13.Дятлов С. А. Функции электронного правительства по регулированию Ин-тернет-экономики // Международная конференция "Электронное правитель-ство на Северо-Западе: зарубежный опыт и российские тенденции", 2002.
14.Mann С. Global Electronic Commerce. Washington, DC: Institute for Intema-tional Economics, 2000.
15.Zwass. V. Electronic Commerce: Structured and Issues // International Journal of Electronic Commerce, Vol.1, №1, 1996.
16.Poon S. Determinants of Small Business Internet Usage: A Multi-method In-vestigation of Perceived Benefits // 10-th International Electronic Commerce Con-ference, Bled, Slovenia, Moderna Organizacija, 1999.
17.Ernst&Young: E-Commerce & connecting to the customer, 1998.
18.Смирнов С.Н. Электронный бизнес. - М.:ДМК Пресс; М.: Компания Ай-Ти, 2003. (Серия "ИТ-Экономика").
19.OECD Information Technology Outlook, 2004.
20.Kalakota R., Whinston A. Frontiers of electronic commerce. - Addison-Wesley, 1996. P. 487.
21.Nitya L. Karmakar "Global Forum/Shaping the Future 2005" Agenda for To-day Growth of E-Business,
2005.
22.GartnerGroup, E-Business Business Myths Can Destroy an Enterprise, 1999.
23.Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. - СПб: 2001.
24.Сантарелли Э. Природа электронной коммерции: имеют ли значение трансакционные издержки? // Российский журнал менеджмента №3, 2004.
25.Материалы пресс-конференции "Состояние и тенденции развития элек-тронной торговли в России за 2005 год", Москва, 30 марта 2005.
П Z
СО □
□
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, являясь одной из важнейших государственных социальных гарантий, напрямую затрагивает жизненные интересы 38,6 млн. пенсионеров, а косвенно - всего населения России. Именно поэтому совершенствование отечественной пенсионной системы относится к разряду центральных проблем проводимых в стране социально-экономических преобразований. Главной целью должно стать создание в Российской Федерации модели, обеспечивающей гарантированное, достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца.
Институт пенсионного обеспечения на сегодняшний день формируют трудовые и государственные пенсии (рис. 1).
Названия основных нормативных актов, регулирующих нормы пенсионного обеспечения в России могут ввести неискушенного в законодательстве человека в заблуждение. По своей сути обе эти пенсии являются государственными, так как выплачиваются государством. Разница лишь в том, что трудовая пенсия предоставляется за факт работы и уплаченные страховые взносы, а государственная пенсия, в свою очередь, является проявлением заботы государства о своих гражданах.
Труди вые пенсии Федеральный 1акон РФвт 17.12.1Н № 17.1-Ф1 «О I р^донмх мимомич в 1'Ф»
Государственные не не im Федеральный закон РФ от 15.12,01 JVs 166-Ф J «О государственном пенсионном ооеспеченнн с РФ>>
Рисунок 1. Виды пенсий, предоставляемые действующим законодательством.
КАЛОВ З.А., КУРШАЕВА Ф.М. ХАРЗИНОВА Л.Л.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТИТУТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
о
I—
ф
I—
s
о
а
ф
со
х
>
О О
о а
о
<
>
о о
о о
CL
о ф
о ф
о
X
о
о
Расширенное использование в новой модели принципов обязательного страхования позволило выделить различные виды трудовых пенсий (рис. 2), которые в совокупности образуют многоуровневую пенсионную систему.
Первый уровень - базовая часть пенсии, гарантированная государством. Ее величина устанавливается в фиксированном размере в зависимости от категории пенсионера.
Второй уровень - страховая часть пенсии, размер которой дифференцирован и должен напрямую зависеть от результатов труда конкретного человека - его стажа и заработной платы, отражаемой на индивидуальном лицевом условно-накопительном счете.
С учетом демографических тенденций в составе пенсии по старости и по инвалидности для молодых возрастных групп предусмотрена накопительная часть - своего рода резерв на случай ухудшения финансовой ситуации.
Таким образом, структура трудовых пенсий представлена на рис. 3.
В пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть отсутствует. Средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего, будут выплачены лицам, указанным в соответствующем заявлении, а при его отсутствии - родственникам в порядке, установленном законодательством. Так, право первой очереди предоставлено детям, супругу и родителям. В случае отсутствия родственников средства перечисляются в пенсионный резерв.
