Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / MANAGEMENT SYSTEM / HEALTHCARE SYSTEM / MANAGEMENT METHODS / PERFORMANCE ASSESSMENT / CHANGE MANAGEMENT / INSURANCE MEDICAL ORGANIZATIONS / COMPULSORY HEALTH INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Муштенко Наталья Сергеевна

В статье проанализирована региональная система медицинского страхования в Курской области, проведен анализ деятельности страховых медицинских организаций региона. Предложенные основные направления по развитию системы управления здравоохранением на региональном уровне. Проведена оценка результативности деятельности страховых медицинских организаций на территории Курской области. Определены перспективные направления развития системы здравоохранения на региональном уровне и направления совершенствования системы предоставления страховых медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE ACTIVITIES OF INSURANCE MEDICAL ORGANIZATIONS AT THE REGIONAL LEVEL

The article analyzed the regional medical insurance system in the Kursk region, analyzed the activities of insurance medical organizations in the region. Proposed main directions for the development of the health management system at the regional level. An assessment of the performance of insurance medical organizations in the Kursk region was carried out. Promising directions for the development of the health system at the regional level and directions for improving the system of providing insurance medical services have been identified.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ1

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.022 Положенцева Юлия Сергеевна, к.э.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия e-mail: polojenceva84@mail.ru Муштенко Наталья Сергеевна, к.пед.н., преподаватель Курский базовый медицинский колледж, г.Курск, Россия e-mail: mushtenko2012@yandex.ru

В статье проанализирована региональная система медицинского страхования в Курской области, проведен анализ деятельности страховых медицинских организаций региона. Предложенные основные направления по развитию системы управления здравоохранением на региональном уровне. Проведена оценка результативности деятельности страховых медицинских организаций на территории Курской области. Определены перспективные направления развития системы здравоохранения на региональном уровне и направления совершенствования системы предоставления страховых медицинских услуг.

Ключевые слова: система управления, система здравоохранения, методы управления, оценка эффективности, управление изменениями, страховые медицинские организации, обязательное медицинское страхование.

Трансформация здравоохранения должно включать принципы справедливости и солидарности, подкрепляться соответствующими политическими, экономическими, социальными, здравоохраненческими и техническими механизмами их реализации. Необходим консенсус между всеми влияющими на состояние здоровья населения сторонами, принимающими участие в реформировании и развитии системы здравоохранения.

Что касается регионального уровня системы здравоохранения, то влияющими факторами в данном случае являются: общий уровень здравоохранения в стране; условия труда и реальный образ жизни жителей региона, генетические факторы и их материальные возможности, а также доступность в приобретении товаров и услуг; качество окружающей среды и развитость инфраструктуры регионального рынка медицинских услуг.

Кроме того, что на систему регионального здравоохранения влияют указанные факторы, следует учесть, что и сама система оказывает на них влияние, поскольку устанавливает степень развития человеческого капитала, влияет на продолжительность и качество жизни населения региона. Объясняется это также тем, что здоровье непосредственно связано с уров-

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта - 0851-2020-0034

нем жизни, а потому укрепление здоровья приводит и к повышению уровня жизни населения [4,5]. Анализ динамики показателей здравоохранения в Курской области, показал необходимость провести анализ показателей, по которым проводится оценка деятельности страховой медицины и страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования сферы здравоохранения [7,8,9].

Особенностью российских медицинских страховщиков является то, что они специализируются либо только на обязательном медицинском страховании, либо сочетают оба вида медицинского страхования - обязательное (ОМС) и добровольное (ДМС) . Это два принципиально разных вида страхования, различающихся и по технике осуществления страховых операций, и по особенностям функционирования финансового механизма.

В реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Курской области участвует 4 страховых медицинских организаций, имеющие филиалы на территории Курской области: Курский филиал ООО ВТБ МС; Филиал Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Курске; Филиал «Курский» Закрытого акционерного общества «Страховая группа «Спасские ворота-М»; Курский филиал ОАО МСК «Инко-Мед».

Общая численность лиц застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в представленных выше страховых компаниях на 1 января 2018 года составляла 1 123 654 чел., а на 1 января 2019 года - 1 114 569 чел.

