Научная статья на тему 'Структурно-смысловое содержание рекламного образа'

Структурно-смысловое содержание рекламного образа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1421
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анашкина Наталья Александровна

Статья рассматривает рекламную коммуникацию не только в узком экономическом значении, но и осмысливает ее как философский феномен, наделяющий свои объекты коннатативными значениями. Рекламный образ в этом контексте рассматривается как основной элемент, составляющий суть рекламного сообщения, анализируется его структура и смысловое содержание как основа эффективной рекламной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structurally-semantic meaning of an image

The article considers advertising communications not only as narrow economic value, but also comprehends it as the philosophical phenomenon allocating objects by portable values. The image in this context is considered as a basic element making an essence of the advertising message, its structure and the semantic maintenance as a basis of effective advertising communications is analyzed.

Текст научной работы на тему «Структурно-смысловое содержание рекламного образа»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

явления тенденций перспективного развития. Непонимание сложности и многомерности человеческого бытия, гаммы социальных настроений и чувств, многообразия общественных связей приводит к «однозначным», «линейным» представлениям и, как следствие, неэффективным линиям формирования социальной политики. Социально-философский анализ, применение средств и возможностей таких его разделов, как социальная антропология, социальная онтология, социальная феноменология и персоноло-гия позволяет продвигаться к широкому осмыслению «социального мира», «социальности» как атрибутов человеческого общежития, человека как субъекта и объекта социальности в современный период. Именно это является основой конкретных мер развития социальной сферы, в том числе в аспекте ее регионализации и муниципализации.

Библиографический список

1. Сидорина Т.Ю. Социальная политика — политика философской интерпретации//Вопросы философии. — 2005. — № 2.

2. Власть, демократия, привилегии : материалы «круглого стола». См. выступления И.В. Бестужева-Лады, И.И. Кравченко,

В.М. Межуева, Н.П. Казимирчука, Т.А. Алексеевой // Вопросы философии. — 1991. — № 7.

3. Варианты самоутверждения личности и его социально-философские основания рассматривают: Никитин Е.Н., Харла-менкова Н.Е., Самоутверждение человека // Вопросы философии. — 1997. — № 7.

4. Леверовская Я.В., Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Социальная адаптация // Социология. Энциклопедия. — Мн. : Книжный дом. — 2003.

5. Абушенко В.Л. Социальная диагностика// Социология.

Энциклопедия. — Мн. : Книжный дом. — 2003.

6. Кемеров В.Е. Метафизика — динамика // Вопросы философии. — 1998. — № 8.

7. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности// Вопросы философии. — 1999. — № 7.

8. Кудринский В.А. Выступление / Философия и политика// Вопросы философии. — 1996. — № 10.

9. Цыганков А.П. Вызов капитализма (П. Бергер о социальных ориентирах современного общества) // Вопросы философии. - 1993. - № 12.

10. Нерсесянц В.С. Гражданская концепция общественного договора об основах постсоциалистического строя // Социологические исследования. — 2001. — № 7.

11. Шляпентах В.Э. Советский Союз — нормальное тоталитарное общество // Социологические исследования. — 2000. — № 2.

12. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. — 2001. — № 2.

13. Трубецкой Е.Н. Два зверя // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М. : ACADEMIA. — 1994.

14. Тульчинский Г.Л. Проблема либерализма и эффективная социальная технология // Вопросы философии. — 2003. — № 7.

15. Жуков В.И. Университетское образование, история, социология, политика. М. : Академический проект. — 2003.

16. Осадчая Г.А. Социология социальной сферы. — М. : Социум. — 2003.

ДЕМЧЕНКО Елена Николаевна, соискатель кафедры философии и психологии.

Статья поступила в редакцию 15.10.08 г.

© Е. Н. Демченко

УДК 659 1 37 Н. А. АНАШКИНА

Омский государственный технический университет

СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕКЛАМНОГО ОБРАЗА

Статья рассматривает рекламную коммуникацию не только в узком экономическом значении, но и осмысливает ее как философский феномен, наделяющий свои объекты коннатативными значениями. Рекламный образ в этом контексте рассматривается как основной элемент, составляющий суть рекламного сообщения, анализируется его структура и смысловое содержание как основа эффективной рекламной коммуникации.

