-\
120
Педагогическая психология
Ю.В. Батенова
Структурно-функциональная модель интеллектуально-личностного развития дошкольников
в современном информационном пространстве
Психолого-педагогическое воздействие на старших дошкольников имеет системный характер и обладает структурой, состоящей из трех блоков - методологического, технологического и результативного. В состав методологического блока мы включили задачи и принципы. Технологический блок включает средства и этапы интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве. Результативный блок охватывает критерии оценки эффективности и уровни сформированное™ интеллектуально-личностного развития. Критериями оценки эффективности являются: интеллектуальное развитие; коммуникативная компетентность; эмоционально-волевая сфера. Ключевые слова: психолого-педагогическая модель, дошкольный возраст, интеллектуально-личностное развитие, информационное пространство, информационно-коммуникационные технологии, игра.
Проблемное поле современной отечественной психологической науки определяется принципиальными изменениями, произошедшими вследствие глобальной информатизации общества. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают существенное влияние на процессы восприятия, сознания, мышления, потреб-ностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер человека, его жизненных ритмов, пространства деятельности, структуры отношений,
CÇ fN
этических и ценностных переживаний. Вышесказанное в полной мере | g относится к подрастающему поколению, которое начинает приобщаться § ^ к ИКТ уже в дошкольном возрасте. g °
На данный момент существуют исследования, посвященные отдель- | i
ным аспектам внедрения ИКТ в образовательно-воспитательную среду * g
сЕ о
дошкольных образовательных организаций (ДОО) (А.М. Асланова, о pg А.В. Башаева, Р.Ю. Белоусова, А.В. Грейцер, Е.В. Губанихина, Л.К. Гуто- Svg ва, С.А. Котова, Л.А. Леонова, А.Н. Оробинская, Д.А. Пучкова и др.). Вме- с сте с тем, следует отметить ряд противоречий:
1) между объективным признанием существенного влияния ИКТ на личностное развитие дошкольников и неоднозначной оценкой данного влияния психолого-педагогическим сообществом;
2) между значительным влиянием игровых компьютерных программ на интеллектуальную, коммуникативную и эмоционально-волевую сферы личности дошкольников и содержательным наполнением данных программ, не всегда соответствующим основным линиям развития дошкольников;
3) между потребностью развития интеллектуально-личностной сферы дошкольника в информационном контексте и отсутствием соответствующих педагогически и психологически обоснованных методик.
Мы полагаем, что разрешение указанных противоречий может быть достигнуто при внедрении в практику дошкольных образовательных учреждений разработанной нами структурно-функциональной модели интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве (рис. 1).
К факторам формирования информационного пространства мы отнесли семью (ФФ1), СМИ (ФФ2) и ДОО (ФФ3). Рассмотрим их детальнее.
Семья как фактор формирования информационного пространства. Рассмотрение семьи как фактора формирования информационного пространства обусловлено тем, что предпосылки овладения информационной культурой закладываются, наравне с поведенческими, коммуникативными и морально-этическими нормами, в рамках ближайшего окружения ребенка. Нами было проведено анкетирование родителей дошкольников, посвященное выявлению роли ИКТ в жизни ребенка. В рамках исследования ставились вопросы о наиболее популярных ИКТ, частоте и способе их использования, изменении поведенческих особенностей дошкольников в связи с активным использованием компьютера, а также включенности родителей в процесс взаимодействия дошкольников с ИКТ. Исследовательские материалы были получены путем опроса 712 родителей дошкольников, посещающих ДОО г. Челябинска, обработка данных осуществлялась при помощи кластерного анализа.
