Научная статья на тему 'Культурные аспекты хореографического образования'

Культурные аспекты хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / CULTURAL SENSES / CHOREOGRAPHIC FORMATION / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филановская Татьяна Александровна

В статье рассматривается система культурных смыслов хореографического образования. Интеллектуально-целевые смыслы хореографического образования выявляют его логические ценности, морально-регулятивные смыслы определяют социальные ценности образования, а художественно-эстетические смыслы связаны с духовными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural senses of choreographic formation

In the article the system of cultural senses of choreographic formation is considered. The intellectual-target senses of choreographic formation reveal its logic values, the morally-regulative senses define social values of formation, and the artesthetic senses are connected with cultural wealth.

Текст научной работы на тему «Культурные аспекты хореографического образования»

Т. А. Филановская

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается система культурных смыслов хореографического образования. Интеллектуально-целевые смыслы хореографического образования выявляют его логические ценности, морально-регулятивные смыслы определяют социальные ценности образования, а художественно-эстетические смыслы связаны с духовными ценностями.

Ключевые слова: культурные смыслы, хореографическое образование, социокультурный опыт.

В современной культурологии и философии культуры смысл определяется как важнейшая онтологическая характеристика культуры. Он представляется как нечто раскрывающее мир со стороны «Я» в процессе творческой познавательной деятельности, а культура рассматривается как универсальный способ творческой самореализации человека посредством обретения и утверждения смысла человеческой жизни. «В культуре не содержится ничего, кроме смыслов (и способов их передачи). Это -встреча в осмысленном мире. Онтологически культура не что иное, как внесение в мир смысла».1 Любая форма человеческой деятельности носит осмысленный характер, то есть во всяком высказывании, в поступке, в чувстве, в художественном образе есть смысл. Поэтому «обладание смыслом... - это основной характер сознания вообще, которое благодаря этому есть не только переживание, но и переживание, обладающее смыс-лом».2 Бессмысленное знание, бессмысленные поступки не могут являться культуросообразными.

Культурология классифицирует культурные смыслы по разным критериям. Мы рассмотрим культурные смыслы хореографического образования, во-первых, с точки зрения субъекта оценивания: индивидуально-субъективные и социалъно-объек-тивные. Во-вторых, определим ценности хореографического образования в системе культуры с точки зрения трех основных

типов смыслов, содержащихся в социальной информации: знаний, ценностей, регулятивов. По этому критерию выделим ин-теллектуалъно-целевые, художественно-эстетические, мо-ралъно-регулятиеные смыслы хореографического образования.

Совпадают ли смыслы социально-объективные и смыслы, продуцируемые индивидуальным человеческим сознанием? Очевидно, что ответ не может быть однозначным. Смысл любого явления, предмета определяется его предназначением, ролью, функцией. Например, объективный культурный смысл автомобиля - в его использовании как средства передвижения. Кроме того, предметы могут иметь иной смысл, субъективно-культурный, формируемый человеком, его сознанием, внутренним миром. Например, культурный смысл автомобиля престижной марки для некоторых людей заключается в повышении самооценки, статуса его владельца. Другими словами, культурный смысл предмета определяется духовностью человека, системой его внутренних ценностей, регулирующих работу его сознания. Субъективные культурные смыслы реализуются в образовательной, художественной и иной деятельности, в уроке, в произведении искусства. Не случайно Ж. Деррида определял искусство как производство смыслов. Поэтому «мир смыслов -мир продуктов человеческой мысли - велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная».3 Смысл живет тогда, когда он внешне выражен в пространстве интерсубъективности, то есть в обращении людей друг к другу и к самим себе. Свойство, качество субъективного культурного смысла определяется личностными ценностными ориентациями, когда человек определяет, какие ценности являются для него более значимыми. Для одних «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель), а для других выше и дороже дружбы ничего нет. Система ценностей у каждого человека своя, но она коррелируется с доминирующими в культуре его времени ценностными представлениями. Для людей публичных профессий сферы духовной культуры - а это и художники, танцовщики, педагоги - важно, как сформирована их иерархическая структура ценностных ориентаций, так как

именно они транслируют следующим поколениям приоритетные духовно-нравственные ориентиры. Другими словами, субъективные смыслы сознания профессионалов художественно-педагогической сферы должны максимально приближаться к объективным культурным смыслам художественного сознания актуальной эпохи. Финальные ценности: жизнь человека, свобода, справедливость, красота, гармония, счастье, дружба, любовь, гуманизм, честь и достоинство личности - высшие идеалы, важнее и значимее которых ничего нет. Они и должны стать жизненными и профессиональными ориентирами специалистов хореографической культуры.

