Научная статья на тему 'Сценарный Финансовый Прогноз основных макроэкономических показателей российской экономики на среднесрочную перспективу'

Сценарный Финансовый Прогноз основных макроэкономических показателей российской экономики на среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилов Вячеслав Степанович, Говтвань Олег Джонович, Шураков Александр Геннадьевич, Панфилов Алексей Вячеславович, Моисеев Антон Кириллович

В статье обсуждаются предпосылки и основные результаты сценарного финансового прогноза российской экономики на семилетний период (до 2014 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario-based Financial Forecast of Key Macroeconomic Indicators of RF Economy for Middle-term Period

The article discusses initial data and main results of scenario-based financial forecast of the Russian economy for еру seven year period (till 2014).

Текст научной работы на тему «Сценарный Финансовый Прогноз основных макроэкономических показателей российской экономики на среднесрочную перспективу»

ФИНАНСЫ

0.С. <^анфии.ов, О&ж Уовтвань, ^-У. "Шираков, ‘Панфилов,

^ЛС. Моисеев

СЦЕНАРНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ'

Развитие российской экономики на среднесрочную перспективу существенным образом зависит от типа государственной социальноэкономической политики, адаптационных возможностей экономики, тенденций, складывающихся на глобальных рынках. Соответственно, в данной работе выделяются четыре наиболее вероятных сценария:

1) активной государственной политики и эффективной адаптации экономики в условиях роста мировой экономики, превышающего 4% в год;

2) активной государственной политики и эффективной адаптации экономики в условиях умеренного роста мировой экономики около 3% в год;

3) нейтральной государственной политики и издержек адаптации в условиях роста мировой экономики, превышающего 4% в год;

4) нейтральной государственной политики и издержек адаптации в условиях умеренного роста мировой экономики около 3% в год.

Детальные результаты приводятся по двум крайним сценариям -первому (см. Приложение, табл. 1) и четвертому (см. Приложение, табл. 2), - что позволяет оценить полный спектр потенциальных изменений.

Мы предполагаем, что вероятность апокалипсических сценариев развития как мировой, так и российской экономики крайне низка и, соответственно, их количественные параметры не просчитываются.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-02-00231а).

В настоящее время Россия достигла впечатляющих успехов по сравнению с кризисным 1998 г. и вышла на 8-9-е место в мире по абсолютному размеру ВВП, а ее страновой рейтинг с дефолтного достиг уровня А- (Рейтинг S&P). За этот период среднегодовые темпы роста ВВП составили 6,7%, промышленного производства - 7,1 %, инвестиций - 10,5%. Однако более основательный взгляд на ситуацию показывает ослабление позиций России на глобальном рынке. В то время как уровень развития России лишь немного превышает ее уровень 1990 г., мир в целом ушел вперед (рис. 1).

%

Рис. 1 Сравнительные тенденции развития экономики России (-♦-) и мировой (-О-) экономики (за 100 принят уровень ВВП в 1990 г.)

В результате с 1990 г. по уровню благосостояния разрыв между Россией и развитыми странами существенно возрос, а с большинством развивающихся стран резко сократился. Этот тренд - главный геополитический вызов России, особенно с учетом демографической проблемы.

Период положительной экономической динамики современной России можно разбить на три качественно отличающихся этапа. Первый - период восстановительного роста, который опирался на вовлечение в экономический оборот неиспользуемых мощностей и слабость рубля. Второй период основан на эффекте резкого улучшения условий внешнеэкономического обмена для России и преодолении крайней нестабильности функционирования государства. Третий период характеризуется как попытками ускорения роста экономики, исходя из мотиваций субъектов рынка, так и объявленной государством программой стимулирования развития.

Анализ трендов за период 1999-2007 гг. основных факторов, определяющих динамику ВВП, приводит к следующим выводам.

