DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.187 Кравчук Т.А.1, Савенкова Д.А. 2
:ORCID: 0000-0001-8811-9134, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2магистр туризма, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В РЕГИОНЕ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие «событийный туризм», его влияние на развитие региона, формирование въездных потоков туристов. С позиции системного подхода проанализированы мероприятия событийного туризма в Омской области за год, определены наиболее часто встречающиеся события и государственные структуры, которые их проводят и/или которые оказывают государственную поддержку событиям. На основании контент анализа сети интернет предложена структура событийного календаря для региона. Впервые разработана структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий в регионе. Результататы исследования рекомендуется использовать в государственных органах и организациях, занимающихся развитием ивента, внутреннего и въездного туризма в регионе.
Ключевые слова: событийный туризм, событийный календарь, структурно-функциональная модель, ивент.
Kravchuk T.A.1, Savenkova D.A.2
1ORCID: 0000-0001-8811-9134, PhD in Pedagogy, Associate professor, Siberian State University of physical education and sport 2master degree of Tourism, Siberian State University of physical education and sport STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE ORGANIZATION OF EVENT MANAGEMENT
IN THE REGION
Abstract
The concept "event tourism", his influence on development of the region, formation of entrance flows of tourists is considered in the article. From a position of system approach actions, event tourism in the Omsk region in a year are analysed, the most often found events and government institutions which carry out them and/or which give the state support to events are defined. On the basis of content analysis in the Internet, the structure of an event calendar for the region is offered. The structurally functional model of the organization of event actions in the region is developed for the first time. Results are recommended to use for researches in the public authorities and the organizations which are engaged in development of an ivent, internal and entrance tourism in the region.
Keywords: event tourism, event calendar, structural and functional model, event.
Актуальность исследования. Событийный туризм как вид туризма активно развивается в последнее время в разных странах мира, в том числе и в России [4, 7, 8, 9]. Десять - двадцать лет назад ежегодными повторяющимися событиями были традиционные международные фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, форумы. В последнее десятилетие ивенты - это стали специально организованные события, часто созданные впервые или придуманные практически с нуля. Бурное развитие интернет технологий, увеличение скорости распространения информации и быстрый обмен коммуникациями, привели к тому, что каждое новое интересное событие становиться известным во всем мире практически в течение одного - двух дней.
Для развития событийного туризма не требуется наличие богатых туристско-рекреационных ресурсов, необходима лишь оригинальная идея, способная привлечь большое количество туристов. Таким образом, событийный туризм является альтернативным видом туризма для регионов, не обладающих выдающимся историко-культурным наследием, а также природными ресурсами [1, 2, 5, 6].
Анализ научной, методической литературы и электронных ресурсов показал, что понятие «событийный туризм» является многогранным и рассматривается зарубежными и отечественными учеными с философской, исторической, географической, этнографической, культурной, социальной, экономической и мотивационной точек зрения. Описаны разные подходы к развитию событийного туризма в регионе и его воздействие на экономику дестинации [1, 2, 3]. Однако отсутствие научно-обоснованной подходы к системе организации и проведения событийных мероприятий.
Объект исследования - событийный туризм.
Предмет исследования - структура и содержание модели организации событийных мероприятий.
Цель исследования - обосновать структурно-функциональную модель организации событийных мероприятий в регионе.
Гипотеза исследования: мы предположили, что анализ научных подходов и методических рекомендаций при организации и проведении событийных мероприятий в туризме, систематизация событийных мероприятий в Омской области, позволят разработать модель организации событийных мероприятий в дестинации.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть событийный туризм с позиции системного подхода.
2. Систематизировать календарь событий в регионе Омская область.
3. Обосновать содержание структурно-функциональной модели организации событийных мероприятий.
Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы; контент-анализ интернет источников, проектирование, математическая обработка данных. Исследование проводилось на базе кафедры теории и методики туризма и рекреации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта в 2014-2016гг. В исследовании использовались такие научные подходы как системный, социально-экономический и бихевиористский.
Научная новизна исследования состоит:
1. Классифицированы событийные мероприятия Омской области с позиции системного подхода к развитию событийного туризма.
2. Предложена структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий, основанная на концепции ивента, стратегии и миссии.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методологии событийного туризма разработанной нами инновационной моделью, которая может быть использована в целях управления дестинацией событийного туризма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы при подготовке специалистов по направлениям 43.03.02 «Туризм», 49.03.03 «Рекреация и спортивно -оздоровительный туризм», а так же органами государственной власти и учреждениями, занимающимися организацией событийных мероприятий.
