Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СЕТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СООБЩЕСТВА НАУЧНЫХ ВОЛОНТЕРОВ «ЛЮДИ НАУКИ»'

СТРУКТУРНО-СЕТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СООБЩЕСТВА НАУЧНЫХ ВОЛОНТЕРОВ «ЛЮДИ НАУКИ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская наука / научное волонтерство / проект «Люди науки» / научные кооперации / научные сообщества / неформальные научные институции / социально-сетевой анализ / социальные сети / большие данные / citizen science / scientific volunteering / the People of Science project / scientific cooperation / scientific communities / informal scientific institutions / social network analysis / social media / big data

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саркисова Анна Юрьевна, Дунаева Дарья Олеговна

Проблематика работы связана с развитием гражданской науки в России. Наиболее заметным в России сегодня является сообщество участников проектов гражданской науки — «Люди науки» (https://citizen-science.ru/), задачи которого связаны с поиском научных волонтеров для исследователей, с одной стороны, и с поиском научных проектов для волонтеров, с другой. Структура этого сообщества (на материале его официальной группы «ВКонтакте» (https://vk.com/ludi_nauki) — предмет настоящего исследования. Проанализированы социально-демографические характеристики подписчиков (3.5 тыс. человек): гендер, возраст, образование, семейное положение. Исследованы сетевые характеристики: взаимодействие подписчиков между собой, сплоченность сети, наличие кластеров, лидеров. Методы исследования: сбор данных с помощью открытого API, анализ социально-демографических характеристик пользователей, социально-сетевой анализ (SNA). Результаты позволяют уточнить портрет современного российского научного волонтера, прояснить проблему вовлечения людей в «гражданскую» научную кооперацию и определить лидеров группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Саркисова Анна Юрьевна, Дунаева Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND NETWORK FEATURES OF THE RUSSIAN COMMUNITY OF SCIENTIFIC VOLUNTEERS “PEOPLE OF SCIENCE”

The article is related to the development of citizen science in Russia. The most notable in Russia today is the community of participants in citizen science projects — “People of Science” (https://citizen-science.ru/). Its tasks are connected with the search for scientific volunteers for researchers, on the one hand, and with the search for scientific projects for volunteers, on the other. The structure of this community (on the material of its official VK group (https://vk.com/ludi_nauki) is the subject of this study. The socio-demographic portrait of subscribers (3.5 thousand people) is analyzed: gender, age, education, marital status. The studied network characteristics are the interaction of subscribers among themselves, the cohesion of the network, the presence of clusters, leaders, etc. Research methods: data collection using an open API, socio-demographic analysis, social network analysis (SNA). The results allow clarifying the portrait of a modern Russian scientific volunteer, clarifying the problem of involving people in “civilian” scientific cooperation, and identifying the leaders of the group.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СЕТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СООБЩЕСТВА НАУЧНЫХ ВОЛОНТЕРОВ «ЛЮДИ НАУКИ»»

УДК 316.3:061 Б01: 10.24412/2414-9241-2022-8-113-127

СТРУКТУРНО-СЕТЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СООБЩЕСТВА НАУЧНЫХ ВОЛОНТЕРОВ «ЛЮДИ НАУКИ»

Анна Юрьевна Саркисова

кандидат филологических наук, доцент, младший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных Национального исследовательского Томского государственного университета, Томск, Россия; e-mail: sarkisova@data.tsu.ru

Дарья Олеговна Дунаева

лаборант

Научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных, ассистент кафедры социологии Национального исследовательского Томского государственного университета, Томск, Россия; e-mail: ddo@data.tsu.ru

