Научная статья на тему 'Структурно-генетический метод в социологии литературы люсьена Гольдмана'

Структурно-генетический метод в социологии литературы люсьена Гольдмана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
906
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ / СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ГУМАНИЗМ / GENETIC STRUCTURALISM / SOCIOLOGY OF LITERATURE / HUMANISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шихардин Николай Владимирович

Предложенная французским социологом и литературоведом Люсьеном Гольдманом концепция генетического структурализма как инструмента анализа литературного произведения сложилась в результате полемики со структурализмом и психоаналитической теорией, с одной стороны, и увлечения марксизмом с другой. Литературно-критический анализ, основанный на социологической методологии, позволил Гольдману сделать вывод: гуманизм капитулировал под напором социальных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND GENETIC METHOD IN LUCIEN GOLDMANN’S SOCIOLOGY OF LITERATURE CONCEPTION

Proposed by a French sociologist and literary critic Lucien Goldmann genetic structuralism conception as a way to analyze a literary work appeared as a result of the controversy between structuralism and psychoanalytic theory on the one hand, and interest in Marxism on the other hand. The critical analysis based on the sociolinguistic methodology has led Goldmann to the conclusion that humanism lost to the social structures.

Текст научной работы на тему «Структурно-генетический метод в социологии литературы люсьена Гольдмана»

художественным произведением, в котором присутствуют элементы автобиографичности, включенные в монологи и диалоги главного героя Матвея. Эта исповедь явилась выражением кризисного состояния духа исторической эпохи начала XX в., когда она создавалась, одним из примеров произведений, связанных с темой богостроительства.

Список литературы

1 Пименов В. Ю. «Исповедь» М. Горького как манифест богостроительства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2012. № 2 (16) : в 2 ч. Ч. II. C. 169-174.

2 Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т.8. Повести. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1950. 520 с.

3 Богоискательство и богостроительство / Литературная энциклопедия. URL: https://slovari.yandex. ги/книги/Лит. энциклопедия/Богоискательство и богостроительство.

4 Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М. : Мысль, 2010.

Т. I. 2010. 744 с.

5 Сартр Ж. П. Слова. Пьесы /пер. с фр. М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2007. 316, [4]с.

6 Флоровский Г. В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

7. Толстой Л. Н. Исповедь. О жизни. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с.

УДК 101.8

Н.В. Шихардин

Курганский государственный университет

структурно-генетический метод в социологии литературы люсьена гольдмана

Аннотация. Предложенная французским социологом и литературоведом Люсьеном Гольдманом концепция генетического структурализма как инструмента анализа литературного произведения сложилась в результате полемики со структурализмом и психоаналитической теорией, с одной стороны, и увлечения марксизмом - с другой. Литературно-критический анализ, основанный на социологической методологии, позволил Гольдману сделать вывод: гуманизм капитулировал под напором социальных стру_к_т_ур . 80

Ключевые слова: генетический структурализм, социология литературы, гуманизм.

N.V. Shikhardin Kurgan State University

structural and genetic method in lucien goldmann's sociology of literature conception

Abstract. Proposed by a French sociologist and literary critic Lucien Goldmann genetic structuralism conception as a way to analyze a literary work appeared as a result of the controversy between structuralism and psychoanalytic theory on the one hand, and interest in Marxism on the other hand. The critical analysis based on the sociolinguistic methodology has led Goldmann to the conclusion that humanism lost to the social structures.

Keywords: genetic structuralism, sociology of literature, humanism.

Социология литературы - сравнительно молодое направление социологической мысли. Её основные принципы и проблематика были предопределены представлениями о литературе как о выражении духа времени, сложившимися к началу XX века под влиянием Гегеля. Ипполит Тэн, французский историк, литературовед, философ, утверждал, что гегелевское понятие «дух времени» - важнейший инструмент объяснения социокультурных феноменов.

К середине 30-х годов XX века в результате социологической генерализации и рационализации данного подхода складывается концепция литературы как отражения общественной жизни, и предпринимаются попытки привлечения методов социологии для критического литературоведения. По преимуществу это были контент-аналитические исследования, позволявшие обнаруживать корреляционные связи между содержанием литературных произведений и социальной реальностью.

Лишь в конце 50-х - начале 70-х годов происходит становление социологии литературы как самостоятельной области теоретического знания, опирающейся на адекватные её целям и задачам методы литературного анализа. Именно к этому периоду относится творчество Люсьена Гольдмана.

