Научная статья на тему 'Сценарии развития международных отношений по линии кнр-рф-сша'

Сценарии развития международных отношений по линии кнр-рф-сша Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
556
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжэнчжэнь Се

В статье автор рассматривает сценарии развития международных отношений по линии КНР-РФ-США. Особое внимание уделено рассмотрению и анализу текущей политики КНР, США и Российской Федерации. Данная проблематика рассматривается в контексте изменения геополитической обстановки в рамках перехода мира к многополюсной системе международных отношений. Сотрудничество России и Китая в сфере обороны и безопасности влияет на трансформацию международного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития международных отношений по линии кнр-рф-сша»

Чжэнчжэнь Се - аспирант кафедры сравнительной политологии РУД, г. Москва.

Чжэнчжэнь Се

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПО ЛИНИИ КНР-РФ-США

В американских, китайских и российских экспертных сообществах существуют четыре группы сценариев развития мировой политики, и все они, в основном, связаны с экономическим и военным ростом потенциала КНР, что не может не тревожить США, которые уже в открытую рассматривают «красного дракона» в качестве главного стратегического противника в первой половине ХХ1 века. Это означает, что Америка будет любыми способами стараться максимально затруднить дальнейшее развитие КНР.

Первая группа сценариев предусматривает вывод КНР на доминирующие позиции и смену глобального гегемона в мировой политике. При этом предполагается не только дальнейший рост китайского потенциала и решение существующих противоречий внутри страны, но и постепенно быстрая деградация США в результате финансово-экономического кризиса. Разумеется, геостратегический конфликт КНР-США не «является игрой с нулевой суммой», где проигрыш одной стороны равнозначен выигрышу другой и наоборот. Однако ближайший переход человечества к новому технологическому укладу окажется невозможным без разрешения данного конфликта в пользу одной из сторон. В этой связи важной видится роль России, которая за последнее время радикально изменила вектор внешней политики в связи с присоединением Крыма и гражданской войной на Украине, похолоданием отношений с Западом, и усилением сотрудничества с КНР [3. С. 350].

Конкретных вариантов превращения КНР в доминирующую экономику ближайшего будущего достаточно много, они в значительной степени

различаются по срокам и механизмам, однако их суммарная вероятность равна примерно в 70%, что является очень высоким показателем.

Стоит также отметить, что подавляющая часть таких сценариев предусматривает восстановление евразийского «Хартленда» на основе российско-китайского сближения наподобие союза в 50-е - начале 60-х годов ХХ века.

Вторая группа сценариев основывается на предположении о том, что глобальная геостратегическая ситуация останется такой же приблизительно в современном статус-кво. Этот прогноз похож на предположении Фрэнсиса Фукуямы «о конце мировой истории». В реальности такой вариант развития событий выглядит маловероятным, поэтому его реализацию можно оценить в 5 % процентов [6].

Третья группа сценариев предрекает современному Китаю судьбу СССР 80-х годов: проигрыш различной комбинации и внутренних причин геостратегического конфликта с США и распад страны на несколько независимых государств. Подобное развитие событий абсолютно противоречит текущему историческому тренду и его вероятность порядка 10%.

Наконец, четвертая, группа сценариев предполагает, что Китай станет одной из двух противоборствующих сторон в масштабном военном конфликте с использованием атомного оружия. Противником КНР могут выступить США. Ослабление Китая и Америки в данном случае может привести к появлению некой третьей силы в качестве глобального лидера современности. Вероятность такого сценария около 10 % [2. С. 93].