• Динамика экспорта в определяющей степени связана с экспортом сырьевых ресурсов и ценами мирового рынка на них. При сохранении структуры экспорта, замедлении темпов роста экспорта сырьевых ресурсов и стабилизации цен на них экспорт перестает быть значимым фактором роста ВВП.

• Потребление населения демонстрировало высокую, а в последние годы ускоряющуюся динамику. Вместе с тем, темпы роста потребления превышали темпы роста ВВП и рост производительности труда за счет дополнительных доходов, связанных с резким улучшением условий внешнеэкономического обмена и бурным развитием системы потребительского кредитования (доля покупаемых в розничной сети товаров увеличилась практически с 0 в 1999 г. до почти 10% в 2007 г.).

• Опережающий в последние годы рост инвестиций по отношению к ВВП не смог существенно изменить долю накопления. По сравнению с критически низкой нормой накопления дефолтного 1998 г. в 16,1% ВВП норма накопления выросла только до 18,2%. в 2005 г. Сохранение такой нормы накопления в условиях неизбежного роста капиталоемкости и масштабного выбытия основных фондов, введенных еще в советский период, означает неизбежное замедление экономического роста.

• Государственные расходы и государственные инвестиции в случае пассивной и ограничительной финансовой политики не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики тем более в условиях замедления роста доходов бюджета.

В целом отрицательное воздействие перечисленных факторов на динамику ВВП в прогнозируемом периоде составляет 35-45% от достигнутого за предыдущий период, а трендовая динамика снижается до 3,7-4,4% в год.

Помимо рассмотренных выше макротенденций, действующих в сторону снижения потенциальной экономической динамики, существует также целый ряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления которых невозможно конструктивное решение стоящих перед обществом проблем. К их числу относятся:

• отсутствие эффективной системы перелива капитала, не позволяющее в условиях избытка финансовых ресурсов профинансировать развитие обрабатывающей промышленности;

• низкая заработная плата в производственной сфере экономики, препятствующая росту эффективности производства и распространению инноваций;

• общее технологическое отставание российской экономики, не позволяющее обеспечивать должную конкурентоспособность продукции и услуг.

В то же время динамика основных социально-экономических показателей последнего времени сигнализирует о том, что наступил третий период посткризисного развития, который характеризуется как попытками ускорения роста экономики, исходя из мотиваций субъектов рынка, так и объявленной государством программой стимулирования развития. Налицо явное ускорение темпов роста ВВП до 8%, удвоение темпов роста обрабатывающей промышленности и выход на двухзначные темпы роста, признаки инвестиционного бума (рост инвестиций на 20,8% в годовом выражении). Вместе с тем это ускорение было обеспечено масштабным притоком иностранного капитала (59 млрд. долл. за 8 мес. 2007 г.), и резким ускорением темпов роста импорта (с 20% за первые 5 мес. в 2006 г. до более 40% в 2007 г.). Накопленные ресурсы и профициты платежного баланса и бюджета позволяют поддерживать такой режим воспроизводства не более трех лет. Соответственно, центральный вопрос среднесрочного прогноза: способна ли российская экономика поддерживать высокие темпы роста без использования накопленных резервов и генерировать в должном объеме несырьевой экспорт, а также конкурировать на внутреннем рынке в части товаров с высокой стоимостью обработки.

Сценарий активной государственной политики предполагает улучшение основных структурных характеристик и параметров качества экономики. Это в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при котором возрастает конкурентоспособность не только продукции, но и конкурентоспособность капитала.

Только повышение конкурентоспособности труда и капитала обеспечивает устойчивость развития и гарантирует усиление долгосрочных конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Необходимо подчеркнуть, что индикатором движения по траектории развития служат не только показатели темпов экономического роста, но и интенсивность повышение социальной и технологической однородности экономического пространства.

Если не удается целенаправленно снижать дифференциацию уровня жизни по доходным группам и между различными регионами, сблизить технологический уровень производства в различных отраслях экономики, то в принципе нет никаких оснований для утверждений о реализуемости стратегии опережающего развития.

