Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода'

Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / A MODULE AND COMPETENCE-BASED APPROACH / A COMPETENCE / COMPETENCY / AN EDUCATION PROGRAMME / A MODULE / A STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Лариса Валентиновна, Кочнева Елена Николаевна

Предлагается структурно-функциональная модель профессиональной образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода, обосновываются компоненты модуля, раскрывается их функциональное назначение, выявляются содержание и результаты освоения модуля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Лариса Валентиновна, Кочнева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A structural functional model of the educational program created on the basis of module competence-based approach

The article deals with a structural functional model of the professional educational programme created on the basis of the module-competencebased approach, the components of the module are proved, their functional purpose and results of the development of the module are revealed.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода»

УДК 371.214.14

Л. В. Быкова Е. Н. Кочнева Екатеринбург

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модульно-компетентностный подход; компетентность; компетенция; образовательная программа; модуль; функциональный анализ; структурно-функциональная модель.

АННОТАЦИЯ. Предлагается структурно-функциональная модель профессиональной образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода, обосновываются компоненты модуля, раскрывается их функциональное назначение, выявляются содержание и результаты освоения модуля.

L. V. Bykova, E. N. Kochneva Yekaterinburg

A STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF THE EDUCATIONAL PROGRAM CREATED ON THE BASIS OF MODULE COMPETENCE-BASED APPROACH

KEY WORDS: A module and competence-based approach; a competence; competency; an education programme; a module; a structural functional model.

ABSTRACT. The article deals with a structural functional model of the professional educational programme created on the basis of the module-competence— based approach, the components of the module are proved, their functional purpose and results of the development of the module are revealed.

Современный этап модернизации среднего профессионального образования характеризуется обновлением содержания подготовки специалистов, изменением концептуальных подходов к разработке профессиональных образовательных программ. Концепту-

альной основой создания новых профессиональных образовательных программ выступает модульно-компетентностный подход [1; 5], представляющий собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного

и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения компетенций, освоение которых происходит посредством модульного построения структуры и содержания профессионального образования.

Таким образом, основная идея разработки профессиональной образовательной программы в Камышловском педагогическом колледже заключается в создании структурно-функциональной модели, гарантирующей достижение новых результатов среднего профессионального образования — профессиональных компетенций будущих педагогов — на основе модульной организации процесса подготовки специалистов.

Предпосылкой формирования рассматриваемой модели образовательной программы выступает функциональный анализ будущей профессиональной деятельности обучающихся, сущность которого описана в работах В. И. Блинова [1], в учебном пособии О. Н. Олейниковой, А. А. Муравьевой, Ю. В. Коноваловой, Е. В. Сартаковой [6]. Функциональный анализ деятельности представляет собой методику описания трудовой деятельности специалиста через функции и результаты, включает процедуры выявления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной области профессиональной деятельности, т. е. их ожиданий относительно компетенций специалистов конкретного уровня квалификации. Эти требования отражают логику сферы труда и являются инструментами систематизации содержания профессиональной деятельности.

Трудовая деятельность педагога может быть рассмотрена сквозь призму используемой совокупности приемов и способов целостного осуществления педагогического процесса, т. е. представлена как технология педагогической деятельности. Технология педагогической деятельности предполагает процесс решения педагогических задач по педаго-

гическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции. Таким образом, технология педагогической деятельности представляет собой реализацию приемов и способов управления педагогическим процессом. Данный подход к пониманию технологии педагогической деятельности представлен в работах И. Ф. Исаева [3], В. А. Сластенина [4], в педагогическом менеджменте (Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, В. П. Симонов, Т. И. Шамова и др.). Понимание педагогической деятельности как процесса управления педагогическим процессом позволяет выделить три взаимосвязанных этапа: проектирование педагогического процесса, его осуществление и контроль и оценка результатов педагогической деятельности. Каждый этап профессиональной деятельности имеет свою содержательную характеристику. Проектирование включает в себя сбор и анализ профессионально ориентированной информации, прогнозирование результатов педагогической деятельности и рисков, конструирование содержания, средств и деятельности, разработку методического обеспечения педагогического процесса. Реализация педагогического процесса связана с организацией педагогического общения, с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений, а также с организацией различных видов деятельности школьников, стимулированием активности обучающихся, регулированием и корригированием хода педагогического процесса, его текущего контроля. Завершающим этапом управления педагогическим процессом является контроль и оценка результатов педагогической деятельности.

