СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ
С.В. Юров, студент П.В. Самсонова, студент Е.А. Корякина, студент Е.Д. Шумская, студент
Новосибирский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-254-258
Аннотация. Статья посвящена анализу и исследованию структурных характеристик городской системы. Рассматриваются основные компоненты, влияющие на формирование и функционирование городских сетей, а также их взаимосвязь с социальными, экономическими аспектами. Исследование направлено на выявление основных закономерностей и факторов, определяющих структуру городских систем. Рассматриваются идеи, выдвинутые В. Кристаллером и А. Лешем, Д. Ципфом. В работе показано, что теория центральных мест поддерживает гипотезу о том, что в зависимости от своего ранга в системе городов различается и их экономический рост.
Ключевые слова: городская система, структурные характеристики, городские сети, урбанизация.
Иерархия городов представляет собой модель, определяющую экономическую структуру городов на разных уровнях организации, она создает сеть связей и влияний между городскими центрами, а также малыми, средними и большими городами. Понятие иерархии обозначает вертикальную структуру подчиненности и полномочий. Соответственно, большие города более развиты и имеют большое экономическое влияние на средние и малые. В свою очередь, средние города влияют на малые. Эти взаимодействия создают цепочку, которая в результате приводит к совокупности городской сети. В России характерной особенностью распределения городов можно назвать высокую концентрацию на юге и рассеивание в Сибири, на Дальнем Востоке и северной части. Наибольшее число городов расположено в Центральном федеральном округе, а система городов имеет собственную иерархию, которая начала формироваться в результате индустриализации во времена СССР. Как правило, города образовывались на территориях, богатых ресурсами, либо имеющих иные преимущества. Крупнейшие города -Москва и Санкт-Петербург оторваны от остальных городов своих регионов, так как они лидируют по ряду социально-
экономических параметров. Соответственно, здесь прослеживается ярко выраженная иерархия и неравенство городов в общей системе. В других регионах также прослеживается высокая дифференциация развития городов, даже несмотря на то, что лидеры там имеют не такой значительный отрыв. В целом, в последние десятилетия произошли значительные изменения производственных структур, которые повлияли на изменение взаимодействия городов в сторону снижения степени иерархии. Усилилась связь между крупнейшими городами, причем не только внутри страны, но и в рамках международных отношений.
Существуют некоторые закономерности, которые помогают описать и объяснить структуру населения в городах и странах, а также предсказать будущее развитие населенных пунктов. Таким является закон ранг-размер или закон Ципфа, который утверждает, что в населенных пунктах любой страны наибольшее население имеет город, занимающий первое место по численности населения, а остальные города имеют население, пропорциональное их рангу. То есть, если самый большой город в стране имеет население 10 миллионов человек, то второй по величине город будет иметь население 5 миллионов человек,
третий - 3,3 миллиона и т.д. К такому выводу привели различные эмпирические исследования городских систем, а также было выявлено, что страны с высоким государственным вмешательством в экономику имеют намного меньше крупных городов, чем предполагает закон Ципфа, а страны с рыночной экономикой отличаются большим количеством крупных городов. Это объясняется сдерживанием миграции жителей малых городов в более крупные там, где экономика регулируется государством, также у них меньше возможностей для развития крупных компаний и бизнеса в целом. Это может привести к меньшему числу рабочих мест и меньшим доходам для населения, что не стимулирует рост населения в городах, которые имеют ограниченные возможности для инвестирования в инфраструктуру и собственное развитие. Потенциал региона используется не полностью, это тормозит экономическое развитие региона и нарушает естественные размеры городов и их взаимосвязи, соответствующие закону Ципфа. Итак, данная закономерность соответствовала более эффективной пространственной организацией. Иерархия системы расселения может зависеть от множества факторов, таких, как численность населения, уровень занятости и заработной платы, объем промышленного производства, уровень жизни и другие. Выявление таких зависимостей и закономерностей помогает строить прогнозы на будущее. Еще в 1896 году В. Парето исследовал проблему неравномерного распределения доходов, а в 1913 Ф. Ауэрбах вывел предположение о зависимости между численностью жителей города и его рангом в иерархии. Его исследование было дополнено Д. Ципфом, который определил, что расположение по размеру города в пределах определенной территории подчиняется Парето-распределению с единичным индексом. Другое утверждение заключается в том, что при ранжировании городов по убыванию числа жителей отношение численности их населения будет обратно пропорционально отношению их рангов. Эмпирический анализ в ходе исследования проводился в основном на городах Китая и
США. Если же сопоставлять закон с Россией, то мы видим, что численность населения Санкт-Петербурга как раз примерно вдвое меньше численности Москвы. Однако, дальше это соответствие прерывается. Новосибирск и Екатеринбург - следующие по размеру, они имеют 1,6 и 1,5 миллионов человек соответственно. За ними следует еще 11 городов-миллионников. Как было сказано ранее, закон Ципфа не действует в городах с высоким государственным вмешательством в экономику. В России доминируют крупнейшие города и го-рода-миллионники, это связано также с различными социально-экономическими и природно-климатическими факторами.