Таблица 1 - Доля рынка и численность застрахованных _по ОМС в Курской области_

Наименование показателя Динамика рынка ОМС по годам

01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019

Численность населения в субъекте РФ по данным Росстат Численность населения, чел. 1 120 019 1 122 893 1 115 237 1 107 041

Всего в субъекте РФ Численность ЗЛ, чел. 1 128 334 1 128 591 1 123 654 1 114 569

Динамика численности ЗЛ, чел. 257 -4 937 -9 085

ООО ВТБ МС Доля рынка, % 44,0% 44,5% 44,8% 63,1%

Численность ЗЛ, чел. 496 550 501 813 502 901 703 478

Динамика численности ЗЛ, чел. 5 263 1 088 200 577

ИНГОССТРАХ-М Доля рынка, % 16,8% 16,7% 16,5% 26,3%

Численность ЗЛ, чел. 189 594 187 913 185 455 293 097

Динамика численности ЗЛ, чел. -1 681 -2 458 107 642

Спасские Ворота-М Доля рынка, % 2,0% 2,0% 1,9% 4,7%

Численность ЗЛ, чел. 22 966 22 096 21 790 52 754

Динамика численности ЗЛ, чел. -870 -306 30 964

Инко-Мед Доля рынка, % 0,0% 0,0% 0,0% 5,9%

Численность ЗЛ, чел. 147 414 408 65 240

Динамика численности ЗЛ, чел. 267 -6 64 832

Для анализа движения численности застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в Курской области в период с 2015 по 2019 гг. рассмотрим таблицу 1, в которой представлены показатели страховых компаний на 01 число года следующего за отчетным [3].

Проанализировав данные численности застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в Курской области с 2015 по 2018 гг., мы видим, что общая численность застрахованных по субъекту РФ за исследуемый период снизилась на 13 765 чел. в процентном соотношении это падание составило 1%. Самый наибольший отток застрахованных наблюдался в страховых компаниях:

1. ООО «СК «Ингосстрах-М» на 01.01.2017 г. минус составил 1 681 чел. по итогам года, на 01.01.2018 - минус 2 458 чел.

2. ООО «Росмедстах-К» на 01.01.2017 минус был 2 722 чел, а по итогам 2017 года и вовсе минус 3 255 чел.

Стоит отметить, что страховая компания ООО ВТБ МС на протяжении всего рассматриваемого периода находилась в плюсе и на 01.01.2018 г. занимала 44,8% рынка обязательного медицинского страхования.

Таблица 2 - Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (по данным на 1-е января 2015-2019 гг.)

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Обеспеченность полисами един. обр азца, 2014 г., % Обеспеченность полисами един. образца, 2016 г., %

Общее количество застрахованных Обеспеченные полисом единого образца Общее количество застрахованных Обеспеченные полисом единого образца Общее количество застрахованных Обеспеченные полисом единого образца Общее количество застрахованных Обеспеченные полисом единого образца Общее количество застрахованных Обеспеченные полисом единого образца

Застрахованные по ОМС, всего 493162 467078 496550 489606 501813 497298 502901 498763 703478 689962 94,71 98,08

из них: иностранные граждане и лица без гражданства 3722 3639 4687 4650 5456 5320 4081 3444 1986 1246 97,77 62,74

После ликвидации страховой компании ООО «Росмедстрах-К» 28 ноября 2018 г. их численность 413 100 чел. была перераспределена на действующие страховые компании в процентном соотношении к фактической численности каждой компании на эту дату. В связи с этим, доля рынка страховой компании ООО ВТБ МС по итогу 2018 года составила 63,1%, ООО «СК «Ингосстрах-М» - 26,3%, а на страховые ОАО МСК «Инко-

Мед» и ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» приходилось 10,6% рынка.

В таблице 2 подробно рассмотрим движение численности за 2014-2018 года самой многочисленной страховой компании области в Курском филиале ООО ВТБ МС.

Общее количество граждан, застрахованных в страховой компании Курский филиал ООО ВТБ МС по обязательному медицинскому страхованию за 2018 г. составило 703 478 человек, из этого числа 689962 граждан были обеспечены полисами единого образца, в процентном выражении обеспеченность составила 98,08%.

Рассмотрим динамику численности лиц, застрахованных в Курском филиале страховой компании ООО ВТБ МС по районам Курской области за исследуемый период (табл. 3).

