СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
С.В. Юров, студент П.В. Самсонова, студент Е.А. Корякина, студент Е.Д. Шумская, студент
Новосибирский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-259-264
Аннотация. Данная статья проводит анализ структурных характеристик городской системы в России. Исследование охватывает ключевые аспекты организации городской инфраструктуры, взаимосвязи между городами, а также социальные и экономические факторы, влияющие на формирование и развитие городских общин в контексте российского пространства. Отражены особенности структуры городской системы, а также возможные тенденции и перспективы ее развития в России.
Ключевые слова: городская система, структурные характеристики, городская инфраструктура, урбанизация.
Развитие городов играет ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов и всей страны. Они формируют систему, которая является основой функционирования государства, исторически города создают форму территориальной организации общества. К таким культурно обусловленным устойчивым территориальным образованиям относятся также малые и средние города. К малым относятся города с населением менее 50 тысяч человек, население средних составляет 50-100 тысяч человек, их экономические результаты значительно меньше крупных городов, так как у них меньше возможностей. Вне зависимости от размера, любой город имеет собственную отраслевую структуру, может являться промышленным или научным центром, включать транспортные развязки и иметь достойный уровень образования и здравоохранения. Итак, степень развития города и его участия в развитии страны можно определить с помощью различных показателей, характеризующих, в первую очередь, уровень экономики. К ним относится ВРП, численность и плотность населения, уровень безработицы и среднего дохода, показатели инвестиций, промышленности и другие. Однако Макс Вебер и многие другие ученые утверждали, что в определении уровня развития города количественные факторы не столь
важны. С экономической точки зрения он дал определение городу, как рыночному поселению, где большая часть жителей занимается не сельским хозяйством. Функции городов существенно различаются в зависимости от их размера. Малые города возглавляют административные районы, играют роль местных центров для расположенных вокруг них более мелких поселений, взаимодействуют с ними путем сотрудничества, торговли и иных связей. Кроме того, малые города могут быть центрами узкой специализации в различных областях. Малый город обладает не таким значительным числом жителей, как средние и крупные, поэтому для него характерен низкий уровень городской культуры. Здесь может существовать один или два значимых фактора, позволяющих городу развиваться, а в средних число таких факторов должно быть выше. В нашей стране существует значительное число поселков городского типа, которые практически не имеют различий с малыми городами. Существует ошибочное мнение о том, что малые города неэффективны, в них зачастую наблюдаются устаревшие методы и недостаток координации управления, не уделяется внимание важным сферам, выделяют высокий бюджет на реализацию нацпроектов, которые не приносят желаемых результатов. Все эти и многие другие
факторы в совокупности снижают привлекательность небольших городов для общества. Но роль звена небольшого города или поселения, как регулятора сложных процессов в структуре расселения очень важна. Для средних городов, в отличие от малых, характерна более развитая структура и широкий состав их градообразующей базы, а также более высокий уровень развития инфраструктуры, науки и культуры, сферы обслуживания и транспортная доступность.
С течением времени значимость малых и средних городов росла и растет в данный момент в связи с сосредоточением в них элементов различных сфер, в частности экономической и социальной, а также с ростом их взаимодействия с другими субъектами. Важную роль в жизни людей играет социально-культурная составляющая города и реализация его потенциала в полной мере. Сейчас в малых и средних городах числится около 50% всего населения России, но вместе с тем происходит миграция в крупные города, следовательно, им необходимо развиваться, чтобы замедлить темпы переселения. Развитие, в свою очередь, возможно при взаимодействии самих жителей, их участии в жизни города и грамотном управлении. С течением времени старые города небольшого размера деградируют, их специализация становится неактуальной, производства закрываются или падает спрос на них, снижается заработная плата, уровень жизни и число рабочих мест, что ведет к сильному оттоку жителей в крупные города или наоборот в сельские районы. В 20 веке в России появилось огромное количество малых и средних городов, основанных при крупных промышленных комплексах с неразвитой инфраструктурой и неблагоприятными условиями для жизни.