Л. Гольдман (1918-1978 гг.) - видный французский социолог, литературовед, создатель школы генетического структурализма, в конце жизни - директор, основанного им Центра социологии литературы в Институте социологии при Свободном бельгийском университете в Брюсселе. Его работы получили высокую оценку таких мэтров западной философии и социологии, как Ж.-П. Сартр, Ж. Пиаже, Р. Барт и Г. Маркузе. Гольдман имел многочисленных учеников и последователей обратившихся к творчеству Ионеску, Бодлера, Стендаля, фильмам Годара, Бунюэля, Пазолини, произведениям Мюссе, Сен-Жон Перса во многом благодаря ему социология литературы становится не просто популярным, но даже модным теоретическим направлением.

Концепция генетического структурализма, предложенная Гольдманом, сложилась как результат полемики со структурализмом и психоаналитической теорией, с одной стороны, и увлечения марксизмом - с другой. Структурализм не способен быть, по его мнению, достаточно строгим научным методом, поскольку не предлагает критерия выбора той или иной структуры в кач е стве п р ед м ета и ссл ед ов а ния [ 1 , 8] . П р и знавая

Вестник КГУ, 2016. № 1

позитивное значение психоанализа, называя Фрейда, по существу, генетическим структуралистом, Гольдман демонстрирует недостаточность психоаналитического объяснения художественных произведений, фиксирует уязвимые места биографического метода в литературной критике. Если структурализм оперирует безличными, статичными категориями, то психоанализ гипертрофирует динамический характер индивидуальной психической жизни [1, 114-115].

Что касается марксизма, то Гольдман не скрывает, что воспринял его в интерпретации Г Лукача, чью книгу «История и классовое сознание» именно он сделал доступной французской интеллектуальной элите. Марксистская терминология, достаточно широко используемая Гольдманом, лишь подтверждает неомарксистскую природу его социально-философских идей.

Конечно, Гольдман выглядит как марксист, когда говорит о классах, классовом сознании, экономическом базисе и надстройке, из его трактовки этих категорий логически вытекает идея примата коллективного сознания над творческой индивидуальностью. Тем не менее, вряд ли правомерно упрощать его позиции до вульгарного социологизма: решающую роль в духовном творчестве Гольдман отводит «видению мира».

Видение мира - это совокупность чувств, чаяний, надежд, иллюзий, идей, объединяющих представителей социальной группы и противопоставляющих их иным группам. Гольдман подчёркивает, что за этим понятием стоит не только логическая и историческая схема, но экстраполяция вполне реальной тенденции, соединяющей членов группы последовательным и осознанным классовым интересом [2, 24]. Художественное видение мира противостоит эгалитарной идеологической трактовке, оно формируется элитой группы, состоящей из креативных личностей.

Свой метод Гольдман представляет как антитезу рационализму и эмпиризму. Он выделяет два пути познания, используемых для изучения любого объекта. Один из них принимается в естественных науках и очень редко в науках о человеке, другой используется в науках о человеке и крайне редко реализуется в науках о природе. Первый путь, ведущий от индивидуального к общему, чаще всего оказывается абстрактным, второй - от абстрактного к конкретному - более продуктивен, в связи с тем, что абстрактное познание отдельных явлений, фактов конкретизируется изучением их внутренней структуры, функций, частей и их отношений и взаимодействий.

Принципы генетического структурализма как инструмента анализа литературного произведения, предложенные Гольдманом в работе «Марксизм и социальные науки», сводятся к следующему:

- рассматривать следует не просто литературный текст, но и историю его создания, возникновения замысла, а также те события экономической и политической жизни, под влиянием которых он рождался;

- автор - всегда представитель некой социальной группы, но сложное переплетение социальных связей провоцирует разнообразные коллизии между его творческой и повседневной жизнью;

- художественное произведение следует воспринимать как структуру, тесно связанную соответствующими социальными структурами политической, экономической, интеллектуальной жизни эпохи, а иногда и идентичную им. Учитывая иерархичность структур, Гольдман выдвигает в качестве основного методологического понятия категорию «тотальность», придавая ей материалистическую окраску через социологизацию её контента;

