Научная статья на тему 'Структурные факторы языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах Российской Федерации (на примере татарского языка) / structural factors of language preferential policy in multiethnic regions of the Russian Federation (a case study of the Tatar language)'

Структурные факторы языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах Российской Федерации (на примере татарского языка) / structural factors of language preferential policy in multiethnic regions of the Russian Federation (a case study of the Tatar language) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / LANGUAGE POLICY / ПРЕФЕРЕНЦИИ / PREFERENCES / ТАТАРЫ / TATARS / СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / STRUCTURAL FACTORS / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / MULTIETHNIC REGIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таркашева Карина Викторовна / Karina Viktorovna

Исследователи, обсуждая вопрос о том, что влияет на языковую политику, выделяют агентские, кон-текстуальные и структурные факторы. В данной статье анализируется влияние структурных факто-ров, которые включают в себя уровень экономического развития региона, долю этнической группы, ее размер, размер полигона, консолидацию этнической группы, географическую удаленность от цен-тра и пр. Автором выявлена и объяснена конфигурация факторов структурного порядка, оказываю-щих влияние на масштаб языковой преференциальной политики. Автор рассматривает языковую по-литику сквозь призму основных существующих теорий, на основе анализа исследовательской лите-ратуры выявляет и характеризует подходы к объяснению набора факторов, которые влияют на на-правления и типы языковой преференциальной политики, дает характеристику языковой преферен-циальной политики, реализуемой Татарстаном в отношении татарского языка как на территории ре-гиона, так и за ее пределами. С помощью статистических методов выявляет взаимосвязь структурных характеристик региона и масштаба реализации языковой преференциальной политики в отношении татарского языка в представленных регионах на примере системы образования. В результате сделаны выводы о том, что пространственные характеристики региона влияют на языковую преференциаль-ную политику в значительной степени, что касается пространственных характеристик региона, то они носят разнонаправленный характер. Эмпирической базой статьи выступают статистические данные, собранные в базе, подготовленной в рамках проекта: «Языковые режимы в современной России: эф-фекты языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах» (проект РФФИ № 18-011-0076318)1. Особенным инструментом обработки данных является количественный метод индексации регрессионный анализ./ One of the dimensions of debates on language preferential policy factors is discussion on the role of structural factors. The main idea of this article is to reveal the configuration of structural factors and to value the «weight” of each of them the level of economic development of a region, the absolute and relative size of an ethnic group, the size of a landfill, the consolidation of an ethnic group, geographical distance from the center, etc. The author has identified and explained the configuration of structural factors that impact on the scale of language preferential policies. The author considers the language policy through the prism of the main existing theories, on the basis of the analysis of the research literature reveals and describes approaches to explaining a set of factors that influence the directions and types of language preferential policies, author also gives a description of language preferential policies implemented by Tatarstan in respect of the Tatar language both in the region and beyond. Statistical methods reveal the relationship between the structural characteristics of a region and the scale of implementation of language preferential policies with respect to the Tatar language in the regions represented by the example of the education system. As a result, it was concluded that the spatial characteristics of a region are multidirectional and they affect language preferential policies to a large extent. The empirical base of the article is the statistical data collected in the database prepared within the project: "Language regimes in modern Russia: effects of language preferential policies in multi-ethnic regions” (RFBR project No. 18-011-00763 18). A special tool for data processing is a quantitative method of indexation which is presented by regression analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FACTORS OF LANGUAGE PREFERENTIAL POLICY IN MULTIETHNIC REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (A CASE STUDY OF THE TATAR LANGUAGE)

One of the dimensions of debates on language preferential policy factors is dis-cussion on the role of structural factors. The main idea of this article is to reveal the configuration of structural factors and to value the «weight” of each of them the level of economic development of a region, the absolute and relative size of an ethnic group, the size of a landfill, the consolidation of an ethnic group, geo-graphical distance from the center, etc. The author has identified and explained the configuration of structural factors that impact on the scale of language prefer-ential policies. The author considers the language policy through the prism of the main existing theories, on the basis of the analysis of the research literature re-veals and describes approaches to explaining a set of factors that influence the directions and types of language preferential policies, author also gives a descrip-tion of language preferential policies implemented by Tatarstan in respect of the Tatar language both in the region and beyond. Statistical methods reveal the rela-tionship between the structural characteristics of a region and the scale of imple-mentation of language preferential policies with respect to the Tatar language in the regions represented by the example of the education system. As a result, it was concluded that the spatial characteristics of a region are multidirectional and they affect language preferential policies to a large extent. The empirical base of the article is the statistical data collected in the database prepared within the pro-ject: "Language regimes in modern Russia: effects of language preferential policies in multi-ethnic regions” (RFBR project No. 18-011-00763 18). A special tool for data processing is a quantitative method of indexation which is presented by regression analysis.

