Научная статья на тему 'Энергопотребление на автомобильном транспорте'

Энергопотребление на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
634
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / НЕФТЬ / ПРОГНОЗ СПРОСА / ROAD TRANSPORT / OIL / DEMAND FORECAST

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

Транспорт является одной из ключевых составляющих в экономике. Около 25 % всего энергопотребления формируется в транспортном секторе. При этом транспорт является основным потребителем продуктов переработки нефти (около 60 % в структуре энергопотребления). Россия обладает обширной территорией с низкой плотностью населения, а ее экономика основана на добыче и экспорте сырья. В этих условиях транспортный сектор имеет стратегическое значение для функционирования экономики, а прогнозирование энергопотребления на транспорте важно для определения долгосрочных ориентиров развития транспортной инфраструктуры, нефтеперерабатывающей промышленности и прочих смежных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Немов Василий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY CONSUMPTION IN ROAD TRANSPORT

Transport is one of the key components of the economy. About 25 % of all energy consumption is formed in the transport sector. Transport is a major consumer of petroleum products (about 60% in the energy mix). Russia has a large area with low population density, and its economy is based on the extraction and export of raw materials. Under these conditions, the transport sector is of strategic importance for the functioning of economy and forecasting of energy consumption in transport is important to determine the long-term orientation of the transport infrastructure, oil industry and other related industries.

Текст научной работы на тему «Энергопотребление на автомобильном транспорте»

УДК 330.322.7

ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Василий Юрьевич Немов

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Коптюга, 3, младший научный сотрудник, тел. (383)333-28-14, факс: (383)333-23-01, e-mail: [email protected]

Транспорт является одной из ключевых составляющих в экономике. Около 25 % всего энергопотребления формируется в транспортном секторе. При этом транспорт является основным потребителем продуктов переработки нефти (около 60 % в структуре энергопотребления). Россия обладает обширной территорией с низкой плотностью населения, а ее экономика основана на добыче и экспорте сырья. В этих условиях транспортный сектор имеет стратегическое значение для функционирования экономики, а прогнозирование энергопотребления на транспорте важно для определения долгосрочных ориентиров развития транспортной инфраструктуры, нефтеперерабатывающей промышленности и прочих смежных отраслей.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, нефть, прогноз спроса. ENERGY CONSUMPTION IN ROAD TRANSPORT Vasiliy Yu. Nemov

Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 3 Аkademik Koptyug Prospect, Junior Researcher, tel. (383)333-28-14, fax: (383)333-23-01, e-mail: [email protected]

Transport is one of the key components of the economy. About 25 % of all energy consumption is formed in the transport sector. Transport is a major consumer of petroleum products (about 60% in the energy mix). Russia has a large area with low population density, and its economy is based on the extraction and export of raw materials. Under these conditions, the transport sector is of strategic importance for the functioning of economy and forecasting of energy consumption in transport is important to determine the long-term orientation of the transport infrastructure, oil industry and other related industries.

Key words: road transport, oil, demand forecast.

Транспорт является одним из наиболее крупных потребителей энергии в экономике. Так, в России за последние 10 лет доля транспортного сектора выросла на 4 %. В 2014 г. на транспортный сектор приходилось около 25 % потребления конечной энергии (рис.1).

Согласно отчету «Energy Efficiency Indicators: Fundamentals on Statistics» (OECD/IEA, 2014), доля транспортного сектора в мировом энергопотреблении в 1973-2011 гг. выросла с 23 до 27 % [1]. Наиболее крупным потребителем энергии является автомобильный транспорт, на который приходится более 54 % энергопотребления. Кроме того, анализ топливно-энергетического баланса показал, что около 62 % спроса на нефть формируется транспортным сектором.

■ Неэнергетические нужды ■ Жилищный сектор

Сфера услуг "Коммунальные услуги

Рис. 1. Структура потребления конечной энергии в России по секторам потребления, %

Источник: Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) [2]

В данной статье проанализируем текущее состояние энергопотребления на автомобильном транспорте в России, структуру автомобильного транспорта, представим прогноз количества автомобильного транспорта в России и прогноз спроса на энергоносители на автомобильном транспорте.

В соответствии с мировыми тенденциями, но с некоторым лагом, в России в течение последних семи лет происходит снижение удельного потребления энергии в расчете на одно транспортное средство. Одновременно в России наблюдается значительный рост количества автотранспортных средств. В России в период 2008-2014 гг. общее количество автотранспорта, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы, выросло на 31,5 %: с 38,3 до 50,3 млн. Быстрый рост количества легкового транспорта объясняется улучшением уровня жизни, а также эффектом «низкой базы» - изначально низким уровнем обеспеченности населения автомобильным транспортом.