Сегодня для Пекина оптимальным решением был бы выход Китая к ситуации глобального лидерства, поскольку его политические элиты практически не имеют приемлемой для остального человечества модели развития -их интересы направлены на достижение максимально возможного комплекса геостратегических преимуществ над США, включая решение проблемы «Тайваня» и удовлетворение более мелких территориальных проблем Пекина. Но никакой глобальной идеи пока КНР предложить не может, которая

была бы принята человечеством в идеологическом, политическом и социальном измерении. Но и США кроме лозунгов про демократию и свободу, которые ввиду исторического процесса, оказались сильно изношены, также не в состоянии предложить миру новый вектор, который бы всех устроил. В КНР это прекрасно понимают и не спешат форсировать события, а даже наоборот, прикладывают максимальные усилия для консервации нынешнего статус-кво путем постоянного улучшения для Пекина (например, покупка «статусных компаний, брендов и технологий и т.п.)

Однако, согласно расчетам китайских экспертов, из 45 базовых видов сырья к 2020 году Китай в его современном состоянии будет обеспечивать себя лишь по 6 позициям, что обуславливает резкую активизацию внешней политики Пекина, особенно в отношении богатых полезными ископаемыми стран мира, к числу которых относится Российская Федерация. Нынешний украинский кризис, в который вовлечены крупнейшие «центры силы» (США, РФ и ЕС) полностью соответствует именно китайским интересам, поскольку отвлекает внимание и усилия его конкурентов с ключевого для Пекина азиатско-тихоокеанского направления [5. С. 45].

Геополитической целью США является контроль над Евразией, чтобы не допустить появление соперника, готового оспорить глобальное лидерство Америки. В Евразии сосредоточено около 80% процентов мировых запасов энергоресурсов, что, несомненно, увеличивает потенциал мирового актора или государства, кто будет на ней доминировать [1. С. 5].

Россия в самый разгар кризиса на Украине стремится продемонстрировать Западу свои варианты развития событий и наличие нового сильного союзника в лице Китая. У Китая также есть серьезные основания для противостояния США. Китайцев изрядно возмутила нашумевшая «переориентация Америки в сторону Азии», в том числе размещение 60% военно-морских сил США в Тихом океане. Одна из слабых сторон Китая в его попытках противодействовать господству Америки в азиатско-тихоокеанском регионе состоит в том, что у него в этом регионе мало явных союзников. И, наоборот, у США

есть договоры о вооруженных силах с Японией и Южной Кореей, и они поддерживают тесные связи с рядом стран Юго-Восточной Азии. В связи с чем сближение России и Китай, возможно, в будущем позволит создать мощный военный альянс двух мировых Держав.

Предлагаемые угрозы со стороны США активно подталкивают Россию и Китай к развитию двустороннего партнерства, поскольку Москва и Пекин осознают, что вместе они смогут эффективнее противостоять давлению Вашингтона.

Действия США в Европе и в Азии являются причиной для беспокойства России и Китая. После распада СССР Североатлантический альянс и Европейский союз максимально приблизились к границам России, а заявления американских властей о «развороте в сторону Азии» насторожили Китай. Коллективная защитная реакция продвигает отношения Москвы и Пекина, поскольку обе стороны чувствуют себя в окружении недружелюбных сил. При этом Россия и Китай осознают, что только они могут обеспечить друг другу надежную поддержку в противостоянии Западу - никакие другие партнеры не смогут этого сделать. Москва и Пекин чувствуют, что вместе смогут противостоять любому альянсу, созданному против них. Пока будет существовать мнение о том, что Запад пытается изолировать и оттолкнуть на обочину Россию и Китай, лидеры этих стран будут взаимодействовать все теснее.

В определенной мере союз РФ и КНР был создан в силу геополитических факторов - именно они заставили страны сблизиться, несмотря на неоднозначные эпизоды из истории двухсторонних отношений и настороженное отношение друг к другу. Тем не менее, сейчас стороны много говорят о стратегическом партнерстве. Китай проявил готовность покупать российские энергоресурсы, что может помочь России противостоять американским и европейским санкциям, введенным из-за действий Москвы на Украине. Россия мешает попыткам США наладить военное партнерство с Вьетнамом и распространению влияния в регионе, а это может сорвать региональные попыт-

ки противодействия территориальным притязаниям Пекина в ЮжноКитайском море.

