Научная статья на тему 'Структуры переходных процессов при трехпериодных графиках движения'

Структуры переходных процессов при трехпериодных графиках движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
74
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ / ДВУХПЕРИОДНЫЙ / ТРЕХПЕРИОДНЫЙ / АСИММЕТРИЧНЫЙ / БЫСТРОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ / HIGH-SPEED MODE OF OPERATIONS / TWO-PERIOD / THREE-PERIOD / ASYMMETRIC / SYMMETRIC / SPEED OF SYSTEM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Егоров Владимир Федорович

Рассмотрены вопросы повышения энергетической эффективности эксплуатации электромеханических систем, ра-ботающих преимущественно в режимах пуска и торможения при трехпериодных графиках движения путем выбора рациональной структуры переходных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structures of transitive processes at the diagrams with three periods of movement

The questions of increase of power efficiency of operation of electromechanical systems working mainly in modes of start-up and braking at the diagrams with three periods of movement by a choice of rational structure of transitive proc-esses.

Текст научной работы на тему «Структуры переходных процессов при трехпериодных графиках движения»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 621. 06: 62-83

В.Ф. Егоров

СТРУКТУРЫ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ТРЕХПЕРИОДНЫХ ГРАФИКАХ ДВИЖЕНИЯ

Работа большинства механизмов промышленных предприятий (прокатных станов, ножниц заготовочных станов, рабочих рольгангов, грузоподъемных машин, кузнечно-прессового оборудования и многих других механизмов) в соответствии с требованиями технологического процесса осуществляется в режимах пуска, реверса и торможения, т.е. когда значительная часть времени занята переходными процессами. Часто их характер предопределяет быстродействие системы. Для снижения времени переходных процессов пуск и торможение двигателя осуществляют при максимальном значении момента с учетом допустимой перегрузочной способности. Однако не всегда сокращение переходных процессов способствует повышению быстродействия. Для каждого конкретного режима работы существуют оптимальные условия пуска и торможения. Даже небольшое снижение времени относительно оптимального сопровождается значительным увеличением энергетических потерь двигателя и необходимостью либо повышения его мощности [1], либо длительности других участков для сохранения теплового баланса. При этом время цикла может не только не снизиться, но даже возрасти.

Улучшение силовой части привода, средств и методов управления привело к созданию электродвигателей, допускающих многократную перегрузку, что дало возможность существенно увеличить их динамические моменты. Вместе с тем практика

выбора переходных режимов осталась прежней. Анализ механизмов, оснащенных новым электроприводом показал, что во всех случаях динамические моменты выбраны завышенными. В связи с этим резко возросли расчетные нагрузки приводов. При двукратном снижении времени переходных процессов необходимая мощность двигателей увеличилась более чем в три раза [2].

Задачей исследований является изучение переходных процессов в новых условиях эксплуатации двигателей, установление рациональных режимов их пуска и торможения при снятии ограничений на пусковой и тормозной моменты двигателя.

В исследованиях авторов [2] отмечается, что максимальная производительность механизмов циклического действия достигается при условии работы двигателя только в переходных режимах. Разгон и торможение в данном случае осуществляется при полной статической нагрузке системы (рисунок а), что приводит к значительной загрузке двигателя и увеличению его мощности. Для уточнения этого положения с целью сравнения энергетических показателей электроприводов при двухпериодных (рисунок а) и трехпериодных (рисунок б) режимах движения полагаем, что двигатели работают с одной и той же продолжительностью включения £тр= £дв = £ (£тр, £дв - относитель-

ные продолжительност и включения, соответствующие трехпериодному «тр» и двухпериодному

«дв» режимам движения); при равенстве пускового и тормозного моментов (асимметричный скоростной режим «асим») максимальная кратность пускового момента двигателя эквивалентна относительной продолжительности включения [3]

ц тр їц дв /&і (&Г~

V

дв(асим)

=*Щ\ время цикла ї

коэффициент соответствия).