Еще одна проблема развития небольших городов - недостаток денежных средств на их благоустройство и улучшение условий жизни. Это в значительной степени снижает привлекательность города в глазах людей. Уменьшение числа жителей вместе с проблемой недофинансирования является причиной низких экономических результатов региона. Среди наибо-
лее уязвимых к кризисным ситуациям можно выделить моногорода или промышленные центры. Сосредоточение производственных мощностей в одном городе может усилить уже существующие проблемы.
Итак, среди наиболее остро стоящих проблем малых и средних городов можно выделить экономические проблемы - низкие доходы и уровень жизни большей части населения, недостатки жилищного фонда - его неудовлетворительное состояние или нехватка. Очевидный разрыв между малыми и крупными городами наблюдается в сфере услуг, особенно в области культуры, образования и здравоохранения. Малые города и сельская местность часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов и ограниченный доступ к медицинским услугам и образованию. Крупные города, в свою очередь, имеют больше возможностей для развития карьеры и получения качественного образования, что привлекает молодых и талантливых людей. В городах с крупными промышленными комплексами происходит серьезная нагрузка на экологию - сильное загрязнение, с которым не происходит должной борьбы из-за нехватки средств. Нанесение сильного урона экологии больше свойственно крупным городам, чем малым, либо городам с производствами, имеющими вредные выбросы.
Итак, наиболее актуальной проблемой малых городов является недостаток финансирования и поддержки как со стороны государства, так и местных властей. Она влечет за собой и другие сложности: нехватку квалифицированных кадров, ограниченный доступ к образованию и инновациям. Происходит неэффективное использование ресурсов и потенциала малых городов и миграция населения в крупные города. Для решения этих проблем необходимо проводить активную политику по стимулированию развития малых и средних городов, например, путем улучшения инфраструктуры, поддержки предпринимательства, образования и инноваций. Также важно учитывать особенности каждого региона и создавать индивидуальные
программы развития для каждого малого и среднего города.
Городская система России характеризуется следующими структурными особенностями:
1. Географическое распределение городов: главные города расположены в центральной части страны, вдоль рек и на побережье морей. В то же время, существуют крупные города и в отдаленных регионах, например, в Сибири и на Дальнем Востоке.
2. Классификация городов по численности населения: в России существует большое количество городов различных категорий - от крупнейших городов-миллионников до небольших поселков городского типа.
3. Развитие инфраструктуры: крупные города имеют развитую инфраструктуру -транспортную, социальную, коммунальную и т.д. Однако, в небольших городах и поселках городского типа инфраструктура может быть значительно хуже развита.
4. Роль городов в экономике: крупнейшие города являются центрами экономического развития России, привлекая к себе крупные инвестиции и предоставляя высокооплачиваемые рабочие места. Однако, в регионах с маленькими городами экономика часто зависит от сельского хозяйства.
Агломерации играют важную роль в структурной характеристике России. Понятие агломерации является довольно широким и обозначает сообщество нескольких поселений, сохраняющих относительную независимость. Существуют суждения о том, что агломерация и агломерирование не столько объект, сколько непрерывный процесс, ведущий к интеграции местных и локальных систем, живущих обособленно, но имеющих общие черты, Агломерационные процессы охватывают поселения разных размеров. Этим процессам подвергаются похожие между собой по размерам поселения, а также, малые, собранные вокруг крупного центрального места с обширными сферами влияния. Таким образом, существуют множество сочетаний разных по размеру поселений.
В характеристике городской системы России особый акцент нужно сделать на
крупных городах, так как они играют важную роль во всей системе. Стоит отдельно выделить столицу - за последние несколько лет Москва заметно преобразилась, сейчас она продолжает активно развиваться и совершенствовать свою инфраструктуру. В городе хорошая доступность транспорта за счет открытия новых станций метро и обилия наземного транспорта, в последние годы было введено в эксплуатацию более 1000 электробусов и новых автобусов. Электробусы оснащены беспроводными зарядными станциями, которые позволяют быстро и удобно заряжать автобусы в течение ночи или в перерывах между рейсами. Новые автобусы имеют более комфортные салоны, кондиционеры, системы видеонаблюдения и информационные табло, что облегчает перемещение пассажиров по городу. Развитие общественного транспорта в Москве является одним из приоритетных направлений городского развития. Это позволяет снизить загруженность дорог и уменьшить пробки, а также обеспечить жителям города комфортные условия для перемещения.