Особенностью России является высокая концентрация автотранспортных средств по отдельным территориям. Около 58 % автотранспорта сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. В то же время в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, занимающих большую площадь, зарегистрировано всего 27 % автопарка страны (рис. 2).

Анализ динамики количества легкового автотранспорта на 1000 человек в различных регионах выявил наличие некоторого уровня «насыщения». То есть, при низком уровне дохода количество автомобилей растет низкими темпами, но с ростом дохода, темпы прироста автомобилей на душу населения значительно увеличиваются. При последующем росте дохода вступает в силу закон убывающей предельной полезности, происходит «насыщение» количеством автомобилей, в результате чего устанавливается равновесный желаемый уровень обеспеченности населения автотранспортом.

■ Центральный

■ Северо-Западный

■ Южный (включая Республику Крым и г. Севастополь)

■ Северо-Кавказский

Рис. 2. Распределение автомобильного транспорта по федеральным округам в Российской Федерации в 2015 г.

В России практически во всех субъектах уровень автомобилизации далек от расчетного уровня «насыщения», что подтверждается высокими темпами прироста количества автотранспортных средств как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения. В среднем по России уровень автомобилизации равен - 301 легковой автомобиль на 1000 человек (рис. 3).

„ 450,0

^ 395,7 -зйл <;

« 400,0 364,5 370,4 ' 386,5

> 8 345,3 341,3

^ 350,0 Щ Щ 325,° _ ■ _ |||||||||

О , >Я ^ >Я >Я 5Я >Я ?

* 1 11 & | ¡1 I I I*

с1 Г! Я Я Э Ю й £

Рис. 3. Количество автомобилей в федеральных округах Российской Федерации в 2015 г., шт./1000 чел.

Источник: Российский статистический ежегодник [3]

В России прирост потребления энергии на транспорте происходит существенно более медленными темпами, чем прирост количества автомобилей. Это связано с ростом энергоэффективности транспорта. Так, в России удельное потребление энергии на одно автотранспортное средство в период 2010-2015 гг. сократилось на 15 %: с 1,56 до 1,33 т н.э. (табл. 1).

Россия является уникальной страной по разнообразию природно-климатических зон и величине территории. Это влияет на существенные различия в уровне удельного энергопотребления в различных регионах страны. Наименьшее потребление энергии единицей автотранспортного средства приходится на южные территории. Так, в Республике Крым в год одним автомобилем потребляется 0,99 т н.э., в Южном федеральном округе - 1,19 т н.э., в Приволжском федеральном округе - 1,17 т н.э. В регионах с более суровыми природно-климатическими условиями удельное потребление энергии автотранспортом составляет около 1,5 т н.э. в год (Северо-Западный, Сибирский федеральные округа).

Таблица 1

Удельное потребление топлива автомобильным транспортом в федеральных округах РФ, т.н.э./автотранспортное средство

Федеральный округ 2010 2011 2012 2013 2014

Центральный 1,52 1,43 1,34 1,28 1,26

Северо-Западный 1,65 1,88 1,68 1,56 1,51

Южный 1,61 1,39 1,48 1,48 1,19

Северо-Кавказский 0,67 0,77 0,70 0,62 0,68

Приволжский 1,61 1,43 1,53 1,41 1,17

Уральский 1,66 1,66 1,57 1,56 1,40

Сибирский 1,70 1,71 1,65 1,49 1,44

Дальневосточный 1,74 1,86 1,62 1,41 1,42

Крымский 0,99

Российская Федерация 1,56 1,52 1,47 1,38 1,28

Источник: рассчитано автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, Итогам производственной деятельности отраслей ТЭК России; Сводным показателям производства энергоресурсов в Российской Федерации [4-6].

Выполненный автором прогноз количества автотранспортных средств на душу населения позволяет сделать вывод о высоком потенциале роста автомобилизации населения и некотором снижении степени дифференциации субъектов по количеству автотранспортных средств. Всего в Российской Федерации за период 2015-2040 гг. ожидается увеличение автомобильного транспорта на 14,9 млн ед.: до 66,2 млн. автомобилей. Наибольшие темпы прироста прогнозируются в центральных регионах России и в отдельных областях Сибири. Наименьшие темпы прироста ожидаются в Чукотском автономном округе, Камчатском и Приморском краях, что связано прежде всего с низкой динамикой численности населения (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз количества автомобильного транспорта в 2015-2040 гг. по федеральным округам Российской Федерации, млн. шт.

