Научная статья на тему 'Структурно-семантическая организация концепта "писатель" в художественном дискурсе С. Моэма'

Структурно-семантическая организация концепта "писатель" в художественном дискурсе С. Моэма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СМЫСЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТ "ПИСАТЕЛЬ" / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / INDIVIDUAL AUTHOR'S MEANINGS / INDIVIDUAL AUTHOR'S CONCEPT / "WRITER" CONCEPT / CONCEPTUALIZATION OF THE WORLD / FICTIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробчак Вера Накиповна, Пякина Ирина Владимировна

Анализируется индивидуальный авторский концепт, то есть концептуализация мира автора с целью показать особенности структурно-семантической организации концепта «писатель» в художественном дискурсе С. Моэма. Актуальность заключается в том, что исследователи текста проявляют повышенный интерес к языковым единицам разного уровня, концептам в рамках антропоцентрических исследований. В данной связи представляется важным учитывать тот факт, что художественная картина мира С. Моэма представляет собой сложное структурно-семантическое образование, базирующееся на системе концептов, которые сформированы на основе индивидуально-авторских смыслов и представляют основные аксиологические ориентиры автора. Новизна анного исследования заключается в рассмотрении структурно-семантической организации концепта «писатель» в художественном дискурсе С. Моэма в рамках герменевтики. В заключении делается вывод о том, что экстралингвистический фактор играет большую роль в формировании определенного образа в художественном дискурсе, а необычное авторское мировидение писателя формируется в результате определенного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL - SEMANTIC ORGANIZATION OF THE CONCEPT "WRITER" IN S. MAUGHAM'S FICTIONAL DISCOURSE

The article is devoted to the individual author's concept, that is, the conceptualization of the author's world. The purpose of the article is to show the features of the structural and semantic organization of the concept "writer" in the fictional discourse of S.Maugham. The relevance of the article lies in the fact that researchers of the text show an increased interest in language units of different levels, and concepts within the framework of anthropocentric studies. In this regard, it is important to take into account the fact that the fictional worldview of S. Maugham is a complex structural and semantic formation based on a system of concepts that are formed based on individual author's meanings and represent the main axiological guidelines of the author. The novelty of this study lies in the consideration of the structural and semantic organization of the concept "writer" in the fictional discourse of S.Maugham within the framework of hermeneutics. We have arrived at the conclusion that the extralinguistic factor plays an important role in the formation of a certain image in the fictional discourse, and the unusual writer’s worldview is formed as a result of a certain way of life.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантическая организация концепта "писатель" в художественном дискурсе С. Моэма»

УДК 811.111' 373'42:82-051 ББК 81.432.1-3 К 68

Коробчак В.Н.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Армавирского государственного педагогического университета, e-mail: verakorobchak@mail.ru

Пякина И.В.

Аспирант кафедры иностранных языков и методики их преподавания Армавирского государственного педагогического университета, e-mail: 13_ irina_13@mail.ru

Структурно-семантическая организация концепта «писатель» в художественном дискурсе С. Моэма

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируется индивидуальный авторский концепт, то есть концептуализация мира автора с целью показать особенности структурно-семантической организации концепта «писатель» в художественном дискурсе С. Моэма. Актуальность заключается в том, что исследователи текста проявляют повышенный интерес к языковым единицам разного уровня, концептам в рамках антропоцентрических исследований. В данной связи представляется важным учитывать тот факт, что художественная картина мира С. Моэма представляет собой сложное структурно-семантическое образование, базирующееся на системе концептов, которые сформированы на основе индивидуально-авторских смыслов и представляют основные аксиологические ориентиры автора. Новизна анного исследования заключается в рассмотрении структурно-семантической организации концепта «писатель» в художественном дискурсе С. Моэма в рамках герменевтики. В заключении делается вывод о том, что экстралингвистический фактор играет большую роль в формировании определенного образа в художественном дискурсе, а необычное авторское мировидение писателя формируется в результате определенного образа жизни.

