Научная статья на тему 'Структурные элементы налоговой системы России'

Структурные элементы налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2800
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ / ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX BURDEN / TAX POLICY / TAX RELATIONS / TAX SYSTEM / ELEMENTS OF TAXATION / TAX DEDUCTIONS / TAX CONTROL / TAX DECLARATION / TAX DISPUTES / INFORMATION PROVISION TAXATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Леонид Дмитриевич

Статья посвящена анализу налоговой системы России, выявлению ее структурных элементов. В связи с тем, что до настоящего времени не был в полной мере определен перечень основных элементов налоговой системы России, также не была научно обоснована ее организационная структура. Автор статьи предлагает свое видение недостающих определений, состоящих из 19 выявленных им элементов налоговой системы. Названные элементы являются ориентиром при формировании налоговой политики, системы налогов и сборов, установлении специальных налоговых режимов, то есть порядка налогообложения. Целью статьи является научное обоснование организационной структуры налоговой системы России. Это позволит сделать вывод о том, что налоговая система имеет оптимальное количество элементов в своем составе, при которых может обеспечить необходимую собираемость налогов. Кроме того, выявление элементов налоговой системы России позволит провести сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран, с учетом их особенностей. Выработать концептуальные положения налоговой системы России и предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural elements of the tax system of Russia

This article analyzes the tax system in Russia, to identify its structural elements. Due to the fact that to date have not been fully identified list of the main elements of the tax system in Russia, has also not been scientifically proved its organizational structure. The author offers his vision of the missing definitions, consisting of 19 identified elements of the tax system. The named elements provide guidance in the formation of tax policy, the system of taxes and fees, establishment of special tax regimes, i.e. of the order of taxation. The purpose of this article is the scientific study of organizational structure of tax system of Russia. This will allow us to conclude that the tax system has an optimal number of elements in its composition, which can provide the necessary tax collection. In addition, identifying the elements of the tax system of Russia will allow to conduct a comparative analysis of tax systems of Russia and foreign countries, taking into account their peculiarities. To develop conceptual provisions of the Russian tax system and suggestions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Структурные элементы налоговой системы России»

УДК 342.9 ББК 67.401

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ КУЗНЕЦОВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: leonkuzn@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова;

кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу налоговой системы России, выявлению ее структурных элементов. В связи с тем, что до настоящего времени не был в полной мере определен перечень основных элементов налоговой системы России, также не была научно обоснована ее организационная структура. Автор статьи предлагает свое видение недостающих определений, состоящих из 19 выявленных им элементов налоговой системы. Названные элементы являются ориентиром при формировании налоговой политики, системы налогов и сборов, установлении специальных налоговых режимов, то есть порядка налогообложения.

Целью статьи является научное обоснование организационной структуры налоговой системы России. Это позволит сделать вывод о том, что налоговая система имеет оптимальное количество элементов в своем составе, при которых может обеспечить необходимую собираемость налогов.

Кроме того, выявление элементов налоговой системы России позволит провести сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран, с учетом их особенностей. Выработать концептуальные положения налоговой системы России и предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговые отношения, система налогов и сборов, элементы налогообложения, налоговые вычеты, налоговый контроль, налоговая декларация, налоговые споры, информационное обеспечение налогообложения.

Abstract. This article analyzes the tax system in Russia, to identify its structural elements. Due to the fact that to date have not been fully identified list of the main elements of the tax system in Russia, has also not been scientifically proved its organizational structure. The author offers his vision of the missing definitions, consisting of 19 identified elements of the tax system. The named elements provide guidance in the formation of tax policy, the system of taxes and fees, establishment of special tax regimes, i.e. of the order of taxation.

The purpose of this article is the scientific study of organizational structure of tax system of Russia. This will allow us to conclude that the tax system has an optimal number of elements in its composition, which can provide the necessary tax collection.

In addition, identifying the elements of the tax system of Russia will allow to conduct a comparative analysis of tax systems of Russia and foreign countries, taking into account their peculiarities. To develop conceptual provisions of the Russian tax system and suggestions for its improvement.

Keywords: tax burden, tax policy, tax relations, tax system, elements of taxation, tax deductions, tax control, tax Declaration, tax disputes, information provision taxation.