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
о а ф
Рисунок 2. Виды трудовых пенсий (Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 5).
о о
о а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
о ф
о ф
о
X
о
о
Рисунок 3. Структура трудовых пенсий (Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 5).
Возможна также дополнительная (негосударственная) пенсия, предназначенная реализовать личную инициативу лиц, осуществляющих трудовую деятельность, в улучшении пенсионного обеспечения.
Следует отметить, что с 01.01.2002 г. как вид трудовых пенсий упразднены пенсии за выслугу лет работникам определенных сфер деятельности, в частности, педагогам, врачам, спасателям, летчикам, морякам и др. Они переведены в категорию досрочных пенсий по старости. В законе, регулирующем порядок назначения государственных пенсий, пенсии по выслуге поменяли свой экономический смысл и назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим.
Право на трудовую пенсию по старости предоставляется при соблюдении условий, указанных на рис. 4.
Рисунок 4. Условия назначения трудовой пенсии по старости (Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 7).
В ходе пенсионной реформы были пересмотрены условия назначения трудовой пенсии в части требуемого стажа. По ранее действовавшим нормам для назначения трудовой пенсии требовалось 5 трудового стажа. При его наличии размер исчислялся пропорционально исходя из требуемого стажа для полной пенсии, который составлял 25 лет для мужчин и 20 - для женщин. Следует отметить, что законодательством предусмотрено и досрочное назначение пенсий со снижением возраста. В этих случаях учитываются старые нормы по требуемому стажу.
Многочисленные дискуссии о пересмотре пенсионного возраста не дали в настоящее время результата. Следует отметить, что Россия относится к категории стран, имеющих наиболее низкий пенсионный возрастной ценз (рис. 5).
В развитых странах пенсионный возраст действительно превышает нынешний российский, но и продолжительность жизни там более высокая. Дольше всех живут в Японии: женщины - более 84 лет, мужчины - 77,4 года. Осуществлять трудовую деятельность японцы должны до 70 лет.
В США средняя продолжительность жизни 76,7 года, а пенсионный возраст для граждан обоих полов наступает в 65 лет.
В Европе живут в среднем 75,5 года. В Италии мужчины выходят на пенсию в 65 лет, женщины - в 60. Во Франции, где недавно повысили пенсионный возраст с 60 до 62,5 года, средняя продолжительность жизни составляет 74,7 года. В Великобритании женщины живут примерно 81 год, а мужчины - 75 лет, при этом пенсионный возраст для мужчин наступает в 65 лет, для женщин - в 60.
Что касается большинства стран бывшего социалистического лагеря, то у них пенсионный возраст аналогичен принятому в России. При этом в настоящее время, как и во многих европейских странах, предполагается его повышение. К примеру, в 2009 году венгры смогут уходить на пенсию в 62 года, в Чехии этой цифры хотят достичь уже к 2006 году.
В странах СНГ также приходят к выводу о необходимости повышения пенсионного возраста. В Казахстане он уже увеличен на 3 года и составил для женщин 58 лет, для мужчин - 63 года. Но решительнее всех поднять возрастную пенсионную планку стремятся государства, которые вступили в ЕС. Так, в Литве с 2004 года мужчины уходят на пенсию в 62,5, а женщины - в 58,5 года, к 2009 году литовские женщины смогут прекращать трудовую деятельность в 63,5 года, а мужчины - в 65 лет.
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
о
X
о
Рисунок 5. Пенсионный возраст в России и за рубежом.
п
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о
а
ф
ей ^
х
>
о о
В интервью "Комсомольской правде" 10.12.2004 года глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов заявил, что "повышение пенсионного возраста в России - перспектива, скорее всего, 2035 -2055 годов...".
Трудовая пенсия по инвалидности назначается в случае наступления нетрудоспособности, определяемой по медицинским показаниям (рис. 6).
С 01.01.2004 г. понятие "группа инвалидности" заменено "степенью ограничения способности к трудовой деятельности". Так 1 группе должна соответствовать 3 степень, 2 группе - 2 степень, 3 группе - 1 степень. На практике же органы медико-социальной экспертизы устанавливают как группу, так и степень, при этом допускают различное их сочетание (к примеру, 1 степень и 2 группу, 0 степень и 3 группу и т.д.), что усложняет пенсионную схему и нарушает принцип классификации категорий лиц в зависимости от степени утраты трудоспособности. В данном случае в целях пенсионного обеспечения определяющим является степень ограничения способности к трудовой деятельности.