Сегодня рекламная коммуникация расширяет традиционные границы своего значения. Осмысление функциональных возможностей рекламы лишь в коммерческом плане является стереотипным, не позволяя увидеть все ее многообразие. Современная реклама является не просто инструментом стимулирования сбыта товаров и услуг, а воспринимается как философский феномен, имеющий глубокую технологическую базу. Зная принципы и законы, т. е. технологию создания рекламы, можно сделать вывод, что сущность любого рекламного произведения составляет рекламный образ. Его четкая структура и смысловое содержание, в конечном счете, и определяют эффективность рекламной коммуникации.

Основными элементами структуры образа выступают материальное (форма) и идеальное (содержание, идея) — эти компоненты выделяют многие исследователи (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, С.Д. Безклубенко, Е.С. Громов, А.Л. Казин), а также большинство словарных определений. Понятия «форма» и «содержание» характеризуются относительным единообразием. Большинство современных исследователей придерживаются общей позиции, согласно которой под содержанием понимается «внутренний смысл образа, его духовное наполнение», а под формой «материальная организация, образное строение и воплощение данного духовного содержания» [1]. Идеальный и материальный компоненты образа тесно взаимосвязаны

и обусловливают друг друга. М.С. Каган пишет, что «...оценить эстетически форму предмета можно только соотнося ее с его содержанием» [2]. Подобной точки зрения придерживается и Е.С. Громов, по словам которого «вся сила таланта выражается в умении мыслить целостными образами, в которых форма и содержание представляют собой нерасторжимый сплав» [3]. Таким образом, образ есть структура, обеспечивающая взаимодействие содержания и формы. Он же характеризуется нерасторжимым единством и тождеством содержания и формы, невозможностью существования, а значит, восприятия и изучения одного отдельно от другого.

Очевидная взаимосвязь рекламы и искусства позволяет нам обратиться и истокам немецкой классической философии. В частности, в «Эстетике» Гегель рассматривал образ как структурную единицу всякого искусства. Целью искусства философ полагал чувственное изображение абсолютного, то есть идеи. Поэтому «содержанием искусства является идея, а его формой — чувственное, образное воплощение» [4], то есть образ является формой по отношению к идее. В целом образ — это содержательная форма. Конкретность, присущая и изображаемому содержанию, и образной форме, есть их точка соприкосновения, совпадения и соответствия друг другу.

Единство содержания и формы (то есть образ) Гегель назвал «идеалом», а в условиях исследовательской практики вместо термина «образ» можно столкнуться с понятием «идея». Исходя из этого, идею можно определить как принцип единства и тождества содержания и формы, что укладывается в систему Гегеля, который видит «высоту и превосходство» во внутреннем единстве и слиянии «идеи и ее образа» [5], то есть содержания и формы. В рамках локальной задачи по исследованию структурно-смыслового содержания рекламного образа мы берем за основу утверждение о единстве и тождестве идеи и образа.

Прежде чем воплотиться в материальную форму, образ рождается на стадии замысла. В любой деятельности, в том числе рекламной, решение задачи опосредуется постановкой цели. В рекламном творчестве, как проектной деятельности первоначальным осознанием задачи, является замысел. Понятие «замысел» абстрактно, поскольку определить содержание замысла в каждый момент практически невозможно. Наиболее четко удается проследить лишь начальный этап замысла и его конечный результат.

Одни теоретики считают, что рождение замысла происходит под влиянием идеи [6], другие главенствующую роль отдают образу. Исходя из нашей задачи, образ должен быть опосредован идеей, которая становится смыслом образа. Формирование чувств, эмоций и наблюдений под контролем сознания непосредственно в образы, определяется превращением замысла. Произойти этот процесс может только под влиянием идеи, которая является ведущим импульсом создания образа. Явления объективной действительности превращаются в зрительно-пластические импульсы.

Если рассматривать создаваемое произведение в виде системы, состоящей из элементов и структуры, то последняя подчиняется идее, организуя и объединяя образные элементы в одно целое. Только органическое образное единство содержания и формы делает замысел плодотворным, рабочим. При этом форма играет служебную роль, а содержание — главенствующую, то есть форма подчинена содержанию. Так, общим законом возникновения замысла является соединение образа и идеи [7].

