Научная статья на тему 'Структурно-логическое содержание системы мониторинга обученности студентов'

Структурно-логическое содержание системы мониторинга обученности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-логическое содержание системы мониторинга обученности студентов»

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

УДК 378.1

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Современная жизнь неизбежно приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены студентом в период обучения в вузе, повышает требования к уровню высшего образования людей. Развитие мышления у студентов в значительной степени определяется тем, как работает процесс обучения. Именно поэтому вся педагогическая система требует переориентации на решение данной сверхзадачи - подготовки контингента людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных, ситуациях. Исходя из этих направлений отправным моментом в образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей в себе профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью. Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования, т.е. простой передачи обучающемуся суммы знаний и факторов, необходимых для конкретной деятельности.

Сегодня выпускник должен не только продемонстрировать хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями1.

Для определения степени обученности студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знаний выделяют те, которые должны оставаться в памяти по любой дисциплине, в совокупности образуя мировоззренческие знания. Н.А. Селезнева2 выделяет несколько звеньев мировоззренческих знаний - базовые, программные и сверхпрограммные знания. Система мониторинга - это единственный инструмент, позволяющий не только измерить обученность, но и умение использовать знания. Если говорить только об умениях, то на всех уровнях усвоения знаний можно выделить четыре вида способностей:

1) узнавать объекты, понятие, факты, законы, модели;

2) действовать по образцу, известному алгоритму, правилу;

3) проводить анализ ситуации, вычленять главное и строить из освоенных операций процедуры, позволяющие получить решение тестового задания;

4) находить оригинальные решения.

A.B. Кочемазов,

соискатель кафедры педагогики и психологии, Балаковскии институт экономики и бизнеса, СГСЭУ (филиал)

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

Эти умения не противоречат теории поэтапного формирования умственных действий3, что позволяет не только создать экспертные системы оценок степени обучаемости студентов, но и построить гибкую динамичную модель мониторинга обученности студентов.

Одной из особенностей технологии обучения является возможность управлять процессом усвоения знаний на основе четкой систематизации и структуризации курса. Этот подход позволяет заложить в каждую составную часть учебной программы весовой коэффициент и на этом построить системный подход к мониторингу обученности.

Структурно-логический подход к содержанию обучения, а затем и систематизация и структуризация предмета, по мнению специалистов4, способствуют следующему:

- формированию у студентов системных знаний;

- повышению объективности самооценки и оценки знаний;

- возможности более объективного и глубокого анализа степени усвоения отдельных фрагментов учебной программы.

Попытки индивидуализировать процесс обучения в традиционной методике приводят только к интенсификации труда преподавателя. При структурировании и логическом анализе содержания обучения, выделении учебных элементов, постановке дидактических целей обучения с ориентировкой на конкретные учебные элементы индивидуализация обучения становится реальной. Путем реализации идеи партнерства студента и преподавателя, во время индивидуальных консультаций создаются ситуации, способствующие развитию творческих и индивидуальных способностей студентов.

В соответствии с выделенными учебными элементами, заранее установленными дидактическими целями можно автоматизировать процесс объективной и непрерывной оценки знаний. Оценка результатов обучения играет определенную роль в корректировке и направлении результата обучении в соответствии с поставленными целями. В этом случае мониторинг обученности студентов становится эффективным инструментом повышения учебно-познавательной активности студента. Появляется возможность самоконтроля знаний и разработки экспертно-обучающей системы контроля знаний, а затем - системы мониторинга в целом. Создание экспертно-обучающих и рейтинговых систем контроля знаний в какой-то мере помогает выбрать направления в решении еще одной из важнейших проблем - выработки единого подхода к мониторингу профессионализма выпускника учебного заведения. В настоящее время единственной объективной оценкой качества подготовки специалиста является их оценка предприятиями и организациями. Этот метод неприемлем для использования в процессе подготовки специалиста, поэтому стали разрабатывать целые учебно-методические комплексы управления качеством подготовки, включающие в себя следующие задачи:

- формирование эталонов качества подготовки специалистов;

- разработку средств контроля на базе эталонов качества;

- разработку, проведение процедуры сравнения достигнутого уровня подготовки с эталоном качества;

- выработку системы управляющих воздействий условиями и факторами, определяющими достигнутое качество обученности, с целью минимизации обнаруженных отклонений.

Для правильной постановки целей обучения и воспитания преподавателя важно полнее анализировать условия, в которых будет находиться специалист после обучения и к которым он должен быть основательно подготовлен. При этом следует учитывать, что в выборе целей обучения и воспитания главное значение приобретает такая их формулировка, которая бы допускала их однозначную диагностику и вполне определенные возможности для принятия оптимальных решений. Отсюда главным требованием к разработке целей и задач воспитания является вполне определенное (однозначное) описание системы мониторинга обученности, т.е. целей, способов их выявления, измерения и оценки.

