Научная статья на тему 'Структурный анализ трудоустройства молодых специалистов'

Структурный анализ трудоустройства молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / АГЕНТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / YOUNG PROFESSIONAL / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT AGENTS / SCHOOL / EDUCATION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деева Нина Николаевна

В статье проведен структурный анализ трудоустройства молодых специалистов. При этом трудоустройство рассматривается как социальное отношение, агентами которого выступают, с одной стороны, сам человек, предлагающий свою рабочую силу, с другой работодатель, а также разного рода посредники службы занятости, кадровые агентства и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS

In the article the structural analysis of the employment of young specialists is made. At the same time employment is regarded as a social relation, agents of which are on the one hand (the man himself, offering his labor power), on the other the employer, as well as various kinds of mediators employment services, recruitment agencies, etc.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ трудоустройства молодых специалистов»

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н. Н. ДЕЕВА

В статье проведен структурный анализ трудоустройства молодых специалистов. При этом трудоустройство рассматривается как социальное отношение, агентами которого выступают, с одной стороны, сам человек, предлагающий свою рабочую силу, с другой - работодатель, а также разного рода посредники - службы занятости, кадровые агентства и т. п.

Ключевые слова: молодой специалист, трудоустройство, агенты трудоустройства, учебное заведение, образовательная политика.

Понятие трудоустройства неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника по полученной специальности, и просто полученное рабочее место по окончании учебного заведения, независимо от того, соответствует ли оно квалификации, и трудоустройство на престижную денежную работу без учета профильно-сти полученного образования. Каждое из этих определений актуализируется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Это множество определений свидетельствует о многогранности трудоустройства как социального явления, возможности и целесообразности различных подходов к его исследованию.

Отметим, прежде всего, то, что трудоустройство является социальным отношением, основными агентами которого выступают, с одной стороны, человек, предлагающий на рынке труда свою рабочую силу (профессиональные знания, навыки и умения), с другой стороны, работодатель. Агентами данного отношения могут быть также разного рода посредники - государственная служба занятости, кадровые агентства и т. п. Трудоустройство как социальное отношение может характеризоваться:

- равноправием или, напротив, неравноправием его сторон;

- конфликтностью или бесконфликтностью взаимодействия сторон;

- профильностью или, напротив, непро-фильностью, что определяется трудоустройством человека по полученной в учебном заведении специальности (профессии).

Трудоустройство молодых специалистов как определенное социальное отношение - это, преж-

де всего, отношение между молодым специалистом (обозначим буквой С) и работодателем (Р). Это отношение представляет собой активное взаимодействие, при котором молодой специалист ищет и находит применение своим профессиональным знаниям и умениям, а работодатель готов предоставить и предоставляет возможность для их применения (рис. 1).

С * ► Р

Рис. 1. Простейшая схема трудоустройства

как социального отношения

Молодой специалист и работодатель являются непосредственными и основными агентами трудоустройства. Без них невозможно само трудоустройство как определенное социальное отношение. Но данное обстоятельство не исключает возможной и важной роли в этом отношении и других агентов, прежде всего, учебного заведения (УЗ). Правда, учебное заведение не всегда в своей образовательной политике и организации учебного процесса учитывает необходимость подготовки своих выпускников к трудоустройству [11], хотя общая тенденция сегодня такова: учебные заведения начинают играть все более важную роль в трудоустройстве своих выпускников [4]. В соответствии с распоряжением Министерства образования и науки РФ государственные вузы обязаны создавать центры трудоустройства выпускников. В некоторых вузах такие центры существовали еще до распоряжения и в настоящее время функционируют довольно успешно [7]. Перед ними стоит много проблем и задач, которые необходимо решать: проблемы трудоустройства, адаптации к рынку, профориентации, переподготовки специалистов и др.

Соответственно, схема трудоустройства будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

РС

С

Рис. 2. Дополненная схема трудоустройства

Продолжая структурный анализ трудоустройства, обратим внимание также на посреднические функции, выполняемые государственной службой занятости [12] и другими организациями. Проводя постоянный мониторинг занятости трудоспособного населения, собирая информацию об условиях рынка, служба занятости определяет тем самым зоны дисбаланса рабочей силы, вносит предложения по установлению профессионального и географического равновесия между спросом и предложением рабочей силы, указывает индивидуальным лицам и органам власти способы исправления возможного дисбаланса [3]. Органы службы занятости выполняют эту задачу благодаря трудовому посредничеству, профориентации и профинформации, а также реализации программ содействия занятости населения [8].

Аналогичные функции выполняют и различные негосударственные организации, деятельность которых направлена на содействие трудоустройству молодых специалистов [13].

Исходя из вышеизложенного, целесообразно дополнить схему трудоустройства еще одним агентом - посредником (П) (рис. 3).

П

Рис. 3. Развернутая схема трудоустройства

Поведение агентов трудоустройства детерминировано внешней, в данном случае рыночной средой (РС). Следует отметить, что рыночная среда - это не просто фон, на котором разворачивается деятельность агентов трудоустройства. Это важнейшая «составляющая» их поведения, его детерминанта. С учетом этой детерминанты можно представить полную схему трудоустройства (рис. 4).

