Научная статья на тему 'Структурные сдвиги в энергопотреблении автомобильным транспортом'

Структурные сдвиги в энергопотреблении автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / ПРОГНОЗ СПРОСА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ТРАНСПОРТ / OIL / FORECAST OF CONSUMPTION / ALTERNATIVE ENERGY SOURCES / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

В статье рассмотрена структура автотранспорта по типам и объему двигателей, по видам транспортных средств. Представлен прогноз структуры энергоносителей на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES IN THE ENERGY CONSUMPTION ROAD TRANSPORT

The article deals with structure of the vehicle by type and size of engines, types of vehicles. Presented forecast structure of fuel consumed by road transport.

Текст научной работы на тему «Структурные сдвиги в энергопотреблении автомобильным транспортом»

УДК 338.45

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Василий Юрьевич Немов

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Ак. Коптюга, 3, младший научный сотрудник, тел. (383)333-28-14, e-mail: NemovVU@ipgg.sbras.ru

В статье рассмотрена структура автотранспорта по типам и объему двигателей, по видам транспортных средств. Представлен прогноз структуры энергоносителей на автомобильном транспорте.

Ключевые слова: нефть, прогноз спроса, альтернативные источники энергии, транспорт.

STRUCTURAL CHANGES IN THE ENERGY CONSUMPTION ROAD TRANSPORT

Vasiliy Yu. Nemov

Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 3 Koptyug Prospect, Junior Researcher, tel. (383)333-28-14, e-mail: NemovVU@ipgg.sbras.ru

The article deals with structure of the vehicle by type and size of engines, types of vehicles. Presented forecast structure of fuel consumed by road transport.

Key words: oil, forecast of consumption, alternative energy sources, transport.

Прогнозирование спроса на энергоносители на основных мировых энергетических рынках имеет важное значение при долгосрочном прогнозировании развития топливно-энергетических отраслей стран-производителей сырья. Крупнейшим потребителем нефти в экономике является транспортный сектор. Для прогнозирования спроса на нефть на транспорте определяющее значение играет анализ изменения структурных сдвигов автотранспортных средств по типам, объему двигателя, потребляемому топливу и др. В статье рассмотрены два подхода к определению спроса на конкретные виды энергоносителей для транспортного сектора с учетом структурных сдвигов на «макро-» и «микроуровнях». Представлены результаты расчетов спроса на нефть на транспорте на долгосрочную перспективу для стран Европы.

Транспорт - важнейший элемент в структуре постиндустриальной экономики. Повышение уровня жизни и благосостояния населения ведет к увеличению мобильности населения, повышению требований к уровню комфорта. Рост уровня автомобилизации населения и интенсивности грузовых и пассажирских перевозок ведет к все возрастающей зависимости экономики от поставок нефти как основного энергоносителя для транспорта [1].

В течение последних 30 лет практически во всех регионах мира в структуре внутреннего потребления энергии неизменно возрастала доля транспортного сектора. Соответственно, спрос на нефть все в большей степени определяется

нуждами дорожного транспорта, авиации, морского транспорта. Это привело к тому, что в настоящее время спрос на нефть на 2/3 формируется за счет транспортного сектора. Так, в Австрии потребление нефти на транспорте выросло с 44 % в 1990 г. до 65 % в 2014 г., в Великобритании - с 56 % в 1990 г. до 72 % в 2014 г., в России - с 45 % в 1990 г. до 74 % в 2014 г. [2].

Наблюдаемые тенденции поднимают вопросы не только энергетической безопасности стран-импортеров нефти, но и возрастающую нагрузку на экологическую систему. Наиболее остро эти вопросы стоят в развитых странах Европы, а также в густонаселенных странах, таких как Япония, Сингапур и др.

На протяжении последних 15 лет повышение энергоэффективности экономики в целом и транспортного сектора в частности, а также диверсификация энергоносителей входят в число приоритетных направлений развития этих регионов. Кроме того, период высоких цен на нефть с начала 2000-х гг. способствовал росту интереса автопроизводителей к альтернативным источникам энергии.

Целенаправленная политика по увеличению эффективности использования энергии и период высоких цен на нефть привели к появлению устойчивой тенденции снижения потребления энергии на транспорте в европейских странах, которая наблюдается в течение последних 10 лет. Этот процесс осуществляется на фоне растущего количества автотранспортных средств. Таким образом, темпы роста эффективности энергопотребления на транспорте значительно превышают прирост количества автотранспортных средств.

Вместе с тем стоит отметить, что процессы энергопотребления на транспорте в различных регионах мира происходят крайне неравномерно и зависят от уровня развития экономики, отношения к вопросам экологической безопасности, культурных и социальных особенностей. Так, темп роста спроса на энергию на транспорте в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока остается на высоком уровне, что обусловлено как ростом количества транспортных средств, так и низкими требованиями к их экологической и экономической эффективности.

Вместе с тем необходимо отметить, что последние десятилетия в энергопотреблении на транспорте происходят крупные структурные сдвиги, касающиеся структуры дорожного транспорта, рабочих объемов и типов двигателей (таблица) [3, 4].

Таблица

Структура потребления топлива в дорожном транспорте в Европе, %

Энергоноситель 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Бензин 57,8 53,7 47,2 38,1 30,5 29,5 28,5 27,7

Дизельное топливо 40,9 44,9 51,2 59,0 63,0 63,6 64,1 65,2

СНГ и природный газ 1,2 1,2 1,4 1,7 2,1 2,2 2,3 2,5

Биотопливо 0,0 0,1 0,2 1,1 4,4 4,6 5,0 4,6

Электроэнергия 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,02 0,03

Происходит переориентация на более экологические виды энергоносителей, наиболее экономически эффективные виды транспортных средств. В конечном счете соответствующие изменения напрямую влияют на объем и эффективность энергопотребления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Меламед Л.Б., Суслов Н.И. Экономика энергетики: основы теории / Отв. ред. М.В. Лычагин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 180 с.

2. Прогноз развития энергетики мира и России до 2035 года / Российское энергетическое агентство - М.: ИНЭИ, 2012. - 196 с.

3. Эдер Л.В. Прогноз мирового энергопотребления: методические подходы, сравнительные оценки // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2013. - № 6. -С. 15-26.

4. European Commission: Eurostat. Transport statistic. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/ web/transport/data/database

© В. Ю. Немов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.