Как известно, задание целей мониторинга становится возможным, когда используемые понятия удовлетворяют следующим требованиям:

1) они точно определены, т.е. их признаки настолько точно описаны, что понятие всегда соотносится с его объективным проявлением;

2) проявления и факты, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению;

3) результаты измерения могут быть соотнесены с определенной шкалой, т.е. соответственно оцениваться.

Названные требования вытекают из общих условий оптимизации, сформулированных в системном анализе. Для того чтобы задать цели мониторинга, надо предварительно условиться об их измерителях.

Введение системы мониторинга позволит в большинстве случаев сократить время на выяснение подготовленности студентов к занятиям, их заинтересованности в получении знаний, настроить их на добросовестную работу в процессе подготовки к занятию.

Система мониторинга обученности позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения студентов относительно друг друга. Уже по истечении 2 - 3 месяцев можно выделить лучших и худших студентов группы. Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы студентов по прогностическому показателю - претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех студентов, которые отстают от учебного плана и могут остаться неаттестованными. Ранний прогноз позволяет внести в дальнейшее обучение корректировку.

Введение системы мониторинга обученности в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. В результате исчезают усредненные группы отличников, хорошистов и т.д. Вместо них появляются уровни обученности: «оптимальный», если студент выполнил 95 - 100% заданий; «критический», если студент выполнил 75 - 95% заданий; «допустимый» - 55 - 75%; «катастрофический» - 0 - 55%.

Использование системы мониторинга обученности приводит к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление студентов к приобретению знаний, что ведет к повышению качества подготовки специалистов.

Система мониторинга обученности может разработать более дифференцированные по уровню сложности задания как теоретического, так и практического плана. Очевидно, что это возможно только при высоком уровне учебно-методической работы преподавательского коллектива.

1 См.: Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.

2 См.: Селезнева Н.А. и др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе

компьютерных технологий // Проблемы оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий: Сб. тр. М., 1995.

3 См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. Т. 1. М., 1959.

4 См.: Грушевская С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе. М., 1995.

УДК 811.111

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИРЛАНДСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Английский язык в Ирландии имеет специфические черты на всех языковых уровнях (фонетическом, грамматическом, лексическом). В данной работе предпринята попытка рассмотреть лексические особенности ир -ландского варианта английского языка. Безусловно, на формирование ирландского варианта английского языка повлияли как внутренние зако -ны языкового развития, так и интерференция ирландского языка.

Лексический уровень ирландского варианта английского языка яв -ляется наименее изученным. В основном исследователи (П.Л. Генри, П. Траджил и др.) уделяют внимание фонетическому и грамматическому уровням. Рассматривая особенности словарного состава ирландского варианта английского языка, необходимо выделить несколько основ-ных направлений их развития: во-первых, существуют семантические сдвиги лексем английского языка, что требует подробного изучения; во-вторых, в английской речи часто используются ирландские слова. Постараемся определить сферы функционирования ирландских лексем в анг -лийской речи.

Особенности английских лексем в ирландском варианте английс -кого языка. Многие английские лексемы сохраняют в ирландском варианте английского языка архаичные значения. Глагол learn может употребляться в значении глагола teach:

The duck to learn you its swim... (Lady Gregory. On the Racecourse) Прилагательное mad также сохранило старое значение - «свирепый, взбешенный»:

Stop the car! He might as well ha thried to stop a mad bull. (B. Shaw. Johnn Bull's Other Island)

You were to be here at nine, an' you wait till just one o'clock to come rushin' in like a mad bull to say you've got to go to Knocksedan! (S. O'Casey. The Shadow of a Gunman)

Oh, is there a mad dog there? (S. O'Casey. The Juno and the Paycock) I learned that her father was so mad with her for running off after his locking her up, and forbidding her to think any more of Sir Condy, that he would not give her a farthing. (M. Edgeworth. The Castle of Rackrent)

Большой лексический пласт составляют слова и выражения, которые обрели новое значение. Глагол leave в ирландском варианте английского языка часто используется в значении «сопровождать», чему мы находим подтверждение в литературных произведениях:

.My blessing and the blessing of Father Reilly itself, maybe, if you'll quit from this and leave us in the peace we had till last night at the fall of dark. (J.M. Synge. The Playboy of the Western World)

O.O. Куреня,,

аспирантка, Институт языкознания РАН

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.