122
и о ф ^
г о
Факторы формирования информационного пространства
ФФ1
ФФ2
ФФЗ
Ж
Психолого-педагогические условия формирования информационного пространства
+ I I V
ППУ1
ППУ2
ППУЗ
ППУ4
Информационное пространство
I
Формирование индивидуально-личностного развития дошкольников
У1
Уровни
1X1
У2
УЗ
ЗЕ
Задачи
Принципы
31
32
33
П1
Методологический блок
П2
ЗЕ
пз
Средства
Этапы
С1
С2
СЗ
Э1
Технологический блок
Э2
г
эз
Критерии оценки эффективности
т
К1
К2
Е
КЗ
3
Уровни сформированности
I
УС1
УС2
Е
УСЗ
Результативный блок
Рис. 1. Модель интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве
Подытоживая результаты анкетирования, мы выявили, что более половины респондентов указывают на наличие у детей опыта взаимодействия с компьютером. Средний возраст дошкольников, использующих
ее г^
компьютер, составляет три с половиной года, а к моменту поступления Е в школу активными пользователями ИКТ являются более 70% детей. § ^ Большая часть родителей допускают взаимодействие дошкольников 5 ° с компьютером начиная с трех лет, при этом контролируют данный | 1 процесс единицы. Как правило, взаимодействие триады «ребенок - ком- | <§ пьютер - взрослый» характерно только для развивающих и обучающих о § игр, в то время как в других видах компьютерной активности ребенку чю предоставляется самостоятельность. Также следует отметить, что маль- с чики, по сравнению с девочками, являются более опытными и активными пользователями ИКТ, проводят за компьютером больше времени и посвящают его, как правило, играм, а не обучению. ИКТ заняли важное место в жизни дошкольников, причем их присутствие продолжает быстро возрастать. На сегодняшний момент они обладают такой значимостью, что принципиально важной задачей становится грамотное сопровождение данного взаимодействия родителями. Раннее начало использования дошкольниками компьютеров оказывает существенное влияние на становление их индивидуально-личностных особенностей.
СМИ как фактор формирования информационного пространства. Наряду с семьей, значительное влияние на формирование и развитие индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста оказывают средства массовой информации. В начале XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации. Безусловно, это в полной мере относится не только к взрослым потребителям СМИ, но и к детям, в частности, дошкольникам.
Не отрицая наличие негативных образцов поведения на телеэкранах, а также разделяя, до определенной степени, озабоченность педагогов и психологов, вызванную сомнительным телевизионным контентом, мы, тем не менее, не склонны к излишней драматизации рассматриваемого явления. Отрицательные персонажи всегда присутствовали как на телевизионном экране, так и на страницах художественных произведений, не говоря уже о том, что детям, так или иначе, приходится сталкиваться с негативными поведенческими реакциями реальных людей, однако это не означает, что дошкольники обязательно воспримут как руководство к действию модель поведения, отличающуюся от общепринятой. Морализаторство в отношении той или иной медиапродук-ции нерезультативно, поскольку коммерческое телевидение всегда
я я
2 Е ориентировалось на массового зрителя, и никаких изменений в данной | о сфере в обозримом будущем не предполагается.
об В условиях самого разнообразного, в том числе и не очень качествен-§ ^ ного контента, ответственность за личностное и информационное раз-с витие дошкольников лежит, безусловно, на их родителях. Даже если на экране демонстрируются негативные или неоднозначные модели поведения, родители могут провести разъяснительную работу. В такой семейной беседе мы отмечаем очевидный положительный момент: родители расставляют акценты с точки зрения общепринятой морали, а ребенок чувствует, что небезразличен им - его не просто усадили перед телевизором, а интересуются его мнением, готовы разъяснять увиденное, возможно, сопровождая разъяснения примерами из жизни или художественной литературы. Таким образом, в данном случае телевидение становится фактором формирования информационного пространства опосредованно, при помощи первого выделенного нами фактора - семьи.
ДОО как фактор формирования информационного пространства. Характеризуя ДОО, следует отметить, что ее возможности в формировании информационного пространства обусловлены, прежде всего, соответствующей образовательной средой. Несмотря на многочисленные разработки отечественных и зарубежных ученых, единого общепринятого определения данного понятия не существует. Вместе с тем, образовательная среда рассматривается чаще всего как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Важным является понимание ее как области совместной деятельности субъектов образования, создаваемой ими и обеспечивающей реализацию личных и социальных целей образования.
Осуществленный нами анализ показывает, что предметно-развивающая среда современного ребенка коренным образом отличается от среды предыдущих поколений. Появление новых игрушек, разнообразных технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов подачи информации в современных СМИ (выделенный нами второй фактор формирования информационного пространства) способствуют созданию среды, принципиально отличной от традиционной. Нередко виртуальная среда оказывается не менее, а то и более интересной для дошкольников, в связи с чем важнейшей задачей ДОО является проектирование среды, основанное на учете детских интересов и субкультуры.
Для того чтобы ДОО могло быть полноценным фактором формирования информационного пространства, информатизация образовательно-
воспитательного процесса должна быть целостным процессом, обеспе- | чивающим полноценное развитие личности. А эффективность может о ^ быть обеспечена только при условии взаимодействия всех участников 5 ° данного процесса - администрации, педагогов, воспитанников и их родителей. Таким образом, использование ИКТ в рамках ДОО целесо- | 2 образно осуществлять по следующим направлениям: о §
1) использование компьютера с целью приобщения дошкольников чю к современным техническим средствам передачи и хранения информации; с
2) применение ИКТ как средства интерактивного обучения, позволяющего стимулировать познавательную активность детей;
3) сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ в домашних условиях;
4) использование ИКТ с целью осуществления сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы, т.е. для оптимизации деятельности ДОО.
