Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе'

Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монастырный Евгений Александрович, Чистякова Наталья Олеговна

В работе рассматривается разработанная структурно-функциональная модель инновационной инфраструктуры как подсистемы региональной инновационной системы. Субъекты инновационной инфраструктуры классифицируются по реализуемым функциям. Так как каждая отдельная функция представляет собой сложный процесс, нацеленный на определенный результат, обобщенная модель включает в себя три модели организаций инфраструктуры, в зависимости от функций, что позволяет оценить эффективность деятельности существующих организаций, а также разработать предложения по совершенствованию региональной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Монастырный Евгений Александрович, Чистякова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе»

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Структурно-функциональная модель подсистемы «Инфраструктура» в региональной инновационной системе*

Е. А. Монастырный,

к. ф.-м. н., зам. директора Межведомственного научно-образовательного центра

В работе рассматривается разработанная структурнофункциональная модель инновационной инфраструктуры как подсистемы региональной инновационной системы. Субъекты инновационной инфраструктуры классифицируются по реализуемым функциям. Так как каждая отдельная функция представляет собой сложный процесс, нацеленный на определенный результат, обобщенная модель включает в себя три модели организаций инфраструктуры, в зависимости от функций, что позволяет оценить эффективность деятельности существующих организаций, а также разработать предложения по совершенствованию региональной инновационной политики.

Учитывая текущую ситуацию в области формирования и функционирования инновационной инфраструктуры региона, направленной на реализацию конкретных целей территориального развития, актуальной является проблема разра-

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, грант 07-02-64203а/Т.

Н. О. Чистякова,

ст. преподаватель, аспирант кафедры менеджмента Томского политехнического университета

This article is dedicated to the forming of organizational model of infrastructure. In this case infrastructure is a subsystem of regional innovation system, where all organizations are classified according to their functions. According to this principle authors create 3 separated model of infrastructure. It helps to assess the effectiveness of each organization, and correct regional policy of innovation development.

ботки методологических подходов к мониторингу и оценке деятельности подобных организаций, что невозможно без применения целостного подхода к рассмотрению разрозненных объектов инфраструктуры, как системы взаимоувязанных элементов, выполняющих стратегически значимые для региона функции.

Так, на сегодняшний момент, большинство подходов, применяемых на региональном уровне при реализации территориальной политики, зачастую представляют собой совокупность мер по развитию отдельных инфраструктурных элементов, не рассматриваемых на уровне власти как единый взаимодействующий комплекс, позволяющий решать приоритетные задачи для региона.

Кроме того, в научной среде также большое внимание уделяется анализу функционирования и развития конкретных организаций инфраструктуры, реализующих соответствующие функции, что на наш взгляд является необходимым, но не достаточным условием для возможности обобщения и выделения общих тенденций и проблем жизнедеятельности, а также оценки вклада в экономику территории данных участников инновационного процесса.

В связи с этим актуальным представляется формирование единой методологической концепции, рассматривающей объекты инновационной инфраструктуры как институциональный комплекс, нацеленный на реализацию определенных функций в рамках региональной инновационной системы.

Однако, для формирования системной модели инновационной инфраструктуры, прежде всего, необходимо определить понятие «инновационная инфраструктура», а также выявить его основные цели и функции как подсистемы в разрезе инновационной системы региона.

Так, анализируя определения «инновационной инфраструктуры», используемые как в нормативных документах [1,2], так и в научных работах [3-5] можно отметить концептуальную схожесть подходов к толкованию данного термина, а значит и, пониманию его значимости в инновационной системе.

Первая группа ученых: В. С. Кортов, М. П. Левина, Н. З. Мазур, А. А. Солдатов, Ж. Ю. Ульянова, понимают инновационную инфраструктуру — как совокупность объектов, способствующую реализации либо всей инновационной цепочки (инновационного цикла) на уровне регионов или страны в целом, либо отдельного ее этапа — коммерциализации разработок.

Данный подход, на наш взгляд, является лишь одним из возможных способов трактования понятия «инновационной инфраструктуры», поскольку исключает вариативность использования подобного инструмента региональной инновационной политики, кроме как в качестве катализатора либо посредника коммерциализации разработок. По нашему мнению, инновационная инфраструктура несет в себе более широкий спектр потенциальных возможностей, нежели реализация инновационной цепочки в регионе, что само по себе, безусловно, является важным.

