Научная статья на тему 'Структурно-функциональные особенности ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения'

Структурно-функциональные особенности ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОВЫЕ КАТЕГОРИИ / СМЫСЛОВЫЕ СИСТЕМЫ / STRUCTURAL FUNCTIONAL FEATURES / MEANINGS OF LIFE / VALUES / MEANING CATEGORIES / MEANING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Лариса Александровна

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности структурного содержания и функционирования ценностно-смысловой сферы юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Структура, связи между структурными составляющими обеспечивают особое функционирование и свойства ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия пенитенциарных учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Functional Features of Juvenile Values and Meanings in Penal Institutions

Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature. These methods enable us to learn structural interconnections of juvenile values and meanings of the system as an open one and give us the opportunity to compare it with the one of ordinary adolescents. Structures, relation between structural components provide special functioning and properties of these values and meanings. In this aspect social conditions of these penal institutions which affect values and meanings of adolescents serving sentence are of great interest.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональные особенности ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения»

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

УДК 152.27 ББК Ю983.402

Л. А. Бобылева

г. Чита

Структурно-функциональные особенности ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности структурного содержания и функционирования ценностно-смысловой сферы юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Структура, связи между структурными составляющими обеспечивают особое функционирование и свойства ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия пенитенциарных учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, смысловое содержание жизни, ценности, смысловые категории, смысловые системы.

L. A. Bobyleva

Chita

Structural Functional Features of Juvenile Values and Meanings in Penal Institutions

Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature. These methods enable us to learn structural interconnections of juvenile values and meanings of the system as an open one and give us the opportunity to compare it with the one of ordinary adolescents. Structures, relation between structural components provide special functioning and properties of these values and meanings. In this aspect social conditions of these penal institutions which affect values and meanings of adolescents serving sentence are of great interest.

Key words: structural functional features, meanings of life, values, meaning categories, meaning systems.

Юношество занимает заметное место в структуре общества, составляет основу потенциала страны. Общество транслирует ценности, опираясь на которые молодежь формирует свои собственные ценностные и смысловые позиции.

Постоянно меняющиеся современные условия дают молодежи новые возможности для самореализации, расширяют диапазон социальных ролей. Но сложная социально-экономическая ситуация, расслоение общества, постоянно возрастающая конкуренция ставят перед юношами трудные задачи, предъявляют жесткие требования к уровню развития личности, затрудняют поиск своего места в жизни законными средствами и способами.

В настоящее время в науке заметно усилился интерес к ценностно-смысловой сфере личности, о чем свидетельствует появление большого количества работ, анализирующих ее структуру и содержание (Б. С. Братусь, А. М. Дрюков, В. П. Зинченко, Н. Я. Иванова, М. М. Карпов, Л. Н. Коган, Д. А. Леонтьев и других авторов). Но в социально-философской и психологической литературе отсутствует общепризнанное представление о ценностно-смысловой сфере современной личности, что обусловлено сложностью

объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов к ее анализу.

Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. Процесс стабилизации ценностносмысловой сферы начинается с определения человеком конкретных ценностей и смыслов собственной жизни.

В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру. Смысловое содержание, ценности криминальных субкультурных образований отвечают некоторым возрастным потребностям, стремлениям юношей, психика которых пластична, податлива, деформирующим социальные условия исправительно-трудового учреждения, что и приводит к возникновению специфических ценностей и смыслов, отличных от таковых у про-социальной личности, искажению мировоззренческих представлений. Последние по-особому структурируются и образуют деформированные

смысловые системы, определяющие содержательные особенности смысла жизни и рецидив преступлений.

Для анализа ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения проведено эмпирическое исследование. Изучались структурные и функциональные особенности ценностно-смысловой сферы испытуемых в двух выборках. Первую выборку составили воспитанники исправительно-трудовых учреждений г. Нерчинска и г.Читы в количестве 80 человек (основная группа) и вторую - юноши, студенты вузов, учащиеся сузов г.Читы в количестве 80 человек (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 160 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

Для выявления структуры и функциональных особенностей ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения наиболее адекватными представляются универсальная методика предельных смыслов (МПС) Д. А. Леонтьева и репертуарная решетка Дж. Келли.