С учетом принятой диаграммы моментов (рис. 1,б) и заданного угла перемещения ф продолжительность машинного времени цикла составит

£$ц тр $у тр + $п тр + $т тр

=(ф-фп-ф т)/Юн тр +( Iп тр + $т тр

) . (1)

Здесь їу тр , 4 тр , їт тр - соответственно время ус-

тр п тр т тр

1у тр , 1п тр , 1т тр -

тановившегося движения, пуска и торможения

трехпериодного графика скорости (тр);

фп, фт - углы перемещения за время пуска и торможения

юн тр - номинальная угловая скорость двигателя.

Так как

фп/Юн тр ^п тр /2; фт тр /Юн тр ^т тр /2,

пренебрегая значениями у п тр / к и у т тр / к ввиду их малости, будем иметь

&

ц тр

Я

ю

, (2)

/ ' н тр 1 пр .тр

откуда находим значение номинальной угловой скорости трехпериодного графика

ю

н тр

= (1 _л/ 1-Я?/^^пр.дв /] М/Я1

(3)

где ] - отношение приведенного момента инерции к номинальному моменту двигателя;

У пр.тр - приведенное значение кратности динамического момента двигателя за время его пуска и торможения;

У= У пр.тр/ упр.дв •

При асимметричных графиках скорости (равенстве значений пускового и тормозного моментов двигателя)

2 2 м п .дв ( асим ) У с

Щпр .дв (асим ) 2 у

п .дв ( асим )

У

2 _ 2

у п тр ( асим ) у с

пр . тр (асим )

2 у п тр ( асим ) ;

при симметричных графиках скорости (равенстве угловых ускорений)

упр.дв (сим) = ( Уп дв(сим) " - Ус )/2 ;

упр.тр (сим) =( Уп тр(сим) - Ус )/2.

Из формулы среднеквадратичной нагрузки, полагая, что номинальный момент двигателя равен среднеквадратичному, двигатель принудительно обдуваемый, и пренебрегая значениями

ввиду их малости, имеем

Уп тр / к и ут тр / к

следующее.

При асимметричных графиках скорости

^ц.дв(асим) = Уп дв(асим) ( п дв + т дв);

2 ,,,2

ї

ц.тр( асим )

]Юн.тр

= (V.

х-

п.тр( асим ) + У2сф/ юн.

-У2/2) х

(4)

(5)

тр

При симметричных графиках скорости

їц.дв(сим) = [(Уп . дв(сим) -Ус)2 Ус ] 2їп .дв(еим)'; (6)

І.

_Мс )2 +¥с/2) х

(7)

= (м/ '2

ц.тр(сим) ' г птр(сим)

2]-юи 2 /

ХУ с _ _У +МСФ/юн.тр. гп.тр( сим) г'с г

Согласуя условия теплового баланса двигате ля с учетом зависимостей (2) и (3), находим при асимметричном режиме работы

( ...2 .„2 Л

Я 2 =

і ( асим )

У

п дв(асим )

У

п тр(асим)

2 _

У

п дв( асим )

Ус

У

п тр(асим)

у с

(8)

при симметричном режиме работы

Ґ /... ... \2 Л

Я2 =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

і (сим )

У

т дв(сим )

_Ус

У

п тр( сим )

Ус

2 _

( У

п дв(сим )

Ус )2

п т ( сим )

_УС )2

(9)

Наибольшее быстродействие привода в асимметричных режимах достигается при кратности пускового момента

^(мп.дв( асим ) .с^

Х (М2п.дв(асим) _М2с) + М2с

(10)

Как видно из представленной зависимости, на величину пускового момента двигателя влияет статическая нагрузка. Максимальное использование двигателя обеспечивается при величине нагрузки

Ус =^Щ-Фп.дв(асим) * а5бГп.дв(асим) . (11) Ввиду незначительного влияния статической нагрузки без заметной погрешности в общем случае можно принимать