В модели выделены четыре основных психолого-педагогических условия моделирования информационного пространства:
1) наличие информационно-образовательных средств (ППУ1);
2) готовность и способность педагогов и родителей к использованию информационно-образовательных средств (ППУ2);
3) готовность и способность дошкольников к использованию информационно-образовательных средств (ППУ3);
4) игровая форма представления материала (ППУ4).
Рассмотрим их детальнее.
Наличие информационно-образовательных средств. В общем смысле под понятием «средства обучения» в педагогике подразумевается материальный или идеальный объект, используемый для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения существенно влияют на качество получаемых знаний, умственное и личностное развитие обучаемых. Под информационно-образовательными средствами мы подразумеваем: объекты окружающей среды; действующие модели механизмов, сооружений и т.п.; макеты и муляжи; приборы и средства для демонстрационных экспериментов; графические изображения - картины, рисунки, схемы и т.п.; книги и учебные пособия; современные информационные технологии, в частности, компьютеры.
Использование в дошкольной педагогике разнообразных физических объектов, равно как графических и текстовых материалов, не ново. Данной проблематике посвящено множество научно-исследовательских работ, дидактических и методических материалов, успешно применяемых в педагогической практике на протяжении десятков лет. Никаких
2 Е принципиально новых, революционных идей в использовании указанных | о информационно-образовательных средств не предвидится. Вместе с тем, об на данный момент в рамках дошкольной педагогики существует знач с чительно меньше исследований, посвященных последнему названному с нами средству - компьютеру. Такая ситуация обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в связи со сложной экономической ситуацией далеко не все ДОО могут себе позволить содержание и обслуживание компьютерного класса. Во-вторых, нет нужного количества специалистов с педагогическим образованием и достаточной информационной компетентностью. В-третьих, нет соответствующих образовательных программ и методических наработок. В-четвертых, в связи со стремительным развитием ИКТ компьютеры и программное обеспечение быстро устаревают: в отличие от упомянутых выше муляжей, макетов и графических средств, которыми успешно пользовалось много поколений дошкольников, компьютерная техника пятилетнего возраста не будет отвечать современной информационной ситуации ни программно, ни аппаратно. Таким образом, в контексте нашего исследования под наличием информационно-образовательных средств подразумевается наличие современного стационарного компьютера или ноутбука, поддерживающего соответствующее программное обеспечение и подключенного к интернету.
Наличие как современной компьютерной техники, так и развивающих компьютерных программ является важнейшим психолого-педагогическим условием моделирования информационного пространства как развивающей среды. В мире, основой которого является информация, новейшие компьютерные технологии способны заинтересовать дошкольника новыми знаниями и обеспечить получение этих знаний в удобном для ребенка ритме, с учетом его индивидуально-психологических и интеллектуальных способностей.
Готовность и способность педагогов и родителей к использованию информационно-образовательных средств. Второе выделенное нами психолого-педагогическое условие основывается, прежде всего, на признании педагогами и родителями важности и целесообразности использования современных компьютерных технологий для развития дошкольников в информационном пространстве.
Немаловажным фактором, характеризующим готовность педагогов к проведению занятий с применением современных ИКТ, является знание ими структуры таких занятий. Так, система занятий с применением компьютера должна строиться с учетом следующих рекомендаций:
1) начало занятий включает обучение детей работе с мультимедийными технологиями, формирование элементарных навыков компьютерной грамотности;
2) содержание занятий постепенно усложняется: одни и те же спо- | собности и навыки отрабатываются сначала в более простой форме § ^ с использованием наглядных схем, моделей; в дальнейшем - в более 5 ° сложной, устной форме;
3) содержание занятий составляется таким образом, чтобы комплекс- | 2 но развивать компоненты системного мышления к предпосылке их фор- о § мирования; 5 ю
г ' ФО
4) содержание действующего учебно-тематического планирования с в дошкольной образовательной организации учитывает единство компьютерных занятий с другими занятиями.