Рис. 4. Полная схема трудоустройства

Рыночная среда существенным образом детерминирует поведение учебных заведений. Образовательная сфера как отрасль бизнеса обрела все основные признаки, характерные для рыночных отношений современной России [1]: здесь присутствует отчетливо выраженная конкуренция, рынок образовательных услуг за короткое время стал вполне насыщенным, а их потребитель обрел право выбора образовательного учреждения в соответствии со своими вкусами и материальными возможностями.

Конкуренция в образовательной сфере поддерживается уже достаточно сформированной законодательно-нормативной базой: признанием

равноценными различных форм собственности, рядом федеральных законов, законодательными актами субъектов Федерации, рядом руководящих документов Министерства образования РФ.

Рыночная среда оказывает непосредственное влияние и на поведение молодых специалистов. Причем это влияние начинает заметно проявляться уже в студенческие годы [2]. Так, характеризуя рыночные стандарты поведения современной учащейся молодежи, В. А. Степанов выделяет и описывает следующие ее черты [14]: жесткий прагматизм; низкий уровень подготовки студентов и вынужденно-принудительный характер учебы в вузах; изменения социального характера студенчества в направлении роста его благополучия; неуверенность в завтрашнем дне; развитие предпринимательских ценностей и стандартов поведения [6]; нерыночные формы поведения на рынке труда.

Современная рыночная среда трудоустройства актуализирует такое важное качество молодого специалиста, как конкурентоспособность [10], которая трактуется как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой [9].

В сегодняшней сложной социально-экономической ситуации средства, выделяемые на про-

Р

фессиональную подготовку и переподготовку кадров, должны максимально эффективно использоваться. Критерием эффективности их использования должна стать конкурентоспособность специалистов (выпускников образовательного учреждения) на региональном рынке труда. Реалии сегодняшнего дня таковы, что набор «престижных» специальностей не всегда совпадает с потребностями региональной экономики, и этот перекос вносит свой вклад в рост статистики невостребованных на рынке труда специалистов. Трудоустройство же граждан по своим «престижным» специальностям весьма затруднено, а по некоторым специальностям невозможно.

Конкурентоспособность специалиста обеспечивается выполнением ряда условий:

- специальность (профессия) затребована на региональном рынке труда;

- количество специалистов в разрезе специальностей (профессий) согласуется с потребностями региона на сегодняшний день и ближайшую перспективу;

- содержание учебных планов и программ, по которым ведется подготовка (переподготовка) специалиста, организация учебного процесса, обучающие технологии отвечают требованиям сегодняшнего дня;

- выпускник готов к рыночным отношениям (знания, умение, психологический настрой) [5].

Рыночная среда детерминирует также поведение работодателей. В последние десятилетия содержание профессий претерпело радикальные изменения, ряд профессий оказался невостребованным, а также возникло много новых профессий. Более того, каждый год происходит обновление около 500 видов труда, а если взять нашу нынешнюю действительность, то за последние годы появилось множество совершенно новых профессий -брокер, дилер, маклер, фрилансер, маркетолог, медиабайер, мерчендайзер, супервайзер, промоутер и т. п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1-1,5 до 3-5 лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений. Профессиональная подготовка в настоящее время становится непрерывным процессом.

Литература

1. Алтунина В. В. Рыночные отношения в образовательной деятельности // Alma mater. 2011. № 7. С. 51-55.

2. Борисова Л. Г., Солодова Т. С., Харченко Н. И. Экономическая предприимчивость - новое социальное качество поколения // ЭКО. 2000. № 5. С. 46-49.

3. Дубова О., Рахматуллина З., Маслова И. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи // Человек и труд. 2007. № 1. С. 37-39.

4. Илясов Е. Оценка эффективности деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 131-139.

5. Каганкевич Е. В., Белякова Т. В. Основные подходы к оценке конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. Белгород, 2010. С. 115-120.

6. Корнейченко Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда // Высшее образование. 2008. № 10. С. 62-64.

7. Кулова Р. Из опыта работы центра содействия трудоустройству выпускников // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 100-103.

8. Мартынова А. П., Рощин С. Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 27-47.

9. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экологических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.

10. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 2003.

11. Оконникова И. М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценка перспективы. М., 2007.

12. Полевой И. Н. Координация рынка образовательных услуг и рынка труда выпускников учреждений профессионального образования Белгородской области // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. Белгород, 2009. С. 225-231.

13. Синицына Т. В. Современный российский рынок graduate-рекрутмента // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 132-137.

14. Степанов В. А. Роль социальных установок в формировании рыночных стандартов поведения учащейся молодежи // Право и образование. 2000. № 3.

* * *

STRUCTURAL ANALYSIS OF THE EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS

N. N. Deyeva

In the article the structural analysis of the employment of young specialists is made. At the same time employment is regarded as a social relation, agents of which are on the one hand (the man himself, offering his labor power), on the other - the employer, as well as various kinds of mediators - employment services, recruitment agencies, etc.

Key words: young professional, employment, employment agents, school, education policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.