Научная статья на тему 'Структурно-функциональная организация большой системы морфологических характеристик конечного мозга вороны'

Структурно-функциональная организация большой системы морфологических характеристик конечного мозга вороны Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЕЧНЫЙ МОЗГ / ВОРОНА / КЛЕТКИ МОЗГА / ГЛИЯ / КОМПЛЕКС / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEMATС ANALYSIS / COMPONENTS AND CELLS OF CROW / GLIYA OF THE FIELD / SELLS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Самотаев А. А., Канагина И. Р., Воронов Л. Н.

Закономерности структурных взаимосвязей между компонентами и клетками мозга вороны были рассмотрены с помощью методики системного анализа. Установлено, что главными элементами в пирамиде большой системы (иерархически снижающимися в своем влиянии)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Самотаев А. А., Канагина И. Р., Воронов Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная организация большой системы морфологических характеристик конечного мозга вороны»

эритроцитов периферической крови в 0,5 % ном растворе хлористого натрия и оценивали в %.

В крови определяли количество гемоглобина гемиглобинцианидным методом. Уровень гормонов в сыворотке крови определяли на оборудовании «Amerlite» с использованием тест-системы 3 поколения фирмы «Amersham» (Англия). Этим методом определяли уровень кортизола, пролактина.

Ежемесячно на протяжении опыта учитывали суточные удои коров, белок и жирность молока. Живую массу телят находили методом ежемесячного взвешивания, после чего вычисляли среднесуточный прирост.

Результаты исследований.

При анализе полученного экспериментального материала мы установили, что скармливание минерально-витаминной добавки телятам с 2 х месячного возраста приводит к 154 дню опыта к увеличению общего белка на 24,2 %, альбуминов - на 40,5 %, глобулинов - на 24,3 % по сравнению с контрольной группой телят. Концентрация креатинина на 108 день опыта повышается до 0,094 мM/л, наблюдается увеличение концентрации мочевины с 4,48 мM/л до 5,23 мM/л (выше на 16,7 %) и снижение активности амилазы до 24,17 ед/л (на 21,3 %). Активность АСТ снижается на 33,9 %, но повышается АЛТ на 30,4 % по сравнению с исходными значениями. Увеличивается концентрация Са с 2,04 мM/л до 3,68 мM/л; фосфора - с 0,71 мM/л до 0,98 мM/л, повышается уровень холестерола на 7,6 %, снижается концентрация в крови общего билирубина на 27 % к концу опыта.

Введение в рацион телятам с 2 х месячного возраста минерально-витаминной добавки приводит к усилению антиокислительной защиты растущего организма, что выражается в увеличении активности каталазы на 14,9 %; пероксидазы - на 22,5 %; в повышении уровня гемоглобина с 78 г/л до 118 г/л по сравнению с контрольной группой; в снижении уровня средних молекул с 0,37 отн. ед. до 0,33 отн. ед.; в

повышении перекисной резистентности эритроцитов на 38,3 %; снижении осмотической резистентности эритроцитов на 13,8 % на 154 день опыта в отличие от исходных значений; наблюдается уменьшение концентрации диеновых коньюгатов в крови телят в динамике опыта с 0,55 мкмоль/мл до 0,49 мкмоль/мл; уровень общих липидов на протяжении эксперимента нестабилен и в среднем выражается 0,16 г/л; повышаются светосумма с 14136 до 15123 (на 7 %), а также максимальная высота на 30,6 % к концу опыта.

Концентрация кортизола в крови опытных телят повышается в динамике эксперимента с 5,9 нмоль/л до 13,65 нмоль/л, но остается ниже по сравнению с контрольной группой на 18 %.

Скармливание минерально-витаминной добавки коровам 6-8 ти лет не вызывает каких-либо существенных изменений в концентрации общего белка, но наблюдается повышение уровня альбуминов на 44 и 79 дни опыта с 37 % до 50,75 % и глобулинов в этот же период на 66,7 %. В среднем по опыту уровень креатинина повышается до

0,095 мМ/л (на 3,3 %); наблюдается снижение концентрации мочевины с 5,14 мМ/л до 4,65 мМ/л, увеличивается активность амилазы к 154 дню опыта на 21,8 %. Снижается активность АСТ с 0,52 мМ/л до 0,43 мМ/л (на 17,3 %) и АЛТ с 0,39 мМ/л до 0,26 мМ/л (на 33,3 %) по сравнению с исходными данными. Повышается концентрация кальция на 44 и 79 дни эксперимента с 2,32 мМ/ л до 4,55 мМ/л и фосфора с 0,84 мМ/л до 1,45 мМ/л, холестерола - на 8,2 %, к концу опыта снижается уровень общего билирубина на 32,6 %.