Текст научной работы на тему «Структурные факторы языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах Российской Федерации (на примере татарского языка) / structural factors of language preferential policy in multiethnic regions of the Russian Federation (a case study of the Tatar language)»

УДК-323(470+571)

DOI: 10.17072/2218-1067-2019-1-59-67

СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЯЗЫКОВОЙ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА)

Карина Таркашева

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Исследователи, обсуждая вопрос о том, что влияет на языковую политику, выделяют агентские, контекстуальные и структурные факторы. В данной статье анализируется влияние структурных факторов, которые включают в себя уровень экономического развития региона, долю этнической группы, ее размер, размер полигона, консолидацию этнической группы, географическую удаленность от центра и пр. Автором выявлена и объяснена конфигурация факторов структурного порядка, оказывающих влияние на масштаб языковой преференциальной политики. Автор рассматривает языковую политику сквозь призму основных существующих теорий, на основе анализа исследовательской литературы выявляет и характеризует подходы к объяснению набора факторов, которые влияют на направления и типы языковой преференциальной политики, дает характеристику языковой преференциальной политики, реализуемой Татарстаном в отношении татарского языка как на территории региона, так и за ее пределами. С помощью статистических методов выявляет взаимосвязь структурных характеристик региона и масштаба реализации языковой преференциальной политики в отношении татарского языка в представленных регионах на примере системы образования. В результате сделаны выводы о том, что пространственные характеристики региона влияют на языковую преференциальную политику в значительной степени, что касается пространственных характеристик региона, то они носят разнонаправленный характер. Эмпирической базой статьи выступают статистические данные, собранные в базе, подготовленной в рамках проекта: «Языковые режимы в современной России: эффекты языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах» (проект РФФИ № 18-011-00763\18)\ Особенным инструментом обработки данных является количественный метод индексации регрессионный анализ

Ключевые слова: языковая политика; преференции; татары; структурные факторы; полиэтнические регионы.

Современная Россия, многонациональная по своему составу, представляет собой страну, для которой вопросы, связанные с межэтническими отношениями, актуальны. Языковое разнообразие российского общества и связанные с этим публичные дискуссии и конфликты являются одним из измерений межэтнических отношений в современной России. Заявление Президента РФ в Йошкар-Оле в июле 2017 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям стали катализатором новейшего раунда дискуссий о миноритарных языках и языковых правах народов России. В. Путин подчеркнул, что русский язык является «каркасом многонациональной страны», языком межнационального общения и его ничем заменить нельзя. Языки народов России также являются частью российской культуры, но их изучение должно быть добровольным. По словам Президента, «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо,

© Таркашева К. В., 2019

1 Исследование проводится в рамках научного проекта «Языковые режимы в современной России: эффекты языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00763.

как и снижать уровень и время преподавания русского... Обращаю на это внимание»1. За этим заявлением последовала волна мероприятий по изменению правил, регламентирующих изучение миноритарных языков в этнических республиках, где еще с 1990-х гг. были приняты законы о языках, а также вводились разные по своей масштабности и комплексности программы, направленные на поддержку и развитие родных языков. Выступление президента в Йошкар-Оле и последующие конфликты в Татарстане, Ингушетии, Башкортостане показывают, насколько чувствительными и легко политизируемыми оказываются вопросы использования и поддержки языков народов России, а этнические элиты республик используют их в своем споре с федеральным центром. В данной ситуации язык является предметом спора, в который вовлечены школы, прокуроры, СМИ, региональные этнические элиты.

