УДК: 347.4+349.2 ББК: 67.405
Слугина Н.П.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЛЕНОВ
СЕМЕЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, СОСТОЯВШИХ В ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Slugina N. P.
SOME PROBLEMS OF PENSION PROVISION OF FAMILY MEMBERS THE INSURED PERSONS CONSISTED IN LABOUR RELATIONS
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, застрахованный, трудовая пенсия по инвалидности, фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, круг лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, иждивение, нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, накопительная
Keywords: a provision of pensions, insured, the labour disability pension, the fixed base size of the disability pension, labour pension on the occasion of loss of the supporter, the fixed base size of labour pension on the occasion of loss of the supporter, a circle ofpersons, provided with pension on the occasion of loss of the supporter, expense, invalid members of family of the died supporter, memory
Аннотация
В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работающих по найму, нетрудоспособные члены семьи работника- инвалида, а также нетрудоспособные члены семьи работника, в случае его смерти, обеспечиваются трудовыми пенсиями. Виды, основания, размеры пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца зависят от страхового стажа работника, суммы расчетного пенсионного капитала, группы инвалидности или причины смерти застрахованного, количества членов его семьи, находящихся на его иждивении. Общеизвестно, что размеры этих пенсий не гарантируют членам семьи застрахованного не только достойный уровень жизни, но их размер не соответствует установленному прожиточному минимуму, гарантируемому государством. При этом, в случае наступления инвалидности или смерти застрахованного вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленного в судебном порядке, члены семьи лишаются трудовой пенсии, им устанавливается социальная пенсия. Данное положение закона является антисоциальным и противоречащим принципам страхования - резервирование денежных средств на случай наступления страхового случая. Кроме того, согласно закону пенсионный капитал застрахованного индивидуализирован и обеспечение страховой частью осуществляется в объеме этого капитала, а лишение семьи застрахованного в случае его смерти по указанным причинам пенсии, лишает их права на материальное обеспечение, при этом, сумма пенсионного капитала остается в резерве Пенсионного фонда РФ.
Abstract
According to the current legislation regulating a provision pensions of insured persons, working on hiring, invalid members of family worker of the invalid, and also invalid members of family of the worker, in case of his death, are provided with labour pensions.
Kinds, of the basis sides disability pensions and on the occasion of loss the supporter depend on the insurance experience of the worker, the sum of the settlement pension capital,
group of physical inability or the reason of death insured, quantities of members in his family which are taking place on his expense
Well-known, that the sizes of these pensions do not guarantee to members of family insured not only the worthy standard of living, but their size does not correspond to the established living wage guaranteed by the state/
In case when person approach physical inability or death insured owing to fulfillment of deliberate penal act by him or the deliberate drawing of damage to the health established in the judicial order, members of family lose labor pension, find then they can expect only for social pension
The given position of the law is antisocial and contradicting principles of insurance -reservation of money resources on an insurance case.
Besides according to the law the pension capital insured is individual also maintenance with an insurance part is carried out in volume of this capital. Deprivation of family insured in case of his death because of the specified reasons, deprives with their right to maintenance.
In this situation sum of the pension capital remains in a reserve of the Pension fund of the Russian Federation.
Пенсионное обеспечение - один из основных и наиболее финансово емких видов материального обеспечения застрахованных в порядке пенсионного страхования.
В аспекте исследуемой темы полагаем необходимым остановиться на вопросах, связанных с отражением в системе пенсионного обеспечения такого обстоятельства, как фактор семейной нагрузки.
Указанный фактор приобретает юридическое значение в двух случаях.
Во-первых, является самостоятельным основанием для дифференциации размера трудовой пенсии, назначаемой самому застрахованному.
Во-вторых, утрата членами семьи застрахованного в связи с его смертью источника средств существования, получаемого от кормильца, является основанием для обеспечения их трудовой пенсией по случаю потери кормильца.
В результате пенсионной реформы, осуществленной в России с 1 января 2001 г., в стране сформировалось, по существу, две системы пенсионного обеспечения: государственная и страховая. В качестве самостоятельного вида
обязательного социального страхования введено пенсионное страхование. Оно охватывает всех лиц наемного труда, т.е. всех работников, за которых работодатель (страхователь) уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Пенсии, назначаемые застрахованным, в отличие от государственных пенсий, выплата которых финансируется за счет бюджетных средств, называются трудовыми. Самим застрахованным назначается два вида пенсий - по старости и по инвалидности.