г:“т’р(асим , * 123</'„.дв(асим I * (12)

При симметричных режимах движения оптимальная кратность пускового момента

V п.тр( сим) 15(1/%~У2с) + Ус (13)

Наибольшее значение кратности имеет место при величине статической нагрузки

У с /(2.5Е,) и соответственно равно

<тР, им) =4257Ё * 1.584Щ, (14)

или

.//тах * 1 28умах (15)

т п.тр(сим)~ т п.тр(асим) • (15)

Оптимальные значения кратностей пусковых моментов двигателя при максимально допустимой статической нагрузке представлены в таблице.

Из приведенных выражений следует, что с изменением относительной продолжительности включения максимально допустимая перегрузочная способность двигателя в пусковых и тормозных режимах с целью повышения равномерности нагрузок должна изменяться в соответствии с относительной продолжительностью включения.

С переходом на новую продолжительность включения, моменты двигателя в переходных процессах должны приниматься

Мрасч = Е/Е расч ’

где Мрасч - оптимальный момент переходных процессов при расчетном значении относительной продолжительности включения Ерасч ;

М - допустимый момент переходных процессов при исходном значении £.

Пример. Выполним расчет мощности двигателя для следующих условий работы

Мс = 13,8 кНм; ф = 52 рад; J = 251 кгм2;

Утах < 25; tц < 5 с; £ = 0,4.

Решение:

Вариант I. Скоростной режим работы асимметричный Мп = Мт).

Кратность пускового и тормозного моментов двигателя при оптимальных условиях загрузки

Упдв(асим) = 1^Л/Ё = 1^л/0Т4 = 1,58

Номинальный момент двигателя с учетом нагрева и отработки заданного угла

М

1

н дв( асим )

Уп дв(асим)

м2 +

( 9Т л

2J ф

Е2Х2

ц дв

2] ф е2х2

1

1,58

2

2 (2■251■52 Л 2■251■52

13800 +1---------- —— I +

I 0,42 ■ 52

0,42 ■ 52

. Номинальная угловая скорость двигателя

2 ■ 52

ан дв(асим) _ 2 ф/£ Х цдв _ = 52 Рад / с

Для трехпериодного графика скоростей соответственно находим следующие показатели Кратность пускового момента двигателя

У

п тр(асим)

(

1 + . 1 + -

9(1,58 2 -

х (1,58 2 -1) +1 Отношение длительностей циклов §

1)

_ 1,95

1,58

1,95

2 -

1582-1

_ 1,09

1,952 -1

Цикл трехпериодного графика работы

г цдв (асим ) _ 5 __ 4 59

г

ц тр ( асим )

1.09

Приведенная кратность пускового и тормозного моментов двигателя

_ 1,952 -1

У пр тр(асим )

У пр дв(асим )

2 ■1,95 1,58 2 -1

_ 0,72

21,58 У , 0 72

I пр тр(асим ) __ ку ^

... ~ У ~ 0,47

' пр дв(асим )

Номинальная скорость движения

У а

_ 0,47 ; _ 1,53

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н тр

( - д/1 -5х/У(асим) )х пр.дв (асим) /\ ■ У ( асим )/

( I гпп2 Л

1 - 1 -

V

1,092 1,53

р ■ 52 ■ 0,47 ■ 13800/251 ■х

х 1,53/1,09 _ 38,72 рад / с.

Таким образом, с переходом от асимметричного двухпериодного графика скорости к асимметричному трехпериодному графику быстродействие привода возрастет на 9 %, уровень использования двигателя по перегрузочной способности увеличится на 23 %, номинальная скорость снизится на 34 %.

Вариант II. Симметричный режим работы.

При двухпериодном графике

У _42/% _л/2/0,4 _2,23б.

2у _ 2.23б -2 _ 0,23б.