Ключевые слова:

Индивидуально-авторские смыслы, индивидуальный авторский концепт, концепт «писатель», концептуализация мира, художественный дискурс.

Korobchak V.N.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Armavir State Pedagogical University, Armavir, e-mail: verakorobchak@mail.ru

Pyakina I.V.

Post-graduate student of the Department of Foreign Languages and Methods of their Teaching, Armavir State Pedagogical University, Armavir, e-mail: 13_ irina_13@mail.ru

Structural - semantic organization of the concept "writer" in S. Maugham's fictional discourse

Abstract:

The article is devoted to the individual author's concept, that is, the conceptualization of the author's world. The purpose of the article is to show the features of the structural and semantic organization of the concept "writer" in the fictional discourse of S.Maugham. The relevance of the article lies in the fact that researchers of the text show an increased interest in language units of different levels, and concepts within the framework of anthropocentric studies. In this regard, it is important to take into account the fact that the fictional worldview of S. Maugham is a complex structural and semantic formation based on a system of concepts that are formed based on individual author's meanings and represent the main axiological guidelines of the author. The novelty of this study lies in the consideration of the structural and semantic organization of the concept "writer" in the fictional discourse of S.Maugham within the framework of hermeneutics. We have arrived at the conclusion that the extralinguistic factor plays an important role in the formation of a certain image in the fictional discourse, and the unusual writer's worldview is formed as a result of a certain way of life.

Keywords:

Individual author's meanings, individual author's concept, "writer" concept, conceptualization of the world, fictional discourse.

Понятие дискурса используется при обозначении актуального, используемого в обществе, текста. Однако, понятия «дискурс» и «текст» не являются синонимами. Дискурс является единицей языка, языкового использования, а текст - абстрактная теоретическая единица, принадлежащая области абстрактного. По мнению В.И. Карасика, дискурс есть «текст, погруженный в ситуацию общения или наоборот - общение посредством текста» [1: 350]. Интересна точка зрения Хачмафовой З.Р. и Островской Т.А., по мнению которых в дискуссиях о взаимоотношениях текста и дискурса наступает период, когда дискурс воспринимается как предпосылка понимания текста [2: 101]. Художественный дискурс это пространство диалога и читателя, а его содержание это лишь средство этого диалога. Результатом диалога является понимание. В рамках художественного дискурса основополагающую роль играет художественный концепт, который характеризуется эмоциональностью. Согласно мнению Черкасовой И.П., художественный концепт формируется на основе приобретенного личностного опыта, подчинен авторской идее, репрезентируется в художественном целом на уровне текстовых

смыслов, создается с помощью образности и метафоризации, динамичен в пространстве текста, а также диалога «текст-реципиент» и др. [3: 62].

Изучение различных типов дискурса позволило создать типологии, наиболее известными из которых следует считать: 1) базирующуюся на противопоставлении устного и письменного типов; 2) основанную на противопоставлении социолингвистического и прагмалингвистиче-ского (В.И. Карасик); 3) базирующуюся на типах потребностей людей (А.В. Олянич).

Особое место в современных научных исследованиях, безусловно, занимает художественный дискурс, удовлетворяющий эстетические потребности человека. Художественный дискурс формируется произведением, его автором и адресатом. Сам по себе текст и его языковые элементы несут смысл в той степени, в которой его интерпретируют читатели или слушатели, отталкивающиеся от своего знания мира. Художественный текст основывается на способности речи передавать образы и ассоциации. Инструменты передачи образности находятся в руках автора-художника и его эстетических пристрастий.

Учитывая тот факт, что структура художественного дискурса базируется на триаде «автор - текст - читатель», особое внимание было уделено понятию языковой личности, определяющей функционирование художественного дискурса и особенности идиостиля. Проблема идиостиля имеет комплексный характер, поэтому анализ стиля писателя требует многоуровневого подхода. Как результат понимание художественного текста, созданного элитарной языковой личностью, достигается через рефлексию, которая является признаком и принципом деятельности человека.