В рамках этого сценария предполагается существенное увеличение нормы накопления. Возможность такого увеличения обосновывается по крайней мере двумя моментами. Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой - более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годовая выручка позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем сейчас имеется. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбережения примерно одинаковы. Во-вторых, финансовые накопления государства в виде Резервного фонда и фонда благосостояния и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют инициировать инвестиционные проекты любого рационального масштаба.

Кроме этого, должны быть устранены причины, по которым не происходит самопроизвольного (рыночного) обеспечения должного уровня накопления основного капитала. Причины, на наш взгляд, состоят в следующем:

• уже упомянутое выше отсутствие эффективной системы перелива капитала.

• драматическое отставание проектно-конструкторской базы;

• дефицит специализированных строительных мощностей, обусловленный, в том числе, недостатком квалифицированных строительных кадров;

• слабость стимулов к обновлению основных фондов, в частности, к ликвидации физически и морально устаревшего капитала;

• неясность инвестиционных намерений государства;

• отсутствие явно сформулированной долгосрочной стратегии развития страны.

Чрезвычайно важно поддержать то стремление экономики к росту накопления, которое было продемонстрировано в течение последнего года.

В этих условиях уже задействованные административные меры и инициирование национальных проектов следует дополнить мощной финансовой поддержкой государства. Государство обязано:

• взять на себя основную часть расходов по финансированию строительства социального жилья и объектов социальной сферы;

• обеспечить (в том числе за счет использования своих финансовых ресурсов) кратное (в 2-3 раза) увеличение дорожного и инфраструктурного строительства;

• выступить в качестве стратегического инвестора в части финансирования ключевых объектов энергетического строительства в атомной и гидроэнергетике.

Поддержание роста темпов накопления на уровне 1-1,5 проц. п. в год позволит уже через 3-4 года иметь строительные мощности, способные решать масштабные задачи как в непроизводственном, так и в производственном строительстве. Одновременно в течение этих нескольких лет могут быть частично решены проблемы специализированных кадров как в самом строительстве, так и в проектно-конструкторской сфере. В результате будут сняты производственные ограничения в жилищном и инфраструктурном строительстве.

Важнейшим механизмом в рамках этого сценария, обеспечивающим наращивание внутренних инвестиций, становится фондовый рынок. Для этого необходимо, чтобы государство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддерживало бы своими гарантиями минимальную доходность по акциям государственных компаний, призванных стать локомотивами роста.

Финансовые условия «стартового прорыва» должны быть обеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектного финансирования, ипотечных и строительных банков и т. п.).

Расчеты платежного баланса к сценариям развития экономики России. Анализ показывает, что в настоящее время в РФ сложилась устойчивая зависимость между динамикой импорта товаров и услуг и динамикой реального курса национальной валюты. Наиболее тесно такая зависимость проявляется в отношении корзины валют, взвешенных по долям этих валют в оплате импорта. Однако прогнозирование как курсов каждой из этих валют, так и их весов представляет собой нетривиальную задачу. Поэтому в целях упрощения расчетов задается прогнозная траектория движения реального курса рубля к доллару США.

Расчеты, основанные на предположении о сохранении сложившихся темпов укрепления рубля и вида зависимости импорта от реального курса рубля и инвестиционного спроса, а экспорта от потенциала сырьевых отраслей и динамики развития обрабатывающих отраслей, показывают невозможность осуществления сценария ускорения экономического развития при таких предпосылках (рис. 2). В практическом плане это означает необходимость отказа от политики «сильного рубля» и ограничение амбиций, связанных с экономическим ростом.

600 -400 -200 -0

-200 -400 -600 --800 -1,000 -1,200

Год

| - экспорт нефтегазовых ресурсов | - остальной экспорт | Инвестиционный импорт

- Сальдо торгового баланса

- экспорт высоких технологий | Потребительский импорт | Прочий импорт (с услугами) Сальдо без нефтегаза

Рис. 2. Трендовая динамика торгового баланса, млрд. долл.

