Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ как методологическая основа социологического исследования проблемного поля региональной системы образования'

Структурно-функциональный анализ как методологическая основа социологического исследования проблемного поля региональной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетенева О. В.

На основе структурно-функционального анализа выделены две основные линии управления системой образования, отличающиеся своими структурами и функциями и одновременно неразрывно связанные друг с другом: линия обеспечения стабильного функционирования и линия обеспечения развития системы образования. Взаимодействие представленных линий управления образованием рассматривается как условие, обеспечивающее инновационный образовательный процесс. Выводы статьи подтверждены данными социологического исследования педагогических работников Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS AS METHODOLOGICAL BASIS OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM `S PROBLEM FIELD`S SOCIAL INVESTIGATION

This article represents two main lines of educational system's management differenced by their structures and functions, indissoluble connected with each other ft the same time. These lines distinguished on the base of structural functional analysis are the maintenance's educational system's line of stable functioning and the maintenance's line of educational system's development. The interaction of these educational management's lines are considering in this article as the condition of innovation educational process's maintenance. The article's conclusions are confirmed by the dates of the sociological investigation among Nizhegorodsky region's pedagogical workers.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ как методологическая основа социологического исследования проблемного поля региональной системы образования»

Социология и социальная работа 46 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского. Се рия Социальные науки, 2009, № 1 (13), с. 46-52

УДК 316.258

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2009 г. О.В. Плетенева

Нижегородский институт развития образования

oksanapleteneva@vandex.ru

Поступила в редакцию 15.01.2009

На основе структурно-функционального анализа выделены две основные линии управления системой образования, отличающиеся своими структурами и функциями и одновременно неразрывно связанные друг с другом: линия обеспечения стабильного функционирования и линия обеспечения развития системы образования. Взаимодействие представленных линий управления образованием рассматривается как условие, обеспечивающее инновационный образовательный процесс. Выводы статьи подтверждены данными социологического исследования педагогических работников Нижегородской области.

Ключевые слова: структурно-функциональный анализ, обеспечение развития системы образования, взаимодействие, инновационные процессы.

Общественные изменения, возникающие в

экономической, политической и других

сферах жизнедеятельности, требуют инновационных преобразований и системы образования. В Национальной доктрине

образования Российской Федерации

провозглашено: «Опережающее развитие

образования... призвано вывести Россию из

кризиса, обеспечить будущее нации,

достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России» [1]. Безусловно,

государственная политика в области

образования отражает объективную

потребность в модернизации системы

образования. При этом муниципальные звенья системы образования приобретают все

большую самостоятельность. В то же время именно на муниципальном уровне концентрируется наибольшее количество социальных проблем, связанных прежде всего с кадровым обеспечением образовательных процессов.

Классик социологии Э. Дюркгейм считал, что «функцию социального факта следует всегда искать в его отношении к какой-нибудь социальной цели» [2]. В связи с

необходимостью решения проблем

профессионального роста и развития инновационного потенциала педагогических кадров повышается роль социологических исследований в системе образования. В данной статье в качестве методологического основания такого рода исследования рассматривается структурно-функциональный анализ,

заложенный Э. Дюркгеймом и получивший развитие в трудах Т. Парсонса [3] и Р. Мертона [4]. Структурный анализ акцентирует целостность взаимосвязанных элементов системы, и функциональный, согласно Э.

Дюркгейму, определяет принципы соотнесения элементов системы образования, в нашем случае, потребностям всей социальной системы и назначения.

Среди отечественных авторов при всей очевидности значительной роли образования в социуме нет единства в конкретизации функциональных аспектов этой роли, что в значительной мере является следствием ее многоаспектности, возможности

исследования на самых различных уровнях. Так, Л.И. Бойко [5] выделяет три группы функций институтов образования:

профессионально-экономические; социальные; гуманистические. Авторы книги «Социология образования» определяют следующие основополагающие для общества задачи системы образования: способствовать становлению личности как гражданина; обеспечивать профессиональную ориентацию и профессиональный отбор; создавать базу знаний для последующего непрерывного образования [6].

В связи с развитием инновационных

процессов в образовании, связанных с

переходом «от преимущественно адаптивного отношения к системе образования, означающего ее перманентное

«подстраивание» под другие социальные

институты, к креативно-активному,

предполагающему превращение сферы образования в один из главных

«локомотивов» развития общества» [7],

представляется целесообразным, развивая подход Г.Ф. Ушамирской, выделить

социально-развивающие функции системы образования: нормативные и

технологические.