Наличие у застрахованного членов семьи никакого юридического значения при определении его права на эти виды трудовой пенсии не имеет, поскольку данные обстоятельства не являются юридическими фактами, и не входят в юридический состав, порождающий пенсионные правоотношения. В то же время данное обстоятельство влияет на содержание возникшего правоотношения. Это заключается в том, что Федеральный закон
«О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2000 г. (далее- Закон) закрепляет право застрахованного, имеющего нетрудоспособных иждивенцев, на более высокий размер пенсии как по старости, так и по инвалидности.
Правовой механизм дифференциации размеров указанных видов трудовых пенсий с учетом семейной нагрузки застрахованного гарантирует повышение размера пенсии с учетом каждого нетрудоспособного иждивенца, однако, если их не более трех.
В соответствии со ст. 15 Закона размер пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, определяется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала, количества месяцев ожидаемого периода выплаты,
продолжительности страхового стажа до наступления инвалидности и фиксированного базового размера пенсии по инвалидности, который устанавливается законом и на сегодняшний день без учета лиц, находящихся на иждивении инвалида, определен в следующих суммах:
- при 1 группе - 5 124 руб.;
- при 2 группе - 2562 руб.;
- при 3 группе - 1 281 руб.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1,3 и 4 пункта 2 и пункта 3 ст. 9 Закона, устанавливается фиксированный размер пенсии по инвалидности в повышенном размере, а именно:
при наличии 1 группы инвалидности:
- одного члена семьи - 5 978 рублей в месяц;
- двух таких членов семьи - 6 832 рубля в месяц;
- трех и более таких членов семьи - 7 686 руб. в месяц.
2) при наличии 2 группы:
- одного члена семьи - 3 416 рублей в месяц;
- двух таких членов семьи - 4 270 рублей в месяц;
-трех таких членов семьи - 5 124 рублей в месяц.
3) при наличии 3 группы:
- одного члена семьи - 2 135 рублей в месяц;
- двух таких членов семьи - 2 989 рублей в месяц;
- трех таких членов семьи - 3 843 рубля в месяц.
Размер пенсии по инвалидности увеличивается на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на весь период их проживания в этих районах и местностях в зависимости от стажа их работы в этих местностях и степени их родства.
С учетом заработной платы лиц, работающих по найму, соответственно сформированной суммы пенсионного капитала работника, а также дифференциации фиксированного базового размера пенсии по инвалидности, а также количества иждивенцев и его самого работника размер пенсии по инвалидности в общей сумме либо не достигает, либо незначительно превышает прожиточный минимум на одного человека. Это свидетельствует о безуспешной попытке государства защитить семью работника-инвалида от бедности и неэффективности данной социальной выплаты. Решение проблемы бедности населения должно осуществляться целым комплексом социальных мер, одной из которых, на наш взгляд, должно стать радикальное изменение механизма определения размера страховой части трудовых пенсий.
В целях реализации обязательства государства о гарантированности каждому и его семье достойных условий жизни и их непрерывное повышение, вытекающих из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека, базовая фиксированная часть трудовой пенсии по инвалидности должна устанавливаться в таком размере, чтобы гарантировать самому пенсионеру и каждому его иждивенцу уровень жизни не ниже прожиточного минимума, сложившегося на федеральном уровне.
Следующим видом страхового пенсионного обеспечения являются пенсии по случаю потери кормильца в случае, когда члены семьи теряют работника - кормильца.
Трудовой пенсией по случаю потери кормильца принято называть такую пенсию, которая устанавливается в связи со смертью кормильца из числа застрахованных работников1.
Пенсионеров, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, в нашей стране более 3 млн. В основном это дети, потерявшие одного из родителей, круглые сироты и дети умершей одинокой матери.
1 См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.. С. 279.
Право на данный вид социального обеспечения закреплено как в международных правовых актах, так и в действующей Конституции РФ 1993 г., согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае смерти кормильца наряду с гарантией социального обеспечения по возрасту и в случае наступления инвалидности.
Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является потеря (смерть) фактического кормильца либо его безвестное отсутствие. Однако в некоторых случаях эта пенсия назначается в случае потери потенциального кормильца, т.е. члена семьи, который не был кормильцем, но мог бы им быть.
Как отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, пенсия по случаю потери кормильца -своеобразная пенсия. Своеобразие состоит в том, что некоторые условия для ее получения относятся к членам семьи, а другие - к самому кормильцу. Последнее дает повод считать такую пенсию производной от пенсии по инвалидности самого кормильца, если бы он стал инвалидом1.
Поскольку данная пенсия носит производный характер от пенсии по инвалидности, на которую кормилец имел бы право в случае признания его инвалидом, то анализ юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца необходимо начинать с фактов, относящихся именно к кормильцу, а не к его семье.
Одним из таких фактов, указанных в законе, является факт принадлежности кормильца к числу застрахованных.
Понятие застрахованного лица дано в ст.6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», в силу которого под застрахованными лицами понимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Это понятие, поскольку оно дано самими законодателем, легальное, имеющее принципиальное значение, которое заключается в том, что статус кормильца как лица из числа застрахованных данный закон не связывает с фактом уплаты работодателем страховых платежей за этого работника. Юридическим, в силу закона признается лишь факт работы по трудовому договору, т.е. тот факт, что кормилец относится к числу наемных работников либо к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой, или иной категории граждан, подлежащих в соответствии с законом такому виду обязательного социального страхования как пенсионное.
К субъектам обязательного пенсионного страхования из числа застрахованных Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. относит работающих по трудовому договору или по договорам гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работы и оказания услуг, а также по авторскому и лицензионному договору и других лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию2. Кроме того, указанный закон закрепляет ограничительное условие, в силу которого право на обязательное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствие с настоящим законом.
Таким образом, на наш взгляд, в данном случае имеет место конфликт норм актов одного и того же уровня - федеральных законов. Очевидно, что в такой ситуации должна была применяться норма акта, принятого позднее т.е.
Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако право на обязательное социальное страхование (включая и такой его вид как пенсионное) закреплено и в акте более высокого уровня - кодифицированном законе,
1 Там же. С. 280.
2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
каковым является Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002г., т.е. позднее Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Трудовой кодекс РФ закрепляет право на обязательное социальное страхование работников в виде основного принципа правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.2), а также в виде субъективного права работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст.21). Ни в ст. 2, ни в ст. 21 ТК РФ законодатель не связывает указанные права с фактом уплаты страховых платежей за работника.
Наиболее убедительным аргументом такого вывода является закрепление в ст. 22 ТК РФ обязанности работодателя, корреспондирующей указанному праву работника, -осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Закрепленное в п.2 ст.7 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правило о связи права на обязательное пенсионное страхование с уплатой страховых взносов в сопоставлении с обязанностью работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работника представляется абсурдным, поскольку ставит реализацию права в зависимость от выполнения другим субъектом отношений по обязательному социальному страхованию (работодателем), возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, с учетом проведенного выше анализа можно сделать вывод о том, что понятие «застрахованные лица» закрепляется в законодательстве неоднозначно и требует соответствующей корректировки. Во всех актах, закрепляющих право на обязательное социальное страхование наемных работников, единственным основанием для отнесения их к числу застрахованных должен быть признан такой факт как работа по трудовому договору.
Такой подход означает, что единственным условием для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, относящимся к кормильцу, должна быть работа кормильца по трудовому, гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг или занятость иной трудовой деятельностью, указанной в ст. 7 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». При этом не имеет значение, когда выполнялась работа по трудовому договору либо иная деятельность: к моменту смерти кормильца или когда-либо ранее. Не имеет юридического значения и продолжительность этой деятельности, поскольку в отличие от ранее действовавшего законодательства новое законодательство не включает в юридический состав, влекущий возникновение правоотношения в связи с установлением пенсии по случаю потери кормильца, такое условие как длительность трудового стажа застрахованного. В связи с этим представляется некорректной формулировка п.11 ст.9. Закона «О трудовых пенсиях в РФ» о неназначении семье трудовой пенсии по случаю потери кормильца при полном отсутствии у умершего страхового стажа. Вполне очевидно, что в этом случае кормилец не может быть отнесен к числу застрахованных, а его семья не может считаться потерявшей кормильца - застрахованного.