Также? в последние годы было проведено обновление парков и скверов, включая замену старых аттракционов на новые, безопасные и современные. Важным событием в развитии Москвы стало проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, благодаря которому была обновлена и совершенствована инфраструктура стадионов и аэропортов, а также расширена гостиничная база. Москва также активно развивает цифровые технологии, в том числе внедряет системы электронного правительства, облегчающие взаимодействие жителей с государственными органами. В целом, Москва продолжает развиваться и совершенствовать свою инфраструктуру, чтобы предоставить лучшее качество жизни для своих жителей и стать еще более привлекательным местом для туристов и бизнеса. В 2022 году ООН признала Москву лучшим городом по уровню инфраструктуры и качества жизни в России. Это было определено на основе оценки нескольких показателей, включая доступность медицинских услуг, качество жилья, экологию, транспортную доступность и
доступность образования. Достичь точно такого же уровня развития, как в Москве, другим городам России будет сложно, учитывая ее статус столицы и большое количество инвестиций, направленных на развитие города. Однако, другие крупные города могут постепенно приближаться к уровню Москвы, активно работая над улучшением транспортной инфраструктуры, внедрением новых технологий и повышением комфорта для жителей. Важно также отметить, что каждый город имеет свои особенности и потребности, и развитие должно быть ориентировано на конкретные потребности и возможности каждого города. Сейчас городское население России составляет 74,7 %, сельское -25,3%. Количество средних городов постоянно меняется, в основном, за счёт перехода некоторых из них в категорию больших или малых городов. Случается, что и новообразованные города сразу попадают в разряд средних. По состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывалось 150 средних городов. Крупные города не только в России, но и по всему миру имеют много общего: в каждом есть одни и те же крупные магазины, места досуга, сети ресторанов и отелей, а малые города очень разные. Средний размер города в регионе может оказывать значительное влияние на экономическое развитие этого региона. Большие города обычно имеют более развитую инфраструктуру и большее количество предприятий, что способствует созданию рабочих мест и развитию экономики. Кроме того, большие города часто являются центрами культурной и образовательной жизни, привлекая туристов и студентов со всей страны и за ее пределами. Однако, существуют также небольшие города, которые могут быть успешными и процветающими благодаря своим уникальным отраслям экономики или расположению в благоприятном экологическом регионе. В целом, размер города не является единственным фактором, влияющим на экономическое развитие региона, но может иметь значительное значение в комбинации с другими факторами, такими как наличие высококвалифицированной рабочей силы, инфраструктуры и
доступности кредитования и инвестиций. Также в России существуют наукограды -в основном вокруг крупных городов, где сконцентрирован основной интеллектуальный потенциал страны, сосредоточены научно-промышленные предприятия, лаборатории и институты. Есть энергетические центры, атомграды - это квазинаучная среда с большим уклоном в промышленность, здесь имеются специалисты в области энергетики и ядерной технологии, для них характерен высокий научный потенциал и использование новых технологий. Например, Курская, Калининградская и Нововоронежская АЭС специализируются на производстве электроэнергии из ядерного топлива, также крупные энергетические центры расположены в Томской и Ярославской областях. Как правило, это закрытые города, которые решают ключевые задачи атомной отрасли в стране. Существуют и другие ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), где расположены объекты под государственной тайной - помимо описанных городов с атомной промышленностью, там расположены еще военные, химические предприятия, среди них стратегические объекты ракетных войск и военно-морского флота Минобороны, Росатома или Роскосмоса - в этих городах существует специальный пропускной режим. В СССР они были строго секретными, а в 1992 году список ЗАТО опубликовали в открытом доступе. Среди крупнейших -Северск, Железногорск, Новоуральск, Озерск. Есть классические промышленные центры, в том числе моногорода: Челябинск и Екатеринбург, специализирующиеся на металлургии и машиностроении, Нижний Новгород и Тольятти - на автомобилестроении. В них все опирается на одно основное предприятие, которое определяет в первую очередь занятость, а также социальную, культурную повестку и основные направления досуга. Есть населенные пункты с богатой историей и развитым туризмом, где сохранились культурное наследие и архитектура русской идентичности - это, например, Плёс, Мышкин, Суздаль. Некоторые города играют важную роль в качестве логистиче-
