Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРРАТИВА О СЕКСУАЛЬНЫХ СКАНДАЛАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ)'

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРРАТИВА О СЕКСУАЛЬНЫХ СКАНДАЛАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / НАРРАТОЛОГИЯ / НАРРАТИВ О СЕКСУАЛЬНЫХ СКАНДАЛАХ / СТОРИТЕЛЛИНГ / МЕДИЙНЫЙ НАРРАТИВ / НАРРАТИВНЫЙ ТЕКСТ / NARRATIVE / NARRATIVE ANALYSIS / NARRATOLOGY / SEXUAL SCANDAL NARRATIVE / STORYTELLING / MEDIA NARRATIVE / NARRATIVE TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филатова Алина Михайловна

Статья посвящена рассмотрению структурной организации нарратива о сексуальных скандалах. Под нарративом понимается текст, повествующий о реальных или вымышленных логически связанных событиях. Многогранность и неоднозначность нарратива требуют многоуровневого подхода к процессу его исследования. Согласно данному подходу, инвариантное содержание текста представляется в форме инвариантной структуры события. В данной статье внимание акцентируется на структурной организации нарратива о сексуальных скандалах. Анализ структуры нарратива осуществляется на основе шестикомпонентной схемы, описанной У. Лабовым и Дж. Валетским для нарративов, основанных на изложении личного опыта. Табуированный характер описываемых событий, а именно действий сексуального характера, неизменно находит свое отражение в нарративной схеме построения статей о сексуальных скандалах, в специфике их внутренней организации, которая неизменно представляет собой историю в истории. Помимо рассказа о произошедшем событии от лица автора в статье об этих же событиях повествуется от лица жертвы. В основе повествования от лица жертвы также лежит шестикомпонентная схема. Материалом исследования послужили статьи о сексуальных домогательствах, вышедшие в авторитетных американских журналах Time, The New Yorker и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SCIENCE CONTENT AND TERMINOLOGY STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE SEXUAL SCANDAL NARRATIVE (IN THE ENGLISH-LANGUAGE MEDIA)

The article is devoted to the structural organization of the narrative about sexual scandals. The narrative on sexual scandals is defined as a text telling about real or fictional events. The multi-facetedness and ambiguity of this narrative requires a multilayered approach to its study. This article focuses on the structural organization of the sexual scandal narrative. The analysis of the narrative's structure is based on the six-component scheme developed by W. Labov and J. Waletzky. According to this approach, the invariant content of the text is presented in the form of an invariant event structure. The taboo nature of the described events, namely, the actions of a sexual nature, is invariably reflected in the narrative scheme of structuring articles on sexual scandals, in the specifics of their internal structure, which invariably represents a story within a story. In addition to the story of the event by the author of the article, there is always a story about the same events narrated by the victim. The narrative on behalf of the victim is also based on a six-component scheme. The research is based on articles about sexual harassment published in reputable American journals Time, The New Yorker, etc.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРРАТИВА О СЕКСУАЛЬНЫХ СКАНДАЛАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ)»

УДК 81'42+81'27

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРРАТИВА О СЕКСУАЛЬНЫХ СКАНДАЛАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

USING SCIENCE CONTENT AND TERMINOLOGY STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE SEXUAL SCANDAL NARRATIVE

(IN THE ENGLISH-LANGUAGE MEDIA)

© 2020

А.М. Филатова A.M. Filatova

Статья посвящена рассмотрению структурной организации нарратива о сексуальных скандалах. Под нарративом понимается текст, повествующий о реальных или вымышленных логически связанных событиях. Многогранность и неоднозначность нарратива требуют многоуровневого подхода к процессу его исследования. Согласно данному подходу, инвариантное содержание текста представляется в форме инвариантной структуры события. В данной статье внимание акцентируется на структурной организации нарратива о сексуальных скандалах. Анализ структуры нарратива осуществляется на основе шестикомпонентной схемы, описанной У. Лабовым и Дж. Валетским для нарративов, основанных на изложении личного опыта. Табуирован-ный характер описываемых событий, а именно действий сексуального характера, неизменно находит свое отражение в нарративной схеме построения статей о сексуальных скандалах, в специфике их внутренней организации, которая неизменно представляет собой историю в истории. Помимо рассказа о произошедшем событии от лица автора в статье об этих же событиях повествуется от лица жертвы. В основе повествования от лица жертвы также лежит шестикомпонентная схема. Материалом исследования послужили статьи о сексуальных домогательствах, вышедшие в авторитетных американских журналах Time, The New Yorker и др.

