Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ понятия «Охрана здоровья детей»'

Структурно-функциональный анализ понятия «Охрана здоровья детей» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапин Ю. Е.

В статье актуализирована проблема совершенствования понятийно-категориального аппарата государственной политики в области охраны здоровья детей. Даны определения понятий «здоровье ребёнка», «государственная политика в области охраны здоровья детей». На основе метода структурно-функционального анализа предложено концептуальное рабочее определение понятия «охрана здоровья детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTICLE HIGHLIGHTS THE PROBLEM TO IMPROVE THE CONCEPTUAL AND CATEGORIAL APPARATE OF STATE POLICY IN PEDIATRICS HEALTHCARE. THE AUTOR GIVES DEFINITION TO THE TERMS AS CHILD HEALTH, STATE POLICY IN PEDIATRICS HEALTHCARE. BASED ON THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALISIS HE ALSO GIVES WORCING DEFINITION TO THE TERM CHILDREN`S HEALTHCARE PROTECTION.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ понятия «Охрана здоровья детей»»

© ЛАПИН Ю.Е.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОХРАНА

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

Ю.Е.Лапин

ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, директор - академик РАМН,

проф. А.А.Баранов

Резюме. В статье актуализирована проблема совершенствования понятийно-категориального аппарата государственной политики в области охраны здоровья детей. Даны определения понятий «здоровье ребёнка», «государственная политика в области охраны здоровья детей». На основе метода структурно-функционального анализа предложено концептуальное рабочее определение понятия «охрана здоровья детей».

Ключевые слова: здоровье ребенка, охрана здоровья детей, государственная политика в области охраны здоровья детей.

Как известно, разработка каждого нового понятия (дефиниции) в науке с необходимостью предполагает уяснение его логических границ, определение его соотношения с другими научными понятиями [6]. Однако на практике осуществление этого требования бывает затруднено в связи с выявляемым недостаточным научным обоснованием казалось бы уже давно известных, устоявшихся «пограничных» понятий и категорий.

Подобная ситуация возникла при проведении комплекса работ по выработке концепции государственной политики в области охраны здоровья детей, предусматривающей, помимо прочего, обоснование дефиниции самого данного направления государственной политики. Итоговым результатом такого обоснования стало определение государственной политики в области охраны здоровья детей как законодательно закреплённого, приоритетного направления во внутренней политике, обеспечивающего регуляцию общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья, при этом

реализация данного права имеет статус целевого ориентира социальноэкономического развития общества [1].

Нетрудно заметить, что системообразующим понятием этой дефиниции является «охрана здоровья детей». Действительно, понятие охраны здоровья детей - одно из наиболее распространенных в научных публикациях по педиатрии, а также в соответствующих международных, официальных документах и нормативных правовых актах. Так обязанности государства по охране здоровья зафиксированы в Конвенции о правах ребёнка (статья 24), в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (статьи 1, 5, 7 и др.), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (статья 24) и т.д. Меры по охране здоровья детей широко освещаются в ежегодных государственных докладах о положении детей в Российской Федерации.

Как показало наше исследование, широкое использование указанного понятия в нормативных правовых актах и в официальных документах до настоящего времени не стало основой для его специального научного рассмотрения и законодательного закрепления. Вместе с тем именно в нормативных правовых актах и официальных документах содержательная конкретность терминов является необходимым условием их действенности.

В настоящее время можно сказать, что понятие охраны здоровья детей оказалось полностью включённым в предметное поле понятия «охрана здоровья граждан». Последнее определяется в законодательстве как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [8, статья 1]. Данное законодательно, закреплённое определение, почти дословно воспроизводится в федеральных официальных документах [4].

Исследование проведено с целью оценки возможности использования дефиниции охраны здоровья граждан в качестве базовой для определения объёма и содержания понятия охраны здоровья детей.

Проведен структурно-функциональный анализ понятия охраны здоровья граждан, включающий исследование таких системных характеристик исследуемой дефиниции, как её основные элементы, внутренние связи, их логика.

Рассматривая охрану здоровья граждан как целенаправленную деятельность, в структуре приведённого выше определения были выделены следующие три компонента этой деятельности: 1) как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера», 2) в конкретной ситуации («медицинская помощь в случае утраты здоровья») и 3) цель деятельности - здоровье.

Первый компонент объединяет меры, ориентированные в значительной мере на первичную профилактику болезней. Последовательность элементов в данной «совокупности мер» образует определенную иерархию - от преимущественно общегосударственных мер (политических, экономических и т.д.), до преимущественно отраслевых - «медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера».

По нашим оценкам, приведенную в дефиниции понятия охраны здоровья граждан «совокупность мер» можно оценить как адекватную для охраны здоровья детей и методом экстраполяции представить ее в виде следующей системы:

- государственная политика в области охраны здоровья детей,

- экономическое обеспечение мер по охране здоровья детей,

- правовое обеспечение охраны здоровья детей,

- решение социальных проблем детства (семейное окружение как фактор здоровья ребёнка, медицина образования, детский отдых, детский труд, дети в наиболее тяжёлых условиях и т.д.),

- причинно-следственные связи между уровнем состояния здоровья детей и уровнем и направлением развития современной цивилизации (включая культурологический аспект охраны здоровья детей),

- научное обеспечение охраны здоровья детей,

- медицинские меры профилактики (диспансеризация, медико-генетическое консультирование семей, скринирующие программы, включая пренатальную диагностику и т.д.),

- обеспечение ребёнка полноценным питанием, санитарное просвещение родителей и детей и т.д.,

- иммунопрофилактика и другие противоэпидемические меры.

