А.В. Пронькина
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФОРМЫ БЫТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена проблеме структурно-функционального анализа массовой культуры. В ней приводится авторское понимание массовой культуры, определяется место феномена в современном культурном пространстве, выделяются его структура и функции.
массовая культура, технологический подход, система, структура, структурная дифференциация, области, уровни, элементы, отрасли, функции, динамика культуры, современная культура, цивилизация.
С момента возникновения и до настоящего времени феномен массовой культуры попал в поле чрезвычайно интенсивной философской и культурологической рефлексии. Бурное развитие техники, автоматизация, усиление процессов глобализации и универсализации, резкие повороты и кризисные ситуации исторической событийности в XX веке актуализировали необходимость планомерного исследования состояния мировой культурной ситуации, выявления места, которое занимает в ней массовая культура как особая форма развития человеческой цивилизации.
Массовая культура - феномен далеко не однозначный и заслуживает более глубокого изучения исследователя, учитывающего все исторические и социальные перипетии развития человеческого сообщества. Она возникла не по «мановению волшебной палочки» и, согласно прогнозам ведущих теоретиков, не исчезнет в ближайшем будущем, а потому ее сущность и феноменологические пределы должны определяться более четко и конкретно. Все качественно-количественные характеристики и оценки должны уступать место рациональному анализу, согласно которому термин «массовая» должен фиксировать внимание исследователя не на эстетической и моральной оценке отдельных произведений, а прежде всего на общественном способе производства, которым тиражируются, потребляются духовные и материальные ценности и артефакты.
Массовая культура - это не фикция, не эрзац-продукт, а довольно автономная форма культурного бытия современного общества. Ее внутреннее строение, функции, артефакты часто совершенно неподвластны определенным эстетическим критериям, так как уровень ее художественности (или нехудожественности) не может быть оценен однозначно. Лишь историческая практика показывает, что действительно имеет свою культурную ценность, а что нет, так как именно сменяющиеся поколения людей радикальным опытным путем «отсеивают» из культурного наследия все лишнее, не принимая во внимание ни степень распространения тех или иных ее «продуктов», ни их успех или популярность.
Отсюда популярность не есть величина постоянная и не может адекватно характеризовать исследуемый нами феномен, так как она не зависит в полной мере от степени художественности или общечеловеческой значимости в отличие от корригирующего критерия времени. Поэтому наиболее правомерно на современном этапе развития культурологического знания обозначать массовую культуру как особую технологию культурного производства и потребления одновременно, соответствующую определенному уровню развития экономики, социальных отношений, коммуникации, образования, духовных и материальных запросов большинства населения, распространяемую как на обыденном, так и на специализированном уровне и включающую в себя все многообразие предшествующих культурных форм, их практический и теоретический опыт.
Безусловно, массовая культура сегодня занимает ведущее место в жизни общества. Она является сложной многоуровневой и многофункциональной системой, включающей субстанциональные элементы, опредмечивающиеся в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности. Находясь в определенном соотношении и взаимодействии между собой, данные элементы обеспечивают стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта. Поэтому вопрос о строении и функционировании массовой культуры в рамках современного культурологического дискурса представляется особенно значимым.
Проблема выделения четкой структуры массовой культуры по праву считается одной из наиболее сложных, что связано с ее особым культурологическим свойством - способностью трансформировать собственную морфологию в соответствии с социальными или историческими запросами. Динамика данного феномена обусловливает и усложнение уже существующих элементов, их дифференциацию, а также появление целого пласта совершенно новых по своему значению и назначению явлений, процессов и артефактов.
Структурно-функциональный подход к анализу массовой культуры позволяет рассматривать в качестве ее элементов как результаты деятельности, так и определенные «технологии поведения», то есть механизмы включения индивидов в определенную социокультурную целостность. Подобное рассмотрение данной формы культуры устанавливает ее первостепенные параметры и принципиальные отличия от всех иных форм и видов, позволяет выявить технологию функционирования и развития в современном цивилизационном пространстве. Подобный подход дает возможность создания некой адекватной модели массовой культуры с учетом конкретных культурных форм (знаний, обычаев, традиций, ценностей, языка, мифологии, верований и др.), их универсальных и уникальных черт и характеристик.