Таблица 3 - Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в КФ ОАО «РОСНО-МС» в разрезе административных территорий Курской области (по данным на ^ 1-е января 2015-2018 гг.)

№ Район,город 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Изменение застрахован- ных 2014 и 2016 гг., чел Изменение застрахован- ных 2016 и 2018 гг., чел Изменение застра хован- ных 2014 и 2016 гг., % Изменение застрахован- ных 2016 и 2018 гг., %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 Курск г. 294410 297212 302112 301193 352099 7702 49987 2,62 16,55

2 Беловский р-н 290 263 235 418 3955 -55 3720 -18,97 1582,98

3 Большесол-датский р-н 383 336 315 452 2421 -68 2106 -17,75 668,57

4 Глушков-ский р-н 3092 3397 3442 3372 8104 350 4662 11,32 135,44

5 Горшечен-ский р-н 182 151 141 222 11387 -41 11246 -22,53 7975,89

6 Дмитриевский р-н 262 217 201 351 4208 -61 4007 -23,28 1993,53

7 Железно-горск г. 13002 13999 14572 14746 41958 1570 27386 12,08 187,94

8 Железно-горский р-н 1534 1657 1713 1730 7025 179 5312 11,67 310,10

9 Золотухин-ский р-н 17939 17695 17537 17425 17531 -402 -6 -2,24 -0,03

1 0 Касторен-ский р-н 157 143 130 204 1745 -27 1615 -17,20 1242,31

1 1 Конышев-ский р-н 299 223 196 370 7174 -103 6978 -34,45 3560,20

1 2 Коренев-ский р-н 314 284 247 377 4516 -67 4269 -21,34 1728,34

1 3 Курский р-н 35689 34848 35000 35122 40865 -689 5865 -1,93 16,76

1 4 Курчатов г. 6779 7185 7351 7576 17288 572 9937 8,44 135,18

1 5 Курчатовский р-н 1372 1459 1515 1552 6050 143 4535 10,42 299,34

1 6 Льговский р-н 626 889 1052 1277 9014 426 7962 68,05 756,84

1 7 Мантуров-ский р-н 408 333 289 481 4704 -119 4415 -29,17 1527,68

1 8 Медвенский р-н 16091 15967 15734 15622 15846 -357 112 -2,22 0,71

1 9 Обоянский р-н 23581 24100 24290 24206 24101 709 -189 3,01 -0,78

2 0 Октябрьский р-н 2180 2089 2009 2233 4703 -171 2694 -7,84 134,10

2 1 Поныров-ский р-н 12001 11968 11850 11742 11731 -151 -119 -1,26 -1,00

2 2 Пристен-ский р-н 303 212 193 364 9674 -110 9481 -36,30 4912,44

2 3 Рыльский р-н 7157 7597 7639 7625 15262 482 7623 6,73 99,79

2 4 Советский р-н 450 345 294 446 3139 -156 2845 -34,67 967,69

2 5 Солнцевский р-н 14481 14378 14323 14128 14419 -158 96 -1,09 0,67

2 6 Суджанский р-н 496 391 345 519 7347 -151 7002 -30,44 2029,57

2 7 Тимский р-н 11825 11830 11672 11508 11425 -153 -247 -1,29 -2,12

2 8 Фатежский р-н 3439 3590 3978 3695 9401 539 5423 15,67 136,32

2 9 Хомутовский р-н 142 107 87 248 4200 -55 4113 -38,73 4727,59

3 0 Черемиси-новский р-н 339 232 208 393 8878 -131 8670 -38,64 4168,27

3 1 Щигровский р-н 23939 23453 23440 23304 23308 -499 -132 -2,08 -0,56

Анализ данных таблицы 3 показал, что резкий скачек застрахованных по обязательному медицинскому страхованию произошел в 2018 году, это напрямую связанно с перерераспределением численности застрахованнчых из страховой компании ООО «Росмедстрах-К». Самый основной прирост наблюдался в тех районах Курской области, в которых изначальная численность ООО ВТБ МС была минимальной.

Значительный прирост количества застрахованных граждан за исследуемый период был в Горшеченском, Пристенском, Хомутовском, Черемисиноском и Конышевском районах Курской области. Однако лишь Черемисиновскому и Конышевскому районам бил присвоен статус монотерритории, в этих районах процент нахождения страховой компании

более 90% от общего числа застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.