Основной единицей дискурса выступает концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющего сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира. Для нашего исследования представляет интерес, прежде всего художественный концепт, который мы рассматриваем как объединение рационального и эмоционального (эмоции, чувства, представления, мысли и др.), объединенного посредством художественной ассоциативности и основанного на основных понятиях бытия человека. Рассматриваем и интерпретируем концепт «писатель» на примере сборника эссе «Рассеянные мысли» С. Моэма.

Художественная картина мира С. Моэма представляет собой сложное структурно-семантическое образование, базирующееся на системе концептов, сформированных на основе индивидуально-авторских смыслов и репрезентирующих основные аксиологические ориентиры автора.

Мы можем утверждать, что основополагающие концепты, на которых основана картина мира автора, представленная в цикле эссе «Рассеянные мысли», можно разделить на две группы: концепты первого и второго уровня. Концепты первого уровня являются базовыми в структурно-семантической организации эссе. К ним относятся: писатель, художник, детектив, философ. Каждый концепт представляет дихотомию ценностей в авторском мире.

Первым в сборнике С. Моэм представляет эссе «Augustus» («Огастес»). Перед читателем предстает процесс становления писателя с его особенностями и мировидением. В основе концепта лежит дихотомия «творческая личность - чудак». В контекстах репрезентированы смыслы, образующие данную дихотомию. Необычное авторское мировидение писателя формируется в результате определенного образа жизни, отличного от привычек и распорядка дня обычных людей: Since the kind of life he lived there is lived no longer, I think it may be not without interest to describe the daily round.

Безусловно, творцу принадлежит определяющая роль в любой ситуации, начиная с банального обеда или встречи с друзьями. Библия символизирует связь с высшим миром, покровительство высшими силами творческих людей: Augustus was already in his chair at the head of the table, laid for the hearty meal he was soon to partake of. In front of him was the great family Bible and a large Prayer Book bound in black leather. Seated, he looked solemn and even imposing. По сути, в бытовой ситуации писатель выступает пастырем, взывающим к душам людей, заставляющим их повиноваться, подчиняться слову: He read the passages marked for the day, and having finished, uttered the words: 'Let us pray.' This was the signal for us all to kneel, the guests on hassocl'.s and the servants

on the Turkey carpet, and we recited in chorus the Lord's Prayer.

С. Моэм отмечает, что писателем может стать только образованный человек, зачастую владеющий не только словом, но и кистью. Художник слова создает свои полотна так же, как и мастер живописи, смешивая разнообразные краски. Но основой картины становятся краски жизни: особенности природы и общества, в котором он живет.

Моэм всегда подчеркивал, что сфера его интересов как писателя была связана с характерами и судьбами людей, внешне, казалось бы, ничем особенно не примечательных. Он тяготел к исключительному, считая, что самое интересное и неожиданное заключено в повседневном

[4].

С. Моэм называл себя воинствующим пессимистом, живущим в мире, который «катится в пропасть». Эта позиция многое объясняет в его творчестве: трагизм мироощущения присутствует во многих его произведениях, но его герои находят в себе силы противостоять судьбе, ищут выход из состояния «человеческого рабства», косности бытия.

Интересен тот факт, что сборник эссе «Рассеянные мысли», или в ином переводе «Переменчивое настроение», остался практически без внимания критиков. Однако, мы полагаем, что он выражает основу концепции С.Моэма, его художественного мира, в центре которого находится одинокая творческая личность. С другой стороны, именно творческая личность находится на пересечении двух миров - мира бытия и мира быта, вечности и тленности, искусства и простого физического существования.

В критико-биографической литературе интерпретация творчества и личности Моэма противоречива, неоднозначна. Нет единства критиков в оценках достоинств и недостатков произведений писателя: для одних С. Моэм - автор произведений, рассчитанных на невзыскательного читателя, для других - создатель

классических романов и рассказов, по достоинству занявших место в литературе новейшего времени [4].