Вторая группа исследователей (Н. В. Емина, И. В. Карзанова, а также научные коллективы, принимавшие участие в разработке нормативно-правовой документации, как на федеральном, так и региональном уровне) позиционирует инновационную инфраструктуру как совокупность структур, способствующая развитию инновационной деятельности в регионе.

Подобный подход, по нашему мнению, является слишком обобщенным и требует большей детализации, которая позволит увидеть характер процессов, протекающих в инновационной инфраструктуре.

Таким образом, учитывая выявленные ограничения предложенных определений, на наш взгляд, необходимо рассматривать инновационную инфраструктуру, как подсистему региональной инновационной системы, представленной в виде совокупности определенных организаций, и их взаимосвязей с разными элементами региональной инновационной системы, способствующей развитию инновационного бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла, а также реализации инновационной цепочки на территории, и направленный на формирование экономики, основанной на знаниях. Причем, необходимо отметить, что инновационная инфраструктура, с одной стороны — является инструментом реализации региональной политики, реагирующим на требования органов власти, в случае их непосредственного участия в формировании и развитии отдельных объектов оной, с другой стороны, ее деятельность напрямую зависит от требований рынка, когда отдельные организации инфраструктуры являются самостоятельным доходным бизнесом.

Целью функционирования инновационной инфраструктуры как подсистемы региональной инновационной системы является содействие развитию инновационного бизнеса в регионе на разных стадиях его жизненного цикла.

Отсюда можно выделить функции инфраструктуры инновационной системы:

1. Создание наукоемкого малого предпринимательства.

2. Коммерциализация научных разработок вузов, НИИ.

3. Оказание услуг с целью восполнение недостающих компетенций инновационному бизнесу, выраженных в формировании, тем самым, дополнительных конкурентных преимуществ.

Выделение функций как методологический прием при разработке структурной модели инновационной инфраструктуры, как подсистемы региональной инновационной системы, позволяет снять ограничения в существующих подходах, основанных или на группировки услуг, оказываемых организациями инфраструктуры, или на участии в инновационной цепочке.

Поскольку каждая функция, реализуемая в рамках подсистемы «инновационная инфраструктура» представляет собой сложный процесс, направленный на индивидуальный результат, по нашему мнению, целесообразно разложить обобщенную модель инфраструктуры инновационной системы региона на три модели процесса. Это позволит более детально проанализировать структуру каждого из них и избавит от необходимости формировать громоздкую обобщенную модель с максимальной степенью детализации, и, кроме того, не нарушит целостную картину видения инфраструктуры как взаимосвязанного комплекса, реализующего стратегически важные для региона функции.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

Рис. 1. Модель организации инфраструктуры реализующей функцию создания малого наукоемкого предприятия

При формировании моделей каждого процесса предлагается использовать модель «черного ящика», которая позволит отразить все ресурсные потоки на входе, выявить результат реализации процесса, образуемый на выходе, а также структурировать все его этапы, которые сопровождаются теми или иными услугами, оказываемыми организациями инфраструктуры. Более того, данные модели будут являться концептуальной основой для разработки последующей методики мониторинга и оценки эффективности деятельности инфраструктуры в рамках региональной инновационной системы.

Так, в модель процесса «Создание нового наукоемкого бизнеса», представленную на рис. 1, можно охарактеризовать следующим образом:

I. В первую очередь, в предлагаемой модели выделены основные ресурсы, потребляемые данными организациями на входе, что дает возможность в перспективе оценить эффективность используемых ресурсов, при сопоставлении их с полученным на выходе результатом. Для формирования более корректного механизма оценки деятельности инфраструктуры, необходимо разграничить ресурсы на две составляющие:

а) ресурсы, направленные на обеспечение процесса организации деятельности данного

объекта инфраструктуры: первоначальные затраты на создание и текущие затраты на поддержание деятельности; эффективная команда менеджеров, а также большой объем информационных ресурсов;

б) ресурсы, направленные на реализацию функций, т. е. финансовое обеспечение всех этапов процесса создания малых предприятий.

Это позволит в последствии оценить возможность выхода организации инфраструктуры на самоокупаемость, а также выявить причины, являющееся барьером для реализации инфраструктурой своих функций, выраженные в дефиците необходимых ресурсов.

