Научная статья на тему 'Структурные элементы японской системы образования: высшее образование для иностранцев, "карьерная гонка", повышение квалификации'

Структурные элементы японской системы образования: высшее образование для иностранцев, "карьерная гонка", повышение квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ / SYSTEM OF ORGANIZATION / УНИВЕРСИТЕТЫ / UNIVERSITIES / МАГИСТРАТУРЫ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / GRADUATE / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова Аида Рустамовна

Миф о том, что в Японии существует обязательное высшее образование, получил распространение в силу плохого знания реалий восточной страны, на самом деле в Японии обязательным является начальное и среднее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные элементы японской системы образования: высшее образование для иностранцев, "карьерная гонка", повышение квалификации»

.....................СоиШУЯ11Ш11£^..ШЛ[01и.Ш11£111Н1.£Ши..1£1а1Ш1.0Г113(1Ши....ч

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ, «КАРЬЕРНАЯ ГОНКА», ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аида Рустамовна Нурутдинова, доцент, Казанский Национальный исследовательский технологический университет, кандидат педагогических наук

• высшая система образования • система организации • университеты • магистратуры

• модернизация • традиционность

Современная Япония — это высокоразвитая страна, занимающая почётное второе место по объёму инвестиций в систему образования. Юные японцы стремятся поступить в родные высшие учебные заведения, рассматривая учёбу за границей как «запасной вариант». Большое внимание уделяется в стране дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до 7 лет человек получает 70% знаний и только 30% — за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

В начальной японской школе (—^К сё:гакко:) японцы учатся с 6 лет, и им предстоит пройти 6 классов. За это время они должны овладеть японским языком, арифметикой, рядом гуманитарных дисциплин, некоторыми ремесленными навыками и искусством каллиграфии.

Следующая ступень, средняя японская школа (Ф^К тю:гакко:), обучаются 3 года, углубленно изучая вышеназванные предметы и несколько дополнительных. Обязателен английский язык. Система оценок в средней школе напоминает вузовскую систему, и ученик набирает «кредиты», сдав которые, получит диплом. На этом обязательное образование завершается.

В старшей японской школе (Ш^^К ко:то:гакко:) учатся 3 года, обучение в ней не обязательное, но платное (как в государственных, так и в частных школах). По данным 2005 года1 (до первого экономического кризиса) только 94% родителей сумели обеспечить обучение в старших классах, которое открывает путь к зачислению в университет.

Ведущие вузы Японии

Япония ассоциируется с самой развитой в технологическом отношении державой с высоким уровнем научно-технического прогресса. В рейтинге 100 лучших университетов мира, опубликованном «The Times», 5 японских вузов.

В Японии общее образование взаимосвязано с системой профессионального образования и включает следующие основные четыре вида образовательных учреждений: университеты полного цикла (4 года); университеты ускоренного цикла (2 года); профессиональные колледжи; технические институты.

Крупнейшие государственные университеты:

Токийский (основан в 1877 г., 18 тыс. студентов, 11 факультетов). Киото (1897 г., 15 тыс., 10 факультетов). Осака (1931 г., 12 тыс., 10 факультетов).

Хоккайдо (1872 г., _

11 тыс., 11 факуль- 1 http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/ тетов).

analit02.php

Из частных наиболее известны токийские университеты:

Нихон (1889 г., 94 тыс., 13 факультетов). Васэда (1882 г., 41 тыс., 7 факультетов). Тюо (1885 г., 35 тыс., 5 факультетов). Мэйдзи (1923 г., 3 тыс., 8 факультетов). Токай (1946 г., 27 тыс., 9 факультетов). Кансайский университет в Осаке (1886 г., 23 тыс., 6 факультетов).