Под нормативными мы понимаем такие функции системы образования, которые сложились под влиянием системы

общественных ценностей, не зависят от ситуативных факторов и удовлетворяют потребности всего общества в развитии. Можно говорить о следующих нормативных функциях системы образования региона: проективная функция (моделирование будущего через проектирование

общественного идеала личности и общества); образовательная функция (формирование знаний как ресурса долгосрочного социального развития); репродуктивная функция (подготовка обучающихся к выполнению определенных социальных ролей, к заполнению определенной социальнопрофессиональной ниши); социокультурная функция (передача социального опыта от одного поколения к другому).

Под технологическими мы понимаем функции обеспечения удовлетворения содержательных требований социума к системе образования в ходе их взаимодействия (коммуникативно-

интегративная технология). К ним относятся: выявление и формирование потребностей различных субъектов социального действия в образовательных услугах через мониторинг рынка труда, прогнозирование его развития, мониторинг образовательных интересов и потребностей; преобразование интересов различных субъектов в конкретные решения и действия через формирование

инфраструктуры образования, позволяющей максимально полно и эффективно удовлетворять образовательные потребности; интеграция системы со средой, отдельных структурных элементов в ее составе, других социальных институтов и одновременное распределение людей (дифференциация) в соответствии с их предполагаемым будущим статусом, карьерой и перспективами личного успеха; осуществление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса; распределение образовательных ресурсов и услуг (дистрибутивная функция).

При этом каждая из функций системы образования одновременно учитывает как интересы социальных общностей различных уровней, так и индивидуальные интересы, что и определяет противоречия между приоритетами развития в системе образования. Можно выделить четыре уровня требований к системе образования:

- обусловленные защитой и реализацией национальных интересов;

- выдвигаемые как осознание региональных интересов;

- выдвигаемые как осознание местных интересов;

- отдельных социальных групп и индивидов.

Эти требования далеко не всегда совпадают,

в связи с чем встает проблема оптимизации взаимосвязей, связанная с максимально полным достижением целей системы образования и реализацией ее функций. Решение этой

проблемы во многом зависит от системности в управлении образованием.

В образовании принято трактовать понятие «управление» с точки зрения процесса,

организации и системы, реализующей определенный набор функций. Данные функции исследователи (В.С. Лазарев [8], А.М. Моисеев [9] и др.) подразделяют на две основные группы: обеспечивающие стабильное

состояние, обеспечивающие целенаправленное развитие. Соответственно мы предлагаем в управлении системой образования выделить две основные линии, отличающиеся как своими структурами, так и своими функциями и одновременно неразрывно связанные друг с другом.

1. Линия обеспечения стабильного

функционирования образовательной системы,

объединяющая совокупность органов

управления образованием и совокупность процедур, обеспечивающих реализацию функций системы образования, а также нормативно-правовую базу.

2. Линия обеспечения развития системы образования, включающая учреждения информационно-методической и научнометодологической поддержки и сопровождения образовательного процесса, повышения квалификации педагогических кадров, систему ценностей, определяющих развитие системы образования, совокупность научных концепций и подходов, влияющих на содержательную сторону образовательного процесса.

Опираясь на уровневую структуру управления системой образования В.Г. Новикова [10], мы предлагаем и линию обеспечения развития системы образования

Таблица

Линии в управлении системой образования

№ Наименование уровня Линия обеспечения стабильного функционирования системы образования Линия обеспечения развития системы образования

1 Локальный (учрежденческий) Администрации образовательных учреждений Методическая служба образовательных учреждений

2 Муниципальный Управленческие структуры образования муниципальных органов местного самоуправления Муниципальная методическая служба

3 Региональный Органы управления образованием субъектов Федерации (управления, департаменты, министерства) Г осударственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования регионального уровня (институты развития образования, институты повышения квалификации)

4 Федеральный Министерство образования и науки РФ Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образования

рассматривать «поэтажно», на четырех уровнях (табл.).

1-й уровень - локальный (учрежденческий).

Линия обеспечения стабильного

функционирования образовательной системы на этом уровне включает в себя школьное управление. Линия обеспечения развития -школьную методическую службу,

представленную заместителями директора по научно-методической (опытно-

экспериментальной) работе, школьным методическим советом, школьными

методическими объединениями. На

современном этапе очень важно эффективно управлять развитием инновационных процессов в образовании, а именно: своевременно

определять проблемы школьного образования и преодолевать их через введение новых элементов, предлагаемых наукой. Как управление школой, так и деятельность школьных методических служб определяются необходимостью переориентации

педагогического сознания и переподготовки педагогических кадров.