Проблематика работы связана с развитием гражданской науки в России. Наиболее заметным в России сегодня является сообщество участников проектов гражданской науки — «Люди науки» (https://citizen-science.ru/), задачи которого связаны с поиском научных волонтеров для исследователей, с одной стороны, и с поиском научных проектов для волонтеров, с другой. Структура этого сообщества (на материале его официальной группы «ВКонтакте» (https:// vk.com/ludi_nauki) — предмет настоящего исследования. Проанализированы социально-демографические характеристики подписчиков (3.5 тыс. человек): гендер, возраст, образование, семейное положение. Исследованы сетевые характеристики: взаимодействие подписчиков между собой, сплоченность сети,

наличие кластеров, лидеров. Методы исследования: сбор данных с помощью открытого API, анализ социально-демографических характеристик пользователей, социально-сетевой анализ (SNA). Результаты позволяют уточнить портрет современного российского научного волонтера, прояснить проблему вовлечения людей в «гражданскую» научную кооперацию и определить лидеров группы.

Ключевые слова: гражданская наука, научное волонтерство, проект «Люди науки», научные кооперации, научные сообщества, неформальные научные институции, социально-сетевой анализ, социальные сети, большие данные.

Гражданская наука (англ. citizen science) — практика осуществления научных проектов с участием большого круга волонтеров; в широком смысле — любое участие непрофессионалов в научно-исследовательской работе, — является заметным трендом в историческом развитии науки на современном этапе и интенсивно распространяется в мире.

Концепт «гражданская наука» возник в середине 1990-х гг., термин был введен в научный оборот в трудах британского социолога А. Ирвина (Irwin, 1995) и американского биолога Р. Бон-ни (Bonney, 1996). Практика разного рода поддержки научных исследований со стороны «граждан» существовала и раньше.

Перспективы гражданской науки как практической деятельности в зарубежных исследованиях характеризуются в целом следующим образом: «В эпоху Интернета популярность и масштабы гражданской науки кажутся почти безграничными. Для граждан мотивация состоит в том, чтобы внести свой вклад в "настоящую" науку, предназначенную для широкой общественности информацию и ее сохранение. Для ученых гражданская наука предлагает способ сбора информации, которая иначе была бы недоступна» (Tulloch, 2013: 128). Причинами подъема гражданской науки, помимо развития технологий, видятся резкий рост объема данных, усложнение научно-практических задач, тенденция к доминированию на научной арене больших научных коллективов.

За рубежом гражданская наука часто поддерживается как на государственном уровне, так и на уровне автономных организаций. Исследователи отмечают важность формирования соответствующих сообществ и ассоциаций, организации взаимодействия волонтеров и ученых, разработки технологических решений, в частности платформ, предназначенных для поиска волонтеров или обеспечения их исследовательской деятельности. Так, в работе «Достижение устойчивых результатов с помощью гражданской науки: рекомендации по эффективному участию граждан» (Margherita, 2021) предлагаются рекомендации по трем важнейшим составляющим организации гражданской науки: управлению мотивацией, привлечению добровольцев и разработке платформы гражданской науки. В работе «Будущее гражданской науки: новые технологии и меняющиеся парадигмы» (Newman, 2012) прогнозируется будущее гражданской науки с точки зрения ее исследовательских процессов, программ, культуры участников, а также научных сообществ. По мнению авторов, более формализованный институт гражданской науки, дополненный сетевыми организациями, ассоциациями, журналами и киберинфраструктурой, будет способствовать развитию научных исследований и научно-просветительской работе. О том, что, несмотря на добровольческий характер гражданской науки, ее институционализация, безусловно, нуждается в поддержке и финансировании, пишут Р. Бонни с соавторами в работе «Следующие шаги для гражданской науки» (Bonney, 2014): чтобы гражданская наука полностью реализовала свой потенциал, необходимы стратегические инвестиции и координация.

Проблемы гражданской науки, связанные с российской практикой (более дискуссионные), поднимались в трудах Е.Г. Гребенщиковой, С.В. Егерева, С.М. Пястолова, А.Г. Газоян, А.В. Волковой, С.Ю. Шевченко, Е.В. Масланова, А.В. Махнача, А.И. Лактионовой и др.

