УДК 338.012 Гасанов Магеррам Али Оглы
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Томского политехнического университета
Жиронкин Сергей Александрович
кандидат экономических наук,
доцент кафедры социально-культурного сервиса
и туризма
Кузбасского государственного технического университета
СТРУКТУРНЫЕ УСЛОВИЯ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Gasanov Magerram Ali Ogly
D.Phil. in Economics, Professor, Economics Department, Tomsk Polytechnic University
Zhironkin Sergey Aleksandrovich
PhD in Economics, Assistant Professor, Sociocultural Service and Tourism Department, Kuzbass State Technical University
STRUCTURAL CONDITIONS OF NEO-INDUSTRIALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация:
В статье характеризуется проблема становления в России неоиндустриализации - экономики постиндустриального типа, которая представляет собой новый уровень технологического и социального развития. Представлен ряд условий, выполнение которых позволит дать старт становлению неоиндустриализации. Главным из описанных условий является формирование качественно новых связей государства, сырьевых и обрабатывающих предприятий и компаний высоких технологий, что требует глубоких регулируемых структурных преобразований экономики России.
Ключевые слова:
неоиндустриализация, структура экономики, структурные преобразования, институты, государственное регулирование экономики.
Summary:
The article deals with the development of a neoindustrialization in Russia - the economy of postindustrial type, which is a new level of social and technological development. The author notes a number of objectives, the achievement of which will launch formation of the neo-industrialization. The main task is establishment of new relations of the state, row-material and developing enterprises, and high tech companies. Consequently, this task requires implementation of deep structural changes of the Russian economy.
Keywords:
neo-industrialization, economic structure, structural changes, institutions, government regulation of economy.
Проблема неоиндустриализации экономики России признается отечественным экономическим сообществом как одна из определяющих стратегические перспективы ее развития. В основе идеи неоиндустриализации лежит концепция постиндустриального общества Д. Белла как закономерного этапа эволюции производительных сил (5-я ступень технологической лестницы с роботизированными производствами и полномасштабной информатизацией хозяйственной деятельности, доминированием высокотехнологичных услуг - так называемого пятеричного сектора) [1]. Этому примерно соответствует концепция перехода к 6-му технологическому укладу С.Ю. Глазьева [2].
Становление в России экономики постиндустриального типа, то есть неоиндустриализация, рассматривается С.С. Губановым [3], В.Г. Наймушиным [4], Н.В. Уколовой [5] в контексте фундаментального повышения в ней роли государства, масштабной национализации промышленности с образованием вертикально-интегрированных многоотраслевых государственных корпораций в процессе масштабной национализации промышленности, с переходом от рыночного к планово-регулируемому хозяйственному механизму.
В противоположность им мы полагаем, что в России сегодня нет институтов государства, способных дать импульс межотраслевой интеграции, активизировать инвестиции крупных компаний в инновации. А институты прямого государственного управления промышленностью СССР (всеобщая госсобственность на средства производства, Госплан, централизованный отраслевой менеджмент, отраслевые лимиты капиталовложений) были разрушены на начальном этапе реформ в 1992-1993 гг. и не характерны для развитых стран, в которых формируется 6-й технологический уклад.
Поэтому главным условием неоиндустриализации российской экономики мы видим реализацию комплексных преобразований ее структуры. Для России неоиндустриализация означает не только существенные изменения в ее технологической и отраслевой структуре (развитие про-
изводств 6-го техноуклада, интеграция науки и производства), но прежде всего проведение системной государственной политики управляемых преобразований в структуре воспроизводства, конкурентной среды и кластеров, институтов взаимодействия государства и бизнеса, социальных групп. Условия старта неоиндустриализации российской экономики включают в себя следующие:
1. Институциональные условия состоят из формирования институтов государства и бизнеса, способных дать старт преобразованиям, в первую очередь инновационно-технологической, воспроизводственной, факторной структуры экономики, создать задел перехода на 5-ю ступень технологического развития (по Д. Беллу).
2. К технологическим условиям неоиндустриализации мы относим:
- модернизацию базовых отраслей экономики - становление постнефтяной энергетики (сверхмощные солнечные батареи, биогенераторы и прочее), технологии сверхпроводимости, рециркуляционной добывающей промышленности и энергетики;
- инновационное развитие отраслей 5-го технологического уклада - экспансия авиаперевозок, повышение энергоэффективности промышленности (превращение энергодефицитности из негативного в позитивный фактор ее развития);
- развитие высокотехнологических производств и услуг нового типа - информационных сетей «облачных вычислений» и суперкомпьютеров, биохимических, радиоэлектронных, нанома-териальных технологий.
3. Воспроизводственные условия неоиндустриализации заключаются в ускорении обновления основного капитала отраслей 5-го технологического уклада (радиоэлектроника, авиастроение, органическая химия и прочее), в повышении нормы накопления до 33-35 % от ВВП, в привлечении инвестиций в отрасли 6-го техноуклада не менее 15 % от их общего объема (сегодня -менее 0,5 %), в сокращении физического износа промышленного оборудования до 15-20 % (сегодня - 45-50 %) [6], в массовом инвестировании в дигитализацию производства и выпуск микропроцессорной техники, новых материалов (в противоположность инвестированию в добычу энергоносителей и выпуск электроэнергии, что было характерно для индустриализации XX в.).
4. Кластерные условия неоиндустриализации заключаются в формировании агломератов новейших технологий, опирающихся на имеющуюся в России ресурсную базу, инновационный потенциал научных организаций и технологических платформ. Это подразумевает объединение предприятий разных отраслей в единый производственный цикл наукоемкой продукции, их ресурсное обеспечение, развитие науки в корпорациях, интеграцию добывающих и обрабатывающих производств.