Еще одним условием, необходимым для возникновения права на рассматриваемую пенсию и относящимся к кормильцу, является такое условие как причина смерти кормильца. Данное условие содержалось и в ранее действовавшем законодательстве, однако правовые последствия, связанные с ним в новом пенсионном законодательстве, принципиально иные. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990г. с причиной смерти кормильца связывал такое условие, как трудовой стаж. В одних случаях он был необходим для возникновения права на пенсию (например, в случае смерти кормильца вследствие общего заболевания), а в других - никакого юридического значения не имел (например, в случае смерти кормильца вследствие трудового увечья).
Новое пенсионное законодательство лишает семью застрахованного права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если смерть наступила вследствие
совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.
В прошлом (до 1990г) предусматривалась возможность отказа в пенсии тому члену семьи умершего, инвалидность которого наступала вследствие совершения им (а не умершим) преступления, за которое он был осужден к лишению свободы, да и то в этом случае пенсия могла назначаться при условии погашения судимости, как и пенсия по инвалидности. Что касается нетрудоспособных членов семьи - детей и других, то они никогда не лишались права на пенсию, если смерть кормильца наступала вследствие совершения им преступления.
Смерть в связи с умышленным нанесением ущерба своему здоровью - суицид, как правило, является следствием тяжелых психических расстройств и заболеваний, которые обусловлены, как уже отмечалось, в основном социально-экономическими причинами. Число самоубийств в России неуклонно растет, в 2000 г. в результате самоубийств погибло около 60 тыс. человек. Во многих семьях самоубийц есть дети, следовательно, ограничение пенсионных прав нетрудоспособных членов семей самоубийц, прежде всего, ограничивает пенсионные права детей. Полагаем, что в недалекой перспективе эти явно неудачные новеллы будут пересмотрены и отменены.
Правила, в соответствии с которыми нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца лишаются права на пенсию, аналогичны тем правилам, в соответствии с которыми граждане лишаются права на пенсию по инвалидности. В этих случаях назначается не трудовая пенсия по случаю потери кормильца, а социальная пенсия, размер которой значительно ниже.
В юридической литературе абсолютно правильно обращается внимание на то, что подобных норм никогда не содержалось ни в советском, ни в российском законодательстве. Нет аналогов и в зарубежном законодательстве.
Полностью разделяя высказанную специалистами оценку данной «новеллы» пенсионного законодательства, полагаем необходимым указать и на такой аргумент, подтверждающий ее асоциальную направленность, как противоречие самой сути пенсионной реформы, итогом которой стало создание в стране индивидуальнонакопительной пенсионной системы.
Сумма страховых платежей, внесенных за каждого застрахованного, трансформируется в пенсионный капитал застрахованного на основе которого, затем определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Поскольку пенсионный капитал каждого застрахованного индивидуализирован и последующее обеспечение страховой частью пенсии осуществляется в объеме этого капитала, то лишение семьи застрахованного пенсии в случае его смерти от указанных причин по существу лишает ее прав на материальное обеспечение при наступлении такого страхового случая как смерть кормильца, а сумма его пенсионного капитала остается в резерве Пенсионного фонда РФ. Представляется, что исследуемая норма это результат реализации фискального интереса Пенсионного фонда РФ, которому законодатель не смог противостоять.
Как уже выше говорилось, наряду с условиями, необходимыми для назначения пенсии по случаю потери кормильца, относящимися к кормильцу, закон устанавливает также условия, которые относятся к его семье.
Одним из них является условие о том, чтобы обратившиеся за пенсией относились к кругу лиц, указанных в законе.
Закон закрепляет хотя и широкий, но исчерпывающий круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, по отношению к которым умерший работник-кормилец исполнял обязанности по их содержанию. Закон «О трудовых пенсиях в РФ» -один из немногих нормативных актов, детально определяющих круг членов семьи.