Определим культурные смыслы хореографического образования через субъективные смыслы педагогов этой сферы, чья деятельность сама по себе является идеалом, ценностью для профессионально-корпоративного сообщества и для всей культуры в целом.

Глубинный смысл хореографического образования Г.С. Уланова связывала с сущностью танца, акцент на виртуозное исполнение которого не отражает его сути как смысловой универсалии, передающей духовные основы человеческого бытия. Смысл танца заключается в отражении самосознания и духовности человека как представителя нации с помощью особого пластического языка посредством материализации первоначальной идеальной формы. В экстернальном отношении танец является человеческой душой, сохранившей глубины памяти. Поэтому танец являет внутренний духовный мир исполнителя. Г.С. Уланова своей педагогической деятельностью демонстрировала мастеровой тип образования, основанный на традициях духовного ученичества. Он предполагает, наряду с освоением сложнейшей техники исполнения, формирование эстетически-духовной картины мира воспитанника и яркое, энергетически наполненное отражение ее в искусстве танца. Одна из учениц Г.С. Улановой, Е. Максимова, так сформулировала ее духовное влияние: «Уланова для меня - Учитель во всем: в отношении к другим людям, в оценке событий, восприятии природы и

искусства. Она всегда незримо присутствует рядом, и я до сих пор мысленно сверяю свою жизнь с тем, что бы подумала, что бы сказала Галина Сергеевна».4 Требовательный и взыскательный педагог, Уланова не пропускала ни одного мелкого недочета, требовала, чтобы ученица не только безупречно исполняла танец технически, но чтобы проживала роль героини, наполняя ее духовно-нравственными смыслами. Внутреннее духовное обогащение, развитие тонкой материи чувств, освоение эмоционально-чувственного опыта - это ценности, которые определяют культурные смыслы хореографического образования.

И.А. Моисеев, организовавший и много лет руководивший школой при Ансамбле народного танца, опосредованно определил культурные смыслы хореографического образования через идеал профессионального танцовщика, который он видел во Владимире Васильеве. «Его искусство - это и безупречное чувство координации - одно из основополагающих качеств балетного артиста, и ощущение музыкального ритма, и свободное владение грамматикой движения, техникой. Главное же - пластика Васильева одухотворена, он словно живописует сценическое пространство уверенными, осмысленными, красивыми штрихами».5 Содействие формированию одухотворенности личности танцовщика, усвоения и присвоения им универсального человекотворческого опыта - главный культурный смысл хореографического образования.

Ю.И. Громов, воспитанный вагановской школой классического танца, следовал в организации хореографического образования в СПбГУП основным принципам петербургско-ленинг-радской балетной школы: «Из школы Вагановой мы взяли две особенности: во-первых, ту одухотворенность, тот артистизм, то художественное совершенство, которое она дает, во-вторых, подготовку аппарата».6 Таким образом, культурные смыслы хореографического образования определяются особенностью внутренней природы хореографического искусства, которое эмоционально, чувственно отображает духовно-нравственные переживания, вызванные музыкой. Если искусство передает

высшие ценности и идеалы человеческого бытия, то исполнитель, правдиво создавая художественный образ, может быть только одухотворенной личностью. В данных субъективных оценках талантливых педагогов-хореографов выражены культурные смыслы хореографического образования, которые совпадают с объективными оценками. Мы подчеркнули в них художественно-эстетическую грань смысла, однако в этих оценках присутствует и моральный оттенок культурных смыслов, которые регулируют традиционные каноны технической стороны исполнительской деятельности.

Итак, выясняется, что специалисты наделяют образование, как феномен культуры, художественно-эстетическими, морально-регулятивными смыслами. Однако администратор, чиновник органов управления культурой, оценил бы смыслы профессионального хореографического образования с точки зрения восполнения кадрового состава, соответствия квалификации выпускника социальному заказу. Значит, он определил бы ценности образования с точки зрения интеллектуально-целевых культурных смыслов. Отсюда следует, что образование наделяется тремя разными типами смыслов, которые действуют совместно. Дадим краткую характеристику каждого типа культурных смыслов хореографического образования и зададимся вопросом: можно ли определить доминирующий культурный смысл?

1. Морально-регулятивные смыслы.

Моральные смыслы хореографического образования рассматриваются в регулятивной плоскости культуры. Они наиболее значимы для устойчивого функционирования системы образования как совместной жизнедеятельности людей, определяют фундаментальность, академичность, систему сложившихся традиций в этой сфере. Морально-регулятивные смыслы хореографического образования меняются сравнительно медленно, обеспечивая стабильность этой системе. Отсюда известная инерционность хореографического образования, его закрытость для общества, сложное внедрение инноваций как в содержание,

так и в технологии образовательной деятельности. Морально-регулятивные смыслы образования определяют его как инструмент регуляции в отборе и сохранении духовного наследия, так как в содержание образования отбираются ценные с точки зрения стиля и содержания произведения искусства.

