Культурология ______________
УДК 37. 036+168.522 ББК Ч31.355+Ч11
Т. А. Филановская
г. Владимир, Россия Э. В. Махрова
г. Санкт-Петербург, Россия
Структурная модель системы хореографического образования как отправная точка для культурологического анализа исторической динамики хореографического образования
В статье рассматривается структура модели хореографического образования, которая представлена в трех плоскостях: ценностно-смысловой, институциональной, морфологической. Автор приходит к выводу, что данная структура поможет не только реконструировать конкретные исторические модели хореографического образования с их характерными свойствами, но и выявить основные социокультурные факторы и механизмы, влияющие на трансформацию хореографического образования в историческом времени.
Ключевые слова: модель хореографического образования, культурные смыслы, институционализация, морфология образования.
T. A. Filanovskaya
Vladimir, Russia E. V. Makhrova
St. Petersburg, Russia
The Structural Model of Choreographic Education as a Starting Point in Culturological Research of Its Historical Dynamics
The article addresses the structure of a model of choreographic education which is presented in three planes: valuable-semantic, institutional, and morphological. The author concludes that the given structure can not only help to reconstruct certain historical models of choreographic education with their peculiar features, but also to reveal the basic socio-cultural factors and mechanisms causing transformation of choreographic education in historical time.
Keywords: model of choreographic education, cultural senses, an institutionalization, educational morphology.
Культурологический подход к исследованию проблем хореографического образования предполагает его осмысление через основные категории культуры: смыслы, ценности, функции, код, структуру, контекст, динамику. Определить место хореографического образования в системе художественной культуры целесообразно через анализ его взаимодействия с другими элементами: хореографическим творчеством, институтами художественной жизни, культурной политикой, художественной (в частности, балетной) критикой. В этом случае представляется возможным достижение цели культурологического дискурса: осмысление характера встроенности образования в социокультурный контекст эпохи, фиксация, с одной стороны, уникальности хореографического образования, с другой - его универсальности как культурного феномена. Этого требует эффект герменевтического круга, в соответствии с которым нельзя понять целого культуры, не поняв сущности его составляющих, но и осмыслить часть невозможно, не понимая целого. Но, поми-
мо «внешних» структурных связей хореографического образования с другими элементами системы художественной культуры, существует и внутренняя структура хореографического образования как самостоятельной системы, изоморфной по строению всей системе в целом. Лишь определив внутреннюю структуру феномена, можно перейти к рассмотрению его функционирования в контексте культуры, проследить динамику структурных изменений под воздействием исторических культурных процессов.
Модель системы хореографического образования можно рассмотреть в трех плоскостях:
ценностно-смысловая плоскость позволит выявить культурные смыслы и ценности, стратегии и цели хореографического образования, которые детерминируют структуру компетентностной модели будущего специалиста;
институциональная (организационно-
функциональная) плоскость позволит определить функции, характер взаимосвязей структурных элементов хореографического образования, ко-
© Филановская Т. А., Махрова У. В., 2011
141
торые детерминируют свойства художественнопрофессионального и культурно-универсального опыта, приобретаемого будущим специалистом;
морфологическая плоскость даст возможность типологизировать хореографическое образование с точки зрения видов, форм и уровней образовательной деятельности.
Ценностно-смысловая плоскость феномена хореографического образования имеет основополагающее значение. В современной культурологии смысл рассматривается как важнейшая онтологическая характеристика культуры. «В культуре не содержится ничего, кроме смыслов (и способов их передачи). Это - встреча в осмысленном мире... Онтологически культура не что иное, как внесение в мир смысла», - отмечал Л. М. Баткин [1, с. 304-305]. Если определить ценности хореографического образования в системе культуры с точки зрения трех основных типов смыслов, содержащихся в социальной информации: регулятивов, ценностей, знаний, то можно выделить моральнорегулятивные, художественно-эстетические и прагматико-целевые смыслы хореографического образования.
Морально-регулятивные смыслы наиболее значимы для устойчивого функционирования системы хореографического образования, они определяют фундаментальность, академичность, стабильность традиций. Отсюда известная инерционность хореографического образования, его закрытость для общества, сложное внедрение инноваций, как в содержание, так и в технологии образовательной деятельности. Культурные моральные смыслы образования определяют его как инструмент регуляции в отборе и сохранении духовного наследия, т. к. в содержание образования входят ценные с точки зрения стиля и нравственных основ произведения искусства.
Данные смыслы определяют профессиональную этику, модели поведения, которые задаются в различных формах: соблюдение иерархии в профессиональных отношениях, следование традициям в общении, во внешнем виде. Доминирующим регулятивом в хореографическом сообществе является непреложное соблюдение требований к высокопрофессиональной технике художественно-исполнительской деятельности. Техническая безупречность и совершенство исполнения танца учеником на сцене - неписаное правило любого педагога. Социальная позиция педагога, который публично показывает результаты своего труда, сложный процесс воспитания тела учащегося, как инструмента профессии, формирует традицию строгой, жесткой дисциплины, высокой требовательности. Однако истинный культурно-ценностый смысл хореографического образования заключается не только в глубоком освоении выпускником пластического языка тан-
цевального искусства, виртуозном владении собственным телом, но и в познании высокого предназначения своего искусства. Это определяется художественно-эстетическими смыслами хореографического образования.