Понимание профессиональной деятельности педагога как технологического процесса, соотнесение с целями обучения позволяет установить логику построения содержания образовательной программы: междисциплинарный тео-

ретический курс ^ основы педагогического проектирования ^ педагогическое конструирование ^ разработка методического обеспечения педагогического процесса ^ приобретение опыта профессиональной деятельности ^ анализ и оценка результатов освоения образовательной программы.

Важным компонентом образовательной программы является понимание результата образования как совокупности освоенных компетенций. Применение принципа комплексного подхода к формированию компетенций позволяет определить логику и структуру модуля на основе понимания сущности и составляющих компетенции. Компетенция рассматривается как сложная структура, состоящая из следующих компонентов: когнитивного (знания), функциональнодеятельностного (операционально-технологического) (умения, навыки, способы деятельности), ценностно-смыслового (отношение к осуществляемой деятельности) [2]. Ядро компетенции составляет операционально-технологический компонент. Знания необходимы для качественного усвоения умений, которые проявляются в профессиональной деятельности и характеризуются определенным отношением к выполнению профессиональных действий. В связи с этим модуль содержит компоненты, позволяющие сформировать компетенцию в единстве ее составляющих: пропедевтический (теоретический), базовый, инструментальный (конструктивно-операциональный), конструктивно-методический, внедренческий, рефлексивный. Установление взаимосвязи этапов профессиональной деятельности педагога, определяющих логику построения содержания образовательной программы, и компонентов модульной программы, отражающих этапность формирования компетенций, позволяет создать структурно-функциональную модель образовательной программы (см. рис.)

Как видно из структурно-функциональной модели образовательной программы, все компоненты модуля располагаются последовательно, взаимодо-полняя и взаимообусловливая друг друга, составляя целостный процесс овладения профессиональной компетенцией. Каждый этап профессиональной деятельности имеет свою содержательную характеристику, складывается из определенных умений, обеспеченных системой профессиональных знаний, освоение которых происходит в процессе изучения модуля. В таблице представлена структурно-функциональная характеристика компонентов модуля, обеспечивающих освоение компетенций.

Таким образом, структурно-функциональная модель образовательной программы отражает логику осуществления профессиональной деятельности педагога, ориентирована на требования работодателей, учитывает сложный, интегративный характер педагогической деятельности, нацелена на формирование всех составляющих компетенции.

Структурно-функциональная модель образовательной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода, предполагает и соблюдение принципов научности и практикоориен-тированности, междисциплинарности и интеграции, минимальной достаточности, модульности и гибкости.

Принцип научности и практико-ориентированности требует установления целесообразного соотношения объективного научного знания современных достижений и перспектив развития отрасли и направленности на подготовку к профессиональной практической деятельности.

Принцип междисциплинарности и интеграции ориентирует проектирование содержания образовательной программы на синтез знаний широкого круга наук, сопряженных с профессиональной деятельностью педагога.

Пропедевтический

(теоретический)

Базовый

Модуль 1 I Модуль 2 | Модуль 3 | Модуль п

ф ф ф ф

МДК 1 МДК 2 МДК 3 МДК п

ф ф ф ф

Основы проектирования педагогического процесса

Инструментальный (конструктивно- операциональный) Педагогическое конструирование

ф ф

Конструктивно-методический Разработка методического обеспечения педагогического процесса

ф ф

Внедренческий Приобретение опыта профессиональной деятельности в реальных условиях

ф ф

Рефлексивный Анализ и оценка результатов освоения программы — компетенций

Рис. Структурно-функциональная модель образовательной программы. Технология осуществления образовательного процесса

Принцип минимальной достаточности требует такого объема содержания при подготовке специалиста, который обеспечивает освоение профессиональных компетенций и профессиональную мобильность выпускников, проявляющуюся в способности адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, готовности продолжать профессиональное образование. Данный принцип предполагает тщательное обоснование выбора теоретических знаний, необходимых для освоения компетенций и удовлетворения потребностей сферы труда.

Принцип модульного построения образовательной программы позволяет структурировать содержание подготовки специалистов в соответствии с четко определенными целями и результатами профессионального образования, предполагает соблюдение ряда требований к созданию образовательных программ. Во-первых, рассматриваемый принцип обусловливает иерархичность и

согласованность целей компонентов образовательной программы. Во-вторых, содержание модуля должно обеспечивать освоение обучающимся определенной компетенции. В-третьих, модуль позволяет систематизировать, интегрировать и концентрировать содержание подготовки специалистов вокруг видов профессиональной деятельности, предполагает соблюдение логической последовательности при продвижении от одного вида деятельности к другому. В-четвертых, модуль включает инвариантную составляющую (цели и результаты) и вариативную (содержание, методы и средства обучения и контроля). В-пятых, модули являются автономными и могут периодически обновляться и дополняться независимо друг от друга. Итак, принцип модульности позволяет концентрировать содержание подготовки в одном структурно-содержательном блоке вокруг конкретной профессиональной компетенции.