Результаты исследования.
С помощью контент анализа Интернет ресурсов (официальных сайтов администрации г.Омска и Омской области, а так же организаций реализующих какие-либо события в регионе) нами было проведен анализ событийных мероприятий на территории Омской области за 2015 год. Анализ показал, что на официальном портале Омской области (www.omskportal.ru) есть раздел события, где имеются вкладки новости, новости Прииртышья, план на неделю, план на квартал, памятные даты 2016 года. На официальном портале нет единого календаря событий, он разбит на подразделы спорт, культура, день города, что затрудняет поиск информации. На сайте Министерства культуры Омской области (omsk-turinfo.com) есть раздел Туристический портал Омского Прииртышья. Предоставляется информация по седеющим разделам: новости, театры, музеи, рестораны, развлечения и т.д. Также на сайте имеется календарь событий Омской области в формате pdf, но не все события могут являться поводом для развития событийного туризма. Но он не практичен в использовании и на поиск интересующего события уходит много времени.
Событийные мероприятия Омской области классифицированы по основным сферам событийного менеджмента и государственным органам управления, которые их организовывали или оказывали поддержку (Таблица 1 ).
Таблица 1 - Классификация событийных мероприятий Омской области по основным сферам событийного _менеджмента (С.В. Донских, 2014)_
№ События Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Министерство образования Омской области Министерство культуры Омской области Министерство экономики Омской области Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области Министерство природных ресурсов и экологии Омской области Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
1. События, связанные с организованны м досугом 236 18 33 1 3 4
2. Культурные события 1 1
3. Персональ-ные события
4. Организационные события 8 2 5 14 6 5 7
5. Итого 244 20 39 15 9 10 7
Всего в Омской области в 2015-2016 гг. проводилось 344 события, из них 295 событий, связанных с организованным досугом. Персональные события мы не учитывали. Больше всего событий проводит Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (244). Анализ уровня проведенных событий показал, что 77,5% событий проходит на региональном уровне, 15% событий на Всероссийском уровне и 7,5% событий проходят на международном уровне. Систематизация событийных мероприятий региона показала, что 90 % событий связанны с организованным досугом (в основном спортивные мероприятия) и 10% это организационные события (выставки и форумы). На территории региона проводится не достаточно культурных событий (фестивалей, карнавалов и т.д.).
Современное состояние рынка туристских услуг привело к тому, что стандартные медианосители ATL уже не приносят необходимого коммуникативного эффекта. Современный потребитель туристского продукта нуждается в диалоге с производителем этого продукта, превращая стандартные пакетные туры в индивидуальные. Производителю для удовлетворения потребителя необходимо знать и учитывать его предпочтения и вкусы, что делает диалог продуктивным. Наиболее эффективным средством воздействия на конечного потребителя является использование нестандартных видов коммуникаций ^'ГЪ технологии - мероприятия по стимулированию сбыта). К ним относятся: мерчандайзинг, промоушн, выставочная деятельность, презентации, событийный маркетинг, менеджмент и т.д. На
основе анализа научной и методической литературы, проводимых событийных мероприятий в Омской области, нами была разработана модель организации событийных мероприятий.
Модель разработана для эффективной организации событийных мероприятий всех возможных видов и масштабов. Но для организации любого мероприятия нужно также учитывать их специфические особенности. Модель состоит из 6 блоков (Рис. 1).
Социальный заказ: событийное мероприятие
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ЦЕЛЬ: организация и проведение событийного мероприятия
Выбор места проведеления Определение целевой группы Выбор компаньонов
- специализированные объекты; - дошкольники; - государственные структуры;
- специально созданные объекты; - школьники; - частный бизнесс;
- территория города; - студенты; - образовательные организации;
- на открытом воздухе в черте - молодежь; - СМИ;
города; - средний возраст; - туристические компании;
- на природе за городом; - пожилой возраст; - организации общественного
- у водоемов; - спортсмены; питания;
- и.т.д. - болельщики; - гостинечные комплексы;
- жители сельской местности; - и т.д.