- художественное произведение есть презентация универсальных и уникальных форм социального поведения, мышления, переживания. Важнейшей функцией литературы является воспроизводство, нормативное поддержание или осуждение различных социальных систем действия. Субъекты действия, в конечном счёте, не атомизированные индивиды, а группы - «мы», даже если их индивидуальности закрыты друг для друга;

- проблемное поле социологического анализа художественного произведения - структуры и состояния ментальности определенной социальной группы; воображаемый мир, созданный автором; нормы одобряемого, желаемого и осуждаемого поведения; идеологически санкционированные представления о социальной стратификации и мобильности;

- рассмотрение художественного произведения требует сочетания понимающего и объясняющего методов. Проблема понимания - это проблема поиска внутренней связанности текста, его структуры, тех художественных средств, с помощью которых эта структура создается. Объяснение - это поиск «индивидуального или коллективного субъекта..., по отношению к которому эта ментальная структура, управляющая его поведением, имеет функциональный и поэтому значимый характер» [3, 207].

Гольдман не посвящает литературно-критическому анализу специальных работ, но делает его важнейшей составной частью таких своих исследований, как «Марксизм и гуманитарные науки», «О социологии романа», «Лукач и Хайдеггер», «Ментальные структуры и культурное творчество».

По мнению Гольдмана, глобально значимыми структурами могут быть различные феномены: комплекс произведений отдельного автора (наследие Хайдеггера), отдельное произведение духовной культуры, явления стилевого порядка (роман как литературный жанр), социально-политическая установка (трагическое мировосприятие янсенизма). В переведенной на русский язык книге «Сокровенный Бог» он осуществляет целостное, комплексное исследование общественной жизни и духовной жизни Франции XVII века: взаимоотношений третьего сословия, аристократии, монархии, католической церкви, идеологии янсенизма, нашедшей отражение в философском и литературном творчестве Б. Паскаля и драматургии Ж. Расина.

Мировоззренческие позиции Гольдмана определяли оценку им перспектив общественного развития: целостную личность средневековья вытесняет картезианское ego, статуя Кондильяка, монада Лейбница. «Европейское общество, - пишет он, - все больше начинает напоминать множество монад без окон и дверей. На втором этаже дома может происходить настоящая трагедия, а на первом никто даже этого не заметит» [4, 474].

В работе «Диалектические исследования» Гольдман обращается к проблеме отчуждения, опираясь на концепцию товарного фетишизма, предложенную Марксом в «Капитале». Он рисует механический мир марионеток - заложников своих социальных ролей: судья применяет закон, булочник печет хлеб. Для судьи подсудимый - только повод для применения закона, для булочника покупатель - только автомат, который кладет деньги на прилавок и забирает товар. Да и сами судья и булочник большую часть жизни есть ни что иное, как автомат [5,83].

Гольдман понимает отчуждение как универсальную черту повседневной жизни, но если для Маркса оно встроено в структуру буржуазного способа произ-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

81

водства и, следовательно, объективировано, то для Гольдмана это, прежде всего, проблема человеческой психологии, явление пограничное с патологией. «Психическая жизнь человека, его личность, его сознание теряют контакты с реальностью, которая кажется ему чем-то странным, в крайней степени нереальным» [5, 84].

Подтверждение данного тезиса Гольдман находит в романах Ф. Кафки, и не только в судьбах их героев, но и в той форме, которую выбирает автор для своих произведений. Форма эта калейдоскопична, она постоянно саморазрушается, границы между ее конструкциями размыты и не поддаются фиксации.

Герой романа Кафки «Процесс», некто К. (даже имя его не имеет значения), до самой смерти так и не узнает, за какое преступление он осужден. Он тщетно стремится доказать свою невиновность перед лицом какого-то трансцендентного судьи, переживая чувство вины за поступки, которых не совершал, ощущая давление ненавистных ему неизвестных авторитетов.

Структура «Процесса», полагает Гольдман, отражает возрастающую атомизацию общества, безликий мир, в котором каждый марионетка обстоятельств, где даже частная, интимная жизнь становится искусственной и извращенной. В этом мире «любовь трансформируется во внешний и условный декор брачной сделки, а отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами связываются, прежде всего, с проблемами наследования» [5, 84].

Роман - свидетельство того, как общество, опустошая содержание свободы, достоинства, справедливости, подавляет индивидуальность, расчищая тем самым пространство для трагического сознания с его утопическим требованием утраченной целостности.