Ключевые слова: нарратив; нарративный анализ; нарратология; нарратив о сексуальных скандалах; сто-рителлинг; медийный нарратив; нарративный текст.

The article is devoted to the structural organization of the narrative about sexual scandals. The narrative on sexual scandals is defined as a text telling about real or fictional events. The multi-facetedness and ambiguity of this narrative requires a multilayered approach to its study. This article focuses on the structural organization of the sexual scandal narrative. The analysis of the narrative's structure is based on the six-component scheme developed by W. Labov and J. Waletzky. According to this approach, the invariant content of the text is presented in the form of an invariant event structure. The taboo nature of the described events, namely, the actions of a sexual nature, is invariably reflected in the narrative scheme of structuring articles on sexual scandals, in the specifics of their internal structure, which invariably represents a story within a story. In addition to the story of the event by the author of the article, there is always a story about the same events narrated by the victim. The narrative on behalf of the victim is also based on a six-component scheme. The research is based on articles about sexual harassment published in reputable American journals Time, The New Yorker, etc.

Keywords: narrative; narrative analysis; narratology; sexual scandal narrative; storytelling; media narrative; narrative text.

Сегодня волна обвинений в сексуальных домогательствах захлестнула весь мир. Для массовой аудитории СМИ являются «современной Шехерезадой»: занимательные истории людей, чаще всего истории знаменитостей, пользуются огромным спросом у публики [1]. В связи с этим уже невозможно представить выпуск американского или британского издания (или его сайт) без статьи, которая освещает либо новые обвинения в сексуальных домогательствах, либо сооб-

щает о новостях в уже хорошо известных судебных процессах. В связи с этим представляется интересным рассмотреть структурную организацию нарратива о сексуальных скандалах как популярного вида современного медийного нарратива.

Нами были изучены статьи, описывающие сексуальные скандалы вокруг самых разных лиц: голливудского продюсера Харви Вайнштейна, режиссера Вуди Ал-лена, актера Билла Косби, главы крупней-

шего американского телеканала Леса Мун-веса, актера Кевина Спейси. Помимо обвинений в сексуальных домогательствах их также объединяет тот факт, что они все являются представителями шоу-бизнеса, выдающимися представителями своей профессии. На данном этапе исследования мы рассмотрели уже более 30 статей о сексуальных домогательствах.

Вопрос о значимости формы, о структуре литературного рассказа, о наличии инвариантов, схем, моделей его организации не мог не встать перед самими создателями жанра, а впоследствии критиками, литературоведами, лингвистами [2]. Существенный вклад в изучение специфики структуры литературного рассказа в нашей стране уже в 1920-е годы внесли представители школы русского формализма: Б.В. Томашевский [3], В.Б. Шкловский [4] и др. Они стали изучать форму литературного произведения, его композицию, соотношение фабулы и сюжета, конкретные авторские технологии построения произведений. Именно эти работы впоследствии привели к созданию за рубежом нарратологии (теории повествования), занимающейся анализом нарративного текста [5].

В 1990-е годы началось активное изучение нарратива, что привело к формированию большого количества разнообразных теорий. Нарратология сегодня является многогранной наукой, точкой пересечения всех гуманитарных дисциплин [6, с. 9].