Профессиональное образование транслирует знания, умения, специальный опыт от одного поколения к другому. Однако будущий специалист должен овладеть не только художественнопрофессиональным, но - не менее важно
- культурно-универсальным эмоциональнонравственным опытом. Именно этот опыт аккумулируется и сохраняется в произведениях искусства, где истина, красота, добро - основополагающие ценности. Если профессиональнотехнические компетенции формируются в процессе долгих упражнений в классе через волевые усилия, то универсальные социокультурные компетенции могут быть освоены в практике личного опыта через переживание собственных успехов и поражений. Именно поэтому существовала традиция мастерового обучения искусствам, т. к. учитель передавал не только профессиональные навыки, но и формировал ученика духовно, позволяя находиться рядом в любой жизненной ситуации. Требования к личности специалиста в области хореографической культуры особые: развитое эстетическое сознание, богатый художественно-эстетический опыт, сформирован-ность хореографического мышления. И. А. Моисеев, организовавший и много лет руководивший школой при Ансамбле народного танца, опосредованно определил культурные смыслы хореографического образования через идеал профессионального танцовщика, который он видел во Владимире Васильеве. «Его искусство - это и безупречное чувство координации - одно из основополагающих качеств балетного артиста, и ощущение музыкального ритма, и свободное владение грамматикой движения, техникой. Главное же - пластика Васильева одухотворена, он словно живописует сценическое пространство уверенными, осмысленными, красивыми штрихами» [2, с. 193]. Содействие формированию духовности личности танцовщика, усвоение и присвоение им универсального человекотворческого опыта
- главный культурный смысл хореографического образования.
Прагматико-целевые смыслы объективно оценивают роль образования, имеют в основании социальную пользу и законодательно воплощаются в правовой базе: в «Законе об образовании», уставах учебных заведений, государственных образовательных стандартах, программно-методических документах. Сегодня прагматико-целевые смыслы хореографического образования определяются социальным заказом общества, современными рыночными отношениями. С точки зрения целе-
Культурология
вых ориентаций государства, хореографическое образование призвано сформировать кадровую инфраструктуру художественно-исполнительской и художественно-педагогической практики, а также подготовленную зрительскую аудиторию.
Все вышеперечисленные смыслы раскрывают разные грани содержания хореографического образования. Однако на личностном и социальном уровне смыслосозидание представляет жизнь целостно, всесторонне, наделяет ее богатством смыслов, которые вкупе определяют глубину и сложность образования. Поэтому интерпретировать профессиональное хореографическое образование как культурный феномен следует в триединстве смыслов: прагматико-целевого, морально-регулятивного, художественно-
эстетического. Это позволяет определить структуру компетентностной модели выпускника как цель и результат образования.
Институциональный аспект структуры хореографического образования определяет функции и характер взаимосвязей структурных элементов системы. Поскольку образование в области искусства танца - это вариант социальной системы, то его элементами являются:
- субъекты образования: учащиеся, педагоги, воспитатели, администраторы, концертмейстеры, врачи, психологи и т. д.;
- содержание образования: профессиональные и универсальные знания, способы творческой деятельности, эмоционально-ценностный опыт;
- технологии педагогического взаимодействия в учебной и художественно-исполнительской деятельности;
- материальная инфраструктура как средство и условие образования: репетиционные залы и учебные аудитории, учебный театр и вспомогательные службы (гримерная, костюмерная и т. д.), библиотека, аудио- и видеотека, медсанчасть и т. п.
Самоорганизация и саморегуляция институциональной системы хореографического образования связана с ее стремлением к самосохранению, со свойством адаптации к новым внешним условиям. Поэтому со временем элементы системы вырабатывают оптимальный режим функционирования, стереотипы действий, уменьшая число ошибок поведения. Элементы выстраиваются в иерархические структуры, располагаясь ближе или дальше от ядра структуры, центра, который представляет цель, концепт системы: модель выпускника, обладающего определенным набором профессиональных и универсальных компетенций. В связи с тем, что состав и структура компетенций выпускника усложняется и дифференцируется со временем, функции и свойства отношений элементов системы увеличиваются и усложняются.
Нельзя не признать, что механизмы самоорганизации института хореографического образования весьма сложны, т. к. субъекты (прежде всего, руководители и творческие педагоги, иногда одаренные воспитанники), имеющие собственные интересы, прагматичные цели, мотивы личного успеха, собственную иерархию ценностей, представляют едва ли не главный системообразующий элемент. Появление педагога или группы педагогов, внедряющих новые авторские технологии обучения, приводит к внутреннему противоречию с системой и расшатывает ее устойчивость и единство. Большое количество инноваций, которые рассогласованы с традициями, создают напряжение в системе, ведущее к изменениям. Опыт истории хореографического образования подтверждает, что смена моделей хореографического образования связана в значительной мере с деятельностью педагогов-реформаторов. Так, в начале XIX в. Ш. Дидло, ведущий педагог танцевальных дисциплин в Санкт-Петербургском театральном училище, ввел систему инноваций, следствием которых являлась замена синкретической образовательной модели на специализированную. Дидло инициировал введение в практику образования станка как средства выполнения экзерсиса, выделил хореографические дисциплины, определил структуру урока классического танца, увеличил объем изучения материала и расширил исполнительскую практику. Все это привело к отделению танцевального профиля от музыкального и драматического, определив специализацию подготовки танцовщика.