Отслеживание закономерностей размещения городов имеет особое значение для выяснения общей структуры городской системы. Попытку сформулировать такие закономерности в 1930-х годах предпринял немецкий географ В. Кристаллер, над этой теорией работал так же А. Леш. Ее итогом стала теория центральных мест, а результатом этой теории является понятие иерархической системы городов. Теория центральных мест предполагает, что на территории с развитой экономикой и высокой урбанизацией существует определенная структура, которая состоит из центральных мест различного уровня. Центральные места представляют собой города или населенные пункты, которые имеют высокий уровень экономической активности и обеспечивают услуги и товары для более мелких населенных пунктов вокруг них. Они работали в направлении выявления законов, которые определяют случайное, на первый взгляд, размещение поселений, их размеры и число. Основные понятия, на которые опирается его теория, Кристаллер выделял центральность как основу гармонии, придавал высокое значение роли центральных мест, их распределению товаров и услуг. Он выявил следующие правила, касающиеся размещения, количества и размера населенных пунктов:
1. Существуют различные типы размеров городов, они определяются в соответствии с центральными функциями населенного пункта.
2. Чем крупнее населенные пункты, тем их количество меньше в системе расселения.
3. Города размещаются закономерно и в определенном порядке, образуя некую решетку. Сферы обслуживания относятся к прилегающим территориям и имеют форму шестиугольников. В свою очередь в вершинах этого шестиугольника располагаются шесть населенных пунктов следующего уровня, ниже, чем предыдущий.
Иерархическая система городов утверждает, что место более высокого порядка также предлагает товары, которые предоставляются в местах более низкого порядка. В долгосрочном равновесии вся поверхность будет покрыта несколькими решетками из шестиугольников. При этом их размер будет отличаться, маленькие решетки показывают рыночные площади для мест первого порядка и далее по возрастанию. Однако, теория Кристаллера основана на предположении равномерного распределения населения с одинаковыми предпочтениями, не учитывается неоднородный характер местности и различия в транспортной инфраструктуре. Из-за своей нереалистичности теория подвергалась многочисленной критике. Его работа значительно упрощает сложную экономическую структуру, предполагая исходную непрерывность, однородность пространства. Эти модели не предназначены для непосредственного использования на практике. Однако они позволили конкретизировать представление об экономическом пространстве, как о сложной системе зон взаимодействия населенных пунктов, благодаря чему были сформулированы основы концепции «каркаса городов». Кроме того, теория имеет большое значение для сравнения реальных и абстрактных моделей размещения населенных пунктов, что помогает составлять прогнозы изменений системы расселения. В ней не учитывается растущая отдача от масштаба и экономия от агломерации производств, а также наличие барьеров для ведения бизнеса, препятствующих торговле, игнорируется и множество других факторов, менее значимых на первый взгляд, но играющих немаловажную роль в реальной жизни. Город-
ские иерархии нестабильны, так как системы связи меняются вместе с развитием транспорта, меняя при этом и положение города в иерархии. В теории центральных мест рассматривается ситуация «при прочих равных условиях», поэтому и опускаются многие факторы. В таком случае логично, что издержки обеспечения города товарами и услугами будут меняться в зависимости от расстояния от производства до города. Спрос на товар в таком случае будет уменьшаться, пока не достигнет 0. Благодаря равномерному размещению населения и транспорта вид системы размещения представляет собой правильную решетку и шестиугольники. В реальной жизни эта форма встречается не часто, но существует реальный пример подобного размещения. На территории Центральной Мексики расположена шестиугольная структура центральных мест, которая состоит из шести главных городов: Мехико, Пуэбла, Толука и еще трех, каждый из которых является центральным местом, которое обеспечивает услуги и товары для более мелких населенных пунктов вокруг него. Исследование показало, что структура центральных мест может иметь определенную геометрическую форму и что она может быть использована для планирования развития региона. Кроме