Научная статья на тему 'СЦЕНИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ'

СЦЕНИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
980
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВЕННЫЙ ФАКТ / ОЦЕНКА / ПЕРЕМЕНА ЦЕЛИ / СОБЫТИЕ / СОБЫТИЕ КАК ПРОЦЕСС / СЦЕНИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максимов Андрей Николаевич

В структуре сценической жизни, которую режиссёр организует в соответствии с основополагающими принципами учения К.С. Станиславского, важное место принадлежит событию. К профессиональному термину «событие» неизбежно обращаются и режиссёры, и актёры в процессе действенного анализа пьесы и роли. Вместе с тем единого понимания и единой трактовки понятия «событие» применительно к сценическому искусству нет. Те немногие его определения и толкования, которые имеются, нередко противоречат друг другу. Неопределённость и путаность в этом вопросе объясняются неоднозначностью и сложностью предмета. Кроме того, в терминологическом аппарате современной сценической педагогики, во многом стихийной, словом «событие» обозначаются разные по смыслу понятия и явления - «сценическое событие», «актёрское событие», «режиссёрское событие», «исходное событие», «центральное событие», «главное событие». Условимся, что в нижеследующем тексте понятия «сценическое событие» и «событие» равнозначны. Цель данной статьи - выделить специфику события применительно к актёрскому действию; отделить событие от действенного факта; дать более полное определение термину «сценическое событие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЦЕНИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ»

УДК 792.028.3 ББК 85.334

А.Н. Максимов

СЦЕНИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ

В структуре сценической жизни, которую режиссёр организует в соответствии с основополагающими принципами учения К.С. Станиславского, важное место принадлежит событию. К профессиональному термину «событие» неизбежно обращаются и режиссёры, и актёры в процессе действенного анализа пьесы и роли. Вместе с тем единого понимания и единой трактовки понятия «событие» применительно к сценическому искусству нет. Те немногие его определения и толкования, которые имеются, нередко противоречат друг другу. Неопределённость и путаность в этом вопросе объясняются неоднозначностью и сложностью предмета. Кроме того, в терминологическом аппарате современной сценической педагогики, во многом стихийной, словом «событие» обозначаются разные по смыслу понятия и явления - «сценическое событие», «актёрское событие», «режиссёрское событие», «исходное событие», «центральное событие», «главное событие». Условимся, что в нижеследующем тексте понятия «сценическое событие» и «событие» равнозначны. Цель данной статьи - выделить специфику события применительно к актёрскому действию; отделить событие от действенного факта; дать более полное определение термину «сценическое событие».

Ключевые слова:

действенный факт, оценка, перемена цели, событие, событие как процесс, сценическое событие.

Максимов А.Н. Сценическое событие как единица действия в драматическом спектакле // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 1. - С. 51-54. -DOI 10.53115/19975996_2022_01 _051 -054.

© Максимов Андрей Николаевич - профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: tat18898985@yandex.ru

Вопрос о событии в драме впервые поставил, а точнее сказать - обозначил, К.С. Станиславский. Это случилось в поздние годы его жизни, когда размышления и находки великого педагога записывали, присутствуя на его репетициях, ученики и последователи, и если говорить о необходимости полагаться на материал в строгой авторской редакции, то его попросту нет. Сегодня можно утверждать лишь одно: развивая своё учение о законах органического существования актёра в образе, нащупывая и обозначая элементы сценического действия, Станиславский открыл явление, которое в сегодняшней режиссуре называется сценическим событием.

Спустя годы ученица Станиславского и выдающийся театральный педагог Мария Кнебель в своей книге «О действенном анализе пьесы и роли» посвятит теме событий отдельную главу и в ней напишет: «В пьесе события, или, как называл их Станиславский, действенные факты, составляют ту основу, на которой и построена автором пьеса. Актёр должен глубоко изучить всю цепь действенных фактов пьесы». [1, с. 44]

Итак, по Станиславскому, событие - то же самое, что действенный факт, при этом действенный факт - это поворот, перелом,

словом всё то, что, соотносясь со словом «вдруг», меняет действие. Эти формулировки и поныне остаются в рабочем арсенале отдельных театральных школ России, в первую очередь московских.

