Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития медицинского страхования в России'

Состояние и тенденции развития медицинского страхования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1149
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / РОССИЯ / INSURANCE / MEDICAL INSURANCE / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / ADDITIONAL MEDICAL INSURANCE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна

В статье рассмотрены состояние и тенденции развития медицинского (обязательного и дополнительного) страхования в России. Установлено, что результатами развития системы медицинского страхования должны быть: обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и гарантирование бесплатной медицинской помощи; корректировка системы диагностики заболеваний и устранение посредников в системе ОМС. Сделан вывод, что только создание совокупного продукта, включающего базовый набор услуг в рамках ОМС и дополнительный набор услуг в рамках ДМС позволит радикально решить проблему доступности медицинской помощи, поскольку у потребителя, подключенного к обеим системам страхования, не возникнет проблемы, из какого именно сегмента будет оплачена услуга это будет решаться автоматически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and development trends of medical insurance in Russia

The article considers the state and development trends of medical (compulsory and additional) insurance in Russia. It has been established that the results of the development of the medical insurance system should be: ensuring a balance between the revenues of the compulsory medical insurance system and guaranteeing free medical care; adjusting the system of diagnostics of diseases and eliminating intermediaries in the compulsory medical insurance system. The conclusion is made that only the creation of the aggregate product including the basic set of services within the framework of the compulsory medical insurance and the additional set of services within the framework of VHI will allow to radically solve the problem of availability of medical care, as the consumer connected to both insurance systems will not have a problem, from which segment the service will be paid for it will be solved automatically.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития медицинского страхования в России»

УДК 368.9.06(470)

Галимова И. В.

Состояние и тенденции развития медицинского страхования

в России1

В статье рассмотрены состояние и тенденции развития медицинского (обязательного и дополнительного) страхования в России. Установлено, что результатами развития системы медицинского страхования должны быть: обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и гарантирование бесплатной медицинской помощи; корректировка системы диагностики заболеваний и устранение посредников в системе ОМС. Сделан вывод, что только создание совокупного продукта, включающего базовый набор услуг в рамках ОМС и дополнительный набор услуг в рамках ДМС позволит радикально решить проблему доступности медицинской помощи, поскольку у потребителя, подключенного к обеим системам страхования, не возникнет проблемы, из какого именно сегмента будет оплачена услуга - это будет решаться автоматически.

Ключевые слова: страхование, медицинское страхование, обязательное медицинское страхование, дополнительное медицинское страхование, Россия.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.47 Экономика здравоохранения и социального обеспечения.

ВАК: 08.00.05

Galimova I. V.

Status and development trends of medical insurance in Russia

The article considers the state and development trends of medical (compulsory and additional) insurance in Russia. It has been established that the results of the development of the medical insurance system should be: ensuring a balance between the revenues of the compulsory medical insurance system and guaranteeing free medical care; adjusting the system of diagnostics of diseases and eliminating intermediaries in the compulsory medical insurance system. The conclusion is made that only the creation of the aggregate product including the basic set of services within the framework of the compulsory medical insurance and the additional set of services within the framework of VHI will allow to radically solve the problem of availability of medical care, as the consumer connected to both insurance systems will not have a problem, from which segment the service will be paid for - it will be solved automatically.

© Галимова И.В. 2019 © Galimova I. V., 2019

1 Статья подготовлена на основе доклада 10-й междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (6-7 июня 2019 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина).

Key words: insurance, medical insurance, compulsory medical insurance, additional medical insurance, Russia.

JEL classifications: I 10, I 18

Обязательное медицинское страхование как социально-экономический институт всегда направлено на поддержку населения. Национальная система обязательного медицинского страхования (ОМС) как часть системы здравоохранения включает совокупность экономических, правовых и организационных мер. Реформирование и совершенствование системы ОМС является одним из составных элементов улучшения сферы здравоохранения в России. При этом главным приоритетом в данной деятельности должно быть здоровье граждан страны. В этой связи актуальными становятся мониторинговые исследования состояний и тенденций развития систем медицинского страхования (обязательного и дополнительного) в разных странах, в том числе в России.

Известно, что медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты населения в сфере здравоохранения, под которой понимается страхование от потери здоровья по той или иной причине (в связи с болезнью или из-за несчастного случая) [3].