Идея (греч. idea — буквально: «то, что видно», образ) - мысль, замысел, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления, отражающего материальный мир [8]. Идея — это суть, основная мысль произведения, главный вывод и обобщение содержания, оценка отображаемых явлений и событий. Идея абстрактна и субъективна. Идея всегда лозунг, а рекламный лозунг — это слоган. Именно рекламный слоган дает толчок визуальному или вербальному воплощению образа, что в конечном итоге укладывается в формулу единства и взаимосвязи содержания (идеи, слогана) и формы (образа) в структуре рекламного произведения. Основная задача рекламного слогана состоит в организации образа. Этой мысли придерживаются и создатели современной рекламы. Известный рекламный режиссер Т. Бекмамбетов при создании рекламного ролика придает слогану (идее) первостепенное значение. «Слоган — это самое главное. Смотрите, какая цепочка: сначала есть нечто, что клиент хочет продать, потом агентство придумывает, что нужно кричать и на каком углу, потом — как эмоционально продать идею зрителю. Рекламный ролик нужен только для одного — чтобы объяснить людям содержание слогана»[9]. Из чего мы делаем вывод, что форма рекламного образа в качестве элемента, детерминирующего его идентификацию, восприятие и, в конечном счете, эффективность, находится в нерасторжимом единстве с идеей рекламного произведения. Позволим сказать «должна находиться», поскольку в современных рекламных сообщениях присутствует тенденция несоответствия образов заявленной идее (слогану), что, на наш взгляд объясняется недостаточной проработкой идеи на уровне формирования замысла, неверном отборе средств образного построения и другими факторами.

«Структура всегда представляет собой модель», пишет Лотман и далее «...иерархичность внутренней организации также является существенным признаком структурности»[10]. В качестве примера рассмотрим структурную иерархию (внутреннюю организацию) самой «сложной» рекламы — телевизионной. Своими корнями телереклама опирается на кинематограф, который в свою очередь синтезирует выразительные средства слова и изображения на новом уровне — языке аудиовизуальных образов, созданных посредством технологий. Так как кино по своей природе синтетично, то и кинообраз состоит из органически сочетающихся элементов: литературы (сценарий), живописи (анимация, декорации, композиция, цвет) и театр (игра актеров). Звук обогащает образ в кино словом и музыкой, которая является не сопровождением и дополнением зрительных впечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа [11].

Образный язык телерекламы формирует синтез информационного, коммуникативного и художественного начал. Так, под формой рекламного образа в телерекламе мы подразумеваем все образное сообщение (сложный образ) состоящий из локальных элементов, представляющих собой простые образы внутри сложного. На уровне формы в рекламе выступают все визуальные и вербальные элементы, с помощью которых и создается образ рекламруемого товара [12]. Воздействие телерекламы на адресата достигается за счет совокупности образных элементов, к которым относятся видео и аудио элементы, актеры, декорации, цветовое и световое решение, а так же композиционное и монтажное построение рекламного сообщения. Каждый из элементов несет в себе определенный смысл, что предполагает его декодиро-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

вание реципиентом. Визуальные элементы доминируют в восприятии телерекламы, поэтому используются в качестве первостепенных носителей концепции.

Несоответствие формы содержанию в художественном произведении позволяет художнику отразить более глубокую сущность явления (этот аспект зафиксирован в работах О.А. Кривцуна, А.Л. Казина). Такой образ порождает множество независимых смыслов и интерпретаций, активизирует мышление адресата, предоставляя ему возможность самостоятельно раскрыть образный смысл. Отсутствие взаимосвязи формы и содержания в рекламе приводит к потере смысла и разрушению структуры произведения в целом. И это несмотря на то, что по своей структуре и содержанию, художественный образ «цельный и неисчерпаемый», а рекламный «в силу своей гиперимлицитности и гиперэкспрессивности представляет собой мозаичную структуру, связываемую воедино лишь рекламируемым товаром» [13].