События 2017 г. в России актуализировали проблему политизации языка. Этот контекст обусловливает исследовательский интерес к вопросу о том, конфигурация каких факторов влияет на масштаб и комплексность языковой преференциальной политики, содержание и результаты которой оказываются предметом публичных дискуссий и политического спора. Для этого предлагается обратиться к примеру татарского языка в полиэтнических регионах России, так как татары представлены в большинстве регионов РФ, а Татарстан отличается активной политикой по поддержке татарской культуры и языка не только в регионе, но и за его пределами2.

Обсуждая вопрос о том, что влияет на языковую политику, исследователи выделяют агентские, контекстуальные и структурные факторы (Liu, 2015). Под агентскими факторами понимаются акторы языковой политики: государства, политические партии и общественные организации, которые продвигают и артикулируют этнолингвистическую политику. Под контекстуальными факторами рассматривается политико-исторический контекст формирования языковой преференциальной политики. Структурные факторы включают в себя уровень экономического развития региона, долю этнической группы, размер этнической группы, размер полигона, консолидацию этнической группы, географическую удаленность от центра и так далее (Борисова, 2017:15).

Как отмечает Э. Лю, существенное влияние на языковые права этнических меньшинств оказывает политический режим. В качестве примера автор приводит Румынию в период правления Николае Чаушеску. Диктатор подавлял венгерское меньшинство: закрывал школы, лишал права получать образование на родном языке, запрещал язык, однако с приходом демократии венгры получили возможность изучать венгерский язык в школах (Liu, 2015: 4). Вместе с тем, Э. Лю приходит к выводу, что важным фактором, который влияет на масштаб признания прав миноритарных языков, является численность этнической группы. Она отмечает, что хотя в демократиях признание миноритарных языков вдвое больше, чем в автократиях, масштаб признания прав напрямую зависит от размера этнической группы - чем больше размер этнической группы, тем выше масштаб признания миноритарного языка. (Liu, 2015: 5). Опираясь на концепцию Э. Лю, автор данной статьи предпринимает попытку проверить выявленные ею взаимосвязи на примере одной страны, одной этноязыковой группы (татары), представители которой по-разному сконцентрированы и локализованы в регионах.

Языковая политика в Республике Татарстан

Конституция Татарстана 1992 г. закрепила названия «Республика Татарстан» и «Татарстан» как равнозначные. На сегодняшний день регион является субъектом Российской Федерации и входит в Приволжский федеральный округ. Столицей Татарстана является г. Казань. По данным Росстата,

1 Заседание Совета по межнациональным отношениям URL: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/28/55109 (дата обращения: 22.05.2018).

2 Существует большое количество государственных программ по обеспечению татарского языка: Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" (Постановление КМ РТ от 22 февр. 2014 г. N 110, в ред. от 12 авг. 2017 г.); Государственная программа "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (Постановление КМ РТ от 18 декабря 2013 г. N 1006, в ред. от 28 июня 2017 г. N 450); Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (Постановление КМ РТ от 25 октября 2013 г. N 794, в ред. от 27 нояб. 2017 г. N 908).

численность населения республики составляет 3 894 284 чел.: татары составляют 53,15, русские 39,65, чуваши 3,07 % и др.1. Как и во многих республиках, в Татарстане большую роль уделяют нормативно-правовым актам, регламентирующим положение и права языков на территории региона. Данные программы позволяют проследить тенденцию развития языковой ситуации в том или другом регионе, а также понять, какое положение занимают языки этнических меньшинств.

Развитию и поддержанию татарского языка уделяется особое внимание как на территории Республики Татарстан, так и за её пределами. Так, в Конституции Татарстана в ст. 14 закреплено, что: «Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан2. Принятие Конституции Республики Татарстан, а также Закона «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» 1992 г. закрепили статус татарского языка как государственного в Республике Татарстан, а также направили вектор развития региона на поддержание и сохранение языка и культуры татарского народа.

19 июня 1992 г. в Татарстане была создана межрегиональная общественная организация «Всемирный конгресс татар». Основной целью организации является поддержание татарского народа в различных регионах России, консолидация татарского народа, сохранение и поддержание татарского языка и татарской культуры в целом. Однако, как сказано в «Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа», на сегодняшний день татарский язык не играет существенной роли за пределами Татарстана. Можно проследить тенденцию того, как снижается уровень владения татарским языком, как уменьшаются сферы его использования, как много татар уезжают из Татарстана и проживают за пределами республики. В концепции также отмечено, что главной причиной снижения уровня владения татарским языком является закрытие и уменьшение численности школ с обучением на татарском языке, а также отсутствие возможности функционирования татарского языка в политико-правовой сфере за пределами Татарстана3.