5. К рыночным условиям неоиндустриализации нами отнесены лоббирование интересов высокотехнологичных фирм на внутреннем и внешнем рынках, поддержка государством частных инвестиций в НИОКР, в продвижение инноваций в массовое производство с помощью государственно-частных партнерств, госгарантий и госкредита, субсидирования процентных ставок и налоговых льгот, регулирование взаимодействия инновационных фирм и естественных монополий.
6. Социальные условия неоиндустриализации заключаются в целенаправленном формировании и повышении устойчивости социальных групп 6-го техноуклада. К таким группам относятся сотрудники НИИ и университетов, работники предприятий электроники, высокотехнологичного машиностроения, компаний информационной сферы, студенты технических университетов. В свою очередь, для того чтобы эти группы были устойчивы, требуется государственная политика занятости, стимулирующая рост их доходов, подталкивающая работодателей к их найму.
Несмотря на рост государственного присутствия в российской экономике, в ней отсутствуют необходимые условия для неоиндустриализации. Совокупность нерешенных в период реформ структурных проблем, сформировавшихся еще на дореформенном этапе, привела к деиндустриализации российской экономики. Для нее характерны отрицательные структурные сдвиги в экономике страны в целом (главным образом, из-за концентрации инвестиций в сырьевых отраслях), и в научно-техническом комплексе в частности. За двадцать лет рыночных реформ в России доля отраслей 5-го техноуклада уменьшилась с 20 до 10 % от ВВП (в США выросла с 50 до 60 %), 4-го уклада снизилась с 60 до 50 %, 6-го техноуклада не превысила 0,5 % (в США - 6 %). При этом доля 3-го технологического уклада (характерного для второй половины XIX в.) в России выросла с 20 до 30 % от ВВП, в США - практически исчезла [7].
Наиболее сильный негативный структурный сдвиг произошел в инновационно-технологической сфере, отбросив Россию на позиции 1950-х гг. В результате конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке с 1998 г. по настоящее время снизилась в четыре раза (по оценкам С.Ю. Глазьева [8]).
Для замены деиндустриализации неоиндустриальной формой структурных преобразований государству необходимо создать задел изменения воспроизводственной, инновационно-тех-
нологической, институциональной структуры российской экономики. Вместе с этим неоиндустриализация российской экономики как ключевая форма структурных преобразований практически не нашла отражения в программных документах государства, в частности, в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.». В ней не представлены неоин-дустриальные требования к отраслевой, технологической, социальной структуре российской экономики, которые позволят создать высокотехнологичные рабочие места, заинтересовать крупный бизнес в преодолении технологической отсталости, изменить рентно-сырьевой тип воспроизводства и присвоения прибыли.
По нашему мнению, наибольшим потенциалом обладает подход к активизации неоинду-стриальных структурных преобразований, в соответствии с которым государство будет опираться, с одной стороны, на уже имеющиеся субъекты инновационной сферы - технологические платформы, инновационные кластеры, предприятия базовых отраслей (добывающая промышленность, машиностроение, энергетика), а с другой - на налоговые, кредитно-эмиссионные, инвестиционные инструменты стимулирования их связей с субъектами НИОКР и высокотехнологичного бизнеса.
Таким образом, для решения структурных проблем российской экономики, связанных с ее инновационной системой и препятствующих неоиндустриализации, необходимо усиление государственного регулирования в следующих направлениях:
1. Переход от прямого госфинансирования организаций государственных НИОКР в сфере прорывных и критических технологий 6-го технологического уклада к созданию максимально льготного режима привлечения в них частных инвестиций.
2. Приведение системы формальных и неформальных институтов в соответствие с требованиями неоиндустриальных структурных преобразований, гармонизация взаимодействий институтов государства и рынка с целью устранения барьеров и защиты интересов высокотехнологичных компаний на внешнем и внутреннем рынке.
3. Формирование высокотехнологичных холдингов с участием государства, включающих инновационные фирмы, сырьевые предприятия, коммерческие банки.
4. Использование эмиссионного механизма для финансирования наиболее конкурентоспособных технологически передовых производств.
5. Стимулирование инновационной инициативы высококвалифицированных работников промышленных предприятий, всемерное поощрение внутрифирменного инвестирования и ресурсного обеспечения инноваций.
6. Снижение инвестиционных, инновационных рисков финансирования производств 5 и 6-го технологических укладов, приоритетно применительно к трансферу технологий из военно-промышленного комплекса в гражданские отрасли.
7. Стимулирование платежеспособного спроса на отечественные услуги пятеричного сектора (по Д. Беллу) как со стороны сферы госуправления и государственных предприятий, так и частного бизнеса.
Следовательно, отправной точкой неоиндустриализации российской экономики должно стать развитие взаимодействия государства и бизнеса как на уровне инвестирования инноваций, так и формирования необходимой социальной базы. Государственным приоритетом в этом процессе должно стать косвенное регулирование высокотехнологичных производств - налоговое, инвестиционное,страховое.
Ссылки:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004.
2. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 26-32.
3. Губанов С. Системный выбор России и уровень жизни // Экономист. 2011. № 11. С. 3-56.
4. Наймушин В.Г. «Постиндустриальные» иллюзии или системная неоиндустриализация: выбор современной России // Экономист. 2009. № 4. С. 47-52.
5. Уколова Н.В. Формирование хозяйственного механизма инновационного развития социально-экономической системы : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2011.
6. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.03.2014).
7. Там же.
8. Глазьев С. «Стратегия 2020» - антимодернизационный документ // Российский экономический журнал. 2012. № 2. С. 3-4.