А вот театральная педагогика Петербурга, опирающаяся на режиссёрскую школу Георгия Товстоногова, предлагает другое определение: событие - это сумма предлагаемых обстоятельств малого круга с одним действием. Действие же, по Товстоногову, - это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и пространстве [2, с. 9]. То есть событие - это процесс. Процесс с присущей ему длительностью во времени. Тогда как действенный факт - одномоментное, мгновенное «вдруг». Поворот, пусть и меняющий действие, - это всего лишь факт, не процесс!

Таким образом, обнаружившиеся расхождения имеют принципиальное значение: действенный факт, он же событие в московской парадигме - это факт, тогда как в представлении петербургской школы событие - это процесс.

Факт невозможно ни прожить, ни сыграть, на него можно среагировать, оце-

о

нить. То самое «вдруг» может задеть душу и породить отношение к нему, и лишь после этого родится новое действие. Действенный факт - «пусковой крючок» к событию, он принадлежит к термину «оценка», о котором речь пойдет ниже, и собственно событием не является. Нельзя ставить знак равенства между действенным фактом и событием.

Следует, однако, заметить, что Станиславский, нащупав и открыв сценическое событие, был близок к тому, чтобы ухватить его суть. «Не сами факты, а отношения к ним действующих лиц становится главным центром, сущностью, за которой с биением сердца следит зритель» [3, с. 247]. Разве не о психофизическом процессе идёт здесь речь, поскольку это то единственное, что вызывает живой отклик в зрителе и ради чего существует театр?

Спустя десятилетия Товстоногов сумел сформулировать то, что для Станиславского было хоть и угаданным, но еще неизъяснимым, трудно выразимым. Трудность объяснялась в первую очередь тем, что при жизни Станиславского у термина «событие» было однозначное словарное толкование: событие - то, что случилось; значительное явление, факт общественной или личной жизни. То есть событие понималось исключительно как нечто одномоментное, то есть как препятствие, которое меняет поведение персонажа и уже не принадлежит настоящему, остается в прошлом.

Современные достижения философии и лингвистики перечеркнули отношение к событию исключительно как к факту из прошлого. Так, по мнению Зены Вендле-ра, термин «событие» охватывает такие понятия, как процесс, действие. А вот чем, по мнению Н.Д. Арутюновой, разнятся «факт» и «событие»: «факт ориентирован на логическое пространство, организованное координатами истины и лжи, а событие ориентировано на поток происходящего в реальном пространстве и времени» [4, с. 167-168].

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что определяющий признак сценического события - его длительность во времени и пространстве. Сценическое событие никогда не отвечает на вопрос «что случилось?», оно отвечает исключительно на вопрос «что происходит?» и непосредственно относится к действию, которое представляет собой сложный многомерный процесс, протекающий в психофизическом континууме актёра.

Зато вопрос «что случилось?» соотносится исключительно с действенным фактом, и Станиславский называл его событием.

Представьте, что вы пришли домой с премьеры и вас попросили пересказать спектакль по событиям. «В спектакле, -рассказываете вы, - Ваня и Маша только что сыграли свадьбу, и вдруг война, и Ваню забирают на фронт, а Машу фашисты угоняют в плен, и ... »

Обратите внимание, что все события в пересказе отвечают на вопрос «что случилось?». То есть вы пересказали спектакль по событиям-действенным фактам, и в этом случае факт - это осмысление события через рассказ, это отражение в нашем сознании событий, которые происходят в реальности.

Мы всегда пересказываем спектакль по событиям, которые, если строго придерживаться смысла, корректнее называть фактами. События, по которым пересказывается сюжет, - это не сценические события, это действенные факты. При этом пересказать сюжет по действенным фактам можно, а по событиям - крайне трудно, причём для этого нужно быть режиссёром, который объясняет актёрам все подробности сценического процесса. Процесс, протекающий в психофизиологическом континууме актёра, бытовому пересказу не подлежит.

