Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода'

Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SYSTEM ACTIVITY APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / STRUCTURAL-CONCEPTUAL MODEL / TEACHING MATHEMATICS / MODELING PRINCIPLES / CONDITIONS FOR FUNCTIONING / LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумашева Ольга Викторовна, Берсенева Олеся Васильевна

В статье представлена научно обоснованная структурно-содержательная модель процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода. Выявлены и охарактеризованы основные компоненты авторской модели (мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-коррекционный), показана их взаимосвязь. Описаны условия функционирования модели: организационно-педагогические, методические и дидактические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тумашева Ольга Викторовна, Берсенева Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRUCTURAL-CONCEPTUAL MODEL OF THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF A SYSTEM ACTIVITY APPROACH

The paper presents a scientifically based structural-conceptual model of the process of teaching mathematics from a perspective of a system activity approach. The paper identifies and characterizes the main components of the author’s model (motivational-target, theoretical-methodological, conceptual, procedural-technological and reflexivecorrectional components), and shows their relationship. Besides, the paper lists the conditions for the functioning of the model, namely organizationalpedagogical, methodical and didactic conditions.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода»

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

A STRUCTURAL-CONCEPTUAL MODEL OF THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF A SYSTEM ACTIVITY APPROACH

О.В. Тумашева, О.В. Берсенева O.V. Tymasheva, O.V. Berseneva

Системно-деятельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, структурно-содержательная модель, обучение математике, принципы моделирования, условия функционирования, образовательные результаты. В статье представлена научно обоснованная структурно-содержательная модель процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода. Выявлены и охарактеризованы основные компоненты авторской модели (мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-коррекционный), показана их взаимосвязь. Описаны условия функционирования модели: организационно-педагогические, методические и дидактические.

System activity approach, federal state educational standard, structural-conceptual model, teaching mathematics, modeling principles, conditions for functioning, learning outcomes. The paper presents a scientifically based structural-conceptual model of the process of teaching mathematics from a perspective of a system activity approach. The paper identifies and characterizes the main components of the author's model (motivational-target, theoretical-methodological, conceptual, procedural-technological and reflexive-correctional components), and shows their relationship. Besides, the paper lists the conditions for the functioning of the model, namely organizational-pedagogical, methodical and didactic conditions.

Методологической основой современных школьных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является системно-деятельностный подход (СДП), ориентированный нe галь^ на пpeдмeтныe oбpазoватeльныe peзультаты, но и на pазвитиe личнoсти учащихся. Принципиальная смена ценностных ориентиров актуализировала решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса, обеспечивающего достижение обучающимся не только пpeдмeтных, как это былo pаньшe, нo и мeтапpeдмeтных, и личнoстных peзультатов через включение его в интенсивную учебную деятельность [ФГОС; Шке-рина и др., 2015]. Решение обозначенных вопросов, в свою очередь, объективно требует решения проблемы разработки модели данного про-

цесса, отражающего современные тенденции развития системы общего образования, которая выполнит роль образа-ориентира.

Наиболее распространенным типом модели является структурно-содержательная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между важнейшими компонентами определенной системы. Цель данной статьи заключается в разработке и описании научно обоснованной структурно-содержательной модели процесса обучения математике в школе с позиций СДП, а также выявлении условий ее функционирования.

В основу проектирования модели процесса обучения математике с позиций СДП нами положены следующие принципы.

1. Соответствие целям математической подготовки обучающихся общеобразователь-

ной школы. Модель процесса обучения математике с позиций СДП должна полностью ориентировать на достижение новых образовательных результатов.

2. Соответствие логике деятельности. Структурные компоненты модели должны отражать состав основных компонентов деятельности: мотивационно-целевой, содержательный, операциональный, рефлексивно-оценочный.

3. Технологичность. Модель должна иметь возможность трансформации в алгоритм действий учителя математики по обновлению образовательного процесса.

4. Полнота. Модель должна полностью отражать целостный образовательный процесс, охватывая всех субъектов, все компоненты и этапы обучения.

5. Динамичность. Модель современного образовательного процесса, в том числе и процесса обучения математике с позиций системно-деятельностного подхода, не является статичным образованием. Поскольку модель отражает динамично развивающийся процесс, она должна предусматривать возможность коррекции структурных компонентов и их содержания в зависимости от изменений, происходящих в системе образования и обществе.

Выделенные принципы послужили конструктивной основой структурно-содержательной модели процесса обучения математике в школе с позиций СДП, которая представляет собой педагогическую систему, включающую взаимосвязанные компоненты: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-коррекционный. Структурные компоненты модели раскрывают внутреннюю организацию процесса обучения математике с позиций СДП и обеспечивают взаимодействие между основными элементами данного процесса.

Мотивационно-целевой компонент модели включает систему целей (обусловленных социальным заказом), задач обучения математике с позиций СДП, а также ценностей и мотивов обучающихся, сформированность которых оказывает положительное влияние на достиже-

ние новых образовательных результатов. Данный системообразующий компонент выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции; служит основным фактором, влияющим на разработку их содержательной стороны.