По уже сложившейся исследовательской традиции в системе существования фундаментальной культуры принято четко разграничивать обыденную и специализированную области. В современной культурологии первая довольно часто отождествляется с народной культурой, вторая - с элитарной. Массовая культура, вступая с ними в непосредственную близость, выступает в свою оче-
редь как некое пограничное образование, включающее в себя их элементы, отчасти содержание и социальные функции, что, по мнению А.Я. Флиера, является следствием «своего рода семантических редукций» 87, способствующих культурно-семантическому переводу специализированной сферы в обыденную и наоборот. Согласно этому, выделение морфологии массовой культуры на основе анализа сфер проявления специализированной и обыденной культуры видится нам достаточно закономерным.
Впервые данную методику структурной дифференциации массовой культуры на функциональные блоки, соразмерные отраслям человеческой жизнедеятельности, в отечественной науке можно обнаружить в трудах Э. Орловой и А. Флиера. Э. Орлова выделяет четыре блока, А. Флиер - только три, однако в целом на стыке их теоретического наследия можно обозначить следующие сферы ее функционального проявления: область социальной организации и регуляции; область научного и эстетического познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений; область социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; область физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека 88.
В свою очередь в сферу социальной организации и регуляции массовой культуры как наиболее мощного базиса системы государственной идеологии и политики необходимо включать такие элементы, как:
1) экономическая система стимуляции, управления и организации сферы потребления (маркетинг, менеджмент, имиджмейкерство, мода), непосредственно влияющая на формирование стандартов и образцов культурного потребления, стиля и уровня жизни, индивидуального и коллективного имиджа, моделей мышления и поведения посредством специально созданной системы стереотипов и шаблонов;
2) правовая культура, закрепляющая на специализированном уровне единые права и обязанности членов индустриального массового общества, имеющая свою систему охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, а на обыденном уровне реализующая распространение морали, нравственности, норм этикета, бытование общественного мнения;
3) культура собственности, власти и социального престижа, связанная с развитием приемлемых для общества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способов обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста;
4) культура социального патронажа, проявляющаяся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкуренто-способности, в благотворительности, милосердии, помощи терпящим бедствие, в идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифо-
87 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. ; Екатеринбург, 2002. С. 382.
88
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994. 214 с. ; Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. М. ; Екатеринбург, 2002. 492 с.
логии социальной справедливости, «уравниловки», патронажа коллектива над личностью и т.п.;
5) политическая культура, выражающаяся в системе национальной (государственной) идеологии и пропаганды, контролирующей и формирующей политико-идеологические ориентации населения или отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящей верхушки и одновременно обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, мобильную готовность общества к возможным военным угрозам, массовым политическим движениям.
Вместе с тем массовая культура выступает и как фактор трансляции специализированного знания и адаптации его к бытовой логике социальной практики и к здравому смыслу обыденных воззрений человека, поэтому в области научного и эстетического познания и рефлексии мира, человека и межличностных отношений находятся и рациональные (наука и обыденные рациональные наблюдения), и иррациональные (религия, мистика, эзотерика, суеверия), и логико-метафизические (философия, здравый смысл, народная мудрость), и образные (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.) компоненты бытия культуры.
Научная культура включает четко структурированные, адаптированные, сгруппированные, систематизированные знания, приобщающие широкие массы населения к основам философского, религиозного, обще- и частнонаучного осмысления исторической событийности, социокультурного опыта коллектива, к принятым в данном обществе нормам, ценностям, традициям и обычаям. При этом она четко стандартизирована согласно требованиям государственных типовых программ («массовая общеобразовательная школа», другие уровни образования), позволяющих лишь малую толику проявления творческого личностного начала как педагога, так и ученика. Сюда же можно отнести создание и популяризацию всевозможных словарей, справочников, энциклопедий, каталогов, электронных банков информации, мультимедийной продукции образовательного и просветительского характера, онлайновые (или офлайновые) и публичные библиотеки, музеи, научную литературу и интернет-сайты.
Религиозная культура на специализированном уровне включает профессионально построенную эзотерику, а на обыденном - мистику, бытовую магию, разнообразные проявления языческих атавизмов.