Единство формы, выступающей в качестве означающего, и содержания — означаемого, не предполагает их совпадения. Ценность имеет образ, обладающий многозначностью. Это свойство структуры образа в семиотике связывают с его способностью нести коннотативные значения. В рекламе одним из факторов, влияющих на создание образа, выступает семантика товара. Как особый способ коммуникации производителя с потребителем, реклама продуцирует феномены, наделяющие объект рекламы дополнительными ценностями и смыслами. Сегодня реклама продает не просто товары и услуги, а мечты, любовь, здоровье, уверенность, благополучие, общение и т.п. Люди потребляют не товары, а соответствующие им образы, предлагающие потребителю виртуальную жизнь в рамках рекламных брендов. По свидетельству ряда исследователей, формирование имиджа бренда все реже осуществляется на основании реальных качеств рекламируемого товара или услуги. Все чаще образ служит раскрытию невещественных качеств, связанных с миссией бренда, который строится на устойчивой ассоциативной связи рекламного образа с преимуществом товара. При этом рекламное сообщение может использовать привычные, общедоступные формы для отражения информации об объекте рекламы. Реклама, которая использует привычные образы, может проникнуть в сознание потребителя за самое короткое время. Ее интерпретация не требует усилий, поскольку трактовки, заданные предшественниками, воспроизводятся в сознании потребителя легко и быстро. Примером «привычных образов» может служить использование в рекламе культурных образов, образа героя, образа семьи, образа жизни.

Также в пример можно привести формат рекламного сериала. Рекламная история, развернутая во времени, от серии к серии занимает определённую нишу в сознании потребителя. Сериал позволяет быстро обозначить характеры героев, которые с каждым разом все больше обогащаются и уже не надо тратить время на введение потребителя в курс дела. Все знают, что это за персонажи и чего от них можно ожидать, так как правила игры заданы в предыдущих сериях. Таким образом, сериал конструирует реальность, четко узнаваемую потребителем. Можно убрать пэкшот, логотип и слоган, но узнаваемость бренда от этого не пострадает. Яркий пример — серия роликов сока «Моя семья».

Итогом структурной трансформации образа является его смысловая концепция. Гармоничная и неразрывная взаимосвязь содержания и формы переключает на эмоции, вызывающие потребности адре-

сата, а возникающие в сознании образы отсылают к имплицитным смыслам. Смысловое содержание рекламного образа не ограничивается его номинальным значением. Как мы выяснили, рекламные образы опосредованы формулировкой основной идеи (слогана), что исключает использование в рекламе немотивированных образов. Система рекламных образов находится в целостном взаимодействии, несущем кон-натативные значения. В любом произведении создание образа проходит путь от конкретного (денотативного) смысла к обобщенному и переносному (кон-натативному). В частности реклама целиком построена на этом процессе.

Если проследить последовательное восхождение рекламного образа от конкретного смысла к обобщенному, то можно увидеть трехступенчатое разграничение образа:

— образ-индикатор (буквальное, прямое значение);

— образ-троп (переносное значение);

— образ-символ (обобщенное значение на базе частного).

Первая ступень является носителем смысла. На второй ступени возникает переосмысление посредством системы тропов, в основе которой лежит мета-форизация. Третья ступень выводит смысл образа за пределы контекста. Именно в этом случае мы можем наблюдать в рекламе процесс восхождения от конкретно-наглядного образа до символического.

В качестве примера рассмотрим рекламу оператора сотовой связи «Билайн» «Живой ноль», слоган «Билайн — живи на яркой стороне».

1. Образ-индикатор — изображение нуля (окружности);

2. Образ-троп — танец, «оживление» нуля с помощью танцующих людей;

3. Образ-символ — образ свободы, неограниченности, движения.

В вышеозначенных образах можно так же выявить характер и типы заключенной в них информации. Прямое значение (индикатор) — фактологическая информация, переносное значение (троп) — концептуальная, обобщающее значение (символ) — конна-тативная [14].

Процесс трансформации (восхождения) смыслового содержания рекламного образа находит отражение в теории структуры рекламного изображения, разработанного и введенного Р. Бартом. Изображение расслаивается на три структурные составляющие:

— текст (языковый и кодовый);

— денотативная составляющая (буквальное изображение);

— коннотативная составляющая (подразумеваемые и выделяемые потребителем смыслы изображения).

Каждая составляющая интерпретируется потребителем и несет информацию. Текстовая составляющая запускает механизм интерпретации в нужном направлении. Денотативная составляющая изображения воплощает естественность и служит маскировкой, алиби для коннотативной составляющей рекламного изображения, что подтверждается вышеприведенным примером рекламного изображения [15].