Теоретико-методологический компонент модели представлен совокупностью методологических подходов (системного, деятельностно-го, метапредметного, личностно ориентированного, задачного), лежащих в основе исследуемой проблемы; принципов, отражающих особенности проектирования процесса обучения математике с позиций СДП [Тумашева, 2015], соблюдение которых регулирует моделируемый процесс: поликонтекстности, субъектно-сти, эмоционального акцентирования, опережения, вариативности, партнерского взаимодействия, образовательной рефлексии.

Переход от целей к результатам обучения математике обеспечивает содержание образования, отраженное в содержании учебного материала. Данное обстоятельство обусловливает выделение второго системообразующего компонента - содержательного. Данный компонент модели определяет содержание процесса обучения математике с позиций СДП, представляющего собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения. Обеспечивается это движение посредством включения в содержание обучения математике специально сконструированных на основе предметного материала метапредметных задач, ориентированных на формирование конкретных УУД, а также проектных, исследовательских задач [Тумашева, Берсенева, 2015].

Изменение содержательной стороны процесса обучения математике объективно ведет за собой необходимость изменения подходов и к самой организации этого процесса, взаимодействия субъектов в этом процессе и т.д., т.е. требуются изменения процессуальной стороны, реализуемой через определенные технологические шаги. Это обусловило выделение следующего структурного компонента - процессуально-

<

£ и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

технологического, который регулирует организацию процесса обучения математике с позиций СДП и включает систему активных методов, форм и средств обучения, обеспечивающих взаимодействие субъектов процесса, и методическое сопровождение данного процесса. Наиболее перспективными в рассматриваемом контексте мы считаем интерактивные методы и формы обучения: мозговой штурм, деловые и ролевые игры, кейс-метод и т.д.

Следующий системообразующий компонент модели - рефлексивно-коррекционный. Этот структурный компонент является последним в описываемой цепочке, но при этом имеет особое значение. С позиций системно-деятельностного

подхода любая деятельность считается завершенной, если осуществлены акты осознания и рефлексии. Эффективность осуществленной деятельности напрямую зависит от осознания, какие действия, способы привели к данному результату, что способствовало достижению цели, что выступало препятствием и т.д.

Данный компонент включает в себя систему форм и средств осуществления образовательной рефлексии обучающимися в процессе обучения математике и профессиональной рефлексии учителем математики, а также необходимое методическое обеспечение для осуществления рефлексии. Графическое представление описанной выше модели предложено на рис.

Социальнын заказ

ч

ч

Результат

\

/

Ш Ж Образовательная Ш /рефлексия учащихся: в ш- деятельности, Ш /-содержания обучения, щ я -эмоционального состояния.

Цели:

- метаиредметиое направление,

- личностное направление.

Л

^ Способы мотивации: внутренние и внешние >

\ > / £ * ^^ Ценности и / ф /

смыся / ^^■'образовательной рефлексии\ $ / партнерского взан мо действия.1

Принцип ы\ <№/ опережения, субьектности, вариативности, поликонтекстностн,'

, ч обучения \

Профессиональная рефлексия учителя: |- педагогической деятельности, эмоционального состояния.^

и***1

{етоды обучения: интерактивные методы

Субъ-к екты

Средства обучения : ИКТ, ЭУМК

Формы обучения: индивидуальная, групповая, смешанная

эмоционального акцентщювания) Подходы : системный, деятельностный, л ичносгно-ориентнрован нын, метапредметный, /-> заданны и.

у.

Учеоная ситуация: **

- учебные мотивы;

- учебные действия;

- учебные задачи:

• метапредметные задачи,

• исследовательские задачи,

• проектные задачи, и т.д.

1

Рис. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации СДП

Функционирование описанной модели возможно при соблюдении определенных условий: организационно-педагогических (обеспечение интегративного характера обучения математике; поэтапное формирование математических знаний и способов деятельности (ориентирование и мотивация на их освоение; включение в деятельность; обогащение опыта самостоятельного освоения математических знаний и способов деятельности), системное формирование математических знаний и способов деятельности), дидактических (ориентация на формирование личностно значимых математических знаний и способов деятельности; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в процессе обучения математике, соблюдение дидактических принципов обучения), методических (внедрение в процесс обучения математике современных технологий обучения; использование возможностей электронного обучения в процессе обучения математике; использование метапредметных задач для достижения образовательных результатов в процессе обучения математике; использование адекватного критериально-оценочного аппарата для осуществления мониторинга образовательных результатов учащихся в процессе обучения математике).

Представленная модель отвечает требованиям цикличности, воспроизводимости, дискретности, результативности, вариативности компонентов, которые обусловливают ее особенность. Отметим, что, представленная модель обеспечивает реализацию современных школьных ФГОС, программ по математике, а значит, достижение образовательных результа-

тов учащимися на различных уровнях в соответствии с логикой СДП.

Библиографический список

1. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании: как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие, реализуя новые образовательные стандарты // НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник 2010-2011. М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011. С. 114-119.

2. Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы III Всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 75-78.

3. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 26-30.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (5-9 кл). URL: http:// минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.11.2014).

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.

6. Шкерина Л.В., Григорьева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 74-78.

d га

0

ь

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 га ш Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S О Рч

га

13

о §

к

%

«

о га :г s

ь

I—

<с «

га с

S

д

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.