Осуществление медицинского страхования в нашей стране в настоящее время происходит в двух формах:

• обязательное медицинское страхование (ОМС), которое также называют бесплатной медициной (и в данном случае страхование выступает дополнительным источником финансирования медицинских затрат);

• добровольное медицинское страхование (ДМС) - страхование является инструментом покрытия расходов на медицинскую помощь.

Обязательное медицинское страхование - это часть государственного обязательного социального страхования, которое при

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2019 г. Том 4. №3 (Вып. 15). С. 56

наступлении страхового случая гарантирует застрахованным лицам бесплатное оказание медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС в объеме и в случаях установленных законодательно программ. Оно должно обеспечивать гражданам одинаковые возможности в получении этой помощи. Обязательное медицинское страхование предполагает: свободный выбор медицинских услуг; качественное медицинское обслуживание застрахованных лиц; обеспечение всеми необходимыми видами медицинской помощи при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан РФ. Преимуществами обязательного медицинского страхования в России являются следующие:

- используется принцип незначительной удаленности предоставления медицинских услуг (поликлиники, больницы находятся в пределах проживания большого количества населения);

- возможность вызова врача на дом, которая предоставляется на основании полиса ОМС;

- проведение медицинских осмотров, включающих получение консультативной и диагностической медицинской помощи;

- бесплатное лечение в виде консультаций, прививок, хирургических операций и т. д.

Страховые взносы по ОМС аккумулируются в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТОМС), которые являются специальными целевыми денежными фондами, самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и служат инструментом государственного регулирования в системе ОМС.

Расходование средств Федерального фонда ОМС - это в основном субвенции на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов РФ. Базовой программой определяются виды медицинской помощи, структура тарифа на оплату медицинской помощи и способы ее оплаты, а также перечень страховых случаев. В ней установлены и отображены условия, нормативы объемов в расчете на одно застрахованное лицо и нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи. Отличие территориальной программы от базовой в том, что она учитывает структуру заболеваемости в определенном субъекте РФ [1, ст. 35]. Расходная часть бюджетов территориальных фондов состоит в первую очередь из финансирования территориальных программ ОМС, в том числе расходов на ведение дела по ОМС страховыми медицинскими организациями, финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения, а также выполнение функций органа управления ТОМС [1, ст. 26]. Территориальные фонды направляют средства на осуществление ОМС в страховые медицинские организации в соответствии с подушевыми нормативами в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованных лиц. Страховая медицинская организация (СМО) - это страховая организация, которая имеет лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования. В обязанности СМО входит направлять медицинским учреждениям, с которыми они работают по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, средства на оплату этой помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой [1, ст. 14, 28].

Финансирование ОМС в РФ осуществляется на основе реализации целевых программ. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по ОМС устанавливаются законодательно. В соответствии с постановлением Правительства РФ от

08.12.2017 № 1492 среднедушевые нормативы финансирования базовой программы ОМС составляют в 2018 г. 10,64 тыс. р., в 2019 г. -11,15 тыс. р., в 2020 г. - 11,68 тыс. р. [7]. Эти показатели достаточно низкие по сравнению с другими странами. В настоящее время на территории Российской Федерации по договорам обязательного медицинского страхования застраховано 146 млн чел., что примерно составляет 99,8 % от общей численности населения страны [8], медицинскую помощь в сфере ОМС оказывают 9 142 медицинских организаций и 43 страховых медицинских организаций [9].

Система ОМС всегда тесно связана с развитием здравоохранения в стране. Показатели, отражающие уровень здравоохранения, следующие: продолжительность жизни; вероятность смерти в возрасте 1560 лет и расходы на здравоохранение. Так, общие расходы на здравоохранение от ВНП составляют в России 7,1 %; США - 17,1 %; Китае -5,5 % [6]. В Северной Америке отсутствует система обязательного медицинского страхования, хотя наивысшие показатели именно в США. Недостаток системы здравоохранения США - это отсутствие бесплатной медицинской помощи для большинства населения, что приводит к росту вероятной смерти в возрасте 15-60 лет. Но, несмотря на это, финансирование здравоохранения США является одним из самых высоких в мире. И именно по причине недостаточности финансирования здравоохранения по ОМС в нашей стране, по нашему мнению, существуют всем известные проблемы: массовые очереди в поликлиниках, стационарах, больницах; нехватка врачей - специалистов в различных областях; узкий перечень и низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Все это снижает качество и доступность медицинской помощи.