В России на текущий момент оформилось одно достаточно крупное сообщество, объединяющее участников различных

проектов гражданской науки, — «Люди науки» (https://citizen-science.ru/).

При поддержке Фонда президентских грантов Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (https://akson. science/) был инициирован проект, результатом которого стал одноименный портал «Люди науки», направленный на развитие научного волонтерства в России. Заявляемые цели проекта — помочь волонтерам найти научные проекты, в которых они могли бы принять участие, с одной стороны, и помочь исследователям найти для своих научных проектов добровольных помощников, анонсировав свои проекты, с другой. Проект некоммерческий. Портал функционирует с октября 2020 г., он агрегирует российские проекты гражданской науки.

Проект «Люди науки» имеет официальную группу в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ludi_nauki). Эта группа являет собой пример сетевого сообщества, и она является объектом настоящего исследования.

Группа имеет 3 514 подписчиков (здесь и далее все данные указаны на 14 апреля 2022 г.), 9 % которых являются неактивными (профили заблокированы или пользователи не заходили в социальную сеть более двух месяцев). В среднем сообщество публикует 8 постов в неделю, среднее количество лайков в неделю — 256, комментариев — 10, репостов — 32, просмотров — 11 755.

Цель нашей работы — осуществить социально-демографический и сетевой анализ сообщества «Люди науки» в социальной сети «ВКонтакте» как сообщества акторов российской гражданской науки. Социально-демографический анализ позволит определить социальный портрет представителя российской гражданской науки. Сетевой анализ направлен на исследование особенностей взаимодействия участников сообщества (одна из постулируемых на портале задач проекта — «способствовать развитию сообщества участников гражданской науки, ученых и волонтеров»).

Актуальность поставленных задач обусловлена 1) становлением института гражданской науки в России, соотнесенностью заявленной проблематики с декларируемыми приоритетными научно-стратегическими направлениями и инициативами в сфере развития науки и технологий (см. распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2022 г. № 2036-р); 2) ролью социальных сетей в отражении социальных явлений и массовой коммуникации; 3) привлечением технологий анализа больших данных, современных методов сбора и обработки данных, обеспечивающих точность и репрезентативность количественных результатов в актуальном временном срезе.

Данные выгружены автоматизированными методами с помощью открытого API «ВКонтакте». Извлечены открытые данные о подписчиках искомого сообщества, в частности об их возрасте, поле, образовании, семейном положении «друзьях». Все данные обезличены.

В статье использованы методы социологических исследований: анализ социально-демографических характеристик и социально-сетевой анализ (SNA). Классический социологический метод статистического анализа социально-демографической структуры группы применен к современному источнику данных (социальные сети), предобработанному с помощью инструментов big data. Современный социологический метод — сетевой анализ (Barabasi, 2016) — использован для построения сети участников сообщества «Люди науки», анализа их взаимодействий.

Социально-демографическая структура сообщества «Люди науки»

На рисунке 1 представлена информация о статистическом распределении участников сообщества «Люди науки» в его официальной группе «ВКонтакте» по полу и семейному положению.

Рис. 1. Распределение участников сообщества по полу и семейному

положению

Эти два показателя не выявили значимой дифференциации. Так, в сообществе не наблюдается сильного гендерного преимущества: женщин немного больше, чем мужчин (60% и 40% соответственно). Показатель коррелирует с фактами преобладания мужчин в официальной науке как в мире, так и (в меньшей степени) в России (см., например: Перова, 2020: 10) и общим преобладанием женщин среди населения России.

Информацию о семейном положении указали в своем профиле 337 пользователей. Треть из указавших свой семейный статус находятся в брачных отношениях (34%), треть (35%) состоят в отношениях, еще треть (31%) не состоят в браке.

Социально-демографическими характеристиками, обнаружившими существенно рознящиеся статистические значения в рассматриваемом сообществе, оказываются возраст и уровень образования (рисунок 2).