С распадом Советского Союза главной целью Татарстана являлось сохранение и конституционное оформление татарского языка как государственного (Хамидуллина, 2011). В 1994 г. положение татарского языка закрепило принятие «Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан». Данная программа действовала с 1994 по 2003 гг. Главной целью программы являлось сохранение и развитие этнокультурного аспекта региона, а также сохранение симметричного развития двуязычия. Однако во время реализации данной программы власти столкнулись с проблемой того, что симметричное функционирование татарского и русского языка невозможно по ряду причин. Во-первых, доминирование русского языка во всех сферах. Во-вторых, было выявлено, что представители татарского населения слабо владеют татарским языком. В государственной программе 1994 г. также уделялось внимание развитию культуры и языка других этнических меньшинств с помощью различных мероприятий, создания языковых ассоциаций и так далее. Таким образом, главными направлениями программ республики Татарстан по сохранению и поддержанию языка этнических групп являются: во-первых, сохранение и развитие татарского языка, культуры, традиций, а во-вторых, формирование и поддержание регионально идентичности как многонационального народа.

Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан 2008 г. также направлена на поддержание и сохранение культуры татарского народа. В разделе втором «Особенности, современное состояние и основные тенденции развития межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан», п.13. сказано, что «исторически татарский народ оказался разбросан на территории всей страны, в результате территориальной дисперсности в Республике Татарстан проживает менее трети от общего числа татар». Таким образом, необходимо осуществ-

1 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2018 г. и в среднем за 2017 г. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 22.05.2018).

2 Конституция Республики Татарстан, 1992 г. URL: http://base.garant.ru/8108000/ 523065156230f616dd4b79d608225dfe/ (дата обращения: 22.05.2018)

3 Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа, 2012 г. URL: http://tatmsk.tatarstan.ru/ rus/file/pub/pub_203779.pdf (дата обращения: 22.05.2018).

лять государственную национальную политику с учетом этнокультурных интересов, запросов и требований татар, проживающих за пределами Татарстана. В результате Государственная программа включает в себя вопросы, связанные с поддержанием и сохранением этнокультурного достояния всего татарского народа вне зависимости от их расположения.

Главной целью Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 гг.)» является поддержание и развитие национальной идентичности татарского народа в Татарстане и за пределами региона. Задачи программы, благодаря которым государство планирует сохранить и поддержать татарскую идентичность, включают в себя, во-первых, предоставление и обеспечение доступа к изучению родного языка, культуре, образовательной литературе татарского народа на территории и за пределами Татарстана. Во-вторых, улучшение научно-методического обеспечения сохранения и популяризации знаний о культуре, истории, быту татарского народа. В-третьих, предоставить доступ татарам, проживающим за пределами региона, к культурному и историческому наследию Татарстана. В результате реализации данной программы планируется достичь увеличение доли татар, владеющим татарским языком, до 72%, увеличение доли татар, признающих татарский язык родным, до 82%, увеличение количества научно-методической, художественной литературы, связанной с культурой Республики Татарстан, а также разработать 30 программ татарских общественных организаций на территории РФ и за ее пределами по реализации Концепции сохранения идентичности татарского народа1.

Что касается ситуации с изучением татарского языка на сегодняшний день, то 20 июля 2017 г. в Йошкар-Оле Владимир Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям, которое было посвящено реализации на региональном и муниципальном уровнях Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 г. На данном заседании Президент заявил о том, что «заставлять человека учить язык, который не является для него родным, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского»2. Данное заявление Президента вызвало огромный резонанс в обществе. Президент Республики Татарстан на пленарном заседании форума «Деловые партнеры Татарстана» в Елабуге заявил: «Татары никому не нужны!» и призвал как можно больше общаться на татарском языке, так как на данный момент в мире существует проблема глобализации и многие языки исчезают. Также Президент Татарстана отметил, что только 30% татар живет на территории Татарстана, остальные проживают за пределами региона3. Действительно, исторически сложилось, что татары дисперсно расселены на территории всей страны, и лишь одна треть татарской общности проживает в Татарстане. Стоит подчеркнуть, что современная тенденция к глобализации размывает как таковую культуру и традиции этнических групп. Так, в соответствии с переписью 2010 г., число татар в стране сократилось почти на 250 тыс. чел., а количество людей, которые знают татарский язык, уменьшилось на 1 млн4. Так как язык является одним из важнейших инструментов консолидации этнической группы, сокращение числа говорящих на языке ставит под удар существование всей этнической группы как таковой. Таким образом, одной из важнейших целей Республики Татарстан является сохранение и поддержание татарского языка и культуры.