2-й уровень - муниципальный. Органами управления муниципальной системой образования (линия обеспечения стабильного функционирования системы образования) помимо традиционных решается ряд новых функций:

- информационная, ознакомительная по освещению деятельности системы и информированию: а) образовательных структур

- об образовательных потребностях окружающего социума, б) населения - об имеющихся возможностях получения

допрофессионального, профессионального

образования и способах повышения квалификации;

- диагностическая функция, включающая

изучение и определение: а) образовательных потребностей населения в целом, отдельных социальных групп и индивидуумов в обучении, б) уровня подготовки участников

образовательного процесса либо людей, приступающих к обучению;

- ориентировочная функция, реализуемая в

виде рекомендаций: а) населению по выбору образовательных услуг и учебного заведения с учетом личностных образовательных потребностей и возможностей, б)

государственным, муниципальным,

производственным и общественным структурам по формированию их образовательных требований, в) образовательным учреждениям по содержанию, методам, организации обучения в зависимости от модификаций образовательных потребностей населения, государственных, муниципальных,

производственных, общественных и иных структур;

- прогностическая функция определяется и проявляется в выявлении тенденций и прогнозах развития образовательных потребностей населения;

- функция мониторинга как комплексный анализ образования в регионе, отработка подходов к созданию системы социально-педагогического мониторинга образовательных структур на основе взаимодействия органов управления образованием, культуры, здравоохранения, правопорядка.

Реализация представленных функций невозможна без взаимодействия с параллельной линией (линией обеспечения развития системы образования), представленной на этом уровне муниципальными методическими службами (ММС). ММС выполняют функции,

делегированные им муниципальными органами управления образованием. К ним относятся:

- информационная, ознакомительная: информационно-справочное обеспечение через создание банка научно-педагогических инноваций и инициатив, информирование населения об уровне развития системы образования и т.п.;

- диагностическая: изучение

образовательных запросов населения региона и педагогических работников по актуальным проблемам образования и формирование образовательного заказа как муниципальной системе образования, так и системе повышения квалификации педагогических кадров;

- ориентировочная: реализуется в виде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организации комплексной экспертизы инновационной деятельности, образовательных программ, проектов, форм и методов учебновоспитательного процесса и разработки рекомендаций по их освоению;

- прогностическая функция включает осуществление мониторинга качества образовательной деятельности на территории и участие в разработке общей стратегии муниципальной образовательной системы.

Обновление структуры и содержания образования, использование новых форм и методов обучения, новых педагогических развивающих технологий определяют потребность педагогических и руководящих кадров муниципальной системы образования в методических службах. Муниципальные методические службы, говоря экономическим языком, становятся инкубаторами

инновационных процессов. Под «инкубатором инноваций» мы понимаем структуру, основной целью которой является инициирование и поддержка («выращивание») инноваций в муниципальных системах образования. При этом, как уже было отмечено, именно на муниципальном уровне сконцентрировано наибольшее количество проблем. Одной из них является высокий уровень требований и ожиданий, предъявляемых методическим службам «снизу», и отсутствие понимания их необходимости «сверху», со стороны органов управления российским образованием.

3-й уровень - региональные органы управления образованием (линия обеспечения

стабильного функционирования системы образования) решают следующие задачи (на примере задач, стоящих перед министерством образования Нижегородской области): осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей

сохранение единого образовательного

пространства области как части образовательного пространства Российской Федерации; реализация кадровой политики в сфере образования; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования; координация деятельности по

информатизации сферы образования [11]. Субъекты Федерации на основе Федерального закона «Об образовании», программ и нормативных документов, определяющих законодательную базу образовательного

пространства, разрабатывают свои

региональные программы, законы,

учитывающие специфику региона,

определяют развитие региональных

образовательных пространств.

Линия обеспечения развития на этом уровне представлена учреждениями,

осуществляющими информационнометодическую и научно-методологическую

поддержку и сопровождение образовательного процесса, а также реализующими функцию повышения квалификации педагогических работников, - учреждениями системы

дополнительного профессионального

образования (например, Г осударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития

образования» в Нижегородской области).

Основные направления деятельности данных учреждений на уровне региона: учебно-

методическое (повышение квалификации педагогов); научно-методическое (создание и проведение экспертизы программнометодических продуктов; выявление, изучение, обобщение на технологическом уровне и трансляция педагогического опыта в системе регионального образования и т.п.);

информационно-аналитическое (организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания регионального образования; формирование банка педагогической информации; оказание информационноаналитической поддержки деятельности ОУ и т.п.); информационно-методическое

(организация и проведение обучения по использованию информационных технологий в

образовательном процессе; организация

дистанционного обучения педагогов

отдаленных районов и т.п.); организационно-

методическое (подготовка и проведение научно-практических конференций,

педагогических чтений, конкурсов

профессионально-педагогического мастерства; организация сетевого взаимодействия

муниципальных методических служб и т.п.).