В результате обработки полученных данных с помощью контент-анализа, получены следующие данные (см. табл. 1)

Таблица 1

Контент-показатели испытуемых (по ф критерию - углового преобразования -Фишера)

Группа испытуе- мых Индекс рефлексив- ности(ИР) Индекс децен- трации (ИД) Индекс негативности (ИН)

выборка 1 379 297,5 364

выборка 2 311 337,5 321,5

Статистически значимые различия по показателю индекса рефлексивности между выборками (р<0,01) свидетельствуют о небольшом удельном весе смысловых категорий, описывающих отношение юношей основной группы к миру и к себе. Отсутствие такого рода категорий может расцениваться как симптом снижения уровня регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности.

Кроме того, отмечаются связи пребывания человека в условиях ИТУ с особенностями структурной организации его ценностно-смысловой сферы. У юношей основной группы отмечается достаточно высокий удельный вес смысловых категорий, выражающих прямое отрицание чего-либо, что отражается в индексе негативности. Высокий показатель индекса негативности указывает на наличие гомеостатической мотивационной тенденции, смысловое содержание заключается в необходимости защитного ухода от тех

или иных переживаний и действий, что приводит к ограничению любой активности за исключением ситуативно обусловленной.

В ходе структурного анализа полученных данных мы получили следующие результаты (см. табл. 2)

Таблица 2

Структурные показатели испытуемых (по ф критерию - углового преобразования -Фишера)

і І иы а ме И | I С Продуктив- ность и

выборка 1 395,5 390 1,01 73,8 405,9 369

выборка 2 488, 5 346,5 1,4 62,8 278 14

^ПК) - число предельных категорий, ^УК) - число

узловых категорий, И.Св. - индекс связности

С. с. ц. - средняя длина цепи, А. ч. абсолютное число

На основе анализа особенностей структуры смыслового древа можно сделать вывод о более развитом индивидуальном мировоззрении испытуемых второй группы (прочные связи). Но при этом ценностно-смысловая сфера юношей, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, имеет более длинные цепи смысловых связей, что свидетельствует о большей «осмысленности» искаженных смыслов и ценностей. Несмотря на то, что число узловых категорий у юношей-заключенных больше, и их смысловое древо выглядит более разветвленным, индекс связанности указывает на большую изолированность друг от друга линейных цепей связи. Юноши данной категории, имея, казалось бы, более насыщенное смысловое содержание жизни (разветвленное смысловое древо), сводят его к одному достаточно примитивному предельному смыслу. Сами же смысловые связи непрочны, изолированы друг от друга - образуют карточный домик из смыслов. Таким образом, анализируя ^УК), обнаруживаем у юношей основной группы достаточно сформированное мировоззрение, но этот факт входит в противоречие с индексом связности, который указывает на линейность, мозаичность и раздробленность смысловых систем, несвязанность, изолированность смысловых структур, что является признаком незрелости, рассогласованности смысловой сферы, представляющей из себя расколотые смысловые фрагменты. У юношей этой группы нарушена интегрированность мировоззренческих представлений в смысловые системы. Таким образом, их мировоззрение внешне насыщенное, но внутренне недостаточно структурированное, дисгармонично е.

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

Для содержательной интерпретации смысловой сферы используется проективный анализ, который представляет собой интерпретацию полученных смысловых цепей и структур. Информация, полученная в ходе проективного анализа, характеризует основополагающие паттерны мировоззрения испытуемых. Проективный анализ направлен на индивидуальное исследование личности, но в нашем исследовании мы применили данный метод для характеристики группы, для выявления общих поведенческих паттернов и структур мировоззрения. Смысловые цепи состоят из следующих значений: воля, стремление к свободе, семья, желание досрочно освободиться. Особое место занимает значение матери («важно дать поддержку матери») и стремление к высокому уровню материального благосостояния. Существует интересная зависимость - отрицание прошлого («я мечтаю изменить прошлое»), отождествление себя с более успешными индивидуумами, осуждение общества за наказание, неприятие наказания, нежелание его. Происходит непонимание, неприятие вины, наказание воспринимается как незаслуженное. Имеет место порицание общества, которое несправедливо наказало («Я полон решимости и ненависти»). Нынешнюю ситуацию юноши из пенитенциарного учреждения воспринимают как пострадавшая сторона; заключение - как несправедливое решение. В функционировании их смысловой структуры прослеживаются четкие тенденции мщения как персонально какому-то лицу, так и окружающим в целом. При этом сохраняется желание получить от этой жизни больше, чем другие.