- иностранные граждане;
- все жители региона;
- все жители страны.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК
Менеджмент Маркетинг Средства массовой коммуникации
- исследование аудитории; - исследование ее ожиданий; - исследование целей и задач мероприятий; - исследование календаря событий и т.п. - подготовка плана мероприятия; - подготовка плана освещения мероприятия; - подбор команды; - организация взаимодействия с партнерами; -продумывание организации пространства мероприятия; -подготовка материалов для анонса события; - продумывание методов оценки мероприятия, -подготовка каналов для получения обратной связи и т.п. - анонсирование события; - наличие необходимого информационного обеспечения для планирования и реализации проекта; - наличие баз для приглашений; - наличие базы персонала; - наличие компаний партнеров; - наличие базы информационных партнеров; - информационное продвижение специального события.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ блок
Компоненты событийного мероприятия включают в себя в заложены основные блоки, по которым строится процесс о се элементы организации события. В них эганизации событийного мероприятия.
Выбор вида событийного мероприятия: - национальные фестивали и праздники; - театрализованные шоу; - фестивали кино и театра; - гастрономические фестивали; - фестивали и выставки цветов; - модные показы; аукционы; - фестивали музыки и музыкальные конкурсы; - спортивные события; - международные технические салоны. Элементы технологического процесса создания событийного мероприятия: - объект деятельности: организаторы, участники, гости; - субъект деятельности: местные органы власти, комитеты и департаменты; - организационная деятельность мероприятия (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами. Технология организации событийного мероприятия: 1. определение целевой группы; 2. основная цель события; 3. выбор оптимальной формы события и определение продолжительности события; 5. место проведения события; 6. определение концепции события; 7. подготовка и согласование с заинтересованными сторонами; 8. определение необходимых ресурсов и размера бюджета; 9. обеспечение информационно поддержки 10. график мероприятий по предварительному контролю
РЕАЛИЗАЦИЯ СОБЫТИЙНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Критерии оценки участников в Масштаб Диагностические методики
организации мероприятия мероприятия
- соответствие выбранного места - мегасобытия - оценка экономического эффекта от
проведения мероприятия количеству (мероприятия события;
участников; национального или - характер информационного следа;
- соблюдение правил проведения международного - качество обратной связи;
мероприятия. значения); - регулярность события;
- медиум-события - удовлетворенность событием целевой
(мероприятия аудитории.
регионального
масштаба с
ограниченным
потоком
посетителей);
- мини- или
макрособытия
(мероприятия
локального значения).
_РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК_
РЕЗУЛЬТАТ - удовлетворенность потребителей от участия в мероприятии и желание повторного участия в _мероприятии_
Рис. 1 - Структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий
Блок целеполагания: перед началом организации мероприятия нужно определить целевую аудиторию, место проведения и определиться с организациями которые будут участвовать в мероприятие в качестве организаторов и спонсоров. Содержательно-технологический блок: на этом этапе активизируется работа маркетинг и менеджмент команд, и определяются средства массовой коммуникации, которые будут эффективны для реализуемого мероприятия.
Организационный блок: определяется вид мероприятия, которое будет отвечать требованиям 2 блока, элементы технологического процесса создания событийного мероприятия, а также разрабатывается технология организации события. Реализация событийного мероприятия - это период его проведения, который может быть зависим от человеческого мнения. Критериально-оценочный блок: определение количественных и качественных показателей мероприятия и влияние на социально-экономическое развитие региона.Результативный блок: подведение результатов мероприятия, на основании анализа критериально-оценочного блока.
Модель является универсальной для всех видов событийных мероприятий, но при их организации обязательно нужно учитывать специфические особенности ивента.
ВЫВОДЫ:
1. Анализ научной, методической литературы и электронных ресурсов показал, что основными научными подходами к изучению явления «событийный туризм» являются системный, социально-экономический и бихевиористический. Событийный маркетинг и менеджмент - это новое направление продвижения компаниями своих товаров и услуг в процессе ивента.
2. Событийный календарь - это систематизированный список мероприятий, проводимых в регионе, представленный вместе с их описанием, датой и местом проведения. Событийный календарь региона должен быть в электронном виде, переведен на английский язык, размещаться на всех сайтах, которые имеют прямое или косвенное отношение к туризму, так как потребителями этих сайтов являются потенциальные клиенты событийных мероприятий. Систематизированный календарь событийных мероприятия региона должен классифицироваться по основным сферам событийного менеджмента и состоять из 4 разделов: события, связанные с организованным досугом; культурные события; персональные события; организационные события.