4-й уровень на линии стабильного функционирования системы образования

представлен Министерством образования и науки РФ, основной целью которого является обеспечение непрерывного процесса

образования. Приоритетами государственной политики и нормативно-правового

регулирования в сфере образования сегодня являются: обеспечение доступности

качественного общего образования, повышение качества школьной учебной литературы, повышение уровня оплаты труда работников образования, модернизация системы

подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования,

повышение качества профессионального образования, расширение общественного

участия в управлении образованием, развитие сети общеобразовательных учреждений, переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование

общеобразовательных учреждений [12].

На линии обеспечения развития процесса образовательной системы федеральный

уровень представлен в первую очередь Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования. В задачи АПК и ППРО входит учебная работа (организация и проведение повышения

квалификации и профессиональной

переподготовки кадров учреждений системы образования на основе курсовой подготовки, удовлетворение потребностей руководящих

работников и специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях педагогической науки, техники, передовом отечественном и зарубежном опыте, организация и проведение экспертной и

консультационной работы по

совершенствованию учебного процесса, форм и методов обучения в учреждениях системы

повышения квалификации и т.п.); научнометодическая и исследовательская работа (разработка перспективных моделей

сопровождения повышения квалификации,

процессов эффективного функционирования и личностно-профессионального развития

педагогов в условиях модернизации системы образования, ее открытости и распространения сетевых технологий взаимодействия в профессиональном сообществе, научная экспертиза типовых и авторских программ обучения, методических рекомендаций, научных разработок по профилю работы Академии, формирование банков и баз нормативных, научных и эмпирических данных и т.п.), организационная и координационная деятельность (организация и проведение общероссийских, зональных совещаний,

научно-практических конференций, выставок, семинаров по проблемам повышения

квалификации и переподготовки работников образования, согласование и координация научно-исследовательской, методической и учебной работы учреждений Федеральной системы повышения квалификации и т.п.) [13].

Эффективность представленного

взаимодействия можно оценить на примере Нижегородской области, где в период с марта по май 2008 года было проведено

социологическое исследование. Из 26244 педагогических и руководящих работников

общеобразовательных учреждений

Нижегородской области в опросе приняли участие 4110 человек, из них: представители администрации - 16.4%, учителя и воспитатели

- 83.6%. Выборочная совокупность достаточно адекватно моделирует систему образования по основным социально-демографическим и профессиональным признакам, что

подтверждает ее репрезентативность. Большинство респондентов, 60.2% - 2432 человека, отмечают, что инновации в их образовательных учреждениях инициируются администрацией. Данный показатель

демонстрирует, что на уровне образовательного учреждения в основном функции администрации и методической службы не разграничены, т. е. на уровне учреждения линия развития образования недостаточно

сформирована. По мнению 22.5% опрошенных (925 респондентов), инновации инициируются

муниципальными органами управления

образования, 42.5% (1745) респондентов

считают инициаторами инноваций

муниципальные методические службы, 12.3% (504 человека) - ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Приведенные данные вполне отчетливо подтверждают как наличие внутриуровневого (горизонтального) разграничения функций по инициированию инноваций между линией стабильного функционирования системы образования

(управления системой образования) и линией обеспечения развития системы образования (научно-методического сопровождения

образовательного процесса и повышения квалификации педагогических и руководящих работников), так и вертикального

разграничения влияния представленных уровней на развитие инновационных процессов.

Считают себя участниками инновационных процессов в системе образования 57.8% (2202) респондентов (64.7% администраторов системы образования и 56.4% педагогических

работников). В качестве побудительного

мотива к участию в инновационных

процессах респонденты выделили

собственное участие в различных мероприятиях, популяризирующих инновации в образовании. Так, участие в научнопрактических конференциях как стимул к инновационной деятельности отметили 16.4% администраторов системы образования и 12.2% педагогических работников, в экспериментальной деятельности - 25.6% и 11.3%, в различных проектах - 14.5% и 8.5% соответственно. Среди внешних факторов, влияющих на их участие в инновационных процессах, респонденты отметили

рекомендацию муниципальных методических служб (26% администраторов и 14.2% педагогов), приказ начальства - 9.4% и 11.9%, взаимодействие с учеными - 4% и 2%, материальные выгоды - 5% и 7.2%

соответственно. Интересно, что участие в приоритетном национальном проекте «Образование» в качестве мотива к внедрению инноваций отметили 12.4% администраторов и только 2% педагогов.

