.

Специализированные литературные интернет-порталы пользуются колоссальной популярностью у современных авторов: ежедневно на них регистрируются сотни новых пользователей и публикуются тысячи текстов. Сетевые

проекты, близкие по своей изначальной и первостепенной идее - предоставить начинающим авторам бесплатную площадку для публикации

- неодинаково подходят к ее воплощению и получают в итоге разные результаты:

- неброский и даже аскетичный дизайн «Самиздата», принципиально не изменяемый М. Мошковым в течение девяти с половиной лет, уступает более современному облику сайтов Стихи.ру и Проза.ру, что приводит к потере части потенциальных авторов;

- система оценивания и рецензирования текстов, придуманная Д. Кравчуком, зачастую служит лишь способом получения призовых баллов для продвижения во внутреннем рейтинге проекта и очень редко оказывается реальной оценкой творчества обсуждаемого писателя или поэта;

- «Самиздат» постоянно стимулирует авторов к совершенствованию писательских навыков, регулярно обновляя списки книг и отдельных произведений, заинтересовавших издательства и увидевших свет на бумаге после публикации в сети;

- Стихи.ру и Проза.ру дают пользователям возможность самостоятельного размещения текстов без их предварительного одобрения модератором, что приводит к засорению проекта.

Разные подходы к работе, необычные сервисы, своеобразные способы оценивания текстов

- все это дает начинающему автору лишь возможность выбора наиболее подходящего ресурса, итогом же в независимости от выбора становится публикация произведения в сети и обретение читательской аудитории.

студенческая литература в социальных сетях рунета

Сегодня в Интернете активно развиваются веб-порталы, построенные по технологии социальных сетей. В мировом рейтинге по числу посетителей первые позиции занимают сайты MySpace, Facebook и Windows Live Spaces, пользователями которых являются сотни миллионов людей24. В российском интернет-пространстве за лидерство борются два крупнейших в своей отрасли проекта: социальные сети «Одноклассники» и «В Контакте»25. Основную аудиторию этих сайтов составляют пользователи в возрасте от 14 до 35 лет26.

Одним из самых популярных сервисов в социальных сетях является возможность вступления в различные группы по интересам. Объединить пользователей в группу может любой, даже самый неожиданный критерий: любовь к надуванию воздушных шариков, коллекционирование «счастливых» билетиков, учеба в одном вузе, сочинение стихов или прозы. Наиболее продуктивным можно считать участие интернет-пользователей в группах, посвященных искусству и творчеству, среди

которых весомое место занимают литературные объединения.

Самая многочисленная группа пользователей сайта «В Контакте», посвятившая себя литературному творчеству, называется «Стихи. Любовь. И всё, что с этим связано!!!» и насчитывает 149 837 участников. В ней преобладают стихотворения о любви: «Здесь вы можете оставлять свои творения и просто любимые стихи других авторов»27, - так объясняют назначение сетевого клуба его создатели.

Вторая по количеству участников виртуальная организация - «КОГДА РОЖДАЮТСЯ СТИХИ»28. Сегодня в эту группу вступило 6676 человек, интересующихся поэзией и пишущих стихи. Внутри группы проводятся поэтические конкурсы, обсуждаются стихотворные опыты участников, даются советы начинающим поэтам.

Интересна с точки зрения популярности группа «Сборник рассказов о бедном студенте Васе»: почти 5 тысяч пользователей читают и обсуждают рассказы Дмитрия Поделякина из Старого Оско-ла о студенте Васе-программисте. Забавные, но весьма примитивные и местами пошлые тексты повествуют о том, как «Вася работает менеджером в компьютерном магазине», «Вася гуляет по кладбищу», «Вася рассказывает сказку ребёнку», «Вася пишет письмо не нашему президенту».

Электронный сборник открывает рассказ «Вася и матан»: «В одном маленьком городе жил мальчик по имени Вася. Учился он в доблестном орденоносном вузе. <.> И вот в один прекрасный момент наступил извечный студенческий кошмар - сессия. И ещё более страшный кошмар: экзамен по мат. анализу. Для непосвященных это не анализ матерных выражений, а математический анализ. Вася как обычно к экзамену долго и усердно готовился - за 10 минут пролистал взятый у одно-группницы конспект. Ничего интересно он там не нашёл, кроме «Правила стакана» и «Принципа двух милиционеров». Увидев эти выделенные розовым маркером заголовки он подумал, что достаточно хорошо знает предмет, и допив баночку пивка пошёл на экзамен»29.