Федеральный округ 2015 2020 2025 2030 2035 2040 2040/2015, %

Центральный 14,2 14,7 15,6 16,5 17,4 18,3 129,1

Северо-Западный 5,1 5,4 5,7 6,0 6,4 6,7 131,4

Южный, включая Республику Крым и г. Севастополь 5,3 5,4 5,8 6,1 6,4 6,7 127,1

Северо-Кавказский 2,6 2,6 2,8 2,9 3,1 3,3 124,0

Приволжский 10,3 10,7 11,3 12,0 12,7 13,4 130,9

Уральский 4,9 4,9 5,2 5,5 5,8 6,2 126,7

Сибирский 6,6 6,9 7,3 7,7 8,2 8,7 131,6

Дальневосточный 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 122,0

Россия, всего 51,4 53,0 56,3 59,5 62,9 66,2 129,0

Источник: рассчитано автором.

Благодаря постоянному росту энергоэффективности автомобильного транспорта и переходу на более экономичные альтернативные источники энергии, к 2040 г. ожидается сокращение суммарного потребления энергии автомобильным транспортом на 7,8 %: с 67,5 до 62,3 млн т н.э. (табл. 3) [7].

Таблица 3

Прогноз потребления энергии на автотранспорте в Российской Федерации, тыс. т н.э.

Федеральный округ 2015 2020 2025 2030 2035 2040

Центральный 17,3 16,9 16,7 16,5 16,2 15,9

Северо-Западный 7,7 7,5 7,4 7,3 7,2 7,1

Южный (включая Республику Крым и г. Севастополь) 7,4 7,3 7,2 7,1 7,0 6,8

Северо-Кавказский 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4

Приволжский 13,8 13,5 13,4 13,2 13,0 12,9

Уральский 7,1 6,9 6,9 6,8 6,7 6,5

Сибирский 9,5 9,2 9,2 9,0 8,9 8,8

Дальневосточный 3,3 3,2 3,1 3,0 2,9 2,8

Российская Федерация 67,5 65,9 65,2 64,3 63,4 62,3

Источник: рассчитано автором.

К 2020 г. доля альтернативных энергоносителей (СНГ, природный газ, биотопливо, электроэнергия) в автомобильном транспорте возрастет до 7,3 %, к 2040 г. - до 17 %.

Повышение энергоэффективности на транспорте и активное внедрение альтернативных видов энергоносителей, прежде всего, метана, приведет к снижению потребления бензина и дизельного топлива автомобильным транспортом к 2040 г. на 19,8 %: с 64,5 млн т н.э. до 51,7 млн т н.э. [8].

Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ № 15-0609094, № 17-06-00537.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Концепция формирования новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России. - Новосибирск, 2010.

2. Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс России: состояние, проекты, международное сотрудничество. - Новосибирск, 2011.

3. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Движение на восток продолжается: освоение запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока должно быть увязано с развитием транспортной и перерабатывающей инфраструктуры // Нефть России. - 2010. - № 2. -С. 60-67.

4. Эдер Л. В. Европейский рынок нефти. стратегия России / науч. ред. А. Э. Конторо-вич. - Новосибирск, 2007.

5. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Стратегия комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2009. - № 1. - С. 18-28.

6. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. О реальных перспективах комплексного освоения ресурсов нефти и газа Востока России // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. -№ 20. - С. 31.

7. Коржубаев А. Г., Филимонова И. В., Эдер Л. В. Иностранные инвестиции: состояние и перспективы // Нефтегазовая вертикаль. - 2007. - № 3. - С. 77.

8. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции : коллективная монография : в 2 кн. / Меламед И. И., Абрамов А. Л., Авдеев Ю. А. и др. - Владивосток, 2011. - Кн. 2. - (Сер. Россия в АТР).

9. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции : коллективная монография : в 2 кн. / Меламед И. И., Абрамов А. Л., Авдеев Ю. А. и др. - Владивосток, 2011. - Кн. 1. - (Сер. Россия в АТР).

10. Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Сырьевая база и перспективы развития гелиевой промышленности России и мира // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2006. - № 2. - С. 17-24.

© В. Ю. Немое, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.