того, подтвердилась теория центральных мест и то, что она может быть применена для анализа экономического развития и урбанизации в различных регионах мира. Леш развивал теорию Кристаллера, он включил данные транспортных издержек и решал задачу оптимизации размещения производств, которые стремятся минимизировать транспортные издержки. Кроме того, он придерживался концепции правильной формы всей рыночной области и в итоге определял максимальное расстояние для рынка сбыта, за пределами которого товары будут нереализуемы. Таким образом, основные понятия теории центральных мест: ранг товара или услуги -это максимальное расстояние, которое готов пройти покупатель за этой услугой, пороговый спрос на товар или услугу-минимальный размер рынка, требуемый для того, чтобы фирма могла производить этот товар или
услугу и получать нормальную прибыль. А также, нужно учитывать факторы, влияющие на иерархию центральных мест - это частота покупок и различия уровня дохода, образования, возраста и предпочтений потребителей. Итак, теория центральных мест показывает, что в местах концентрации фирм и потребителей возникают города разного размера:
- В малых городах будут располагаться фирмы с низким пороговым спросом.
- В больших городах - фирмы с высоким пороговым спросом.
- В малых городах небольшой набор предлагаемых услуг.
- В больших городах - весь спектр услуг.
- Малых городов больше.
- Мегаполисов - существенно меньше.
При объяснении современных концепций распределения экономической активности между городами чаще всего опираются именно на эту теорию. Она выделяет город как центральное место, которое снабжает товарами и услугами окружающие территории. Именно эффективная ор-
главных задач города. Раньше главную роль в специализации играли не обслуживающие отрасли, как сейчас, а крупные промышленные производства. Эти ключевые отрасли привлекали к себе обслуживающие, нарушая эту форму, выведенную теорией центральных мест. Современные ученые пользуются описанными теориями для построения оптимальных моделей расселения с эффективным развитием регионов и учетом их особенностей. Тенденция роста крупных агломераций ведет к резкому снижению численности населения в целых регионах, которые становятся все менее привлекательными для людей. Это может повлечь за собой множество проблем, поэтому на основе закона Ципфа ученые разрабатывают методику для поиска баланса в системе расселения. Таким образом, теория центральных мест поддерживает гипотезу о том, что в зависимости от своего ранга в системе городов различается и их экономический рост. Если город не достиг определенного уровня в иерархии, он не покажет хороших результатов в развитии.
ганизация торговли является одной из
Библиографический список
1. Агаширинова В.Ю. Урбанизация как сложное комплексное явление // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 8. - С. 178.
2. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Городские агломерации // Градоведение: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. -433 с.
3. Антонюк В.С. и др. Воздействие городских агломерационных процессов на общественное здоровье населения // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22, № S2. -С. 147-156.
4. Власова Н.Ю., Антипин И.А. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры // Известия Уральского Государственного Экономического Университета. - 2010. - №3 (29). - С. 106-112.
5. Глухова Е.В. О роли городов в развитии мировой экономики // Фундаментальные исследования. - 2006. - №4. - С. 25-27.
STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF THE URBAN SYSTEM
S.V. Yurov, Student P.V. Samsonova, Student E.A. Koryakina, Student E.D. Shumskaya, Student Novosibirsk State University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article is devoted to the analysis and research of the structural characteristics of the urban system. The main components influencing the formation and functioning of urban networks, as well as their relationship with social and economic aspects are considered. The study is aimed at identifying the main patterns and factors that determine the structure of urban systems. The ideas put forward by W. Christaller and A. Lesch, D. Zipf are considered. The paper shows that the theory of central places supports the hypothesis that depending on their rank in the system of cities, their economic growth also differs.
Keywords: urban system, structural characteristics, city networks, urbanization.