Таким образом, в Республике Татарстан существует целый комплекс документов, регламентирующих и гарантирующих поддержание татарского языка как на территории региона, так и за ее пределами. Мы можем предполагать, что масштаб языковой преференциальной политики в отношении татарского языка в регионах Российской Федерации зависит от некоторых структурных характеристик. Чем больше доля татарского населения и размер полигона в регионе, тем более масштабно реализуется поддержка в отношении татарского языка. Чем выше уровень сегрегации этнической

1 Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 гг.)" (с изменениями на 30.11.2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/463305411 (дата обращения: 22. 05.2018).

2 Заседание Совета по межнациональным отношениям, 2017 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58922 (дата обращения: 10.05.2018).

3 Минниханов впервые после введения «добровольного татарского» прокомментировал эту тему. URL: http://prokazan.ru/news/view/121899 (дата обращения: 22.05.2018).

4 Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 22.05.2018).

группы, тем больше получает преференций ее язык. Чем ближе регион к республике Татарстан, тем больше получает преференций татарский язык. Иными словами, масштаб языковой политики в отношении татарского языка в полиэтнических регионах РФ зависит от географического положения региона относительно Татарстана как kin-region. В данной работе предпринята попытка проверить эти гипотезы.

Конфигурация структурных факторов языковой преференциальной политики:

регрессионный анализ

Проверка предложенных гипотез выполнена на основании нескольких групп источников. Первая группа источников - нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов регулирования использования русского и иных этнических языков на территории Российской Федерации и её субъектов. Это Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Конституции Республик РФ, а также законы «О языках Республик», федеральные целевые программы и так далее.

Вторую группу источников составляют статистические данные, а именно официальные результаты Всероссийской переписи 2010 г. Из результатов переписи были использованы данные, которые содержатся в т. 4 «Национальный состав и владение языками, гражданство», а также в соответствующих разделах региональных итогов переписи. Национальная принадлежность в ходе переписи определялась на основе субъективной самоидентификации индивидов. Для исследования в каждом регионе Российской Федерации взяты этнические меньшинства - татары, которые относятся к категории «наиболее многочисленных национальностей» (критерий - не менее 0,3% от числа жителей региона, указавших национальную принадлежность). Всего в категории «многочисленные» татары оказались в 65 регионах. Также, в официальных итогах переписи помимо общей численности этнической группы в регионе и ее доли в составе населения региона, указана доля представителей данной этнической группы, проживающих в городах, и доля тех, кто владеет родным языком.

Третья группа источников позволяет определить масштаб языковой преференциальной политики в регионах Российской федерации в рамках сферы образования, а именно изучения языков меньшинств в средней общеобразовательной школе. Преподавание татарского языка в средних общеобразовательных школах - это не столько выстроенная нормативно-правовая деятельность, сколько определенные сложившиеся практики взаимодействия регионов с Татарстаном, которые обеспечивают поддержку татарского языка. Сфера образования является затратной «ареной» для обеспечения прав языковых меньшинств, так как для обучения на родном языке или родному языку требуются собственные ресурсы. Например, школы необходимо обеспечить специализированной учебной, художественной литературой, подготовить учителей, обеспечить биллингвальные вывески на кабинетах, биллингвальное расписание, учитывать различия в специфике питания учеников и так далее.