Лиц, имеющие право на указанную пенсию, можно классифицировать в зависимости от степени родства или свойства застрахованного (нетрудоспособные дети, родители и
другие указанные в законе члены семьи, совместно проживающие и находящиеся в родстве, в том числе усыновители и усыновленные) следующим образом:
1. Дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. В данной группе следует различать детей по происхождению, усыновленных детей и других несовершеннолетних, состоявших в указанных в законе родственных связях с кормильцем, и взрослых граждан, также состоявших в определенном родстве с умершим, которым право на пенсию предоставляется при условии, что они стали инвалидами с детства.
Независимо от состояния трудоспособности и до достижения возраста 23 лет имеют право на пенсию дети, братья, сестры и внуки, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационноправовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования).
Для братьев, сестер и внуков умершего предусмотрено дополнительное условие: они обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца в том случае, если не имеют трудоспособных родителей.
2. Родители умершего (отец и мать), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом степень ограничения способности к трудовой деятельности никакого юридического значения не имеет.
3. Переживший супруг - жена или муж (вдова или вдовец умершего), если он является нетрудоспособным, обеспечивается пенсией на тех же условиях, что и родители. При вступлении в новый брак за супругом (супругой) сохраняется назначенная ранее пенсия по случаю потери кормильца. В данном случае сохраняется не право на пенсию, а уже назначенная пенсия по случаю потери кормильца-супруга до вступления в новый брак. Вдовы (вдовцы), получившие пенсию по случаю потери кормильца (жены, мужа), а затем вступившие в новый брак, в случае смерти супруга вправе перейти на пенсию по случаю его смерти, т.е. выбрать одну из этих двух пенсий1.
4. Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона). К числу лиц, обязанных содержать деда и бабушку, относятся их дети, супруг и внуки. Во всех случаях такая обязанность может возлагаться лишь на совершеннолетних и трудоспособных детей, супруга и внуков. Безусловно, обязанность содержать родителей несут совершеннолетние и трудоспособные дети, если родители нуждаются в их помощи, а также супруг, если он обладает для этого средствами. При этом дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.
Что касается внуков, то их обязанность содержать нетрудоспособных дедушку и бабушку вторичная: право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих внуков, обладающих необходимыми для этого средствами, имеют нетрудоспособные и нуждающиеся дедушка и бабушка, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супруга (бывшего супруга).
5. Усыновители и усыновленные умершего. Согласно нормам семейного законодательства, усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию, назначенную ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении (ст. 137,
1 Там же. С. 281.
138 Семейного кодекса РФ). Это правило содержится и в пенсионном законодательстве. Оно применяется в тех случаях, когда родители (либо один из них) умерли до усыновления и право на пенсию по случаю их смерти возникло у ребенка до усыновления. Если же смерть родителей наступила после усыновления, то права на пенсию по случаю их смерти у усыновленного ребенка не возникает.
Как известно, гражданам предоставляется право выбора пенсии. Усыновленный, получающий пенсию по случаю смерти отца или матери или имеющий право ее получать, в случае смерти усыновителя может выбрать пенсию по случаю смерти отца или матери либо пенсию по случаю смерти усыновителя.
6. Отчим, мачеха, пасынок и падчерица умершего.
В отличие от усыновителей, которые имели в прошлом и имеют ныне право на пенсию наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, отчим и мачеха пользовались ранее правом на пенсию, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет.
Пасынки и падчерицы по ранее действующему законодательству имели право на пенсию наравне с родными детьми, без каких-либо дополнительных условий. В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ» право на пенсию им предоставлено при условии, если они находились как на воспитании, так и на содержании умершего отчима или мачехи. Причем в указанных случаях эти обстоятельства (содержание и воспитание) должны подтверждаться в порядке, установленном Правительством.
Подводя итог исследованию вопроса о круге лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца в порядке обязательного пенсионного страхования, можно сделать вывод о том, что хотя он и достаточно широкий, он не охватывает всех лиц, связанных фактическими семейными отношениями, но не состоящими в той или иной степени родства и свойства с кормильцем, которая указана в законе. Так, например, довольно часто на практике фактические семейные отношения возникают между другими родственниками, не указанными в законе (племянниками, тетями и дядями, опекуном и его подопечным; зятем и тещей и др.), однако эти отношения в пенсионном обеспечении юридически безразличны. Представляется, что выполнение семейных обязанностей, независимо от того, кто их выполняет, должно признаваться в качестве естественного основания для возникновения правовых последствий в области пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца. Одним из примеров справедливого решения этой проблемы является предоставление права на досрочную пенсию по старости наравне с родителями опекунам, воспитывающим ребенка - инвалида до 8 лет, о чем выше уже говорилось. Очевидно, перечень таких примеров должен расширяться с тем, чтобы был реализован важнейший конституционный принцип о равенстве прав граждан.