Данные смыслы определяют профессиональную этику, модели поведения, а также образцы, ценности специальной профессиональной культуры педагогического коллектива. Правила поведения задаются в различных формах: соблюдение иерархии в отношениях, следование традициям в речи, во внешнем виде, почитание заслуженных деятелей. Особую роль играют референты - талантливые исполнители-педагоги, которым студенты подражают во всем, в том числе в манере исполнения. Профессиональное общественное мнение часто бывает более сильным регулятивом, чем административное управление, осуществляющее формальный контроль.

Доминирующим регулятивом в хореографическом сообществе является непреложное соблюдение требований к высокопрофессиональной технике художественно-исполнительской деятельности. Доведение мастерства студента, выпускника, вышедшего на сцену, до высокой степени совершенства - неписаное правило любого педагога. Социальная позиция педагога, который публично показывает результаты своего труда, формирует традицию строгой, жесткой дисциплины, высокой требовательности. Именно требование «подготовки аппарата» учащегося в системе А.Я. Вагановой, «свободное владение грамматикой движения» В. Васильева, требование «безупречного исполнения танца технически» Г.С. Улановой и демонстрируют морально-регулятивные смыслы хореографического образования.

Для того чтобы осмыслить, вытащить на поверхность скрытый, глубинный смысл хореографического образования, скажем, что в реальной практике всегда были и есть профессионалы высокого уровня, виртуозы формы, постигшие сложную исполнительскую технику, однако не являющиеся примером гармонично развитой личности. Напротив, эти специалисты часто демонстрируют

неприятие общественных нравственных норм и невысокий уровень эмоционального развития. Несмотря на блестяще освоенную технику исполнения, они не проникли в искусство дальше и глубже внешней формы, они не освоили тонкости и человечности развития души, что, в конечном счете, сказывается на качестве созданного ими художественного образа. Профессиональный снобизм в искусстве за внешними изысканно-утонченными манерами скрывает деформации эмоционально-нравственной сферы. Истинный культурно-ценностый смысл хореографического образования, его суть заключается не только в мастерском освоении выпускником пластического языка хореографического искусства, виртуозном владении собственным телом как инструментом профессии, но и в проникновении и познании ценности человеческой жизни, искусства, его высокого предназначения. Это определяется художественно-эстетическими смыслами хореографического образования.

2. Художественно-эстетические смыслы.

Профессиональное хореографическое образование транслирует знания, умения, специальный опыт от одного поколения к другому. Однако будущий специалист должен овладеть не только специально-профессиональным, но - не менее важно - социокультурным эмоционально-нравственным опытом. Именно этот опыт аккумулируется и сохраняется в произведениях искусства, где истина, красота, добро - основополагающие ценности. Если профессиональные компетенции формируются в процессе долгих упражнений в классе через волевые усилия, то универсальные социокультурные компетенции могут быть сформированы в практике личного опыта через переживание собственных успехов и поражений. Именно поэтому существовала традиция мастерового обучения искусствам, так как Учитель передавал не столько профессиональные навыки, сколько формировал ученика духовно, позволяя находиться рядом в любой жизненной ситуации. «Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармонической многосторонней

координации с природой и обществом», - подчеркивал Б.М. Не" 7

менский.'

Требования к личности специалиста в области хореографической культуры особые: развитое эстетическое сознание, богатый художественно-эстетический опыт, сформированность художественно-эстетического мышления. Это обязательные компоненты в структуре профессиограммы специалиста. «Эстетический опыт - это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий и т. п. характер», - отмечал В.В. Бычков.8 Французский эстетик М. Дюфрен в труде «Феноменология эстетического опыта» (1953) отмечал, что эстетический опыт порождает познавательные и нравственные отношения, гармонизируя в человеке все противоположные интенции, примиряя его с реалиями внешнего мира. Эстетическое отношение - это особый вид взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания. Оно обусловливает гармоническое единство внешнего мира культуры и сокровенного мира личности.