Еще одним важным признаком готовности и способности родителей и воспитателей к использованию информационно-образовательных средств для развития дошкольника является их умение оказывать ему различные виды помощи в данном виде деятельности. К таким видам помощи относится:
1) стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
2) эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого);
3) направляющая помощь (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль -взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребенком);
4) обучающая помощь (т.е. научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Подытоживая вышесказанное, отметим, что, в соответствии с требованиями времени, информационная компетентность родителей и, в особенности, педагогов, должна неуклонно возрастать. Если раньше приобщение дошкольников к миру компьютеров часто происходило на любительском уровне, факультативно, то в настоящий момент разработка и внедрение специализированного методического и программного обеспечения является насущной необходимостью. Дошкольник, имеющий достаточные для своего возраста познания в сфере информационных технологий и обладающий определенной информационной компетентностью, сможет лучше адаптироваться к школьному образованию, будет готов к восприятию компьютера не как самодостаточной игрушки, а как средства овладения новыми знаниями и умениями.
2 | Готовность и способность дошкольников к использованию инфор-| § мационно-образовательных средств. Третье выделенное нами психоло-о 5 го-педагогическое условие предполагает готовность к работе с компью-§ терными технологиями самих обучаемых. Логично предположить, что с без желания и заинтересованности детей самый лучший педагог и самая эффективная методика не смогут обеспечить конечный результат - полноценное развитие ребенка в информационном пространстве. В связи с этим важным представляется выявить наиболее значимые факторы, обеспечивающие готовность дошкольников к грамотному использованию информационно-образовательных средств.
Готовность и способность дошкольников к овладению ИКТ целесообразно рассматривать в двух аспектах - физиологическом и психологическом. Проведенный нами анализ позволяет сформулировать ряд принципов, обеспечивающих готовность и способность старших дошкольников к использованию информационно-образовательных средств:
1) использование специально разработанных медиаресурсов, учитывающих возрастные возможности детей; отбор компьютерных игр и других материалов согласно требованиям к ним, а также целям педагогической работы;
2) организация использования компьютерных технологий в развитии дошкольников в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими требованиями;
3) развитие у дошкольников интереса к компьютеру и компьютерным играм; преодоление боязни и страхов в процессе его освоения, создание позитивного и адекватного настроя, без излишнего и часто неуместного обыгрывания элементов техники;
4) организация содержательно насыщенного, целесообразного педагогическим целям и задачам взаимодействия детей с компьютером, поэтапное овладение дошкольниками элементарными умениями и формирование начальных представлений о компьютере как специальном устройстве;
5) целевая ориентированность на освоение информации посредством компьютера, а не самого компьютера; демонстрация различных возможностей компьютера: использование компьютерных игр разной направленности и содержания (на развитие детского изобразительного и музыкального творчества - рисование, дизайн открыток, «сочинение» музыкальных фрагментов, решение логических задач и упражнений, упражнений-игр на активизацию экспериментирования);
6) проведение «предваряющих» игр и упражнений, обеспечивающих развитие необходимых умений (нажимать на клавиши, координировать действия мыши и курсора, ориентироваться на клавиатуре), своеобразное
«экспериментирование» с возможностями компьютера, результатом ^ ^ которого будет являться понимание детьми некоторых правил такого § ^ взаимодействия; 5 °
7) использование методов, направленных на «деятельностное» осво- ^ 1 ение компьютера (в процессе игр, различных заданий), а не «информа- | 2 ционное» (бесед, рассказов, «заучивания» названий); стимулирование о § детской активности, самостоятельности в процессе компьютерных игр. 5 ю
Игровая форма представления материала. Психолого-педагогиче- с ские исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Следовательно, целесообразным представляется введение таких занятий по информатике, которые основывались бы на игровой форме подачи материала. Процесс создания и разработка обучающей игры включает несколько этапов:
1) постановка цели разрабатываемой обучающей игры; данная цель должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям ДОО;
2) разработка задач для достижения поставленной цели; на данном этапе происходит сотрудничество педагогов с программистами, которые предлагают различный инструментарий для решения практических задач;
3) разработка алгоритма создания обучающей игры в словесной формулировке и/или в виде блок-схемы;
4) реализация данного алгоритма при написании программы обучающей игры на одном из языков программирования;
5) тестирование полученной программы программистами на предмет работоспособности программы;
6) тестирование полученной обучающей игры педагогами на соответствие поставленной цели.
