Научная статья на тему 'СЦЕНАРИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ ДВУХ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ'

СЦЕНАРИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ ДВУХ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СТОЛКНОВЕНИЙ / ОПТИМАЛЬНЫЙ МАНЁВР / КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Зигангирова Ю. В., Валеев С. С.

В статье рассмотрен пример сближения двух динамических объектов, приводящий к конфликтной ситуации - столкновению. Показано, что в общем случае возможно возникновение ситуации, когда сценарий для предупреждения столкновения, вырабатываемый бортовой вычислительной системой, оказывается неоптимальным с точки зрения эффективности манёвра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ ДВУХ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

Тем самым были рассмотрены кривые трещины а также сдвиги, которые являются распространенной конфигурацией, как при микро, так и при мезо- и макро описании пластической деформации и разрушении и рассмотрены формулы асимптотического приближения для компонент тензора напряжений и вектора смещений для полярных координат. Список использованной литературы:

1. Шайсултанов Д.Г. Структура и механические свойства высокоэнтропийных сплавов системы СоС^е№Х (Х=Мп, V, Мп и V, А1 и Си) [Текст]: канд.наук: 15.11.15 защищена: утв. 28.01.16.: 5 с.

2. Мусхелишвили Н.И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. - М.: Наука, 1966. - 707 с.

3. Смирнов В.И. Курс высшей математики. М.: ГИФМЛ. 1958. Т.З. Часть 2. С.83.

© Дуденок А.Д, 2021

УДК 004.942

Зигангирова Ю.В.

аспирант УГАТУ, г. Уфа, РФ Валеев С.С. д.т.н., профессор УГАТУ, г. Уфа, РФ

СЦЕНАРИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ СБЛИЖЕНИИ ДВУХ ДИНАМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация

В статье рассмотрен пример сближения двух динамических объектов, приводящий к конфликтной ситуации - столкновению. Показано, что в общем случае возможно возникновение ситуации, когда сценарий для предупреждения столкновения, вырабатываемый бортовой вычислительной системой, оказывается неоптимальным с точки зрения эффективности манёвра.

Ключевые слова

Конфликтная ситуация, предупреждение столкновений, оптимальный манёвр, критерий эффективности решения.

В работах [1-3] рассматривались распределённые бортовые вычислительные системы (на примере бортовой системы предупреждения столкновений воздушных судов). В качестве динамических объектов при этом выступали воздушные суда (ВС). Предлагалась реализация взаимодействия данных систем в соответствии с принципом адаптивного поведения. Предполагалось, что подобные системы должны предусматривать возможность изменения критерия поиска оптимального решения по разрешению конфликта в зависимости от текущей ситуации: использовать либо критерий времени выработки этого решения, либо критерий эффективности решения по заданным показателям. Было также отмечено, что в ряде случаев, из-за отсутствия объективной информации о состоянии управляемых динамических объектов и состоянии внешней среды, выработанные сценарии могут различаться.

Рассмотрим далее пример сближения двух ВС с заданными численными значениями параметров их полёта. Сближение в данном случае приводит к конфликтной ситуации. Расчёты выполним согласно известной математической модели, описанной, например, в работе [4].

Движение собственного ВС и ВС-нарушителя относительно земли может быть описано с помощью уравнений:

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

^собств(0 ^Особств + ^^собств' (1)

^нарушСО ^Онаруш + ^наруш' (2)

где 50 - начальная координата, V- скорость, t - время.

Пусть начальные координаты и составляющие вектора скорости для собственного ВС и ВС-нарушителя равны соответственно:

^Особств собств, ^OF собств, *02собств}={100, 0, 9500} м;

^собств собств, VF собств, ^гсобств} ={202, I0 0} м/с;

^Онаруш («ОХ наруш S0F наруш наруш

}={50000, 2000, 10000}м;

наруш наруш наруш наруш } ={-220, 0 -8} м/с.

Дальность (расстояние) между двумя ВС можно найти по формуле:

КО = ||s(t)|| = Vlls|l2 + 2ts-V + t2INI2. (3)

Тогда скорость сближения ВС (как производная от дальности) равна:

= ^+t|MI2 (4)

Время полёта до точки наибольшего сближения (closest point of approach, CPA), решение уравнения r(t) = 0, равно:

W^v) = (5)

Расчётные формулы (3)-(5) реализованы в программе [5], с помощью которой были вычислены время полёта до точки наибольшего сближения в конфликтной ситуации с заданными координатами и скоростью:

£СРЛ= 118,32 с, (6)

а также дистанция пролёта в точке наибольшего сближения:

ЯаСрл)= 477,13 м. (7)

Поскольку рассчитанная величина дистанции пролёта в точке наибольшего сближения ^(¿срл) не удовлетворяет величине безопасного интервала эшелонирования К5=500 м (для эшелонов от 8100 м до 12100 м) [6], то необходимо выполнить некоторый манёвр (при этом ВС-нарушитель объявляется угрозой) (рис. 1). Согласно логической схеме [7], при обнаружении конфликтной ситуации каждая из систем предупреждения столкновений моделирует две траектории маневрирования (с противоположными вертикальными скоростями ±8 м/с), начиная со времени ¿срл-30 с, и рассчитывает дистанции пролёта, которые будут иметь место через 30 с.