С точки зрения психологии восприятия, смысловое содержание рекламного образа трактуется несколько иначе, однако сохраняет многослойность:

— первый слой передает образную информацию адресату через направленную ассоциативность;

— второй слой апеллирует к подсознанию посредством знаков и символов;

— третий слой — слой общекультурных смыслов, носителем которых выступает стилистика рекламного сообщения;

— четвертый слой активизирует эмоции адресата с помощью изобразительных элементов.

В условиях выбора идентичных коммерческих предложений смысловое содержание рекламного образа, запечатленное в сознании потребителя, должно воспроизвестись при встрече с рекламируемым товаром. Этот процесс относится к области бессознательных механизмов формирования впечатления. Отсюда следует, что выбор средств образного построения ориентирован на эмоциональную сферу восприятия. На творческих этапах (подготовительном и производственном) эти средства оптимизируют творческую активность создателей рекламного образа.

Рекламу можно отнести к «направленной трансляции смыслов» [16]. Восприятие рекламного образа так же опосредовано имплицитным характером рекламного текста. В условиях ограниченного временного формата, копирайтеры «упаковывают» рекламный смысл в слоган, основная задача которого состоит в организации образа, то есть идеи, смысла рекламируемого объекта. Другими словами, «слоган должен совмещать в себе четкую образную фигуру, несущую смысловое многообразие на дозированной информационной основе» [17].

Итак, образы в рекламе используются, чтобы выразить отдельно взятую мысль — рекламный слоган. В этом контексте понятие образа может быть употреблено не в значении структурного элемента, а в частном значении тропа. Тропы (от греч. 1;горо8 — поворот, направление) — это обобщенные способы создания образа, приемы, основанные на психологических закономерностях. Открыты они были еще древнегреческими риторами и с тех пор успешно используются во всех искусствах, в том числе и в рекламе. Тропы — это метафоры, аллегории, гиперболы, литоты, метонимии и т.д., это объекты, выражения или действия, употребленные в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление понятий, близких в каком-либо отношении, и троп реализуется, если в значениях этих понятий имеется общий признак. На макроуровне смыслообразующие функции рекламного образа выполняет рекламируемый товар или услуга. На микроуровне (уровень структуры рекламного сообщения) одним из механизмов упаковки смыслов в образ является использование тропов, которые могут быть представлены как ауди-ально так и визуально. Отождествление образа с тропами положило начало его классификационному описанию. Эта точка зрения широко представлена в современных исследованиях. Именно наличие тропа приводит к сдвигу семантического значения объекта рекламирования, т.е. одновременному считыванию его как прямого, так и переносного (коннотативного) значения, которое в рекламе и является основным. Тропы могут иметь множество смыслов, но они не выступают в качестве универсальных рецептов создания образа, а являются приемами отработанными и проверенными столетиями. Воздействие тропов на сознание связано с изменением и возникновением стереотипных связей объекта в соответствующем фрагменте образа мира потребителя.

Не всякая метафора или гипербола может быть образом, но всякое образное выражение, понятие или явление можно классифицировать одним из подобных терминов. В рекламе все эти приемы одинаковы для любого жанра и не зависят от медиа-носителя.

Выбор и уместность использования тропов в рекламном произведении определяются видом рекламы, семантикой товара, культурным контекстом, целевой группой, художественным смыслом образа и другими факторами.

В качестве фактора, определяющего в рекламе конечную идею, могут выступать культурные смыслы. Анализ рекламы показывает, что в рекламных сообщениях доминируют образы массовой культуры. Эта тенденция ориентирована на упрощение рекламных посланий по причине более доступного декодирования рекламных идей массовым сознанием и отражает процесс трансформации художественного образа в культуре постмодернизма путем его интеграции в образцы массовой культуры — рекламные сообщения. Однако тенденцию эту нельзя считать негативной, поскольку в данном аспекте рекламные образы выступают в качестве трансляторов культурного наследия.

Сегодня во взаимоотношениях рекламы и культуры невозможно определить, чья роль является доминирующей — эти явления взаимно влияют друг на друга. Нескончаемый обмен значений, мотивов, сюжетов и культурных смыслов делает рекламу частью медиаиндустрии (массовой культуры). Современная реклама выступает уже не в качестве устаревшего «двигателя торговли», а является «сверхзадачей массовой культуры» [18].