II. Так как модель «черного ящика» предполагает наличие процессора, на наш взгляд, оптимальным является детализация каждого этапа реализуемого организацией инфраструктуры процесса, а также описание услуг, сопровождающих этапы процесса. Это позволит, в последствии, оценить непрерывность осуществляемой последовательности действий, а также выявить ее «слабое звено», в виде низкого уровня организации предоставления тех или иных услуг, приводящего к нарушению, либо неэффективной организации самого процесса создания малого наукоемкого бизнеса.

Рис. 2. Модель организации инфраструктуры реализующей

Таким образом, можно выделить следующие стадии процесса создания малого предпринимательства в рамках организации инфраструктуры:

1. Отбор проектов.

2. Прединкубационная стадия.

3. Создание бизнес-единицы.

4. Расширение производства либо завершения деятельности.

III. Необходимым для модели «черного ящика» является описание получаемых на выходе результатов, реализуемых во внешнюю среду. В данном случае, предложены результаты деятельности, которые имеют первостепенное значение для развития экономики региона. Так, результатом реализации процесса «создания малого наукоемкого предпринимательства» в рамках организации инфраструктуры является дополнительные рабочие места для местного населения, а также вновь созданные предприятия малого наукоемкого бизнеса в регионе. Именно по этой причине, организации инфраструктуры, выполняющие подобную функцию — являются инструментом региональной политики, поскольку зачастую реализация данного процесса невозможна, без государственной поддержки, так как является недоходной в плане получения коммерческой выгоды, но особенно значимой для развития экономики территории. Соответственно, столь детальное разложение процесса создания малого предприятия позволяет увидеть эффективность реализации подобной функции на уровне региона, сопоставить уровень потребляемых организацией инфраструктуры ресурсов с полученным результатом, отследить в случае неэффективной работы на каком конкретном этапе проявляется

функцию коммерциализации результатов научных знаний

«узкие места», которые могут быть выражены в нерациональном структурировании предлагаемых услуг либо ресурсов, сопровождающих данный процесс,

и, наконец, внести коррективы на уровне органов власти в случае необходимости.

Другой значимой функцией является коммерциализация результатов научной деятельности, которая реализуется, в рамках объектов инфраструктуры, действующих, как в качестве структурного подразделения в образовательных и научных учреждениях, так и самостоятельных организаций (рис. 2). Так, несмотря на схожесть оказываемых услуг объектами инфраструктуры при реализации данной функции с услугами, предоставляемыми при осуществлении функции «создания малых предприятий», тем не менее, результат и структура процесса значительно отличаются от предыдущего.

Так, можно выделить следующие особенности предлагаемой модели организаций инфраструктуры, реализующих функцию «коммерциализация результатов научных знаний»:

I. Принцип разделения ресурсов применяется подобный тому, который использовался в первой модели. Однако в качестве ресурсов, необходимых для реализации функции здесь предлагается использовать любой результат научной деятельности, имеющий потенциальную коммерческую перспективу, начиная от идеи, и заканчивая технологически завершенной разработкой.

II. Структуру процесса коммерциализации результатов научной деятельности можно представить следующим образом:

1. Отбор исследований, которые имеют рыночный потенциал.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

вход

Потенциал

предприятия

Возможности

Умения

Продукты

Процесс оказания услуги на разных стадиях жизненного цикла предприятия

▲ Создание Рост Зрелость Упадок/новый

этап развития ►

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследование рынка с целью увеличения доли компании

Повышение квалификации персонала

Подбор специализированного персонала высокой квалификации

Подбор квалифицированного персонала

Поиск и предоставление недостающих ресурсов

Бизнес-планирование с целью расширения производства

Получение

международного

патента

Бизнес-планирование с целью изменения номенклатуры производства

Приобретение лицензии для увеличения доли рынка

Разработка новой маркетинговой стратегии

Услуги на разных стадиях жизненного цикла

ВЫХОД

А Потенциал предприятия

А Возможности ------------►

А Умения

А Продукты

Ресурсы, необходимые для обеспечения деятельности

Управленческие способности менеджм ента

Первоначальные и текущие затраты на организацию инфраструктуры

Информационные

ресурсы

Рис. 3. Модель организации инфраструктуры, реализующей функцию восполнения необходимых компетенций бизнеса

через процесс оказания услуги

2. Определение стратегии коммерциализации будущей разработки

3. Создание опытного образца.

4. Маркетинг опытного образца.

5. Оформление интеллектуальной собственности.

6. Заключение лицензионных соглашений.