113

Таблица

Структурно-функциональная характеристика компонентов модуля

Этап Название компонента модуля Функциональное назначение Содержание Результат

Проектирование пропедевтический (теоретический) • обеспечивает формирование знаниевой составляющей компетенции: системы базовых знаний, гарантирующих возможность осуществления определенного вида деятельности (проявления компетенции); • ориентирован на формирование системы знаний, умений и отношений, необходимых для освоения базового компонента модуля; • представлен теоретическими дисциплинами междисциплинарного характера • основные понятия модуля; • ведущие идеи изучаемой технологии (исходные научные идеи); • целевое назначение технологии; • понятие о педагогическом инструментарии реализации технологии сформированность знаний и отношений как структурных компонентов (составляющих) компетенции

базовый обеспечивает освоение обобщенных способов действий, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, формирования компетенции • сущность проектирования как вида профессиональной деятельности педагога; • проектирование педагогического процесса как технология сформированность функциональнодеятельностного (операциональнотехнологического) компонента компетенции, педагогических норм реализации педагогического процесса

инструментальный (конструктивно- операциональный) способствует формированию конкретных умений, приемов и способов деятельности, позволяющих человеку на практике реализовать свою компетенцию • педагогическое конструирование: сущность, формы и требования к ним; • создание конструкта

конструктивно- методический способствует формированию конкретных умений, приемов и способов разработки методического обеспечения реализации изучаемой технологии • теоретические основы методической работы учителя; • практикум по созданию методических материалов

Реализация внедренческий(реа-лизационный) способствует приобретению опыта практической деятельности в реальных условиях осуществление педагогического процесса на основе изученной технологии проявление компетенции в деятельности

Контроль и оценка рефлексивный обеспечивает анализ и оцен^ результатов освоения модуля— овладения компетенциями осуществление рефлексии собственной профессиональной деятельности, проявления компетенции вывод об освоении компетенции

Принцип гибкости характеризует структурные особенности программы и определяет как внешние, так и внутрен-

ние условия формирования содержания подготовки специалистов и организации процесса обучения. По отношению к

внешней среде принцип гибкости позволяет обеспечить непрерывную адаптацию образовательных программ к изменяющимся условиям рынка труда и новым тенденциям и требованиям профессиональной среды, расширить практику целевой подготовки кадров по заказам конкретных организаций. Гибкость как принцип создания программы позволяет оперативно обновлять или заменять модули при изменении требований к специалисту, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне. Принцип гибкости позволяет создавать образовательные программы не только с учетом заинтересованных работодателей и организаций, но и образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. В данном случае гибкость может быть структурной, содержательной и технологической. Структурная гибкость позволяет индивидуализировать процесс обучения для обучающихся путем комбинирования необходимых модулей и/или отдельных единиц модуля, изменять количество и последовательность освоения модулей. Содержательная гиб-

кость отражается в дифференциации содержания образования с учетом уровня знаний, умений и опыта обучающихся или предыдущего обучения, с учетом интересов студентов. Технологическая гибкость включает в себя вариативность методов и средств обучения и контрольно-оценочной деятельности. И наконец, принцип гибкости позволяет применять одни и те же модули как элементы основных профессиональных программ разных специальностей.

Таким образом, созданная структурно-функциональная модель образовательной программы отражает ключевые идеи модульно-компетентностного подхода, сориентирована на требования работодателей относительно компетенций специалистов, позволяет формировать компетенции с позиции требований «рабочего места» педагога, учитывает технологичность деятельности учителя, предполагает вариативность и субъект-ность в освоении, основана на принципах научности и практикоориентирован-ности, междисциплинарности и интеграции в отборе содержания профессионального образования.

СПИСОК 1.

ЛИТЕРАТУРЫ

3.

4-

5-

БЛИНОВ, В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования / В. И. Блинов // Образовательная политика. — 2008. — № 9. ВЕРБИЦКАЯ, Н. О. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций / Н. О. Вербицкая, Д. И. Котова, Г. М. Романцев, В. А. Федоров // Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. — 2007. — № 5 (47).

ИСАЕВ, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.

ПЕДАГОГИКА / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования : метод. рекомендации. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

РАЗРАБОТКА модульных программ, основанных на компетенциях / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. — М. : Альфа-М, 2005.

в Быкова л. В.

Получено 0 7.05.10 Кочнева Е. Н., 2010

2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.