В 2016 году уменьшение численности застрахованных более, чем на 30 процентов отмечается в Конышевском районе (34,8%), Пристенском районе (42,92%), Советском районе (30,43%), Хомутовском районе (32,74%) и Черемисиновском районе (46,12%).

Отметим, что по итогам 2018 года уменьшение численности произошло только в пять районах: Тимском районе (на 2,12%), Поныровском районе (1%), Ооянском районе (0,78%), Щигровском районе (0,56%) и Золотухинском районе (0,03%), но суммарный отток застрахованных по данным районам совершенно не значительный в сравнении с общим приростом остальных районов.

Для подробного анализа деятельности страховых медицинских организаций и оценки их эффективности рассмотри структуру поступлений средств обязательного медицинского страхования в страховые медицинские организации Курской области в 2017 - 2018 годах (табл. 4).

Таблица 4 - Структура поступлений средств обязательного медицинского страхования в страховые медицинские организации Курской области в

2017 - 2018 гг.

Наименование показателя Величина показателя (тыс. рублей) Удельный вес (%) Величина показателя (тыс. рублей) Удельный вес (%)

2017 год 2018 год

Поступило средств, всего, в том числе: 28 021 105,2 100,00 30 324 601,5 100,00

Средства, поступившие от ТФОМС, 28 015 501,0 99,98 30 309 439,2 99,95

из них: в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС по дифференцированным подушевым нормативам 27 273 090,2 97,35 29 212 237,5 96,38

на ведение дела по ОМС 288 559,6 1,03 290 970,6 0,96

средства НСЗ, предоста-вленные из ТФОМС для оплаты медицинской помощи 437 041,8 1,56 785 014,4 2,59

средства, поступившие от ТФОМС в размере 10% от экономии СМО годового объема средств ОМС 11 206,2 0,04 6 061,8 0,02

поступления от штрафов, пеней, возмещения ущерба 2 801,5 0,01 3 030,9 0,01

прочие поступления 2 801,5 0,01 12 123,8 0,04

В 2018 году в страховые медицинские организации всего поступило 30 324 601,5 тыс. рублей, что на 2 303 496,3 тыс. рублей или на 8,22 % больше по сравнению с 2017 годом (в 2017 году - 28 021 105,2 тыс. рублей), в том числе:

30 309 439,2 тыс. рублей - это средства, поступившие из Территориального фонда обязательного медицинского страхования (в 2017 году -28 015 501,0 тыс. рублей), из них:

- 29 212 237,5 тыс. рублей - по дифференцированным подушевым нормативам (в 2017 году - 27 273 090,2 тыс. рублей);

- 290 970,6 тыс. рублей - на ведение дела страховых медицинских организаций (в 2017 году - 288 559,6 тыс. рублей), что составляет 1,0 % от объема средств, поступивших в страховые медицинские организации из бюджета Территориального фонда ОМС Курской области по дифференцированным подушевым нормативам);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 785 014,4 тыс. рублей - средства нормированного страхового запаса, предоставленные при недостатке целевых средств в страховых медицинских организациях на оплату медицинской помощи выросли почти в 2 раза по сравнению с 2017 годом (в 2017 году - 437 041,8 тыс. рублей);

- 3 030,9 тыс. рублей - поступления от штрафов, санкций, возмещения ущерба (в 2017 году - 2 801,5 тыс. рублей);

- 12 123,8 тыс. рублей - прочие поступления (в 2017 году - 2 801,5 тыс. рублей) - это возврат медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования 2017 года в 2018 году.

Далее рассмотрим структуру расходование средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими компаниями в 2017 -2018 гг. (табл. 5).

Таблица 5 - Структура расходования страховыми медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования

в 2017 - 2018 гг.