Теоретическое положение, используемое при введении системы плавающих валютных курсов, гласит, что дефициты и профициты мировой торговли устраняются падением курса валют стран с дефицитом баланса и ростом курса валют стран с профицитом баланса. Мы произвели расчеты, которые приводят к балансировке торгового баланса РФ 2014 г. за счет падения номинального курса рубля. На рис. 3 приводится вариант, когда реальный курс рубля к доллару США с 2008 г. остается фиксированным, а номинальный курс достигает к 2014 г. 36,5 руб./долл.

В этом варианте половина прироста инвестиций обеспечивается за счет инвестиционного импорта, потребительский и прочий импорт прогнозируются функцией роста их темпов от реального курса. Следует иметь ввиду, что падение номинального курса рубля несколько ускоряет инфляционный процессы относительно базового уровня (+1 - 1,5 проц.п. в год). При этом в период за пределами 2014 г. балансировка платежного баланса возможна лишь при усилении политики «слабого рубля».

Идеология прогноза исходит из того, что инструментами общеэкономической и финансовой политики можно добиться такого поведения компаний, которое приведет к импорту оборудования и технологий (инвестиционному импорту). Это оборудование позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, замещая импорт, которому в противном случае не будет отечественной замены.

Год

-600

| - экспорт нефтегазовых ресурсов | - остальной экспорт | Инвестиционный импорт . Сальдо торгового баланса

- экспорт высоких технологий | Потребительский импорт | Прочий импорт (с услугами) Сальдо без нефтегаза

Рис. 3. Прогноз торгового баланса при нулевом темпе роста реального курса рубля с 2008 г.

Одновременно предполагается, что в определенных отраслях инвестиционный импорт будет увеличивать экспорт высокотехнологической продукции. Например, импорт оборудования для конкурентоспособного производства авионики позволит существенно увеличить чистый экспорт авиапродукции.

В числовом выражении наша гипотеза состоит в том, что каждый доллар прироста инвестиционного импорта в год Т приводит к сокращению на 0,65 доллара потребительского импорта в год Т+3, а также к приросту высокотехнологического экспорта с растущим коэффициентом от 1,0 в 2008 г. до 2,0 к 2014 году (рис. 4).

В период после 2014 г. этот вариант предполагает, что конкурентоспособность российской экономики достигнет такого уровня, который позволяет обеспечивать потребности в импорте за счет соответствующего наращивания экспорта.

Год

| - экспорт нефтегазовых ресурсов | - остальной экспорт | Потребительский импорт | Прочий импорт (с услугами)

■ Сальдо без нефтегаза

- экспорт высоких технологий

- дополнительный экспорт | Инвестиционный импорт

Сальдо торгового баланса

Рис. 4. Прогноз торгового баланса при стремящемся к нулевому росту реального курса и гипотезе инвестиций за счет импорта

Среднесрочные перспективы российской экономики и проблемы ликвидности. Ипотечный кризис в США и, главным образом, последовавший за ним международный кризис ликвидности ощутимо сказались на условиях функционирования российской финансовой системы в августе-сентябре 2007 г., заметно скорректировав темпы роста банковских активов. Последнее обстоятельство подчеркивает важную роль проблемы поддержания ликвидности для российской экономики и влияние мирового финансового рынка на перспективы ее успешного решения, диктует необходимость уделять этой проблеме повышенное внимание в прогнозных исследованиях.

Анализ прогнозных сценариев с точки зрения ликвидности демонстрирует более высокий ее уровень для экономики и, одновременно, более низкий - для банковской системы (инвестиционный сценарий по сравнению с инерционным2. Инвестиционный сценарий предполагает более

2 Для краткости изложения в данной работе для крайних сценариев используются сокращенные наименования: инвестиционный — сценарий активной госполитики и эффективной адаптации экономики; инерционный — сценарий нейтральной госполитики и издержек адаптации. Методические аспекты представленных прогнозных расчетов обсуждаются в отдельной статье — «Инструментальный и методический аппарат среднесрочного сценарного финансового прогноза российской экономики».

