СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ИЗМЕНЕНИЯ БАЗЫ
ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНОГО ТРАКТОРА Алтухов А.О.1, Акиньшин Е.С.2, Золотов А.А.3, Любителев А.С.4, Аллай В.А.5, Гурин А.А.6, Поджигайло Р.Ю.7
'Алтухов Алексей Олегович, студент;
2Акиньшин Евгений Сергеевич - студент;
3Золотов Алексей Александрович - студент;
4Любителев Александр Сергеевич - студент;
5Аллай Вячеслав Анатольевич - студент;
6Гурин Алексей Анатольевич - студент;
7Поджигайло Роман Юрьевич - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область
Аннотация: механизации полевых работ на горных и предгорных, а также на пустынных и полупустынных зонах имеют свои специфические особенности. Здесь поверхность земель не всегда ровная, а зачастую холмистая, из-за чего продольная и поперечная устойчивость серийных тракторов не всегда будет достаточной. В ООО «КТЦСМ» начаты работы по разработке трактора с изменяемой базой, отвечающего специфическим требованиям данной зоны. Для работы на холмистых участках со значительными неровностями и склонами, где требуется повышенная устойчивость, база у этого трактора устанавливается наибольшая. Для работы на небольших участках, где требуется минимальный радиус поворота, установка базы будет наименьшей. Структурный анализ механизма изменения базы, представляющего собой параллелограммный механизм, показал, что у него обеспечена определенность движения звеньев при одном ведущем звене.
Ключевые слова: трактор, база, колея, механизм, нагруженность, радиус поворота, устойчивость, управляемость, структурный анализ.
Механизация полевых работ на горных и предгорных, а также на пустынных и полупустынных зонах имеют свои специфические особенности [1, 2]. Здесь поверхность земель не всегда ровная, а зачастую холмистая, из-за чего продольная и поперечная устойчивость серийных тракторов не всегда будет достаточным [3]. У колесных тракторов продольная и поперечная устойчивость во многом зависит от базы и колеи трактора [4].
Для предварительной проверки работоспособности разрабатываемого механизма изменения базы трактора была разработана его 3D-модель (рис. 1).
Рис. '. Механизм изменения базы трактора
Разрабатываемый механизм изменения базы трактора представляет собой параллелограммный механизм, вмонтированный между лонжероном 7 и брусом 11 полурамы, соединенной посредством оси 13 с балкой 1 переднего моста с направляющими колесами 2 трактора. Шарнирно соединенный между собой лонжерон 7, брус 11, передние 12 и задние 5 звенья представляют собой параллелограммный механизм.
Привод механизма изменения базы — гидравлический. Изменение длины базы трактора происходит следующим образом:
1. При необходимости увеличения длины базы трактора с помощью гидроцилиндра 6 шток 4 выталкивается в наружном направлении. В свою очередь шток посредством шарнира 3 поворачивает закрепленные с нею звенья 12 и, тем самым перемещает шарнирно связанный с передними 12 и задними 5 звеньями брус 11 полурамы вперед до тех пор, пока он не упирается к упору 10. Положение бруса 11 полурамы после оперения в упор 10 фиксируется фиксатором 9. Такое перемещение относительно лонжерона 7 бруса 11 полурамы вперед увеличивает длину базы трактора, и она будет максимальной.
2. Для уменьшения длины базы трактора шток 4 втягивает внутрь гидроцилиндра 6. При этом связанный штоком шарнир 3 поворачивая закрепленный с ним звено 12, перемещает шарнирно связанный с передними 12 и задними 5 звеньями брус 11 полурамы назад до тех пор, пока он не упирается к упору 8. Положение бруса 11 полурамы после оперения в упор 8 фиксируется фиксатором 9. Такое перемещение относительно лонжерона 7 бруса 11 полурамы назад уменьшает длину базы трактора, и она будет минимальной.
Вывод. Таким образом, у разрабатываемого трактора с изменяемой базой для работы на холмистых участках со значительными неровностями и склонами, где требуется повышенная устойчивость, база устанавливается наибольшей. Для работы на небольших участках, где требуется минимальный радиус поворота, его база устанавливается наименьшей. Структурный анализ механизма изменения базы показал, что у него обеспечена определенность движения звеньев при одном ведущем звене.
Список литературы
1. Джавакянц ЮМ. Технология обработки почвы в горных богарных садах и виноградниках Узбекистана. Ташкент: Фан, 2004. 43 с.
2. Жилейкин М.М., Ягубова Е.В. Обоснование принципов повышения устойчивости и управляемости колесных тракторов при движении на склоне в режиме вспашки // Известия высших учебных заведений. Машиностроение, 2014. М. №9 [654]. С. 67-76.
3. Амельченко П.А., Ксеневич И.П., Гуськов В.В., Якубович А.И. Колесные тракторы для работы на склонах. М. Машиностроение, 1978. 248 с.
4. Тракторы: Теория: / В.В. Гуськов, Н.Н. Велев, Ю.Е. Атаманов и др.; Под общ. ред. В.В. Гуськова. М.: Машиностроение, 1988. 376 с.