В данном исследовании масштаб языковой преференциальной политики рассматривается с точки зрения доли татарских школ в регионе относительно русских школ. В долю татарских школ включены школы как с обучением на татарском языке, так и с преподаванием татарского языка как предмета. Источником данных выступает статистическая отчетность Министерства образования и науки РФ по изучению языков меньшинств в средних общеобразовательных школах в разрезе субъектов (2015/16 учебный год) РФ, которая содержится в Форме Д7 «Сведения о распределении учреждений, реализующих программы общего образования, и обучающихся по языку обучения и по обучению родного (нерусского) языка». Здесь представлены данные по общему количеству школ и общей численности учащихся в регионе; по количеству школ с обучением на языках меньшинств, проживающих в регионе (так называемые «национальные школы»), а также по количеству учащихся в этих школах; количеству школ, в которых языки меньшинств изучаются как предмет, а также по количеству учеников, изучающих этот предмет. Данные приводятся отдельно по городским и сельским государственным и негосударственным образовательным учреждениям (ГОУ и НОУ). Для определения доли татарских школ относительно русских были суммированы школы с изучением предметов на татарском языке и татарского языка как предмета.

На масштаб языковой политики влияет множество факторов структурного порядка. В данном исследовании они разделены на 2 группы.

Во-первых, демографическое характеристики этнической группы. Данные характеристики включают в себя численность языкового меньшинства, его долю в составе населения и долю владения родным языком. Высокие показатели данных характеристик создают благоприятную среду для развития языка этнических групп, так как чем больше численность этнической группы, тем сильнее ее ресурс для продвижения языковых требований.

Во-вторых, пространственные характеристики локализации этнических групп в регионе -размер полигона этнической группы, сегрегация, а также территориальная отдаленность региона от Татарстана. Территориальная отдаленность от Татарстана измеряется в километрах между столицей региона и Казанью. Размер полигона - территориальный размер локализованной этнической группы. Например, если полигон занимает менее половины территории муниципального района, в кодировке ему присваивается значение «1», если более половины территории муниципального района - значение «2». Сегрегация определяется на основании соотношения полигонов этнических групп. Например, полигоны этнических групп могут быть обособлены друг от друга, либо накладываться друг на друга - быть смешанными. Так, максимальная сегрегация полигона от русских обусловливает высокую вероятность изучения языка данного меньшинства, так как русский язык является невостребованным для обучения в данной среде. Таким образом, в кодировке значение «1» присваивается, если большая часть полигона этнического меньшинства совпадает с полигоном этнической группы русских, «2» - большая часть полигона этнического меньшинства сегрегирована от русских, но совпадает с полигонами других меньшинств, «3» - большая часть полигона не совпадает ни с какими другими полигонами. Можно предположить, что сегрегация от русских повышает вероятность изучения родного языка меньшинства. Так, если большая часть полигона не совпадает ни с какими другими полигонами, то есть языковое меньшинство максимально сегрегировано от всех этнических групп, вероятность изучения родного языка и наличия школ с этническим компонентом более высока, если меньшинство сегрегировано только от русских, то русский язык следует понимать как средство коммуникации между этническими группами - вероятность наличия школ с этническим компонентом снижается. Если языковое меньшинство смешано со всеми группами, то вероятность наличия татарских школ минимальна.

Регрессионный анализ проводился методом линейной регрессии. Для проверки работоспособности результатов были использованы 3 модели переменных: демографические характеристики региона (модель 1), пространственные характеристики региона (модель 2), в модель 3 были включены все независимые переменные. Результаты анализа представлены в табл.

Таблица

Результаты регрессионного анализа

Переменные Модель 1 Модель 2 Модель 3

В (ст.зн.) В (ст.зн.) В (ст.зн.)

Константа -1,696 4,146 -1,054

(,011) (,000) (,323)

Доля владения родным языком 2,490 - 2,958

(,0129) (,136)

Доля группы в составе населения 36,187 - 43,557

(,009) (,002)

Численность группы 2,2^ - 1,758

(,000) (,000)

Сегрегация - -3,917 -1,067

(,000) (,018)

Размер полигона - 9,448 1,702

(,000) (,061)

Удаленность от Татарстана - ,000 ,000

(,480) (,267)

В первой модели переменные «доля группы»» и «численность группы» оказались статистически значимыми критериями в данной модели. Переменная «доля владения родным языком» не является статистически значимой. Исходя из данной модели, можно сделать вывод о том, что демографические характеристики региона в значительной степени влияют на масштаб языковой преференциальной политики. Таким образом, данная модель подтверждает гипотезу о том, что чем выше численность и доля группы, тем больше преференций получает языковое меньшинство.