Итак, структуру рекламного образа составляет нерасторжимое единство формы (образа) и содержания (идеи), выраженного в рекламном слогане. Рекламные образы опосредованы формулировкой слогана. Итогом структурной трансформации образа является его смысловая концепция. Одним из смыслообразующих механизмов создания рекламного образа является троп, наличие которого приводит к сдвигу семантического значения объекта рекламирования, т.е. одновременному считыванию его как прямого, так и переносного (коннотативного) значения, которое в рекламе и является основным. В качестве фактора, определяющего содержание рекламного образа, могут выступать культурные смыслы. В этом контексте рекламный образ рассматривается как попытка возрождения, сохранения и трансляции культурного опыта.

Библиографический список

1. Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. — Л. : Искусство, 1972. — С. 89.

2. Там же. — С.26

3. Громов Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. — М. : Просвещение, 1986. — С. 118

4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. — М., 1968. — Т. 1. — С. 75.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. — СПб, 1999. — С.142.

6. См.: Ленсу Е.Я. Замысел. Художественная идея и образный мир литературного произведения / Е.Я. Ленсу. — Минск, 1980.

7. См.: Малинина Н.Л. Диалектика художественного образа / Н.Л. Малинина. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 144 с.

8. Современный словарь иностранных слов : ок. 20 000 слов. — 3-е изд., стер. — М. : Рус. Яз., 2000. — С. 224.

9. Семина Н. Сплошной поток позитива / Н. Семина // Индустрия рекламы. — 2003. — № 16. — С. 21.

10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лот-ман. - М., 1972. - С.13.

11. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. - С. 268.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

18. [Электронный ресурс] / Материалы «круглого стола» «Философия и социология рекламы» РГГУ. — Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/round_01.htm

АНАШКИНА Наталья Александровна, аспирантка кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства», режиссер видеостудии лаборатории ТСО УМУ.

Статья поступила в редакцию 01.10.08 г.

© Н. А. Анашкина

Книжная полка

Купарашвили М. Д. Сумма трансцеденталий. - Часть 1. Онтология разума: монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - 398 с. (переплет).

В монографии сделана попытка отрефлексировать эпоху тотальной деконструкции. На фоне исследования взаимосвязи рациональных и иррациональных способов сознания раскрывается смысл утраченных значений трансценденталий. Работа основана на обширном историко-философском материале, что позволяет автору проанализировать причины обесценивания ключевых категорий, обеспечивающих целостность мировоззрения.

Книга рассчитана на специалистов, профессионально занимающихся философскими проблемами, а также на широкий круг читателей, для которых актуальны проблемы становления нового мировоззрения.

По вопросам приобретения — (3812) 67-32-55 E mail: karpova@univer.omsu.ru

Купарашвили М.Д. Сумма трансцеденталий. - Часть 2. Гносеология разума: монография. -Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 320 с. (переплет).

Вторая часть монографии посвящается исследованию высшей познавательной способности — разуму, его собственным гносеологическим функциям, через которые он раскрывается как безусловный гарант бесконечности позитивной мысли.

В качестве поиска нового философского смысла, категориального аппарата и новой философской целостности на фоне постмодернистской чувственности автор предлагает оригинальный взгляд на православную философскую практику, в полной мере воплощенную в русском философском наследии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книга рассчитана на специалистов, профессионально занимающихся философией познания.

По вопросам приобретения — (3812) 67-32-55 E mail: karpova@univer,omsu,ru

12. Дмитриева Л.М. Символ в рекламе / Л.М. Дмитриева, С.С. Марочкина, Л.С. Ракитина. М. : Наука, 2007. — С. 77-78.

13. Анатомия рекламного образа ; под общ. ред. А.В. Овруц-кого. — Спб. : Питер, 2004. — С.19-20.

14. См.: Валгина Н.С. Теория текста : учеб. пособие / Н.С. Валгина. М. : «Логос-М», 2004. — 280 с.

15. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы / А. Ульяновский. — СПб. : Петрополь, 1995. — С. 35-36.

16. Леонтьев Д.А. Восприятие образа персонажа и образа товара в телевизионных рекламных роликах / Д.А. Леонтьев, Л.В. Ко-нарева // Ежегодник «Методы психологии». — 1997. — № 2. —

С. 166.

17. Анатомия рекламного образа ; под общ. ред. А.В. Овруц-кого. — Спб. : Питер, 2004. — С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.