Стиль определяется в молодости как основа жизненной концепции:

They were painted in the style of the mid-nineteenth century, and if they are still in existence might be found now to have a certain period charm.

Следует отметить, что творческий дар, гениальность предполагает внутреннюю силу, но ее нельзя смешивать и путать с правилами и догмами, созданными в человеческом мире. Истинная творческая личность обладает огромной внутренней свободой, горизонтами видения, противится догмам, восходя к созданию непривычных новых миров и пространств: The truth was simply that Augustus was bored with religion.

Спутником творческой личности довольно часто является личное одиночество: Augustus never married.

Существование в обществе и создание художественных текстов требуют диалога и понимания. Признание творчества - форма бытия писателя и художественных текстов: The success of Memorials of a Quiet Life brought Augustus other work of the same kind, and in course of time he published Life and Letters of Frances, Baroness Bunsen, The Story of Two Noble Lives, The Gurneys of Earlham, and others.

Писатель постоянно наблюдает за обществом, миром, его изменением и превращениями. В то время, как большинство людей наслаждается жизнью, творец старается запечатлеть ее мгновения в своих дневниках, чтобы через некоторое время возродить эти мгновения в ином неожиданном контексте: In those days, days long before the gramophone and the radio, when the gentlemen came home from their day's sport, after tea the ladies retired to rest till it was time to dress for dinner and Augustus went to his room to write his Journal.

Писатель - это рассказчик в письменной и устной формах; рассказчик - творец, апеллирующий к

сознанию и мышлению слушателя. Хороший рассказчик лишь тот, кто способен разбудить в слушателе желание создать межличностное пространство: Anyone who played the piano was invited to play and anyone who had a voice was pressed to sing. It was then that Augustus came into his own. He was a famous teller of stories.

Но настоящим рассказчиком может стать лишь тот человек, который способен представить позицию и пожелания слушателя: He could listen as well as talk.

Если поведение человека не соответствует сложившимся в обществе стереотипам, его начинают считать странным: He had become faintly ridiculouss.

И еще одна из черт чудака - доброта, покровительство молодым талантам. Искренние советы опытного человека могут быть бесценными, помогающими не совершать дополнительных ошибок и идти быстрее вперед: ...his kindness to me was great. He took an interest in my career as a novelist. 'The only people worth writing about,' he told me, 'are the lower classes and the upper. No one wants to read about the middle classes.

Наряду с успехами творческая личность нередко переживает минуты непонимания со стороны общества, периоды неприятия его творчества и мировидения: Augustus published the first three volumes of The Story of My Life in 1896 and the next three in 1900. Seldom can a work have been received with such a unanimity of hostile criticism, and it is tnie tliat one might cavil at an autobiography even of a very great man in six volumes of nearly five hundred pages each.

И самое главное, настоящий писатель не всегда способен оценить в полное мере свой творческий дар: Augustus suffered from the persuasion that he was a gentleman, and an author, though a voluminous one, only by the way.

Репрезентация важного для С. Моэма концепта «писатель» продолжается в эссе After Reading Burke (По прочтении Берка).

От личности писателя С.Моэм переходит к неповторимым краскам языка творческой личности, языка и стиля, передающих многообразие жизни. Различные эпитеты и метафоры, гиперболы и олицетворения, сплетаясь и взаимодействуя, открывают языковое пространство, сопряженное с живым и воображаемыми пространствами естественного мира: the most perfect prose-style, the most powerful, the most dazzling, the most daring, that which went the nearest to the verge of poetry and yet never fell over, was Burke's. It has the solidity and the sparkling effect of the diamond . . .

Писатель, поэт и художник сливаются в этом пространстве в одно неразрывное единство, объединяя слово, форму и цвет:

He everywhere gives the image he wishes to give, in its true and appropriate colouring; and it is the very crowd and variety of these images that have given his language its peculiar tone of animation and even of passion.