Художественная культура в системе массовой культуры на специализированном уровне содержит построенное на профессиональном образовании искусство и самодеятельное творчество, но под руководством специалистов, на обыденном - бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности.
В области социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации, реализуемой в виде процессов символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложения языков обмена информацией (письменных, вербальных, невербальных, символических, служебных и технических языков, компьютерных, звуковых сигналов,
функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), оформления систем фиксации информации, ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, дистанционной, электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации, задействованы:
1) культура межличностных информационных контактов, которая реально существует только в обыденной форме;
2) культура массовой информации (специализированная: на уровне профессиональных СМИ, рекламы, общественных связей, обеспечивающих формирование конкретных взглядов, интересов, мнений, потребностей, электоральной активности посредством определенной интерпретации и подачи информации; обыденная: на уровне слухов, сплетен и т. п.);
3) информационно-кумулятивная культура (к специализированной сфере отнесем систему музеев, библиотек, архивов, электронных и реальных банков информации и пр.; к обыденной - предания, верования, легенды, мифы и т. п.);
4) культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний, которая на специализированном уровне включает систему среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и других институтов социализации и инкультурации личности, а на обыденном - систему домашнего воспитания, «дворовые» компании, повседневное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и др.
К области физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека относятся:
1) культура физического развития, поддержания и восстановления здоровья (специализированный уровень представлен профессиональным спортом и близкими к нему формами туризма, бодибилдинга, косметологии, пластической хирургии, медицины и системы санаторно-лечебного обслуживания, курортной индустрии; обыденный - физкультурой, массовым спортивным туризмом, культуризмом);
2) культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека, включающая на специализированном уровне индустрию развлечений, систему организованного досуга (в том числе оздоровительного), домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; на обыденном - неорганизованные формы досуга и пр.).
Приведенная выше структура отнюдь не претендует на то, чтобы полностью отразить все те социокультурные процессы, которые вовлечены в пространство массовой культуры, так как даже на первый взгляд обнаруживается некая пространность и подвижность границ указанных сфер, что делает их взаимопроникаемыми и взаимодополняемыми. Однако анализ явлений в данной системе массовой культуры показывает, что она является основным поставщиком культурных образцов, стилей, мод, норм и ценностей для современного человека. Составляя повседневную жизнь людей, понятие «массовая культура» харак-
теризует в первую очередь особенности производства и потребления культурных ценностей в современном обществе. При этом, несмотря на демократичность современного общества, проблема идеологического влияния посредством массмедиа не только не утратила своей актуальности, но и приобрела новое звучание. Поэтому изучение различных элементов формирования и потребления массовой культуры приобретает особое значение.
Согласно теории В.Г. Ерохина, внутри какой бы то ни было формы бытия культуры необходимо выделять три больших пласта: «результативный, процессуальный и институциональный» 89, которые в свою очередь состоят из определенных элементов. Массовая культура, подтверждая данное правило, включает в себя:
1) многообразие артефактов культуры (предметы быта, жилые постройки, художественное творчество, массовое искусство, «продукты» сферы услуг и т.п.), способствующих поддержанию и одновременно удовлетворению потребностей человека, его эффективного существования в рамках конкретного общества (результативный компонент);
2) языковые системы и семиотические коды, стереотипы, мифологию, идеологию, стили деятельности и образ жизни, технику и технологию исполнения массового производства, в том числе и художественного (процессуальный компонент);
3) общественные отношения, учреждения и институты, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии и др. (институциональный компонент).
Таким образом, на какой бы методологической позиции ни стоял исследователь, мир массовой культуры представляется как образование чрезвычайно богатое и разнообразное. Однако все названные элементы, направления и проявления массовой культуры довольно редко встречаются в чистом виде. Как правило, они переплетены друг с другом, постоянно вступают в различного рода отношения, образуя тем самым сложные технические и логические конструкции, и в зависимости от иерархического расположения приобретают те или иные значения, содержание или способы восприятия. А потому не менее интересным для раскрытия данного вопроса будет выделение не только «горизонтальной» структуры мира массовой формы культуры, но и «вертикальной». Как считает
В.Г. Ерохин, «вертикальная структура мира культуры - это многоуровневость любой сколько-нибудь сложной системы» 90. Конечно, попытка выделить уровни массовой культуры осуществляется не впервые, но в настоящее время в культурологической литературе практически невозможно найти полного классификационного опыта артефактов данного феномена.
