Научная статья на тему 'Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур'

Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМА / СТРУКТУРА / SYSTEM / SUBSYSTEM / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещук Игорь Александрович

В статье рассматриваются принципы организации систем, их взаимосвязи. Данная работа представляется значимой, так как наиболее вероятно, что именно полезный результат системы, какой бы малой она ни была, представляет тот реальный вклад, который она может сделать при образовании суперсистемы, или «большой системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур»

The structural aspect of the organization of systems. Types of organizational structures Poleshhuk I. (Ukraine) Структурный аспект организации систем.

Виды организационных структур Полещук И. А. (У краина)

Полещук Игорь Александрович /Poleshhuk Igor' - студент, Экономический факультет, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассматриваются принципы организации систем, их взаимосвязи. Данная работа представляется значимой, так как наиболее вероятно, что именно полезный результат системы, какой бы малой она ни была, представляет тот реальный вклад, который она может сделать при образовании суперсистемы, или «большой системы».

Abstract: the article considers the principles of the systems and their relationship. This work is important because the most likely result is that it is a useful system, no matter how small it may be, is the real contribution it can make in the formation of the super-or "large system".

Ключевые слова: система, подсистема, структура. Keywords: system, subsystem, structure.

Сами по себе принципы организации не представляют собой еще полной и эффективной Теории Организации. Эти принципы отражают отдельные стороны и закономерности организационного процесса, а отношение принципов - связь и обусловленность этих сторон и закономерностей. Вместе с тем функциональные принципы Организации служат методологической основой выбора важнейших сторон организации систем. В функциональной теории организации выделяют четыре основные стороны: динамический, информационный, регуляционный и структурный аспекты организации систем. В данной работе рассматривается структурный аспект организации систем, подробно описываются виды организационных структур.

В систему более высокого порядка, и наоборот, каждый элемент системы может рассматриваться как подсистема, обладающая, во многих случаях, относительной автономностью поведения. В конкретном анализе этот взгляд реализуется как посредством расчленения исследуемой системы на подсистемы и анализа каждой из них через призму деятельности системы в целом, так и посредством рассмотрения ее в качестве одной из единиц какой-либо системы более высокого уровня. Этот способ рассмотрения характеризуется в литературе как «метод декомпозиции» (В. С. Михалевич, В. Н. Свинцицкий) или «принцип субординации элементов и иерархичности структуры» (Б. С. Украинцев) [21, с. 74- 75].

Любая система находится во множестве связей и отношений с различного рода системными и несистемными образованиями окружающего ее мира, функционирует и развивается во взаимодействии с ними. Все эти образования, воздействующие на систему и в то же время испытывающие на себе ее влияние, и составляют среду системы. Под средой системы, по мнению Д. Керимова, следует понимать объекты, явления и процессы окружающего мира, имеющие для этой системы существенно-необходимое значение, без которых невозможно ее функционирование и развитие [10, с. 54].

При этом правомерно как структурированное описание среды, так и рассмотрение ее в нерасчлененном виде, в форме интегрального образования, тем или иным образом взаимодействующего с объектом исследования. Основное назначение

данного принципа заключается в ориентировании исследователя на анализ не только самого объекта, но также и на одновременное изучение условий его возникновения и существования [21, с. 75].

Структуре системы как способу связи элементов отвечает и свойственный ей специфический способ функционирования системы. По существу, структура есть результат определенного способа функционирования элементов системы [20, с. 20].

Организация может иметь разный компонентный состав даже в пределах одной и той же целевой ориентации, одного и того же функционального назначения, одних и тех же условий деятельности (предприятия, имеющие тождественные цели и выпускающие идентичную продукцию, могут иметь разный состав подразделений). Это еще более усиливает многовариантность структуры организаций. Естественно, что все возможные варианты структуры существенно различаются между собой по уровню рациональности. Необходимо обеспечить наиболее рациональный выбор, сформировать такую структуру, которая позволит обеспечить наилучшую реализацию целей организации. Осуществление рационализации структур основывается на классификации самих структур, а также составляющих и формирующих их связей и соединений. Во-первых, определенным целевым ориентациям, функциональным особенностям и условиям деятельности в большей мере соответствуют какие -то конкретные классы структур, виды связей и типы соединений. Это позволяет осуществлять выбор наиболее целесообразных для данных условий структур, связей и соединений. Во-вторых, для разных классов структур характерны разные формы

Структура - это конфигурация связей, функции - это природа и содержание связей. Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура - «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью».

Понятие «структура объекта» означает наличие обособленных частей, выделенных по некоторому признаку, которые каким-то образом размещены относительно друг друга, находятся в определенных отношениях с другими частями. Выделение структуры объекта, структурный анализ объекта состоит в выявлении частей и в установлении их соотношений [9, с. 36].

Если допустить, что какие-то субсистемы соединяются между собой, вступают в контакт с помощью каких-то промежуточных механизмов, ведущих к получению полезного результата, то сразу же будет видно, что такое допущение не может быть сделано. Тогда какие-то субсистемы не смогут развить своего основного функционального смысла, т.е. получения результата, и, таким образом, сама система не может быть названа системой. Поэтому наиболее вероятно, что именно полезный результат системы, какой бы малой она ни была, представляет тот реальный вклад, который она может сделать при образовании суперсистемы, или «большой системы».

Литература

1. Аристова И.М. Понятие системы гражданской юрисдикции и влияние реформы частного права на развитие системы и форм гражданской юрисдикции // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 105-110.

2. Будзиев Р.А. «Полезное государство» и система «Открытой власти» // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 101-103.

3. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Васильева Н.С., Николаева Н.Ю. Обоснование выбора критерия для принятия инвестиционных решений в системах бизнеса // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 81-83.

5. Воронов Д.Ю., Кузьмич И.В. Повышение производительности и качества контроля остаточных напряжений в изделиях из оптически активных материалов с помощью

29

автоматизированной системы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 23-25.

6. Груздова М.В. Информационная система в управлении инновационной деятельностью // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 63-67.

7. Давыдова Н.Д. Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 118-119.

8. Еременко-Клаузер А.В. Субъект и объект в качестве структурных элементов когнитивной системы сознания // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 74-76.

9. Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 232 с.

10. Керимов А.Д. Политическая система: сущность и определение // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. / Ин-т гос-ва и права АН СССР, М., 1988. - с. 48 - 55.

11. Лавриченко О.В. Разработка выборочного метода анализа многомерных структур инновационных систем предприятий // European science. 2014. № 1 (1). С. 9-16.

12. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

13. Лубенко В.В. Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 78-83.

14. Набиулина Л.М., Тухташев У.Ф. Актуальность изучения современных языков программирования в системе непрерывного образования республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 12-14.

15. Носенкова М.Ю., Джабарова А.Р. Реформа государственной службы как механизм совершенствования системы управления // European science. 2014. № 1 (1). С. 20-22.

16. Павленко И.А., Туезова В.С. Основные аспекты применения грейдинг-методов в условиях системы оплаты труда // European research. 2014. № 1 (1). С. 22-26.

17. Путивцева Н.П., Наливко К.В. Автоматизированная система экологического мониторинга // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 22-23.

18. Усачев Ю.И. Компьютерное моделирование производственных систем с использованием программного модуля «robot expert» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 19-21.

19. Уткин Л.П. О создании системы непрерывного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

20. Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. - М.: Наука, 1976. - 159 с.

21. Политические системы современности: (Очерки) / Отв. ред - ры: Ф.М. Бурлацкий, В.Е. Чиркин. - М.: Наука, 1978. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.