Лицам, достигшим пенсионного возраста, а также имеющим необратимые анатомические явления, инвалидность устанавливается пожизненно. Переосвидетельствование инвалидов 3 степени проводится один раз в два года, 2 и 1 степени - ежегодно. Ребенок может быть признан инвалидом на один год, два года, либо до достижения 18 лет.
о а
о
<
>
о о
о о сь
Н £1.1 нчке
01"рнниНСН11И сиОСО^нОС! и К ГрудОни» деятельности III, II или I степени
о ф
Н ал и ч и е
не менее одного днн страхового стажа
о ф
о
^ Рисунок 6. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности (Федеральный закон РФ от
^ 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 8).
Необходимо отметить, что по нормам нового закона причина инвалидности не влияет на размер трудовой пенсии. Ранее если инвалидность наступила, к примеру, вследствие трудового увечья, при расчете учитывался максимально возможный стажевой коэффициент.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Подтверждение факта нахождения на иждивении не требуется для лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца (рис. 7, п.2), а также детей до 18 лет, за исключением случаев, когда они стали дееспособными (вступили в брак). В случае, если пенсия назначена ребенку по признаку "до 18 лет", а далее он переходит в категорию "учащийся до 23 лет", факт нахождения на иждивении также предполагается без дополнительных документов.
Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, представлен на рис. 10. Необходимо отметить, что он расширен по пункту 2 и право на пенсию приобрели дети умершего кормильца, достигшие 18 лет и осуществляющие уход за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Т.е., если ребенок сам получал пенсию и после достижения 18 лет не обучается по очной форме, не осуществляет трудовую деятельность и не получает какой - либо другой вид пенсии (к примеру, по инвалидности), ему может быть назначена пенсия по уходу за братом или сестрой до достижения ими 14 лет.
Следует отметить, что с 01.01.2002 года возросло число лиц, желающих перейти на пенсию по случаю потери кормильца за умершего супруга. Данный факт объясняется значительным увеличением размеров этих пенсий в связи с предоставлением страховой части умершего кормильца нетрудоспособной супруге.
Пенсия, назначенная в связи с потерей кормильца-супруга, сохраняется при вступлении в новый брак. Усыновленные дети имеют право на данный вид пенсии наравне с родными детьми, а усыновители - наравне с родителями. Пенсия, назначенная ребенку умершего кормильца, также выплачивается при его усыновлении. Т.е. следует отметить, что право определяется на момент назначения и при смене указанных обстоятельств не пересматривается.
о i— ф i— s о
а
ф
Брптья, пстры, «щуки (при отсутствии трудое пособнык родителей), дети уиершеш кардш.чьим. не достигшие 1-8 лет, л TíK*S ноу-ill ни и неся но очной форме до достижения 15 лет, лиГю старше этог о возрасти, если они то зостижння 18 лет стали иивзлиллип
НсряПишншш' и не и случающие не пеню один л J родич ел eii Супруг, д«лу|пкя4 бабушки невиннейm<q от нограсти н трулостшепйности, и также ó ра с, ccci'píi или рсоснок умершем» кирмнльца достигшие is и i pa с: Lb IS лет, oí л и он и зшимм уходом ia дегынн, братьями, сестрами или внуками умершего КОр^нлъдИ, не достигни!ми 1-1 лег
Дедушка, бабушка (при отсутствии лип, которые по законодательству РФ шшанм нх содержать ), родители, супруг умершем* кприильца, если они достигли пенсношнни BOipacri либо нклнкгген инвалидами
>
о о
о а
о
<
>
о о
о о
CL
о ф
о ф
Рисунок 7. Лица, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца (Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 9).
о
х
О
При определении права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца продолжительность страхового стажа умершего кормильца значения не имеет.
Государственная пенсия устанавливается в процентном отношении в зависимости от базовой части пенсии по старости и инвалидности.
Классификационные единицы государственных пенсий и круг лиц, имеющих право, показаны на рис. 8 и 9.
• государственном пенсии но старости
• государственной пенсия но инвалидности
• государственной пенсия зп выслугу лет •социальная пенсия
Рисунок 8. Виды государственных пенсий (Федеральный закон РФ от 15.12.01 № 166-ФЗ, ст. 5).