Из древнегреческой философии известны понятия целого и части. Основная трудность состоит в разрешении противоречий, возникающих при определении подходов к исследованию целого. Величайший мыслитель Франции Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках» [14] рекомендовал начинать исследование любого предмета с разделения его на столько частей, сколько это необходимо для решения познавательной задачи. Часть и целое, это две философские категории, выражающие сложное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую относительно неделимую совокупность. Предметы, образующие вещь (целое), составляют ее части. Связь, которая объединяет части, составляющие целое, сообщает предмету свойство целостности, т.е. наличие интегративных свойств и закономерностей, присущих целому, но не присущих составляющим целое частям в их разобщенности. Следовательно, целое есть единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый характер которой выражается в структуре данного целого.

Если условно представить налоговую систему, как целое, состоящее из частей — элементов системы, то эти части, благодаря своей взаимосвязи, придают целостность системе. Однако, налоговая система России, как целое, в настоящее время относится к числу малоисследованных институтов, в связи с тем, что не исследовано количество ее частей — элементов. Комплексных теоретических исследований ее элементов еще не проводилось [6].

До сих пор не определены место и роль института налоговой системы России среди институтов налоговых систем зарубежных стран. Отсутствует глубокий анализ тенденций развития налоговых органов и других важных элементов системы. Об этом свидетельствуют часто вносимые изменения в налоговое законодательство России. Уже настало время для определения основных элементов налоговой системы России с целью научного обоснования ее организационной структуры. Пора расширить понятийный аппарат налоговой системы России, а также изложить правовые основы организации и деятельности налоговой системы России. Следует четко определить тенденции ее развития.

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще, а налоговой системы России в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения элементов налоговой системы России с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемых объектов.

При сравнительном правовом анализе налоговых систем для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений совершенствования (реформирования) налоговой системы России, в качестве ее аналогов будут выступать налоговые системы других государств. Путем сравнения налоговой системы России с зарубежными налоговыми системами, с учетом их особенностей, можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой системы, а в определенных случаях новые принципы и методы налогообложения.

Объектами сравнения могут быть элементы налоговых систем тех стран, где государственное устройство является близким к России по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный состав федерации [6].

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу элементов налоговых систем федеративных государств является возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений. В обязательном порядке должны оцениваться особенности протекания социально-экономических процессов, а также цели и задачи (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед государством.

Автор данной статьи провел исследование налоговой системы России и выявил следующие ее основные элементы, также привел их краткую характеристику:

1. Налоговая нагрузка;

2. Принципы построения налоговой системы России;

3. Налоговая политика;

4. Законодательство и нормативные правовые акты о налогах и сборах;

5. Участники налоговых отношений;

6. Налоговые отношения;

7. Система налогов и сборов;

8. Элементы налогообложения;

9. Порядок уплаты налогов и сборов;

10. Методы взимания налогов и сборов;

11. Налоговые вычеты;

12. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

13. Специальные налоговые режимы;

14. Налоговый контроль;

15. Налоговая декларация;

16. Ответственность за налоговые правонарушения;

17. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц;

18. Налоговые споры;

19. Информационное обеспечение налогообложения.

1. Характеристика элементов налоговой системы России

Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде налогов, сборов, пошлин, взносов в государственные внебюджетные фонды. Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета [18].

2. Принципы построения налоговой системы России

Налоговая система России основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся:

Принцип определенности. Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Принцип справедливости. Предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое

или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Принцип удобства. Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Принцип экономии. Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Принцип равенства. Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса [2].

3. Налоговая политика

Налоговая политика состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и уровня жизни населения. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который состоит совокупности способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики [7].

4. Законодательство и нормативные правовые акты о налогах и сборах

Налоговое законодательство — это совокупность правовых норм, закрепленных в федеральных законах, законах субъекта РФ и актах органов местного самоуправления, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств [5].

5. Участники налоговых отношений

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы [2].

6. Налоговые отношения

Характеристика налоговых отношений определена статьей 2 НК РФ, в соответствии с которой регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [2].

7. Система налогов и сборов

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. В зависимости от уровня взимания: К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц [6].

8. Элементы налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита [10].

9. Порядок уплаты налогов и сборов

В соответствии со статьей 58 НК РФ порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продол-

жительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении [2].