интенсивное использование резервных денег в ходе финансовых трансформаций и, соответственно, более полное удовлетворение спроса экономики на кредит, а также дефицит ликвидности банковской системы и, соответственно, необходимость определенной ре-финансовой поддержки со стороны монетарных властей. Инерционный сценарий в свою очередь связан с избытком ликвидности у банков и, соответственно, предполагает дальнейшую денежную стерилизацию. При этом различается и структура источников пополнения ликвидности банковской системы. В инвестиционном варианте по сравнению с инерционным - заметно снижается роль заимствований на внешних рынках (отношение иностранных пассивов к кредитным вложениям банков - незначительно меняется для инерционного сценария, и снижается с 29 до 17% по инвестиционному сценарию).

Важна также качественная интерпретация результатов прогноза. Речь идет о рисках, которые потенциально могут перерасти в системные. На прогнозную перспективу выявлено три таких риска.

Первый связан со срочной структурой и ценами кредитов физическим лицам. Он актуализируется уже сейчас, а критического уровня может достигнуть в течение ближайших 2-3 лет. Доля долгосрочных ссуд банков домашним хозяйствам очень невысока, при этом процентные ставки (особенно, по коротким кредитам, где риск покрывается ставкой) - чрезмерны. Так, если по относительной интенсивности кредитования физических лиц в целом (кредит к ВВП) Россия в разы отстает не только от западноевропейских стран, но и от большинства стран Восточной Европы, то в части интенсивности классических потребительских ссуд (необеспеченные короткие кредиты) РФ уже вплотную подошла к уровню Франции и Германии. В этих условиях и относительные расходы по обслуживанию долга домашними хозяйствами (сумма возврата по кредитам, процентных платежей и комиссий по отношению к доходам населения) также находится на среднеевропейском уровне. При продолжении сегодняшних тенденций в развитии кредитования физических лиц уже в течение ближайших 3-5 лет произойдет одно из двух: либо задолженность домашних хозяйств перерастет в сверхзадолженность с соответствующим лавинообразным ростом невозвратов; либо население начнет сворачивать свои заимствования, что приведет к сокращению темпов роста банковских активов, росту избыточной ликвидности на банковских балансах и снижению доходности банковской деятельности. Иными словами, банки сталкиваются либо с кредитным, либо с процентным риском. В обоих сценарных вариантах при благоприятных внешних условиях и грамотных действиях монетарных властей воз-

можно избежать указанных рисков. Тем не менее для инерционного сценария, в котором структура кредитов населению меняется менее интенсивно, указанные риски требуют повышенного внимания.

Второй из названных рисков - валютный. Он может актуализироваться к 2009-2011 гг. Он связан с определенной диспропорцией в валютной структуре балансов российских банков, а конкретнее - с низкой обеспеченностью валютных обязательств валютными активами. В этих условиях относительное ухудшение конъюнктуры внешней торговли способно резко изменить курсовую динамику и стимулировать понижательные тенденции на валютном рынке, что потенциально может привести к существенной утрате (на курсовых разницах) банковского капитала. Особенно велик указанный риск для инерционного сценария, где потеря банковского капитала при неблагоприятном развитии событий может достигнуть 30%. Заметим, что ситуация будет усугубляться ухудшением условий заимствования на внешних рынках.

Наконец, третий риск связан с эффективностью деятельности монетарных властей по управлению ликвидностью банковской системы. Как уже отмечалось, по разным сценариям удовлетворение спроса на банковские кредиты связано с дефицитом банковской ликвидности по инвестиционному варианту, либо с ее избытком - по инерционному. И в том, и в другом случае при недостатке предложения соответствующих инструментов со стороны монетарных властей для банковской системы актуализируются либо риск ликвидности - в первом случае, либо процентный риск (возможно, наряду с кредитным) - во втором.

