УДК 378.147
СЦЕНАРИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кудж С.А., д.т.н., профессор, ректор МГТУ МИРЭА, Москва Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье описаны мультимедийные образовательные сценарии, которые служат основой образовательных технологий. Описана связь мультимедийных сценариев с информационными моделями и информационными единицами. Описаны факторы, которые необходимо учитывать при формировании образовательного сценария . Ключевые слова. Образование, мультимедийные технологии, сценарии образования, информационные обучающие модели.
SCENARIOS MULTIMEDIA EDUCATION
Kudzh S.A., D.of Sci., prof., rector of MGTU MIREA, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. This article describes the multimedia educational scenarios that are the basis of educational technology. Describes the relationship of multimedia scenarios with information models and information units. The factors that must be considered when developing educational scenario.
Keywords. Education, multimedia technologies, scenarios for education, information learning model
Причиной, обуславливающей использование мультимедийных технологий в образовании, является увеличение информационных потоков и включение в них новых предметных дисциплин, что приводит к образованию информационных барьеров и затрудняет использование традиционных технологий обучения [1].
Процесс образования можно рассматривать как совокупность процессов информационного взаимодействия [2] между субъектами и объектами [3]. Мультимедиа-технологии можно рассматривать как вид информационного взаимодействия в образовании [4]. Информационное взаимодействие в образовании, основано на использовании неких информационных объектов. Эти информационные объекты передают знание и устроены таким образом, чтобы обеспечить эффективное психофизическое восприятие учащимися знаний [5]. Таким образом, мы приходим к сценариям обучения как некой оптимальной совокупности передачи знаний учащимся.
Многие виды современного обучения связанного с использование информационных моделей и технологий строятся с использованием сценариев [6]. Сценарием обучения будем называть целенаправленную, личностно-ориентированную
совокупность (систему) образовательных моделей и технологий направленную, на передачу знаний обучаемым субъектам. Под субъектом понимаем как студентов разных форм обучения, так и специалистов повышающих квалификацию. Механизм сценария для этих групп учащихся разный [7]. Однако есть общие принципы построения образовательных сценариев. Этот аспект рассмотрения сценария можно обозначить как педагогический.
С позиций системного анализа сценарий представляет собой сложную систему обладающую свойством целостности и эмерждентности [8].
С позиций информационных технологий сценарий обучения представляет из себя сложную информационную модель [9]. Педагогическое информационное моделирование связано построением сценария в виде информационной модели на базе уже существующих моделей. Оно может быть реализовано по-разному, но в данной работе такое моделирование связано с объектно-ориентированным анализом и проектированием. Такой подход применим и при проектировании образовательных сценариев при электронном и дистанционном образовании. Сложные информационные модели включают более простые, те, в свою очередь, включают самые простые части -информационные единицы [10, 11].
В широком смысле термин "мультимедиа" означает совокупность информационных технологий, использующих одновременно различные каналы передачи информации.
Сценарии мультимедийного образования как совокупность визуальных моделей дополнительно может служить эффективным средством обучения. Совокупность визуальных моделей служить языком обмена между преподавателем и учащимся.
Сценарии мультимедийного образования основаны на использовании информационных моделей ситуаций.
Пассивная мультимедийная модель - метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта, при котором обучаемый имеет возможность наблюдать, но не вмешиваться в ход сценария обучения.
Активная мультимедийная модель - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта, при котором обучаемый имеет возможность наблюдать и изменять ход сценария обучения.
Ситуационная модель отражает реальный объект и реальную ситуацию и задает содержание изучаемых процессов и функций. Она применяется для изучения отношений и связей межу объектом и ситуацией. Для описания ситуации могут использовать два подхода: эвристический и формальный.
Эвристический подход предполагает, как правило, неполное фрагментарное
описание объекта с последовательным его дополнением по мере исследования ситуации. Он приводит к необходимости итеративной обработки информации и способствует развитию навыков принятия решений в сложной ситуации. Пропуская через компьютер информацию, человек ее анализирует и принимает решения. Основой принятия решения при обучении являются эвристические процедуры. Кроме того, эвристические методы обучения улучшаются с накоплением опыта. То есть они повышают интеллектуальный ресурс и капитал учащегося.
Формальный подход строится на полном описании объекта и осуществляется с помощью аналитико-математических методов представления. Этот подход приводит к необходимости алгоритмической обработки и способствует развитию аналитического мышления и системного анализа у обучаемых.
Использование активных моделей обучения позволяет обучаемым строить собственные траектории обучения. обучающийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Это дает основание говорить о самоорганизации такого обучения.
Совокупность близких ситуаций создает этап обучения. Этап обучения -структурный элемент сценария, включающий ситуации, условия, процессы, шаги, ассоциации, сущности характеризующиеся наличием возможной информационной неполноты, противоречий, значительным временем реакции, большим количеством заданий и предусматривающий применение дополнительных информационных ресурсов. Совокупность этапов концептуально решает задачу преобразования [12]
«информация» ^ «информационные ресурсы» ^ «знания»
В основе описания отдельного этапа используется универсальная формула Б.Ф. Скиннера С^Р^П где С - ситуация; Р - реакция; П - подкрепление.
При разработке сценария обучения устанавливаю две основные группы целей: предметные и педагогические.