III. Учитывая, что процесс коммерциализации направлен на реализацию значительного научного потенциала, накопленного в стенах вузах и НИИ, к результатам относятся: факт продажи патентов в форме заключенных лицензионных соглашений, а также большое количество самих патентов, полученных с помощью организаций инфраструктуры как накопленный научно-технический потенциал для дальнейшей работы. Как можно заметить из рис. 2, немаловажным является наличие различных бизнес-партнеров, выполняющих функцию потенциальных и реальных потребителей, причем взаимодействие с ними происходит не только на последнем этапе, но и на первом, когда организация инфраструктуры берет на себя задачу исследований потенциального рынка научных идей, с тем, чтобы направить разработчиков в сторону корректирования направления научных исследований и создания продукта, необходимого потребителю.

IV. Кроме того, процесс, обозначенный на рис. 2, может носить не только линейный характер и пос-

ледовательно реализовываться, вполне допустимо отсутствие той либо иной стадии, в зависимости от степени технологической завершенности разработки, а также уровня ее правовой охраны. Так, например, если в организацию инфраструктуры поступает разработка, представляющая собой готовый коммерческий продукт, уже имеющий своего правообладателя, соответственно все промежуточные стадии данного процесса становятся не востребованными, и следующей стадией после определения стратегии коммерциализации становится стадия продажа лицензионного соглашения.

Следующая функция инновационной инфраструктуры, выраженная в форме оказания услуг бизнесу, направленных на восполнение недостающих компетенций с целью формирования, таким образом, дополнительных конкурентных преимуществ может быть выражена непосредственно через модель процесса оказания услуги. Учитывая специфику процесса оказания услуги (одномоментность оказания и потребления услуги), в нем невозможно выделить определенные стадии, поэтому модель организации, реализующей обозначенную функцию, значительно отличается от рассматриваемых выше двух моделей (рис. 3).

Таким образом, можно выделить следующие, отличающие данную модель особенности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Внутри процессора в предлагаемой модели представлено не столько детальное описание каждой его стадии (в силу названных выше причин), сколько перечень услуг, оказываемых организацией инфраструктуры различным фирмам, в целях усиления их конкурентных позиций на рынке, причем услуги классифицируются в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия. В модели сознательно не отражен спектр услуг, оказываемый предприятиям на стадии создания, поскольку это особый процесс, который был описан в предыдущей схеме. Кроме того, заключительная стадия развития предприятия предполагает несколько возможностей дальнейшей эволюции предприятия: либо банкротство и ликвидация, либо вероятностью дальнейшего функционирования, но по новой траектории.

Подобный подход особенно значим в рамках реализации региональной политики по развитию малого бизнеса, поскольку в данном случае при параллельном статистическом наблюдении не только организаций инфраструктуры, но и малых предприятий, можно отследить динамику развития последних, проанализировать процесс перехода фирм из одной категории в другую (от малых к средним, и от средних к большим), с целью выявления барьеров, возникающих по мере функционирования инновационных предприятий, которые можно преодолеть через создание подобных организаций инфраструктуры. Соответственно, данная функция инфраструктуры — одна из наиболее значимых, учитывая приоритеты и направления экономического развития региона.

II. Так как данный процесс направлен на совершенствование работы предприятий, удовлетворение и их потребностей, входными параметрами помимо ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности инфраструктуры, является инновационный потенциал предприятия, который меняется в зависимости от получаемых от организации инфраструктуры услуг. Причем под инновационным потенциалом будем понимать способность системы, организовывать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка. В качестве рабочего используем определение, предложенное в [7]. Инновационный потенциал — это совокупность:

♦ продуктов, находящихся на стадиях разработки, освоения или расширения производства;

♦ возможностей финансовых, технологических, научно-технических и кадровых создавать, производить и совершенствовать продукцию (другими словами ресурсную обеспеченность предприятия);

♦ умений организовать разработку, производство, продажу товаров, лучших, чем у конкурентов.

Таким образом, на выходе в данной модели будет измененный, в пользу увеличения, инновационный потенциал предприятия.

III. Кроме того, подобные организации инфраструктуры, реализующие вышеозвученную функцию,

зачастую являются самостоятельными компаниями, работающими на рынке и получающими доход, что отличает их от остальных организаций инфраструктуры, выполняющих другие функции, которые едва могут выйти на уровень самообеспечения. Поэтому, учитывая, что инновационная инфраструктура является инструментом реализации региональной политики, функциями регулирующих органов в данном случае будет необходимость выявления конкретных барьеров при развитии малого и среднего бизнеса, и создания за счет части государственных средств, либо стимулирования к созданию за счет частных инвесторов подобных организаций, помогающих данные барьеры ликвидировать.