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них — иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают своё место в элите страны, 2 его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Ка-вабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Профессия учителя

Профессия учителя в Японии престижна, он пользуется авторитетом, и его труд достойно оплачивается. Стать учителем совсем не просто: нужно не только окончить университет, но и сдать специальный экзамен на пригодность к преподавательской деятельности и получить лицензию. Имея на руках эти документы, можно посылать своё резюме в выбранную префектуру, на одно место может поступить 20-30 заявок. Префектура устраивает свой экзамен для претендентов на учительскую должность. Оцениваются не только знание предмета, но и знание филосо-

тает нужным. Договор, как правило, заключается на весь период трудовой деятельности, т.е. минимум на 15 лет (школьная выслуга), либо до 60 лет (пенсионный возраст). Конечно, жизнь в каждом конкретном случае вносит свои коррективы, но главное — учитель в штате префектурных служащих, а не просто работник школы.

Кроме учителей, есть ассистенты, т.е. те, у кого нет лицензии на учительскую деятельность, но есть соответствующее высшее образование. Эти люди помогают учителю в подготовке, организации и проведении уроков, естественно, имея более низкую заработную плату. В зависимости от стажа и квалификации учителя получают от 2,5 до 4,5 тысяч долларов в месяц. Это средняя заработная плата государственных служащих.

Организация высшего образования для японцев

В системе высшего образования в Японии на 2000 год было 600 вузов, из них 175 государственных, 425 частных (примерно около 2,5 млн студентов). Начатая реформа образования Японии в 2001 году способствовала становлению национальных университетов (слиянию и объединению мелких вузов), но в 2005 году количество вузов увеличилось до 726 за счёт появления частных вузов, 135 государственных, из которых 96 — национальные университеты, в которых учится 2,8 млн студентов.

фии, знакомство с теорией и практикой педагогики, зрелость жизненной позиции, система ценностей. Если экзамен успешно сдан, префектур-ный департамент образования заключает с учителем договор и направляет на работу в ту школу, куда счи-

2 Белов\ А.В. Основные направления реформы университетов Японии. Япония-2014. Ежегодник. АИРО-XXI. М., 2014. С. 87-108.

Количественные характеристики университетов Японии (2011 г.)

Всего Государственные Общественные

Кол-во организаций 780 86 95

доля(%) 100,0 11,0 12,1

Кол-во работников (чел.) 76 091 23 948 3711

доля(%) 100,0 31,4 4,1

Кол-во учащихся (чел.) 2 842167 608 718 140 965

доля (%) 100,0 21,4 4,9

в т.ч.студентов 2 569716 450 854 124 502

доля (%) 100,0 17,5 4,8

аспирантов 272 451 157 864 16 463

доля (%) 100,0 57,9 6,0

Мтт.......тшолошзишш

Бесплатное высшее образование в Японии отсутствует. Все стремятся попасть в государственные вузы (хотя 80% университетов негосударственные). Это объясняется следующими причинами: (1) качество образования, а диплом обеспечивает преимущество при трудоустройстве; (2) финансовыми. Государственные вузы получают дотации из бюджета, и обучение там дешевле: «6 лет обучения на медицинском факультете Токийского университета стоит 3,5 млн иен. 6 лет на аналогичном факультете частного университета Тохо стоит больше 30 млн иен». Но даже при наличии денег поступить в японский вуз очень сложно. Позволить себе дорогое медицинское образование могут только дети врачей (работа врача очень высокооплачиваемая в Японии), что в свою очередь создает «династий-ность» и «мотивированность» в образовании.

Государство не оказывает помощь в получении образования, хотя, как и во всех странах, существуют правительственные стипендии для самых выдающихся и неимущих студентов (к примеру, в 2011 году из 2 880 000 японских студентов только около 100 человек получали такую стипендию). Согласно закону в Японии, вся сумма стипендии за годы обучения должна быть возвращена в казну государства, как только студент начнёт работать по специальности.

Поступление в высшие учебные заведения проходит в два основных этапа:

Централизованный экзамен. Сначала выпускники старшей школы сдают «Общий тест достижений первой ступени» (местный ЕГЭ), который проводится Национальным центром по приёму в университеты.

