Научная статья на тему 'Структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах'

Структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
269
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление проектами / чрезвычайная природная ситуация / магистральная автомобильная дорога / управління проектами / надзвичайна природна ситуація / магістральна автомобільна дорога / Projects management / extraordinary natural occurance / main highway

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Нефедов Леонид Иванович, Филь Наталья Юрьевна, Губин Ю. Л.

Разработана структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Нефедов Леонид Иванович, Филь Наталья Юрьевна, Губин Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural model of technology of monitoring projects management and liquidation of extraordinary natural occurances on main highways is developed.

Текст научной работы на тему «Структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах»

УДК 338.244:504.453

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ МОНИТОРИНГА И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРИРОДНЫХ СИТУАЦИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

Л.И. Нефедов, профессор, д.т.н., Н.Ю. Филь, доцент, к.т.н.,

Ю.Л. Губин, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Разработана структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах.

Ключевые слова: управление проектами, чрезвычайная природная ситуация, магистральная автомобильная дорога.

СТРУКТУРНА МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ ПРОЕКТАМИ МОНІТОРИНГУ І ЛІКВІДАЦІЇ НАДЗВИЧАЙНИХ ПРИРОДНИХ СИТУАЦІЙ НА МАГІСТРАЛЬНИХ АВТОМОБІЛЬНИХ ДОРОГАХ

Л.І. Нефьодов, професор, д.т.н., Н.Ю. Філь, доцент, к.т.н.,

Ю.Л. Губін, аспірант, ХНАДУ

Анотація. Розроблено структурну модель технології управління проектами моніторингу і ліквідації надзвичайних природних ситуацій на магістральних автомобільних дорогах.

Ключові слова: управління проектами, надзвичайна природна ситуація, магістральна автомобільна дорога.

STRUCTURAL MODEL OF PROJECTS MANAGEMENT TECHNOLOGY OF MONITORING AND LIQUIDATION OF EXTRAORDINARY NATURAL OCCURANCES ON MAIN HIGHWAYS

L. Nefiodov, Professor, Doctor of Technical Science, N. Fil’, Associate Professor, Candidate of Technical Science, Y. Gubin, postgraduate, KhNAHU

Abstract. The structural model of technology of monitoring projects management and liquidation of extraordinary natural occurances on main highways is developed.

Key words: projects management, extraordinary natural occurance, main highway.

Введение

В настоящее время на территории Украины успешно функционирует целый ряд магистральных автомобильных дорог (МАД), которые проложены по территориям, характеризующимся различными климатическими особенностями и значительным разнообразием природных ландшафтов. Среди последних наибольшую опасность для эксплуатации представляют горные и склоновые участки речных долин и оврагов с развивающимися в их пределах оползневыми процессами [1].

Практика показала, что специфика эксплуатации МАД, помимо предупреждения об активизации оползневого процесса и оценки состояния оползневого склона, требует еще и оценки состояния МАД, а также степени опасности ее повреждения.

Таким образом, расположение каждого конкретного участка МАД на оползневом участке (или вблизи него) требует специального анализа взаимодействия элементов системы «автодорога - оползневой массив».

Анализ публикаций

Участки, где прогрессируют эти процессы, есть практически по всей территории Украины, за исключением Волынской и Ровенской областей. Хуже всего ситуация в Крыму, Закарпатской и Львовской областях. В настоящее время существует система государственного мониторинга экзогенных геологических процессов (ЕГП). Но из-за недостаточного финансирования объем работы в системе мониторинга значительно уменьшился [1].

При возникновении чрезвычайной природной ситуации (ЧПС) нужно решать различные задачи в установленные сроки и в условиях использования ограниченных ресурсов, что невозможно без применения современных технологий управления проектами [2]. Таким образом, актуальной задачей является разработка технологии управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД.

Цель и постановка задачи

Целью статьи является повышение эффективности управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД за счет разработки технологии управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД.

Для достижения этой цели необходимо разработать структурную модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД.

Технология управления проектами

Проведенный анализ методов управления проектами (УП) мониторинга и ликвидации ЧПС обусловил возможность обобщения достижений в этой области и разработки системного подхода к управлению проектами. В основе этого подхода лежит системная модель, позволяющая структурировать процессы и процедуры, определять для всех участников задачи, находить последовательность их решения и эффективные технологические взаимосвязи, взаимодействовать на основе принятой терминологии (рис. 1).

С целью выявления источников ЧПС, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, возможных масштабов и характера их развития для принятия необходимых мер

по ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических последствий проводится мониторинг опасности ЧПС на МАД. Система мониторинга опасности ЧПС на МАД представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников ЧПС и прогнозирования ЧПС, влияющих на безопасность населения, окружающей среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации ЧПС на МАД, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Основными задачами системы мониторинга являются [3]: проведение наблюдений за источниками ЧПС на МАД; сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧПС на МАД; создание банка данных по источникам ЧПС и состоянию МАД; прогнозирование ЧПС на МАД; обеспечение органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Украины и АР Крым, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении ЧПС на МАД [3].

Управление проектами ликвидации ЧПС на МАД начинается с разведки и идентификации ЧПС на МАД. Разведка в зоне ЧПС заключается в выявлении, сборе и передаче органам повседневного управления и силам МЧС достоверных данных об обстановке в зоне ЧПС, необходимых для эффективного проведения спасательно-неотложных и аварийно-восстановительных работ (СНАВР), а также организации жизнеобеспечения населения [3].