Предметные цели включают следующее:
• Умение ориентироваться в данной предметной области
• Формирование системного подхода к решению производственных задач.
• Получение навыков принятия управленческих решений.
• Педагогические цели включают следующее:
• Закрепление базовых и профессиональных знаний, полученных ранее.
• Самотестирование и самооценка.
• Формирование компетенций.
• Формирование на основе узкопрофессиональных компетенций системных знаний.
• Соответствие уровня профессиональных знаний обучаемых требованиям квалификационных характеристик.
• Приобретение новых навыков и умений.
Мультимедийный образовательный сценарий имеет следующие особенности.
Вероятностный характер событий и ситуаций. События в виртуальном и мультимедийном обучении не детерминированы как в реальной жизни. Сценарий может включать вероятностный характер ситуации. В тоже время можно «раскрутить назад» ситуацию и многократно ее повторять, что в реальной жизни - невозможно.
Возможность менять масштаб времени действия. В технологии обучения может задаваться гибкий масштаб времени: астрономический, сжатый или растянутый в зависимости от обстоятельств.
Сжатый масштаб времени позволяет "проигрывать" много циклов деятельности за короткое учебное время. Это позволяет закреплять навыки.
Растянутый масштаб времени, напротив, допускает возможность рассмотреть с большей детализацией ситуацию или изучаемый процесс. Это облегчает понимание сложных вариантов действий.
Композиция этапов является интеграцией базовых и дополнительных моделей. Она строится на основе логики [13] развития ситуации обучения. Композиция этапов включает в себя: педагогические цели, квалификационную характеристику, комплект методических документов, систему оценки качества полученных знаний, систему фиксации и регистрации действий обучаемого.
Для мультимедиа важным является способ восприятия информации человеком. В этом аспекте входную, по отношению к субъекту, информацию можно разделить на ассоциативную и сигнификативную [4].
Соответственно, это приводит к ассоциативной и сигнификативной образовательной модели восприятия информации
Мультимедийное образование породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых обучаемые, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, существенных с точки зрения целей обучения. Происходит анализ первичной видеоинформации и ее реклассификация.
Это дает основание говорить о модели мультимединого сценария, который
отличается от сценария, проводимого с помощью статических моделей (обычная презентация)
Необходимо говорить о жизненном цикле сценария. Завершенность модели сценария определяется тремя фазами: фазой проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической системы и план ее реализации; технологической фазой, результатом которой является технология его применения [14]; рефлексивной фазой, результатом которой является оценка результата использования муьтимединого образовательного проекта другими лицами [15].
Эффективность обучения повышается за счет использования дополнительного свойства мультимедийных моделей - индикативность [4]. Это свойство дает возможность выявить качественный критерий не с помощью анализа цифр, а с помощью качественного отображения этого свойства с помощью цвета или фигуры.
Сценарный мультимедийный подход позволяет интегрировать в единое целое, процесс конструирования образовательного сценария преподавателем, процесс программирования сценария программистом профессионалом, процесс получения знания обучаемым с использованием визуальных моделей с включением когнитивного фактора получения знаний
Мультимедийные образовательные сценарии эффективны благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Мультимедийные образовательные сценарии как инструмент обучения являются развитием информационного подхода в образовании и одной из реализаций информатизации образования.
Список литературы
1. Огольцова Н. Н., Стародубцев В. А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий //Информатика и образование. - 2007. - №. 7. - С. 104-106.
2. V. Y. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4-1, p.782- 786.
3 Соловьев И.В. Об информационном объекте и субъекте // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 05. С. 80-84
4. Кудж С.А., Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика - 2013. - № 4. - с. 9-14.
5. Кудж С.А., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Сходимость как образовательная категория // Дистанционное и виртуальное обучение. - №11. - 2013. - с.10- 15.
6. Виштак О. В. Дидактические основы разработки педагогического сценария мультимедийного учебного пособия по информатике //Информатика и образование. -2004. - №. 7. - С. 87-90.
7. Кудж С.А., Особенности повторного образования // Перспективы науки и образования- 2013. - №6. - с41-46.
8. Горовой В. А., Муромцев Д. И. Реализация технологии активного обучения на базе онтологического моделирования //Науч.-техн. вестн. СПбГУ ИТМО. - 2009. - №. 2. -С. 60.
9. Цветков В.Я. Модели в информационных технологиях. - М.: Макс Пресс 2006 -
104с.
10. Кудж С.А., Цветков В.Я. Информационные образовательные единицы // Дистанционное и виртуальное обучение. - №1. - 2014. - с.24- 31.
11. Цветков В.Я. Использование оппозиционных переменных для анализа качества образовательных услуг // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - №.1 - с.62-64.
12. Соловьев И.В., Цветков В.Я. О содержании и взаимосвязях категорий «информация», «информационные ресурсы», «знания» // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - №6 (48) - с.11-21.
13. Цветков В.Я. Логика в науке и методы доказательств. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany 2012 -84с.
14. Денисов Д. П., Касымова О. К. Особенности применения средств мультимедиа, типовых сценариев и виртуальных элементов в учебном процессе //Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2009. - №. 4. - С. 122-127.
15. Елинер И. Г. Принципы, критерии определения качества мультимедийных продуктов //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №. 2.- c.24-28.