Вступительный экзамен. Прошедшие «Общий тест достижений первой ступени» сдают экзамены в самих университетах. Частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты в своей структуре имеют начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады, поэтому если абитуриент успешно прошёл весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Для поступления в государственный вуз надо сдать оба экзамена, средние результаты на

централизованном экзамене (90% и ниже) автоматически закрывают для абитуриента целый ряд ведущих вузов. Впрочем, самые блестящие абитуриенты, получившие на местном ЕГЭ больше 95%, поступают в государственные вузы и наслаждаются «недорогим» образованием, а также поддерживаются, в случае чего, стипендиями. Абитуриенты со всей страны вступают в беспощадную борьбу за места в ведущих государственных вузах, достигающую кульминации при поступлении в университет (этот этап называется [ню:гаку сэнсо:] — «война за поступление»). С появлением понятия «<война за поступление» страховые компании стали предлагать специальные программы страхования от учебных нагрузок. Преимущество имеют те, кто учился в платной частной школе, где был расширенный выбор предметов и качество преподавания выше.

Организация высшего образования для иностранцев

Однако высшее образование для иностранцев значительнее доступнее, что связано с особенностями внешней политики Японии, и поэтому государство одобряет и поддерживает обучение иностранных студентов в японских университетах, что в свою очередь способствует созданию положительного образа страны и подготовки специалистов, которые будут сотрудничать или даже останутся в Японии, так называемый «приток мозгов».

В последние годы Министерство высшего образования Японии «Момбусё» уделяет внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Сроки пребывания в стране могут составлять от одного семестра до одного года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют возможности для получения такого образования, государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, пре- -

дусмотренных для студентов полного цикла обучения.

Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы

3 http://www.znanie.info/portal/ie-education/33.html

4 http://gtmarket.ru/countries/japan/japan-тйэ

5 http://members.tripod.com/h_jayora/jed1. Мт

6 http://aiej.or.jp

на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведётся на английском языке для получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студен-тов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приёму студентов-иностранцев. В ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузе другой страны.

Прохождение производственной практики на японских фирмах для студентов-иностранцев вполне привычное дело. Студент, желающий пройти такую практику, извещает руководство вуза и обязан заранее сообщить об изменении своего статуса пребывания в Японии, а именно: поменять в иммиграционной службе свою студенческую визу на визу «практиканта».

Основанием для подачи заявки о смене визового статуса студента-иностранца являются три условия:

Студент должен объяснить в иммиграционном управлении, что его образование требует дополнительной производственной практики после получения определённого теоретического базиса.

Студент должен объяснить, что по возвращении на родину он будет иметь рабочее место, на котором применит практические знания, полученные в Японии.

Убедить иммиграционные службы в том, что те практические навыки, которые студент рассчитывает получить в ходе производственной практики в Японии, он не может приобрести у себя на родине.

Период производственной практики на фирмах или предприятиях Японии может продолжаться до 2-х лет, однако за это время студент не может рассчитывать на получение заработной платы от предприятия, на котором стажируется. При этом он также не может до-

полнительно подрабатывать ни в каких других фирмах или заведениях. Кроме того, студент, прошедший производственную практику на японском предприятии, не вправе рассчитывать на последующее трудоустройство на данном предприятии, однако он может подать заявку на рабочее место в другие фирмы или предприятия.

Особый интерес для многих студентов-иностранцев в Японии, конечно же, представляет вопрос о поиске работы в японских фирмах, предприятиях или учреждениях. По данным статистики, около 94% из числа студентов-иностранцев, получивших образование в вузах страны и подавших заявки на последующее трудоустройство, получают положительный ответ. Иммиграционные службы, меняя статус пребывания в Японии студента-иностранца на временного резидента, в данном случае учитывают такие факторы, как успехи в учёбе, характер будущей работы, уровень заработной платы, на которую претендует выпускник японского вуза, а также финансовое положение фирмы-работодателя.