Наименование показателя Величина показателя (тыс. рублей) Удельный вес (%) Величина показателя (тыс. рублей) Удельный вес (%)

2017 год 2018 год

Израсходовано средств всего, в том числе: 27 789 729,5 100 30 079 613,2 100

на оплату медицинской помощи 27 233 934,9 98,0 29 628 419,0 98,5

на ведение дела 389 056,2 1,4 451 194,2 1,5

прочие расходы 166 738,4 0,6 0 0

В 2018 году страховыми медицинскими организациями израсходовано на оплату медицинской помощи, предоставленной в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования 29 628 419,0 тыс. рублей (в 2017 году - 27 233 934,9 тыс. рублей).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдался рост расходов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (на 2 394 484,1 тыс. рублей), а также, рост расходов на ведение дела

страховых медицинских организаций с 389 056,2 тыс. рублей в 2017 году до 451 194,2 тыс. рублей в 2018 году (на 62 138,0 тыс. рублей).

В 2017 - 2018 гг. страховыми медицинскими организациями проводилась экспертная оценка объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в результате которой страховыми медицинскими организациями были удержаны средства в виде частичной или полной неоплаты оказанных медицинских услуг, вследствие выявления дефектов лечения или нарушения правил обязательного медицинского страхования при предъявлении объемов медицинской помощи на оплату. В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Федеральный закон) удержанные средств направлены страховыми медицинскими организациями на формирование целевых средств для оплаты медицинской помощи, а также на формирование собственных средств.

Таблица 6 - Средства, удержанные в виде частичной или полной неоплаты _оказанных медицинских услуг в 2017-2018 гг., (тыс. рублей)_

Наименование показателя 2017 год 2018 год

Сумма удержанных средств Из них направлено на формирование: Сумма удержанных средств Из них направлено на формирование:

собственных средств целевых средств для оплаты медицинской помощи собственных средств целевых средств для оплаты медицинской помощи

медико-экономический контроль 2 486 775,1 0,0 2 486 775,1 1 842 720,9 0,0 1 842 720,9

экспертиза качества медицинской помощи 97 396,5 32 138,3 65 258,2 75 739,3 23 820,5 51 918,8

медико-экономическая экспертиза 70 159,7 21 356,4 48 803,3 260 713,3 76 986,2 183 727,1

Итого 2 654 331,3 53 494,7 2 600 836,6 2 179 173,5 100 806,7 2 078 366,8

Объем средств, удержанных с медицинских организаций в 2018 году, меньше по сравнению с 2017 годом на 475 157,8 тыс. рублей, при этом, основную часть составляют средства, удержанные в результате проведенного медико-экономического контроля: в 2017 году этот показатель составил 93,7 % от общей суммы удержаний, в 2018 году - 84,6 %. Следует отметить, что объем сформированных собственных средств в 2018 году превышает соответствующий показатель 2017 года на 88,4 %, объем сформиро-

ванных в 2018 году целевых средств меньше показателя 2013 года на 20,1 %.

Кроме того, в 2018 году страховыми медицинскими организациями были взысканы с медицинских организаций штрафы, применены санкции за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, в сумме 1 191,0 тыс. рублей, что меньше показателя 2017 года на 389,0 тыс. рублей (в 2017 году - 1 580,0 тыс. рублей).

Указанные средств были направлены на:

- оплату медицинской помощи: в 2018 году - 595,1 тыс. рублей или на 195,3 тыс. рублей меньше, чем в 2013 году (в 2017 году - 790,4 тыс. рублей),

- формирование собственных средств страховых медицинских организаций: в 2018 году - 595,9 тыс. рублей или на 193,7 тыс. рублей меньше, чем в 2017 году (в 2013 году - 789,6 тыс. рублей).

На сегодняшний день преобладающим становится мнение о том, что ключевое значение для улучшения основных показателей в системе здравоохранения, в т.ч. здоровья граждан и обязательного медицинского страхования, имеет именно совершенствование всей системы здравоохранения [1,2,6,10].

предоставление СМО права отказа от взаимодействия с медицинской организацией, оказывающей услуги ненадлежащего качества

создание единой информационной системы, доступной СМО, которая позволяла бы вести счет оказанной медицинской помощи, а также источников ее оплаты (ОМС, ДМС, собс!венные средства застрахованных)

установление порядка предоставления информации СМО медицинскими организациями и органами управления в сфере здравоохранения

установление специальных критериев и квалификационных требований для включения СМО в реестр ТФОМС, учитывающих особенности деятельности в сфере ОМС, в целях недопущения недобросовестных СМО в социально значимую сферу

создание системы взаимодействия Банка России и ФФОМС в целях осуществления эффективного надзора за СМО

установление структуры (доли) использования средств на расходы на ведение дела

Рисунок 1 - Предложения для совершенствования системы здравоохранения через развитие системы медицинского страхования

Немало важным условием совершенствования системы здравоохранения, представляется развитие системы медицинского страхования, внедрение новых принципов регулирования, создание единого поля надзора за деятельностью страховых медицинских организаций. Для достижения основных целей, предлагается рассмотреть следующие инициативы представленные на рисунке 1.