Последовательность элементов в данной системе соответствует их расположению в приведенном выше определении понятия охраны здоровья граждан и фиксирует особое, верховное значение «мер политического характера», по сути выполняющих интегральную функцию в обеспечении права ребёнка на охрану здоровья. Такая классификация не принижает значение других элементов системы, а, напротив, благодаря интегральной роли «политики», усиливает их регулятивную функцию. В качестве примера действенности такой роли можно указать на Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [9], в котором «государственная политика в области иммунопрофилактики» (статья 4) представлена в высшей своей форме - государственных гарантий.

Второй компонент дефиниции охраны здоровья граждан содержит специфический признак медицинской деятельности - «медицинскую помощь в случае утраты здоровья», который является общим для всех её видов, в том числе для педиатрической практики.

Третий компонент - понятие здоровья - в приведенном контексте не отражает существенных признаков детского периода онтогенеза, какими являются «уязвимость и зависимость» детей от внешнего мира, зафиксированная во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей [2]. Как известно, здоровье есть фундаментальное понятие медицины, имеющее

статус частнонаучной категории [5], но в определении охраны здоровья граждан, зафиксированном в действующем законодательстве, это понятие фактически утрачивает данный статус и приближается к чувственным формам отражения действительности («долголетняя активная жизнь», «утрата здоровья»), присущим обыденному сознанию. В связи со сказанным столь актуально замечание М.М.Новосёлова (1987 г.) о том, что «когда какой-либо термин из обыденной лексики переходит в научную, значение этого термина, как правило, нуждается в уточнении и даже в переопределении»[7].

Следуя этому правилу, ранее нами было проведено исследование [1], результаты которого позволили определить здоровье ребёнка как его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и/или эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Учитывая, что углублённый анализ состояния понятийно-категориального аппарата педиатрии и смежных отраслей знания, формирующих научные представления о государственной политике в области охраны здоровья детей, должен стать предметом будущих специальных научных исследований, для целей выработки её актуальной концепции нами было дано следующее рабочее определение исследуемого понятия: охрана здоровья детей - есть направление государственной деятельности, осуществляемое в рамках законодательно закрепленной государственной политики в области охраны здоровья детей, с целью полного обеспечения прав каждого ребёнка на жизнь, выживание и здоровое развитие, на профилактику болезней, беспрепятственное пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, включая современные, эффективные, высокотехнологичные средства и виды лечения болезней и восстановления здоровья, в условиях, максимально способствующих осуществлению этих прав.

Приведённое определение относится к разряду операциональных, т.е. выполняет задачу преобразования абстрактного понятия в конкретный термин. Вместе с тем оно отражает реальные требования по осуществлению прав детей, за-

фиксированные в федеральных нормативных правовых актах и официальных документах, а также в международных соглашениях, в т.ч. в Конвенции о правах ребёнка [3], где устанавлена ответственность государства за полное обеспечение гарантий детям в охране здоровья в максимальных рамках имеющихся ресурсов (статьи 3; 4; 6; 24).

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALISIS OF CONCEPTION “CHILDREN'S HEALTHCARE PROTECTION”

YU.E.LAPIN, SCIENTIFIC CENTER OF CHILDREN'S HEALTH, RUSSIAN ACADEMY OF MEDICAL SCIENCES, MOSCOW

THE ARTICLE HIGHLIGHTS THE PROBLEM TO IMPROVE THE CONCEPTUAL AND CATEGORIAL APPARATE OF STATE POLICY IN PEDIATRICS HEALTHCARE. THE AUTOR GIVES DEFINITION TO THE TERMS AS “CHILD HEALTH”, “STATE POLICY IN PEDIATRICS HEALTHCARE”. BASED ON THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALISIS HE ALSO GIVES WORCING DEFINITION TO THE TERM “CHILDREN'S HEALTHCARE PROTECTION”.

Литература

1. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: правовое обеспечение, структура и содержание // Вопр. совре-мен. педиатрии. - 2007. - №6. - С. 5 - 9.

2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей / Положение детей в мире, 1991. - Женева: ЮНИСЕФ, 1991. - С. 51- 74.

3. Конвенция о правах ребенка / Положение детей в мире. - Женева: ЮНИСЕФ, 1991. - С. 75 - 96.

4. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федера-

ции от 31 августа 2000 г. N 1202-р // Собр. Законодат. Российской Федерации. -2000. - №37. - Ст. 3734.

5. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: доктрина адаптивного реагирования. - СПб: Гиппократ, 1992. - 416 с.

6. Муромцев Г.И. Правовая политика: специфика понятия и её преломление в постсоветской России // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в российской Федерации / Монография / Под ред. Н.С.Соколовой. - М.: изд-во РУДН, 2006. - С. 31.

7. Новосёлов М.М. Абстракция и научный метод // Логика научного познания (Акт. проблемы). - М.: Наука, 1987. - С. 30.

8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. // Ведом. Совета народ. депут. и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №33. - Ст. 1318.

9. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собр. Законодат. Российской Федерации. -1998. - №38. - Ст. 4736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.