п дв (сим)

У т дв рим ) У п дв (сим) ~ Тс

Из условия равенства энергетических затрат

42у т дв (сим ф п

а

]

ц дв

■■ 13,8 кНм

_ у/21,23б ■ 2б / 0,0187 _ 58 ,б рад/с.

Х п дв ( сим ) Х т дв ( сим ) 2 фп / а

_ 2 ■ 26/58,6 _ 0,887 с.

гц раб гп дв (сим) + дв (сим) 2 гп дв (сим)

= 2-0,887 = 1,774 с.

г

'ц дв ( сим ) ч ч

(пдв (сим ) - У с / +¥ 2 )2г-

¥ п дв ( сим ) - У с) ' г с п дв ( сим )

_ ((2,23б - 1)2 + 1)2 ■ 0,887 _ 4,48с . При трехпериодном графике

У п т р (сим ) _ ">/2,5/ Е _ 2,5

Ут тр (сим ) Уп тр(сим) - 2ус

_ 2,5 - 2 _ 0,5.

2

х

г

^ц mp (cum ) ^ц де(cum ) / ^t (cuм )

_ 4.48/1.04 _ 4.30

t

ц pa6

_ 1,71 c

¥

( cWtt )

n mp(^-u^) V n дв(cum)

-1 -1

m

1,5 1,236

_( -'\I1 -S'IV(cuu ~) )x

■\j2V>Vnp .де (сим) /j ' V (cuu ) /^t

_ 1,21

н mp

1-

V

1-

1,04 2 1,21

Л

x 1,21/1,04 _ 46 paд / c.

Т.е. быстродействие привода при трехпериодном графике увеличится на 4 %, а по отношению к двухпериодному асимметричному графику - на 16 - 17 %, использование двигателя по перегрузочной способности возрастет в 1,58 раза, номинальная скорость снизится на 13%

Выводы

Если принимаемые значения пускового и тормозного моментов не достигают перегрузочной способности двигателя, максимальное быстродействие механизмов повторно кратковременного режима работы достигается при симметричном, трехпериодном режиме работы. Вместе с тем трехпериодные режимы по сравнению с двухпериодными имеют меньшую номинальную скорость и необходимую мощность двигателя.

Оптимальная кратность пусковых моментов двигателя при максимально допустимой статической нагрузке

Скоростной режим Двух периодный асимметричный Трехпериодный асимметричный Двух периодный симметричный Трехпериодный симметричный

Кратность пускового момента Vi,5I# ■Щ л/2,5^

(cuм) jm°$n mp(curn)-1)_

_ 0,0187- 46/(2,5-1)_ 0,573 c

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильuнcкuй Н.Ф. Энергосбережение в электроприводе [Текст] I Н.Ф. Ильинский, Ю.В. Рожанковский, А.О. Горнов - М: Высшая школа, i9S9 - i26 с.

2. Иванченко Ф.К. Динамика и прочность прокатного оборудования [Текст] I Ф.К. Иванченко и др. - М: Металлургия, i970. - 4S7 с.

3. Егоpов В.Ф. Электромеханические системы циклического нагружения [Текст]! В.Ф. Егоров -Челябинск: Металлургия, i99i- 205 с.

□ Автор статьи:

Егоров

Владимир Федорович - канд.техн.наук, доц. каф. механического оборудования металлургических заводов Сибирского госудаУ индустриального унив-та, г. Новокузнецк.

Тел. S(3S43) 46-4S-0i E-mail: evf@zaoproxy.ru

УДК 621. 81

В.Ф. Егоров, С.В. Егоров НАГРУЗКИ УПРУГО-МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ

В современных условиях эксплуатации оборудования важное значение приобретают вопросы повышения быстродействия, высокой работоспособности и надежности оборудования. Развитие систем автоматического управления с повышением скоростей движе-

ния механизмов приводит, как правило, к возникновению и развитию нежелательных динамических процессов, создающих дополнительные нагрузки в трансмиссиях машин, снижающих прочность и долговечность деталей.

c

x

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.