В настоящее время важным сегментом ОМС становится высокотехнологичная помощь. И, хотя пока ОМС не полностью покрывает эту

сферу, однако наблюдается уверенный рост. Согласно данным Федерального фонда ОМС, в 2018 г. высокотехнологичная помощь оказывалась уже 1 004 медицинскими учреждениями в России. Например, по состоянию на 2018 г. оплачено 532,6 тыс. законченных случаев госпитализации, проведенных в 2017 г. [8]. На 2019 г. в базовую программу ОМС планировалось ввести дополнительные виды высокотехнологичной помощи. Однако не все виды высокотехнологичной помощи уже входят в программу ОМС, поскольку включаются в нее постепенно, а значит, для многих получить такую помощь бесплатно пока что не представляется возможным. Эту проблему вполне, по нашему мнению, может решить система рискового ДМС.

Администрирование финансирования ОМС осуществляют государственные органы и специализированные страховые организации. В соответствии с рейтингом Федерального фонда ОМС до 2019 г. самыми надежными страховщиками в ОМС признавались: ООО «ВТБ МС» (16,4 %), ООО «Росгосстрах-Медицина» (15 %), ОАО «СОГАЗ-Мед» (12,9 %), ООО «АльфаСтрахование» (10 %) и др. [6]. Эти компании также предоставляют и услуги ДМС. Общие тенденции развития медицинского страхования в РФ в целом за последние годы, на наш взгляд, разнонаправлены и заключаются в снижении объемов рынка ОМС и ДМС, уходе мелких и средних страховых компаний из системы ОМС, и появлении альтернативного страхования через интернет-платформы.

Соответственно, радикально решить проблему доступности и качества медицинской помощи позволит, по нашему мнению, только создание совокупного страхового продукта, включающего базовый набор услуг в рамках ОМС и дополнительный набор услуг в рамках ДМС. Тогда у потребителя, подключенного к обеим системам страхования, не возникнет проблемы, из какого именно сегмента будет оплачена услуга - это будет решаться автоматически, исходя из широты охвата

услуг каждой страховой системой, без его [пациента] участия. В результате такого подхода, в случае его правильной реализации, результатами развития системы медицинского страхования должны быть: гарантирование бесплатной медицинской помощи, корректировка системы диагностики заболеваний, обеспечение сбалансированности доходов и устранение посредников в системе ОМС, что позволит сделать всю систему медицинского страхования в России более эффективной.

Список литературы

1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/;

2. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/.

3. Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник / Ю.Т. Ахвледиани. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 567 с.

4. Алещенко О.М., Никишина Н.В. Особенности и проблемы обязательного медицинского страхования в РФ // Финансовый вестник. - 2016. - № 3. - С. 87-93.

5. Гуляев П.В. О совершении систем управления финансами в сфере обязательного медицинского страхования // Вопросы управления. - 2016. - №3. -С. 100-106.

6. Мартов С.Н. Проблемы развития обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Финансы и кредит. - Т. 24. - Вып. 34. - 2018. - С. 21202138.

7. Низова Л.М., Андреева Е.Л. Обязательное медицинское страхование (региональный аспект) // Страховое дело. - 2017. - № 12. - С. 31-34.

8. Поступление и расходование средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi28.doc

9. Поступление и расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/6-4.doc

References

1. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ. URL: http://www.consultant.ru/

2. Ob organizacii strahovogo dela v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: zakon RF ot 27.11.1992 № 4015-1. URL: http://www.consultant.ru/.

3. Ahvlediani Yu.T. Strahovanie: uchebnik. 2-e izd., pe-rerab. i dop. Moscow: Yuni-ti-Dana Publ., 2015. 567 р.

4. Aleshchenko O.M., Nikishina N.V. Osobennosti \ problemy obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya v RF. Finansovyj vestnik. 2016. № 3. РР. 87-93.

5. Gulyaev P.V. O sovershenii sistem upravleniya finansami v sfere obyaza-tel'nogo medicinskogo strahovaniya. Уоргову ир^1етуа. 2016. №3. РР. 100-106.

6. Martov S.N. Problemy razvitiya obyazatel'nogo medicinskogo strahova-niya v Rossijskoj Federacii. Finansy i kredit. T. 24. Vyp. 34. 2018. РР. 2120-2138.

7. Nizova L.M., Andreeva E.L. Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie (т-gional'nyj aspekt). Stгahovoe delo. 2017. № 12. РР. 31-34.

8. Postuplenie \ raskhodovanie sredstv territorial'nyh fondov obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi28.doc

9. Postuplenie \ raskhodovanie sredstv federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/6-4.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.