Среди факторов, мешающих участию в инновационных процессах, администраторы выделили загруженность основной работой (52.2% респондентов), слишком большие временные затраты на работу с документацией (51.4%). Соглашаются с этим мнением 44.8% и 34.7% педагогов соответственно. Интересно, что слабость материально-технической базы как барьер к инновациям рассматривают 42% педагогов и только 36.2% администраторов, а недостаток информации - 28.6% и 15.2% соответственно. При этом 56.4% администраторов и 52.2% педагогов отмечают необходимость консультаций со стороны муниципальных методических служб по вопросам внедрения новшеств, понимают важность организации повышения

квалификации (45.3% и 51%). Осознают необходимость методического сопровождения

опытно-экспериментальной и инновационной деятельности 39% администраторов и только 24% педагогических работников, диагностики и мониторинга образовательной деятельности -26.5% и 10.7%. Представленные цифры свидетельствуют о том, что на школьном уровне основным инициатором инновационных процессов является администрация

образовательного учреждения, для которой, в свою очередь, таким инициатором выступает муниципальная методическая служба, являясь частью линии сопровождения развития системы образования.

Таким образом, наличие рассмотренных линий в управлении системой образования как по вертикали, так и по горизонтали обеспечивает, с одной стороны, четкое разграничение функциональных полномочий учреждений, представляющих каждую из линий, а с другой - определение «точек» их соприкосновения и взаимодействия в решении стратегических целей и задач. Взаимодействие представленных линий на каждом уровне становится важным фактором развития системы образования, но в этом процессе можно выделить ряд проблем:

• результаты совместной деятельности не всегда адекватны затрачиваемым усилиям (например, невысок мотивационный уровень педагогов к введению инноваций);

• предъявляются высокие требования к линии обеспечения развития системы образования всех уровней и отсутствует понимание ее неразрывности и системности;

• нередко наблюдается рассогласованность действий представленных линий на различных уровнях, например не разграничены функциональные обязанности методистов и инспекторов органов управления образованием на муниципальном уровне.

Применение метода структурно-функционального анализа к исследованию структуры современной системы образования в России и функций, выполняемых ее отдельными звеньями, позволяет сделать вывод, что и управление, и научно-методическое

сопровождение развития системы образования можно рассматривать как взаимосвязанные условия, обеспечивающие инновационный образовательный процесс. В качестве наиболее существенных функций мы выделяем: способность реализовывать составные образовательные цели, способность к усложнению, к организованному развитию, способность предложить вариативное образование, отсюда - способность к инновации

в образовании. Соответственно, от целостности представленной системы и способности ее элементов к взаимодействию зависит результативность инновационных процессов в системе образования.

Список литературы

1. http://do.isiorao.ru/document/postanovlenie%20o %20nacdoctrine.php [Обращение к документу 20 ноября 2008 года]

2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. С. 126.

3. Парсонс Т. Система современных обществ / Перевод с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; [Ин-т «Открытое о-во»] М.: Аспект-пресс, 1997. 270 с.

4. Мертон Роберт К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е.Н. Егорова и др. Москва: АСТ: Хранитель, 2006. 873 с.

5. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // СОЦИС. 2002. № 3. С. 78.

6. Шереги Ф.Э., Харчева ВТ., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 13.

7. Ушамирская Г.Ф. Интеграционные процессы в региональной системе образования. Социологический анализ. Волгоград: Принт, 2003. 191 с.

8. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.

9. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Проектное управление в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПКиПРО, 2007.

10. Новиков В.Г. Социальная эффективность управления региональной системой образования. Автореферат дис... докт. социол. наук. Тюмень, 2004. 40 с.

11. http://www.govemment.nnov.ru/?id= 14685 [Обращение к документу 7 ноября 2008 года]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/

[Обращение к документу 7 ноября 2008 года]

13. http://www.apkpro.ru/content/section/6/118/

[Обращение к документу 7 ноября 2008 года.]

STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS AS METHODOLOGICAL BASIS OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM S PROBLEM FIELDS SOCIAL INVESTIGATION

O. V. Pleteneva

This article represents two main lines of educational system’s management differenced by their structures and functions, indissoluble connected with each other ft the same time. These lines distinguished on the base of structural functional analysis are the maintenance’s educational system’s line of stable functioning and the maintenance’s line of educational system’s development. The interaction of these educational management’s lines are considering in this article as the condition of innovation educational process’s maintenance. The article’s conclusions are confirmed by the dates of the sociological investigation among Nizhegorodsky region’s pedagogical workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.