Во второй модели переменные «сегрегация» и «размер» полигона оказались статистически значимыми критериями. Однако переменная «сегрегация» имеет обратную связь (-3,917). Переменная «удаленность от Татарстана» не является статистически значимой. Таким образом, исходя из данной модели, можно сделать вывод о том, масштаб и комплексность языковой политики в отношении татарского языка не зависят от географического положения региона. Гипотеза о том, что чем ближе регион к республике Татарстан, тем больше получает преференций татарский язык, не подтвердилась. Таким образом, территориальная отдаленность региона от Татарстана не влияет на масштаб языковой преференциальной политики. Сегрегация имеет обратную связь, то есть чем равномерней расселены татары совместно иными этническими группами, тем больше средних общеобразовательных татарских школ в регионе. Что касается переменной «размер полигона», то связь прямая, то есть чем размер полигона больше, тем больше средних общеобразовательных татарских школ в регионе.

Модель 3 подтверждает результаты, полученные в рамках модели 1 и 2. Таким образом, можно сделать вывод о том, что демографические характеристики региона в значительной степени влияют на масштаб языковой преференциальной политики в отношении татарского языка на примере образования. Пространственные характеристики региона носят разнонаправленный характер, а именно имеют связь как прямую, так и обратную. В целом, результаты, полученные в рамках регрессионного анализа, имеют достаточно высокое значение, значение R-квадрат равно 0,875. Данный показатель

говорит нам о том, что предложенная модель имеет достаточно высокий объяснительный потенциал.

* * *

Вопрос о преподавании языков меньшинств является весьма актуальным в современной России. При этом обнаруживается высокая кроссрегиональная вариативность в изучении языков меньшинств в средней школе. Язык меньшинства может изучаться как предмет, профильно, а может не изучаться вовсе. Исследование показало, что Татарстан является сильнейшим актором языковой политики, обеспечивающий поддержку татарского языка как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Татарстан реализует множество программ, главной целью которых является сохранение и поддержание татарского языка на всей территории страны. В рамках данных программ гарантируется предоставление и обеспечение доступа к изучению родного языка, культуре, образовательной литературе татарского народа как на территории, так и за пределами Татарстана, также гарантируется улучшение научно-методического обеспечения сохранения и популяризации знаний о культуре, истории, быту татарского народа.

В результате сравнительного исследования было установлено, что что масштаб языковой политики в регионах России в значительной мере определяется численностью языкового меньшинства и его долей в составе населения региона, а также пространственными характеристиками его локализации на территории субъекта РФ. В то же время было обнаружено, что сегрегированный формат локализации татарского этнического меньшинства в регионах России негативно влияет на масштаб языковой преференциальной политики. Возможно, это является исключительно татарским случаем, так как в большинстве своем мы видим, что чем обособленной этническая группа, тем школ с изучением языка этнического меньшинства больше.

Финансовая поддержка

Исследование выполнено и статья подготовлена в рамках научного проекта «Языковые режимы в современной России: эффекты языковой преференциальной политики в полиэтнических регионах» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00763.

Библиографический список

Борисова, Н.В. (2016) 'Языковая преференциальная политика в этнических территориальных автономиях: контуры исследовательской модели', Власть, 12, cc. 98-102. [Borisova, N. V. (2016) 'Language preferential policy in ethnic territorial autonomies: research model keyline' ['Yazykovaya preferencial'naya politika v ehtnicheskih territorial'nyh avtonomiyah: kontury issledovatel'skoj modeli'], Vlast', 12, pp. 98-102 (In Russ.)].

Борисова, Н.В. (2016) 'Языковой территоральный режим: концептуализация понятия', Ars Administrandi, 3, сс. 5-15. [Borisova, N. V. (2016) 'The concept of linguistic territorial regime' ['Yazykovoj territoral'nyj rezhim: konceptualizaciya ponyatiya.'], Ars Administrandi, 3, pp. 5-15 (In Russ.)].

Борисова, Н. В. (2016) 'Языковые территориальные режимы в этнических федерациях', Вестник Пермского университета. Политология, 4, сс. 94-115. [Borisova, N. V. (2016) 'Language territorial regims in ethnic federations' ['Yazykovye territorial'nye rezhimy v ehtnicheskih federaciyah'], Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya, 4, pp. 94-115 (In Russ.)].