Возраст (%)

/у \\ □ до 18

П \ \ □ 18-35

V \ / / □ 36-55

□ 55 и старше

Образовательный статус

(%

4 □ Студент

ы. □ Выпускник □ Кандидат или доктор наук

Рис. 2. Распределение участников сообщества по возрасту и уровню

образования

Свой возраст указали треть подписчиков (33%). Среди них преобладает молодежь — три четверти (75%) в возрасте от 18 до 35 лет, также представлены 14% пользователей среднего

возраста (36-55 лет), 8% в возрастной группе старше 55 лет, несовершеннолетние слабо представлены в сообществе (3%). Таким образом, возрастной состав сообщества подтверждает, что основной целевой аудиторией в гражданской науке являются молодые люди. Это может быть связано с большей активностью, меньшей обремененностью семейными или рабочими обязательствами, большей осведомленностью о современных проектах и инициативах, лучшим владением современными технологиями.

По информации, указанной в профилях подписчиков, можно сделать выводы об образовательном статусе 324 пользователей. Около половины из них (49%) являются студентами высших и средних учебных заведений, еще 47% — выпускники вузов и ссузов, 4% — кандидаты и доктора наук.

Таким образом, сообщество «Люди науки» демонстрирует, что средний российский научный волонтер — это чаще всего студент или выпускник высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, независимо от пола и семейного положения.

Для сравнения, например, в исследовании «Кто хочет быть гражданским ученым? Определение потенциала гражданской науки и целевых сегментов в Швейцарии» (БисЬзПп, 2019) автор делает вывод, что в Швейцарии до сих пор гражданские научные проекты в основном привлекали людей с высшим образованием, в большинстве мужчин, которые уже очень позитивно относятся к науке. Основываясь на данных национального опроса (Ы = 1051), авторы показывают, что отношение к науке является важной предпосылкой интереса респондентов к участию в гражданской науке, а пол и образование — нет.

Сетевые характеристики подписчиков сообщества «Люди

науки»

В сеть взаимодействий подписчиков сообщества «Люди науки» включены 3 204 пользователя (из анализа исключены

закрытые профили), между которыми обнаружено 784 связи (рисунок 3).

Рис. 3. Граф взаимодействий подписчиков сообщества «Люди науки»

Как видно на рисунке 3, в сети очень низкая плотность, есть один центральный компонент, в который входят 402 пользователя, имеющих 77% всех связей, и огромное количество изолянтов (80% от всей сети) — пользователей, которые не имеют ни одной дружеской связи ни с кем из подписчиков. Также в сети имеют место 90 небольших компонентов — групп пользователей от 2 до 10 человек, которые не связаны с центральным компонентом — ядром сети.

Можно сделать вывод, что в сообщество люди вступают, опираясь на свой личный интерес, зачастую самостоятельно,

без приглашения кого-либо из друзей, то есть потенциальные научные волонтеры на данном этапе практически не организованы, не имеют региональных лидеров.

Интересен данный результат сетевого анализа и в контексте наблюдений M. Ponti, A. Seredko (Ponti, 2022): по итогам системного изучения распределения задач в проектах гражданской науки авторами установлено, что большинство задач, выполняемых научными волонтерами в проектах, хорошо структурировано, предполагает небольшую взаимозависимость и требует навыков, распространенных среди населения в целом. Работа же экспертов, как правило, структурирована, находится на более высоком уровне взаимозависимости, чем у волонтеров, требует опыта в конкретных областях.

Традиционные задачи краудсорсинга обычно требуют от волонтера относительно элементарных действий, независимых от других волонтеров или экспертов. Таким образом, объ-единенность работой в общем проекте сама по себе не является гарантией даже единоразовых контактов участников, особенно в случае больших данных и крупных проектов. Вместе с тем, говорить о неформальном научном сообществе в таком случае затруднительно.