Игровая обучающая программа должна соответствовать ряду требований, среди которых мы выделяем:
1) систематичность: для запоминания изучаемых объектов, явлений, правил и т.п. необходимо как можно чаще выполнять соответствующие упражнения;
2) автономность: компьютерная программа должна работать самостоятельно, чтобы дошкольник имел возможность самостоятельно тренироваться и видеть свои результаты;
3) дифференцирование уровня сложности: необходим выбор уровня сложности, что позволяет дошкольникам переходить от более легких заданий к более сложным, в зависимости от начальных знаний и полученных результатов;
4) результативность: разрабатываемая игра должна показывать ребенку результаты его работы и сообщать о верных и неверных ответах.
ее ^
| Также данная программа должна предоставлять педагогу результаты | § работы дошкольников и весь необходимый материал для проведения 2 5 анализа эффективности освоения детьми изучаемого материала. й Подытоживая, отметим, что занятия, проводимые в игровой форме,
с в наибольшей степени будут способствовать развитию дошкольников в информационном пространстве. Наряду с другими обозначенными психолого-педагогическими условиями, оно будет способствовать не только формированию информационной компетентности, но и становлению интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер детей.
В информационном пространстве, образованном факторами его формирования и моделируемом на основе определенных психолого-педагогических условий, происходит интеллектуально-личностное развитие дошкольников, представленное тремя уровнями - когнитивным (У1), аффективным (У2) и поведенческим (У3). Развитие детей происходит при помощи целенаправленного психолого-педагогического воздействия, осуществляемого, в том числе, при помощи авторской программы интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве.
Психолого-педагогическое воздействие на старших дошкольников имеет системный характер и обладает структурой, состоящей из трех блоков - методологического, технологического и результативного. В состав методологического блока мы включили задачи и принципы. К задачам относятся: развитие интеллектуальных способностей дошкольников (З1); совершенствование коммуникативной компетентности (З2); формирование эмоционально-волевой сферы (33). Основополагающими принципами мы считаем: учет возрастных и личностных особенностей старших дошкольников (П1); поливариантность занятий (П2); применение разнообразных информационно-образовательных средств (П3).
Технологический блок включает средства и этапы интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве. Под средствами мы подразумеваем: современные компьютеры; сопутствующее оборудование (интерактивная доска, проектор, принтер, сканер и т.д.); соответствующее программное обеспечение. Этапы развития соотносятся с этапами проводимого нами эксперимента - констатирующим (Э1), формирующим (Э2) и контрольным (Э3).
Результативный блок охватывает критерии оценки эффективности и уровни сформированности интеллектуально-личностного развития. Критериями оценки эффективности являются: интеллектуальное развитие (К1); коммуникативная компетентность (К2); эмоционально-
CC CN
волевая сфера (К3). Уровни сформированности развития дошкольни- |
ков в информационном пространстве оцениваются как низкий (УС1), § ^
средний (УС2) и высокий (УС3). g °
Предложенная нами модель может быть рассмотрена как методологи- s i
ческая основа для разработки программы интеллектуально-личностного | g
развития дошкольников в информационном пространстве. о §
го
ч: vo ш о с
Библиографический список
1. Асланова А.М. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку // Наука и образование: Новое время. 2016. № 2. С. 680-683.
2. Башаева А.В., Бакаева О.А. О разработке обучающих компьютерных игр для младших школьников // Молодежь и XXI век - 2015: Материалы V Международной молодежной научной конференции / Под ред. А.А. Горохова. М., 2015. С. 100-103.
3. Белоусова Р.Ю., Голунова М.И. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2010. № 3. С. 50-55.
4. Грейцер А.В., Еременкова Е.Б. Педагогические условия развития математических представлений дошкольников посредством информационных технологий // Интеграция науки и практики в современных условиях: Сборник. М., 2016. С. 17-20.
5. Губанихина Е.В., Тихомирова О.Б. Здоровьесберегающий аспект применения компьютерных технологий в образовании детей дошкольного возраста // Наука и мир. 2013. № 1. С. 271-272.
6. Гутова Л.К., Гизатулина О.Л. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 26. С. 101-105.
7. Котова С.А. О необходимости использования интерактивных технологий в дошкольном образовании // Инновации в науке. 2012. № 7. С. 51-55.
8. Оробинская А.Н. Мультимедиатехнологии и их использование в системе дошкольного обучения // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1. С. 52-56.
9. Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и техники. 2015. № 1-1. С. 15-28.
10. Совершенствование функциональной готовности дошкольников к работе на компьютере / Леонова Л.А., Каралашвили Е.А., Макарова Л.В., Лукья-нец Г.Н. // Новые исследования. 2012. № 1. С. 116-122.