Собственное ВС

Рисунок 1 - Схема обнаружения конфликтной ситуации

При моделировании описанных траекторий системой предупреждения столкновений собственного ВС (рис. 2) дистанции пролёта при манёвре вверх и при манёвре вниз будут равны соответственно (результаты также получены при моделировании с помощью программы [5]):

СбТв^РЛ^ 306,15 м; (8)

^собств(^срл) = 781,90 м. (9)

Система предупреждения столкновений собственного ВС выберет манёвр, обеспечивающий

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

требуемое эшелонирование: ^ВВеРХв (^сра) = 781,90 м.

При моделировании описанных траекторий ВС-угрозой (рис. 3) дистанции пролёта при манёвре вверх и при манёвре вниз будут равны соответственно:

Яувгврерх(£срл) =693,94 м; (10)

ЯуВгТаСрл) =628,08 м. (11)

ВС-угроза аналогично выберет манёвр, которому соответствует дистанция пролёта ^УГр^^срл) = 628,08 м.

Рисунок 2 - Схема моделирования манёвров собственным ВС

Рисунок 3 - Схема моделирования манёвров ВС-угрозой

С точки зрения эффективности манёвра (то есть обеспечения им минимального требуемого интервала эшелонирования) оптимальным следует считать манёвр с дистанцией пролёта R^™ (tCPA) = 628,08 м. Однако эксплуатируемые в настоящее время системы предупреждения столкновений воздушных судов, осуществляют выбор рекомендации в соответствии с критерием времени: выбирается первый из выработанных сценариев. Таким образом, если в описанной ситуации система предупреждения столкновений собственного ВС выработает решение раньше, то в целом процесс разрешения конфликтной ситуации окажется неоптимальным с точки зрения его эффективности, так как существует возможность выполнить манёвр вторым ВС, отклоняясь на меньшее расстояние.

В случае изменения алгоритма взаимодействия систем предупреждения столкновений и введения этапа сравнения рекомендаций, выработанных каждой из систем, указанного недостатка возможно избежать.

Список использованной литературы:

1. Ayguzina Y.V. Opportunities of applying multiagent approach for collision avoidance systems // PEGASUS-AIAA 2014: proceedings of Student Conference. - Prague, 2014. - P. 1-3. ISBN 978-80-01-05459-8.

2. Valeev, S. S. Multi-agent software system of dynamic objects interaction / S. S. Valeev, Y. V. Zigangirova // CEUR Workshop Proceedings. - Yekaterinburg, 2016. - P. 269-275.

3. Зигангирова Ю.В., Валеев С.С. Разрешение конфликтной ситуации в распределённой динамической системе на основе многоагентного похода // Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений: труды V Всероссийской конференции. - Уфа, 2017. - Т.1. - С.86-89.

4. С. И. Кумков, С. Г. Пятко. Задача обнаружения и разрешения конфликтных ситуаций в

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

автоматизированной системе управления воздушным движением // Научный вестник «НИИ Аэронавигации», №12. С. 35-45, 2013

5. Агентная система предупреждения столкновений: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016618820 / правообладатель Зигангирова Юлия Владимировна; заявл. 15.06.2016; зарег. 08.08.2016.

6. Doc 9574 ICAO, Руководство по применению минимума вертикального эшелонирования 300 м (1000 фут) между ЭП 290 и ЭП 410 включительно. // ICAO - 2002.

7. Doc 9863 ICAO, Руководство по бортовой системе предупреждения столкновений (БСПС). // ICAO -2006.

© Зигангирова Ю.В., Валеев С.С., 2021

УДК.: 631.862

Каюмов Т. Х.

Соискатель

Андижанский институт сельского хозяйства и агротехнологий Научный руководитель: Имамов Ш. Ж.

Бухарский филиал ТИИМСХ (Узбекистан)

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ БИОМАССЫ НА ВЫДЕЛЕНИЕ БИОМЕТАНА

Аннотация

В данной статье представлен анализ существующих проблем биогазовых устройств. Проанализировав гидродинамические параметры получения биометана, представлены глубины слоя которое затрудняющие выход газовых пузырьков.

Ключевые слова: Биогаз, органические отходы, анаэроб, биомасса, биореактор

Введение. Недавние вызовы, связанные с изменением климата, требуют максимальной защиты природы. Органические отходы, выведенные из переработки в природу, являются одной из основных причин негативных изменений в окружающей среде. В то же время с популярностью биогазовых установок для переработки отходов спрос на них растет. В то же время набирает обороты разработка усовершенствованных типов биогазовых установок, дополнительно снижающих экологический риск образования отходов [1,2]. В связи с этим Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.07.2020 «О дополнительных мерах по повышению энергоэффективности экономики и снижению зависимости от топливно-энергетических продуктов за счет привлечения имеющихся ресурсов» ПП-4779 подчеркивает необходимость уделять большое внимание развитию [3].

Постановка задачи. Биохимический процесс, происходящий в биореакторе во время анаэробной обработки органических отходов, очень сложен, и обрабатываемая биомасса не подвергается воздействию жидкостей, классифицированных по Ньютону. Такие жидкости известны как жидкости со сложным движением потока. Ряд ученых утверждают, что устройство должно быть компактным с точки зрения переработки жидкой биомассы [1]. Это увеличение размера устройства приводит к увеличению уровня биомассы в устройстве. По мере увеличения глубины давление в нижней части устройства увеличивается, и метановый газ, выделяемый метановыми бактериями, преодолевает силы давления, что затрудняет его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.