Научная статья на тему 'Генетические, функциональные и структурные иерархии в организации систем'

Генетические, функциональные и структурные иерархии в организации систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
понятие организации / система / concept organization / system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещук Игорь Александрович

В статье рассматриваются принципы организации системы. Раскрытие сущности объекта исследования возможно через формулировку трех важнейших методов построения теорий: исторического (генетического), логического (структурного) и организационного (функционального) методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genetic, functional and structural hierarchy of the organization systems

Тhe article considers the principles of the system. Disclosure of the object of study is possible through the wording of the three most important methods for constructing theories of historical (genetic), logical (structural) and organizational (functional) techniques.

Текст научной работы на тему «Генетические, функциональные и структурные иерархии в организации систем»

Genetic, functional and structural hierarchy of the organization systems

Poleshhuk I. (Ukraine)

Генетические, функциональные и структурные иерархии в организации систем Полещук И. А. (Украина)

Полещук Игорь Александрович / Poleshhuk Igor' - студент, экономический факультет,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассматриваются принципы организации системы. Раскрытие сущности объекта исследования возможно через формулировку трех важнейших методов построения теорий: исторического (генетического), логического (структурного) и организационного (функционального) методов.

Abstract: the article considers the principles of the system. Disclosure of the object of study is possible through the wording of the three most important methods for constructing theories of historical (genetic), logical (structural) and organizational (functional) techniques.

Ключевые слова: понятие организации, система.

Keywords: concept organization, system.

Принципы организации, несмотря на то, как строго и полно они сформулированы, не представляют собой теорию организации. Они могут быть приняты лишь некоторой её основой, так как понятие организации, как и то, что стоит за этим понятием, является в высшей степени содержательным. Поэтому абстрактная теория остается логическим упражнением, если она в себе не содержит перехода к организации конкретных объектов. Это означает, что теория организации должна выступать как метод исследования и преобразования реальных систем. Для этого принципы организации должны отражать отдельные стороны и закономерности организационного процесса.

Каждая система включена в качестве элемента или подсистемы в систему более высокого порядка, и наоборот, каждый элемент системы может рассматриваться как подсистема, обладающая, во многих случаях, относительной автономностью поведения. В конкретном анализе этот взгляд реализуется как посредством расчленения исследуемой системы на подсистемы и анализа каждой из них через призму деятельности системы в целом, так и посредством рассмотрения ее в качестве одной из единиц какой-либо системы более высокого уровня. Этот способ рассмотрения характеризуется в литературе как «метод декомпозиции» (В. С. Михалевич, В. Н. Свинцицкий) или «принцип субординации элементов и иерархичности структуры» (Б. С. Украинцев) [21, с. 74- 75].

Раскрытие сущности объекта исследования возможно через формулировку трех важнейших методов построения теорий: исторического (генетического), логического (структурного) и организационного (функционального) методов. В практике исследования эти методы могут выступать в различной последовательности, но сама логика выявления сущности объекта требует определенного их соотношения.

Любая система находится во множестве связей и отношений с различного рода системными и несистемными образованиями окружающего ее мира, функционирует и развивается во взаимодействии с ними. Все эти образования, воздействующие на систему и в то же время испытывающие на себе ее влияние, и составляют среду системы. Под средой системы, по мнению Д. Керимова, следует понимать объекты, явления и процессы окружающего мира, имеющие для этой системы существенно-необходимое значение, без которых невозможно ее функционирование и развитие [10, с. 54].

При этом правомерно как структурированное описание среды, так и рассмотрение ее в нерасчлененном виде, в форме интегрального образования, тем или иным образом взаимодействующего с объектом исследования. Основное назначение данного принципа заключается в ориентировании исследователя на анализ не только самого объекта, но также и на одновременное изучение условий его возникновения и существования [21, с. 75].

Наиболее полно сущность и различие отдельных иерархий разработал Берталанфи, который опирался на работу, проведенную в этой области ранее Д. Вуджером. Этими авторами не только раскрыта взаимосвязь основных уровней пространственной иерархии структуры живого, но и выделены различные виды иерархий (разделительная, пространственная, генетическая, сегрегационная, физиологическая и др.). И, хотя Д. Вуджер и Л. Берталанфи рассматривают иерархии структурных уровней организации живого, все же выполненная ими работа может служить основой для анализа проблем структурной организации систем вообще, поскольку биологическая система включает в свою организацию структуры самой различной природы (от поля и частиц до биоценозов и биосферы в целом).

Структуре системы как способу связи элементов отвечает и свойственный ей специфический способ функционирования системы. По существу, структура есть результат определенного способа функционирования элементов системы [20, с. 20].

Понятие «структура объекта» означает наличие обособленных частей, выделенных по некоторому признаку, которые каким-то образом размещены относительно друг друга, находятся в определенных

отношениях с другими частями. Выделение структуры объекта, структурный анализ объекта состоит в выявлении частей и в установлении их соотношений [9, с. 36].

Таким образом, можно констатировать, что структурная сторона организации систем в современной науке исследована достаточно основательно и потому общая организационная теория может опираться на фундаментальные труды.

Литература

1. Аристова И.М. Понятие системы гражданской юрисдикции и влияние реформы частного права на развитие системы и форм гражданской юрисдикции // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 105-110.

2. Будзиев Р.А. «Полезное государство» и система «Открытой власти» // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 101-103.

3. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Васильева Н.С., Николаева Н.Ю. Обоснование выбора критерия для принятия инвестиционных решений в системах бизнеса // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 81-83.

5. Воронов Д.Ю., Кузьмич И.В. Повышение производительности и качества контроля остаточных напряжений в изделиях из оптически активных материалов с помощью автоматизированной системы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 23-25.

6. Груздова М.В. Информационная система в управлении инновационной деятельностью // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 63-67.

7. Давыдова Н.Д. Повышение эффективности адаптивного тестирования в системах дистанционного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 118-119.

8. Еременко-Клаузер А.В. Субъект и объект в качестве структурных элементов когнитивной системы сознания // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 74-76.

9. Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 232 с.

10. Керимов А.Д. Политическая система: сущность и определение // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. / Ин-т гос-ва и права АН СССР, М., 1988. - с. 48 - 55.

11. Лавриченко О.В. Разработка выборочного метода анализа многомерных структур инновационных систем предприятий // European science. 2014. № 1 (1). С. 9-16.

12. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

13. Лубенко В.В. Современные концепции истины, система стержневой истины (СТИ) как концептуальная основа современных методов познания // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 78-83.

14. Набиулина Л.М., Тухташев У.Ф. Актуальность изучения современных языков программирования в системе непрерывного образования республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 12-14.

15. Носенкова М.Ю., Джабарова А.Р. Реформа государственной службы как механизм совершенствования системы управления // European science. 2014. № 1 (1). С. 20-22.

16. Павленко И.А., Туезова В.С. Основные аспекты применения грейдинг-методов в условиях системы оплаты труда // European research. 2014. № 1 (1). С. 22-26.

17. Путивцева Н.П., Наливко К.В. Автоматизированная система экологического мониторинга // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 22-23.

18. Усачев Ю.И. Компьютерное моделирование производственных систем с использованием программного модуля «robot expert» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 19-21.

19. Уткин Л.П. О создании системы непрерывного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

20. Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. - М.: Наука, 1976. - 159 с.

21. Политические системы современности: (Очерки) / Отв. ред. - ры: Ф.М. Бурлацкий, В.Е. Чиркин. - М.: Наука, 1978. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.