В заключение хотелось бы отметить, что совершенствование региональной системы управления здравоохранением Курской области должно идти по следующим ключевым направлениям:

- реализовать перевод государственной программы Курской области «Развитие здравоохранения» на проектное управление;

- внедрить в деятельность департамента здравоохранения Курской области информационную систему управления проектами (ИСУП);

- провести обучение сотрудников департамента здравоохранения Курской области и подведомственных учреждений методологии проектного управления.

Список литературы

1. Постановление «Об утверждении положения о комитете здравоохранения Курской области» от 21 декабря 2012 г. № 488-пг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurskzdrav.ru/about/regulations

2. Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/60708

3. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 12.11.19)

4. Доклад о результатах работы комитета здравоохранения Курской области в 2018 году и основных направлениях деятельности на 2019 и последующие годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/inc/download.php?file_id=10160.

5. Положенцева Ю.С., Муштенко Н.С. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития учреждений здравоохранения / Сборник научных трудов»Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Финуниверситета в рамках VII Среднерусского экономического форума. 2018. С. 108-117.

6. Положенцева Ю.С., Муштенко Н.С., Хомутинникова А.Д. Анализ эффективности системы здравоохранения: основные тенденции развития и перспективы модернизации / Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 3. С. 123-139.

7. Симоненко Е.С. Разработка системы показателей (индикаторов) конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг /Альманах современной науки и образования. 2013. № 11 (78). С. 161-164.

8. Дудко В. А., Каширцева А.Ю.Сценарный подход к анализу чувствительности инвестиционной деятельности с применением имитации / Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 9 (174). С. 65-70.

9. Вертакова Ю.В., Плотников В.А., Положенцева Ю.С., Леонтьев Е.Д., Клевцова М.Г., Крыжановская О.А., Емельянов С.Г., Пролубников А.В., Хорьков А.В., Рушкова А. В. Инструментарий анализа и прогнозирования структурных параметров региональной экономики Курск, 2018.

10. Хомутинникова А.Д., Развитие внебюджетных фондов в России. Фонды обязательного медицинского страхования /А.Д.Хомутинникова// Материалы XV Всероссийской Олимпиады развития Народного хозяйства России, МСЭФ, г. Москва.

Pozhentseva Julia Sergeevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economics and Management., Southwest State University, Kursk, Russian Federation e-mail: polojenceva84@mail.ru Mushtenko Natalya Sergeevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher, Kursk Basic Medical College, Kursk, Russian Federation

e-mail: mushtenko2012@yandex.ru;

STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE ACTIVITIES OF INSURANCE MEDICAL ORGANIZATIONS AT THE REGIONAL LEVEL

Summary. The article analyzed the regional medical insurance system in the Kursk region, analyzed the activities of insurance medical organizations in the region. Proposed main directions for the development of the health management system at the regional level. An assessment of the performance of insurance medical organizations in the Kursk region was carried out. Promising directions for the development of the health system at the regional level and directions for improving the system of providing insurance medical services have been identified.

Key words: management system, healthcare system, management methods, performance assessment, change management, insurance medical organizations, compulsory health insurance.

ОПЫТ КИТАЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ РИСКОВ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.023 Харитоненко Лидия Богдановна, студентка (e-mail: lidia.fef@yandex.ru) Научный руководитель - Демидова Светлана Евгеньевна, к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(e-mail: sedemidova@fa.ru)

В статье рассмотрены особенности управления социальными расходами государственного бюджета Китая. Отмечена роль проводимой бюджетной политики в решении социально-экономических проблем страны. Учтены демографические риски, в условиях которых осуществляется распределение средств государственного бюджета.

Ключевые слова: социальные расходы, государственный бюджет Китая, демографические риски, человеческий капитал, бюджетная система Китая.

Китай - страна с уникальной историей социально-экономических реформ, позволившей ей достичь выдающихся темпов экономического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.