Примером тому является организация инфраструктуры «Томский центр содействия инновациям», который был создан на средства европейского проекта в рамках программы TACIS, целью которого было содействие развитию малого инновационного предпринимательства путем оказания необходимых консалтинговых услуг. Так, на сегодняшний момент, процент регионального финансирования составляет незначительную долю, а остальные средства центр зарабатывает самостоятельно за счет оказания консалтинговых услуг в виде помощи в бизнес-планировании, а также ведения образовательный деятельности в форме проведения тренингов для различных инновационных компаний.

Другим объективным примером является томский технопарк. Открытое акционерное общество Томский международный деловой центр (ТМДЦ) «Технопарк» было создано первым в СССР в 1990 г. Учредителями «Технопарка» стали крупные томские предприятия, банки, вузы, администрации Томской области, городов Томска и Северска. В настоящее время ОАО ТМДЦ «Технопарк» развивает следующие научно-технические и коммерческие направления: инновационная деятельность, маркетинг и электронная коммерция, организация выставок-ярмарок. Так, на сегодняшний день ОАО «Технопарк» является крупнейшим выставочным комплексом, через который ежегодно проходят более 100 компаний, функционирующим с высоким уровнем доходности и практически без государственной поддержки [6].

Таким образом, развитие организаций инфраструктуры, реализующих подобную функцию, является одной из приоритетных задач региональных органов власти, в целях стимулирования развития наукоемкого предпринимательства как источника формирования на территории экономики, построенной на знаниях.

Подводя итог, можно отметить, что подобное разложение подсистемы «инновационная инфраструктура» по функциям, реализуемым отдельными организациями инфраструктуры, является эффективным способом для формирования алгоритма управления данной подсистемой, а также инновационной системой в целом на региональном уровне. Кроме того, предложенный функциональный синтез позволяет сконструировать обобщенную модель подсистемы «инновационная инфраструктура», реализующую

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

вход

Ресурсы

(информа-

ционные,

трудовые,

финансовые):

1. На создание и содержание элемента.

2. На реализацию функций элемента.

Идеи, проекты, результаты научной деятельности Потенциал предприятий (отсутствие определенных компетенций)

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Центр

трансфера

технологий

Офисы комме рциал иза ци и технологий

Инновационно-

технологический

центр

Научный/ исследовательский парк

СОЗДАНИЕ МАЛОГО НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА

Бизнес- инкубатор Технологический парк Инновационно- промышленный комплекс

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ БИЗНЕС-СТРУКТУРАМ

Коучинг- центр Тренинг- центр Информационно- аналитический центр Бюджетный фонд

Консалтинговое агентство Центр коллективного пользования Технико- внедренческие зоны

Региональная инновационная система

ВЫХОД

Для региона: Новые рабочие места Созданные малые предприятия Реструктуризация экономики

Для предприятий: Изменение потенциала (приобретение дополнительных компетенций, обеспечивающих конкурентные преимущества)

Рост объемов продаж

Социально-экономическая система региона

Рис. 4. Модель инновационной инфраструктуры как подсистемы региональной инновационной системы

стратегически значимые для региона задачи, а также сформировать методику мониторинга и оценки не только обобщенной модели, но и конкретного объекта инфраструктуры в зависимости от реализуемых функций. Таким образом, объединяя в единую систему все организации инфраструктуры, действующие в регионе, и группируя их, как было предложено выше по функциональному признаку, получаем модель инновационной инфраструктуры как подсистемы региональной инновационной системы (рис. 4), используя принцип формирования, предложенный при создании модели региональной инновационной системы, а именно: комбинирование двух моделей — структурной и модели «черного ящика».

Следовательно, в предложенной модели инновационной инфраструктуры отражены ресурсные потоки, необходимые для существования и реализации данной подсистемой своих функций, выявлены продукты деятельности данной системы, трансформирующиеся во внешнюю среду, причем под элементами внешней среды здесь понимаются социально-экономическая и инновационная системы региона, кроме того, внутри данной модели вместо цепочки процессов предлагается структурно-функциональная композиция, состоящая из отдельных организаций инновационной инфраструктуры, сгруппированных по функциональному признаку.