Запомним: живой процесс события, подразумевающий «жизнь человеческого духа», соотносится исключительно с вопросом «что происходит?». Вопрос же «что случилось?», сопутствующий действенному факту, принадлежит умершему мигу.

Так что же, обнаруженный Станиславским действенный факт, ошибочно приравненный им к событию, - для сценического воплощения ничего не значит? Значит, и очень много.

На первом этапе, когда идёт разбор пьесы, достаточно разбить её на фрагменты и изучить происходящие в ней события как повороты, изменения сюжета, то есть как действенные факты.

А вот когда после разбора пьесы наступает этап её сценического воплощения, обнаруживается необходимость в понимании события как процесса.

Определение сценических событий в пьесе - процесс сложный, интеллектуально трудоёмкий, канительный, запутанный. Применительно к театру событие событию рознь, тут важно избежать путаницы понятий. Имеются события, касающиеся фабулы пьесы, некая череда причин и

следствий, следить за которыми предлагает драматург, это такие вешки, поворотные пункты, опираясь на которые можно пересказать содержание пьесы или спектакля. Есть события режиссёрские: исходное, центральное, финальное, главное - их тоже можно пересказать посредством действенных фактов. А есть события сценические, они принципиально иные и касаются живого, непосредственного процесса проживания актером «жизни человеческого духа» и затрагивают обстоятельства только малого круга.

В комплексе режиссёрских задач это, пожалуй, главная задача - определить в спектакле цепь сценических событий и затем внутри каждого события выстроить актёрское действие. Ленинградский театральный педагог Аркадий Кацман учил: «При анализе отрывка или пьесы нужно обязательно ставить вопрос: сколько здесь событий?» [5, с. 1].

Но как осуществить задачу, как найти в пьесе события? Сначала - определить цепь важных фактов, дающих действию поворот, то есть установить действенные факты. Затем обозначить события, порождённые действенными фактами. И далее внутри каждого обозначенного события выстроить актёрское действие.

В жизни нас окружают разные обстоятельства, на которые мы вынуждены обращать внимание, но не всякое обстоятельство становится тем препятствием, которое меняет нашу цель и заставляет изменить поведение.

Обратимся к примеру. Некто Иванов идёт в магазин за квасом, и его цель -отметить победу над коронавирусом. И вдруг... Пожар! Гараж какой-то горит. Тут возможны два варианта развития ситуации.

Иванов говорит себе: «Какое мне дело, горит чей-то гараж, я не буду отклоняться от маршрута за квасом». Горящий гараж не стал для Иванова событием, остался просто неожиданно возникшим обстоятельством. Новое действие не началось, поскольку Иванов не начал звонить пожарным, не кинулся тушить огонь. Иванов продолжил выполнять свою задачу, его цель не изменилась. Так иногда поступают автомобилисты, трусливо покидая место аварии: они не хотят, чтобы это стало событием. И действительно, если ты не принимаешь в чём-то участия, то событием это не становится.

Но, допустим, Иванов видит огонь и понимает, что горит его собственный гараж. Караул! Что делать? Срочно позво-

нить пожарным. Но пожарная часть отсюда далеко и наверняка пожарные приедут без воды и поедут к озеру заправляться. Может, сам потушу? Надо кликнуть соседей на помощь. Люди добрые, помогите потушить пожар!

То есть неожиданно возникшие обстоятельства отменяют прежнюю задачу - в магазин за квасом - и выдвигают новую цель: потушить пожар. Определены новые цели, поставлены новые задачи - и Иванов попадает в другое событие. Он и забыл, что шел за квасом, теперь он стал пожарным. Начинается новое событие.

Структура сценического события всегда триедина: цель - действие - приспособление. На примере с пожаром цель - потушить пожар; действие - принимается тушить пожар, приспособление - как тушит: звонит пожарным, зовёт соседей, заливает водой.