10. Методы взимания налогов и сборов

В практике налогообложения используются три метода взимания налогов: метод начисления; метод удержания; кадастровый метод.

При методе начисления налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа. Метод удержания предполагает уплату налога у источника получения дохода. При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра [2].

11. Налоговые вычеты

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на так называемые вычеты: 1) стандартные налоговые вычеты; 2) социальные налоговые вычеты; 3) имущественные налоговые вычеты; 4) профессиональные налоговые вычеты [2].

12. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке, наложением ареста на имущество налогоплательщика и банковской гарантией [2].

13. Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 5) патентная система налогообложения [2].

14. Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами

и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [2].

15. Налоговая декларация

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога [2].

16. Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности, применяемой за нарушения в области налогообложения. Общие принципы применения налоговой ответственности закреплены в главе 15 НК РФ, а виды налоговых нарушений — в главах 16 и 18 НК РФ. Основанием для применения мер налоговой ответственности является решение руководителя налогового органа, для принятия и реализации которого в НК РФ есть установленные процедуры [2].

17. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права [11].

18. Налоговые споры

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом (судом). Законодательно установлены: порядок оспаривания нормативных правовых актов ФНС России в рамках гражданского судопроизводства (в

судах общей юрисдикции) и порядок оспаривания нормативных правовых актов ФНС России в рамках арбитражного судопроизводства (в арбитражных судах) [11].

19. Информационное обеспечение налогообложения

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде повышает эффективность работы сотрудников налоговых органов и избавляет организации от дополнительных неудобств, имеет и другие положительные стороны, к примеру:

• значительно упрощается процедура подготовки и сдачи отчетности;

• декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;

• при предоставлении налоговой отчетности по электронной почте, обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи [16].

Таким образом, налоговая система — это основанная на определенных принципах налогового права совокупность элементов (подсистем), сложившихся в сфере налогообложения в связи с установлением, введением, взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, перечислением их в соответствующий бюджет в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [6].

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. от 25.03.2004) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Красноперова О.А. Налоговая система и налоговое законодательство — важнейшие элементы

налогового механизма // Налоги (Журнал). 2012. № 3.

6. Кузнецов Л.Д. Правовое регулирование налоговой системы России: Монография. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011 г. 236 с.

7. Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества // Налоговый вестник № 3. 1997.

8. Кузнеченкова В.Е. Налоговая система России и принципы ее построения. // Финансовое право. 2004. № 3. С. 28—30.

9. Назаров В.Н. О понятии «налоговая система» и его правовом содержании // Финансовое право. 2009. № 1.

10. Парыгина И.А., Тедеев А.А. Налоговое право России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

11. Пепеляев С.Г. О практике разрешения налоговых споров в арбитражных судах // Налоговый вестник. № 1. 2005.

12. Переверзева Е.В. Налоговая система и налоговое законодательство РФ: проблемы взаимо-

действия и развития // Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002 (Библиотека юридической клиники. Вып. 2).

13. Пилипенко А.А. Экономико-правовые начала формирования налоговой системы // Финансовое право 2006. № 10.

14. Рассуждение о методе... 1637. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с. (Фи-лос. наследие; Т. 106). С. 250—296.

15. СажинаМ.А. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики. // Финансы и кредит. 2004. № 8.

16. Тимохова Н.А. Информационные технологии в налогообложении: курс лекций для студентов заочной формы обучения / Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011.

17. Трунин С.Н. Обоснование альтернативной концепции налоговой системы РФ // Финансы и кредит. 2004. № 9.

18. Циндяйкина М.В., Макарова Л.М. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность промышленного предприятия // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 288—298.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

(УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС)

УЧЕБНИК

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) Учебник. Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 727 с.

Учебник соответствует требованиям рабочих учебных программ по специалитету и бакалавриату по всем специальностям, используемых преподавателями и курсантами (слушателями) при преподавании и изучении дисциплины «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» в Московском университете МВД РФ.

Авторы учебника поставили перед собой задачу раскрыть общие положения уголовного процесса, содержание всех его стадий (этапов). Отдельные главы учебника посвящены производствам у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей, особым порядкам принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, особенностям судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, а также особенностям производства по отдельным категориям уголовных дел, международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, уголовному процессу зарубежных стран.

Для курсантов (студентов), адъюнктов (аспирантов), преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.