Эстетически воспитанный человек - это особый, другой человек, не усовершенствованный, а именно другой, так как меняется модус восприятия мира и себя в обществе, меняется эмоционально-ценностное отношение к миру и к другим, эсте-тизируется мировоззрение, обогащается палитра эмоционально-эстетического выражения богатства и разнообразия жизненных реалий. В.И. Самохвалова отмечала, что происходит «не просто обогащение бытия, а выход в иное его качество. Не имеющее эстетического измерения бытие не является подлинным бытием, но остается лишь одномерным, более или менее устроенным физическим существованием».9

Опыт эстетического отношения к действительности является социально значимым, это один из своеобразных «культурно-гомеостатических» регуляторов жизнедеятельности человека. Опыт эстетического восприятия способствует тому, что человек лучше ориентируется в среде художественной жизни. Он

выбирает для себя более выразительные, чувственные, высокохудожественные произведения искусства. Профессионалу художественно-эстетический опыт помогает внутренне безошибочно выстраивать создаваемый художественный образ, правильно расставляя акценты с учетом развитого художественного вкуса и чувства меры. Художественно-эстетический опыт, формируемый хореографическим образованием как целенаправленным и организованным процессом, позволяет противостоять продукции массовой культуры, так как этот опыт воспитывает вкус, «понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суж-дений».10

3. Интеллектуально-целевые смыслы хореографического образования. Моральные и эстетические смыслы не являются объективным с точки зрения социального взаимодействия, организации социокультурной жизни. Лишь интеллектуально-целевые смыслы объективно, прагматично оценивают повседневность и законодательно воплощаются в правовой базе. В образовании эти смыслы логичны, имеют в основании социальную пользу, фиксируются в «Законах об образовании», Уставах учебных заведений, государственных образовательных стандартах, программно-методических документах. Сегодня интеллектуально-целевые смыслы хореографического образования определяются «социальным заказом общества», современными рыночными отношениями, когда образование становится продуктом, а студент - потребителем. Действительно, хореографическое образование детерминировано уровнем и характером развития хореографического искусства, изменением его социокультурных функций в контексте актуальной культурной эпохи. При этом фундаментальные характеристики образования (систематичность, последовательность, комплекс движенческих дисциплин), его академические традиции, отчасти трансформируясь, все-таки остаются основополагающими в системе образовательной деятельности. С точки зрения целевых ориентаций общества, хореографическое образование призвано сформировать

кадровую инфраструктуру художественно-исполнительской и художественно-педагогической практики, а также подготовленную зрительскую аудиторию.

Человек, ограниченный лишь художественно-эстетическими смыслами, был бы человеком иного мира, надреального, своего собственного. Человек, ограниченный лишь морально-регулятивными смыслами, был бы «ангелом», существом-в-себе. Человек, следующий лишь объективным, прагматическим смыслам, напоминал бы робота, лишенного моральной и эстетической оценки. Интеллектуально-целевые смыслы хореографического образования выявляют его логические ценности, морально-регулятивные смыслы определяют социальные ценности, а художественно-эстетические смыслы связаны с духовными ценностями. На человеческом и социальном уровне смыслосо-зидание представляет жизнь целостно, всесторонне, наделяет ее богатством смыслов, которые вкупе определяют глубину и сложность образования. Поэтому интерпретироватъ хореографическое образование как кулътурный феномен следует в триединстве смыслов: интеллектуалъно-целевого, моралъно-регулятивного, художественно-эстетического.

Таким образом, культурно-ценностный смысл хореографического образования заключается в триедином освоении профессионального, универсального, гносеологического социокультурного опыта, благодаря которому специалист на высоком уровне исполнительского мастерства будет способен через художественный образ чувственно прожить и передать личный эмоционально-нравственный опыт как общечеловеческий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. Античная культура и современная наука. - М., 1985. - С. 304-305.

2Гуссерль Э. Амстердамские доклады П // Логос. - М., 1994. - Вып. 5. -С. 14-15.

3Кармин А.С. Языки и символы культуры, культурные коды // Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2009. -С. 114.

"Максимова Е. Мадам «Нет». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - С. 65.

5Моисеев И.А. Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь. - М.: Согласие, 2001. - С. 193.

6Хореографическая педагогика. Вопросы музыкального воспитания, актерского искусства и режиссуры: сборник статей под ред. Ю.И. Громова. -Киров: Диамант, 2007. - С. 15.

7Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981. - С. 28.

8Бычков В.В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2008. - С. 167.

9Самохвалова В.И. О ценностной составляющей эстетической культуры // Современные подходы к теории эстетического воспитания. - М.: ИХО РАО, 1999. - С. 42.

10Неменский Б.М.: указ. соч. - С. 27.

Abstract

In the article the system of cultural senses of choreographic formation is considered. The intellectual-target senses of choreographic formation reveal its logic values, the morally-regulative senses define social values of formation, and the art-esthetic senses are connected with cultural wealth.

Key words: cultural senses, choreographic formation, experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.