Невнимание же многих исследователей к разграничению различных пластов (уровней) внутри массовой культуры приводит к тому, что она предстает не неким общим, единообразно существующим организмом, но асистемой, включающей разнородные и разносущностные элементы в самом странном и неестественном смешении. Поэтому, на наш взгляд, в рамках бытия массовой культуры необходимо выделять три уровня: китч-культуру, популярную культу-
89 Ерохин В.Г. Теория культуры. Рязань, 1996. С. 65-75.
90 Там же. С. 75.
ру и неоэлитарную культуру, которые достаточно полно характеризуют современную социокультурную ситуацию. Обратимся подробнее к каждому из них.
Китч (нем. Kitsch - халтурить, создавать низкопробные произведения; или Verkitchen - дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen - «для кухни») - дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности (яркости) внешнего облика, а не богатству внутреннего содержания. Первоначально понятием «китч» характеризовали образцы прикладного творчества, сейчас проявления китча можно проследить во всех видах искусства и промышленного производства. Нельзя не согласиться с Е.Н. Карцевой в том, что артефакты, принадлежащие к этому уровню культуры, лишь имитируют настоящие произведения, но таковыми не являются 91.
Что же касается основных характеристик китч-культуры, то здесь можно выделить следующие: ориентация на посредственных пассивных личностей, бездумно «поглощающих» все, что им предлагают; упрощенная подача любой информации; постоянное использование стереотипных сюжетов и образов; клиширование любой жизненной ситуации; низкий уровень качества, незамысловатость техники исполнения; обращенность к инстинктам человека, его подсознанию. По мнению А. Фроловой, Е. Савенковой и Е. Иваненко, в каждой стране также можно четко определить специфические национальные черты китча: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» французского, экстатическую сентиментальность итальянского, плоскую примитивность американского 92.
Китч совершенно однозначен, не вызывает духовных исканий, глубоких раздумий, сложного психофизического напряжения. Лишь подражая высокохудожественным образцам, он опускается до всего банального, пошлого, экстраординарного и экстравагантного. Китч тяготеет к мистике и оккультизму, поэтому в нем распространены упрощенные образцы сатанизма. В сфере интересов китча также находятся тенденции господствующей моды, скандальные сенсации из всех сфер социокультурной жизни. Научное знание в китч-культуре имеет лишь поверхностное и второстепенное значение.
Вторая ступень пирамиды - популярная культура - обладает двойственным характером, так как является своего рода пограничной зоной между китч-культурой и культурой неоэлитарной. Попросту говоря, это культура «средней руки» - область, которая приемлема, понятна и доступна (в большей степени материально) большинству населения. В современном обществе именно популярная культура задает тон и формирует стандарты, на которые ориентируется вся массовая культура.
Популярная культура носит общественно-национальный характер, с ее помощью возможно эффективное формирование государственной и националь-
Карцева Е.Н. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977. С. 45-76.
92
Фролова А. Массовая культура как культура экрана. URL : http://www.phil63.ru/files/mix 99_004.pdf. Загл. с экрана. Проверено 05.10.2009.
ной идентичности, что наиболее ярко представлено в социокультурном пространстве США. Так, согласно А.В. Захарову, в современных условиях только на ее основе может сложиться действительно идейно-политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру, а поэтому очевидно перспективное значение массовой культуры и для России, где образ «национального мира», как известно, пока еще весьма аморфен и зыбок 93.
Такие заключения известного исследователя массовой культуры вполне закономерны, так как популярная культура, являясь пограничной зоной, усиливает взаимосвязь и взаимодействие всех видов, отраслей, жанров (и других элементов) в едино существующую систему - народное, самодеятельное, профессиональное искусство и культурное производство, институциональные формы, отмеченные сильным влиянием идеологии и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми повседневными сторонами общественной жизни 94
Впитывая в себя основы народной культуры, популярная культура становится интерактивной, то есть создаваемой параллельно с процессами распространения и потребления, что особенно показательно на уровне повседневного бытия человека (пересказ некоего сюжета, анекдота, общение и создание информационных сетевых узлов (например, блогов) и т. п.).