Современная нарратология находится на новой ступени развития: она начинает заниматься исследованием смысловых аспектов повествования с позиций когнитивной лингвистики, о чем свидетельствуют теории и труды зарубежных и отечественных ученых: К. Пукетт [2], Т.А. ван Дейка [7], У. Ла-бова [8], К.А. Андреевой [9], В.Б. Смирен-ского [10], Н.П. Шабликовой [11] и др.

Результаты анализа структурной организации англоязычных статей показали, что нарратив о сексуальных скандалах представляет собой сложное, жестко моделированное образование, обладающее особым структурным строением. Построение текста

о сексуальном скандале соответствует схеме построения нарратива, описанной американскими исследователями У. Лабовым и Дж. Валетским [8, с. 13].

Согласно У. Лабову и Дж. Валетскому, модель текста, основанного на изложении личного опыта, включает шесть компонентов: резюме (тезисы), ориентация, осложнение, оценка, решение и итог. В текстах о сексуальных скандалах указанные компоненты представлены в несколько модифицированном виде. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Тезисы. В предложенной У. Лабовым схеме Тезисы (краткое выражение сути) определяют содержание заголовка текста и вступления. Однако, анализ статей показал, что в статьях о сексуальных домогательствах данный пункт схемы ограничивается рамками заголовка. Это является следствием ограниченности формата статьи, который не предполагает длинных вступлений. Основной функцией заголовка является привлечение внимания читателя. Он должен быть ярким, кратким, но в то же время емким по своему содержанию [5]. Поэтому большинство заголовков статей о сексуальных домогательствах строятся по схеме: кто - что сделал - с кем.

В 89% исследованных нами заголовков статей упоминалось имя мужчины, обвиняемого в сексуальных домогательствах: Kevin Spacey accused of sexual battery by massage therapist; Bill Cosby under fire; Les Moonves and CBS face allegations of sexual misconduct; What Weinstein 's downfall means for other predators.

В 31% заголовков мы встречаем конкретные имена жертв сексуальных домогательств: Andrea Constand's victim impact statement; Barbara Bowman speaks about Bill Cosby sexual abuse allegations; Time is up Woody Allen': Are Dylan Farrow's allegations finally sticking?

В 8% жертвы также упоминаются, однако не конкретизируются, чаще всего называется их профессиональная или половая принадлежность: Kevin Spacey accused of sexual battery by massage therapist; Actress

bravely reveals harrowing years of rape at hands of TV legend; Why one Woman testified against Bill Cosby: I had the strength.

В заголовках неизменно присутствуют словосочетания, заключающие в себе слова «насильственные действия сексуального характера» (sexual misconduct/assault/abuse/harassment), «обвинения» (allegations), «скандал» (scandal). Данные слова, во-первых, объясняют читателю, как связаны между собой упомянутые в заголовке люди, а во-вторых, фиксируют тематическую принадлежность статьи. Приведем примеры таких названий: Bill Cosby drops defamation case against sexual assault accusers; Bill Cosby's legacy, recast: Accusers speak in detail about sexual-assault allegations; Les Moonves and CBS face allegations of sexual misconduct; Kevin Spacey accused of sexual battery by massage therapist.

Построение заголовков именно по схеме «кто - что сделал - с кем» не случайно. В данном случае в один короткий текст сводится то, что, согласно представлениям общества, не может сочетаться: имя известного и уважаемого человека (актера или политика) и наименование его неблаговидных поступков; такое соединение, безусловно, привлекает внимание широкой аудитории.

Следует отметить, что встречаются и заголовки, содержание которых носит достаточно отвлеченный характер. Число таких заголовков невелико - всего 4% от всех проанализированных нами заголовков, и ключевые слова в них чаще всего - «позор» и «власть»: the Shame of Hollywood; abuses of power.

Итак, основная функция заголовков статей о сексуальных домогательствах -привлечь внимание читателя, заинтриговать его [12].

Ориентация выполняет функцию введения читателя в мир повествования, ознакомив его со временем и местом действия, основными героями. В начале статьи о сексуальных домогательствах мы всегда находим описание (часто без каких-либо подробностей) того, что произошло. Объем данной части может варьироваться от одного абзаца

до 1-2 страниц. Главные вопросы: Кто? Что? Где? Когда?