Сейчас в группе опубликовано 13 коротких рассказов о жизни «бедного студента», но автор, воодушевленный популярностью своих текстов, обещает писать еще30 и с удовольствием обсуждает свои рассказы с каждым читателем, оставившим свой комментарий.

Литературные группы и сообщества в социальных сетях объединяют молодых пользователей с общим интересом: любовью к литературе. Именно интерес к словесности становится главным критерием для создания виртуальных клубов и организаций, в которых каждый может представить на суд единомышленников свои творческие опыты, стать первым критиком для начинающего литератора, обсудить с другими прочитанную книгу, поразмышлять над развитием литературного процесса.

«студенческая» блогосфера рунета

На сегодня в русском сегменте Интернета зарегистрировано 11 миллионов 333 тысячи 650 блогов31. Задуманные изначально как электронные оболочки для ведения личных онлайн-дневников, блоги со временем превратились в удобный интернет-сервис, позволяющий каждому включиться в медиасферу, стать не только потребителем информации, но и создателем уникального контента, доступного каждому.

Современный блогер может оперировать любыми формами медиа, однако при всем разнообразии возможностей для самовыражения наиболее частотными являются именно текстовые посты - записи в блоге, выполненные в словесной форме. По последним данным аналитической группы департамента маркетинга компании «Ян-декс»32, в период с марта 2008 г. по март 2009 г. традиционным для русских блогов являлся текстовый пост объемом 101 слово. Учитывая, что каждый день в России выкладывается порядка 300 тысяч постов, можно говорить, что ежедневно блоговое пространство Рунета пополняется тридцатью миллионами новых слов, и это не считая 700 тысяч комментариев, объем которых нередко значительно превышает объем комментируемого сообщения.

Интернет с помощью блогов возвращает катастрофически угасающий в последние годы общий интерес к сочинению текстов и что, возможно, самое главное - к их прочтению. Так, по данным информационного бюллетеня Яндекса, основными посетителями блогов являются не авторы постов, а читатели. Статистика показывает, что читателей за прошедший год было в 30 раз больше, чем активных блогеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И все же блог как пластичная медийная форма, поддающаяся различным экспериментам, интересна, в первую очередь, самим авторам онлайн-дневников. Именно они первыми тестируют блогосферу с точки зрения реализации своего творческого потенциала, пытаются максимально полно использовать возможности этого сервиса для своих художественных опытов: журналистских, публицистских, дизайнерских, литературных.

Можно выделить три основных варианта публикации художественного текста в блоге: запись в своем дневнике, комментарий к посту другого блогера, пост в соответствующем сообществе.

Безусловно, самой распространенной формой является публикация литературных произведений в личном дневнике. Многие сообщения, заметки, зарисовки блогеров обладают качествами, присущими высокохудожественным текстам, другие являются лишь первыми и неуверенными литературными опытами.

Тематический разброс дневниковых записей очень широк, однако портрет среднестатистического современного российского блогера, которым

уже два года подряд считается девушка 22 лет, позволяет ограничить это, на первый взгляд, неохватное тематическое поле понятиями: молодежь, отношения, жизнь, эмоции, учеба, вуз, студенчество, развлечения, отдых, мода, стиль. Довольно большую группу составляют посты студентов, связанные с темой студенческой жизни.

Так, 19 декабря 2009 г. пользователь tushkin_ as разместил в ленте своего блога следующий текст: «Мой курс отмечает Последний звонок без меня. Хоть я и был на капустнике, у меня нет ощущения причастности к факультету. Я чувствую грусть, тоску о невыполненном вдохе студенческой жизни и недоумение. Мне грустно, потому что я так и не смог нащупать узы братства в университетских коридорах. <.> Я помню, как мой отец твердил мне, что студенческая пора -самая счастливая часть бытия. Я был кем угодно, но только не студентом. Веселый быт общаги, задорные сплетни, записки на лекциях, знакомства с девушками, бесшабашные вечеринки. Все это прошло мимо. Пожалуй, я завидую Пушкину и его товарищам по Царскому Селу, которые читали друг другу стихи в тесных комнатушках. Пожалуй, мне не хватило этих мелочей. Из предложенного бокала студенчества, как образа жизни, я немного отхлебнул и вежливо поставил на стол»33.