В среднем за 154 дня опыта живая масса теленка контрольной группы возросла с 54,0 кг до 100,0 кг, или на 46,0 кг, и среднесуточный прирост был равен 371 г; в опытной группе, соответственно, 59,0 кг до 119,5 кг, или на

60,5 кг, а среднесуточный прирост был равен 488 г. За 154 дня опыта каждый теленок опытной группы дал дополнительно 14,5 кг привеса и имел среднесуточный прирост на 31,5 % выше, чем

Животноводство

в контрольной группе.

Введение в рацион минеральновитаминной добавки коровам опытной группы приводит к повышению гемоглобина на 23,8 %; повышению активности каталазы с 1,24 мккат/гНЬ до 2,10 мккат/гНЬ и пероксидазы на 22,4 %, снижению уровня средних молекул с

0,32 отн. ед. до 0,29 отн. ед.; к увеличению перекисной резистентности эритроцитов на 18,7 % и осмотической резистентности эритроцитов на

23,5 %. Наблюдается уменьшение концентрации диеновых коньюгатов в крови коров с 0,76 мкмоль/мл до 0,61 мкмоль/мл.

Концентрация кортизола в крови опытных коров снижается в динамике опыта на 44 и 79 дни до 14,24 нмоль/л и 22,9 нмоль/л, в дальнейшем доходит до исходных значений. Концентрация пролактина повышается с 38,2 мМЕ/л до 40,3 мМЕ/л (на 5,5 %), к 79 дню опыта - даже до 54,8 мМЕ/л (на 20,9 %).

Перед началом опыта удои коров обеих групп были одинаковы. В опытный период, во все дни учета, молочная продуктивность жирность молока и белок была выше в опытной группе коров. В среднем, за опытный период у коров контрольной группы суточный удой составил 11,30 кг с жирностью 3,3 %, а в опытной группе - 12,70 кг с жирностью 3,6 %, т. е. суточный удой у опытных коров был выше на 12,4 %, а жирность выше на 9 %.

Экономическая эффективность применения минерально-витаминной добавки крупному рогатому скоту в условиях повышенного содержания фтора составила 4,7 руб. на каждый вложенный рубль у телят и 1,8 руб. - у коров.

Выводы.

Учитывая положительную динамику продуктивности, стабилизацию гомеостаза и повышение качества продукции, можно рекомендовать производителям молока и мяса вводить в рацион крупного рогатого скота представленную нами витаминно-минеральную добавку.

Литература

1. Авцын А. П., Жаворонков А. А. Патология флюороза. Новосибирск: Наука, 1981. 333 с.

2. Генкин А. М., Колмогорцева В. М. К механизму действия неорганических соединений фтора // Гигиена труда и профессиональных заболеваний в алюминиевой промышленности. Вып. 2. М., 1976. С. 126-131.

3. Емельянов А. М., Любошевский Н. М., Джураев М. И., Сбродов Ф. М., Бураев М. Э., Котомцев В. В. Профилактика флюороза у животных в зоне с повышенным содержанием фтора // Ветеринария. 1994. № 10. С. 11-13.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БОЛЬШОЙ СИСТЕМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНЕЧНОГО МОЗГА ВОРОНЫ

А. А. САМОТАЕВ, доктор биологических наук, профессор,

457100, Челябинская обл., г.Троицк, ул.Гагарина,13; 8-351-63-2-36-80, 8-951-447-91-41

Животноводство

И. Р. КАНАГИНА,

кандидат сельскохозяйственных наук, Уральская ГАВМ, Л. Н. ВОРОНОВ,

доктор биологических наук, профессор, Чувашский ГПУ

Ключевые слова: конечный мозг, ворона, клетки мозга, глия, комплекс, системный анализ.