Рассмотрим содержание и построение Ориентации на примере статьи о сексуальных домогательствах Abuses of power, напечатанной в американском журнале The New Yorker 23 октября 2017 года:

For more than twenty years, Weinstein,

who is now sixty-five, has also been trailed by rumours of sexual harassment and assault. His behaviour has been an open secret to many in Hollywood and beyond, but previous attempts by many publications, including The New Yorker, to investigate and publish the story over the years fell short of the demands of journalistic evidence. Too few people were willing to speak, much less allow a reporter to use their names, and Weinstein and his associates used nondisclosure agreements, payoffs, and legal threats to suppress their accounts.

Представленный абзац отвечает на все четыре вопроса: кто - Вайнштейн; что - сексуальные домогательства и насилие, неудачные попытки проведения и публикации журналистских расследований, соглашения о неразглашении, взятки и угрозы; когда -на протяжении более чем 20 лет.

Таким образом, посредством данного абзаца журналист дает читателю основные сведения о событии.

Осложняющее событие. В роли осложняющего события выступают истории, которые рассказывают жертвы сексуальных домогательств. Данные истории придают текстам о сексуальных скандалах собственно «скандальность», обеспечивая общественный резонанс. Именно на этом уровне у каждого отдельно взятого скандала появляется своя «turning point». В деле Харви Вайн-штейна это все-таки вышедшая в свет статья-расследование в газете The New York Times 5 октября 2017 года.

Дело Билла Косби получило общественный резонанс только после того, как комик Ганнибал Бересс назвал его насильником в своем выступлении: 'Well, yeah, you're rapist', Buress said to the audience.

Осложняющих событий может быть несколько, как, например, в деле Вуди Ал-лена. Первое - это публикация открытого

письма в The Los Angeles Times, а затем и первое телеинтервью на одном из крупнейших американских каналов CBS.

Осложняющее событие выполняет роль катализатора, после него дело неизбежно приобретает скандальный поворот, привлекая внимание широкой аудитории и вызывая тем самым широкий общественный резонанс.

Оценка может встречаться несколько раз в тексте статьи и относиться к отдельным деталям или высказываниям героев, так и ко всей истории в целом. В статьях о сексуальных домогательствах наиболее оценочными фрагментами текста являются начало и финал, а в основной части - истории, рассказанные жертвами [13]. Оценка может иногда объединяться с Итогом и выражаться в форме морали.

Резолюция и кода. В большинстве статей они объединены. Это обусловлено характером повествования - все рассмотренные нами истории о сексуальных скандалах не пришли к какому-либо разрешению, так как постоянно всплывают все новые подробности дела. Выделим четыре типа статей.

Первый тип - это статьи, в которых отсутствует концовка как таковая, то есть они заканчиваются на историях жертв.

Второй тип - статьи, которые завершаются контраргументом. Это могут быть цитаты из высказываний известных личностей, выражающих свое сомнение в правдоподобности предъявляемых обвинений, или сообщение о похожих делах, по которым обвиняемым был вынесен оправдательный приговор. Интересным примером будет статья The Woody Allen Allegations: Not so Fast, вышедшая в Daily Beast 7 декабря 2017 года. Автор в качестве контраргумента приводит историю обвинений в «неподобающем поведении» режиссера Романа Полански, который в итоге выиграл суд против журнала Vanity Fair, выпустившего изобличительную статью. Таким образом, автор в имплицитной форме дает читателем понять, что дело Вуди Аллена не так однозначно, и выражает сомнения в достоверности обвинений многолетней давности.