Эта дневниковая запись не позиционируется автором как литературное произведение. По своей структуре и манере изложения она соответствует классическому блоговому сообщению. Однако искренние и образные размышления и переживания tushkin_as'а о скучно прожитой студенческой жизни заметно выделяются среди многих подобных постов.

Так, например, объемный «Рассказ «Студент»»34, опубликованный в «Живом журнале» блогером kijimoshi_r и описывающий типичную любовную историю, являет собой пример любительского творчества довольно низкого качества. Пользователь точно определяет жанр своего поста - рассказ, предваряет его уведомлением о том, что планируется продолжение, просит читателей оценить свое творчество. Но комментариев к тексту за два года так и не последовало, поскольку он весьма зауряден и может быть интересен только лишь с точки зрения формы: повествование в «Рассказе «Студент»» ведется сначала от имени главного героя, затем - его возлюбленной, а заканчивается речью от лица автора. В то время как «Последний звоночек» за два первых дня оценили несколько десятков блогеров и оставили более семидесяти комментариев.

Интересно, что начинающие авторы осознают опасность раствориться вместе со своим текстом в блогосфере и потерять желанного читателя, поэтому наиболее активные вступают в литературные сообщества и представляют свои тексты там, а не замыкаются только лишь в пределах своего дневника.

В «Живом журнале» функционируют 265 сообществ, объединенных общей темой «Литература»35. Из них около 170 сообществ - это литературные проекты, связанные с публикациями в сети: «Графомания», «Сетевой журнал молодых писателей «Пролог»», «Неизвестное творчество», «Общество писателей-любителей», «Литературный джем», «Несозданные тексты», «Литература в жж», «Пристанище непризнанных авторов».

В каждом сообществе зарегистрировано в среднем от 60 до 700 блогеров. Молодые литераторы размещают в сети первые творческие опыты и обсуждают с единомышленниками свои произведения: сюжеты, героев, стиль, ошибки и удачи, размышляют о том, как соответствовать современному литературному процессу и завоевывать внимание и любовь читателей.

Всемирная паутина, созданная изначально как инструмент для свободной коммуникации сообщества компьютерно грамотных людей, впоследствии стала территорией самых смелых творческих опытов.

Русский Интернет в первые годы своего становления превратился в уникальное и необходимое место встречи авторов, жаждущих отклика и признания, и читателей - строгих критиков, восторженных поклонников или нейтральных созерцателей. И два десятилетия назад, и сегодня в основании Рунета лежит словесность. Из слов выстраивается каждое электронное сообщение, новая запись в блоге, очередной комментарий к чужому тексту.

Самые активные литературные деятели сети - современные студенты. Именно они предлагают новаторские формы и идеи, необычные подходы к презентации своего творчества и привлечению читательской аудитории, во многом именно они творят новейшую сетевую словесность.

Примечания

1 См.: Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004. С. 102-108; Он же. Другая реальность: Очерки о жизни в литературе. Саратов, 2005. С. 14-29.

2 Тексты из Интернета публикуются с сохранением орфографии, грамматики, пунктуации и стилистики подлинника.

3 Нестеров В. Житие автора в Сети или как жаль, что нет Алектриона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zhurnal.hb.ru/j/janr_1/nethfe.shtml. Загл. с экрана. 20.12.2009.

4 См.: Чернорицкая О. Феноменология сетевого авторства // Топос. Литературно-философский журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topos.ru/ article/3393. Загл. с экрана. 20.12.2009.

5 Declaration of the Independence of Cyberspace. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w2.eff.org/ Misc/Publications/John_Peny_Barlow/?f=barlow_0296. declaration.txt. Загл. с экрана. 20.12.2009.

6 О проекте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narod.yandex.ru/about. Загл. с экрана. 20.12.2009.

7 Партийное творчество (студенческий фольклор). [Электронный ресурс] . Режим до ступа: http: // silverpress.narod.ru/data/studfolk.htm. Загл. с экрана. 20.12.2009.