Популярная культура также очень тесно связана с политикой. Вслед за А.В. Захаровым мы утверждаем, что «иное было бы невозможно себе представить, потому что любое событие культурной жизни, привлекшее к себе внимание миллионов людей, неизбежно приобретает политическое значение. По большому счету, вся современная популярная культура представляет собой «поле битвы», на котором ведется борьба за различные способы интерпретации фольклорных, религиозных и философских текстов. На этом поле сталкиваются дискурсы и стратегии «сильных», доминирующих социальных групп, представленные «элитарными» ценностями, а также стратегии «слабых», оппозиционных групп» 95.
Безусловно, сетевые сообщества, группы солидарности, этнические и национальные диаспоры, различные объединения людей по интересам, «вездесущая» сексиндустрия и порнография, потребительская лихорадка - это лишь результат, побочный продукт войны за разделение или монополизацию сфер влияния, но нельзя забывать и о том, что сегодня они формируют новый устойчивый социальный запрос на образцы традиционного искусства, этнической символики, мифосознания и прочего, чтобы хоть как-то выделить себя, обозначить свое существование, получить возможность участия (пусть даже «виртуального») в творении истории, культуры, хотя бы собственной жизни.
Неоэлитарная культура (от греч. neos - новый и элитарный - от элитарная культура) - третья, самая высокая разновидность массовой культуры, которая отличается более ценным содержанием и рассчитана на самую образованную
93 Захаров А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? // Массовая культура на рубеже веков. С. 16-17.
94 г,,
Там же.
95 Там же. С. 20.
часть массовой аудитории. Отсюда главной ее задачей является максимальное сближение массовой культуры с культурой элитарной, которая характеризуется качеством наивысшего уровня художественной формы, доступной для восприятия и понимания лишь немногим, наиболее развитым в интеллектуальном плане и специально подготовленным людям. Исследования компонентов этого уровня являются сейчас одним из наиболее приоритетных направлений «дискурса массового». По мнению Д.В. Крюкова, «анализ таких произведений интересен в силу их многомерности. Он позволяет рассмотреть, как стандартное сочетается с индивидуальным, как за сугубо авторским проглядывает общечеловеческое, а художественный язык сохраняет колорит, не обретая притом вычурности и сложности» 96.
Выделение этого уровня в современной культурной ситуации вполне закономерно, так как некоторые артефакты, созданные в рамках изучаемого феномена, уже не вписываются в его концепцию, но еще не могут считаться вполне признанными классическими образцами высокой культуры в связи с тем, что многие современные явления массовой культуры (альбомы и календари с репродукциями, онтологии классической музыки на компакт-дисках, сайты в Интернете, посвященные многовековому культурному наследию, образцы массового искусства и т.д.) по способу своего производства и последующего восприятия не могут быть причислены к истинной элитарной культуре.
Известный санкт-петербургский культурфилософ Е.Г. Соколов считает, что «культура есть не только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуникации, по которым эти формы циркулируют, и особый «взгляд на предмет», нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы, которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компонентов культурного ансамбля немедленно влечет за собой трансформацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы теми же, что и сто лет тому назад, при изменении социально-культурного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять другие функции, порождать новые смыслы» 97.
В итоге, проявляясь и развиваясь на различных уровнях, одни и те же элементы культурной системы могут приобретать разнообразную смысловую окраску и выполнять различные социальные функции, взаимосвязанные с каждым уровнем в отдельности и со всей системой в целом.
Функции массовой культуры - это совокупность ролей, которые она выполняет по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах. При этом все функции массовой культуры сугубо социальны и обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы личной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. По-
96
Крюков Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством // Массовая культура на рубеже веков : сб. ст. / под ред. Е.В. Дукова, Л.И. Левина. СПб., 2005. С. 50.
97 Соколов Е.Г. Массовая и немассовая культуры // Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. С. 293.
добно ее элементам, функции массовой культуры имеют и свою вертикальную уровневую структуру: от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функционирование самого высокого уровня массовой культуры (нео-элитарного).