ских центров - портов и транспортных узлов. От специализации города очень сильно зависит его облик и образ жизни людей в нем. Помимо описанной ранее проблемы недофинансирования городов, есть еще одна - стигма о том, что в малых городах нет никаких перспектив, поэтому нужно уезжать в крупные. Принято считать, что, в отличие от крупных городов, там сложнее найти работу с достойной заработной платой, невозможно построить карьеру, недостаточно развита инфраструктура и досуг. Многие из этих причин оправданы, поэтому необходимо принимать меры стимулирования и развития небольших городских поселений, так как молодежь не хочет там оставаться, а стремится уехать. При этом в малых городах намного легче начать свой бизнес за счет низкой конкуренции и арендной платы, там легче масштабировать проекты и узнаваемость инициатив выше из-за небольшого населения. Однако резкое увеличение туристического потока помимо источника финансов могут стать и причиной расслоения общества. Даже положительные изменения могут негативно сказаться на привычной жизни людей маленького города и привести к конфликтам и недовольствам во всеобщей городской системе все города и поселки, как крупнейшие, так и малые, взаимосвязаны. Их соединяет множество связей, потоки товаров и услуг, а в дальнейшем граница между отдельными населенными пунктами будет размываться все больше, особенно учитывая снижение уровня насе-
ресурсов. Жители наиболее перспективных малых городах, расположенных, в частности, вокруг крупных центров, могут получить все блага, характерные большому городу. Может происходить плавное перетекание крупного города в малый в ходе явления миграции в пределах жизненного цикла человека (life cycle migration), когда с появлением семьи или выходом на пенсию люди стремятся уехать из большого города. Так, молодые люди, только начинающие карьеру, могут переезжать в большие города для получения образования и работы. После этого, когда они создадут семью и захотят детей, они могут переехать в пригороды или на окраины города, где жилье более доступно и безопасно для детей. В более позднем возрасте люди могуг переехать в менее населенные районы или даже на пенсию переехать в другую страну, где климат и стиль жизни более подходят для их потребностей. Жизненный цикл миграции также может быть связан с социальными и экономическими факторами, такими как уровень доходов, качество жизни и доступность жилья. Например, молодые люди с низкими доходами могут переезжать в более дешевые города или районы, где они могут получить лучшие возможности для работы и учебы. В целом, life cycle migration является естественным процессом, который позволяет людям адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям в разные периоды своей жизни.
ления в малых городах и исчерпаемость
Библиографический список
1. Агаширинова В.Ю. Урбанизация как сложное комплексное явление // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 8. - С. 178.
2. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Городские агломерации // Градоведение: учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 433 с.
3. Антонюк В.С. и др. Воздействие городских агломерационных процессов на общественное здоровье населения // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22, № S2. -С. 147-156.
4. Власова Н.Ю., Антипин И.А. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - №3 (29). - С. 106-112.
5. Глухова Е.В. О роли городов в развитии мировой экономики // Фундаментальные исследования. - 2006. - №4. - С. 25-27.
STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE URBAN SYSTEM IN RUSSIA
S.V. Yurov, Student P.V. Samsonova, Student E.A. Koryakina, Student E.D. Shumskaya, Student Novosibirsk State University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. This article analyzes the structural characteristics of the urban system in Russia. The study covers key aspects of the organization of urban infrastructure, relationships between cities, as well as social and economic factors influencing the formation and development of urban communities in the context of the Russian space. The features of the structure of the urban system, as well as possible trends and prospects for its development in Russia are reflected.
Keywords: urban system, structural characteristics, urban infrastructure, urbanization.