Соответственно, на среднесрочную перспективу для преодоления возникающих рисков востребованными становятся инструменты управления ликвидностью, дефицит которых в арсенале российских монетарных властей достаточно ощутим (необходимо активно использовать РЕПО с обязательствами нефинансовых и финансовых корпораций, включить в ломбардный список ЦБ акции крупнейших российских компаний и т. д.).

Приложение

Таблица 1

Сценарий 1. Вариант активной государственной политики и эффективной адаптации экономики

Показатель Источник 2006 г. 2007 г. Прогноз

оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Макроэкономические показатели ВВП в текущих ценах, млрд. руб. Росстат 26781,1 32987,4 35964,5 41095,9 46516,4 52595,6 59184,8 66279,3 73865,6

Реальные темпы роста ВВП, % Росстат 106,7 108,1 107,8 107,8 107,8 108,2 108,2 108,2 108,2

Объем промышленного производства в текущих ценах, млрд. руб. Росстат 15758,4 18367,0 21194,9 24100,3 27126,4 30495,4 34042,3 37698,7 41530,2

Рост промышленного производства в реальных ценах, % Росстат 103,9 107,3 107,3 106,8 106,8 107,2 107,0 106,7 106,7

Индекс роста потребительских цен (CPI), % Росстат 109,5 108,0 107,0 106,0 105,0 104,5 104,0 103,5 103,0

Экспорт всего, включая услуги, млрд. долл. Росстат 334,3 337,4 358,1 380,7 404,5 429,2 455,3 482,6 511,4

Импорт всего, включая услуги, млрд. долл. Росстат -210,0 -259,7 -301,9 -346,7 -386,2 -423,9 -462,6 -498,0 -528,1

Сальдо экспортно-импортных операций, всего включая услуги, млрд. долл. Росстат 124,3 77,8 56,3 34,0 18,3 5,3 -7,3 -15,4 -16,8

Численность населения, млн. чел. Росстат 142,5 141,9 141,4 141 140,6 140,3 140,1 139,9 139,7

Конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. Росстат 13772,4 16807,8 19387,2 22153,3 25075,4 28038,0 31200,7 34553,2 38081,1

Курсы валют, стоимость нефти, золота Курс рубля к доллару США на конец года, руб./долл. ЦБ РФ 26,33 25,43 24,80 24,42 24,24 24,18 24,36 24,91 25,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний обменный курс рубля к доллару США, руб./долл. ЦБ РФ 27,18 25,82 25,05 24,55 24,30 24,18 24,18 24,54 25,28

Курс доллара США к Евро на конец года, долл./евро ЦБ РФ 1,32 1,33 1,31 1,29 1,27 1,26 1,24 1,22 1,2

Стоимость золота, долл./тройская унция ЦБ РФ 610,0 664,1 656,7 651,7 646,8 641,8 636,8 631,8 626,9

Нефть Brent, среднегодовое значение, долл./барр. 68,8 72,4 71,3 70,6 69,8 69,1 68,4 67,6 66,9

Нефть Urals, среднегодовое значение долл./барр. 62,7 66,0 65,0 64,3 63,7 63,0 62,3 61,7 61,0

Показатель Источник 2006 г. 2007 г. Прогноз

оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Финансовый сектор Объем золотовалютных резервов, млрд. долл. ЦБ РФ 303,0 460,0 522,9 566,6 596,8 615,9 624,0 625,2 625,3

Объем средств в стабфонде, млрд. руб. ЦБ РФ 2346,9 3114,7 4079,0 5081,8 6093,8 7099,6 8084,3 9007,0 9834,9

Ставка рефинансирования, % ЦБ РФ 11,5 10,0 9,3 8,7 8,1 7,5 6,9 6,3 6,0

Денежный агрегат М2, млрд. руб. ЦБ РФ 8995,8 10795,6 13062,2 15569,6 18322,8 21436,0 24907,1 28788,1 33147,0