Анализ системы высшего образования: «карьерная гонка» / «война за поступление»

Карьерная гонка в Японии начинается примерно с 6 лет. Чтобы поступить в хорошую начальную школу, нужно походить в хороший детский сад. После начальной школы (6 лет) нужно поступить в хорошую среднюю (3 года), а затем в высшую (3 года). Собственно поступить: никто тебя автоматом не переведёт. Необходимо посещать курсы дополнительного образования (необязательны для девочек), причём, специальные курсы есть для начальной, средней и высшей школы. Обычный японский школьник с утра учится в школе, потом у него «букацу» (внеклассная активность, клубы по интересам), потом он идёт в «дзюку», после чего возвращается домой делать уроки и спать.

Именно «карьерная гонка» породила развитую сеть учреждений — «дзюку» («школа мастерства», «репетиторская школа» — дополнительное образование). Не посещающий «дзюку» школьник проигрывает другим школьникам, натасканным на тесты, поэтому даже бесплатное по форме среднее

Мтт.......тшолошзишш

образование создаёт нагрузку в объёме 20% от среднего семейного бюджета. «Дзюку» — очень дорогое удовольствие: годовой курс в популярном «Кавай дзюку»7 для старшеклассника будет стоить в районе 1 млн иен. Годовой доход всех «дзюку» составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет.

Обучение в университетах стандартизированы по двухуровневой схеме: базовый курс высшего образования по всем основным направлениям обучения и специальностям — бакалавриат (4 года) и магистратура (еще 2 года), в медицинских и других специализированных вузах учатся 6-7 лет, в технических институтах — 5 лет. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается. По состоянию на 2010 год 45% японцев имели высшее образование (к примеру, в Канаде — 51%, в Израиле — 46%, в США — 42%, в Великобритании — 38%)8. Странно то, что самый высокий процент граждан с высшим образованием в странах относительно развитых, но не входящих в число самых развитых стран мира.

Характерная особенность организации учебного процесса в японских университетах — это чёткое деление на общенаучные (первые два года) и специальные (последние два года) дисциплины. Учебный процесс организован по семестровой системе и принята система зачётных единиц, которыми оценивается объём курса, исходя из количества часов, затрачиваемых в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачётных единиц для получения степени бакалавра колеблется от 124 до 150.

Первые два года студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период они получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки

и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент.

В последние два года студенты изучают избранную ими специальность. За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют приём иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination).

Выпускники вузов могут продолжить обучение на степень магистра (Shu-shi), которое длится два года. Программа на степень магистра предусматривает углублённую научную и профессиональную специализацию. После сдачи выпускных экзаменов и защиты диссертации выпускнику присуждается степень магистра. Степень доктора философии (Hakushi) предполагает ещё три года обучения, сдачу выпускного экзамена и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований. Докторские программы включают учебный курс в объёме 50 зачётных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведённых исследований.

В японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи.

• Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов.

• Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учётом полученных ранее зачётных единиц).

• Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются.

• Коллегиальными исследователями называют препода-

7 http://www.kawai-juku.ac.jp/hgreen/

8 http://www.bsu.by/Cache/pdf/478083.pdf

вателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

Вузами в Японии считаются не только университеты в европейском смысле слова (бакалавриат и магистратура с аспирантурой), но и аналоги наших техникумов и училищ с официальным названием: «университеты ускоренного цикла» и «профессиональные колледжи».

«Университеты ускоренного цикла» можно сравнить с профессиональными училищами советского периода, так как учатся там в среднем 2 года, диплом и социальный статус выпускника не равноценен диплому и социальному статусу бакалавра (эта степень даже называется иначе — «Tanki-Gakushi», тогда как бакалавр — В таких

«ускоренных» университетах можно получить профессию медсестры, учителя начальных классов, социального работника, переводчика и т.д., поэтому 60% обучающихся там — девушки. С самого рождения девушек ориентируют, что по статусу они ниже мужчин и поэтому полноценный университет не для них; как уже говорилось, ещё в начальной и средней школе девочек не обязывают посещать дополнительные занятия, без чего трудно поступить в престижный (ведущий) вуз.