Исследования морфофизиологической основы рассудочной деятельности у животных является весьма актуальной темой. Работы по изучению этой проблемы у птиц, начатые Л. В. Крушинским и продолженные З. А. Зориной и её школой, получили международное признание. Исследованиями последних лет установлено, что у серых ворон, обладающих высокой рассудочной деятельностью, в гиперстри-атуме конечного мозга много нейрогли-альных комплексов и нейронов (особенно звездчатых), однако до сих пор неясны закономерности взаимосвязи основных структурных единиц в конечном мозге изученного вида птиц - глии, нейронов (веретеновидных, пирамидных, звездчатых) и нейроглиаль-ных комплексов - в эволюционно молодых и старых полях стриатума птиц.

Методика исследований.

Mатериалом исследования явились 41 морфологическая характеристика конечного мозга вороны серой. Окрашивание и подсчет морфологических характеристик конечного мозга в препаратах выполнялись Л. Н. Вороновым [1]. Для выяснения вышеизложенных закономерностей в работе была использована методика системного анализа [2].

Цель работы.

Используя системный подход установить закономерности функционального взаимодействия компонентов и клеток конечного мозга вороны.

Результаты исследований.

Структуры конечного отдела мозга птицы образуют большую систему, представленную 22 подсистемами, которые организуют пятиэшелонную пирамиду (рис. 1).

Выявлены следующие особенности большой системы морфологических характеристик конечного мозга вороны:

• структуры птицы формируют морфологические показатели в большую систему в виде пяти эшелонной пирамиды;

• четвертый, второй и первый эшелоны не полностью охватывают нижележащий уровень, в частности, итоговые подсистемы уровней, что не позволяет контролировать и активизировать в полной мере их деятельность, увеличивая тем самым затра-

Components and cells of crow,s, gliya of the field, sells, systemaґіс analysis.

• элементами активизации одиннадцати подсистем в первом эшелоне пирамиды, иерархически возрастая, выступают комплексы поляМе ^глия поляМе —> звездчатые клетки поляЕ нейроны полян“—> пирамидальные клетки поляМе_^ комплексы поляРа-> пирамидальные клетки поляРа -* звездчатые клетки полян“ —> комплексы полянй звездчатые клетки поляш —* глия полян“;

• проблемными показателями в

первом эшелоне пирамиды являются следующие заключительные элементы одиннадцати подсистем: нейроны

поляМе-^нейроны поляна звездчатые

клетки поляРа__ комплексы полян“ комплексы поляна_> нейроны поляра -» веретеновидные клетки поляра пирами-

дальные клетки поляАг “-глия поля*!-- веретеновидные клетки поля^

звездчатые клетки поляАг;

• в связи с недостатком вещественных, энергетических и информационных связей в структуре эшелона «глия поляРа» и «глия поляш» оказались вне подсистем;

• элементами активизации шести подсистем во втором эшелоне пирамиды, иерархически возрастая, выступают нейроны поляРа-_пирамидаль-ные клетки полян“ пирамидальные клетки поляМе “>глия поляАг “-пирамидальные клетки поляАг»звездчатые клетки поляш;

• проблемными показателями во втором эшелоне пирамиды являются

следующие заключительные элементы шести подсистем: комплексы поля глия поля н^-> звездчатые клетки поля_^ комплексы поля н^ звездчатые клетки поля Ра-_ комплексы поля ш;

• в связи с недостатком вещественных, энергетических и информационных связей в структуре эшелона «веретеновидные клетки поля^» и «нейроны поляна» оказались вне подсистем;

• элементами активизации трех подсистем в третьем эшелоне пирамиды, иерархически возрастая, выступают нейроны поляР^> звездчатые клети полян“ --глия поляАг;

• проблемными показателями в третьем эшелоне пирамиды являются следующие заключительные элементы трех подсистем: пирамидальные клетки поляМе -» звездчатые клетки поля^ комплексы поляМе;

• в связи с недостатком вещественных, энергетических и информационных связей в структуре эшелона «комплексы поля^» и «звездчатые клетки поляш» оказались вне подсистем;

• элементами активизации двух подсистем в четвертом эшелоне пирамиды, иерархически возрастая, выступают пирамидальные клетки поля^ комплексы поляМе;

• проблемными показателями в четвертом эшелоне пирамиды являются следующие заключительные элементы: нейроны поляРа-*звездчатые клетки полян“;

• элементом активизации подсистемы в пятом эшелоне пирамиды являются «нейроны поляРа», итогом ее деятельности - «пирамидальные клетки поляМе»;

• основными запускающими элементами в пирамиде большой системы, иерархически снижающимися в