3. Разработанная инновационная модель организации событийных мероприятий, включает в себя 6 блоков: блок целеполагания; содержательно-технологический блок; организационный блок, блок реализации событийного мероприятия; критериально-оценочный блок; результативный блок. Она является универсальной для всех видов событийных мероприятий. В модели использованы событийный маркетинг и менеджмент, как инновационные формы продвижения компаниями своих товаров и услуг в процессе ивента.
Список литературы/ References
1. Алексеева О. В. Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона/ О. В. Алексеева // Управление экономическими системами. - М.: Электронное издание ВАК. - 2011. - № 9. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/
2. Воронин А.Н. Теоретические и методические аспекты развития событийного туризма в дестинации / А.Н. Воронин, И. В. Крылова, Г. А. Громова // Вестник НАТ. - 2012. - № 2. - С. 40 - 43.
3. Кальней, В.А. Роль событийного туризма в развитии региона / В.А. Кальней, В.В. Шолохова // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1. - С. 23 - 26.
4. Климова, Т.Б. Опыт развития событийного туризма в РФ и за рубежом / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская // Журнал «Научный результат: Технологии бизнеса и сервиса». - 2014. - № 1. - С. 35 - 41.
5. Лакомов, Е.А. Развитие событийного туризма как основа реализации туристского потенциала России / Е.А. Лакомов // Вестник Университета. - М.: ГУУ. 2013. - № 1. - 0,4 п. л.
6. Леонидова, Е.Г. Оценка уровня сформированности событийного туризма в регионе / Е.Г. Леонидова // Журнал «Universum: экономика и юриспруденция». - 2015. - № 8. - С. 23 - 33.
7. Fourie J., Santana-Gallego M. The impact of mega-sport events on tourist arrivals // Tourism management. 2011. -Vol.32. - № 6
8. Getz D., Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008. - Volume 29, Issue 3 p. 403 - 428 p.
9. Goldblatt J. J., Special events: event leadership for a new world / J. J. Goldblatt. - 4th ed. - Hoboken, N. J.: Wiley, 2005. - 496 p.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Alekseeva O. V. Podhod k ocenke vlijanija sobytijnyh meroprijatij na jekonomiku regiona [Approach to assessing the impact of events on the region's economy] [Electronic resource] / O. V. Alekseeva // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems]. - M.: Electronic edition HAC. - 2011. - No. 9. - URL: http://www.uecs.ru/ [in Russian].
2. Voronin A. N. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty razvitija sobytijnogo turizma v destinacii [Theoretical and methodical aspects of development of event tourism in destination] / A. N. Voronin, V. I. Krylova, G. A. Gromova // Vestnik NAT [Bulletin of NAT]. - 2012. - No. 2. - P. 40-43. [in Russian]
3. Kalina V. A. Rol' sobytijnogo turizma v razvitii regiona [The Role of event tourism in the development of the region] [Text] / V. A. Kalina, V. Sholokhov, V. // Vestnik RMAT [Bulletin of the rmat]. - 2012. - No. 1. Pp. 23-26. [in Russian]
4. Klimova T. B. Opyt razvitija sobytijnogo turizma v RF i za rubezhom [Experience in the development of event tourism in Russia and abroad] [Text] / T. B. Klimov, E. V. N. // Zhurnal «Nauchnyj rezul'tat: Tehnologii biznesa i servisa» [Journal "Scientific results: Technology business and service"]. - 2014. - № 1. - P. 35-41. [in Russian]
5. Varnish E. A. Razvitie sobytijnogo turizma kak osnova realizacii turistskogo potenciala Rossii [Development of event tourism as a basis for the implementation of the tourism potential of Russia] [Text] / E. A. Lakomov // Vestnik Universiteta [Bulletin of the University]. - M.: GUU. 2013. - No. 1. - 0,4 p.p. [in Russian]
6. Leonidov E. G. Ocenka urovnja sformirovannosti sobytijnogo turizma v regione [Assessment of the level of development of event tourism in the region] [Text] / E. G. Leonidova // Zhurnal «Universum: jekonomika i jurisprudencija» [Journal "Universum: Economics and law"]. - 2015. - № 8. - P. 23-33.
7. Fourie J., Santana-Gallego M. The impact of mega-sport events on tourist arrivals // Tourism management. - 2011. -Vol.32. - № 6.
8. Getz D., Event tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. - 2008. - V. 29. - Issue 3. -P. 403 - 428 p.
9. Goldblatt J. J., Special events: event leadership for a new world / J. J. Goldblatt. - 4th ed. - Hoboken, N. J.: Wiley, 2005. - 496 p.