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
Федеральные глсул арствен ные служащие
Участники НОИ
н етрудос п ос (Ли ые гражацме
11енсия выслугу лет
Пенсия по инвалидности
Пенсия по
стаи-ости
Сои и и льна я пенсия
Липа, пострадавшие при
рад и »11. и [л I ■ ■ ыХп
техногенных катастрофа*
о а
о
<
>
о о
о о сь
о
х
О
Рисунок 9. Граждане, имеющие право на государственные пенсии (Федеральный закон РФ от 15.12.01 № 166-ФЗ, ст. 4, 5).
На наш взгляд дискуссию вызывает то, что как самостоятельная классификационная единица не выделены пенсии по случаю потери кормильца, хотя по нормам действующего законодательства они назначаются членам семей граждан, указанных на рис. 9. Устранение данного факта внесет полноту и ясность в закон, а также равномерно распределит социальную справедливость между всеми категориями получателей пенсий.
В последние годы значительно возрастает роль социальных пенсий. В настоящее время их получают около 1,5 млн. человек. Они по логике законодателя должны предоставляться лицам, не заработавшим трудовой пенсии (рис. 10).
Таким образом, предлагаем выделять, социальные пенсии, предоставляемые соответственно, по старости, инвалидности, и по случаю потери кормильца. Необходимо отметить, что подобная классификация видов социальных пенсий действующим законодательством не предусмотрена. Однако выше отмеченная структура внесет "прозрачность" в закон, поможет его пользователям достоверно определить: во-первых, категории лиц, имеющих право на каждый из видов пенсий, во-вторых, условия предоставления выплат, в третьих, верный размер.
Рисунок 10. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию (Федеральный закон РФ от 15.12.01 № 166-ФЗ, ст. 11).
Естественно, что государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительного круга нетрудоспособных лиц, не охваченных социальным страхованием. При этом нельзя сказать, что расширяется круг лиц, не имеющих требуемого для установления трудовой пенсии страхового стажа. Его значение составляет всего 5 лет, два года из которых, к примеру, может быть служба в армии, либо время ухода за детьми, но не более трех лет в общей сложности, как для мужчин, так и для женщин. На наш взгляд, причина в том что законодательством предоставлено право выбора между трудовой и социальной пенсиями в зависимости от условий назначения. Таким образом, имеет место ситуация, когда при наличии права на трудовую пенсию, граждане отказываются от нее в пользу государственной. В данном случае социальная пенсия перестает выполнять определенные ей законодательством функции, а действующий механизм формирования выплат не соответствует страховым принципам.
Выше отмеченное позволяет нам сделать вывод о том, что на данный момент полностью не отработан принцип формирования пенсий.
Необходимо обратить внимание на даты назначения государственных и трудовых пенсий (рис. 11, 12).
При назначении государственной пенсии после возникновения права всегда возможен возврат на первое число месяца обращения. Вместе с тем, лица, вовремя не реализовавшие свое право на заработанную трудовую пенсию по старости лишены такой возможности. По нашему мнению пенсия, являющаяся итогом многолетней трудовой деятельности, должна предоставляться, в любом случае, с даты возникновения права на нее.
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
о о сь
Государствен на н пеней п назначается с 1-го числа месяца обращения, но не ранее возникновения нрава
о ф
о ф
Рисунок 11. Сроки назначения государственной пенсии(Федеральный закон РФ от 15.12.01 № 166-ФЗ, ст. 23).
о
х
О
Трудовая пенсии назначается со дня обращения, но не ранее возникновении прана
Исключение составляют следующие случаи:
• трудовом пенсия по старост назначается со дня, следующего за днем увольнения с раПты, если обращение последома.■ о не позднее
чем через 30 дней со днл увольнения с работы •трудов» я пенсии но инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение последовало ire позднее чем через
12 месяцев е этого ди* • трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти
П
01
z
03 □
□
01 о
I—
ф
I—
s
о а ф
Рисунок 12. Сроки назначения трудовой пенсии (Федеральный закон РФ от 17.12.01 № 173-Ф3, ст. 19).
Трудовые пенсии по старости и социальные как вид государственных пенсий, а также пенсии по случаю потери кормильца-супруга назначаются пожизненно, пенсии по инвалидности - до даты, указанной в справке бюро медико-социальной экспертизы, пенсии детям по случаю потери кормильца выплачиваются по день достижения 18 либо 23 лет (при обучении).