Третий тип - это статьи, которые носят агитационный характер. Они призывают не молчать, а смело говорить о том, что беспокоит. Ведь для того, чтобы решить проблему, ее сначала нужно озвучить. Это хорошо видно на примере статьи Ронана Фер-роу My Father, Woody Allen, and the Danger of Question Unasked. Данная статья вышла в журнале The Hollywood Reporter 5 ноября 2016 года. Ее завершение выглядит так: We are witnessing a sea change in how we talk about sexual assault and abuse. But there is more work to do to build a culture where women like my sister are no longer treated as if they are invisible. It's time to ask some hard questions.

Р. Ферроу прямо заявляет, что мы стоим на пороге нового мира, и призывает смело задавать «неудобные» вопросы.

Четвертый тип - статьи с «открытым» концом, где автор не дает никаких комментариев относительно происходящего, а прямо предлагает читателю сделать собственные выводы. Так делает Никола Кристоф в статье под названием Dylan Farrow's story, которая была опубликована в The New York Times 1 февраля 2014 года: That's something for all of us, even those who aren't stars, to reflect on.

Таким образом, мы видим, что прото-типная нарративная схема, описанная У. Лабовым и Дж. Валетским и основанная на нарративах, описывающих личный опыт, в текстах статей о сексуальных домогательствах определенным образом меняется и дополняется, что проистекает из особенностей темы нарратива. Первое - частое отсутствие резолюции и итога как таковых. Это обусловлено прежде всего тем, что секс до сих пор остается табуированной темой в большинстве обществ. О нем не принято говорить, писать и уж тем более обсуждать. Поэтому автор просто приводит факты, оставляя читателю простор для собственных выводов. Отсутствие резолюции и итога обусловлено также и незавершенностью повествования.

Еще одним отличительным признаком нарративной схемы, характерной для статей о сексуальных скандалах, выступает так

называемая «история в истории». Статьи о сексуальных скандалах представляют собой историю со своими героями и событиями, они все развиваются по определенной траектории. Однако примечателен тот факт, что каждая история содержит внутри себя еще одну историю, а именно историю, которую рассказывают жертвы сексуальных домогательств. Данные истории развиваются по той же самой схеме с одним лишь отличием -они имеют более или менее завершенный характер.

Рассмотрим структуру нарративной схемы на примере истории Азии Ардженто, опубликованной в статье Abuses of power, вышедшей в американском журнале The New Yorker 23 октября 2017 года.

В качестве Резюме выступает первый абзац истории: Asia Argento, who was born in Rome, played the role of a glamorous thief named Beatrice in the crime drama «B. Monkey», which was released in the U.S. in 1999. The distributor was Miramax. In a series of long and often emotional interviews, Argento told me that Weinstein assaulted her while they were working together.

Из приведенного абзаца читатель получает основную информацию, необходимую для понимания событий истории. Действие происходит в 1999 году. Есть два героя: Азия Ардженто и Харви Вайнштейн. Далее читатель понимает, как они связаны между собой: Ардженто - актриса, Вайн-штейн - продюсер фильма, в котором она снималась. Затем сообщается, что связывающее их событие - сексуальное насилие.

Ориентация. Автор переносит читателя на несколько лет назад в то время, когда насилие было совершено: At the time, Argento was twenty-one and had twice won the Italian equivalent of the Oscar. Argento said that, in 1997, one of Weinstein's producers invited her to what she understood to be a party thrown by Miramax at the Hotel du Cap-Eden-Roc, on French Riviera.

Как уже было сказано выше, ориентация в нарративной схеме призвана ответить на 4 вопроса: Кто? Что? Где? Когда? Мы

узнаем: кто? - Ардженто и один из помощников-продюсеров Вайнштейна; что? - вечеринка; где? - отель; когда? - 1997.

Все это подводит нас к Осложняющему событию. Это событие, которое характерно для всех обвинений Харви Вайн-штейна, а именно его появление перед своими потенциальными жертвами в одном халате с бутылкой лосьона для тела: Then he left the room. When he returned, he was wearing a bathrobe and holding a bottle of lotion. And askedfor massage.

