СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
A STRUCTURAL-CONCEPTUAL MODEL OF THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF A SYSTEM ACTIVITY APPROACH
О.В. Тумашева, О.В. Берсенева O.V. Tymasheva, O.V. Berseneva
Системно-деятельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, структурно-содержательная модель, обучение математике, принципы моделирования, условия функционирования, образовательные результаты. В статье представлена научно обоснованная структурно-содержательная модель процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода. Выявлены и охарактеризованы основные компоненты авторской модели (мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-коррекционный), показана их взаимосвязь. Описаны условия функционирования модели: организационно-педагогические, методические и дидактические.
System activity approach, federal state educational standard, structural-conceptual model, teaching mathematics, modeling principles, conditions for functioning, learning outcomes. The paper presents a scientifically based structural-conceptual model of the process of teaching mathematics from a perspective of a system activity approach. The paper identifies and characterizes the main components of the author's model (motivational-target, theoretical-methodological, conceptual, procedural-technological and reflexive-correctional components), and shows their relationship. Besides, the paper lists the conditions for the functioning of the model, namely organizational-pedagogical, methodical and didactic conditions.
Методологической основой современных школьных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является системно-деятельностный подход (СДП), ориентированный нe галь^ на пpeдмeтныe oбpазoватeльныe peзультаты, но и на pазвитиe личнoсти учащихся. Принципиальная смена ценностных ориентиров актуализировала решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса, обеспечивающего достижение обучающимся не только пpeдмeтных, как это былo pаньшe, нo и мeтапpeдмeтных, и личнoстных peзультатов через включение его в интенсивную учебную деятельность [ФГОС; Шке-рина и др., 2015]. Решение обозначенных вопросов, в свою очередь, объективно требует решения проблемы разработки модели данного про-
цесса, отражающего современные тенденции развития системы общего образования, которая выполнит роль образа-ориентира.
Наиболее распространенным типом модели является структурно-содержательная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между важнейшими компонентами определенной системы. Цель данной статьи заключается в разработке и описании научно обоснованной структурно-содержательной модели процесса обучения математике в школе с позиций СДП, а также выявлении условий ее функционирования.
В основу проектирования модели процесса обучения математике с позиций СДП нами положены следующие принципы.
1. Соответствие целям математической подготовки обучающихся общеобразователь-
ной школы. Модель процесса обучения математике с позиций СДП должна полностью ориентировать на достижение новых образовательных результатов.
2. Соответствие логике деятельности. Структурные компоненты модели должны отражать состав основных компонентов деятельности: мотивационно-целевой, содержательный, операциональный, рефлексивно-оценочный.
3. Технологичность. Модель должна иметь возможность трансформации в алгоритм действий учителя математики по обновлению образовательного процесса.
4. Полнота. Модель должна полностью отражать целостный образовательный процесс, охватывая всех субъектов, все компоненты и этапы обучения.
5. Динамичность. Модель современного образовательного процесса, в том числе и процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода, не является статичным образованием. Поскольку модель отражает динамично развивающийся процесс, она должна предусматривать возможность коррекции структурных компонентов и их содержания в зависимости от изменений, происходящих в системе образования и обществе.
Выделенные принципы послужили конструктивной основой структурно-содержательной модели процесса обучения математике в школе с позиций СДП, которая представляет собой педагогическую систему, включающую взаимосвязанные компоненты: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-коррекционный. Структурные компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса обучения математике с позиций СДП и обеспечивают взаимодействие между основными элементами данного процесса.
Мотивационно-целевой компонент модели включает систему целей (обусловленных социальным заказом), задач обучения математике с позиций СДП, а также ценностей и мотивов обучающихся, сформированность которых оказывает положительное влияние на достиже-
ние новых образовательных результатов. Данный системообразующий компонент выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции; служит основным фактором, влияющим на разработку их содержательной стороны.
Теоретико-методологический компонент модели представлен совокупностью методологических подходов (системного, деятельностно-го, метапредметного, личностно ориентированного, задачного), лежащих в основе исследуемой проблемы; принципов, отражающих особенности проектирования процесса обучения математике с позиций СДП [Тумашева, 2015], соблюдение которых регулирует моделируемый процесс: поликонтекстности, субъектно-сти, эмоционального акцентирования, опережения, вариативности, партнерского взаимодействия, образовательной рефлексии.
Переход от целей к результатам обучения математике обеспечивает содержание образования, отраженное в содержании учебного материала. Данное обстоятельство обусловливает выделение второго системообразующего компонента - содержательного. Данный компонент модели определяет содержание процесса обучения математике с позиций СДП, представляющего собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения. Обеспечивается это движение посредством включения в содержание обучения математике специально сконструированных на основе предметного материала метапредметных задач, ориентированных на формирование конкретных УУД, а также проектных, исследовательских задач [Тумашева, Берсенева, 2015].