Борисова, Н. В. (2017) Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях. Москва: Политическая энциклопедия. [Borisova, N. V. (2017) When languages are on fire: contestation of language regimes as a challenge to interethnic balance [Kogda yazyki v ogne: osparivanie yazykovyh rezhimov kak vyzov balansu v mezhehtnicheskih otnosheniyah], Moskva: Politicheskaya ehnciklopediya (In Russ.)].

Гулинов, Д. Ю. (2011) 'Языковая политика: определение и характеристики', Современная теория языка, сс. 7-11. [Gulinov, D. YU. (2011) 'Language policy: definition and characteristics'['Yazykovaya politika:

opredelenie i harakteristiki'], Sovremennaya teoriyayazyka, pp. 7-11 (In Russ.)].

Зарипов, А. Х. (2013) 'Развитие национально-этнических организаций как направление этнонациональной политики РФ (на примере Республики Татарстан)'. Известия Алтайского государственного университета, 4.80, сс. 273-275. [Zaripov, A. Kh. (2013) 'Development of Ethnic Organizations as a Part of RF Ethnic Policy: the Republic of Tatarstan Case Study'['Razvitie nacional'no-ehtnicheskih organizacij kak napravlenie

ehtnonacional'noj politiki RF (na primere Respubliki Tatarstan)'], Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 4.80, pp. 273-275 (In Russ.)].

Скачкова, И. И. (2015) 'Языковая политика и языковое планирование: определение понятияй'. Политическая лингвистика, 1(51), cc. 126-131. [Skachkova I.I. (2015) 'Language policy and language planning: definition of the notions' ['Yazykovaya politika i yazykovoe planirovanie: opredelenie ponyatiyaj', Politicheskaya lingvistika, 1(51), pp. 126-131 (In Russ.)].

Хохлова, И. Н. (2012) 'Языковая политика нацональных государств и ее развитие в современном мире'. Россия и Запад: диалог культур, 5. [Hohlova I.N. (2012) 'Language Policy of National States and Its Development In Modern World' ['Yazy-kovaya politika nacional'nyh gosudarstv i ee razvitie v sovremennom mire', Rossiya i Zapad: dialog kul'tur, 5 (In Russ.)].

Швейцер, А. Д., Никольский, Л. Б. (1978) Введение в социолингвистику. Москва, Высшая школа. [Schweitzer, A.D. & Ni-kolsky, L.B. (1978) 'Introduction to Soci-olinguistics'['Vvedenie v sotsiolingvistiku', Moskva: Vysshaya shkola (In Russ.)].

Liu, A. (2015). Standardizing Diversity: the Political Economy of Language Regimes. Philadelphia.

Информация об авторе

Таркашева Карина Викторовна - студент историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: karina-tarkasheva@yandex.ru (ORCID: 0000-0002-5137-4147. ResearcherlD: C-5912-2019).

Статья принята к печати: 15.12.2018

STRUCTURAL FACTORS OF LANGUAGE PREFERENTIAL POLICY IN MULTIETHNIC REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (A CASE STUDY OF THE TATAR LANGUAGE)

K. V. Tarkasheva

Perm State University

Abstract

One of the dimensions of debates on language preferential policy factors is discussion on the role of structural factors. The main idea of this article is to reveal the configuration of structural factors and to value the «weight" of each of them the level of economic development of a region, the absolute and relative size of an ethnic group, the size of a landfill, the consolidation of an ethnic group, geographical distance from the center, etc. The author has identified and explained the configuration of structural factors that impact on the scale of language preferential policies. The author considers the language policy through the prism of the main existing theories, on the basis of the analysis of the research literature reveals and describes approaches to explaining a set of factors that influence the directions and types of language preferential policies, author also gives a description of language preferential policies implemented by Tatarstan in respect of the Tatar language both in the region and beyond. Statistical methods reveal the relationship between the structural characteristics of a region and the scale of implementation of language preferential policies with respect to the Tatar language in the regions represented by the example of the education system. As a result, it was concluded that the spatial characteristics of a region are multidirectional and they affect language preferential policies to a large extent. The empirical base of the article is the statistical data collected in the database prepared within the project: "Language regimes in modern Russia: effects of language preferential policies in multi-ethnic regions" (RFBR project No. 18-011-00763 \ 18). A special tool for data processing is a quantitative method of indexation which is presented by regression analysis

Keywords: language policy; preferences; Tatars; structural factors; multiethnic regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.