Другим условием, входящим в юридический состав, с которым связано возникновение правоотношения по поводу пенсии по случаю потери кормильца, является нетрудоспособность лиц, отнесенных законом к числу обеспечиваемых.
Закон устанавливает различные критерии нетрудоспособности в зависимости от специфики субъекта, претендующего на данный вид пенсии. Основных таких критериев два. Это возрастной и медицинский.
Путем применения возрастного критерия законодатель определяет круг тех, кто «еще» нетрудоспособен и тех, кто «уже» нетрудоспособен.
К числу «еще» нетрудоспособных относятся все дети (дети по происхождению, дети - братья, сестры, внуки, усыновленные дети, пасынок, падчерица). Несмотря на то, что трудовое законодательство разрешает работать по трудовому договору, по общему правилу, с 16 лет, низшая возрастная граница в пенсионном законодательстве составляет 18 лет. Такая разница объясняется тем, что Россия ратифицировала Конвенцию «О правах ребенка», которая ребенком признает каждого, не достигшего 18 лет. Данный возрастной «рубеж» означает, что все дети, отнесенные к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, не достигшие этого возраста имеют абсолютное право на
данную пенсию. При этом не имеют никакого юридического значения такие обстоятельства, как наличие у них собственного дохода, занятие трудовой деятельностью, наличие собственной семьи и т.д.
Вторая возрастная граница установлена для тех, кто «уже» нетрудоспособен. Такой «границей» закон признает общий пенсионный возраст, по достижении которого назначается пенсия по старости на общих основаниях (для женщин - 55 лет, мужчин - 60 лет).
Возрастной критерий нетрудоспособности ничего общего не имеет с фактической способностью лица, обеспечиваемого пенсией по случаю потери кормильца, трудиться. В связи с этим правомерным будет получение пенсии теми, кто трудится, получая ее, но не достиг еще 18 лет, либо уже перешагнул общий пенсионный возраст.
Учитывая крайне низкий уровень трудовых пенсий, сохранение за членами семьи умершего кормильца в период их работы права на получение пенсии, назначенной в связи с его смертью является, на наш взгляд, социально оправданным решением, хотя трудовая деятельность доказывает их очевидную трудоспособность.
В некоторых случаях, с целью особой социальной значимости определенных обстоятельств, законодатель признает члена семьи умершего кормильца условно нетрудоспособным с тем, чтобы гарантировать ему данный вид пенсии. Это касается, во-первых, детей, указанных в п.1 ст.9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», которые обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования: пенсия им назначается и выплачивается до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет. Во-вторых, это один из родителей, супруг, дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.
Гуманность цели данной нормы заключается в том, что чтобы стимулировать оставление ребенка умершего в семье. В то же время, в целях соблюдения конституционного принципа о равенстве прав граждан, представляется необходимым в Законе «О трудовых пенсиях в РФ» как и в Законе РФ 12 декабря 1993г. «О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»1 не устанавливать для этих лиц дополнительное условие о том, чтобы они не работали, поскольку в ближайшей перспективе необоснованно ожидать, что уровень пенсионного обеспечения членов семьи застрахованного будет гарантировать им достойные условия жизни.
Следующим юридическим фактом, относящимся к семье умершего, является иждивение.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» право на указанную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Однако законами установлены исключения из этого правила.
Во-первых, согласно Закону иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. В Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в отношении детей данное условие вообще не предусмотрено.
Во-вторых, без этого условия пенсия устанавливается одному из родителей, супругу либо дедушке, бабушке умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности,
1 Россиская газета. 1993. 26 февраля.
а также брату, сестре либо ребенку умершего, достигшему возраста 18 лет, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Наконец, установлено еще одно исключение: нетрудоспособные родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.