Таким образом, у США очень мало шансов удержать две страны от сближения друг с другом. По крайней мере, этого точно не удастся сделать, если Вашингтон продолжит давить на Пекин в территориальных вопросах и предлагать ему следовать тем законодательным актам, в частности Конвенции ООН по морскому праву, которые сам не ратифицировал.

Сигналом укрепления связей в области обороны между Пекином и Москвой стали совместные учения военно-морского флота России и военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая «Морское взаимодейст-вие-2015» в период с 11 по 21 мая этого года. Совместные учения дают понять Вашингтону, что в будущем в Средиземном море возникнет новое соперничество. В ближайшее время Китай и Россия намерены провести совместные маневры и в Тихом океане.

В отличие от укрепления российско-китайского сотрудничества в военной сфере, Пентагон принял решение приостановить проект совместного расширения в области обороны с Китаем. Официальной причиной стали разногласия по контрактам в области авиации. Речь идет о вопросе доступных зон для полетов боевых самолетов над территорией КНР. Ранее правительство двух государств согласовало нахождение в территориальных водах КНР американского авианосца. Однако возможность полетов остается ограниченной, так как министерство обороны Китая не утвердило список зон, открытых для полетов с гарантией не проводить перехват. Иными словами, Китай не устраивает подобный «авиационный контроль» за своей территорией со стороны США.

Надо отметить, что сотрудничество в оборонной отрасли между Китаем и США длилось почти 10 лет. За это время было проведено ряд учений и маневров. Армии двух стран периодически обменивались специалистами и технологиями вооружения. В целом, сотрудничество считалось плодотворным для обеих сторон. Первым сигналом разрыва в сотрудничестве между

вооруженными силами США и Китая, стала отправка российских и китайских военных кораблей к берегам Сирии, что бы воспрепятствовать американскому вторжению. Российско-Китайское морское соединение, не дало зайти американскому флоту в прибрежную зону. Затем сотрудничество продолжилось. В начале 2014 года разразился большой скандал. Китайская и американская разведка обвиняли друг друга в шпионаже. При этом китайская сторона представила конкретные доказательства, которые свидетельствовали об оттоке информации государственной важности. США не смогла подтвердить факта шпионажа. После достаточно резких заявлений министерств иностранных дел конфликт своего развития не получил.

После того, как союз между Китаем и Россией стал достаточно очевидным (газовые контракты, строительство коммуникаций, совместные учения, зона торговли в национальной валюте), НАТО призвало союзников начать разработку нового оружие, так как потенциал России и Китая может стать угрозой для мирового сообщества. Тогда было принято решение о прекращении военного расширения.

При всех гипотетических сценариях реальностью остается заложенная США еще в период «холодной войны» американская система безопасности в Азии. У Китая и России нет и, похоже, в ближайшее время не будет адекватной альтернативы. Более того, сегодня США свои старые договоры в сфере обороны с Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией и Таиландом дополняют новыми военными соглашениями с Сингапуром, Индонезией, Индией, Вьетнамом, Новой Зеландией, Камбоджой и Мьянмой. Таким образом, формируется некий аналог европейского НАТО в Восточной Азии. В американских публикациях говорят о системе альянсов, которая направлена в первую очередь против Китая. Ничего хорошего для региональной безопасности в этом, естественно, нет.

Однако нельзя говорить, что США в настоящее время желают военного конфликта с КНР или Россией. Они предлагают двусмысленные и неоднозначные совместные проекты Пекину и Москве (в 2009 году — КНР

о создании «большой пары» ^-2), а в 2012 году — России о необходимости через Японию, Южную Корею интегрироваться в экономику АТР).