Животноводство

своем влиянии, являются нейроны поляРа-> пирамидальные кпеткиМе-» комплексы поляМе --звездчатые клетки полян,/ -»глия поляАг --пирамидальные клеткин,/-^звездчатые клетки поляш;

• ведущими итоговыми элементами в пирамиде большой системы, иерархически снижающимися в своем влиянии, являются звездчатые клетки поляРа --пирамидальные клеткиМе нейроны поляРа --звездчатые клетки полян^ комплексы поляМе-^ комплексы полян“;

• главными элементами в пирамиде большой системы, иерархически снижающимися в своем влиянии, являются нейроны поляРа-> пирамидальные клетки'^ звездчатые клетки полян“

звездчатые клетки поляР пирамидальные клеткиА

-глия поляАГ - комплек-

сы полян^-»глия полян“;

• ведущими полями заднего мозга вороны, иерархически снижающимися в своем влиянии, являются поле^ полен“-»полеАг»полеМе -»полеш;

• математически несовершенными в первом эшелоне пирамиды оказались 5 компонентов и 6 клеток мозга, или 25,0 и 28,6 %, всего 11 элементов, или 26,8 %, во втором - по два элемента, или 20,0 и 16,7 %, или 18,2 % в целом, в третьем и четвертом - по одному элементу, представленному клеткой мозга, или 20,0 и 33,3 %, всего 8,3 и 25,0 %, в пятом - по одному элементу компонента и клетки, или по 25,0 %, в целом по пирамиде - 23,1 %;

• функциональная нагружен-ность элементов мозга снижалась согласно схеме: пирамидальные клетки поля'е --нейроны поляРа -» звездчатые клетки поля1*;

• в связи с недостатком вещественных, энергетических и информационных связей вне структуры эшелонов оказались 4,9 --9,1 -»16,7--0,0 -» 0,0 % общего числа элементов уровней пир а м иды.

Вывод.

Предлагаемый анализ состояния морфометрических характеристик конечного мозга птиц позволяет не только определять результаты взаимодействия компонентов и клеток, его структур, но и устанавливать функциональные аспекты деятельности столь сложного и мало изученного органа. Это позволит объективно и эффективно рассматривать вопросы механизма деятельности мозга животных и птиц.

№№ Показатели X взаимосвязей

компоненты мозга

1 На глия 0,73124

2 нейроныНа 2,94537

3 комплексы113 -2,9595

4 глияНл -1,27213

5 нейроны1'1 2,88036

6 комплексы16 0,12020

7 глияНу -0,94015

8 нейроныНу 2,50532

9 комплексыНу -2,9604

10 глия*6 -3,5222

11 нейроны 3,01039

12 комплексы^ -4,2191

13 глияЕ -0,471

14 нейроны 4,56118

15 комплексыЕ 2,37541

16 Ра глия -1,70031

17 нейроны1*3 -2,53812

18 комплексыРа 0,8976

19 Аг глия 0,24426

20 нейроны^ -1,86821

клет ки мозга

21 веретеновидные На -0,31719

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 пирами дальные На 2,65133

23 звёздчатые^1 3,77540

24 НН веретеновидные 2,98038

25 ш пирамидальнье 1,50729

26 НН звёздчатые -0,58217

27 веретеновидныеНу -1,90810

28 Ну пирамидальнье 2,78435

29 звёздчатыеНу 0,34822

30 N0 веретеновидные 0,78225

31 пирамидальные№ 2,11330

32 звёздчатые№ 1,27227

33 Е веретеновицн^1е 142428

34 пирамидальныеЕ -2,2139

35 звёздча1ыеЕ 2,73434

36 ра веретеновидн^1е 0,45623

37 ра пирамидальные -2,5027

38 Ра звёздчатые -3,2833

39 Аг веретеновидные -0,90416

40 Аг пирамидальные -2,3858

41 Аг звёздчатые -1,20214

Индекс системообразования (Хискмсобразуюшие / Хсисте мсразршаошие ) 0,876

Литература

1. Воронов Л. Н., Романова Н. М. Проблемы теоретической морфологии // Морфология в теории и практике: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 60-61.

2. Гизатуллин Х. Н., Самотаев А. А., Дорошенко Ю. А. Закономерности образования большой системы производственно-экономических показателей предприятия // Экономической теории. 2008. № 4. С. 190-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.