Пенсии, не полученные своевременно по вине пенсионера выплачиваются с возвратом на три года, в случае, если это вина органов пенсионного обеспечения, доплата производится за весь период без какого-либо ограничения.
о о
о
О
<
о о
о о
CL
о ф
Участники НОН
Граждане, ставшие инвалидом и вследствие военной трнвмы
ВдОНЫ 1И№1<11<1С.1\Жи]|Ц1Л. 1И>1 и Гни н \ к нОнну с Финляндией, It О И. воину сЯш№нсй н не вступившие в НОВЫЙ dp л к
Негрудоепосовше члены семей лиц, пострадавших при радиационных, ' rex но I енимх катает рофа \
Родители военнослужащих, погибших или умерших в период прохождении ¡военной службы по призыву, либо вследствие военной I paisMihi после увольнения с военной с.тужбы но npiDbiny
пенсии по инвалидности, чрудопня пенсия по старости
нснеия но случаю потерн кормильца, трудовая пенсия по старости (инвалидности)либо пенсии по случаю потери кормильца, социальная пенсия (га исключением сопинльнон пенсии пи случаю потери кормильца)
о ф
о
х
О
Рисунок 13. Категории лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (Федеральный закон РФ от 15.12.01 № 166-ФЗ, ст. 3).
Эволюция норм пенсионного обеспечения, начиная с Закона 1956 года "О государственных пенсиях в СССР", демонстрирует неизменившийся общий принцип пенсионного обеспечения. При наличии права на различные виды пенсий, соответственно по различным основаниям, выплачивается одна по выбору пенсионера. Таким образом, в настоящее время лица могут выбирать как между наиболее выгодными видами трудовых пенсий, так и между трудовой пенсией и государственной. Вместе с тем отдельным категориям граждан предоставляется право на получение двух пенсий, одна из которых является трудовой, другая государственной (рис. 13).
Сочетание двух трудовых, либо двух государственных пенсий недопустимо. Вместе с тем возможно получение негосударственной пенсии.
Начиная с 1992 г., в России активно развивается новый социально-финансовый институт - негосударственные пенсионные фонды. В будущем приоритеты будут отданы именно негосударственному сектору пенсионной схемы, способствующему становлению дополнительного пенсионного обеспечения. Действующие сегодня фонды обслуживают 5 млн человек, из них уже более 400 тыс. человек получают дополнительную негосударственную пенсию, что в дальнейшем позволит значительно повысить благосостояние населения.
При написании статьи использованы нормативные акты, регулирующие деятельность пенсионного обеспечения.
ШОГЕНОВА A.C. ЭШТРЕКОВ P.C.
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ф _ Z
со □
Ограниченность объемов капитальных вложений и дефицит бюджета КБР делает первоочеред- ги ными, на наш взгляд, решение следующих задач:
- определение эффективных проектов способных в короткий срок от на-чала инвестирования принести в бюджет КБР непосредственный доход в виде реальных денежных средств. £
- сочетание высокой экономической эффективности проектов с макси-мальной социальной значимостью или вливание средств в производства, обес-печивающие занятость людей в смежных отраслях производства.
- способность реализуемых проектов к быстрой диверсификации в соот-ветствии с изменения ми условий рынка для производства и реализации товаров за пределами КБР для переориентации финансовых потоков из республики в нее.
Для решения данных задач наиболее рационально развитие малых пред-приятий, обладающих ® следующими качествами: технологичность оборудова-ния; короткий лаг строительства или компакт
о
ность; отсутствие высоких на-кладных расходов увеличение эффективности работы. о
о
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательст-ва, относятся: формирование благоприятного 2 предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организаци- 2 онных барь-еров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресур-сам; разви- * тие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфра-структуры для предоставления о
I—
малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной о и организационно-методической помощи.
В российских условиях на федеральном уровне проводится политика, ко-торая похожа на запад- |
ные аналоги - минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, огра- о
ниченное вмешательство в его дея-тельность на уровне регионов, что, на наш взгляд, на данном эта- т
пе развития ры-ночной экономики неверно. 5
Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и со-циальное. Предпринима- ^
тель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. Обще- ?
ство с развитыми гражданскими ин-ститутами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес о политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.