Среднее значение М2, млрд. руб. ЦБ РФ 7520,7 10781,5 12979,6 15373,3 17950,3 20789,7 23866,6 27181,8 30733,0

Количество оборотов денег (по агрегату М2 среднее), раз 3,6 2,9 2,8 2,7 2,6 2,5 2,5 2,4 2,4

Количество оборотов денег (по агрегату М2 на конец года), раз 3,0 2,9 2,8 2,6 2,5 2,5 2,4 2,3 2,2

Физические лица Потребительские кредиты (без ипотечных кредитов) - остатки на конец года, млрд. руб. ЦБ РФ 1707,6 2023,7 2406,4 2840,9 3324,5 3883,5 4516,1 5228,6 6027,8

Ипотечные кредиты - остатки на конец года, млрд руб. ЦБ РФ 357,6 847,4 1489,6 2335,4 3448,2 4912,6 6835,5 9350,0 12620,8

Средства на счетах физ. лиц, млрд. руб. 3844,9 4928,1 6204,7 7693,8 9421,4 11444,8 13810,3 16586,0 19862,4

в том числе депозиты физических лиц, млрд. руб. ЦБ РФ 3262,2 4214,4 5339,4 6662,1 8211,6 10035,9 12189,5 14743,4 17792,1

Юридические лица Кредиты юридическим лицам, млрд. руб. ЦБ РФ 6068,3 7290,4 8677,5 10232,1 11951,3 13944,3 16191,8 18711,3 21518,2

Средства на счетах юридических лиц, млрд. руб. ЦБ РФ 2075,1 2406,9 2769,4 3160,7 3577,3 4050,6 4569,8 5136,5 5751,4

Депозиты юридических лиц, млрд. руб. ЦБ РФ 1382,7 2025,6 2710,7 3434,7 4193,5 4988,9 5819,6 6683,7 7579,1

Физические и юридические лица Количество эмитированных пластиковых карт, млн. шт. ЦБ РФ 74,8 92,2 106,6 121,5 136,3 148,3 158,7 166,0 169,7

Эквайринг (оборот), млрд. руб. ЦБ РФ 4433,7 5454 6664 8078 9698 11516 13509 15645 17886

Таблица 2

Сценарий 4. Вариант нейтральной госполитики и издержек адаптации

Показатель Источник 2006 г. 2007 г. Прогноз

оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Макроэкономические показатели ВВП в текущих ценах, млрд. руб. Росстат 26781,1 32987,4 35137,8 39591,0 43892,2 48249,4 52479,9 56750,7 61011,2

Реальные темпы роста ВВП, % Росстат 106,7 108,1 105,5 105,0 104,5 104,0 103,5 103,5 103,5

Объем промышленного производства в текущих ценах, млрд. руб. Росстат 15758,4 18127,1 20271,1 22481,4 24629,4 26819,7 28938,4 31037,6 33088,4

Рост промышленного производства в реальных ценах, % Росстат 103,9 106,0 103,0 103,0 103,0 102,8 102,5 102,5 102,5

Индекс роста потребительских цен (CPI), % Росстат 109,5 108,0 108,1 107,3 106,1 105,7 105,1 104,5 103,9

Экспорт всего, включая услуги, млрд. долл. Росстат 334,3 314,1 289,8 304,6 319,6 334,7 350,1 365,6 381,3

Импорт всего, включая услуги, млрд. долл. Росстат -210,0 -259,7 -287,3 -306,9 -324,7 -340,4 -356,5 -373,9 -392,5

Сальдо экспортно-импортных операций, всего включая услуги, млрд. долл. Росстат 124,3 54,4 2,5 -2,3 -5,1 -5,7 -6,4 -8,3 -11,2

Численность населения, млн. чел. Росстат 142,5 141,9 141,4 141 140,6 140,3 140,1 139,9 139,7

Конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. Росстат 13772,4 16807,8 19245,5 21767,1 24224,3 26581,6 28881,0 31197,4 33503,2