Члены семьи считаются состоявшими на иждивении умершего, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При разрешении вопроса об иждивении необходимо доказать, что оказываемая кормильцем помощь носила постоянный характер и ее объем превышал другие доходы. Так, получение членом семьи пенсии, стипендии или заработка не может служить препятствием для признания его иждивенцем, если основным и постоянным источником средств к существованию была помощь кормильца, а не перечисленные выше доходы. Иждивенкой мужа может быть признана работающая женщина, заработок которой значительно ниже заработка мужа, а иждивенцем работающего отца, получающего сравнительно высокую оплату труда, сын, достигший 18 лет, которому выплачивается небольшая стипендия, и т.д.
Для признания лица иждивенцем не требуется совместного проживания с кормильцем. Если обратившийся за пенсией проживал раздельно с кормильцем (например, в разных городах или районах), вопрос об иждивении решается на общих основаниях, т.е. в зависимости от того, являлась ли помощь кормильца постоянным и основным источником средств к существованию этого члена семьи.
Закон не содержит также правила о том, сколько по времени должно продолжаться иждивение; не указано в нем и то, что иждивение должно иметь место в последний период жизни кормильца. Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств иждивенцем может быть признана, допустим, мать, находившаяся на иждивении сына непродолжительное время или переставшая получать помощь за несколько месяцев до смерти в связи с его тяжелой болезнью.
Иждивенцем может быть признан как нетрудоспособный, так и трудоспособный член семьи, например неработающая жена, не достигшая еще 55 лет, сын - студент очного учебного заведения профессионального образования, в возрасте 20 лет, и т.д.
В настоящее время размер пенсии по случаю потери формируется на основании суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, соотношения нормативной продолжительности страхового стажа на день смерти к 180 месяцам, количества нетрудоспособных членов семьи и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Накопительная часть в структуре данной пенсии отсутствует, она выплачивается родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
- в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
При этом выплата средств родственникам умершего кормильца осуществляется в равных долях, родственники второй очереди имеют право на пенсию только при отсутствии родственников первой очереди, очевидным является применение аналогии норм гражданского законодательства, регулирующего наследование по закону.
Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от фиксированной базовой части этой пенсии, которая устанавливается законом в твердой денежной сумме и на сегодняшний день составляет:
- 2 562 рубля в месяц (каждому ребенку) детям, указанным в п.п.1 п. 2 ст. 9 Закона, потерявшим обоих родителей, или детям, умершей одинокой матери;
-1 281 рубль (каждому члену семьи) другим нетрудоспособным членам семьи.
На ребенка, потерявшего обоих родителей, устанавливается две страховые части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, размер каждой определяется отдельно за каждого из умерших родителей в порядке, определенном законом.
Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается отдельно каждому члену семьи, поэтому его размер на всю семью зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и детей - круглых сирот. Число нетрудоспособных членов семьи, на которых может устанавливаться пенсия, не ограничено и в этом одно из немногих достоинств нового пенсионного закона. Однако оно не дает необходимого социального эффекта, поскольку размер фиксированной базовой части этой пенсии, как и страховой, не гарантирует членам семьи застрахованного достойные условия жизни.
Особые правила предусмотрены для тех случаев, когда дополнительно к нетрудоспособным членам семьи, которым уже назначена страховая часть пенсии по случаю потери кормильца, подключается новый член семьи. Нетрудоспособному члену семьи, дополнительно включаемому в число членов семьи, которым уже ранее была установлена страховая часть пенсии по случаю потери кормильца, эта часть пенсии устанавливается в таком же размере, в каком она была ранее назначена другим членам семьи. В то же время страховая часть пенсии не увеличивается, если число нетрудоспособных членов семьи сокращается.
Г уманность данного правила заключается в том, что общая сумма страховой части пенсии, назначенной всем нетрудоспособным членам семьи, может оказаться значительно выше размера страховой части пенсии по инвалидности, полагавшейся застрахованному.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ (с послед. измен. и доп.) // Собрание законодательства. 2001. № 52. Ст.4920.
2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г.(в ред. От 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. № 51. Ст. 4832.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи» (с последн. измен. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» (с послед. измен. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686; 2003. №1. Ст.5.
5. Закон РФ от 12 декабря 1993 г. «О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последн. измен. и доп.)/Российская газета. 1993. 26 февраля.
6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. -М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 531.