Лоббируемая американским экспертным сообществом идея о том, что Россия должна сократить стратегическое партнерство с Китаем, так как это сотрудничество, якобы, деструктивно для российского имиджа в Азии, является попыткой повлиять на стремительное сотрудничество РФ и КНР. США предлагают России в одностороннем порядке адаптироваться к системам безопасности США. Тогда Вашингтон может предложить Москве шанс для вхождения в американские интеграционные структуры, например, в ТрансТихоокеанское партнерство (ТТП). Другими словами, Америка предлагает Москве испортить отношения с китайцами, в обмен на допуск к передовым азиатским экономикам. При этом сами американцы отношения с Китаем сильно портить явно не хотят. Об этом свидетельствует встреча Барака Оба-мы и Си Цзиньпина в 2013 году в Калифорнии, которая была провзглашена в качестве установления «отношений нового типа» между США и КНР.

Большинство американских предложений, как известно, «заморожены». То есть они официально не приняты (идея 0-2 и др.), но в политической лексике и реалиях международных отношений существуют. Так, КНР явно не устраивают американские правила предложенной «Большой двойки», но сама идея объективно работает на китайское глобальное возвышение. Пекин, возможно, и не против реализации этого проекта, но непременно по китайскому формату.

Что касается трехсторонней кооперации в военно-стратегической сфере, в частности, переговоры по контролю над ядерными вооружениями, здесь еще больше неопределенностей и препятствий. Сам переход от двустороннего (РФ — США) контроля над вооружениями к трехстороннему (Россия — США — КНР) в обозримой перспективе сложно реализуем. Однако, чтобы побудить Поднебесную к переговорам, США могли бы взять на себя обязательство не наращивать противоракетную оборону

в АТР. Поэтому ядерная открытость трех держав — это вопрос пока далекого будущего.

Поддержка Китаем позиции России в украинском кризисе подтвердило официальное печатное издание ЦК КПК «Жэньминь жибао», которое сообщило, что направление примирительной деятельности Китая — оказание помощи России, а именно содействие признанию и уважению интересов РФ в Украине со стороны других участников мирового сообщества. КНР следует повлиять на Запад, чтобы он сильно не давил на Россию, всем нужно вернуться в реальность, достичь компромисса, который будет приемлем каждой из сторон. Сейчас Вашингтон очень хочет спуститься на ступень ниже, Москва же защищает свои интересы в Украине, однако она не хочет получить ожесточенное сопротивление в обмен на отправку своих войск. Новая власть в Киеве больше всего надеется на достижение конечного результата, который она сможет принять. В это время, если КНР сможет способствовать диалогу, то она пойдет навстречу требованиям сложившейся ситуации [3].

Треугольник «РФ — КНР — США», был бы хорошим вариантом взаимных компромиссов и возможной экономической кооперации. Однако пока треугольник рассматривается экспертами и политиками как некая виртуальная комбинация из трех равнозначных величин, но не реальной политикой в отличие от уже состоявшихся проектов (0-20, 0-8, БРИКС, ШОС и др.).

Оптимальной для российско-китайских отношений была и остается модель стратегического партнерства как составная часть режима динамического стабильности в рамках «глобального геостратегического треугольника» РФ-КНР-США, что позволило бы России в определенной степени моделировать формат двусторонних отношений с Китаем и США, так и возможные трехсторонние совместные проекты, которые будут иметь определяющее значение для формирования будущего всей человеческой цивилизации XXI столетия.

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2002.

2. Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности,- М., 2009. Нартов Н.А. Геополитика,-М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007.

3. Китай официально поддержал Россию и подразнил США URl: http://www.pravda-tv.ru/2014/03/06/40367.

4. Нагорный А., Винников В. Глобальный треугольник: Россия-США-Китай. От разрушения СССР до Евромайдана. Хроники будущего. - М.: Книжный мир, 2015.- 352с.

5. Нартов Н.А. Геополитика,-М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007.

6. Фукуяма Ф. Конец и истории и последний человек. Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.