Курсы валют, стоимость нефти, золота Курс рубля к доллару США на конец года, руб./долл. ЦБ РФ 26,33 26,22 27,60 29,44 31,33 33,33 35,25 37,08 38,90

Средний обменный курс рубля к доллару США, руб./долл. ЦБ РФ 27,18 25,82 26,63 28,57 30,31 32,34 34,31 36,19 37,96

Курс доллара США к Евро на конец года, долл./евро ЦБ РФ 1,32 1,33 1,31 1,29 1,27 1,26 1,24 1,22 1,2

Стоимость золота, долл./тройская унция ЦБ РФ 610,0 664,1 537,3 656,1 673,5 675,0 580,0 412,0 443,5

Нефть Brent, среднегодовое значение, долл./барр. 68,8 72,4 58,1 57,6 57,0 56,5 55,9 55,4 54,8

Нефть Urals, среднегодовое значение долл./барр. 62,7 66,0 53,0 52,5 52,0 51,5 51,0 50,5 50,0

Показатель Источник 2006 г. 2007 г. Прогноз

оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Финансовый сектор Объем золотовалютных резервов, млрд. долл. ЦБ РФ 303,0 324,6 329,7 334,9 343,6 358,4 380,6 409,8 445,9

Объем средств в стабфонде, млрд. руб. ЦБ РФ 2346,9 3177,5 3751,0 4360,6 5001,1 5677,9 6388,7 7130,8 7900,8

Ставка рефинансирования, % ЦБ РФ 11,5 10,8 10,2 9,5 8,7 8,0 7,3 6,7 6,3

Денежный агрегат М2, млрд. руб. ЦБ РФ 8995,8 10690,5 12823,4 15121,0 17526,3 20093,1 22776,2 25620,7 28621,4

Среднее значение М2, млрд. руб. ЦБ РФ 7520,7 9843,2 11757,0 13972,2 16323,6 18809,7 21434,7 24198,5 27121,1

Количество оборотов денег (по агрегату М2 среднее), раз 3,6 3,1 3,0 2,8 2,7 2,6 2,4 2,3 2,2

Количество оборотов денег (по агрегату М2 на конец года), раз 3,0 2,9 2,7 2,6 2,5 2,4 2,3 2,2 2,1

Физические лица Потребительские кредиты (без ипотечных кредитов) - остатки на конец года, млрд. руб. ЦБ РФ 1707,6 2006,7 2367,5 2764,5 3178,6 3622,5 4086,1 4582,1 5108,7

Ипотечные кредиты - остатки на конец года, млрд. руб. ЦБ РФ 357,6 796,8 1314,8 1927,3 2647,3 3492,0 4478,1 5624,7 6950,8

Средства на счетах физ. лиц, млрд. руб. 3844,9 4882,9 6081,1 7437,1 8945,4 10618,9 12453,5 14464,8 16661,6

в том числе депозиты физических лиц, млрд. руб. ЦБ РФ 3262,2 4197,9 5278,5 6511,2 7897,4 9443,2 11151,5 13033,0 15099,3

Юридические лица Кредиты юридическим лицам, млрд. руб. ЦБ РФ 6068,3 7145,4 8344,2 9624,8 10923,7 12293,1 13688,3 15153,5 16677,7

Средства на счетах юридических лиц, млрд руб. ЦБ РФ 2075,1 2375,8 2699,1 3030,2 3348,4 3669,3 3978,7 4290,6 4601,7

Депозиты юридических лиц, млрд. руб. ЦБ РФ 1382,7 2027,9 2718,3 3448,1 4207,7 4991,6 5792,3 6605,6 7427,2

Физические и юридические лица Количество эмитированных пластиковых карт, млн. шт. ЦБ РФ 74,8 92,0 106,9 119,1 130,7 139,3 145,4 150,7 155,3

Эквайринг (оборот), млрд. руб. ЦБ РФ 4433,7 5454 6564 7729 8905 10050 11130 12121 13010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.