Так, на входе мы имеем структуру ресурсов, сгруппированных также по функциональному признаку, т.е. в первую группу ресурсов относятся те, без которых невозможно существования инновационной инфраструктуры, во вторую — те, которые необходимы для реализации функций. На выходе, благодаря предложенной модели, можно оценить значимость данной подсистемы для региона, путем определения количества созданных наукоемких предприятий и дополнительно созданных рабочих мест по сферам экономики,

кроме того, применяя подобный анализ в динамике, можно сделать вывод — насколько изменилась структура промышленного и сервисного секторов экономики в результате функционирования организаций инфраструктуры в пользу увеличения наукоемкого и научно-образовательного сектора. Также появляется возможность определить изменение потенциала инновационных предприятий, выраженного как в увеличении объема продаж за счет оказанных организациями инфраструктуры услуг, так и в повышении качества, владеющих предприятиями, ресурсов.

Однако, для оценки эффективности функционирования подсистемы «инновационная инфраструктура» необходимо, на наш взгляд, проанализировать систему институциональных взаимосвязей данной подсистемы с остальными подсистемами в региональной инновационной системе (рис. 5).

Анализируя предложенную схему взаимосвязей подсистемы «инновационная инфраструктура» с другими подсистемами региональной инновационной системы, можно выделить следующую структуризацию оных:

1. С подсистемой «Органы власти» наблюдается прямое взаимодействие, что легко объяснить, поскольку организации инфраструктуры являются инструментом реализации региональной политики, соответственно позволяет реализовать определенные, поставленные перед ней задачи по развитию региона, с другой стороны, от органов власти инфраструктура получает нормативно-правовое, финансовое обеспечение своей деятельности, а также возможность участие различного рода федеральных и региональных программах и грантах.

2. Через подсистему «Образования», организации инфраструктуры решают проблемы с кадровым обеспечением, а со своей стороны являются необходимыми площадками баз практик для подготовки

Рис. 5. Структура взаимосвязей подсистемы «инфраструктура» с другими подсистемами региональной инновационной системы

трудовых ресурсов в рамках образовательного процесса, кроме того, источником квалифицированных сотрудников, участвующих в учебной деятельности.

3. Наиболее существенная взаимосвязь наблюдается при формировании отношений с научным сектором инновационной системы, поскольку развитие инновационной деятельности невозможно без функционирования науки, так как она является первым звеном в инновационной цепочке. С другой стороны, инфраструктура призвана способствовать развитию необходимой кооперации науки с промышленностью, без чего не возможно построение экономики, основанной на знаниях.

4. Что касается сферы малого, среднего и крупного бизнеса, то в данные участники инновационного процесса являются основными потребителями услуг инфраструктуры, и кроме этого, обеспечивают инфраструктуру необходимой информацией, способствуя тем самым более эффективной реализации инфраструктурой своих функций. Практика мирового и российского развития региональных и национальных инновационных систем показывает значительную роль инфраструктуры в процессе формирования инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях.

Предложенная в работе структурно-функциональная модель инфраструктуры дает возможность проанализировать ее основные функции в региональной инновационной системе, к которым относятся:

1. Генерация наукоемкого предпринимательства.

2. Содействие коммерциализации результатов научной деятельности.

3. Повышение компетенций действующего бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла.

Кроме того, разработанный подход к рассмотрению разрозненных объектов, выполняющих существенно различающиеся функции, как комплекса взаимоувязанных элементов, позволяет сформировать обобщенную модель инфраструктуры — подсистемы региональной инновационной системы. Предложенная модель является концептуальной основой для формирования механизма мониторинга и оценки деятельности инновационной инфраструктуры, что позволит совершенствовать региональную политику в данном направлении.

Литература

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. Утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. № 2473п-П7.

2. Закон Томской области от 2 июня 1999 г. № 13-03 «Об инновационной деятельности в Томской области».

3. А. А. Солдатов. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий//Инновационные процессы и социально-экономическое развитие, вып. 2. М., 2004.

4. Н. В. Емина. Инфраструктурное обеспечение инновационного развитие на примере регионов Приволжского федерального округа//Диссертационное исследование на соискание степени кандидата экономических наук. Казань, 2002.

5. Ж. Ю. Уланова. Теоретические основы формирования и развития инновационной структуры. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

6. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области». Результаты 2002-2005 гг. Томск: НТЛ, 2006.

7. В. И. Зинченко, Е. А. Монастырный и др. Принципы разработки и применения методики комплексной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия//Инновации, № 5, 2005.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.