Основными задачами разведки и идентификации ЧПС являются: выявление масштабов и последствий ЧПС, состояния населения в зоне ЧПС; осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и развитием обстановки; уточнение состояния маршрутов ввода сил, характера разрушений, выявление источников вторичных поражающих факторов, требуемых объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ; своевременное оповещение органов управления об изменении обстановки, передача данных, необходимых для принятия и уточнения решений на ведение работ.

ПРОЕКТ МОНИТОРИНГА ОПАСНОСТИ ЧПС И СОСТОЯНИЯ МАД

ПРОЕКТ ЛИКВИДАЦИИ ЧПС НА МАД

Начальная стадия

Разведка и идентификация ЧПС на МАД

X

Выбор цели, оценка возможных проектов ликвидации ЧПС на МАД

Выбор эффективного проекта, ФП и их ресурсов для ликвидации

ЧПС на МАД

Стадия подготовки

Планирование спасательно-неотложных и аварийновосстановительных работ (СНАВР)

£

Коррекция распределения ресурсов по работам

-Г-

Стадия реализации

Оценка результата

Реализация работ по ликвидации ЧПС на МАД

Стадия завершения

Завершение проекта ликвидации ЧПС на МАД

Рис. 1. Структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД

<0

Вестник ХНАДУ, вып. 52, 2011

После выявления масштабов и последствий ЧПС на МАД проводится анализ проектов ликвидации ЧПС на МАД. Имеется возможность использования решений по проектам ликвидации ЧПС на МАД, которые были успешно реализованы ранее для ликвидации похожих ЧПС [4].

Для определения возможных проектов ликвидации ЧПС на МАД проводится их оценка, а затем выбор из них эффективного. Он может быть использован без изменений или в качестве прототипа проекта для новой ЧПС на МАД [5].

Затем выбираются функциональные подразделения (ФП) и необходимые ресурсы для ликвидации ЧПС на МАД. При этом ФП самостоятельно формирует, исполняет и контролирует свои действия по реализации ресурсов, направленных на выполнение намеченного объема работ по ликвидации ЧПС на МАД, например, путем поддержания определенного темпа выполнения работ [5].

Однако эффективность деятельности ФП определяется количеством всех видов ресурсов, полученных от ФП. В реальности ФП, привлекаемые к ликвидации ЧПС, работают не с одинаковой эффективностью [6].

Для успешной ликвидации ЧПС на МАД необходимо заблаговременное многовариантное планирование проектов по предотвращению и ликвидации ЧПС.

Заключительным этапом является оценка и завершение проекта. Оценка результата реализованного проекта заключается в проведении мониторинга. Таким образом, возникает обратная связь и при необходимости проводится коррекция полученного результата. Если оценка показала, что проект достиг заданных целей, то проводится перспективный анализ возможных причин ухудшения показателей функционирования системы и при необходимости вырабатываются мероприятия по устранению этих причин.

Выводы

Таким образом, в статье разработана структурная модель технологии управления проектами мониторинга и ликвидации ЧПС на МАД, которая позволяет, в отличие от суще-

ствующих, решать задачу управления проектами комплексно с единых системных принципов на основе процессного подхода к управлению проектами.

Литература

1. Рудько Г.И. Оползни и другие геодинами-

ческие процессы горноскладчатых областей Украины (Крым, Карпаты) : монография / Г.И. Рудько, И.Ф. Ерыш. -К. : Задруга, 2006. - 624 с.

2. Мазур И.И. Управление проектами : спра-

вочное пособие / И.И. Мазур, В. Д. Шапиро. - М. : Высшая школа, 2007. - 875 с.

3. Нефедов Л.И. Модели и методы монито-

ринга опасных чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах / Л.И. Нефедов, Н.Ю. Филь, Ю.Л. Губин // Технология приборостроения. - 2009. - №2. -С.23-28.

4. Нефедов Л.И. Метод поиска прецедентов

проектов ликвидации чрезвычайных природных ситуаций на магистральных автомобильных дорогах / Л.И. Нефедов, Н.Ю. Филь, Ю.Л. Губин // Восточноевропейский журнал передовых технологий. - 2010. - №1/3 (43). - С. 50-52.

5. Нефьодов Л.І. Метод вибору проекту з лі-

квідації надзвичайних природних ситуацій на магістральних автомобільних дорогах / Л.І. Нефьодов, Н.Ю. Філь, Ю. Л. Губін // Сучасні методи, інформаційне, програмне та технічне забезпечення систем управління організаційно-технічними комплексами : матер. Міжнародної наук.-технічної. конф. - К. : НУХТ. - 2009. - С. 83.

6. Нефьодов Л.І. Модель вибору ресурсів для

аварійно-рятівних робіт з ліквідації надзвичайних природних ситуацій на магістральних автомобільних дорогах / Л.І. Нефьодов, Н.Ю. Філь, Ю.Л. Губін // Пожежна безпека: Теорія і практика : зб. наук. пр. - Черкаси : АПБ ім. Героїв Чорнобиля. - 2009. - №4. - С. 79-83.

Рецензент: А.В. Полярус, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 29 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.