Проводя проективную интерпретацию некоторых мировоззренческих составляющих, можно отметить, что такие категории, как мать, семья не персонифицированы, а являются лишь некими идеальными образами, продиктованными средой. Необходимо отметить полное отсутствие в структуре мировоззрения такой категории, как любовь. Смысловым содержанием поведения зачастую является избежание травмирующих переживаний, связанных с условиями пенитенциарного учреждения. Надситуативная активность ограничивается, и появляются защитные паттерны поведения («Я делаю, что могу, для того, чтобы выжить»). В связи с этим имеет свои особенности смысловое содержание жизни, относящееся к будущему. Понимание будущего размыто, планы нереалистичны или примитивны. У юношей в условиях пенитенциарных учреждений выявлена несформированность и нереалистичность образа будущего. Этой категории юношей свойственна низкая степень ориентации на реальные социальные достижения, слабая ориентация в том, какие трудности может нести в себе будущее, что позво-

ляет прогнозировать наибольшую вероятность социальной дезадаптации при окончании отбывания наказания. Юношам в условиях пенитенциарного учреждения свойственна множественность образов будущего, характеризующаяся рассогласованием когнитивного и поведенческого аспектов. Названная особенность смысловой сферы вызвана наличием большого количества категорий, смысл которых - психологическая защита.

В результате качественного анализа ранговых решеток, направленного на изучение функциональной стороны ценностно-смысловой сферы, была выявлена определенная специфика ценностно-смысловых отношений.

У 42,3 % несовершеннолетних из выборки испытуемых, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении, отмечаются значимые связи между заданным конструктом с полюсом «наиболее значимо для меня» и смысловыми конструктами, выражающими субъективноценностное отношение к положительным эмоциям, а также к возможности избежать глубоких психотравмирующих аффективных переживаний, негативных эмоциональных состояний. К числу таких конструктов были отнесены формулировки смысла следующего содержания: «сохранить нормальное настроение», «на душе было приятно», «не чувствовать себя плохо», «не чувствовать себя виноватым», «не нервничать», «не накапливать в себе переживания» и т. д.

У 25,8 % испытуемых из выборки несовершеннолетних, отбывающих наказание в пенитенциарном учреждении, со шкалой заданного конструкта на значимом уровне коррелируют шкалы конструктов, смысловое содержание которых может отражать потребность находиться в окружении близких людей, в помощи со стороны близких в трудной ситуации. Примером могут быть такие конструкты, как «дом, быть рядом с родными», «единство со своими».

Выводы:

1. Структура ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения существенно не отличается от структурных показателей ценностно-смысловой сферы юношей в обычных условиях жизни, но имеет типичные особенности, а именно: является внешне более насыщенной, «сформированной». Однако связи между смысловыми категориями либо непрочные, либо вовсе отсутствуют. Изолированность смысловых категорий друг от друга делает смысловую сферу юношей в условиях пенитенциарного учреждения неструктурированной (нагромождение из смыслов). Это ведет к рассогласованности смысловой сферы. Признаком сформированной смысловой сферы является наличие смысловых систем. У юношей данной категории нарушена интегра-

ция смысловых категорий в смысловые системы. Одинаковая по составу ценностно-смысловая сфера имеет разные по направлению и прочности связи между своими структурными составляющими, что обуславливает разные свойства и особенности функционирования ценностно-смысловой сферы.

2. У юношей основной группы выявлено наличие гомеостатической смысловой тенденции,

вызывающей снижение активности, за исключением ситуативно обусловленной.

3. Понимание будущего негативно, размыто, а смысловое содержание наполнено желанием быстрее прожить еще один день и выжить, как в физическом, так и психологическом плане. Выявлена несформированность и нереалистичность образа будущего.

Список литературы

1. Frankl V. Man search for meaning: an introduction to logotherapy. 3 rd ed., rev. and enl. New York: Simon and Schuster, 1984.

2. Leontiev D. A. The Phenomenon of Choice: Preliminary Considerations//Sharing Tools for Personal/ Global Harmony: First Annual Conference on Conflict Resolution/ V/ Kagan (Eds.). St. Petersburg, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.