Морфологический аспект позволяет выделить виды, формы и уровни хореографического образования. С одной стороны, между ними существует внутреннее единство, обусловленное общими смыслами, целями, технологиями. Вместе с тем нельзя не отметить специфичности и относительной самостоятельности каждого вида и формы хореографического образования, изменяющихся во времени. Общей тенденцией динамики системы хореографического образования является постепенный переход от синкретического образовательно-социализирующего вида (таким было отечественное хореографическое образование на заре своей истории в период первого соприкосновения с европейской хореографией) к дифференцированным по уровням, ступеням, содержанию, функциональной направленности видам и институциональным формам организации (наиболее сложную видовую структуру имеет современное хореографическое образование). Типо-логизировать систему образования возможно, положив в основания различные критерии.
По функциональной направленности хореографическое образование делится на общехудожественное и специализированное (профессио-
нальное). Общехудожественное образование, как составная часть общекультурного, ориентировано на выполнение задач творческого развития личности, ее телесной культуры, организации содержательного досуга. Конечным результатом просвещенческой и воспитательной деятельности является подготовка грамотного, владеющего достаточным уровнем художественных компетенций зрителя, способного к пониманию и адекватному оцениванию продуктов художественной культуры. Важно отметить, что такой зритель будет отдавать предпочтения высокохудожественным образцам танцевального искусства. Профессиональное образование готовит исполнителей, балетмейстеров, педагогов в сфере танцевального искусства, ориентируясь на трансляцию накопленных технологий хореографического творчества, национальных традиций отечественного танцевального искусства.
Одним из традиционных оснований для типологизации хореографического образования является его разделение по уровням (или ступеням) в соответствии со сложившейся структурой образовательной системы в целом на начальное, среднее, высшее образование. Начальный, допро-фессиональный, уровень в современной образовательной практике представлен системой дополнительного образования детей. Этот стартовый уровень подготовки дает возможность не только эстетического развития, социализации и инкуль-турации ребенка, но и ранней профессиональной ориентации, являясь условием приема в средние специальные учебные заведения соответствующего профиля.
Второй уровень системы - среднее профессиональное образование, осуществляется в двух основных типах учебных заведений: хореографических училищах и на отделениях хореографии колледжей культуры и искусства. Третий уровень образования - высшее профессиональное - представлен широкой палитрой различных типов вузов, где образовательная деятельность осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе, в очной и заочной форме, в вузах, подчиненных Министерству культуры, и в вузах, находящихся в ведении Министерства образования и науки. Все три уровня хореографического образования демонстрируют идею непрерывности профессиональной подготовки в области искусства танца.
Одним из содержательно значимых оснований для типологизации профессионального
хореографического образования является его разделение по художественно-стилевым видам танцевально-исполнительской деятельности, с ориентацией на которую осуществляется подготовка будущих специалистов. Сегодня можно выделить следующие разновидности: классическая хореография, народная хореография, современное танцевальное искусство, бальная (спортивнобальная) хореография.
Усложнение социально-культурной дифференциации в современном обществе вызывает появление разнообразных видов хореографических практик, что, в свою очередь, определяет потребность в диверсификации хореографического образования с точки зрения профильности подготовки специалистов. Каждый вид образовательной программы ориентирован на свой специфический тип учреждения культуры, для которого готовятся кадры: театры оперы и балета, ансамбли народного танца, фольклорные театры, музыкальные, молодежные театры. Каждый вид образования отличается набором и приоритетом тех или иных хореографических дисциплин. Данная палитра видов образования в области искусства танца демонстрирует субкультурное многообразие современного общества, толерантность предпочтений многообразных направлений и стилей современного искусства танца.
Немаловажным критерием морфологического структурирования хореографического образования являются финансово-организационные формы образовательной практики, такие, как государственная форма образования, частная форма или форма смешанного финансирования.
Морфологическая плоскость структуры модели хореографического образования, определяющая виды, уровни и формы образовательной деятельности, во многом детерминирует тип учебного заведения.
Анализ внутренней структуры системы хореографического образования в конкретную историческую эпоху, осуществленный по намеченной базовой модели, может не только воссоздать конкретные исторические модели хореографического образования с характерным ценностносмысловым содержанием, институциональными особенностями и морфологической структурой, но и выявить основные социокультурные факторы и механизмы, влияющие на трансформацию хореографического образования в историческом времени.
Список литературы
1. Баткин Л. М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука / под ред. Б. Б. Пиотровского. М.: Наука, 1985. 344 с.
2. Моисеев И. А. Я вспоминаю. Гастроль длиною в жизнь. М.: Согласие, 2001. 226 с.
Рукопись поступила в издательство 10 апреля 2011 г