90 мелких компонентов (по 2-10 человек), наблюдаемых в сети «Люди науки», могут выступать потенциальным ресурсом для приращения сети, поскольку групповой интерес поддерживать проще — люди, которые уже дружат между собой, с большей вероятностью смогут реализоваться в научном волонтерстве. Сплочение сети — условие образования общего community, объединенного связями, идеями, ценностями и деятельностью.

Центральный компонент сети «Люди науки» связан неплотно, но его можно считать ядром сети, потому что в нем объединены люди, связанные с различными институциями и имеющие общие признаки помимо желания заниматься гражданской наукой: это коллеги, студенты одних и тех же учебных заведений, люди, занимающиеся одним видом деятельности,

участники научных конференций, жители одного города или поселка и т. д.

Ядро состоит из 8 основных кластеров (рисунок 4) — сообществ наиболее плотно связанных пользователей.

Рис. 4. Связанный компонент сети взаимодействий подписчиков сообщества «Люди науки»

В самый крупный кластер (розовый) входит 18% всех участников компонента (73 пользователя), между ними существует 104 дружеские связи. В среднем пользователи этого кластера имеют 3 общих друзей, максимальная дистанция между узлами — 9, плотность сети составляет 0.04 (довольно низкий показатель). Признак, определяющий кластер, — причастность к популяризации науки: здесь собраны люди, которые ведут блоги, выступают с публичными лекциями, создают проекты, для того чтобы рассказывать широкой аудитории о научных достижениях.

Лидерами кластера являются администраторы просветительских сообществ; руководитель одного из проектов; блогеры (всего — 7 человек): у этих пользователей наибольшее количество связей. Главный «мост» кластера — администратор просветительского сообщества — сильнее всех связывает кластер с другими кластерами.

В голубой кластер входит 14% пользователей связанного компонента сети (56 пользователей), между ними обнаружено 92 дружеские связи. У пользователей в среднем 3 общих «друга», максимальная дистанция в кластере — 9 (как и в розовом кластере), но связан он плотнее — 0.06. Признак выделения кластера схож с предыдущим — это также популяризаторы науки, но они являются представителями каких-либо организаций, аффилированных с научной деятельностью: центров популяризации науки, вузов, ассоциаций и сообществ «ВКонтакте». Как правило, пользователи, вошедшие в этот кластер, связаны с какими-либо похожими на «Люди науки» сообществами и в большинстве своем являются учеными. Также в кластере собраны люди, занимающиеся научными коммуникациями. Лидерами кластера являются биолог, развивающий натуралистический туризм; представитель ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН); один из администраторов сообщества «Люди науки»; администраторы похожих сообществ и центра популяризации науки; научный журналист (всего — 10 человек).

Зеленый кластер — чуть меньше голубого, включает в себя 13% пользователей связанного компонента и 74 связи. Среднее количество друзей и расстояние по кластеру такие же, как в предыдущих двух, плотность — 0.056. В кластере есть 3 основных лидера, которые связаны между собой, у каждого из лидеров есть много друзей, но те между собой связаны уже слабо. В этот кластер входят студенты различных вузов и специальностей, по большей части из Москвы. Лидеры кластера — студенты разных московских университетов (3 человека).

В фиолетовый кластер входят 10% пользователей связанного компонента сети (42 человека), между ними есть 54 дружеские связи. В среднем у пользователей из этого кластера 2.6 общих друзей, максимальное расстояние — 10 (больше, чем в предыдущих случаях), плотность, как и в первом кластере, 0.6. В кластер входят ученые естественно-научного профиля: биологи, геологи, биофизики, генетики и пр.

Оранжевый кластер (также 10% пользователей связанного компонента сети) составляют школьники, значительная часть которых подписана на научно-популярный паблик Science Side of Tumblr (https://vk.com/sciencetumblr).

Лиловый кластер (4%) — это подписчики из Новосибирска, преимущественно биологи, сотрудники ботанического сада.