Изменение содержательной стороны процесса обучения математике объективно ведет за собой необходимость изменения подходов и к самой организации этого процесса, взаимодействия субъектов в этом процессе и т.д., т.е. требуются изменения процессуальной стороны, реализуемой через определенные технологические шаги. Это обусловило выделение следующего структурного компонента - процессуально-
<
£ и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
технологического, который регулирует организацию процесса обучения математике с позиций СДП и включает систему активных методов, форм и средств обучения, обеспечивающих взаимодействие субъектов процесса, и методическое сопровождение данного процесса. Наиболее перспективными в рассматриваемом контексте мы считаем интерактивные методы и формы обучения: мозговой штурм, деловые и ролевые игры, кейс-метод и т.д.
Следующий системообразующий компонент модели - рефлексивно-коррекционный. Этот структурный компонент является последним в описываемой цепочке, но при этом имеет особое значение. С позиций системно-деятельностного
подхода любая деятельность считается завершенной, если осуществлены акты осознания и рефлексии. Эффективность осуществленной деятельности напрямую зависит от осознания, какие действия, способы привели к данному результату, что способствовало достижению цели, что выступало препятствием и т.д.
Данный компонент включает в себя систему форм и средств осуществления образовательной рефлексии обучающимися в процессе обучения математике и профессиональной рефлексии учителем математики, а также необходимое методическое обеспечение для осуществления рефлексии. Графическое представление описанной выше модели предложено на рис.
Социальнын заказ
ч
ч
Результат
\
/
Ш Ж Образовательная Ш /рефлексия учащихся: в ш- деятельности, Ш /-содержания обучения, щ я -эмоционального состояния.
Цели:
- метаиредметиое направление,
- личностное направление.
Л
^ Способы мотивации: внутренние и внешние >
\ > / £ * ^^ Ценности и / ф /
смыся / ^^■'образовательной рефлексии\ $ / партнерского взан мо действия.1
Принцип ы\ <№/ опережения, субьектности, вариативности, поликонтекстностн,'
, ч обучения \
Профессиональная рефлексия учителя: |- педагогической деятельности, эмоционального состояния.^
и***1
{етоды обучения: интерактивные методы
Субъ-к екты
Средства обучения : ИКТ, ЭУМК
Формы обучения: индивидуальная, групповая, смешанная
эмоционального акцентщювания) Подходы : системный, деятельностный, л ичносгно-ориентнрован нын, метапредметный, /-> заданны и.
у.
Учеоная ситуация: **
- учебные мотивы;
- учебные действия;
- учебные задачи:
• метапредметные задачи,
• исследовательские задачи,
• проектные задачи, и т.д.
1
Рис. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации СДП
Функционирование описанной модели возможно при соблюдении определенных условий: организационно-педагогических (обеспечение интегративного характера обучения математике; поэтапное формирование математических знаний и способов деятельности (ориентирование и мотивация на их освоение; включение в деятельность; обогащение опыта самостоятельного освоения математических знаний и способов деятельности), системное формирование математических знаний и способов деятельности), дидактических (ориентация на формирование личностно значимых математических знаний и способов деятельности; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в процессе обучения математике, соблюдение дидактических принципов обучения), методических (внедрение в процесс обучения математике современных технологий обучения; использование возможностей электронного обучения в процессе обучения математике; использование метапредметных задач для достижения образовательных результатов в процессе обучения математике; использование адекватного критериально-оценочного аппарата для осуществления мониторинга образовательных результатов учащихся в процессе обучения математике).
Представленная модель отвечает требованиям цикличности, воспроизводимости, дискретности, результативности, вариативности компонентов, которые обусловливают ее особенность. Отметим, что, представленная модель обеспечивает реализацию современных школьных ФГОС, программ по математике, а значит, достижение образовательных результа-
тов учащимися на различных уровнях в соответствии с логикой СДП.
Библиографический список
1. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании: как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие, реализуя новые образовательные стандарты // НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник 2010-2011. М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011. С. 114-119.
2. Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 75-78.
3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 26-30.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (5-9 кл). URL: http:// минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.11.2014).
5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.
6. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 74-78.
<С
d га
0
ь
к
1 га ш Е-
U
CL
<
о ^ о о
о й
2S
ш Е-
S О Рч
га
13
о §
к
%
«
о га :г s
ь
I—
<с «
га с
S
д
н и
щ м