Общие и универсальные функции массовой культуры во многом совпадают с функциями фундаментальной культуры. В этом случае можно говорить о выделении интегративной, адаптивной, коммуникативной, компенсаторной и гедонистической функций. Специфической функцией исследуемого феномена, по мнению Е.Г. Соколова, следует признать рубрикационную 98.
Интегративная функция отвечает за обеспечение социального объединения людей как в рамках мировой, так и национальных культур. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, поскольку среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей, у которых формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.
Широкие рамки культурной общности в современном мире создаются научными объединениями. По мере своего развития наука все более становится коллективным делом всего человечества. Образуется единое всемирное сообщество ученых. Школьники и студенты всех стран осваивают одни и те же основы научных знаний. Повсюду распространяется одинаковая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т.д.), используются одни и те же образцы техники: автомобили, компьютеры, аудио-и видеоаппаратура.
Адаптивная функция в рамках массовой культуры рассматривается исключительно в варианте пассивного подчинения социальным нормам, где личность полностью или частично нивелируется, а целью ее развития становится не выявление индивидуального, не развитие творческого потенциала, а растворение личностного начала во всеобщем. И это неслучайно, так как развитие массовой культуры в большей степени обеспечивает людям физическую и духовную безопасность и комфорт, увеличивает объем и эффективность труда, улучшает его условия. В рамках этой культуры изобретается масса вещей, средств и способов, с помощью которых можно облегчить жизнь, наполнить ее удовольствиями и развлечениями. Но вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества: чем выше становится защищенность людей от природных опасностей, тем яснее обнаруживается, что главным врагом человека является он сам. Окруженный благами цивилизации, человек становится их рабом. Уменьшение физических нагрузок и тяга к комфорту, влекущая за собой изнеженность и ослабление организма, синтетическая пища, растущее потребление различных наркотических средств, привычка к употреблению медикаментов и вызываемое этим искажение естественных реакций, накопление биологически вредных изменений в генофонде человечества - все это продукт массовой куль-
98 Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001. С. 108-111.
туры и массового общества. Уменьшая свою зависимость от сил природы, люди попадают в зависимость от сил культуры. Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении оно будет развивать свою культуру.
Коммуникативная функция связана с развитием и внедрением в повседневную жизнь новейших форм и способов общения, из которых наиболее эффективными являются телевидение и Интернет, охватывающие весь мир и делающие доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. В результате развития средств массовой коммуникации чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Причем если в случае с телевидением эти контакты имеют опосредованный и односторонний характер, зритель в них пассивен, а его возможности обмениваться с собеседниками своими мыслями очень ограничены, то Интернет предполагает интерактивность общения. При этом возникает парадокс: в практике массового общества, с одной стороны, происходит огромное множество контактов, а с другой - налицо дефицит общения.
Компенсаторная функция способствует отвлечению индивида от процесса материального и духовного производства, от любой жизненной ситуации, в которой проявляются все его созидательные способности, снижается психологическое напряжение, чему способствуют, например, религиозные обряды, художественная деятельность, общение с природой и т.п. По нашему мнению, в системе массовой культуры компенсаторная функция находит совершенно иную трактовку: религиозное поклонение заменяется уже упомянутой системой реальных идеалов -звезд, ритуальной составляющей которой вполне могут являться так называемые «фанклубы» (массовое поклонение) или индивидуальное идеализирование кумира. Следовательно, массовая культура не только развлекает, но и выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хоть и иллюзорно, эмоционально бедное или наполненное только отрицательными эмоциями существование. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себе произведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты.
Философско-этическую основу массовой культуры образует мораль гедонизма. Еще представители одной из старейших философских школ считали, что целью человеческой жизни является получение наслаждения, однако наслаждение иного порядка - интеллектуальное наслаждение человеческим общением. Ныне происходит релятивизация морали, то есть отрицание всякой этической компоненты. Гедонистическая составляющая массовой культуры функционирует, собственно говоря, для свершения чувственнотелесного удовольствия, первыми из которых, безусловно, являются, сексуальные наслаждения, что делает так называемую «сексуальную революцию» проводником к чувственной составляющей масскульта. Согласимся с исследователем этико-философских оснований массовой культуры Б.Н. Воронцо-
вым в том, что «секс - это не просто отношение между полами; это целая философия половой морали в условиях вседозволенности... «Секс» - это: новый, абсолютно свободный, не признающий никаких ограничений взгляд на отношения между полами; снятие запретов для нетрадиционно ориентированных в вопросах пола людей, разрешение браков между людьми одного пола; свобода от деторождения, от всякой ответственности в отношениях между полами; отказ от любви в половых отношениях, т.е. отказ от духовной составляющей любви; проповедь порнографии, проституции, половых извращений; отказ от ценностей семьи, отцовства и материнства» 99.