Название проекта «Люди науки» указывает на роль вовлечения людей в «гражданскую» научную кооперацию как стержневую идею этого проекта. Концепция гражданской науки актуализирует вопросы: кто он — научный волонтер, какое место занимает в институте научного партнерства. Актуализируемые методы позволяют прояснить ответы на эти вопросы, проанализировать связи внутри сообщества, отделить гипотетических научных волонтеров от координаторов-организаторов, определить лидеров сети, вносящих наибольший вклад в развитие коммуникаций.

Список литературы

Barabasi A.-L. Network Science. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 474 p.

Bonney R. Citizen science: a lab tradition // Living Bird. 1996. Vol. 15 (4). P. 7-15.

Bonney R., Shirk J.L., Phillips T.B., Wiggins A., Ballard H.L., Miller-Rushing A.J., Parrish J.K. Next steps for citizen science // Science. 2014. Vol. 343. Iss. 6178. P. 1436-1437.

Füchslin T., Schäfer M.S., Metag J. Who wants to be a citizen scientist? Identifying the potential of citizen science and target segments in Switzerland // Public Understanding of Science. 2019. Vol. 28. Iss. 6. August. P. 652-668.

Irwin A. Citizen Science: A study of people, expertise and sustainable development. London: Routledge, 1995. 216 p.

Margherita E.G. Achieving Sustainable Outcomes Through Citizen Science: Recommendations for an Effective Citizen Participation // Studies in Computational Intelligence. 2021. Vol. 974. P. 261-269.

Newman G., Wiggins A., Crall A., Graham E., Newman S., Crowston K. The future of Citizen science: Emerging technologies and shifting paradigms // Frontiers in Ecology and the Environment. Vol. 10. Iss. 6. P. 298-304.

Ponti M., Seredko A. Human-machine-learning integration and task allocation in citizen science // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9. Iss. 1, December.

Tulloch A.I.T., Possingham H.P., Joseph L.N., Szabo J., Martin T.G. Realising the full potential of citizen science monitoring programs // Biological Conservation. 2013. Vol. 165. September. P. 128-138.

Перова М.Б. Гендерное неравенство в науке // Социальные и экономические системы. Социология. 2020. № 4. С. 5-19.

STRUCTURAL AND NETWORK FEATURES OF THE RUSSIAN COMMUNITY OF SCIENTIFIC VOLUNTEERS "PEOPLE OF SCIENCE"

Anna Yu. Sarkisova

PhD in Philology, Associate professor, Junior researcher,

Laboratory of Applied Big Data Analysis,

National Research Tomsk State University,

Tomsk, Russia;

e-mail: sarkisova@data.tsu.ru

Daria O. Dunaeva

Laboratory assistant,

Laboratory of Applied Big Data Analysis,

National Research Tomsk State University,

Tomsk, Russia;

e-mail: ddo@data.tsu.ru

The article is related to the development of citizen science in Russia. The most notable in Russia today is the community of participants in citizen science projects — "People of Science" (https://citizen-science.ru/). Its tasks are connected with the search for scientific volunteers for researchers, on the one hand, and with the search for scientific projects for volunteers, on the other. The structure of this community (on the material of its official VK group (https://vk.com/ludi_nauki) is the subject of this study. The socio-demographic portrait of subscribers (3.5 thousand people) is analyzed: gender, age, education, marital status. The studied network characteristics are the interaction of subscribers among themselves, the cohesion of the network, the presence of clusters, leaders, etc. Research methods: data collection using an open API, socio-demographic analysis, social network analysis (SNA). The results allow clarifying the portrait of a modern Russian scientific volunteer, clarifying the problem of involving people in "civilian" scientific cooperation, and identifying the leaders of the group.

Keywords: citizen science, scientific volunteering, the People of Science project, scientific cooperation, scientific communities, informal scientific institutions, social network analysis, social media, big data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.