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям; делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки.

«Профессиональные колледжи» представляют полный аналог техникумов советского периода; можно поступить после 9-го или после 12-го класса школы, выпускников (при успешной сдаче экзаменов) берут сразу на 2-й или 3-й курс технического института или университета. Обучение длится 3 года, студенты получают узкотехническую («технологический колледж») или гуманитарную («младший колледж») специальность.

Младшие колледжи (около 600) предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Они (на 90% частные) популярны среди молодёжи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает

число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин, и изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения.

В Японии технологических колледжей около 60, в них обучается около 55 тыс. студентов. Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором — 2 года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и в исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии.

«<Колледжи специальной подготовки» — студенты получают профессии бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют право поступления в вуз полной подготовки. Такие колледжи также включают в себя профессиональные школы и учебные центры при фирмах, где учатся без отрыва от производства и за счёт фирмы; их выпускники — высококвалифицированные рабочие.

Система повышения квалификации в Японии: «периодическая смена трудовой деятельности»

Система «пожизненного найма» предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет, но при отборе учитывается рейтинг его вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний.

Приём на работу производится один раз в год, в апреле; и новые сотрудники проходят обязательный краткий курс вводного обучения, длительностью 1-4 недели (знакомство с компанией, её производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией).

Мтт.......тшолошзишш

После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).

В японских фирмах принята постоянная ротация кадров, т.е. как только работник достаточно освоился с одной специальностью, его переводят на другое рабочее место, и процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются «<руководители широкого профиля», хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.

Таким образом, 55% населения окончили аналог нашего училища («университет ускоренной подготовки», «колледж специальной подготовки», «профессиональную школу», «учебный центр»), либо аналог нашего техникума («младший колледж» или «технологический колледж»). Поэтому, даже если у сотрудника нет высшего образования, он имеет, как правило, профтехобразование, либо средне-специальное образование. Это говорит о том, что важным и основным условием для научно-технического прогресса является развитая система вузовского образования, сопряжённая с развитой системой средне-специального и профессионального образования (техникумы и училища).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структурном плане система образования во многом напоминает американскую, однако это относится лишь к формальному построению школы. По своему содержанию, по своему духу японская образовательная система уникальна:

• никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных проблем;

• всегда сохраняла родовую сущность — работала в широком ценностно-смысловом контексте. □

Литература

1. Агранович М.Л., Полетаев А.В., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных показателей 2004. Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2005. 38 с.

2. Бешоар Д. Делай по — японски. // Народное образование. 1997. N 7. С. 132.

3. Дронишинец Н.П. Образование в Японии. Екатеринбург: Унипромедь, 1996. С. 52.

4. Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии. // Университетское управление. 2002. N 1(20). С. 70-79.

5. Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии (продолжение) // Университетское управление. 2002. N 2 (21). С. 81-87.

6. Исидзака К. Школьное образование в Японии — Из информационных материалов Посольства Японии, 1991. С. 9.

7. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международные рейтинги университетов: результаты и перспективы. Платное образование. М., 2008. 8. N 1 (2). C. 22-29.

8. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6. С. 4-20.

9. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международное исследование PISA и проблема развития высшего обазования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады). 2007. № 5. С. 38-47.

10. Тихоцкая И. Современные японки: покорные и независимые? // Азия и Африка. 1996. С. 30.

11. Тояма С. Мэйдзи исин. Крушение феодализма в Японии. М.: Иностранная ли-тература,1959. С. 277.

12. Beasley W. G. Japanese imperialism 1894-1945. London: Clarendon Press, 1987. Р. 94.

13. Imano I. Education and Examination in Japan. — Tokyo: University of Tokyo Press, 1990. Р. 3.

14. Hall J.W. Japan: From prehistory to modern times. New-York. Tuttle Co., 1995. Р. 290.

15. Japan: profile of a nation. Tokyo: Kodansha International, 1995. Р. 170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.