Языковое пространство конструируется и растет как дом Бытия, вбирающий в себя различные составные части, смыслы и оттенки.

I am concerned to find out how he constructed his sentences and how he ordered his paragraphs, what use he made of abstract and concrete words, of image and metaphor, and of what rhetorical devices he availed himself to serve his turn;.

Язык вбирает в себя жизнь и одухотворяется в соответствии с нормами и правилами исторического периода и этапа становления нации и народа.

The language of literature maintains its vitality by absorbing the current speech of the people; this gives it colour, vividness and actuality; but if it is to avoid shapelessness and inco-her- ence it must be founded on, and determined 'by, the standards of the period when English prose attained the highest degree of perfection of which it seems capable.

С.Моэм подчеркивает, что таланта автора недостаточно для

появления произведения искусства. Творчество - это огромный постоянный труд автора, результат, как правило, зависит от работоспособности творца текста, неустанно работающего над точностью слова и неповторимостью стиля: I think there are few writers who write well by nature. Burke was a man of prodigious industry and it is certain that he took pains not only over the matter of his discourse, but over the manner.

Красота творения рождается из сопряжения многих красок жизни, включающих яркие и тусклые тона, силу и слабость: Beauty in distress is much the most affecting beauty. Красота в сочетании с физической слабостью — наиболее сильно воздействующая красота, намного превосходящая всякую иную. В этом многообразии - сам автор, особенности его словотворчества, а также сила воздействия на читателя, пробуждающая рефлексию.

На примере творчества Берка С.Моэм обращается к роли различных стилистических средств в формировании художественного мира. И первое средство, о котором он говорит, - антитеза, по сути, лежащая в основе дихотомии Бытия: жизнь -смерть, добро - зло, любовь - ненависть, красота - безобразность, совершенство - несовершенство.

Критики заставляют писателя задуматься о себе как личности и доказывать собственную состоя-

тельность в пространствах быта и бытия:

I remember that once, beating his knee with his clenched fist to force the words from his writhing lips, he said: 'I am a nice man.' He was.

Необычное авторское мировиде-ние писателя формируется в результате определенного образа жизни, отличного от привычек и распорядка дня обычных людей.

Творческий дар, гениальность предполагает внутреннюю силу, но ее нельзя смешивать и путать с правилами и догмами, созданными в человеческом мире. Истинная творческая личность обладает огромной внутренней свободой, горизонтами видения, противится догмам, восходя к созданию непривычных новых миров и пространств.

В заключение, следует отметить, что писатель постоянно наблюдает за обществом, миром, его изменением и превращениями. В то время как большинство людей наслаждается жизнью, творец старается запечатлеть ее мгновения в своих дневниках, чтобы через некоторое время возродить эти мгновения в ином неожиданном контексте. С.Моэм подчеркивает, что таланта автора недостаточно для появления произведения искусства. Произведение искусства зависит от работоспособности творца произведения, неустанно работающего над точностью слова и неповторимостью стиля.

Примечания:

1. Карасик В.И. Языковые ключи: монография. Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.

2. Островская Т.А., Хачмафова З.Р. Основные направления исследования дискурса в современной лингвистике // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 2 (177). С. 99-105.

3. Черкасова И.П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления. Армавир: АГПУ, 2005. 256 с.

4. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской лиературы. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/william-somerset-maugham.htm

References:

1. Karasik V.I. Language keys: a monograph. Volgograd: Paradigm, 2007. 520 pp.

2. Ostrovskaya T.A., Khachmafova Z.R. The main directions of the research of discourse in modern linguistics // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 2 (177). P. 99-105.

3. Cherkasova I.P. Linguocultural concept of «angel» in the space of artistic thinking. Armavir: ASPU, 2005. 256 pp.

4. Mikhalskaya N.P., Anikin G.V. History of English Literature. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/william-somerset-maugham. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.