Итак, событие назревает тогда, когда появляется новое предлагаемое обстоятельство (действенный факт!). Но утверждать, что событие всегда располагается между двумя неожиданно возникшими обстоятельствами, между двумя соседними «вдруг», неверно, не всякое «вдруг» выстреливает событием. Необходимо ещё нечто, чтобы событие состоялось, необходимо, чтобы сработал некий рычаг, который переключает ход сценического существования с одного события на другое. Имя этому рычагу - оценка.

«Процесс перехода из одного события в другое называется оценкой; в оценке умирает предыдущее событие и рождается новое; смена событий происходит через оценку» - такое понимание связи события и оценки даёт режиссерская школа Товстоногова [2, с. 10].

Оценка начинается с появления первого её признака - первой реакции на неожиданный поворот. В примере Иванов видит пожар издалека и испытывает характерную для любого человека встрево-женность. А дальше Иванов соображает, что пожар-то где-то рядом с его гаражом! «Не мой ли гараж горит?» - ёкает сердце у Иванова. А вот Иванов окончательно соображает: «Батюшки, да это же горит мой

гараж!».

Такое расширение впечатлений и накопление реакций от нейтральных до острых называется собиранием признаков оценки, от низшего признака к высшему (по Товстоногову).

В момент появления высшего признака - «Да это же мой гараж горит!» - рождается новая цель: бежать тушить пожар.

В высшем признаке оценки рождается новая цель, следовательно, в высшем признаке начинается новое событие. (К пониманию слова «признак»: одно из его словарных определений - «впечатление, оставляемое в сознании человека чем-то или кем-то»).

Спектакль - не что иное, как цепь событий, перемежающихся оценками. Событие - оценка, следующее событие - оценка, следующее событие - оценка... Таким образом, можно дать определение: событие - это фрагмент сценической жизни, ограниченный двумя оценками, меняющими цель, и проживаемый во времени как процесс, включающий в себя все элементы актёрского действия.

Выводы

На начальном этапе, когда идёт разбор пьесы, достаточно разбить её на фрагменты и изучить происходящие в ней события как факты, то есть как повороты, изменения сюжета. Однако дальше, на этапе сценического воплощения, без определения событий, их содержания и границ обойтись невозможно.

Когда режиссёр осуществляет действенный анализ пьесы, в первую очередь он должен отделить события от действенных фактов. Определяющим признаком события является его про-цессуальность, то есть длительность во времени и пространстве. Событие всегда соотносится с потоком происходящего в реальном времени и пространстве и

отвечает исключительно на вопрос «что происходит?». Определяющий признак действенного факта - его принадлежность прошлому, умершему мигу. Действенный факт, в отличие от события, не является и ни при каких обстоятельствах не может быть процессом, он отвечает исключительно на вопрос «что случилось?». К действенным фактам, помимо предлагаемых обстоятельств, следует отнести устоявшиеся в режиссуре термины «исходное событие», «центральное событие», «финальное событие», «главное событие».

В комплексе режиссёрских задач это, пожалуй, главная - определить в спектакле цепь сценических событий и затем внутри каждого события выстроить актёрское действие.

Событие - это фрагмент сценической жизни, ограниченный двумя оценками, меняющими цель, и проживаемый во времени как процесс, включающий в себя все элементы актёрского действия.

Событие - по сути, матрица сценической «жизни человеческого духа», и найти, определить, обрисовать такую матрицу -значит создать для актёра необходимые и единственно верные условия органического существования в противоестественных условиях сценической коробки.

Действие и событие совпадают содержанию, поскольку и то и другое - психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга.

о

Список литературы:

[1] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2014. - 214 с.

[2] Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www/theatre-library.ru/authors/m/malochevskaya

[3] Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. - М: Искусство, 1957. - 547 с.

[4] Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. - М.: Наука, 1988. - 341 с.

[5] Фильштинский В.М. На уроках А.И. Кацмана // Открытая педагогика. Электронная библиотека. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/filjshtinskij-veniamin-mihajlovich/ otkritaya-pedagogika/21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.