Гольдман предпринимает попытку выявить тот элемент социальной структуры, который способен переломить ситуацию, сложившуюся в духовной жизни. Он не питает иллюзий относительно исторической миссии пролетариата, который успешно интегрирован в современное индустриальное общество. В своих поисках Гольдман обращается к творчеству французского драматурга Ж. Жене.

Жан Жене (1910-1986 гг.) - автор, чьи пьесы и образ жизни шокировали и эпатировали публику, его неоднократно сравнивали с А. Рембо, называя посланцем подпольного мира. Его книга «Богоматерь цветов» была признана критикой гениальной, но абсолютно недопустимой для публикации: речь в ней шла о повседневной жизни гомосексуальных проституток. В России имя Жене стало известно в конце 80-х годов благодаря постановке Р. Виктюком пьесы «Служанки».

Творчество Жене интерпретировалось по-разному. Сартр усмотрел в нем экзистенциальную драму человека, который, не выдерживая бремени своей изначальной свободы и неизбежной трагедии выбора, избавляясь от ответственности за выбор, стремится возвратиться в объективированный вещный мир, уйти из ничто в бытие.

Иной приговор выносит Жорж Батай, французский философ и писатель: мораль утилитарна по своей сути, все, что выходит за ее пределы, соприкасается со злом. Человека, входящего в сакральную сферу, ожидает искушение, грех, кощунство, саморазрушение. Желая остаться самим собой, он превращается в преступника в глазах общественной морали.

Заслугу Жене Гольдман видит в том, что драматург вывел на сцену истории почти неизвестную публике маргинальную по своей сути социальную группу. Речь

идет о пьесах «Негры», «Строгий надзор», «Балкон», «Ширмы». Реализуя отстаиваемый им принцип изо-морфности между структурой определенной социальной группы и структурой, управляющей различными гранями литературного произведения, Гольдман обнаруживает ранее незамеченного социального актора - люмпен-пролетария, переполненного презрением к современному миру, навязанному им порядку, насаждаемой в нем тяге к респектабельности. Жене защищает право человека игнорировать законы приличия, которые лишь скрывают лицемерие, осуществлять переоценку ценностей, создавать собственный этический код.

Гольдман приходит к выводу, что Жене бессознательно интегрировал в свои произведения мироощущение, миропонимание и ценностные ориентации «новых левых» - наиболее радикальной части интеллигенции, которая в 60-е годы прошлого века потеряла надежду на революцию на Западе и окончательно разочаровалась в социализме Восточной Европы. Анархический бунт стал главной формой протеста «новых левых». Поживи Гольдман подольше, он бы мог увидеть, как это движение сошло с политической арены, так и ничего не разрушив и не создав, тем не менее, подтвердив неизбежность разрушения ради спасения гуманистических ценностей.

Примененная в практическом анализе методология Гольдмана дала пессимистическую картину разрушения культурных ценностей, выразившуюся в универсальной деградации героя и мира художественного произведения. Показательно его определение романа: «Роман - это история поиска аутентичных ценностей деградирующими средствами в деградирующем обществе, и деградация в отношении героев проявляется в основном в опосредовании, в редукции аутентичных ценностей до имплицитного (скрытого) уровня, в исчезновении их как выраженных реальностей» [6, 222].

Диагноз, который Гольдман ставит индустриальному обществу, звучит как приговор: в политике, экономике, культуре возрастает авторитарная и дирижистская тенденция, государственная машина - безжалостная структура в силу своей абсурдности, не оставляет места человеческой уникальности. История «Процесса» начинается с «ничего нелепости» и заканчивается «ничем смерти». Трагическое сознание, отражающее и порождающее трагизм социальных структур, не верит ни в возможность трансформации общества, реализации в нем подлинных ценностей, ни в возможность бежать от него. Его позицией становится жить в мире, не принимая в нем участия.

Гольдман в своем литературно-критическом анализе, основанном на социологической методологии, пришел к неутешительному выводу: гуманизм капитулировал под напором социальных структур.

Список литературы

1 Goldman L. Marxisme et sciences humains. Paris, 1970.

2 Гольдман Л. Сокровенный Бог. М., 1980.

3 Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.

4 Гольдман Л. Сокровенный Бог. М. : Логос, 2001.

5 Goldman L. Recherches dialectiques - Paris: Gallimard, 1958.

6 Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 2001.

82

Вестник КГУ, 2016. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.