Несомненно, тело и психика человека нуждаются в реабилитации, однако реабилитация приобретает форму культового поклонения телу. По мнению П. Сорокина, реабилитация «низа» обернулась реабилитацией животного начала в человеке. Д. Белл утверждает, что теперь не влечение к запретному, но отсутствие такового влечения вызывает болезненный самоанализ и заставляет обратиться к психоаналитику. Словом, торжествует «порнографическая концепция культуры», где стремление к безграничному удовольствию способствует как акту творчества, так и акту потребления.
Рубрикационная функция в свою очередь обеспечивает четкое разграничение системных элементов массовой культуры по различного рода тематическим группам (рубрикам), определяющим через их наименование набор специфических характеристик каждого порядка. Посредством рубрикации процесс производства и потребления продуктов всегда ориентирован на некий адресат -группу индивидов, имеющих определенные вкусовые предпочтения и жизненную позицию, непременно обособленную от других.
Таким образом, здесь мы находим следующее разграничение сфер влияния: «мужской журнал», «розовая литература», «только для домохозяек», «для подростков», «для милых дам», «любителям клубнички», «для интеллектуалов» и т.д. Поэтому рубрика - «это не только маркер вещей, - считает Е.Г. Соколов, -но и, прежде всего, механизм по именованию-означиванию группы, по упорядочиванию в них элементов, а также - по устранению «затемнений». Продукт или ситуация привлекательны для определенной группы именно потому, что исходят из номерованных даже не столько феноменально, сколько концептуально ожиданий, вмененных именованием состояний» 100. Итак, адресность - это необходимое условие формирования локального культурного множества, а рубрика - легитимное сечение, на основе которого функционирует механизм группировки различных элементов.
Выделенная системно-структурная характеристика массовой культуры лишь подтверждает специфичность изучаемого феномена, очерчивает его все-охватность и многогранность. Массовая культура - явление отнюдь не однородное, некий многомерный и многофункциональный симбиоз различных форм, видов, направлений, категорий. Являясь одновременно и процессом, и результа-
99 Воронцов Б.Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ. Рыбинск, 2002. С. 33.
100 Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. С. 108.
том, и причиной, и следствием, ориентируясь на стандартизированные представления членов конкретного социума, она характеризует собой прежде всего специфику производства, распространения и потребления культурных ценностей, норм, стереотипов, имиджей и артефактов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Воронцов, Б.Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ [Текст] / Б.Н. Воронцов. - Рыбинск, 2002. - С. 33.
2. Ерохин, В.Г. Теория культуры [Текст] / В.Г. Ерохин. - Рязань, 1996.
3. Захаров, А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? [Текст] / А.В. Захаров // Массовая культура на рубеже веков : сб. ст. / под ред. Е.В. Ду-кова, Л.И. Левина. - СПб., 2005.
4. Карцева, Е.Н. Кич, или Торжество пошлости [Текст] / Е.Н. Карцева. - М., 1977. -
С. 45-76.
5. Крюков, Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством [Текст] / Д.В. Крюков // Массовая культура на рубеже веков : сб. ст. / под ред. Е.В. Дукова, Л.И. Левина. - СПб., 2005.
6. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 1994. - 214 с.
7. Соколов, Е.Г. Аналитика масскульта [Текст] / Е.Г. Соколов. - СПб., 2001.
8. Соколов, Е.Г. Массовая и немассовая культуры [Текст] / Е.Г. Соколов // Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М., 2005.
9. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. - М. ; Екатеринбург, 2002. - 492 с.
10. Фролова, А. Массовая культура как культура экрана [Электронный ресурс] / А. Фролова, Е. Савенкова, Е. Иваненко. - Режим доступа : http://www.phil63.ru/files/mix_ 99_004.pdf. - Загл. с экрана. Проверено 05.10.2009.