8 Парткультура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://partkultura.narod.ru. Загл. с экрана. 20.12.2009.

9 Идет экзамен по матану. Парткультура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://partkultura.narod.ru. Загл. с экрана. 20.12.2009.

10 У Кузьмы. Студент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kysya2000.narod.ru/students/index.htm. Загл. с экрана. 20.12.2009.

11 Сон. У Кузьмы. Студент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kysya2000.narod.ru/students/index.htm. Загл. с экрана. 20.12.2009.

12 Oleg K. Fogier. Записки студента: Аббитуриент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://estihi.narod.ru/ stihi/20.htm. Загл. с экрана. 20.12.2009.

13 kaprise. Ким. Из серии миниатюр «Лица». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbgu.ru/text536. Загл. с экрана. 20.12.2009.

14 Лилия С. Ищу тебя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kgfei-students.narod.ru/n7/2-0.htm. Загл. с экрана. 20.12.2009.

15 В состав жюри большинства сетевых конкурсов включались профессиональные писатели и литературные критики.

16 Молодежный центр «Галактика». Молодежная литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mc-galaxy.ru/lib/shelf/6. Загл. с экрана. 20.12.2009.

17 Введение в Самиздат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/i/info/rootabout.shtml. Загл. с экрана. 20.12.2009.

18 Чумаченко М.А. Сижу на лекции... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/c/ chumachenko_marija_alekseewna/sizhunalekcii.shtml. Загл. с экрана. 20.12.2009.

19 Ржевский А.С. Спит студент (В подражание Н.В. Гоголю). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// zhurnal.lib.ru/r/rzhewskij_a_s/gogol.shtml. Загл. с экрана. 20.12.2009.

20 См.: Стихи.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi.ru. Загл. с экрана. 20.12.2009; Проза. ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. proza.ru. Загл. с экрана. 20.12.2009.

21 См.: РакитинаЕ.Б. «Поэтический народ» в контексте русскоязычной Интернет-поэзии: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008.

22 Жумабаев Бакыт. Про студента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stihi.ru/2008/11/11/3586. Загл. с экрана. 20.12.2009.

23 Neivanov. Студенческие байки. 4 короткие новеллы о студентах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2002/05/26-84. Загл. с экрана. 20.12.2009.

24 МедиаРеволюция. Pew Internet: социальными сетями пользуется 35% аудитории Интернета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediarevolution.

ru/audience/demography/1803.html. Загл. с экрана. 20.12.2009.

25 По официальным данным интернет-проектов на 15 декабря 2009 г. в социальной сети «Одноклассники» зарегистрировано около 40 миллионов пользователей, а в социальной сети «В Контакте» - около 53 миллионов пользователей.

26 По данным сайта «В Контакте», 18% его посетителей составляют интернет-пользователи младше 19 лет, 28% - от 19 до 25 лет, 11% - от 25 до 35 лет.

27 Стихи. Любовь. И всё, что с этим связано!!! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vkontakte.ru/ с1иЬ65860. Загл. с экрана. 20.12.2009.

28 КОГДА РОЖДАЮТСЯ СТИХИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vkontakte.ru/club5434538. Загл. с экрана. 20.12.2009.

29 Вася и матан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vkontakte.ru/topic-4913984_8499434. Загл. с экрана. 20.12.2009.

30 Сборник рассказов о бедном студенте Васе. [Элек-

тронный ресурс]. Режим доступа: http://vkontakte.ru/ club4913984. Загл. с экрана. 20.12.2009.

31 Яндекс. Поиск по блогам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blogs.yandex.ru. Загл. с экрана. 20.12.2009.

32 Информационный бюллетень «Блогосфера Рунета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_ spring_2009. Загл. с экрана. 20.12.2009.

33 tushkinas. Последний звоночек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tushkin-as.livejournal. com/123338.html?thread=1152714#t1152714. Загл. с экрана. 20.12.2009.

34 kijimoshi r. Рассказ «Студент». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kijimoshi-r.livejournal.com/3994. html. Загл. с экрана. 20.12.2009.

35 Каталог сообществ/Литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.livejournal.ru/ communities/75. Загл. с экрана. 20.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.