Отличительной чертой текстов о сексуальных скандалах является освещение осложняющего события с позиции каждого из героев. Ардженто принимает решение согласиться на сексуальный контакт, пусть и с неохотой: Argento said that, after she reluctantly agreed to give Weinstein a massage.

Сообщение об акте насилия здесь выступает в роли Резолюции, то есть того, к чему неизбежно приводит осложняющее событие.

Оценка выражается в описании чувств, переживаемых героиней после произошедшего события. Таким образом автор формирует у читателя отвращение как к поступку, так и к совершившему его человеку, а также чувство сострадания к жертве, рисуя ее слабой и беспомощной: ...made her feel overpowered; just his body, his presence, his face, bring me back to the little girl that I was when I was twenty-one; when I see him it makes me feel stupid and week; she broke down as she struggled to explain; he won.

Наконец, Кода, или решение. В данном случае решение необычное: In 2000, Argento released "Scarlet Diva ", a movie that she wrote and directed. In the film, a heavyset producer corners Anna, the character played by Argento, in a hotel room, asks her for a massage, and tries to assault her. The movie's most significant departure from the real-life incident, Argento told me, was how the hotel-room scene ended. "In the movie I wrote", she said "I ran away".

Жертва насилия решает снять об этом фильм, сценарий которого дублирует ее историю с той лишь разницей, что героине удается избежать насилия. Очевидно, что

Ардженто выражает, с одной стороны, свою боль от того, что в реальности этого сделать не удалось, а, с другой, дает надежду другим девушкам на «спасение».

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что статьи о сексуальных скандалах являются особым видом нарра-тива. Тексты данного типа характеризуются особой нарративной структурой, которая определяется не только специальной организацией текста, но и обусловлена характером освещаемого события. Статьи о сексу-

альных скандалах представляют собой «историю в истории»: в авторском повествовании содержится повествование от лица жертвы, усиливающее эмоциональное воздействие на читателя. Истории сексуальных домогательств, рассказанные жертвами, полностью соответствуют прототипной нарративной схеме, описанной У. Лабовым и Дж. Валетским для нарративов, основанных на изложении личного опыта. Отсутствие в авторском повествовании конкретного финала обусловлено незавершенным характером нарратива.

* * *

1. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. СПб. : Петрополис, 2016. 172 с.

2. Puckett K. Narrative Theory: A Critical Introduction. Cambridge : Cambridge University Press, 2016. 360 p.

3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. : Аспект Пресс, 2003. 334 с.

4. Шкловский В.Б. Новелла тайн // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Тарту : Тартуский государственный университет, 1976. С. 107-128.

5. Филистова Н.Ю. Структурная организация детективного нарратива (на материале английских и русских рассказов) // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. 2014. Т. 20. С. 3986-3990. URL: http://e-koncept.ru/2014/55062.htm (дата обращения: 22.11.2019).

6. Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. М. : Ленанд, 2011. 288 с.

7. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация : сборник работ / сост. В.В. Петров ; пер. с англ. яз. под ред. В.И. Герасимова ; вступ. ст. Ю.Н. Караулова, В.В. Петрова. М. : Прогресс, 1989. 310 с.

8. Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience // Essays on the verbal and visual arts / Ed. J. Helm. Seattle : University of Washington Press, 1967. P. 12-44.

9. Андреева К.А. Литературный нарратив: когнитивные аспекты текстовой семантики, грамматики и поэтики. Тюмень : Вектор Бук, 2004. 244 с.

10. Смиренский В.Б. Модели сюжетных структур и нарративного интеллекта // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты : сборник обзоров. М. : ИНИОН РАН, 2000. С. 181-211.

11. Шабликова Н.П. Композиционный и образный строй рассказа как типа целого текста: на материале современной американской прозы : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 25 с.

12. Почепцов Г.Г. Нарративный инструментарий воздействия // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 69-74.

13. Кузнецова Д.Д. Количественно-качественное распределение гендерной оценки в медийных текстах о сексуальных скандалах // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2019. № 3(34). С. 146-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.