Научная статья на тему 'Структурная модель формирования этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы'

Структурная модель формирования этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко О. П.

В статье рассматривается сформированность этнокультурной подготовленности педагогов, готовность к профессиональной деятельности в современном полиэтничном образовательном учреждении, учет региональных особенностей и национальной специфики обучения и воспитания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article ethnocultural readiness of teachers, readiness for professional work in modern polyethnic educational institution, the account of regional features and national specificity of training and education are considered.

Текст научной работы на тему «Структурная модель формирования этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы»

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

НЕСТЕРЕНКО О.П.

В статье рассматривается сформирован-ность этнокультурной подготовленности педагогов, готовность к профессиональной деятельности в современном полиэтничном образовательном учреждении, учет региональных особенностей и национальной специфики обучения и воспитания.

Удовлетворение социокультурных потребностей этнически разнохарактерного общества, каким оно является в большинстве демократических государств, образовавшихся после распада СССР, становится частью государственной образовательной политики, Традиционно образование рассматривалось как путь передачи от поколения к поколению фундаментальных культурных ценностей, развития в человеке способностей воспринимать не только культуру своего народа, но и достижений мировой культуры, обеспечивающих естественное вхождение в мировое образовательнокультурное пространство. В этой связи современное национальное образование требует формирования умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека. В связи с этим возрастает необходимость подготовки педагогов с новым мышлением, компетентных и способных решать профессионально-педагогические и национально-ценностные задачи, особенно в многонациональном поликультурном образовательном пространстве.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований, современных публикаций по проблеме формирования этнокультурной компетентности педагогов, многолетний педагогический опыт работы автора в Приднестровском государственном университете, наблюдение практической деятельности учителей и процесса их подготовки позволяет констатировать тот факт, что в теории и технологии формирования этнокультуры учителя есть много нерешенных вопросов: не создана эффективная система этнопедагогической подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего звена, несмотря на то, что современный учитель имеет множество возможностей опираться в своей деятельности на этнокультуру, основы этнопедагогики и этнопсихологии.

Общеизвестно, что решающим фактором профессионального развития учителя является компетентностный подход к организации его обучения в последипломный период. Компетент-ностный подход рассматривается в качестве одного из ведущих в Концепции модернизации образования в Приднестровье.

Опираясь на определения профессиональной компетентности сформулированные Т.Т. Браже,

Н.В. Кузьминой, В.Н. Введенским, А.К. Марковой, нами профессиональная педагогическая компетентность определяется, как интегративная характеристика личности педагога, отражающая степень освоения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности и совокупность характеристик деятельности. Проблема формирования этнокультурной компетентности учителя связана с реализацией культурологического аспекта подготовки педагогов, возможности которого в большинстве исследований последнего десятилетия изучаются с различных точек зрения: этнокультурной коннотации содержания образования (А.Б. Панькин, Г.Г. Филипчук, Е.Н. Ненькина и др.), формирование личности в условиях поликультурного образования (В.Н. Цыбанев, Е.В. Бондаревская,

In the article ethnocultural readiness of teachers, readiness for professional work in modern polyethnic educational institution, the account of regional features and national specificity of training and education are considered.

О.В. Гукаленко и др.), подготовка педагогов к работе в поликультурном образовательном учреждении (О.В. Гукаленко, И.В. Васютенкова, А.Я. Данилюк и др).

Анализ результатов проведенных в данном направлении позволяет сформулировать в обобщенном виде понятие «этнокультурный компонент профессиональной компетентности» как совокупность сформированных этнопедагогических и этнопсихологических знаний, умений и способов деятельности обеспечивающих развитие способностей к проектированию эт-нокультурно направленного образования, личностных качеств, определяющих ценностные позиции учителя.

Диагностика сформированности этнокультурной подготовленности учительского корпуса показала, что не все педагоги в достаточной мере готовы к профессиональной деятельности в современном полиэтничном образовательном учреждении, учету региональных особенностей и национальной специфики обучения и воспитания удовлетворению образовательных потребностей обучающихся на этнокультурной основе.

Это во многом объясняется тем, что наряду с повышением фундаментальности профессионального образования, этнокультурный компонент содержания в подготовке педагогов практически отсутствует. В такой ситуации возрастает роль системы непрерывного постдипломного образования педагогов в системе повышения квалификации.

Для организации образовательного процесса на курсах повышения квалификации, соответствующего целям становления и развития этнокультурной компетентности, важно понять место этнокультурного компонента в структуре профессиональной компетентности учителя, для дальнейшего его встраивания в содержательную и процессуальную составляющую обучения. Для этого нами разработана структурная модель профессиональной компетентности учителя.

При моделировании мы опирались на изучение реально происходящего процесса обучения и исходили из понимания того, что способ моделирования объединяет в себе живой процесс обучения и развития личности.

Структурная модель разработана на основе выделения компетенций наиболее значимых в формировании этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы, особое внимание уделено интегрированию этнокультурного содержания в структуру таких компетенций как: мировоззренческая, коммуникативная, нормативно-правовая, рефлексивная, предметная и методическая. Рассматривая способ интеграции этнокультурного компонента в содержание выделенных компетенций, мы учитывали возможности интеграции по горизонтали (межпредметной) и по вертикали (преемственность между ступенями образования).

Таким образом, этнокультурный компонент встраивается в структуру той или иной компетенции по концентрическому принципу. Компетенции в свою очередь находятся в тесной взаимосвязи, обуславливающей формирование этнокультурной компетентности учителя общеобразовательной школы.

Данная структурная модель является отправной точкой при разработке модульно-компетентностной технологии, обеспечивающей результативность обучения учителей в системе повышения квалификации, достижения цели формирования каждой необходимой и значимой в этнокультурном плане компетенции, что соответствует потребности региональной системы образования в педагогических кадрах, обладающих достаточно развитой профессиональной компетентностью в вопросах этнокультурного образования, имеющих четкие мировоззренческие позиции, способных осмысленно, активно осуществлять поиск дальнейших путей самообразования и саморазвития.

Библиографический список

1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования - М., 2006 - 458с.

2. Глазунов А.Т. Управление профшколой на образовательном рынке - М., 2008 - 44с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.